Способ получения покрытия на стальной пластине

Изобретение относится к технологии получения покрытий и может быть использовано в различных отраслях машиностроения при изготовлении или восстановлении деталей для придания поверхности повышенных характеристик сопротивления коррозии. Способ получения покрытия на стальной пластине включает введение смеси порошкового материала в высокоскоростной поток предварительно нагретого до температуры 300-500°С воздуха, который направляют на стальную пластину с помощью свехзвукового сопла, при этом в воздушный поток вводят порошковую смесь, содержащую, мас.%: алюминий 35±5%, цинк 40±5%, оксид алюминия 25±5%, осуществляют нанесение порошкового покрытия на стальную пластину, после чего проводят термическую обработку пластины с покрытием в печи при температуре 480-500°C и времени выдержки 10-15 мин. Использование предложенного способа позволяет максимально увеличить сопротивление разрушению низкоуглеродистой стали под воздействием агрессивной среды. 4 пр., 1 табл., 1 ил.

 

Изобретение относится к технологии нанесения покрытий на поверхности изделий, а именно к способам получения покрытий с использованием неорганического порошка, и может быть использовано в различных отраслях машиностроения.

Известен способ получения покрытия путем нанесения порошковых металлов, ускоренных подогреваемым газовым потоком в сверхзвуковом сопле (см. авт. свид. СССР 1618778, кл. С23С 4/00, 1986 г.).

В этом способе обеспечивается ускорение частиц порошка до высоких скоростей (650-1200 м/сек), что позволяет получать покрытия с повышенной прочностью сцепления и невысокой пористостью.

Однако этот способ сравнительно дорог и технически сложен, так как для его реализации необходимо использовать дорогостоящие газы (например, гелий) и высокое давление рабочего газа (15-20 атм).

Наиболее близким к заявляемому решению является способ получения покрытия, включающий предварительный нагрев сжатого воздуха до температуры 300-500°С, подачу его в сверхзвуковое сопло, формирование в нем высокоскоростного воздушного потока, введение в этот поток порошкового материала из оксида алюминия и никеля в равном соотношении, нанесение порошкового покрытия на стальную основу (Патент РФ 2038411, С23С 4/00, 1993 г.).

К основному недостатку способа следует отнести получаемую низкую коррозионную стойкость покрытий стальных изделий, которые предназначены для использования в различных условиях или защиты изделий из стали от воздействия агрессивной среды. При этом предлагаемый способ не трудоемок и не требует больших материальных затрат.

Задачей заявляемого решения является улучшение качества покрытия, а именно повышение коррозионной стойкости.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом способе получения покрытия на стальной пластине, включающем введение смеси порошкового материала в высокоскоростной поток предварительно нагретого до температуры 300-500 град. воздуха, который направляют на стальную пластину с помощью свехзвукового сопла, при этом в воздушный поток вводят порошковую смесь, состоящую из частиц алюминия, цинка и оксида алюминия, при соотношении:

Al - 35±5%;

Zn - 40±5%;

AlO - 25±5%,

осуществляют нанесение порошкового покрытия на пластину, после чего проводят термическую обработку пластины с покрытием в печи при температуре 480-500°С и времени выдержки 10-15 мин.

Подтверждение получаемого технического результата осуществлялось путем испытаний на сопротивление коррозии покрытия, нанесенного предложенным способом на стальную пластину, продолжительностью 12 недель (2016 часов) по методике ускоренных испытаний при полном погружении образцов из стали 20 и стали 20 с покрытием, нанесенным газодинамическим напылением, в ванну с электролитом (3% раствор NaCl).

Пример 1.

На стальную основу наносят покрытие. Для этого производят предварительный нагрев сжатого воздуха до температуры 400-500°С, подают его в сверхзвуковое сопло, формируют в нем высокоскоростной воздушный поток, вводят в этот поток порошковый материал из оксида алюминия и цинка в соотношении 45±5%:55±5% соответственно и наносят порошковое покрытие на стальную основу до формирования толщины слоя толщиной 0,2-0,3 мм.

Пример 2-3.

Ведут процесс по технологии, описанной в примере 1, только порошковый материал состоит из частиц алюминия и оксида алюминия в соотношении 60±5%:40±5% соответственно или из частиц алюминия, цинка и оксида алюминия, в соотношении 35±5%:40±5%:25±5% соответственно.

Пример 4.

Ведут процесс по технологии, описанной в примере 1, только порошковый материал состоит из частиц алюминия, цинка и оксида алюминия, в соотношении 35±5%:40±5%:25±5% соответственно и после этого проводится термическая обработка покрытия в печи при температуре 480-500°С и времени выдержки 600 с.

Испытания на сопротивление коррозии продолжительностью 12 недель (2016 часов) проводили по методике ускоренных испытаний при полном погружении образцов по примерам 1-4 в ванну с электролитом (3% раствор NaCl). Одновременно проводили испытания образца и напыление покрытия по способу- прототипу.

Результаты испытания представлены на фиг. 1 и в таблице 1.

На фиг. 1 показаны коррозионные потери массы согласно примерам 1-4, где 1 - коррозионные потери массы незащищенной стали 20 и стали 20 с покрытием: 2 - цинк (пример 1), 3 - алюминий (пример 2), 4 - алюминий-цинк (пример 3), 5 - алюминий-цинк с последующей термической обработкой (пример 4).

После термической обработки покрытия алюминий-цинк коррозионные потери массы снижаются с 11,0×10-15 кг/м2 до нуля в течение 1512 часов испытаний и затем не изменяются.

Как показано в таблице 1, после нанесения покрытия по оптимизированной технологии согласно изобретению (пример 4) скорость коррозии имеет нулевую величину, а коррозионная потеря массы отсутствует.

Использование изобретения позволяет повысить качество и ресурс эксплуатации стальных деталей с покрытием алюминий-цинк, нанесенным газодинамическим напылением, в коррозионной среде.

Способ получения покрытия на стальной пластине путем введение смеси порошкового материала в высокоскоростной поток предварительно нагретого до температуры 300-500°С воздуха, который направляют на стальную пластину с помощью свехзвукового сопла, отличающийся тем, что в воздушный поток вводят порошковую смесь, состоящую из частиц алюминия, цинка и оксида алюминия при следующем соотношении, мас.%:

алюминий 35±5
цинк 40±5

оксид алюминия 25±5,

осуществляют нанесение порошкового покрытия на стальную пластину, после чего проводят термическую обработку пластины с покрытием в печи при температуре 480-500°C и времени выдержки 10-15 мин.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу аддитивной обработки деталей из сплавов системы Al-Si и может быть использовано в машиностроительных отраслях для изготовления и восстановления малоразмерных изделий и их конструктивных элементов, преимущественно, поперечного размера в субмиллиметровом диапазоне (менее 1 мм).

Изобретение относится к способу армирования передней кромки (16) лопасти (12) для ее защиты, а также к лопасти с армированием и может найти применение при изготовлении или восстановлении лопасти турбинного двигателя, вертолета или пропеллера.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к деформационно-термической обработке покрытий титан-никель-гафний с эффектом памяти формы, и может быть использовано в металлургии, машиностроении и медицине.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к порошковым проволокам для нанесения покрытий, и может быть использовано для защиты поверхности деталей, работающих в условиях воздействия частиц абразива и высоких температур.

Изобретение относится к области металловедения, химико-термической обработке металлических изделий, к созданию наноструктурированных износостойких материалов конструкционного назначения и может быть использовано для повышения долговечности деталей машин в промышленности.

Изобретение относится к области металловедения, химико-термической обработке металлических изделий, к созданию наноструктурированных материалов конструкционного назначения, к проблеме трения и износа и может быть использовано для повышения долговечности деталей машин в любой отрасли промышленности.

Изобретение относится к способу изготовления ионопроводящей мембраны, обладающей ионной проводимостью, плазменным напылением. Мембрану осаждают в виде слоя (11) на подложку (10) в рабочей камере.

Изобретение относится к способу формирования теплового барьера (23) в виде многослойной системы для защиты металлической детали из суперсплава и к металлической детали из суперсплава, снабженной тепловым барьером в виде защитной многослойной системы, сформированным упомянутым способом.

Изобретение относится к способу получения металлического листа с блокирующим диффузию слоем, используемого в устройстве для очистки отработавшего газа (ОГ), способу изготовления устройства для очистки ОГ, устройству для очистки ОГ и автомобилю, содержащему двигатель внутреннего сгорания, выпускной трубопровод для выпуска отработавшего газа и устройство для очистки ОГ.

Изобретение относится к получению защитного покрытия из порошкообразного фторопласта-4 на поверхности цилиндрического стального изделия, включает напрессовку покрытия нагружением от скользящей ударной волны заряда взрывчатого вещества и последующую термообработку.

Изобретение относится к нанесению покрытия из антифрикционного твердого сплава на металлическую подложку. На поверхность металлической подложки размещают порошковый материал, состоящий из слоев титанового порошка и смеси порошков карбида хрома и титана в соотношении 78 мас.

Изобретение относится к способам нанесения покрытия из алюминида титана на металлическое изделие и к металлическому изделию с указанным покрытием. Способ нанесения покрытия из алюминида титана на металлическое изделие включает холодное напыление алюминида титана на изделие для формирования покрытия из алюминида титана, причем покрытие из алюминида титана включает тонкую гамма/альфа2 структуру, а алюминид титана, нанесенный на изделие холодным напылением, имеет состав, включающий 45 мас.

Изобретение относится к способу газодинамического напыления антикоррозионного покрытия из коррозионно-стойкой композиции на поверхности контейнера для транспортировки и/или хранения отработавшего ядерного топлива, выполненного из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом и может быть использовано, например, для покрытия полости контейнера, служащей для приема отработавшего ядерного топлива.

Изобретение относится к способу формирования токоведущей шины на низкоэмиссионной поверхности стекла методом холодного газодинамического напыления с помощью сопла устройства для газодинамического напыления.

Изобретение относится к области газотермического напыления покрытий, а именно к технологии подготовки поверхности изделия перед нанесением детонационного покрытия.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к области токопроводящих шин. Алюминиевый элемент токопровода, имеющий рабочую контактную площадку, представляет собой алюминиевую шину.

Ось (11) колесной пары для рельсового транспортного средства содержит оболочку (13), которая имеет металлический компонент (14), который максимум такой же электрохимически высококачественный, как и образующий граничную поверхность (17) оси колесной пары металлический материал.
Изобретение относится к защите металлов от коррозии и может быть использовано при нанесении защитного покрытия на наружную и внутреннюю поверхности металлической трубы.

Изобретение относится к области получения покрытий со специальными свойствами, в частности к покрытиям с высокой стойкостью к коррозионным повреждениям и износу.

Изобретение относится к способу получения наноструктурированного слоя на поверхности металлов в условиях звукокапиллярного эффекта. На первом этапе осуществляют горизонтальное перемещение детали со скоростью υ=(10÷100) мм/мин с обработкой алмазным кругом с заданной зернистостью Z=(125/100÷80/63) мкм на связке M2-01 с концентрацией алмазов 100% с частотой вращения n=(500÷3000) об/мин при пластической деформации поверхности глубиной h=(0,01÷0,1) мм в один проход.

Изобретение относится к области металловедения, химико-термической обработке металлических изделий, к созданию наноструктурированных материалов конструкционного назначения, к проблеме трения и износа и может быть использовано для повышения долговечности деталей машин в любой отрасли промышленности. Способ получения износостойкого наноструктурированного многослойного композита с эффектом памяти формы на поверхности металлической детали с помощью высокоскоростного газопламенного напыления включает проведение высокоскоростного газопламенного напыления первого слоя в защитной атмосфере предварительно механически активированным порошком TiNiCo с эффектом памяти формы толщиной 500-1000 мкм с последующим пластическим деформированием при нагреве ниже температуры начала мартенситного превращения и получение износостойкого слоя путем высокоскоростного газопламенного напыления в защитной атмосфере предварительно механически активированной смеси порошков из cBN-Со, при их соотношении, вес. %: cBN 85-90, Со 10-15, толщиной 500-700 мкм. Затем осуществляют нагрев при температуре на 50-65°C выше солидуса с последующим отжигом в две ступени, на первой ступени из которых осуществляют нагрев до температуры 800-900°C с выдержкой 0,5-1 ч, а на второй ступени – нагрев до температуры 700-750°C с выдержкой 2-2,5 ч. В частном случае осуществления изобретения в качестве защитной атмосферы при высокоскоростном газопламенном напылении используют аргон. Обеспечивается повышение прочностных характеристик, снижение времени и стоимости процесса. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 1 пр.
Наверх