Планетарный механизм преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям вращательного движения в возвратно-вращательное и наоборот. Планетарный механизм преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное содержит корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, зубчатые колеса, сателлит и водило. Неподвижное эллиптическое зубчатое колесо жестко закреплено на корпусе соосно входному валу. Еще одно эллиптическое зубчатое колесо установлено на выходном валу. Водило установлено на входном валу и соединено другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита. Сателлит состоит из эллиптического зубчатого колеса и эллиптической шестерни. Подвижное эллиптическое колесо соединено с неподвижным эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера, а эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера. Малая полуось b1 одной пары эллиптических колес может отличаться от малой полуоси b2 другой пары. Достигается расширение функциональных возможностей. 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к преобразователям вращательного движения в возвратно-вращательное и наоборот. Они могут применяться в различных станках, машинах-автоматах, буровых установках, нетрадиционных двигателях внутреннего сгорания, а также в качестве исполнительных механизмов перемешивающих устройств.

Широко известен шарнирный четырехзвенник (Смелягин А.И. Структура механизмов и машин: Учебное пособие. - М.: Высш. шк., 2006. - 304 с, стр. 89, рис. 2.31), состоящий из кривошипа, шатуна и коромысла, которые соединены вращательными кинематическими парами.

Основными недостатками рычажных механизмов, к которым относится шарнирный четырехзвенник, являются сравнительно большие габариты и невысокий коэффициент использования объема.

Известен механизм передачи движения (патент РФ №2239739, F16H 21/40), включающий в себя корпус, входной вал на упорных подшипниках, преобразователь качательного движения входного вала во вращательное движение выходного вала, выходной вал на упорных подшипниках и снабженный маховиком, отличающийся тем, что механизм передачи движения выполнен двухступенчатым, причем первая ступень включает в себя шестерню входного вала и находящиеся с ней в зацеплении две одинаковые шестерни, снабженные кривошипными пальцами и расположенные симметрично относительно вертикальной оси вращения выходного вала, причем кривошипные пальцы первой и второй ступеней попарно соединены коромыслами.

Конструкция данного механизма позволяет преобразовывать как возвратно-вращательное движение во вращательное, так и вращательное в возвратно-вращательное. Однако структурный анализ механизма показывает, что он образован из двух параллельно установленных шарнирных четырехзвенников (меньшие шестерни с пальцами - кривошипы, коромысла - шатуны, большие шестерни с пальцами - коромысла), к которым присоединены дополнительные звенья. Возвратно-вращательное движение в этом механизме получено за счет шарнирного четырехзвенника, недостатками которого являются большие габариты и невысокий коэффициент использования объема.

Известен зубчатый преобразователь вращательного движения в возвратно-вращательное (патент РФ №2528493, МПК F16H 19/08), являющийся прототипом предлагаемого изобретения и содержащий корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно входному валу, эллиптическое зубчатое колесо, установленное на выходном валу, сателлит, состоящий из цилиндрической шестерни и эллиптической шестерни, соединенных валом, водило, установленное на входном валу и соединенное другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, причем центральное неподвижное зубчатое колесо состоит в зубчатом зацеплении с цилиндрической шестерней сателлита одного с ней размера, а эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ней размера, кроме того, эллиптическая шестерня и эллиптическое зубчатое колесо установлены на своих валах таким образом, что ось вращения вала проходит через точку, называемую фокусом делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса или эллиптической шестерни сателлита, которая расположена на большой полуоси делительного эллипса на расстоянии с от центра делительного эллипса, где a и b - большая и малая полуоси делительного эллипса соответственно, и таким образом достигается непрерывность их зацепления.

В данном устройстве максимальный угол поворота выходного вала определяется эксцентриситетом e эллиптических колес, который определяется по формуле. При увеличении эксцентриситета соответственно уменьшается малая полуось b при заданной большой полуоси a, увеличивается максимальный угол поворота выходного вала. Поэтому недостатком данной конструкции является необходимость увеличения габаритов устройства для получения больших значений угла поворота выходного вала.

Задачей изобретения является создание планетарного механизма преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное, имеющего больший угол поворота выходного вала.

Техническим результатом является получение большего значения максимального угла поворота выходного вала заявляемого планетарного механизма по сравнению с прототипом при одинаковых габаритных размерах.

Технический результат достигается планетарным механизмом преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное, содержащим корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, неподвижное эллиптическое зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно входному валу, эллиптическое зубчатое колесо, установленное на выходном валу, сателлит, состоящий из подвижного эллиптического зубчатого колеса и эллиптической шестерни, повернутых на 180° относительно друг друга и соединенных валом, водило, установленное на входном валу и соединенное другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, причем подвижное эллиптическое зубчатое колесо сателлита соединено с неподвижным эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера, а эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера, при этом малая полуось b1 одной пары эллиптических колес может отличаться от малой полуоси b2 другой пары, а большие полуоси а всех эллиптических колес одинаковы, кроме того, все эллиптические колеса установлены на своих валах таким образом, что ось вращения вала проходит через точку, называемую фокусом делительного эллипса, которая расположена на большой полуоси делительного эллипса на расстоянии c1, равном, от центра делительного эллипса для одной пары колес и с2, равном, для другой пары, и таким образом достигается непрерывность их зацепления.

Технический результат достигается за счет замены пары цилиндрических колес парой эллиптических колес, при этом угол поворота выходного вала увеличивается в 1,2-1,8 раза.

На фиг. 1 показана структурная схема планетарного механизма, на фиг. 2 показан вид А без корпуса, на фиг. 3 показан вид Б без корпуса, на фиг. 4 показаны графики зависимостей углов поворота выходного вала от входного вала.

Планетарный механизм преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное состоит из корпуса 1, в котором соосно установлены входной 2 и выходной 3 валы, неподвижного эллиптического зубчатого колеса 4, жестко закрепленного на корпусе соосно входному валу 2, эллиптического зубчатого колеса 5, установленного на выходном валу 3, сателлита, состоящего из подвижного эллиптического зубчатого колеса 6 и эллиптической шестерни 7, повернутых на 180° относительно друг друга и соединенных валом 8, водила 9, установленного на входном валу 2 и соединенного другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита. Неподвижное эллиптическое зубчатое колесо 4 и подвижное эллиптическое зубчатое колесо 6 состоят в зацеплении и имеют одинаковые размеры, эллиптическая шестерня 7 и эллиптическое зубчатое колесо 5 также состоят в зацеплении и имеют одинаковые размеры, при этом малая полуось b1 одной пары эллиптических колес может отличаться от малой полуоси b2 другой пары, а большие полуоси а всех эллиптических колес одинаковы. Все эллиптические колеса установлены на своих валах таким образом, что ось вращения вала проходит через точку, называемую фокусом делительного эллипса, которая расположена на большой полуоси делительного эллипса на расстоянии с1, равном, от центра делительного эллипса для одной пары колес и с2, равном, для другой пары, и таким образом достигается непрерывность их зацепления.

Планетарный механизм работает следующим образом. Входному валу 2 сообщается вращательное движение, которое передается водилу 9, благодаря этому подвижное эллиптическое зубчатое колесо 6 обкатывается по неподвижному эллиптическому зубчатому колесу 4, вращательное движение подвижного колеса 6 через вал 8 и эллиптическую шестерню 7 передается эллиптическому зубчатому колесу 5 и выходному валу 3, при указанном соотношении размеров эллиптических колес выходной вал 3 через полный оборот входного вала 2 оказывается в том же положении, однако благодаря переменным передаточным отношениям пар эллиптических колес 4 и 6, 7 и 5 совершает возвратно-вращательное движение.

Для сравнения на фиг. 4 показаны графики зависимостей углов поворота выходного вала 3 от входного вала 2 при следующих параметрах: ϕ31 - прототип, а=25, b=20, с=15, е=0,6; ϕ32 - заявляемое устройство, а=25, b1=b2=20, c1=c2=15, e12=0,6. Анализ графиков показывает, что использование пары эллиптических колес 4 и 6 вместо цилиндрических приводит к увеличению максимального угла поворота.

Планетарный механизм преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное, содержащий корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, эллиптическое зубчатое колесо, установленное на выходном валу, сателлит, состоящий из вала и расположенной на нем эллиптической шестерни, водило, установленное на входном валу и соединенное другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, причем эллиптическая шестерня сателлита состоит в зубчатом зацеплении с эллиптическим зубчатым колесом одного с ней размера, отличающийся тем, что на корпусе соосно входному валу жестко закреплено неподвижное эллиптическое зубчатое колесо, которое находится в зацеплении с подвижным эллиптическим зубчатым колесом одного с ним размера, расположенным на валу сателлита вместе с эллиптической шестерней, причем подвижное эллиптическое зубчатое колесо повернуто на 180° по отношению к эллиптической шестерне, при этом малая полуось b1 одной пары эллиптических колес может отличаться от малой полуоси b2 другой пары, а большие полуоси а всех эллиптических колес одинаковы, кроме того, все эллиптические колеса установлены на своих валах таким образом, что ось вращения вала проходит через точку, называемую фокусом делительного эллипса, которая расположена на большой полуоси делительного эллипса на расстоянии c1, равном , от центра делительного эллипса для одной пары колес и с2, равном , для другой пары, и таким образом достигается непрерывность их зацепления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Коробка передач содержит три последовательно соединенных модуля.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к зубчатым передачам. Система взаимосвязи двух валов с неизменным взаимным зацеплением шестеренок имеет входной 1 и выходной 2 валы.

Изобретение относится к коробкам передач большегрузных машин: автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и др. техники.

Изобретение относится к планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит ведущий вал и три планетарных ряда: ведомый, промежуточный и вспомогательный.

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач состоит из 8-ступенчатого трехвального соосного агрегата, имеющего четыре пары зацепленных шестерен, при этом обе опоры входного вала расположены внутри агрегата простого трехзвенного планетарного механизма и шести муфт переключения передач.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к редукторам с зубчатыми передачами. Редуктор с плавающим колесом и многоступенчатая реверсируемая трансмиссия с плавающим колесом содержат: переднюю планетарную зубчатую передачу, заднюю планетарную зубчатую передачу, плавающее колесо с двумя зубчатыми венцами.

Группа изобретений относится к коробкам передач. В первом варианте изобретения планетарная согласующая коробка передач включает корпус, планетарный механизм с подвижным в осевом направлении водилом, на котором закреплен один сателлит, три соосных входных вала с малыми центральными зубчатыми колесами, выходной вал и привод осевого перемещения водила.

Изобретение относится к планетарным коробкам передач. Коробка передач содержит ведущий вал и два планетарных ряда: ведомый и вспомогательный.

Изобретение относится к конструкции ступенчатой планетарной коробки передач. Автоматическая коробка передач, реализующая девять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, содержит картер (19), входное звено (20), выходное звено (21), гидродинамический преобразователь крутящего момента и планетарный редуктор.

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения и касается конструкции ступенчатой планетарной коробки передач, которая может быть использована в автоматических трансмиссиях, управляемых с помощью электронного блока и гидравлики и предназначенных для транспортных средств.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования вращательного движения в возвратно-вращательное и наоборот. Зубчатый преобразователь вращательного движения в возвратно-вращательное включает корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, эллиптическое зубчатое колесо, сателлит, состоящий из цилиндрической шестерни и эллиптической шестерни, соединенных валом, водило, установленное на входном валу и соединенное другим концом через вращательную кинематическую пару с валом сателлита.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин. .

Изобретение относится к общему машиностроению , а именно к механизмам для преобразования качательного движения во враш ,ательное. .

Изобретение относится к общему машиностроению, а более конкретно к механизмам преобразования движения. Механизм преобразования возвратно-поступательного движения в непрерывное вращательное содержит два ведомых вала, передающий вал, ведущее звено в виде разомкнутой цепи, а также замкнутую гибкую цепную связь. Все валы снабжены двумя звездочками, а звездочки передающего вала установлены на обгонных муфтах. Достигается повышение надежности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная коробка передач содержит корпус с установленными в нем двумя простыми трехзвенными планетарными механизмами. В опорах корпуса установлены валы солнечных шестерен планетарных механизмов, на этих валах с зубчатыми венцами на торцах свободно установлены входной и выходной трубчатые валы водила с зубчатыми венцами. На трубчатых валах расположены коаксиальные валы корпусов эпициклических колес также с зубчатыми венцами. На внутренних стенках корпусов закреплены зубчатые венцы с двухпозиционными муфтами остановки водила или эпициклического колеса. На выходе вала солнечной шестерни первого планетарного механизма свободно установлена ведущая шестерня согласующего редуктора с зубчатым венцом и двухпозиционной муфтой на входе шестерни и с зубчатым венцом на выходе шестерни около зубчатого венца вала солнечной шестерни. Ведомая шестерня согласующего редуктора с зубчатым венцом закреплена на трубчатом валу, свободно установленном на валу солнечной шестерни второго планетарного механизма около зубчатого венца на входе этого вала, расположенного рядом с зубчатым венцом внешней стенки корпуса и оснащенного двусторонней муфтой переключения, на выходе трубчатого вала шестерни закреплен зубчатый венец с двухпозиционной муфтой переключения. Обеспечивается снижение веса и металлоемкости планетарной коробки передач. 1 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Планетарная коробка передач содержит корпус, простой трехзвенный планетарный механизм, состоящий из солнечной шестерни, эпициклического колеса и водила с сателлитами. Водило и корпус эпициклического колеса имеют валы с зубчатыми венцами и муфту остановки эпициклического колеса. Входной вал имеет трехпозиционный зубчатый венец, на котором установлена муфта переключения, вал солнечной шестерни с зубчатыми венцами на торцах установлен в опоре зубчатого венца ведущей шестерни и в опоре задней стенке корпуса агрегата с зубчатым венцом. Водило закреплено на входном и выходном трубчатых валах с зубчатыми венцами, корпус эпициклического колеса закреплен на входном и выходном коаксиальных валах с зубчатыми венцами. На передней внутренней стенке корпуса агрегата рядом с зубчатыми венцами входных валов закреплен зубчатый венец с муфтой остановки водила или эпициклического колеса. Рядом с зубчатыми венцами выходных валов установлен ведущий трубчатый вал с зубчатым венцом на входе вала и ведущей шестерней с зубчатым венцом на выходе этого вала рядом с зубчатым венцом вала солнечной шестерни, на котором расположена муфта переключения. Обеспечивается снижение габаритов и металлоемкости планетарной коробки передач. 1 ил.
Наверх