Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах. Датчики напряжения и тока формируют сигналы, пропорциональные соответственно току и напряжению одной фазы ротора асинхронного двигателя. Первый и второй фильтры нижних частот выполняют функции антиалайсинговых фильтров, отсекая мешающие высшие гармоники в сигналах, пропорциональных току и напряжению одной фазы статора. Последовательность оцифрованных данных с выходов первого и второго аналого-цифровых преобразователей поступает на вход анализаторов спектра, дающих на выходе спектры сигналов напряжения и тока. Вычислитель канонических гармоник выделяет главную и канонические гармоники напряжения. Задатчик типа двигателя задает тип двигателя для базы параметров двигателя, которая хранит конструктивные параметры двигателя - номинальную мощность Рном, число стержней ротора R, величину номинального скольжения sном, число пар полюсов р. При отсутствии в базе данных введенного типа двигателя он вносится вручную. Определитель мощности рассчитывает величину потребляемой двигателем электрической мощности, которая используется для выбора коридора поиска пазовых гармоник и определения скорости вращения ротора в вычислителе скорости. Дополнительно введен определитель потребляемой мощности, задатчик типа двигателя и база параметров двигателей, содержащая данные о конструктивных параметрах двигателя, что сокращает трудоемкость процесса определения частоты. Технический результат заключается в повышении уровня автоматизации. 1 ил.

 

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей в системах диагностирования электродвигателей и связанных с ними механических устройств, в частности, размещенных в труднодоступных местах.

Известен способ определения оценки частоты вращения ротора асинхронного двигателя (патент РФ на изобретение №2476983), в котором измеряют мгновенные величины токов и напряжений статора асинхронного двигателя, одновременно проводят измерение мгновенных величин токов и напряжений на двух фазах статора, последовательно выполняют три временные задержки, по крайней мере, на 6 мс, получая текущие и задержанные единожды, дважды и трижды значения токов и напряжений двух фаз статора двигателя, с помощью предварительно обученной искусственной нейронной сети, по опытным данным работы электродвигателя во всех режимах, используя выявленные искусственной нейронной сетью при обучении зависимости между входными и выходными данными, определяют мгновенную величину оценки частоты вращения ротора асинхронного двигателя по определенным формулам.

Недостатком способа является необходимость предварительного обучения нейронной сети по опытным данным работы электродвигателя во всех режимах, что является трудоемкой задачей. Кроме того, присутствует аппаратная избыточность - необходимо наличие датчика напряжения.

Известен способ диагностики электродвигателей переменного тока и связанных с ним механических устройств (патент РФ на изобретение №2300116), при котором в течение заданного интервала времени производят запись значений фазного тока, потребляемого электродвигателем, с помощью датчика тока с линейной амплитудно-частотной характеристикой, выделяют анализируемые характерные частоты с помощью фильтра низких частот, преобразуют полученный сигнал из аналоговой в цифровую форму, а затем производят спектральный анализ полученного сигнала.

Недостатком технического решения является необходимость дополнительного определения скорости вращения ротора двигателя с помощью отдельного датчика.

Наиболее близким к предложенному решению является метод определения скорости и угла поворота электрических машин с помощью использования пазовых частот, либо высших гармоник пазовых частот (патент ЕС на изобретение ЕР 2556381 В1), в котором получают сигнал напряжения со специальной внешней измерительной катушки, либо сигнал напряжения для управляемых током двигателей, либо сигнал тока для управляемых напряжением двигателей, проводят демодуляцию полученного сигнала путем умножения на сгенерированный синусоидальный сигнал с основной частотой сети питания, фильтруют полученный результат полосовым фильтром с изменяющейся центральной частотой, которая зависит от предыдущих результатов измерений, выделяя, таким образом, пазовые гармоники. По изменению амплитуды пазовых гармоник во времени судят об угле поворота ротора и, как следствие, о его угловой скорости.

Недостатком такого метода является использование полосового фильтра с изменяющейся центральной частотой, что требует пересчета параметров фильтра каждый раз перед оцифровкой данных. Также необходимо умножение оцифрованного сигнала на синусоидальный сигнал с частотой питающей сети, что существенно нагружает устройство, на котором выполняются вычисления.

Целью предлагаемого способа является повышение уровня автоматизации и снижение трудоемкости процесса определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей, содержащее датчики напряжения и тока, формирующие сигналы, пропорциональные соответственно току и напряжению одной фазы статора асинхронного двигателя, подключенные последовательно соответственно к первому и второму фильтрам нижних частот, первому и второму аналого-цифровым преобразователям, первому и второму анализаторам спектра, первому и второму входам вычислителя скорости вращения ротора; вычислитель частот канонических гармоник, входом и выходом подключенный соответственно к выходу первого анализатора спектра и третьему входу вычислителя скорости вращения ротора, выходом связанного со входом индикатора, дополнительно введен определитель потребляемой мощности, входами подключенный к выходам первого и второго аналого-цифровых преобразователей, а выходом связанный с четвертым входом вычислителя скорости вращения ротора, а также задатчик типа двигателя, через базу параметров двигателей подключенный к пятому входу вычислителя скорости вращения ротора.

На фиг. 1 представлена структурная схема предлагаемого устройства. Датчик напряжения 1 и датчик тока 5 подключены к одной фазе статора асинхронного двигателя. Первый и второй фильтры нижних частот 2, 6 (ФНЧ1 и ФНЧ2) выполняют функции антиалайсинговых фильтров, отсекая мешающие высшие гармоники в сигналах, пропорциональных току и напряжению одной фазы статора. Первый и второй аналого-цифровые преобразователи 3, 7 (АЦП1 и АЦП2) преобразуют аналоговые сигналы в цифровую форму.

Первый и второй анализаторы спектра 4, 8, используя преобразование Фурье, вычисляют спектральную характеристику сигналов тока и напряжения и передают эту информацию в вычислитель скорости вращения ротора 9. Рассчитанная величина скорости вращения ротора двигателя отображается в индикаторе 10. Вычислитель канонических гармоник 11 определяет частоту основной гармоники сигнала напряжения и передает эту информацию в вычислитель скорости 9.

Определитель мощности 12 вычисляет потребляемую мощность двигателя с подсоединенной к нему нагрузкой. С помощью задатчика типа двигателя 13 вручную вводится тип двигателя, в базе параметров двигателя 14 происходит поиск всех необходимых для дальнейших расчетов параметров тестируемого типа двигателя, предварительно записанных в эту базу.

Устройство работает следующим образом. Датчики напряжения и тока 1, 5 формируют сигналы, пропорциональные соответственно току и напряжению одной фазы статора асинхронного двигателя. Первый и второй фильтры нижних частот 2, 6 (ФНЧ1 и ФНЧ2) выполняют функции антиалайсинговых фильтров, отсекая мешающие высшие гармоники в сигналах, пропорциональных току и напряжению одной фазы статора. Последовательность оцифрованных данных с выходов первого и второго аналого-цифровых преобразователей 3, 7, анализаторы спектра 4, 8, дающие на выходе спектры сигналов напряжения тока . Вычислитель канонических гармоник 11 выделяет главную гармонику напряжения . Блок 13 задает тип двигателя для базы параметров двигателя 14, которая хранит конструктивные параметры двигателя - номинальный момент Мном, число стержней ротора R, величину номинального скольжения Sном, число пар полюсов р. При отсутствии в базе данных введенного типа двигателя он вносится через блок 13. Блок 12 рассчитывает потребляемую двигателем электрическую мощность. Вычисленное значение мощности используется для выбора коридора поиска пазовых гармоник в блоке 9.

Коридоры поиска частот пазовых гармоник в спектре тока статора вычисляются в блоке 9 следующим образом.

Грубо вычисляется скольжение двигателя через потребляемую мощность. Аппроксимируем механическую характеристику асинхронного двигателя:

.

Механический момент также равен:

,

где Р2=Pl-ΣРпот - механическая мощность, Р1 - измеренная электромагнитная мощность, Рпот - мощность потерь.

Приравниваем уравнения моментов:

.

Подставим :

.

Решив квадратное уравнение, получаем:

.

Примем во внимание, что аппроксимация проводилась прямой линией, а так же то, что точно неизвестна полная мощность потерь, тогда вычисленное скольжение будет обладать некоторой относительной погрешностью εs, которая подбирается экспериментально.

Коридоры поиска пазовых гармоник для нижней спектральной компоненты:

,

,

для верхней спектральной компоненты:

,

,

Блок 9 определяет в вычисленном диапазоне пики спектральной характеристики, соответствующие нижней и верхней частоте пазовых гармоник и , с наибольшей амплитудой, которые присутствуют в спектре тока статора, но отсутствуют в спектре напряжения статора, расположенные на частоте друг от друга.

Найденные частоты пазовых гармоник и используются для расчета частоты вращения ротора асинхронного двигателя по формуле:

Вычисленное значение частоты вращения ротора подается на индикатор 10.

Устройство для определения частоты вращения ротора асинхронных двигателей, содержащее датчики напряжения и тока, формирующие сигналы, пропорциональные соответственно напряжению и току одной фазы статора асинхронного двигателя, подключенные последовательно соответственно к первому и второму фильтрам нижних частот, первому и второму аналого-цифровым преобразователям, первому и второму анализаторам спектра, первому и второму входам вычислителя скорости вращения ротора; вычислитель частот канонических гармоник, входом и выходом подключенный соответственно к выходу первого анализатора спектра и третьему входу вычислителя скорости вращения ротора, выходом связанного со входом индикатора, отличающееся тем, что дополнительно введен определитель мощности, входами подключенный к выходам первого и второго аналого-цифровых преобразователей, а выходом связанный с четвертым входом вычислителя скорости вращения ротора, а также задатчик типа двигателя, через базу параметров двигателей подключенный к пятому входу вычислителя скорости вращения ротора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к способу определения угловой скорости вращения объекта, стабилизированного вращением. Способ определения угловой скорости вращения объекта, стабилизированного вращением (ОСВ, заключается в том, что наблюдают изменение во времени физического параметра, функционально связанного с изменением углового положения ОСВ, определяют период вращения объекта, по которому вычисляют угловую скорость вращения объекта.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточного определения частоты вращения. Бесконтактное радиоволновое устройство измерения частоты вращения, содержащее генератор электромагнитных волн фиксированной частоты, направленный ответвитель, циркулятор, приемо-передающую антенну для излучения электромагнитных волн в сторону вращающегося объекта по нормали к его оси вращения, соединенную с циркулятором через основной волновод направленного ответвителя с генератором, смеситель излучаемых и принимаемых электромагнитных волн, к первому и второму входам которого подсоединены соответственно генератор через вспомогательный волновод направленного ответвителя и антенна через циркулятор.

Изобретение относится к измерительной технике, представляет собой бесконтактный радиоволновый способ измерения частоты вращения и может быть использовано для высокоточного определения частоты вращения.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано как датчик скорости для расходомеров жидких и газообразных сред, а также для автоматического контроля вращения, углового перемещения механизмов и машин.

Изобретение относится к способу обнаружения вращения и направления вращения ротора. На роторе (1) позиционирован по меньшей мере один демпфирующий элемент (D), причем на небольшом расстоянии от ротора (1) и демпфирующего элемента (D) установлены два датчика (S1, S2) на расстоянии друг от друга.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых перемещений, скоростей и ускорений объектов в бесплатформенных инерциальных навигационных системах.

Изобретение относится к области контрольно-измерительной техники и может быть использовано для бесконтактного измерения частоты вращения валов двигателей в условиях широкого изменения рабочих температур.

Изобретение относится к устройству передачи данных скорости в автомобиле с измерительной головкой 3 для регистрации движения, соответствующий измеряемый сигнал которой подается как в блок 5 управления прикладной системой, так и в блок 4 управления защитой.

Изобретение относится к измерительным приборам, выполняющим измерения с помощью оптических и электрических средств, и может быть использовано для контроля угловой скорости вращения, угловых перемещений и поворота механизмов.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых перемещений, скоростей и ускорений. .

Изобретение относится к области автоматики и измерительной техники и может быть использовано для бесконтактного измерения частоты вращения вращающихся объектов. Система бесконтактного измерения частоты вращения содержит жестко установленный на вал контролируемого объекта лопастной диск, выполненный из магнитной углеродистой стали и представляющий собой точно отбалансированную деталь; как минимум, четыре индуктивных датчика; электронный модуль и соединенные экранированные кабели с разъемами, при этом каждый индуктивный датчик выполнен в виде двух катушек индуктивности, корпуса которых смонтированы на кронштейне, закрепленном на фланце корпуса контролируемого объекта параллельно друг другу с возможностью прохождения лопастного диска между катушками индуктивности при вращении вала, причем лопастной диск имеет впадины, количество и размеры которых зависят от его внешнего диаметра и условия полного перекрывания потока магнитного поля лопастями диска при вращении вала, а величина зазора между внешними поверхностями лопастей диска и катушками индуктивности, по крайней мере, не менее 5 мм. Технический результат – повышение чувствительности системы. 5 ил.
Наверх