Снегоуборочная машина

Изобретение относится к области коммунального хозяйства, в частности к снегоуборочным машинам. Снегоуборочная машина для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств содержит транспортное средство и пассивный рабочий орган для сдвигания снега. Транспортное средство выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств. Рабочий орган для сдвигания снега выполнен шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон. При этом рабочий орган снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега или выполнен высотой 70-280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в расширении функциональных возможностей транспортных средств, исключении увеличения количества помех движению транспортного потока, а также в создании вала сдвинутого снега высотой не более допустимой. 7 з.п. ф-лы, 16 ил.

 

Изобретение относится к области коммунального хозяйства, конкретно к снегоуборочным машинам для сдвигания снега с городских дорог в дневное время в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств (Правила дорожного движения 2015, Россия, п. 1.2, понятия и определения).

Известны снегоуборочные машины на базе транспортных средств различных категорий по ГОСТ Ρ 52051-2003, в том числе на базе автомобилей КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ категорий N 2, N 3, например, машина дорожная универсальная СДК 454510; на базе тракторов Беларусь категории Т, например, МТЗ-82. МК.01; на базе грузовых ГАЗелей категории N1, (RU 2495187, 21.11.2011 г).

Эти транспортные средства снабжены навесным оборудованием, включающим пассивный рабочий орган (www.special-machin.ru Снегоуборочная техника и оборудование (обзор), абз. 3. Пассивные и активные рабочие органы. Компания Меркатор.) в виде отвала для сдвигания снега и вспомогательное устройство, в уровне техники называемое рама отвала, металлоконструкция, опора (ГОСТ 15840-70, п. 22), а также сцепка, рама для крепления, крепеж, в том числе гидроприводы для бесступенчатого подъема и опускания рабочего органа в транспортное и рабочее положения.

Недостатком этих снегоуборочных машин являются функциональные возможности транспортных средств, специализированные, в том числе и вспомогательными устройствами, для выполнения работ по содержанию городских дорог в зимнее и не зимнее время, а так как объем зимних работ за 3 месяца в несколько раз больше объема не зимних работ за 9 месяцев, что отражено в нормативах потребности машин: 80 единиц для зимних работ, 25 единиц для не зимних работ (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, Приложение 4, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.), то большая часть снегоуборочных машин и их водителей в не зимнее время не полностью обеспечены работой. Это накладывает ограничение на возможность необходимого увеличения количества снегоуборочных машин для использования в дни обильных и длительных снегопадов, а необходимость увеличения подтверждают ежегодные зимние «пробки» на дорогах, вплоть до остановки движения. Поэтому в эти дни вынужденно привлекают малопригодную для уборки городских дорог технику МЧС, военных, строителей: бульдозеры, грейдеры и т.д.

Недостатком также является то, что сам факт появления на дорогах, в том числе на маршрутах маршрутных транспортных средств в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе таких транспортных средств даже при их нехватке увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог. Тем более, что, например, в Москве прошедшей зимой на дороги было выведено уже 10000 единиц снегоуборочных машин, способных остановить движение всех транспортных потоков (mosday.ru Москва Новости 2014/12/25 Более 10000 ед. …) и это количество необходимо еще увеличивать в 3…5 раз. Но, и без 10000 снегоуборочных машин перегруженность городских дорог - сложнейшая ежегодно усугубляющаяся нерешенная проблема, которую только пытаются частично решить, в том числе именно уменьшением количества транспортных средств в транспортном потоке путем перемещения пассажиропотока в общественный транспорт, как более вместительный, выделением отдельной полосы дороги для общественного транспорта, организацией перехватывающих парковок и т.д.

Таким образом, необходимое увеличение количества снегоуборочных машин в дни обильных и длительных снегопадов избавит на 3…4 часа дороги от снега, но приведет к многочисленным «пробкам» и остановкам движения транспортного потока и самих снегоуборочных машин из-за помех движению теперь уже от такого количества снегоуборочных машин.

Недостатком также является то, что пассивный отвал шириной захвата (ГОСТ 15840-70, п. 51) больше или равной ширине транспортного средства, высотой 560; 710 мм (например, www.dolina - sdm.ru Долина. Отвал снегоуборочный. Таблица моделей 48; 60; 72.), сдвигает такой же ширины снег за один проезд снегоуборочной машины, в результате создается вал сдвинутого снега (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, II. Зимняя уборка дорожных покрытий, п. 21, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.) высотой до 300 мм и более (размер в уровне техники не найден, определен из наблюдений) в зависимости от высоты сдвигаемого снега и при снегоуборке на двух и более полосных в одну сторону (далее - многополосных) городских дорогах, днем в транспортном потоке такой вал сдвинутого снега создает на смежной правой полосе дороги непреодолимое препятствие для транспортного потока, так как клиренс легковых автомобилей до 175 мм (www.znanieavto.ru, Клиренс автомобилей, сравнительная таблица). Поэтому днем патрульная снегоуборка (Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. ОДМ 218.5.01-2008, раздел 8, п. б, Росавтодор, Москва) с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом, при котором 3…4 снегоуборочные машины двигаются «уступом» со скоростью приблизительно 30 км/час и сдвигают снег на обочину со всей ширины дороги за один проезд группы. Но при этом сзади, на освобожденной от снега дороге, образуется медленно движущаяся «пробка» из транспортного потока на несколько кварталов, а во время дневных длительных снегопадов эту «пробку» необходимо организовывать по несколько раз в день.

Необходимо рассмотреть ситуацию, в которой отвал высотой более 500 мм не создает непреодолимый вал сдвинутого снега высотой до 300 мм и более, и это зависит от высоты лежащего снега, который необходимо сдвигать. Для определения зависимости используем равенство площадей поперечного прямоугольного сечения сдвигаемого лежащего снега Пл1 и поперечного треугольного сечения вала сдвинутого снега Пл2, то есть Пл1=Пл2.

Пл1=ширина захвата × высота лежащего снега=2000 мм × Амм=2000Амм2.

При высоте вала сдвинутого снега В=300 мм, Пл2=300 мм × 300 мм / 2=45000 мм2, при этом высота лежащего снега А=45000 мм2 / 2000 мм=22,5 мм.

При В=175 мм (клиренс), А=175 мм × 175 мм 1212000 мм=7,7 мм.

Таким образом, при высоте лежащего снега 7,7 мм высота вала сдвинутого снега будет равна 175 мм, а так как снегоуборку начинают при высоте выпавшего снега 50 мм, то высоту в 7,7 мм можно рассматривать как незначительную, 15%, и ею для практических целей можно пренебречь.

В результате этих недостатков не может быть выполнено нормативное время уборки снега без применения ПГР (противогололедных реагентов) при однооперационной снегоочистке от момента его выпадения до начала уборки, равное 0,5…1,5 часа (Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации, II. Зимняя уборка дорожных покрытий, п. 22, АКХ им. Памфилова, Москва, 1989 г.). В результате превышения этого времени снег колесами транспортного потока уплотняется, сцепляется с поверхностью дороги, превращается в снежный «накат», затем в гололед и дорога приобретает аварийное состояние. Единственным эффективным выходом из этого состояния является применение ПГР, наносящих огромный и непоправимый вред экологии.

Известна снегоуборочная машина, содержащая специальное транспортное средство и рабочий орган в виде пассивной плоской щетки для сдвигания снега (DE 329338, 1920, поз.52, 53).

Недостатком является то, что сам факт появления на дорогах в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе таких транспортных средств увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог.

Недостатком также является то, что пассивная плоская щетка шириной захвата больше или равной ширине транспортного средства, используемая для чистового сдвигания снега после установленного впереди щеточного барабана подметания основной массы снега, при использовании без щеточного барабана и высоте лежащего снега, например, 50 мм должна быть выполнена высотой не менее 500 мм для предотвращения пересыпания сдвигаемого снега через верх плоской щетки и, также как и отвал предыдущих аналогов, создаст за один проезд снегоуборочной машины на смежной правой полосе дороги вал сдвинутого снега высотой до 300 м и более в зависимости от высоты сдвигаемого снега, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом «уступом», создавая медленно движущуюся «пробку» на несколько кварталов.

В результате этих недостатков не может быть выполнено нормативное время уборки снега без применения ПГР, снег колесами транспортного потока уплотняется, превращается в снежный «накат», затем в гололед и дорога приобретает аварийное состояние.

Известна снегоуборочная машина на базе транспортного средства Wolksvagen Amarok в виде легкового автомобиля категории M 1 по ГОСТ Ρ 52051-2003 (tbu.com.ua). Это транспортное средство снабжено рабочим органом в виде отвала шириной захвата, равной ширине транспортного средства и высотой около 500 мм.

Достоинством этой снегоуборочной машины является использование функциональных возможностей транспортного средства по двум назначениям - временно, в снегопад как транспортное средство снегоуборочных машин, а в отсутствие снегопада как транспортное средство в виде легкового автомобиля для перевозки пассажиров.

Недостатком является то, что сам факт появления на дорогах в транспортном потоке снегоуборочных машин на базе даже таких небольших транспортных средств увеличивает количество участников движения, следовательно, увеличивает количество помех движению транспортного потока, что на время снегоуборки уменьшает пропускную способность и без того перегруженных дорог.

Недостатком также является то, что пассивный отвал шириной захвата больше или равной ширине транспортного средства создает за один проезд снегоуборочной машины на смежной правой полосе дороги вал сдвинутого снега высотой 300 мм и более, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом на многополосных дорогах возможна только групповым способом «уступом».

В результате перечисленных недостатков не выполняется нормативное время уборки снега, в результате снег сцепляется с поверхностью дороги, превращается в снежный «накат», затем в гололед.

Наиболее близким решением к заявленному изобретению по виду транспортного средства является «Устройство для снегоочистки» (заявка RU 2009 118030, 12.05.2009).

Достоинством этого устройства является попытка использования функциональных возможностей транспортных средств общего назначения по двум назначениям - временно, в снегопад на части пути своего перемещения как транспортные средства снегоуборочных машин, а в отсутствие снегопада как транспортные средства по своему назначению.

Недостатком этого устройства является то, что его существенный признак, выраженный в формуле общим понятием «… все …транспортные средства … оснащены …» охватывает и такие формы выполнения признака в виде транспортных средств, которые не могут обеспечить получение указанного в описании технического результата «… использование … транспортных средств общего назначения … во время обычных поездок … на путях их перемещения» путем указанного в описании осуществления работы устройства.

Например, при использовании в качестве транспортного средства не раскрытых в описании безрельсовых маршрутных транспортных средств, в том числе автобусов и троллейбусов (Правила дорожного движения 2015, Россия, п. 1.2, понятия и определения.) для снегоуборки в снегопад, заставший их на маршруте с пассажирами, необходимо организовать группу из них или с их участием из 3…5 транспортных средств. При этом в описании не указано, что делать с пассажирами, например, высадить? Следовательно, в том виде, как это представлено в описании для других видов транспортных средств, маршрутные транспортные средства использовать в этом устройстве невозможно и в общее понятие «… все … транспортные средства …» их включать нельзя.

Недостатком этого устройства также при снегоуборке маршрутов маршрутных транспортных средств является несовпадение большей части направления путей перемещения транспортных средств общего назначения во время обычных поездок с маршрутами маршрутных транспортных средств. Каждый из конкретных маршрутов проходит через множество больших и средних перекрестков города, на которых может изменяться или изменяется направление движения каждого транспортного средства общего назначения (например, в городе с населением 500 тысяч человек в центре России это количество составляет до 40 перекрестков) Следовательно, для снегоуборки маршрута маршрутного транспортного средства максимально может потребоваться до 40 групп по 3..5 автомобилей общего назначения (для снегоуборки частично совпадающего маршрута от перекрестка до перекрестка) или, что реальнее, 8…10 групп с учетом большего процента частичного совпадения длин маршрута и путей перемещения. Но и организация 8…10 групп требует значительного времени и создает значительные помехи вплоть до остановки движения транспортного потока во время самой организации групп, поэтому не гарантирует снегоуборку на всей длине маршрута, тем более что невозможно найти группу из 3…5 транспортных средств общего назначения с направлением перемещения, совпадающим со специфическим маршрутом снегоуборки отстойно-поворотных площадок на конечных остановках маршрутов (acropol.ru 7.4 Сеть общественного пассажирского транспорта, п. 7.4.20, 7.4.22, 7.4.23, 7.4.24).

Недостатком этого устройства также является то, что отвальный щит, в уровне техники чаще называемый отвалом, установленный под передней частью транспортного средства, что не выполнимо из-за недостатка пространства и по вертикали и в плане, выполнен стандартной ширины, равной ширине транспортного средства (никаких указаний на необычность ширины отвала в описании не содержится) и неуказанной высоты, создает вал сдвинутого снега высотой 300 мм и более, поэтому днем патрульная снегоуборка с таким отвалом возможна только групповым способом «уступом».

В результате этих недостатков не выполняется нормативное время уборки снега, снег уплотняется, превращается в снежный «накат», затем в гололед, эффективно устранимые только ПГР, что наносит огромный непоправимый вред экологии.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению по конструкции рабочего органа является пассивный отвал шириной захвата половина ширины и менее, чем ширина транспортного средства, высотой более 500 мм и смещением отвала в одну сторону (WO 0026475, 2000 г.) Такой отвал используется для сдвигания снега с однополосных дорог, в основном дорог от загородного дома или гаража до магистральных дорог. Техническим результатом от сдвигания части снега путем уменьшения ширины захвата отвала до половины и менее является увеличение соотношения мощности транспортного средства и сопротивления сдвигаемого снега для увеличения проходимости транспортного средства, снижения нагрузки на транспортное средство, так как, уменьшая ширину захвата отвала, уменьшают массу сдвигаемого снега и для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется два или три проезда снегоуборочной машины в зависимости от того, в какую сторону смещают отвал.

Недостатком такого отвала при возможной уборке городских многополосных дорог является то, что 50% или более ширины полосы снега, равной ширине транспортного средства, остается вне зоны действия отвала, ее не захватывают и пропускают нетронутой рядом с отвалом, в результате до следующего проезда снегоуборочной машины эта часть полосы подвергается воздействию колесами транспортного потока, что приводит к уплотнению и сцеплению снега с поверхностью дороги, образованию снежного «наката» и гололеда с последующим применением ПГР.

Задача, на решение которой направлено изобретение, заключается в следующем.

Во время обильных и длительных снегопадов пропускная способность дорог значительно уменьшается, и это особенно негативно влияет на перевозку пассажиропотоков, 54,5% объема которой осуществляют безрельсовыми маршрутными транспортными средствами (studiopedia.ru Сферы рационального использования различных видов городского и пригородного транспорта, строка 41…46), то есть автобусами категории М2, М3 и троллейбусами.

В этой ситуации снегоуборочные машины на базе транспортных средств категорий N1, N2, N3, M1, известные из уровня техники, не обеспечивают своевременную и качественную снегоуборку городских дорог, тем более маршрутов маршрутных транспортных средств, так как маршруты проложены в большей части своей длины по улицам с наибольшей интенсивностью движения транспортного потока между пассажирообразующими и пассажиропоглащающими пунктами: жилыми районами, промышленными предприятиями, торговыми центрами и т.д. (Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Приказ Минавтотранс РСФСР, п. 23, 31.12.1981 г.), а также оборудованы отстойно-разворотными площадками на конечных пунктах маршрутов, на которых также необходимо производить снегоуборку.

При этом транспортные средства известных снегоуборочных машин:

- или увеличивают количество участников движения, следовательно, увеличивают количество помех движению транспортного потока, в том числе на каждом конкретном маршруте маршрутных транспортных средств;

- или имеют направления путей перемещения «во время обычных поездок» лишь частично совпадающие с маршрутами маршрутных транспортных средств, что требует организации большого количества групп по 3…5 автомобилей, создающей помехи движению транспортного потока и во время самой организации групп вплоть до его остановки, а снегоуборка всего маршрута не гарантирована;

При этом рабочие органы известных снегоуборочных машин в виде отвала или плоской щетки:

- или выполнены шириной захвата, равной или более ширины транспортного средства, создают на смежной правой полосе непреодолимый вал сдвинутого снега и ограничивает патрульную снегоуборку только группой «уступом», которая перекрывает движение транспортного потока;

- или выполнены шириной захвата рабочего органа от половины ширины транспортного средства и менее и пропускают 50% и более ширины полосы снега рядом с отвалом, в результате эта часть уплотняется колесами транспортного потока до снежного «наката» и гололеда.

Перечисленные недостатки могут быть устранены:

- если снегоуборочные машины для маршрутов маршрутных транспортных средств будут выполнены на базе транспортных средств, которые при снегоуборке не увеличивают количество транспортных средств в транспортном потоке, следовательно, не увеличивают количество помех движению, при этом маршрут движения снегоуборочной машины полностью совпадает с маршрутом движения маршрутного транспортного средства;

- если рабочий орган будет учитывать разницу условий снегоуборки с городских многополосных дорог в ночное и дневное время, заключающуюся в наличии днем на дорогах сплошного транспортного потока, движение которого перекрывать нельзя;

- если рабочий орган будет иметь максимально возможную ширину захвата, чтобы захватывать, сдвигать, а значит рыхлить максимально возможное количество снега за один проезд снегоуборочной машины для выполнения нормативного времени снегоуборки до образования снежного «наката», гололеда и применения ПГР;

- если рабочий орган будет создавать вал снега, который не создает непреодолимое препятствие движению транспортного потока, то есть создает возможность производить патрульную снегоуборку одной снегоуборочной машиной в транспортном потоке.

Технические результаты, которые могут быть достигнуты при решении этой задачи, заключаются в следующем:

- в расширении функциональных возможностей маршрутных транспортных средств;

- в увеличении количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока;

- в уменьшении высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства;

- в рыхлении большей части или всего снега по ширине захвата рабочего органа;

- в создании вала сдвинутого снега высотой не более допустимой;

- возможный технический результат (при условии проведения испытаний, аттестации и получении лицензий в соответствующих уполномоченных органах) - одновременное выполнение функций снегоуборочной машины и функций транспортного средства по перевозке пассажиров на маршрутах маршрутных транспортных средств без помех движению транспортного потока.

Указанные технические результаты достигаются тем, что в известной снегоуборочной машине для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств, содержащей транспортное средство и пассивный рабочий орган для сдвигания снега, особенность заключается в том, что транспортное средство выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств, а рабочий орган для сдвигания снега выполнен шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон, при этом рабочий орган снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега или выполнен высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 10…15% ширины захвата рабочего органа, расположенным в середине рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами шириной 8…10% ширины захвата рабочего органа, расположенными равномерно по ширине захвата рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом, правая часть рабочего органа смещена относительно левой части вперед и параллельно ей на расстоянии 600±50 мм и они выполнены шириной захвата в половину ширины захвата рабочего органа.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами, каждая правая часть рабочего органа смещена относительно смежной с ней левой части вперед и параллельно ей на расстояние 400±50 мм, они выполнены шириной захвата в одну треть ширины захвата рабочего органа и сверху соединены между собой.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа и образован наклонной линией с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

При этом рабочий орган выполнен в виде отвала или плоской щетки высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.

В отличительную часть формулы включена совокупность существенных признаков двух устройств - транспортного средства и рабочего органа, но эта совокупность характеризует одно изобретение, так как:

- транспортное средство имеет два назначения - одно в виде транспортного средства для сдвигания снега, второе в виде транспортного средства для перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств, а рабочий орган имеет одно назначение в виде рабочего органа для сдвигания снега, следовательно, каждое из устройств, соединяясь в снегоуборочной машине реализует одно общее с другим устройством назначение - сдвигание снега, что обеспечивает получение технических результатов одновременно и по транспортному средству и по рабочему органу;

- для реализации назначения транспортного средства в снегоуборочной машине в виде сдвигания снега требуется рабочий орган для сдвигания снега и наоборот;

- совокупность существенных признаков обоих устройств является единым конструкторским замыслом и сама по себе является самостоятельным отличительным признаком этой снегоуборочной машины, так как замена в этой совокупности предлагаемого транспортного средства на любое известное другое или замена рабочего органа на любой известный другой не позволит достичь технических результатов;

- два назначения транспортного средства - допустимая альтернатива назначения, так как возможно использование транспортного средства по разным назначениям в зависимости от наличия или отсутствия снега на дорогах;

- возможна одновременная реализация обоих назначений.

Существенный признак транспортного средства «… выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств…» выражен в общем виде, так как:

- является известной обобщенной характеристикой группы известных из уровня техники конструкций транспортных средств, реализующих функцию «общественного транспорта» и включающих множество частных форм реализации в виде нескольких категорий транспортных средств по ГОСТ Ρ 52051-2003 и соответствующих ГОСТ Ρ 41.52-2005 и ГОСТ Ρ 41.36-2004 (п.2.2 - определение «тип транспортного средства»), в том числе:

- микроавтобусы типа Газель 3221, PEGO, IVECO и т.д. различных моделей с количеством сидячих мест более 8, не считая места водителя, категории М2;

- микроавтобусы типа RENO, FORD и т.д. различных моделей вместимостью не более 22 пассажиров, категорий M2, М3;

- автобусы типа ПАЗ-3205, ЛИАЗ и т.д. различных моделей вместимостью более 22 пассажиров, категории M3;

- троллейбусы типа ТролЗа различных моделей;

- возможные безрельсовые транспортные средства на электроприводе, двигателе на нефтепродуктах, газе и других возможных источниках энергии, в том числе комбинированные разных сочетаний с количеством сидячих мест более 8, не считая места водителя и возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств;

- определяет взаимосвязь и зависимость конструктивных параметров транспортных средств (вместимость; расположение и размеры проходов; сидений; наличие возможности контроля и кассовых расчетов; устройства информирования и связи с пассажирами; устройства безопасности и т.д.) и параметров пассажиропотока, являющегося средой, с которой взаимодействуют транспортные средства (объективное постоянство величины и маршрутов пассажиропотока в пространстве и времени для обеспечения транспортной целостности города, не зависящее, по крайней мере, в среднесрочной перспективе от соблюдения определенного порядка действий на основе договоренностей или установленных правил, которые могут ухудшить или улучшить процесс перевозки пассажиропотока, но не могут изменить его объективные параметры, в том числе величину и маршруты; требуемое количество и вместимость транспортных средств для конкретного пассажиропотока; интервалы движения; расположение остановочных пунктов и т.д.);

- исключает транспортные средства специального и ведомственного назначения: аварийные, медицинские, обслуживающие и т.д., то есть оборудованные специальными устройствами и обозначаемые буквой «С»;

- исключает такси и легковые автомобили, перевозящие пассажиров по индивидуальным маршрутам.

Этот же существенный признак транспортного средства находится в причинно-следственной связи с техническими результатами:

- «расширение функциональных возможностей маршрутных транспортных средств», так как транспортное средство используется по двум назначениям - для перевозки пассажиров и для сдвигания снега;

- «увеличение количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока», так как количество снегоуборочных машин увеличивается за счет уменьшения количества маршрутных транспортных средств путем снабжения их навесным оборудованием, включающим рабочий орган, при этом суммарное количество снегоуборочных машин и маршрутных транспортных средств, не используемых для снегоуборки, не изменяется, следовательно, количество транспортных средств в транспортном потоке не изменяется и количество помех движению транспортного потока от снегоуборочных машин не увеличивается, при этом частичное уменьшение количества маршрутных транспортных средств на маршруте на 10…40% незначительно увеличивает, если вообще увеличивает, интервалы их движения по сравнению с интервалами движения по дорогам с неубранным снегом и «пробками», которые создают известные снегоуборочные машины при работе группой «уступом», но при этом другие участники транспортного потока двигаются по свободным от снега дорогам.

Эти же существенные признаки транспортного средства не основаны:

- на увеличении количества однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием именно таких элементов, так как предлагаемое изобретение основано на увеличении количества однотипных элементов с достижением неизвестного из уровня техники технических результатов по отношению к недостаточному количеству известных однотипных элементов, количество которых увеличить проблематично или невозможно;

- на изменении количественного признака, представлении таких признаков во взаимосвязи, так как неизвестен факт влияния существенных признаков на технический результат - увеличение количества снегоуборочных машин без увеличения количества помех движению транспортного потока.

Существенный признак «…пассивный рабочий орган для сдвигания снега…» выражен в общем виде, охватывающем отвалы и плоские щетки, не оснащенные индивидуальным приводом рабочего движения, которое осуществляется за счет движения транспортного средства. Любая из этих частных форм выполнения пассивного рабочего органа в совокупности со всеми другими существенными признаками рабочего органа обеспечивает получение одних и тех же технических результатов, в том числе «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства», так как для того, чтобы уменьшить высоту вала сдвинутого снега, необходимо разделить сдвигаемый снег на несколько валиков путем снабжения рабочего органа проходами для части снега и несущественно, в пассивном отвале или в пассивной плоской щетке эти проходы выполнены, поэтому на фиг. 1…16 и в описании они представлены, как идентичные.

Существенный признак «… шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон…» находится в причинно - следственной связи с техническими результатами, в том числе с «уменьшением высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства», так как:

- задача заключается в том, чтобы уменьшить высоту вала сдвинутого снега при максимально возможной ширине захвата рабочего органа, то есть равной ширине транспортного средства, поскольку при меньшей ширине захвата, например, в одну треть, непреодолимый вал снега не создается;

- чем больше ширина захвата рабочего органа, тем большее количество снега он сдвинет, раздробит и разрыхлит за один проезд, следовательно, тем выше будет вал сдвинутого снега и меньше времени требуется для сдвигания снега с проезжей части дороги на обочину, но, чтобы сделать вал сдвинутого снега легкопреодолимым, например, не более 100 мм, необходимо снабдить рабочий орган проходами, следовательно, существенные признаки «ширина захвата…» и «проходы для части снега…» взаимосвязаны между собой и с уменьшением высоты вала сдвинутого снега; при этом точного определения понятия «легкопреодолимый вал снега» в уровне техники не найдено и под этим понятием представлено движение транспортного средства через вал сдвинутого снега без значительных, до 10…20%, изменений показателей движения: направления движения, скорости движения, подъема/опускания транспортного средства, развиваемой мощности, расхода топлива;

- увеличение ширины захвата на 400 мм с обеих сторон соответствует ограничению, которое устанавливает «Технический регламент о безопасности движения колесных транспортных средств», Приложение 6, «Дополнительные требования к специализированным и специальным транспортным средствам», п. 1.13.19; в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.09.2010 №706, от 06.10.2011 №824 и позволяет производить снегоуборку без помех движению транспортного потока;

- уменьшение ширины захвата на 300 мм с обеих сторон снижает количество сдвигаемого снега и увеличивает время снегоуборки, но эта вынужденная мера предотвращает возможное разрушение рабочего органа при наезде выступающим концом на ограничивающие дорогу бордюры или сдвинутый на обочину снег, слежавшийся в твердую снего-ледяную массу при его длительном нахождении там, а также увеличивает маневренность снегоуборочной машины для увеличения возможностей патрульной снегоуборки одной снегоуборочной машиной и выполнения нормативного времени снегоуборки;

- с учетом обоснований увеличения и уменьшения ширины захвата рабочего органа, технически противоречащих друг другу, возможно использование всех частных форм выполнения, в том числе одновременное увеличение до 400 мм с одной стороны с уменьшением до 300 мм с другой стороны, но наиболее предпочтительной и компромиссной из них является ширина захвата рабочего органа, равная ширине транспортного средства.

Существенный признак «…снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега» выражен в общем виде, так как возможны, по крайней мере, шесть частных форм его реализации в виде различных по количеству, размерам, форме и расположению проходов для снега, охватываемых общим понятием с достижением одинаковых технических результатов, в том числе «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства» и «рыхление большей части или всего снега по ширине рабочего органа», так как:

- любое количество проходов для части снега любых размеров, формы и расположения, в том числе смещенные вправо или влево в рабочем органе уменьшают высоту вала сдвинутого снега;

- но ограничивающее условие по времени снегоуборки (0,5…1,5 часа) уменьшает эти возможности;

- поэтому конкретное соотношение количества, размеров, формы и расположения проходов, определяющее ту часть снега, которую через них пропускают, определяют по высоте лежащего снега, исходя из зависимости: чем больше высота лежащего снега, тем больше должно быть проходов, чем большая часть снега пройдет через них, тем меньше будет высота каждого валика сдвинутого снега, тем большее количество проездов снегоуборочной машины потребуется для полного сдвигания снега с полосы, а конкретные величины для каждой высоты сдвигаемого снега и требуемой легкопреодолимой высоты вала сдвинутого снега, например, 80 мм, или 100 мм, или 150 мм определяют экспериментальным путем; наиболее универсальные предположительные для различных высот сдвигаемого снега количество, размеры, форма и расположение проходов представлены в описании в частных формах выполнения, кроме того, возможно использование нескольких типоразмеров рабочего органа для разных высот лежащего снега.

Этот же существенный признак находится в причинно-следственной связи с техническими результатами, в том числе:

- с «уменьшением высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного средства» во всех частных формах выполнения рабочего органа, так как сдвигает снег вправо и уменьшает высоту вала сдвинутого снега за счет разделения вала проходами на несколько валиков до высоты, легкопреодолимой транспортным потоком, следовательно, сдвинутый снег не создает помех движению транспортного потока, что позволяет выполнять патрульную снегоуборку одной снегоуборочной машиной без помех движению транспортного потока и, соответственно, выдерживать нормативное время снегоуборки;

- с «рыхлением большей части или всего снега по ширине рабочего органа», так как рабочий орган сдвигает снег в количестве 80…100% ширины захвата рабочего органа и при сдвигании снег перемешивается, дробится и рыхлится в 1,6…2 раза чаще, чем у прототипа, предотвращая сцепление с поверхностью дороги снега уже не рыхлого, немного уплотненного колесами транспортного потока, но еще не перешедшего в стадию сцепленного с дорогой снежного «наката» (Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, п. 2.1 Росавтодор, 2003 г.), кроме того, разрыхленный снег, сдвинутый с левой стороны полосы и пропущенный через проход или проходы, преобразовывается в валик, ширина которого в 3…5 раз меньше первоначальной полосы за счет увеличения высоты, следовательно, воздействие на него колес транспортного потока будет в 3…5 раз реже, что уменьшает уплотнение снега, образование снежного «наката», увеличивает нормативное время снегоуборки и уменьшает применение ПГР.

Этот же существенный признак не основан:

- на дополнении известного средства какой-либо известной частью (частями), присоединяемой к нему по известным правилам для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений, так как по сравнению с аналогами достигаются другие технические результаты - уменьшение высоты вала сдвинутого снега и рыхление большей части или всего снега;

- на увеличении однотипных элементов для усиления технического результата, обусловленного наличием в средстве именно таких элементов, так как заявленные существенные признаки не усиливают известные технические результаты аналогов, которые ими полностью достигнуты и усиления не требуют.

Существенный признак «…выполнен высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой» находится в причинно - следственной связи с техническими результатами:

- «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине рабочего органа, равного ширине транспортного средства», так как уменьшая высоту рабочего органа до, например, 70 мм, создают возможность сдвигаемому снегу, перемещающемуся вдоль рабочего органа и при этом увеличивающему свою высоту при достижении высоты 70 мм переходить через верх рабочего органа, и, следовательно, не доходить до вала сдвинутого снега и этим уменьшать его высоту на величину недошедшего снега;

То же самое будет происходить при высоте рабочего органа 280 мм, то есть перемещающийся вдоль рабочего органа снег увеличивает свою высоту, при достижении 280 мм переходит через верх рабочего органа и, следовательно, не доходит до вала сдвинутого снега, чем уменьшает его высоту на величину недошедшего снега.

При этом сдвигаемого снега должно быть достаточно для перехода над рабочим органом, но, если его недостаточно, значит и высота вала сдвинутого снега будет легкопреодолимой.

- «рыхление большей части или всего снега по ширине захвата рабочего органа», так как рабочий орган высотой 70..280 мм рыхлит снег также, как и рабочий орган любой другой высоты;

- «создание вала сдвинутого снега высотой не более допустимой», так как наблюдения показали, что высота вала сдвинутого снега не может быть больше высоты рабочего органа.

Это соотношение выполняется при следующих условиях:

- высота рабочего органа и допустимая высота вала сдвинутого снега должны быть больше высоты лежащего снега, что и сейчас является основным методом работы;

- сдвигаемый снег предпочтительно должен быть рыхлым (www.docnorma.ru Обзорная информация «Автомобильные дороги. Зимнее содержание автомобильных магистралей, п. 2.1. Причины изменения условий движения.»); допускается уплотненный снег, но не «накат», а разрушенный и разрыхленный при перемещении вдоль рабочего органа до кусков размером 50…150 мм, при этом высота вала сдвинутого снега может превышать высоту рабочего органа за счет того, что часть крупных кусков может занять в вале сдвинутого снега вертикальное положение, но это не является существенным и не опровергает приведенное соотношение; допускается сырой снег, при этом высота вала сдвинутого снега может быть больше высоты рабочего органа на 10…20% за счет образования остроконечной верхушки из сырого снега, которая не рассыпается, но это не увеличивает помехи движению транспортного потока, не существенно и не опровергает приведенное соотношение.

При этом высота вала сдвинутого снега не может быть больше высоты рабочего органа за счет того, что весь снег, который при перемещении вдоль рабочего органа достигает высоты рабочего органа, пересыпается через него и снегу для увеличения высоты вала сдвинутого снега сверх высоты рабочего органа просто неоткуда взяться, он весь пересыпался и находится на высоте равной или ниже высоты рабочего органа.

Таким образом, если считать легкопреодолимой, следовательно, допустимой высоту вала сдвинутого снега в 70 мм, то и рабочий орган должен быть высотой 70 мм. Если допустимой высотой вала сдвинутого снега считать 280 мм, то и рабочий орган должен быть 280 мм, и это допустимо даже при клиренсе легковых автомобилей 175 мм, так как остроконечная верхняя часть вала сдвинутого снега, приблизительно 30…40% представляет собой, в основном, рыхлый снег, не оказывающий сопротивления при его смещении автомобилем. При этом, наиболее предпочтительной высотой рабочего органа является 120…150 мм.

Два существенных признака рабочего органа выражены в виде допустимой альтернативы, так как:

- это разные формы признака, обеспечивающие в совокупности с другими признаками получение одних и тех же технических результатов, а общее понятие, охватывающее эти формы, отсутствует;

- каждая из альтернатив не содержит группы функционально самостоятельных признаков, а выражена одним признаком;

- не требуется производить выбора альтернативы для какого - либо из признаков, зависящего от выбора, произведенного для другого признака.

На фиг. 1 изображено транспортное средство и возможные взаимозаменяемые места расположения частных форм выполнения рабочего органа относительно транспортного средства, M1:25.

Последующие фиг. изображены в M1:15.

На фиг. 2 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 10…15% ширины захвата рабочего органа, проход расположен в середине рабочего органа», вид сзади.

На фиг. 3 то же, разрез по А-А, стрелками показано движение снега.

На фиг. 4 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами шириной 8…10% ширины захвата рабочего органа, проходы расположены равномерно по ширине захвата рабочего органа», вид сзади.

На фиг. 5 то же, разрез по Б-Б.

На фиг. 6 то же, (фиг. 2, фиг. 3, фиг. 4, фиг. 5), вспомогательные устройства и транспортное средство, вид сверху.

На фиг. 7 то же, вид по стрелке В.

На фиг. 8 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки, с одним проходом, правая часть рабочего органа смещена относительно левой части вперед и параллельно ей на 600±50 мм и они выполнены шириной захвата в половину ширины захвата рабочего органа», вид сверху.

На фиг. 9 то же, вспомогательные устройства и транспортное средство, вид сверху.

На фиг. 10 то же, вид по стрелке Г.

На фиг. 11 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами, каждая правая часть рабочего органа смещена относительно смежной с ней левой части вперед и параллельно ей на расстояние 400±50 мм, они выполнены шириной захвата в 1/3 ширины захвата рабочего органа и сверху соединены между собой», вид сверху.

На фиг. 12 то же, вспомогательные устройства и транспортное средство, вид сверху.

На фиг. 13 то же, вид по стрелке Д.

На фиг. 14 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки с проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа с возможностью пропускания части снега над рабочим органом», вид сзади.

На фиг. 15 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа и образован наклонной линией с возможностью пропускания части снега над рабочим органом», вид сзади.

На фиг. 16 изображен рабочий орган «в виде отвала или плоской щетки высотой 70…280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой», вид сзади.

Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения во всех частных формах выполнения существенных признаков с достижением указанных технических результатов, заключаются в следующем.

Снегоуборочная машина содержит транспортное средство 1, включающее кузов 2, раму 3, колеса 4, то есть части транспортного средства 1, которые определяют размеры и форму пространства под ним и в котором расположены несущий корпус 5 рабочего органа 6 и вспомогательные устройства для его подъема и опускания в транспортное и рабочее положения.

В качестве транспортного средства 1 могут быть использованы микроавтобусы, автобусы, троллейбусы, возможные безрельсовые транспортные средства на электроприводе, нефтепродуктах, газе и других возможных источниках энергии с количеством сидячих мест более 8, не считая места водителя, соответствующих требованиям, предъявляемым к конструкции маршрутных транспортных средств. При этом рабочий орган 6 может быть расположен в разных известных из уровня техники местах под транспортным средством 1 и некоторые возможные места расположения частных форм выполнения рабочего органа 6 показаны на фиг. 1, кроме того, рабочий орган 6 может быть расположен впереди или сзади транспортного средства 1 (на фиг. не показано). При этом несущий корпус 5 и рабочий орган 6 на всех фиг. во всех частных формах выполнения обозначены цифрами 5 и 6, так как их функциональное назначение всегда одинаково и это делает фиг. более ясными.

Рабочий орган 6 с существенным признаком «… снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега» может быть осуществлен, по крайней мере, в шести частных формах.

В частных формах осуществления рабочего органа 6 «в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 10…15% ширины захвата рабочего органа, проход расположен в середине рабочего органа» или «в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами шириной 8…10% ширины захвата рабочего органа, проходы расположены равномерно по ширине захвата рабочего органа» (фиг. 2, фиг. 3, фиг. 4, фиг. 5, фиг. 6, фиг. 7) рабочий орган 6 выполнен высотой 180…200 мм, что обоснованно тем, что в рабочем органе 6 выполнены проход или проходы, которые разделяют ширину захвата рабочего органа 6 на части между проходами, следовательно, количество сдвигаемого снега каждой частью за один проезд будет в 2,2…3,6 раз меньше, следовательно, и высота каждой части и рабочего органа 6 допускается меньше, чем у аналогов.

Несущий корпус 5 выполнен из металла Π-образного сечения, в котором закреплен рабочий орган 6, который выполнен в виде отвала толщиной 40…60 мм из резины ТМКЩ или в виде плоской щетки толщиной 50…200 мм в зависимости от диаметра, длины и количества щетин, выполненных, например, из полипропилена, при этом, чем больше диаметр щетины, тем меньше может быть ширина плоской щетки, чем меньше длина щетин, например, 30 мм, тем меньше может быть ширина плоской щетки, чем больше количество щетин, тем меньше может быть ширина плоской щетки, а требуемое соотношение этих величин определяют экспериментально, исходя из необходимого качества сдвигания снега и срока службы плоской щетки, в том числе с учетом способности щетин выдерживать вертикальную нагрузку от веса вспомогательных устройств и горизонтальную нагрузку от действия сдвигаемого снега. При этом, при общей высоте рабочего органа 6, равной 200 мм и выступающей длине щетин, например, 30 мм, высота Π-образного профиля будет 170 мм.

Но, если необходимо, для уменьшения вертикальных нагрузок на резину отвала и на щетину плоской щетки с целью увеличения срока их службы возможно изготовление деталей металлоконструкции вспомогательных устройств из облегченных сплавов, например, дюралюминия, а также снабжение рабочего органа 6 известными вспомогательными устройствами в виде самоустанавливающихся по направлению движения опорных колес (ГОСТ 15840-70, п. 27) показанных на фиг. всех частных форм выполнения рабочего органа, при этом рабочий орган без опорных колес на фиг. не показан в виду упрощенности его конструкции по сравнению с показанными.

Необходимо также учитывать известные конструкции плоских щеток (www.rosha.org Роща, каталог, Щетки плоские; CN 201019208, 2008 г. ).

Рабочий орган 6 соединен с транспортным средством 1 через его раму 3 вспомогательным устройством, которое может быть снабжено гидросистемой (на фиг. не показано) для подъема и опускания рабочего органа в транспортное или рабочее положения, аналогичной гидросистемам известных снегоуборочных машин (например, www.story-technics.ru Машины для зимней уборки, рис. 12.26 б), но может быть и не снабжено гидросистемой, при этом рабочий орган 6 всегда будет находиться в нижнем рабочем положении, что не влияет на осуществимость и работоспособность существенных признаков, а также, при необходимости, оснащено предохранительными (ГОСТ 15840-70, п. 26) и другими вспомогательными устройствами.

Рабочий орган 6 через его несущий корпус 5 соединен с ребрами жесткости 7, количество которых может быть больше, чем показано для увеличения жесткости конструкции и штангами 8, направленными под углом 90° к рабочему органу 6 для противодействия смещению рабочего органа 6 влево под действием сдвигаемого снега и подвижно соединенными через оси 9 с кронштейном 10 и кронштейном 11, неподвижно соединенными с рамой 3 транспортного средства 1. Другой стороной рабочий орган 6 через кронштейн 12 соединен с самоустанавливающимися опорными колесами 13. Штанги 8 через оси 9 подвижно соединены с гидроцилиндрами 14, которые через оси 9 подвижно соединены с кронштейнами 15, неподвижно соединенными с рамой 3. Гидроцилиндры 14 подключены к гидросистеме, при этом органы управления (на фиг. не показано) гидроцилиндрами 14 расположены в кабине водителя транспортного средства 1.

Снегоуборочная машина с таким транспортным средством 1 и рабочим органом 6 работает следующим образом.

С началом снегопада часть маршрутных транспортных средств 1, до 10…40% общего количества в зависимости от количества выпадающего снега, ранее оснащенные навесным оборудованием, включающим рабочий орган 6, переводят с перевозки пассажиропотоков на снегоуборку своего маршрута, при этом интервалы движения на этих маршрутах увеличиваются на 10…40%, но по сравнению с интервалами их движения по дорогам с неубранным снегом и «пробками» от известных снегоуборочных машин это увеличение незначительно, если вообще имеется.

При этом маршрутные транспортные средства, переведенные на снегоуборку своего маршрута, таким способом участвуют еще и в выполнении своего назначения в качественной перевозке пассажиропотока по дорогам без снега.

Таким образом достигаются технические результаты «расширение функциональных возможностей маршрутных транспортных средств» и «увеличение количества снегоуборочных машин без увеличения помех движению транспортного потока».

Кроме того, при условии проведения испытаний, аттестации и получении лицензий в соответствующих уполномоченных органах возможно одновременное выполнение функций и назначений снегоуборочной машины и маршрутного транспортного средства, что значительно увеличит количество снегоуборочных машин без уменьшения количества маршрутных транспортных средств и без увеличения помех движению транспортного потока.

При высоте лежащего снега до 20…40 мм применяют плоскую щетку, при высоте лежащего снега более 20…40 мм применяют отвал, при этом необходимо учитывать плотность и влажность снега.

Водитель транспортного средства 1 кнопками управления гидроцилиндра 14 опускает рабочий орган 6, после чего в гидросистеме снимает давление, например, отключая гидронасос или регулятором давления (на фиг. не показаны) для создания свободы движения рабочего органа 6 при вертикальных движениях рамы 3, после чего начинает движение транспортного средства 1.

При этом рабочий орган 6 установленный под углом, например, 60° к оси транспортного средства, начинает сдвигать 85…80% снега, лежащего на дороге, который по рабочему органу сдвигается вправо, при этом дробится и рыхлится. В местах расположения одного или двух проходов и справа от рабочего органа 6 снег пропускают через проходы и справа и он, ложась на не сдвинутый в проходах и справа снег, образует два или три валика, высота которых в два или в три раза меньше, чем в рабочем органе без проходов, что является легкопреодолимым для транспортного потока и этим достигаются технические результаты, в том числе «уменьшение высоты вала сдвинутого снега при ширине захвата рабочего органа, равного ширине транспортного» и «рыхление большей части или всего снега по ширине захвата рабочего органа», что позволяет производить патрульную снегоуборку одной снегоуборочной машиной без помех движению транспортного потока и обеспечивает выполнение нормативного времени снегоуборки.

При каждом последующем проезде снегоуборочных машин снег сдвигается еще дальше вправо (или влево при левостороннем движении) до тех пор, пока не будет сдвинут на обочину, при этом для полного сдвигания снега на смежную полосу рабочему органу 6 с одним проходом требуется три проезда, с двумя проходами требуется пять проездов снегоуборочной машины.

Затем гидроцилиндрами 14 поднимают рабочий орган 6 в транспортное положение на высоту 80…100 мм.

Необходимо отметить ситуацию, которая может возникнуть при последующих проездах снегоуборочной машины, когда крайний правый валик сдвинутого снега, образованный предыдущим проездом, совпадает с крайней правой частью рабочего органа 6, и вправо будет сдвинут ранее образованный валик снега совместно со сдвигаемым в этот проезд лежащим снегом, то есть с правой стороны образуется валик снега двойного объема и, соответственно, увеличенной высоты, который может создать помехи движению транспортного потока.

Эта ситуация возможна, но ее практическая вероятность не велика, так как:

- направление движения одной снегоуборочной машины в транспортном потоке при патрульной снегоочистке постоянно изменяется в зависимости от изменения направления движения различных участников движения и точное совпадение валика ранее сдвинутого снега и правой части рабочего органа 6 маловероятно, при этом более вероятно частичное совпадение по ширине валика, что уменьшает высоту возможного двойного валика;

- между предыдущим и последующим проездами снегоуборочной машины образованные валики, легкопреодолимые транспортным потоком, разбиваются его колесами и становятся ниже и шире, что также уменьшает вероятность образования валиков увеличенной высоты. Для левых валиков снега такая ситуация не наступает, так как они сдвигаются на освобожденную от снега часть полосы дороги предыдущим проездом.

Необходимо также отметить то, что количество снега, которое сдвигает на смежную полосу дороги за один проезд рабочий орган «…с проходом или с проходами с возможностью пропускания части снега» в 2,2…3,6 раза меньше по сравнению с рабочим органом без проходов, что требует увеличения количества проездов, но это компенсируется тем, что:

- становится возможной единственно эффективная патрульная снегоочистка одной снегоуборочной машиной без помех движению транспортного потока в отличии от снегоуборки группой «уступом» и это позволяет производить снегоуборку в течение всего дня непрерывно с начала снегопада без ограничений любым количеством снегоуборочных машин;

- скорость движения одной снегоуборочной машины, не создающей помех движению транспортного потока с рабочим органом с проходами для части снега и ее маневренность ограничена только разрешенной скоростью движения в населенном пункте и в два…три раза выше, чем скорость движения группы «уступом», согласуемой с каждым участником группы;

- ширина захвата, а значит и количество сдвигаемого снега выполнены максимально возможными.

В частной форме выполнения рабочего органа «… в виде отвала или плоской щетки с одним проходом, правая часть рабочего органа смещена относительно левой части вперед и параллельно ей на расстояние 600±50 мм, они выполнены шириной захвата в 1/2 ширины захвата рабочего органа» (фиг. 8, фиг. 9, фиг. 10) рабочий орган 6 выполнен высотой 180…200 мм и снабжен вспомогательными устройствами, аналогичными предыдущей частной форме выполнения, но выполненными в количестве двух единиц, при этом рабочий орган 6 соединен со штангами 8, подвижно соединенными через оси 9 с кронштейнами 16, неподвижно соединенными с рамой 3, с другой стороны рабочий орган 6 через кронштейны 12 соединен с самоустанавливающимися опорными колесами 13. Штанги 8 через оси 9 подвижно соединены с гидроцилиндрами 14, которые через оси 9 подвижно соединены с кронштейнами 17, неподвижно соединенными с рамой 3.

Снегоуборочная машина с таким рабочим органом работает аналогично предыдущей частной форме выполнения.

При этом каждая часть рабочего органа 6 сдвигает снег с половины ширины захвата, то есть совместно 100% снега дробится и рыхлится, часть снега пропускают через проход и образует два валика снега, высота которых в два раза меньше, чем при рабочем органе, выполненном без проходов, что является легкопреодолимым для транспортного потока и этим достигаются все технические результаты. При этом для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется два проезда снегоуборочной машины.

В частной форме выполнения рабочего органа «в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами, каждая правая часть рабочего органа смещена относительно смежной с ней левой части вперед и параллельно ей на расстояние 400±50 мм, они выполнены шириной захвата в 1/3 ширины захвата рабочего органа и сверху соединены между собой» (фиг. 11, фиг. 12, фиг. 13) рабочий орган 6 и его несущий корпус 5 сверху содержат платформу 18, соединяющую его три части, рабочий орган 6 выполнен высотой 180…200 мм и снабжен вспомогательными устройствами, при этом платформа 18 подвижно соединена через оси 9 со штангами 8, подвижно соединенными через оси 9 с кронштейнами 19, соединенными с рамой 3 и снабжена упором 20, который взаимодействует с упором 21, закрепленным на раме 3, препятствующими смещению рабочего органа 6 влево под действием сдвигаемого снега, так как штанги 8 направлены не под углом 90° к рабочему органу 6, а также самоустанавливающимися опорными колесами 13 и кронштейнами 22, которые через оси 9 подвижно соединены с гидроцилиндрами 14 в количестве 4 единиц, соединенными через оси 9 с кронштейнами 23 и кронштейнами 24, соединенными с рамой 3.

Снегоуборочная машина с таким рабочим органом работает аналогично предыдущей частной форме выполнения.

При этом каждая часть рабочего органа 6 сдвигает снег с 1/3 ширины захвата рабочего органа 6, то есть 100% снега дробится и рыхлится, часть снега пропускают в проходы и образуют три валика сдвинутого снега, высота которых в три раза меньше, чем при рабочем органе без проходов, что является легкопреодолимым для транспортного потока и этим достигаются все технические результаты. При этом для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется три проезда снегоуборочной машины.

В частной форме выполнения рабочего органа «в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа» (фиг. 14) рабочий орган 6 выполнен высотой 180…200 мм и снабжен вспомогательными устройствами, аналогичными частной форме выполнения на фиг. 6, фиг. 7 с установкой дополнительных кронштейнов (на фиг. не показано) в проходах для снега для соединения по высоте с ребрами жесткости 7, штангами 8 и кронштейнами 12.

Снегоуборочная машина с таким рабочим органом работает аналогично частной форме выполнения на фиг. 6, фиг. 7.

При этом снег сдвигается вдоль всей ширины рабочего органа 6, то есть 100% снега дробится и рыхлится, образуя справа валик снега высотой 1/2 высоты вала снега, образуемого рабочим органом без проходов, а часть снега пропускают в проход над рабочим органом 6, образуя валик снега большей ширины и меньшей высоты, что является легкопреодолимым для транспортного потока и этим достигаются все технические результаты. При этом для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется два или три проезда снегоуборочной машины.

В частной форме выполнения рабочего органа «в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30…60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа и образован наклонной линией с возможностью пропускания части снега над рабочим органом» (фиг. 15) рабочий орган 6 выполнен высотой 180…200 мм и снабжен вспомогательными устройствами, аналогичными частной форме выполнения на фиг. 6, фиг. 7.

Снегоуборочная машина с таким рабочим органом работает аналогично частной форме выполнения на фиг. 6, фиг. 7.

При этом снег сдвигается вдоль всей ширины захвата рабочего органа 6, то есть 100% снега дробится и рыхлится, образуя справа валик снега высотой 1/2 высоты вала снега, образуемого рабочим органом без прохода, а часть снега пропускают в проход над рабочим органом 6, образуя валик снега большей ширины и меньшей высоты, что является легкопреодолимым для транспортного потока и этим достигаются все технические результаты. При этом для полного сдвигания снега на смежную полосу требуется два проезда снегоуборочной машины.

Рабочий орган 6 с существенным признаком, выраженным в частной форме выполнения «в виде отвала или плоской щетки высотой 70…280 ммм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой» (фиг. 16) выполнен высотой 70…280 мм. При высоте 70…200 мм рабочий орган снабжен вспомогательными устройствами, в том числе гидросистемой для подъема и опускания в транспортное и рабочее положения, при высоте больше 200…280 мм гидросистему могут не применять, так как из-за нехватки высоты между поверхностью дороги и нижней частью кузова 2 (у микроавтобусов 310…340 мм) рабочий орган некуда поднимать и его будут использовать всегда в нижнем положении, что не влияет на работоспособность существенного признака.

Снегоуборочная машина с таким рабочим органом работает аналогично частной форме выполнения на фиг. 14, 15.

При этом снег сдвигается вдоль всей ширины захвата рабочего органа 6, то есть 100% снега дробится и рыхлится, образуя справа валик сдвинутого снега высотой 70…280 мм в зависимости от высоты рабочего органа, при этом валик высотой большей, чем высота рабочего органа образоваться не может, так как снег переходит через верх рабочего органа, и этим достигаются технические результаты.

Таким образом, вышеизложенные сведения подтверждают, что заявленное изобретение предназначено для использования в коммунальном хозяйстве для сдвигания снега с городских автомобильных дорог на маршрутах маршрутных транспортных средств, подтверждают его осуществимость и работоспособность с достижением указанных технических результатов, следовательно, промышленно применимо.

1. Снегоуборочная машина для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке на маршрутах маршрутных транспортных средств, содержащая транспортное средство и пассивный рабочий орган для сдвигания снега, отличающаяся тем, что транспортное средство выполнено с возможностью перевозки пассажиров по городским маршрутам маршрутных транспортных средств, а рабочий орган для сдвигания снега выполнен шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон, при этом рабочий орган снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега или выполнен высотой 70-280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.

2. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 10-15% ширины захвата рабочего органа, проход расположен в середине рабочего органа.

3. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами шириной 8-10% ширины захвата рабочего органа, проходы расположены равномерно по ширине захвата рабочего органа.

4. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом, правая часть рабочего органа смещена относительно левой части вперед и параллельно ей на расстояние 600±50 мм, и они выполнены шириной захвата в половину ширины захвата рабочего органа.

5. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с двумя проходами, каждая правая часть рабочего органа смещена относительно смежной с ней левой части вперед и параллельно ей на расстояние 400±50 мм, они выполнены шириной захвата в одну треть ширины захвата рабочего органа и сверху соединены между собой.

6. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30-60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

7. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки с одним проходом шириной 30-60% ширины захвата рабочего органа, проход расположен с правой стороны в верхней части рабочего органа и образован наклонной линией с возможностью пропускания части снега над рабочим органом.

8. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что выполнен в виде отвала или плоской щетки высотой 70-280 мм с возможностью создания вала сдвинутого снега высотой не более допустимой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительно-дорожным машинам, предназначенным для очистки дорожных покрытий дорог от уплотненных снежных образований и льда. Технический результат заключается в упрощении конструкции и повышении эффективности процесса разрушения снежно-ледяного наката.

Изобретение относится к рабочему органу снегоуборочной машины, применяемой в коммунальном хозяйстве для сдвигания снега с городских дорог в транспортном потоке. Рабочий орган содержит пассивный рабочий орган для сдвигания снега, выполненный шириной захвата, равной ширине транспортного средства плюс 400 мм, минус 300 мм с обеих сторон и снабжен проходом или проходами с возможностью пропускания части снега.

Изобретение относится к подметально-уборочной технике и может быть использовано для подметания проезжей части дорог, улиц и площадей. Устройство для подметания улиц и уборки снега имеет щетку (1) со скребком (2), которая надевается на черенок (4).

Изобретение относится к области очистки дорог. Отвал для уборки снега с поверхности дороги содержит щит, подрезной нож и жидкостный контур с форсункой для распыления противогололедной жидкости.

Изобретение относится к средствам для очистки улиц и дорог, а именно к прицепным снегоочистителям. Устройство содержит горизонтально лежащий стальной лист в виде прямоугольной трапеции, уголки, нож, тяги, шарнирное соединение тяг, шарнирное буксирное устройство.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дорожным машинам и, в частности, к плужным снегоочистителям, применяемым для уборки снега с дорог и тротуаров и снабженных пассивным рабочим органом в виде отвала.

Изобретение относится к устройствам расфиксации предназначенного для прохождения плугом твердого материала. .

Изобретение относится к области дорожного и коммунального машиностроения. .

Изобретение относится к получению высококачественного износостойкого материала для промышленной техники, преимущественно мусороуборочной и снегоочистительной. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к дорожным машинам, в частности к плужным снегоочистителям для уборки снега с дорог и тротуаров. Задний раздвигающийся поворотный отвал состоит из отвала, рамы, гидроцилиндра подъема-опускания рамы и гидроцилиндров. Отвал состоит из левой и правой части, которые соединены с помощью гидромоторов с тягами, шарнирно соединенными с рамой. Гидроцилиндры соединены шарнирно с рамой и тягами, а левая и правая части отвала раздвигаются тягами с помощью гидроцилиндров. Повороты левой и правой части отвала осуществляются с помощью поворотных гидродвигателей, а раздвижение тяги осуществляется с помощью гидроцилиндров. Рама шарнирно соединена с гидроцилиндром подъема-опускания рамы, с помощью которого осуществляется подъем и опускание отвала. Технический результат заключается в повышении производительности за счет сгребания снега к центральной оси дороги и отсутствия дополнительных сил, отклоняющих снегоуборочную машину от заданного курса. 4 ил.

Изобретение относится к снегоуборочной технике и может быть использовано для уборки снега с улиц, площадей населенных пунктов и городов, с пешеходных дорожек и тротуаров. Робот-снегоуборщик состоит из самоходной колесной машины (1) и содержит блок управления (6), включающий в свой состав компьютер (7) с внутренней памятью. К компьютеру (7) подключены ультразвуковой локационный датчик (9), устройство тревожной сигнализации (10) и приемно-передающее устройство (11). В робот-снегоуборщик также введены три базовых приемно-передающих устройства (12, 13, 14), располагаемые по периметру обрабатываемого участка и обеспечивающие связь по соответствующим радиоканалам с приемно-передающим устройством (11) блока управления (6). При этом в блок управления (6) введен датчик пройденного пути (8), подключенный к компьютеру. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, заключается в улучшении маневренности и обеспечении работы робота-снегоуборщика круглые сутки. 5 ил.

Группа изобретений относится к области способов и устройств очистки дорожного полотна магистралей (улиц) от выпадающих снежных осадков. Способ включает воздействие тепловой энергии выхлопных газов автомобилей на снежный покров дорожного полотна. При этом каждый из проезжающих по магистрали во время снегопада автомобилей оснащают скребковым отвалом, представляющим собой в общем виде податливую полосу заданной высоты, равную по длине ширине автомобиля. Полосу выполняют из материала с гидрофобными и износостойкими свойствами и размешают в зоне выхлопной трубы глушителя консольно под заданным углом с быстросъемным креплением к несущим элементам конструкции автомобиля, например к днищу кузова, для удаления снега с дорожного полотна по направлению к обочине магистрали. Причем в месте схода удаляемого снега со скребкового отвала его подвергают воздействию тепловой энергии выхлопных газов, обеспечивая тем самым очистку дорожного полотна путем фазового перехода снежных осадков из твердого состояния в жидкое. Устройство состоит их скребкового отвала с элементами для быстросъемного крепления к несущим элементам автомобиля и приспособления для подвода выхлопных газов к месту схода удаляемого снега со скребкового отвала в виде податливой полосы, армированной по ее продольным кромкам силовыми элементами, например тросами. Полоса по бокам путем обтяжки подвижно прикреплена к Г-образным стойкам, а через их плоские пружинные кронштейны, служащие для обеспечения консольного расположения под заданным углом к несущим элементам автомобиля с применением крепежных приспособлений, например подобно струбцине, к днищу кузова и поджатия его к дорожному полотну и демпфирования при перегрузках в процессе очистки. Приспособление для подвода выхлопных газов к месту схода удаляемого снега со скребкового отвала выполнено в виде переходного гибкого патрубка заданной длины из теплостойкого материала с элементами крепления разъемно одного его конца к выхлопной трубе глушителя и другого к стойке скребкового отвала путем подвешивания. Технический результат заключается в осуществлении очистки дорожного полотна автономно в процессе снегопада мобильным устройством без использования дополнительной энергии и специальной техники, улучшение экологии и повышение безопасности движения транспорта. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх