Способ аварийного торможения самолёта и устройство для его реализации

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам остановки самолетов на взлетно-посадочной полосе. Способ состоит в том, что при недостаточной длине пути самолета для обеспечения торможения самолета во время взлета и посадки одновременно пристреливают к поверхности движения самолета концы регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета, дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути. Самолет снабжен дюбель-пушками, установленными в задней части фюзеляжа, а также под левым и правым крылом самолета, с возможностью поворота с исходного положения из внутренних полостей в рабочее положение под углами 20-10° к поверхности движения самолета, и имеющими дюбель-сваи, троса, снабженные концевыми ограничителями перемещения, тормозными устройствами. Достигается повышение безопасности при движении самолета во время взлета и посадки. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при аварийном торможении самолетов в случае нештатной ситуации при посадке и взлете самолета.

Известен способ, реализуемый устройством по АС №779118, В60Т для автоматического торможения транспортного средства перед препятствием, в котором торможение осуществляют посредством системы управления двигателем, на который подают команду от средства определения аварийной ситуации и блока расчета безопасного пути торможения.

Недостатком указанного способа является ненадежность работы в условиях недостаточности длины пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение безопасности при движении самолета во время взлета и посадки.

Достигается это тем, что при возможной недостаточной длине пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути во время взлета и посадки, посадке самолета на передние шасси, при неисправности основных шасси, посадке самолета на основные шасси, при неисправности переднего шасси одновременно пристреливают к поверхности движения самолета конец регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути, чем обеспечивают его бескреновое движение до полной остановки.

В устройстве, реализующем предлагаемый способ, указанный технический результат достигается тем, что самолет снабжен дюбель-пушками, установленными в задней части фюзеляжа, а также под левым и правым крылом самолета с возможностью поворота с исходного положения из внутренних полостей самолета в рабочее положение под углами 20-10° к поверхности движения самолета, предназначенными для одновременного пристреливания дюбель-сваями концов регулируемо притормаживаемых тросов, снабженных концевыми ограничителями перемещения, тормозными устройствами, управляемыми из кабины пилота.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 дан общий вид аварийной тормозной системы самолета.

Предлагаемый способ состоит в следующем.

Изготовляют дюбель-пушки с дюбель-сваями, регулируемо подтормаживаемые тормозные тросы с концевыми ограничителями их перемещения, обеспечивающие допустимый бескреновый тормозной путь самолета. Устанавливают их в задней части фюзеляжа самолета, а также под его левым и правым крылом.

Во время посадки и взлете при возможной недостаточной длине пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути во время взлета и посадки, посадке самолета на передние шасси, при неисправности основных шасси, посадке самолета на основные шасси, при неисправности переднего шасси одновременно пристреливают к поверхности движения самолета концы регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути, чем обеспечивают его бескреновое движение до полной остановки.

Устройство представляет собой корпус 1 самолета, снабженный тормозным устройством 2, жестко установленным в задней части фюзеляжа, тормозным устройством 3, жестко установленным под левым крылом и тормозным устройством 4, жестко установленным под правым крылом самолета. Через тормозные устройства 2, 3 и 4 пропущены тормозные тросы соответственно 5, 6 и 7, имеющие ограничители 8, 9 и 10 и кольца 11, 12 и 13 для пристреливания их к поверхности движения самолета дюбель-сваями 14, 15 и 16 при помощи дюбель-пушек 17, 18 и 19. Последние имеют исполнительные органы 20, 21 и 22, управляемые из кабины пилота и предназначенными для поворота их из исходного положения в рабочее. Тормозные устройства 2, 3 и 4 имеют соответственно исполнительные органы 23, 24 и 25, также управляемые из кабины пилота.

Работа устройства состоит в следующем.

При невозможности обеспечения безопасности при посадке или взлете самолета по команде из кабины пилота поворачиваются дюбель-пушки 17, 18 и 19 из исходного положения в рабочее, под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи исполнительных органов 20, 21 и 22. Для устранения аварийной ситуации осуществляются одновременно выстрелы дюбель-пушек 17, 18 и 19, в результате чего дюбель-сваями 14, 15 и 16 пристреливаются посредством колец 11, 12 и 13 концы тормозных тросов 5, 6 и 7 к поверхности движения самолета. Последний продолжает движение, натягивая тормозные тросы 5, 6 и 7 с одинаковыми усилиями, величина которых регулируется из кабины пилота.

После остановки самолета система аварийного торможения приводится в исходное положение, а дюбель-пушки 17, 18 и 19 перезаряжаются новыми зарядами и снабжаются новыми дюбель-сваями 11, 12 и 13.

1. Способ аварийного торможения самолета, состоящий в том, что торможение осуществляют двигателем, на который подают команду от средства определения аварийной ситуации и блока расчета пути торможения, отличающийся тем, что при возможной недостаточной длине пути перемещения самолета для обеспечения безаварийного тормозного пути во время взлета и посадки, посадке самолета на передние шасси, при неисправности основных шасси, посадке самолета на основные шасси, при неисправности переднего шасси одновременно пристреливают к поверхности движения самолета концы регулируемо подтормаживаемого троса тормозного устройства задней части фюзеляжа, а также левого и правого крыла самолета дюбель-сваями под углами 20-10° к поверхности движения самолета, при помощи дюбель-пушек, которыми управляют с кабины пилота, тормозят самолет на длине допустимого тормозного пути, чем обеспечивают его бескреновое движение до полной остановки.

2. Самолет, реализующий способ по п. 1, содержащий систему управления двигателем, средства определения аварийной ситуации и пути торможения, отличающийся тем, что снабжен дюбель-пушками, установленными в задней части фюзеляжа, а также под левым и правым крылом самолета с возможностью поворота с исходного положения из внутренних полостей самолета в рабочее положение под углами 20-10° к поверхности движения самолета, предназначенными для одновременного пристреливания дюбель-сваями концов регулируемо притормаживаемых тросов, снабженных концевыми ограничителями перемещения, тормозными устройствами, управляемыми из кабины пилота.



 

Похожие патенты:

Беспилотный летательный аппарат включает опорную раму, к которой снизу жестко присоединены кольцевой обтекатель, двигатель с движителем в виде вентилятора, стойки шасси, закрепленные по периметру опорной рамы, и контейнер с бортовой аппаратурой.

Изобретение относится к предохранительной решетке для двигателя, предназначенной для предотвращения ударов обломков, приводимых в движение покрышкой, о двигатель воздушного судна, и к воздушному судну, содержащему такую предохранительную решетку.

Изобретение относится к летательным аппаратам. .

Изобретение относится к области воздухоплавания. .

Изобретение относится к способам посадки беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в частности к способам посадки сверхлегких (массой не более одного килограмма) БЛА, оснащенных бортовыми электронными устройствами наблюдения, навигации и автоматического управления полетом.

Изобретение относится к беспилотным летательных аппаратов (БЛА) аэродинамического типа. .
Изобретение относится к средствам аварийной посадки самолетов. Способ аварийной посадки самолета состоит в использовании автоматического тормозного устройства, включающего дюбель-сваи, упругого эластичного фала и дюбель-пушки.

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам пассивной безопасности наземного транспорта. Способ заключается в измерении дистанции транспортного средства до препятствия с помощью датчика дистанции.

Изобретение относится к области аварийных тормозных устройств для экстренного торможения транспортных средств. Устройство содержит откидной рычаг, фиксатор для держания рычага в транспортном положении с закрепленной на раме с помощью пружины инерционной массы, а также механизм перевода рычага в рабочее положение.

Изобретение относится к области аварийных тормозных устройств для экстренного торможения транспортных средств. Устройство содержит два резервуара для размещения текучей среды, связанные между собой каналом с установленным в нем разрушаемым под действием определенного давления клапаном.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Бампер транспортного средства содержит укрепленный на раме кузова по всей ширине его передней части горизонтальный ударный брус.
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для предотвращения аварий транспортных средств. Транспортное средство содержит приспособление для экстренного определения тормозного пути, систему экстренного автоторможения, приспособление для дистанционного отслеживания траектории его перемещения, приспособление для оперативной мобильной связи с центральным компьютерным диспетчерским пунктом.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным системам экстренного торможения транспортных средств. Система экстренного торможения содержит устройство натяжения ремней безопасности, устройство автоматического управления акселератором, механизм автоматического управления тормозными дисками с накладками, датчики слежения, радиолокационная система выявления критических ситуаций, потенциальной опасности и распознавания препятствий на пути движения транспортного средства и ревун-клаксон.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Устройство для отвода от автомобиля энергии встречного удара содержит установленную в передней части автомобиля ударную поверхность, шарнирно соединенную с металлическими продольными упорами.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к противоскатным устройствам тракторных транспортных агрегатов, оснащенных гидросистемой.
Изобретение относится к самолетостроению. .

Изобретение относится к конструкции систем сцепления колес шасси летательного аппарата с взлетно-посадочной полосой. Для сцепления шин шасси снижают давление во внешней шине колеса до состояния сниженного давления в ответ на неоптимальное условие приземления летательного аппарата, вводят внутренний ротор колеса в контакт с внешней шиной в ответ на состояние сниженного давления. Затем выпускают множество шипов сцепления так, чтобы они выступали из внешней шины в ответ на контакт внутреннего ротора с внешней шиной. Достигается улучшенное сцепление шасси во время приземления на загрязненные, влажные, покрытые снегом или льдом взлетно-посадочные полосы, в экстренных ситуациях, таких как условия низкого трения, когда обычные тормоза на главном шасси могут быть неэффективны. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и касается шасси для летательного аппарата (ЛА) вертикального взлета, совершающего посадку на неподготовленную поверхность или палубу корабля. Адаптивное шасси ЛА содержит две дугообразные стойки или четыре полустойки, причем место крепления дугообразных стоек к корпусу ЛА центрируется с точкой пересечения дугообразных стоек и вертикальной оси, проходящей через центр масс ЛА, при этом каждая дугообразная стойка снабжена приводом, связанным с блоком управления и гироскопом, а также снабженные 3D-сканером поверхности посадочные площадки. При этом привод обеспечивает регулировку длины дугообразной стойки в соответствии с информацией, полученной от 3D-сканера поверхности посадочной площадки еще до момента приземления. Каждая стойка снабжена опорой, включающей опорный элемент с плавающим креплением к стойке. Причем материал, из которого выполнен опорный элемент, обеспечивает максимальное сцепление опорного элемента с поверхностью. Достигается упрощение конструкции, уменьшение веса, сохранение горизонтального положения ЛА относительно линии горизонта при посадке на неподготовленную поверхность (пересеченную местность с перепадом высот) или палубу корабля. 6 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх