Узел крышки транспортно-пускового контейнера

Изобретение относится к космической технике. В узле крышки транспортно-пускового контейнера (ТПК), состоящем из поворотной крышки, закрепленной на неподвижном элементе ТПК, размещено по меньшей мере по одному установленному на оси вращения поворотному упору с выступами, один из которых плоский, а другой сферический. Плоский выступ с одной стороны взаимодействует с элементом фиксации, размещенным на поворотной крышке, а с другой стороны - с малым космическим аппаратом (МКА), сферический выступ размещен выше оси вращения поворотного упора и взаимодействует в рабочем положении с пластиной, установленной на поворотной крышке, причем ось вращения пластины смещена относительно оси вращения поворотной крышки. Техническим результатом изобретения является обеспечение начала движения МКА. 2 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК), предназначенных для запуска малых космических аппаратов (МКА), например спутников формата «CubeSat».

Известна поворотная крышка, входящая в состав транспортно-пускового контейнера для автономной научной аппаратуры, крепящаяся к заходной рамке и фиксирующаяся в открытом и закрытом положениях (см. патент RU 2536417).

Недостатком известного устройства является то, что поворотную крышку вручную открывают и фиксируют магнитом, после чего космонавт производит толчковое движение рукой в скафандре за ручку контейнера в направлении отделения спутника. Таким образом, автоматический запуск спутника невозможен.

Известен также узел крышки, входящий в состав транспортно-пускового контейнера для запуска пико- и наноспутников и состоящий из заходной рамки, снабженной поворотной крышкой, крепящейся к заходной рамке и оснащенной по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии поворотную крышку в открытое положение. Открывание крышки происходит под действием пружин кручения после срабатывания устройства запуска, которое может быть выполнено либо в виде разборной ручки со спусковым крючком, либо в виде электромагнита (см. патент RU 2541617).

Недостатком известного устройства является то, что непосредственно с раскрытием поворотной крышки под действием стартовой пружины начинается движение толкателя, который выталкивает спутник из контейнера. Поэтому в случае недостаточной скорости поворота крышки выходящий из контейнера спутник может натолкнуться на части крышки или элементы на ней закрепленные, что в свою очередь может повлиять на ориентацию и (или) скорость запуска спутника из ТПК либо вообще сделать такой запуск невозможным. Таким образом, недостатком указанной конструкции является недостаточная надежность.

Задачей заявленного технического решения является повышение надежности процедуры запуска с помощью ТПК малого космического аппарата.

Техническим результатом настоящего изобретения является обеспечение начала движения малого космического аппарата под действием толкателя только после поворота крышки на заданный угол.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается тем, что в узле крышки транспортно-пускового контейнера, состоящем из поворотной крышки, закрепленной на неподвижном элементе транспортно-пускового контейнера, оснащенным по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии данную поворотную крышку в открытое положение, и как минимум одним элементом фиксации, на неподвижном элементе транспортно-пускового контейнера размещено по меньшей мере по одному установленному на оси вращения поворотному упору с выступами, один из которых плоский, а другой сферический, плоский выступ с одной стороны взаимодействует с элементом фиксации, размещенным на поворотной крышке, а с другой стороны - с малым космическим аппаратом, сферический выступ размещен выше оси вращения поворотного упора и взаимодействует в рабочем положении с пластиной, установленной на поворотной крышке, причем ось вращения пластины смещена относительно оси вращения поворотной крышки.

При этом пластина может иметь скос со стороны поворотного упора, а поворотный упор может быть выполнен с регулируемым сферическим выступом.

Конструкция узла крышки транспортно-пускового контейнера поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен общий вид узла крышки ТПК при закрытой поворотной крышке. Часть неподвижного элемента условно вырезана.

На фиг. 2 представлены узел крышки ТПК, взаимное расположение упоров и пластин при закрытой поворотной крышке. Часть поворотной крышки, неподвижного элемента ТПК и элементов, на них закрепленных, условно вырезаны.

На фиг. 3 представлена поворотная крышка ТПК с фиксаторами.

На фиг. 4 представлен поворотный упор.

На фиг. 5 представлен вариант поворотного упора с регулируемым сферическим выступом.

На фиг. 6 представлена пластина.

На фиг. 7 представлена траектория движения сферического выступа упора при его повороте. Часть поворотной крышки, неподвижного элемента ТПК и элементов, на них закрепленных, условно вырезаны.

На фиг. 8 представлен общий вид узла крышки ТПК при удержании МКА упором при открывающейся поворотной крышке. Часть неподвижного элемента и элементов, на нем закрепленных, условно вырезаны.

На фиг. 9 представлен общий вид узла крышки ТПК при открывающейся поворотной крышке и начинающем движение МКА.

Элементы начертежах, поясняющих заявленное устройство, отображены с двух сторон с обозначением нумерации только с одной стороны для более удобного восприятия.

Узел крышки ТПК состоит из поворотной крышки 1, закрепленной на неподвижном элементе 2 ТПК. Он оснащен по меньшей мере одной пружиной 3, переводящей в свободном состоянии данную поворотную крышку 1 в открытое положение, и как минимум одним элементом фиксации 4. Элемент фиксации 4 может быть выполнен в виде упорного винта или может быть подпружинен.

На неподвижном элементе 2 ТПК размещено по меньшей мере по одному установленному на оси вращения 5 поворотному упору 6 с выступами, один из которых плоский 7, а другой сферический 8.

Плоский выступ 7 с одной стороны взаимодействует с расположенным на поворотной крышке 1 элементом фиксации 4, фиксирующим поворотный упор 6 при закрытой поворотной крышке 1, а с другой стороны с МКА 9.

Сферический выступ 8 размещен выше оси вращения 5 поворотного упора 6. Напротив него на поворотной крышке 1 через проставку 10 устанавливается пластина 11, располагаемая в пазу 12 неподвижного элемента 2 ТПК. Ось вращения 13 пластины 11 смещена относительно оси вращения 14 поворотной крышки 1 ТПК.

При этом пластина 11 может иметь со стороны сферического выступа 8 поворотного упора 6 скос 15, а поворотный упор 6 может быть выполнен с регулируемым сферическим выступом 8, позволяющим регулировать зазор между поворотным упором 6 и пластиной 11.

Размещение оси вращения 5 поворотного упора 6 таково, что при нахождении пластины 11 под сферическим выступом 8 поворотного упора 6 поворот последнего невозможен, так как он при этом упирается в пластину 11. При отсутствии же пластины 11 в зоне ее контакта со сферическим выступом 8 поворотный упор 6 может свободно повернуться на угол, при котором он не мешает выходу МКА 5 из ТПК.

Устройство работает следующим образом.

Перед установкой МКА 9 в ТПК поворотный упор 6 разворачивают в вертикальное положение, устанавливают МКА 9, после чего поворотный упор 6 поворачивают до контакта его плоского выступа 7 с МКА 9. При закрытии поворотной крышки 1 пластина 11 размещается в пазу 12 неподвижного элемента 2 ТПК и устанавливается под сферическим выступом 8 поворотного упора 6, верхняя поверхность плоского выступа 7 поворотного упора 6 поджимается элементом фиксации 4.

При открывании поворотной крышки 1 МКА 9 под действием толкателя начинает движение вверх, в результате чего поворотный упор 6 начинает поворачиваться на оси вращения 5, выбираются зазоры (на чертеже не показаны) между пластиной 11 и сферическим выступом 8 поворотного упора 6, а также между пластиной 11 и внутренними поверхностями паза 12 неподвижного элемента 2, после чего движение поворотного упора 6 приостанавливается. Поворотная крышка 1 при этом продолжает открываться.

Во время дальнейшего поворота поворотной крышки 1 пластина 11 за счет того, что ее ось вращения 13 смещена относительно оси вращения 14 поворотной крышки 1, смещается из зоны своего контакта со сферическим выступом 8 поворотного упора 6. За счет сферической формы этого выступа трение между ним и пластиной 11 при ее движении вдоль сферического выступа 8 поворотного упора 6 минимально. В момент, когда пластина 11 смещается настолько, что перестает препятствовать развороту поворотного упора 6, последний под действием МКА 9 поворачивается, и МКА 9, движимый толкателем, выходит из ТПК. Угол открытия поворотной крышки 1, при котором это происходит, зависит от величины выступания пластины 11 за сферический выступ 8 поворотного упора 6 и расположения оси вращения 13 пластины 11 относительно оси вращения 14 поворотной крышки 1.

Заявленное техническое решение позволит при запуске спутников с помощью ТПК повысить надежность такого запуска за счет обеспечения выхода спутника под действием толкателя только после открывания крышки на заданный угол.

1. Узел крышки транспортно-пускового контейнера, состоящий из поворотной крышки, закрепленной на неподвижном элементе транспортно-пускового контейнера, оснащенный по меньшей мере одной пружиной, переводящей в свободном состоянии данную поворотную крышку в открытое положение, и как минимум одним элементом фиксации, отличающийся тем, что на неподвижном элементе транспортно-пускового контейнера размещено по меньшей мере по одному установленному на оси вращения поворотному упору с выступами, один из которых плоский, а другой сферический, плоский выступ с одной стороны взаимодействует с элементом фиксации, размещенным на поворотной крышке, а с другой стороны с малым космическим аппаратом, сферический выступ размещен выше оси вращения поворотного упора и взаимодействует в рабочем положении с пластиной, установленной на поворотной крышке, причем ось вращения пластины смещена относительно оси вращения поворотной крышки.

2. Узел крышки транспортно-пускового контейнера по п. 1, отличающийся тем, что пластина имеет скос со стороны поворотного упора.

3. Узел крышки транспортно-пускового контейнера по п. 1, отличающийся тем, что поворотный упор выполнен с регулируемым сферическим выступом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационно-космической технике. Воздушно-реактивная стартовая система космической ракеты содержит основание, выполненное из верхнего невращающегося кольца, к которому крепятся опорные штанги для космической ракеты.

Изобретение относится к авиационно-космической технике. Воздушно-реактивная с электрическим запуском стартовая система космической ракеты содержит основание, выполненное из верхнего невращающегося кольца, к которому крепятся одними своими концами опорные штанги для космической ракеты.

Группа изобретений относится к технологиям осуществления сверхбыстрых полетов в атмосфере планет. Конструкция и рабочие режимы летательных аппаратов для этой цели обеспечивают высокую синергию теплофизических и газодинамических процессов взаимодействия с атмосферой.

Изобретение относится к воздушно-космической технике. Летательный аппарат содержит блок управления с возможностью выдачи импульсных или непрерывных напряжений, прямоугольную камеру с амортизатором внутри с закруглениями между стенками.

Использование: в области электротехники при эксплуатации никель-водородных аккумуляторных батарей (АБ) в автономных системах электропитания (СЭП) космических аппаратов (КА), функционирующих на низкой околоземной орбите.

Изобретение относится к области космической техники и может быть использовано при разработке ускоренного режима восстановления ориентации орбитального космического аппарата (КА) с применением астродатчика.

Изобретение относится к конструкции космической техники. Силовой каркас состоит из цилиндрических стержней, расположенных под углом друг к другу, с узлами соединения в местах их пересечения.

Группа изобретений относится к ракетной технике. Ракета-носитель (РН) содержит как минимум одну возвращаемую ступень с крыльями и хвостовым оперением, маршевую и управляющую двигательные установки.

Изобретение относится к космической технике, а именно к способам старта ракет. В способе старта тяжелой ракеты разгоняется ракета на стартовой тележке по наклонной прямой с направляющими рельсами.

Группа изобретений относится к космической технике. Способ запуска микро- и наноспутников заключается в том, что после установки запускаемого спутника с одноосным гироскопом на основании и после выбора с помощью электромеханической системы ориентации заданного направления производится раскрутка гироскопа и запуск аппарата.

Изобретение относится к области машиностроения, где необходимо осуществить мягкую посадку объекта с помощью посадочного устройства по вертикальной схеме. Посадочное устройство содержит посадочные опоры с центральными стойками, содержащими главный цилиндр с сотовым энергопоглотителем и узел крепления к корпусу космического корабля, телескопический шток с механизмом выдвижения, шарнирно связанную с телескопическим штоком опорную тарель. Посадочная опора снабжена тросами из высокомодульного материала. Пневматический раздвижной упор штоком соединен с главным цилиндром, а корпусом – с поперечной балкой, закрепленной в нише посадочной опоры. Техническим результатом изобретения является увеличение области устойчивости к опрокидыванию космического корабля при его посадке. 3 ил.

Изобретение относится к космической технике, а именно к малым космическим модулям (КМ). КМ содержит силовой корпус блочного типа в виде скрепленных ребер правильной призмы с торцевыми панелями, имеющими вырезы для корпуса оптико-электронного модуля (ОЭМ) и для крепления блока реактивной двигательной установки (ДУ). Несущая конструкция корпуса призмы выполнена из n многослойных боковых сотовых панелей, где n=4, 6, 8 …, одни из которых - приборные, с проложенными внутри тепловыми трубами, а другие – корпусные. Боковые панели скреплены между собой по периметру в чередующейся последовательности. По периметру каждой боковой панели расположены каркасные уголки, скрепленные разъемными элементами. На внешней поверхности второй торцевой панели закреплена панель ДУ. Бак хранения топлива закреплен с помощью кронштейнов на панели ДУ со стороны внутренней плоскости и размещен в вырезе второй торцевой панели. На внешней плоскости первой торцевой панели установлены бленда ОЭМ, а также панели и кронштейны для оборудования радиолиний и электромагнитного исполнительного органа системы управления движением. Техническим результатом изобретения является уменьшение массы КМ. 7 ил.

Изобретение относится к способам управления движением ракет космического назначения (РКН). Способ управления угловым движением РКН заключается в управлении углами тангажа и рыскания путем отклонения в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях установленной в карданном подвесе камеры сгорания основного двигателя, в управлении углом крена с помощью двух пар газовых сопел и двух аэродинамических рулей, отклоняемых с помощью своих электрогидравлических сервоприводов (ЭГС). Определяют рассогласования между командным сигналом на отклонение аэродинамических рулей и фактическими углами их отклонения. При превышении по абсолютной величине любым из двух рассогласований заранее выбранного предельно-допустимого значения формируют признак отказа ЭГС аэродинамического руля. В случае формирования признака отказа ЭГС дополнительно отклоняют камеру сгорания основного двигателя по тангажу и аэродинамический руль с исправным ЭГС, дополнительно управляют углом рыскания с помощью пар газовых сопел. Техническим результатом изобретения является повышение вероятности успешного завершения полета РКН в случае отказа одного из исполнительных органов системы управления. 4 ил.

Изобретение относится к конструктивным элементам средств выведения полезных нагрузок (ПН), в частности, микроспутников. Адаптер включает ферму с двумя ярусами треугольных решеток: верхний ярус выполнен в форме цилиндра, а нижний - в форме усеченного конуса. Опорные узлы (4, 8) образуют верхний и нижний пояса. Ярусы стыкуются через опорные узлы промежуточного пояса. Первые средства (10) крепления попутных ПН (41) содержат корпуса в виде ящиков. Их донные панели могут быть снабжены выступами для установки блоков управления (42) отделением ПН (41). Вторые средства (20) крепления попутных ПН (41) содержат каркас в виде прямой треугольной призмы, закрепленный на нижнем ярусе фермы. Средства (10, 20) крепления обеспечивают отделение ПН (41) в боковом, по отношению к оси (40), направлении. Техническим результатом изобретения является снижение массы адаптера для выведения значительного числа микроспутников класса «Кубсат», при наличии точечного стыка адаптера с разгонным блоком и основной ПН. 4 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к многосредным транспортным средствам и может применяться, в частности, для исследований в ближнем и дальнем космосе. Аквааэрокосмический летательный аппарат включает в себя корпус в виде двояковыпуклой линзы, накрытой снизу и сверху полусферами титановых обтекателей. Корпус подкреплен несущей стальной рамой с элементами жесткости, на которой смонтирована силовая установка. Эта установка содержит четыре группы двигателей: четыре подъемно-маршевых турбореактивных двухконтурных двигателя, два маршевых ракетных двигателя, четыре ракетных двигателя вертикальной тяги и два водометных двигателя. Летательный аппарат имеет стойки шасси. Для стыковки и сообщения с межпланетной космической станцией (МКС) служит герметизируемый люк шлюза. На корпусе аппарата установлены фары освещения задней полусферы и бортовые аэронавигационные огни. Техническим результатом изобретения является создание многорежимного многофункционального аппарата для исследований и других операций в ближнем и дальнем космосе, с использованием для его дозаправки МКС и небесных тел, например планет и их спутников. 10 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам доставки полезного груза - комплекса научной аппаратуры к небесным телам (планетам, астероидам, кометам и др.) для их исследования и пенетраторам - устройствам с полезным грузом, отделяемым от основного космического аппарата и представляющим собой ударный проникающий зонд, внедряющийся в грунт небесного тела для исследования его параметров и параметров его грунта. В данном изобретении предложен способ доставки полезного груза к небесному телу и устройства его реализации, по которому полезный груз помещают внутрь балласта, служащего для полезного груза дополнительным защитным телом, а в качестве материала для балласта используют высокопрочные модификации льда: льда-VII или льда-VIII или льда-Х. После ударного внедрения в грунт пенетратора освобождают балласт с содержащимся в нем комплексом научной аппаратуры из защитного корпуса, удаляют балласт, освобождая полезный груз, и проводят исследования грунта небесного тела. Технический результат - повышение ударостойкости полезного груза и повышение точности измерений параметров грунта и небесного тела. 4 н. и 6 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к ракетной технике и может найти применение в конструкциях систем разделения объектов летательных аппаратов (ЛА), где требуется снижение ударных нагрузок и импульса от действия средства разделения на точность выведения конечных ступеней объекта, в частности в заднем узле крепления разгонных блоков крылатых ракет. Узел стыковки разделяемых объектов ЛА содержит корпус с фиксаторами для крепления отделяемого элемента по сферической поверхности. Каждый фиксатор представляет собой гильзу, содержащую плунжер-упор, удерживаемый в гильзе шариковым замком. Плунжер-упор базируется в гильзе по сопрягаемым диаметрам, образующим дифференциальную площадь привода снятия фиксации узла стыковки разделяемых объектов. Срабатывание фиксаторов обеспечивается одновременной подачей давления в шариковые замки, которые освобождают плунжеры-упоры. Разделение объектов осуществляется перемещением плунжеров-упоров. Технический результат - надежная стыковка объектов ЛА без напряжений от допускаемых и возможных отклонений стыкуемых объектов. 2 ил.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники. Способ управления движением ракеты космического назначения при выведении космических объектов на орбиту заключается в том, что в заданные моменты времени определяют текущее положение ракеты космического назначения с помощью навигационной системы, прогнозируют с помощью бортовой цифровой вычислительной машины оставшуюся траекторию полета с прежним управлением и определяют выполнимость условия обеспечения с заданной точностью терминальных условий полета и, при невыполнимости этих условий, выбирают новое управление и реализуют его с помощью исполнительных органов до следующего, заданного момента времени полета, кроме того, выбирают новые терминальные условия, находящиеся в области достижимости ракеты космического назначения, и новое управление движением ракеты космического назначения и реализуют его с помощью исполнительных органов до следующего, заданного момента времени полета. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности функционирования выводимого космического объекта. 1 ил.
Изобретение относится к области обеспечения долговременного устойчивого развития космической деятельности и может быть использовано для предупреждения столкновений космического аппарата с преднамеренно сближающимся активным объектом. Cпособ защиты космического аппарата от столкновения с преднамеренно сближающимся активным объектом, согласно которому экран выпускают при обнаружении непрерывной последовательности сигналов с нарастающей амплитудой, а направление движения экрана определяют по данным о пространственной ориентации детекторов с максимальными показаниями амплитуды регистрируемых сигналов среди набора плоских детекторов на поверхности двух сферических оболочек, которые устанавливают на защищаемом космическом аппарате и на малом космическом аппарате, сопровождающем защищаемый космический аппарат. Техническим результатом является обеспечение высокой надежности идентификации потенциально опасных ситуаций и повышение оперативности выполнения защитных мероприятий.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к конструкции двигательных установок (ДУ) космического назначения. ДУ состоит из топливных баков с газовой и топливной горловинами, системы подачи топлива, системы исполнительных органов, включающей, как минимум, отклоняющие двигатели со смесительной головкой и двигатели стабилизации и ориентации. Согласно изобретению баки жестко и герметично соединены топливными горловинами со смесительной головкой отклоняющих двигателей с помощью разъемного либо неразъемного соединения. При этом часть соединения, расположенного в смесительной головке, образует коллектор распределения топлива по каналам, выполненным в смесительной головке к отклоняющим двигателям, а смесительная головка отклоняющих двигателей обеспечивает жесткое крепление баков между собой. Техническим результатом заявленного изобретения является снижение массы ДУ и обеспечение живучести конструкции ДУ и КА в целом. 5 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх