Способ восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта деталей, содержащих шлицевые соединения, в частности шлицов каретки синхронизатора. В способе наплавляют проволоку из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, при этом после наплавки поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали. Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано предприятиями, осуществляющими ремонт синхронизаторов коробок передач, в частности шлицов каретки синхронизатора.

Известен способ восстановления шлицевых соединений, при котором шлицы восстанавливают дуговой наплавкой с последующей нормализацией, токарной обработкой, фрезерованием, термической обработкой и шлифованием (Молодык Н.В., Зенкин А.С. Восстановление деталей машин. Справочник. - М.: Машиностроение, 1989. - С. 367-371).

Этот способ имеет недостатки, заключающиеся в том, что при обработке наплавленного слоя металла в виде валика с припуском по радиусу и по окружности образующегося при восстановлении шлицов каретки синхронизатора происходит повышенный износ режущего инструмента и сколы из-за высокой твердости HRC 52…53 и несплошности восстановленного шлицевого элемента. Возникает необходимость токарной и фрезерной обработки с использованием специальной фрезерной головки, оснащенной твердосплавными наплавками ВК6, ВК8. Технология трудоемка и не всегда экономически выгодна.

Наиболее близким по технической сущности является способ ремонта упрочненной азотированием шейки коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания, включающий обработку в установленные ремонтные размеры, отличающийся тем, что предварительно производится снятие с шейки материала оставшегося упрочненного азотированием слоя с помощью электроэрозионной обработки на глубину 0,4 мм, после которой производят закалку шейки током высокой частоты, шлифовку в ремонтный размер и полирование шейки (патент № RU 2487002 С2, 03.10.2011, В23Р 6/00).

Прототип имеет недостатки, заключающиеся в том, что он используется для подготовки поверхности под последующую обработку, поэтому электроды не настроены на воспроизводство исходной рабочей поверхности; каждый следующий ремонт вала осуществляется под очередной ремонтный размер, что ведет к выбраковке вала по окончании ряда ремонтных размеров; если деталь не имеет ремонтных размеров, то возможность восстановления данным способом вовсе исключается.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является обеспечение возможности многократного восстановления поверхности шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем наплавки проволоки из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность шлицов каретки синхронизатора в среде углекислого газа с последующей электроэрозионной обработкой наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора, включающем наплавку проволоки из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали.

На чертеже показана схема способа восстановления изношенных поверхностей шлицов каретки синхронизатора.

На схеме: 1 - шаблонный графитовый электрод-инструмент, с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали; 2 - каретка синхронизатора; 3 - ванна; 4 - охлаждающая жидкость; 5 - наплавленный высокотвердый материал (порядка HRC 52…53); 6 - электродержатель; 7 - шпиндель станка, обеспечивающий поступательное движение S шаблонного электрода-инструмента; 8 - электроэрозионный копировально-прошивной станок.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно на изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора выполняется наплавка проволоки из материала с высокой твердостью, например с помощью проволоки 51 ХФА, в среде углекислого газа, например на полуавтомате А547-У. Затем по форме шлицов каретки синхронизатора изготавливают шаблонный графитовый электрод-инструмент 1 с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали. Для восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора 2 ее погружают в ванну 3, заполненную охлаждающей жидкостью 4. Производят настройку режимов работы электроэрозионного копировально-прошивного станка 8 в соответствие с характеристиками наплавленного высокотвердого материала 5 для обеспечения требуемых размеров, формы и чистоты поверхности. В процессе электроэрозионной обработки ток поступает на шаблонный электрод-инструмент 1 через электродержатель 6. Электроэрозионная обработка наплавленного высокотвердого материала происходит при поступательном движении S шаблонного электрода-инструмента 1, которое обеспечивает шпиндель 7 электроэрозионного копировально-прошивного станка 8.

Предложенным способом восстанавливают размеры, форму и обеспечивают требуемую чистоту поверхности шлицевых соединений с любым профилем, например прямоугольным, эвольвентным, треугольным, трапециевидным.

Таким образом, по сравнению с прототипом, заявленный способ восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора с наплавленным высокотвердым материалом обеспечивает возможность многократного восстановления шлицов каретки синхронизатора без механической обработки до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем наплавки проволоки из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа с последующей электроэрозионной обработкой наплавленного высокотвердого материала шаблонным графитовым электродом-инструментом, изготовленным по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали.

Способ восстановления изношенной поверхности шлицов каретки синхронизатора, включающий наплавку проволоки из материала с высокой твердостью на изношенную поверхность в среде углекислого газа, отличающийся тем, что после наплавки поверхность шлицов каретки синхронизатора восстанавливают до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности готовой детали путем электроэрозионной обработки наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, изготовленного по форме шлицов каретки синхронизатора с поверхностью в виде копии поверхности сопряжения ответной детали.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным композициям, в частности к составам для обработки пар трения, и может быть использовано в машиностроении для обработки пар трения, а также при эксплуатации механизмов и машин для продления межремонтного ресурса или во время ремонтно-восстановительных работ.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.

