Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности зубьев каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано предприятиями, осуществляющими ремонт синхронизаторов коробок передач, в частности зубьев каретки синхронизатора.

Известен способ восстановления шлицевых соединений, при котором шлицы восстанавливают дуговой наплавкой с последующей нормализацией, токарной обработкой, фрезерованием, термической обработкой и шлифованием (Молодык Н.В., Зенкин А.С. Восстановление деталей машин. Справочник. - М.: Машиностроение, 1989. - С. 367-371).

Этот способ имеет недостатки, заключающиеся в том, что при обработке наплавленного слоя металла в виде валика с припуском по радиусу и по окружности, образующегося при восстановлении шлицов каретки синхронизатора, происходит повышенный износ режущего инструмента и сколы из-за высокой твердости HRC 52…53 и несплошности восстановленного шлицевого элемента. Возникает необходимость токарной и фрезерной обработки с использованием специальной фрезерной головки, оснащенной твердосплавными наплавками ВК6, ВК8. Технология трудоемка и не всегда экономически выгодна.

Наиболее близким по технической сущности является способ ремонта упрочненной азотированием шейки коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, включающий обработку в установленные ремонтные размеры, отличающийся тем, что предварительно производится снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной обработки на глубину 0,4 мм, после которой производят закалку шейки током высокой частоты, шлифовку в ремонтный размер и полирование шейки (патент № RU 2487002 С2, 03.10.2011, В23Р 6/00).

Прототип имеет недостатки, заключающиеся в том, что он используется для подготовки поверхности под последующую обработку, поэтому электроды не настроены на воспроизводство исходной рабочей поверхности; каждый следующий ремонт вала осуществляется под очередной ремонтный размер, что ведет к выбраковке вала по окончании ряда ремонтных размеров; если деталь не имеет ремонтных размеров, то возможность восстановления данным способом вовсе исключается.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности зубьев каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем наплавки с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слоя на изношенную поверхность зубьев каретки синхронизатора в среде углекислого газа с последующей электроэрозионной обработкой слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.

Указанный технический результат достигается тем, в способе восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора, характеризующемся тем, что наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой на изношенную поверхность в среде углекислого газа, восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.

На чертеже показана схема способа восстановления изношенных поверхностей зубьев каретки синхронизатора.

На схеме: 1 - шаблонный графитовый электрод-инструмент, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали; 2 - каретка синхронизатора; 3 - ванна; 4 - охлаждающая жидкость; 5 - наплавленный высокотвердый материал (порядка HRC 52…53); 6 - электродержатель; 7 - шпиндель станка, обеспечивающий поступательное движение S электрода-инструмента; 8 - электроэрозионный копировально-прошивной станок.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно на изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора выполняется наплавка проволоки из материала с высокой твердостью, например с помощью проволоки 51 ХФА, в среде углекислого газа, например на полуавтомате А547-У. Затем по форме зубьев каретки синхронизатора изготавливают шаблонный графитовый электрод-инструмент 1, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали. Для восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора 2 ее погружают в ванну 3, заполненную охлаждающей жидкостью 4. Производят настройку режимов работы электроэрозионного копировально-прошивного станка 8 в соответствие с характеристиками слоя наплавленного высокотвердого материала 5 для обеспечения требуемых размеров, формы и чистоты поверхности. В процессе электроэрозионной обработки ток поступает на шаблонный электрод-инструмент 1 через электродержатель 6. Электроэрозионная обработка слоя наплавленного высокотвердого материала происходит при поступательном движении S шаблонного электрода-инструмента 1, которое обеспечивает шпиндель 7 электроэрозионного копировально-прошивного станка 8.

Предложенным способом восстанавливают размеры, форму и обеспечивают требуемую чистоту поверхности зубьев с любым профилем, например эвольвентным.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора со слоем наплавленного высокотвердого материала обеспечивает возможность многократного восстановления поверхности зубьев каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты путем наплавки с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слоя на изношенную поверхность в среде углекислого газа с последующей электроэрозионной обработкой слоя наплавленного высокотвердого материала шаблонным графитовым электродом-инструментом, поверхность которого представляет собой копию поверхностей сопряжения ответной детали.

Способ восстановления изношенной поверхности зубьев каретки синхронизатора, характеризующийся тем, что с помощью проволоки из материала с высокой твердостью наплавляют слой на изношенную поверхность в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.



 

Похожие патенты:

При оптимизации газовой турбины, имеющей лопатки с первым керамическим теплоизоляционным покрытием, к области ее применения извлекают лопатки из газовой турбины, после чего удаляют, по меньшей мере, частично первое керамическое теплоизоляционное покрытие с извлеченных из турбины лопаток и/или берут новые лопатки.

Изобретение относится к области ремонта, выполненного как единое целое моноколеса турбореактивного двигателя летательного аппарата, и предназначено для ремонта любой лопатки турбомашины.

Изобретение относится к области ремонта и восстановления трубопроводов, в частности к ремонту без выкапывания трубопровода из земли с обеспечением на его внутренней кольцевой поверхности облицовки с помощью сегмента.

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано для изготовления моноколес турбомашин. Способ включает последовательную черновую обработку концевыми фрезами верхних, средних и концевых участков лопаток и дальнейшую их чистовую обработку.

Изобретение относится к восстановлению изношенных боковых поверхностей шлицев. Осуществляют нагрев и раздачу боковых поверхностей шлицев электрод-инструментом для электромеханической обработки, движущимся вдоль шлица по его поверхности.

Изобретение относится к металлургии, а именно к восстановительной обработке деталей из жаропрочных сплавов на никелевой основе, и может быть использовано в авиационной и энергетической промышленности для продления ресурса работы деталей газотурбинных двигателей и установок.

Изобретение относится к сварке плавлением сверхпрочных сплавов и может использоваться для изготовления и ремонта элементов газотурбинных двигателей. На основной материал из сверхпрочного сплава наносят композитный присадочный порошок, содержащий 5-50% по массе порошка твердого припоя, который включает депрессанты температуры плавления, и 50-95% по массе высокотемпературного сварочного порошка.

Изобретение относится к ремонту изношенных деталей, в частности к способам восстановления шлицевых втулок карданных валов, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение может быть использовано для упрочнения рабочих поверхностей почвообрабатывающих орудий сельскохозяйственных машин, эксплуатирующихся в условиях абразивного изнашивания.

Предлагаемое изобретение относится к области сварки и может быть применено в оперативном ремонте тонкостенных металлических деталей авиационной техники в процессе ее эксплуатации.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении запорных устройств для управления подачи жидких и газовых сред. В способе безабразивной доводки металлических сопрягаемых поверхностей в начале обработки между сопрягаемыми поверхностями, служащими электродами, устанавливают минимальный зазор по границе начала его пробоя низковольтным током в слабопроводящем электролите с незначительным содержанием металлического наполнителя с размером частиц 8 нм, а далее увеличивают объемное содержание упомянутого металлического наполнителя с одновременным повышением межэлектродного зазора и поддержанием его величины на границе начала пробоя между электродами до стабилизации величины тока, проходящего через электроды.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении пуансонов для выдавливания изделий типа стакан с внутренним зубчатым профилем, например корпусов осколочных боеприпасов.
Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.

Изобретение относится к способам кинематических испытаний пар трения и, в частности, касается способов приработки с подачей тока через трущуюся пару. .

Изобретение относится к электроэрозионной обработке методом прошивания сопряженных деталей штампа и может быть использовано при изготовлении чистовых и обычных вырубных штампов.

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки электропроводных материалов и может использоваться для электроэрозионной приработки взаимно обкатываемых деталей машин типа зубчатых колес.

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к способам формирования износостойких поверхностей трения. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после наплавки поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.
Наверх