Коробка передач с двумя сцеплениями

Изобретение относится к транспортным автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями состоит из узла двойного сцепления, корпуса с параллельно размещенными в нем двумя ведомыми валами, двумя соосными входными валами. Соосные входные валы расположены один внутри другого, с жестко установленными на одном из них шестернями четных передач, а на другом - шестернями нечетных передач, входящих в зацепление с шестернями постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткого соединения с помощью муфт переключения с ведомыми валами, на концах которых нарезаны ведущие шестерни главной передачи, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала. Шестерня шестой передачи находится на одном ведомом валу с шестерней седьмой передачи, на которой установлены ступица муфты и муфта включения седьмой или девятой передачи, соединяющая шестерню: на седьмой передаче - с ведомым валом; на девятой - с трубчатым валом, который жестко связан с ведомой шестерней шестой передачи. Достигается высокая степень унификации и снижение затрат на производство и ремонт. 10 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям.

Известна коробка передач с двумя многодисковыми сцеплениями, содержащая два соосных ведущих вала, расположенных один внутри другого, с установленными на них шестернями четных и нечетных передач, входящих в зацепление с шестернями постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткого соединения с помощью синхронизаторов с ведомыми валами (Иванов А.Н., Солнцев А.Н., Гаевский В.В. и другие. Основы конструкции автомобиля. - М.: ООО «Книжное издательство» «За рулем»», 2005. - 166 с: ил.).

В современных автомобильных коробках передач (КП) с двумя сцеплениями с несоосным расположением входного и выходного валов применяются главным образом зубчатые колеса с постоянным зацеплением. Перспективные несоосные КП, при решения большего количества эксплуатационных задач, должны обладать возможностью модификации с максимально возможной унификацией между различными модификациями КП.

Наиболее подходящей в качестве прототипа является 8-ступенчатая несоосная КП с двумя сцеплениями Daimler Ag, обладающая схожим фрагментом конструкции (см. патент DE 102013019132 А1, от 21.05.2015 г., фиг. 1).

КП состоит из корпуса с параллельно размещенными в нем двумя ведомыми валами и двумя соосными входными валами, расположенными один внутри другого, с жестко установленными на одном из них шестернями четных, а на другом - шестернями нечетных передач. На двух ведомых валах свободно установлены по две пары шестерен, а между каждой парой - трехпозиционный синхронизатор. На концах ведомых валов установлены ведущие шестерни главной передачи, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала. Интересующий фрагмент-прототип конструкции КП включает в себя ведомую шестерню пятой передачи, на которой установлена муфта включения пятой передачи и заднего хода. В момент включения пятой передачи муфта связывает шестерню с ведомым валом через закрепленный на нем зубчатый венец, а на передаче заднего хода - с ведомой шестерней одноименной передачи.

Недостатком КП является нерациональное использование фрагмента-прототипа. А именно, не использована возможность получения при его помощи дополнительной передачи, путем соединения двух ведомых шестерен четной и нечетной передач, без изменения общего числа шестерен и муфт переключения, участвующих в передаче крутящего момента.

Целью изобретения является создание фрагмента конструкции многоступенчатой несоосной КП с двумя сцеплениями, позволяющего увеличивать число передач, не изменяя общее число шестерен и муфт переключения.

Указанная цель достигается тем, что шестерня шестой передачи находится на одном ведомом валу с шестерней седьмой передачи, на которой установлены ступица муфты и муфта включения седьмой или девятой передачи, соединяющая шестерню: на седьмой передаче - с ведомым валом; на девятой - с трубчатым валом, который жестко связан с ведомой шестерней шестой передачи.

Рассматривая фрагмент-прототип 8-ступенчатой КП Daimler Ag, учитывая, указанный выше, его недостаток и устраняя его в рамках данного изобретения, получим несоосную 8-ступенчатую КП, а ее модификацию с девятой передаче получим путем изменения муфты включения седьмой передачи с двухпозиционной на трехпозиционную, оставляя общее число шестерен и муфт переключения неизменным.

На фиг. 1 показана кинематическая схема 8-ступенчатой КП с двумя сцеплениями. Яркими линиями обозначены детали КП, участвующие в предлагаемом изобретении, а бледными линиями остальные детали КП. Они в данном изобретении не рассматриваются, соответствуют известному уровню техники и понятны специалисту.

На фиг. 2 представлена таблица с основными характеристиками КП, включающими в себя: номера передач, возможные величины передаточных чисел (и - приведены с учетом передаточного числа главной передачи), интервалы между соседними передаточными числами (q) и диапазон передаточных чисел (D).

На фиг. 3 показана кинематическая схема 9-ступенчатой модификации 8-ступенчатой КП.

На фиг. 4 представлена таблица с основными характеристиками 9-ступенчатой КП.

На фиг. 5 показана кинематическая схема 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, содержащая предлагаемый фрагмент конструкции.

На фиг. 6 представлена таблица с основными характеристиками 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, представленной на фиг. 5.

На фиг. 7 показана кинематическая схема 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями соответствующей изобретению конструкции.

На фиг. 8 представлена таблица с основными характеристиками 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, представленной на фиг. 7.

На фиг. 9 показана кинематическая схема 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями соответствующей изобретению конструкции.

На фиг. 10 представлена таблица с основными характеристиками 9-ступенчатой КП с двумя сцеплениями, представленной на фиг. 9.

В состав, представленного на фиг. 1, интересующего, в рамках данного изобретения, фрагмента конструкции, входят установленные в опорах корпуса 1 два соосных входных вала 2 и 3, расположенные один внутри другого, и установленный параллельно с ними ведомый вал 4. Шестерня 5 жестко закреплена на входном валу 2. Шестерни 6 и 7 жестко закреплены на входном валу 3. Шестерни 8 и 9 свободно установлены на ведомом валу 4 и попарно зацеплены с шестернями 6 и 7 соответственно. С шестерней 8 жестко связан трубчатый вал 10, свободно установленный на ведомом валу 4. Ведущая шестерня главной передачи 11 жестко связана с ведомым валом 4 и находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 12 главной передачи. Муфта А(13) расположена на ступице 14, жестко связанной с шестерней 15, которая свободно установлена на трубчатом валу 10 и сцеплена с шестерней 5. Зубчатый венец 16 закреплен на ведомом валу 4. Муфта В(17) расположена на ведомом валу 4 между шестернями S и 9. Ведомый диск 18 правого сцепления (П) установлен на входном валу 2, а ведомый диск 19 левого сцепления (Л) установлен на входном валу 3.

В состав, представленного на фиг. 3, фрагмента входят те же самые детали, что и у рассмотренного выше состава фрагмента 8-ступенчатой КП, но вместо муфты А(13) на ступице 14 установлена муфта С(20). И дополнительно, на трубчатом валу 10 закреплен зубчатый венец 21.

Работа фрагмента конструкции 8-ступенчатой КП, представленной на фиг. 1, осуществляется следующим образом.

6 передача.

Включаем левое сцепление (Л), муфта B в левом положении. Муфту А переключаем в левое положение. Крутящий момент с входного вала 3 через пару сцепленных шестерен 6-8 и муфту В передается на ведомый вал 4, жестко связанную с ним ведущую шестерню главной передачи 11 и зубчатое колесо 12. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

7 передача.

Включаем правое сцепление (П), муфта А в левом положении, муфту В переключаем в правое положение. Крутящий момент с входного вала 2 через пару шестерен 5-15, ступицу 14 и муфту А передается через зубчатый венец 16 на ведомый вал 4 и ведущую шестерню главной передачи 11. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

8 передача.

Включаем левое сцепление (Л), муфта B в правом положении. Крутящий момент с входного вала 3 через пару сцепленных шестерен 7-9 и муфту В передается на ведомый вал 4 и жестко связанную с ним ведущую шестерню главной передачи 11. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Работа фрагмента конструкции 9-ступенчатой КП, представленной на фиг. 3, осуществляется следующим образом.

6 и 8 передачи.

Осуществляются аналогично, рассмотренной выше, работе 8-ступенчатой КП на 6 и 8 передачах соответственно.

7 передача

Осуществляется аналогично, рассмотренной выше, работе 8-ступенчатой КП на 7 передаче, но вместо муфты А крутящий момент передается муфтой С, находящейся в правом положении.

9 передача.

Включаем правое сцепление (П), муфты В и С в правом положении. Крутящий момент с входного вала 2 через пару сцепленных шестерен 5-15, ступицу 14 и муфту С передается через зубчатый венец 21 на трубчатый вал 10, сцепленные шестерни 8-6, вал 3, шестерни 7-9, муфту В, ведомый вал 4 и жестко связанную с ним ведущую шестерню 11. Далее по общеизвестному уровню техники работы главной передачи.

Техническим результатом использования фрагмента конструкции, предлагаемого данным изобретением, является возможность увеличивать число передач в коробках передач с двумя сцеплениями, не изменяя общее число шестерен и муфт переключения, что обеспечивает высокую степень унификации и снижение затрат на производство и ремонт.

На кинематических схемах представлены только некоторые возможные 8- или 9-ступенчатые КП с двумя сцеплениями с предлагаемым фрагментом конструкции.

Термин «несоосная коробка передач с двумя сцеплениями» подразумевает существующие или вновь проектируемые несоосные КП, к которым может быть применен рассмотренный способ в объеме формулы изобретения. При этом вновь получаемая КП может быть в единственном варианте конструктивного исполнения, но с указанными признаками, существенными и взаимосвязанными между собой, образующими устойчивую совокупность существенных признаков, достаточную для получения технического результата

Коробка передач с двумя сцеплениями, состоящая из узла двойного сцепления, корпуса с параллельно размещенными в нем по меньшей мере двумя ведомыми валами, двумя соосными входными валами, расположенными один внутри другого, с жестко установленными на одном из них шестернями четных передач, а на другом - шестернями нечетных передач, входящих в зацепление с шестернями постоянного зацепления соответствующих передач, имеющих возможность жесткого соединения с помощью муфт переключения с ведомыми валами, на концах которых нарезаны ведущие шестерни главной передачи, зацепленные с ведомым колесом, закрепленным на корпусе дифференциала, отличающаяся тем, что шестерня шестой передачи находится на одном ведомом валу с шестерней седьмой передачи, на которой установлены ступица муфты и муфта включения седьмой или девятой передачи, соединяющая шестерню: на седьмой передаче - с ведомым валом; на девятой - с трубчатым валом, который жестко связан с ведомой шестерней шестой передачи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач с двумя сцеплениями. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения третьей-пятой и восьмой-четвертой передач.

Изобретение относится к системе коробки передач. Коробка передач (10) состоит из первой шестерни (20), имеющей наружный зубчатый венец, ряда ведущих шестерен (80), находящихся в зацеплении с наружным зубчатым венцом первой шестерни (20), второй шестерни (30), ряда третьих шестерен (40), где каждая из третьей шестерни (40) соосно соединена с четвертой шестерней (50), имеющей наружный зубчатый венец, и пятой шестерни (60).

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с параллельно размещенными в нем входными и одним выходным валами.

Изобретение относится к коробкам передач. Коробка передач содержит шестерню, свободно установленную на дополнительном валу, которая через трубчатый вал соединяется муфтой переключения с одной шестерней, установленной на дополнительном валу.

Изобретение относится к способу получения вариантов конструкции соосной коробки передач с двумя сцеплениями. Коробка передач содержит узел двойного сцепления, корпус с параллельно размещенными в нем входными валами, выходным, промежуточным и дополнительным валами.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач между соседними ведомыми шестернями четной и нечетной передач предусмотрена возможность установки соединительной муфты - первая муфта соединяет жесткой связью ведомые шестерни четвертой и седьмой передач, установленные на первом ведомом валу, вторая муфта соединяют жесткой связью ведомые шестерни пятой и шестой передач, установленные на втором ведомом валу.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфта переключения второй-шестой и первой-седьмой передач.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям для использования в транспортных средствах: переднеприводных легковых автомобилях и грузовых автомобилях малой грузоподъемности.

Изобретение относится к гидромеханической трансмиссии для транспортного средства. Трансмиссия (10) включает в себя конструкцию (12), первый входной рабочий орган (15), соединенный с первичным двигателем (13), и второй входной рабочий орган (45), поддающийся приведению в действие благодаря функционированию гидравлического приводного двигателя (40).

Изобретение относится к соосной коробке передач со сдвоенным сцеплением. На входе в коробку передач (КП) расположено сдвоенное сцепление.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Кинематическая схема гибридной силовой установки, содержащая двигатель внутреннего сгорания, муфту сцепления, обратимую электрическую машину, коробку переключения передач, главную передачу и блок промежуточной шестерни, при этом вал обратимой электрической машины соединен кинематически с входным валом коробки переключения передач через включаемую-выключаемую зубчатую передачу с изменяемым межосевым расстоянием.

Изобретение относится к модульным коробкам передач. Многоступенчатая коробка передач состоит из картера с внутренней стенкой, в опорах которых соосно расположены входной и выходной валы, параллельный им промежуточный вал.

Изобретение относится к транспортным средствам и может быть использовано в автомобилях-тягачах, тракторах, дорожно-строительной и др. технике.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Девятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Девятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к коробкам передач транспортной техники. Четырнадцатиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой, с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к механическим коробкам передач транспортных машин. Десятиступенчатая коробка передач содержит картер с промежуточной стенкой с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами.

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Восьмиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы, установленный параллельно им промежуточный вал.

Изобретение относится к механическим коробкам передач. Шестиступенчатая коробка передач содержит соосные входной и выходной валы и промежуточный вал, установленный параллельно им.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом.
Наверх