При оптимизации газовой турбины, имеющей лопатки с первым керамическим теплоизоляционным покрытием, к области ее применения извлекают лопатки из газовой турбины, после чего удаляют, по меньшей мере, частично первое керамическое теплоизоляционное покрытие с извлеченных из турбины лопаток и/или берут новые лопатки.

Изобретение относится к области ремонта, выполненного как единое целое моноколеса турбореактивного двигателя летательного аппарата, и предназначено для ремонта любой лопатки турбомашины.

Изобретение относится к области ремонта и восстановления трубопроводов, в частности к ремонту без выкапывания трубопровода из земли с обеспечением на его внутренней кольцевой поверхности облицовки с помощью сегмента.

Изобретение относится к авиационной промышленности и может быть использовано для изготовления моноколес турбомашин. Способ включает последовательную черновую обработку концевыми фрезами верхних, средних и концевых участков лопаток и дальнейшую их чистовую обработку.

Изобретение относится к восстановлению изношенных боковых поверхностей шлицев. Осуществляют нагрев и раздачу боковых поверхностей шлицев электрод-инструментом для электромеханической обработки, движущимся вдоль шлица по его поверхности.

Изобретение относится к металлургии, а именно к восстановительной обработке деталей из жаропрочных сплавов на никелевой основе, и может быть использовано в авиационной и энергетической промышленности для продления ресурса работы деталей газотурбинных двигателей и установок.

Изобретение относится к сварке плавлением сверхпрочных сплавов и может использоваться для изготовления и ремонта элементов газотурбинных двигателей. На основной материал из сверхпрочного сплава наносят композитный присадочный порошок, содержащий 5-50% по массе порошка твердого припоя, который включает депрессанты температуры плавления, и 50-95% по массе высокотемпературного сварочного порошка.

Изобретение относится к ремонту изношенных деталей, в частности к способам восстановления шлицевых втулок карданных валов, и может быть использовано в машиностроении.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте деталей, в частности зубьев каретки синхронизатора. В способе наплавляют с помощью проволоки из материала с высокой твердостью слой в среде углекислого газа, затем восстанавливают поверхность зубьев до номинального размера, требуемой формы и чистоты поверхности путем электроэрозионной обработки слоя наплавленного высокотвердого материала с использованием шаблонного графитового электрода-инструмента, поверхность которого представляет собой копию поверхности сопряжения ответной детали.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении запорных устройств для управления подачи жидких и газовых сред. В способе безабразивной доводки металлических сопрягаемых поверхностей в начале обработки между сопрягаемыми поверхностями, служащими электродами, устанавливают минимальный зазор по границе начала его пробоя низковольтным током в слабопроводящем электролите с незначительным содержанием металлического наполнителя с размером частиц 8 нм, а далее увеличивают объемное содержание упомянутого металлического наполнителя с одновременным повышением межэлектродного зазора и поддержанием его величины на границе начала пробоя между электродами до стабилизации величины тока, проходящего через электроды.

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано при изготовлении пуансонов для выдавливания изделий типа стакан с внутренним зубчатым профилем, например корпусов осколочных боеприпасов.
Изобретение относится к области ремонтного производства и может быть использовано на машиностроительных и ремонтно-технических предприятиях агропромышленного комплекса.

Изобретение относится к способам кинематических испытаний пар трения и, в частности, касается способов приработки с подачей тока через трущуюся пару. .

Изобретение относится к электроэрозионной обработке методом прошивания сопряженных деталей штампа и может быть использовано при изготовлении чистовых и обычных вырубных штампов.

Изобретение относится к электрофизическим и электрохимическим методам обработки электропроводных материалов и может использоваться для электроэрозионной приработки взаимно обкатываемых деталей машин типа зубчатых колес.

Изобретение относится к общему машиностроению , в частности к способам формирования износостойких поверхностей трения. .

Изобретение относится к электроэрозионной обработке (ЭЭО) сложнопрофильных изделий повышенной точности проволочным электродом-инструментом (ЭИ) на электроэрозионных многокоординатных вырезных станках с ЧПУ, дополнительно оснащенных оборудованием для генерации упругих ультразвуковых колебаний (УЗК). Способ включает формообразование заданных поверхностей изделий на электроэрозионном вырезном станке с ЧПУ за счет согласованных координатных перемещений проволочного ЭИ по траектории, задаваемой управляющей программой (УП). Способ ЭЭО изделий проволочным ЭИ осуществляют с использованием энергии УЗК, которые накладывают на верхнюю направляющую инструментальной скобы станка при направлении подачи ЭИ в зону обработки снизу вверх или нижнюю направляющую инструментальной скобы при направлении подачи ЭИ в зону обработки сверху вниз поочередно, сначала в направлении к формообразуемой поверхности изделия с охватываемой боковой поверхностью, затем в направлении к формообразуемой поверхности изделия с охватывающей боковой поверхностью. Способ обеспечивает одновременное получение двух изделий в виде пуансона и матрицы со строго вертикальными боковыми поверхностями. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх