Способ и устройство для аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов

Изобретение относится к грузозахватному устройству, предназначенному для аварийного извлечения пучка твэлов из пенала кантователя. Для аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов устанавливают грузозахватное устройство в зазор между пеналом кантователя и пучком твэлов, захватывают пучок твэлов за силовую решетку, устанавливают грузозахватное устройство с пучком твэлов в кантователь второй цепочки защитной камеры отделения разделки, снимают переходную втулку, закрывают крышку кантователя, поворачивают кантователь на 180 градусов, снимают крышку кантователя, устанавливают переходную втулку на корпус грузозахватного устройства, извлекают грузозахватное устройство из кантователя. Пучок твэлов оставляют внутри пенала кантователя с силовой решеткой вверху и продолжают разделку отработавших тепловыделяющих сборок по штатной технологии. Грузозахватное устройство выполнено из двух частей: цилиндрического корпуса и переходной втулки, в нижней части корпуса выполнены шесть прямоугольных пазов, в которых на осях установлены шесть подпружиненных лапок, с обоих концов корпуса выполнены шесть отверстий для установки переходной втулки, переходная втулка выполнена в виде цилиндра с шестью резьбовыми отверстиями, в которые вкручены невыпадающие винты, с помощью которых переходная втулка закрепляется на корпусе, в верхней части переходной втулки выполнена проточка для сцепления захвата для крышек ампул отделения разделки отработавших тепловыделяющих сборок. Достигается повышение безопасности проведения работ, понижение дозовых нагрузок на обслуживающий персонал при ремонте аварийного кантователя. 2 н.п. ф-лы, 5 ил.

 

Известен способ и комплекс технологического оборудования для разделки отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) реактора РБМК на два пучка твэлов, установки пучка твэлов в ампулы, и загрузки ампул с пучками твэлов в металлобетонный контейнер (патенты РФ №2226011, №2328046 и др.) для освобождения пристанционных хранилищ и перевода отработанного ядерного топлива на сухое хранение.

Перед началом разделки отработавшей двухпучковой топливной сборки реактора РБМК с силовыми решетками, расположенными у верхнего и нижнего ее концов, ее устанавливают в пенал кантователя, приспособленный для размещения в нем по высоте только одного пучка твэлов. После отделения от топливной сборки подвески и разделения топливной сборки на два, не связанных между собой пучка твэлов, верхний пучок твэлов устанавливают в ампулу, а на пенал кантователя надевают крышку, после чего осуществляют поворот кантователя в вертикальной плоскости на 180°. Благодаря повороту на 180° нижний пучок твэлов оказывается расположенным в пенале кантователя силовой решеткой вверх, что позволяет, после удаления крышки с пенала кантователя, извлечь из него за силовую решетку нижний пучок твэлов и установить его в ампулу.

Предлагаемое грузозахватное устройство предназначено для аварийного извлечения в защитной камере отделения разделки отработавших тепловыделяющих сборок из пенала кантователя, в случае отказа механизмов перемещения кантователя, пучка твэлов, установленного силовой решеткой вниз, установки пучка твэлов с грузозахватным устройством в другой исправный кантователь второй цепочки отделения разделки, поворот кантователя в вертикальной плоскости на 180° и извлечение грузозахватного устройства из кантователя.

Известно грузозахватное устройство (патент №2306253 В66С 1/32, В66С 1/62 Опубликовано: 20.09.2007), содержащее траверсу с полыми стойками, внутри которых размещены ползуны, взаимодействующие с захватными лапами, приспособление для синхронного перемещения захватных лап, включающее установленную с возможностью ограниченного вертикального перемещения П-образную рамку. Вертикальные элементы П-образной рамки размещены внутри полых стоек и жестко связаны с ползунами, имеющими скосы для взаимодействия с L-образными захватными лапами. L-образные захватные лапы выполнены в виде одноплечих рычагов, шарнирно установленных на стойках и прикрепленных к ним опорными носками через пружины растяжения. Достигается возможность захвата емкостей в стесненных условиях.

Существенными недостатками такого устройства, в нашем случае, являются то, что оно не позволяет поместить пучок твэлов с грузозахватным устройством в пенале кантователя и обеспечить его извлечение после кантования.

В основу изобретения положена задача - разработать способ и устройство для безопасного извлечения за силовую решетку пучка твэлов из полости пенала кантователя, в которой он установлен с минимальным зазором, в случае отказа механизмов перемещения кантователя, установки пучка твэлов с грузозахватным устройством в другой исправный кантователь второй цепочки отделения разделки, поворот кантователя в вертикальной плоскости на 180° и извлечение грузозахватного устройства из кантователя.

При использовании предлагаемого изобретения могут быть получены, в частности, следующие технические результаты:

- повышение безопасности проведения работ,

- понижение дозовых нагрузок на обслуживающий персонал при ремонте аварийного кантователя.

Указанная задача решается тем, что в способе извлечения пучка твэлов за силовую решетку, находящегося внутри нижнего торца пенала кантователя, используется грузозахватное устройство, состоящее из двух частей: цилиндрического корпуса, с возможностью его размещения в пенале кантователя, закрытого крышкой, и переходной втулки, с возможностью ее установки на обоих торцах цилиндрического корпуса.

Корпус грузозахватного устройства выполнен в виде цилиндрической трубы, способной проходить в зазоре между пучком твэлов и пенала кантователя. В нижней части корпуса выполнены шесть пазов, в которых на осях установлены шесть подпружиненных лапок.

На торцах выполнены шесть посадочных отверстий для возможности закрепления с обоих торцов переходной втулки, которая фиксируется в отверстиях винтами.

Сплошная цилиндрическая форма корпуса грузозахватного устройства обеспечивает защиту пучка твэлов от случайных воздействий при выполнении технологических операций при перемещении пучка твэлов в рабочий кантователь.

Переходная втулка представляет собой цилиндрический корпус с шестью резьбовыми отверстиями, в которые вкручены невыпадающие винты, с помощью которых данная втулка закрепляется на корпусе в посадочных отверстиях.

Переходная втулка имеет специальный выступ для сцепления захвата для крышек ампул камеры разделки отработавших тепловыделяющих сборок.

После сцепления переходной втулки захватом для крышек ампул грузозахватное устройство перемещается на ось корпуса неисправного кантователя, далее происходит процесс опускания грузозахватного устройства в кантователь, при этом подпружиненные лапки поворачиваются в вертикальное положение, а в процессе прохождения силовой решетки пучка твэлов лапки, под действием пружин, поворачиваются в горизонтальное положение и располагаются под силовой решеткой пучка твэлов.

Контроль опускания осуществляется визуально по отметке на корпусе грузозахватного устройства, которая должна совпасть с торцом пенала кантователя.

При извлечении грузозахватного устройства с пучком твэлов внутри из пенала кантователя, лапки удерживают пучок твэлов за силовую решетку в корпусе грузозахватного устройства. После извлечения грузозахватное устройство с пучком твэлов внутри помещается в рабочий кантователь и переходная втулка демонтируется. Кантователь закрывается крышкой и происходит процесс кантования на 180°, далее крышка кантователя снимается и на посадочные отверстия корпуса грузозахватного устройства монтируется и фиксируется винтами переходная втулка, после чего грузозахватное устройство извлекается из пенала кантователя, при этом пучок твэлов остается внутри пенала кантователя с силовой решеткой вверху. Далее продолжается штатная технология разделки отработавших тепловыделяющих сборок.

Заявляемое изобретение поясняется чертежами, представленными на фиг. 1-5:

фиг. 1 - общий вид грузозахватного устройства в момент установки в пенал кантователя и перед извлечением пучка твэлов из пенала кантователя;

фиг. 2 - общий вид грузозахватного устройства с установленным пучком твэлов внутри;

фиг. 3 - положение грузозахватного устройства после кантования пучка твэлов;

фиг. 4 - переходная втулка;

фиг. 5 - фрагмент нижней части грузозахватного устройства.

Грузозахватное устройство, позволяющее извлечь пучок твэлов за силовую решетку 1, находящийся внутри пенала кантователя силовой решеткой вниз, согласно изобретению состоит из двух частей: цилиндрического корпуса 2 и переходной втулки 7.

Корпус 2 грузозахватного устройства выполнен в виде цилиндрической трубы, в нижней части которой выполнены шесть пазов, в которых на осях 4 установлены шесть подпружиненных лапок 3.

На торцах корпуса 2 выполнены шесть посадочных отверстий 10 для возможности закрепления с обоих торцов переходной втулки 7, которая фиксируется в отверстиях невыпадающими винтами 8.

Переходная втулка 7 (фиг. 1, 2, 3, 4) представляет собой цилиндрический корпус с шестью резьбовыми отверстиями, в которые вкручены невыпадающие винты 8, с помощью которых данная втулка закрепляется на корпусе в посадочных отверстиях 10.

В верхней части переходной втулки выполнена проточка 11 (фиг. 2, 4) для сцепления захвата для крышек ампул камеры разделки отработавших тепловыделяющих сборок.

Для однозначной ориентации переходной втулки 7 на обоих торцах корпуса 2 грузозахватного устройства выполнены две проточки 12 (фиг. 5), а переходная втулка 7 оснащена двумя выступами 11 (фиг. 4).

Предлагаемый способ извлечения пучка твэлов осуществляется следующим образом.

На корпус 2 (фиг. 1, 2) надевается переходная втулка 7 и фиксируется в посадочных отверстиях 10 винтами 8. Штатным захватом для крышек ампул грузозахватное устройство перемещается на ось корпуса неисправного кантователя. В процессе опускания грузозахватного устройства в кантователь подпружиненные лапки 3 поворачиваются в вертикальное положение.

Контроль опускания осуществляется визуально по отметке 9 на корпусе грузозахватного устройства, которая должна совпасть с торцом пенала кантователя.

При проходе силовой решетки пучка твэлов корпусом 2 в нижней крышке пенала кантователя лапки 3, под действием пружин 5, поворачиваются в горизонтальное положение и располагаются под силовой решеткой 1.

При извлечении грузозахватного устройства с пучком твэлов внутри из пенала кантователя лапки 3 удерживают пучок твэлов за силовую решетку 1. После извлечения грузозахватное устройство с пучком твэлов внутри помещается в рабочий кантователь второй цепочки отделения разделки, переходная втулка 7 снимается, кантователь закрывается крышкой и происходит процесс кантования. Далее крышка кантователя снимается и на посадочные отверстия 10 корпуса 2 надевается и фиксируется винтами 8 переходная втулка 7 (фиг. 3), и грузозахватное устройство извлекается из пенала кантователя за переходную втулку 7 с проточкой для захвата 11, при этом пучок твэлов остается внутри пенала кантователя. Далее продолжается штатная технология разделки отработавших тепловыделяющих сборок.

1. Способ аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов, включающий установку грузозахватного устройства в зазор между пеналом кантователя и пучком твэлов, захват пучка твэлов за силовую решетку, установку грузозахватного устройства с пучком твэлов в кантователь второй цепочки защитной камеры отделения разделки, снятие переходной втулки, закрытие крышки кантователя, поворот кантователя на 180 градусов, снятие крышки кантователя, установку переходной втулки на корпус грузозахватного устройства, извлечение грузозахватного устройства из кантователя, при этом пучок твэлов остается внутри пенала кантователя с силовой решеткой вверху и продолжение разделки отработавших тепловыделяющих сборок по штатной технологии.

2. Грузозахватное устройство для осуществления аварийного извлечения из пенала кантователя пучка твэлов, выполненное из двух частей: цилиндрического корпуса и переходной втулки, в нижней части корпуса выполнены шесть прямоугольных пазов, в которых на осях установлены шесть подпружиненных лапок, с обоих концов корпуса выполнены шесть отверстий для установки переходной втулки, переходная втулка выполнена в виде цилиндра с шестью резьбовыми отверстиями, в которые вкручены невыпадающие винты, с помощью которых переходная втулка закрепляется на корпусе, в верхней части переходной втулки выполнена проточка для сцепления захвата для крышек ампул отделения разделки отработавших тепловыделяющих сборок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для установки в проектное положение тонкостенных стальных цилиндрических оболочек. Траверса содержит средство подвески к крану, стропы и такелажный узел.

Изобретение относится к грузозахватным устройствам, используемым с судовыми спуско-подъемными устройствами. Траверса содержит раму в виде двух подкрепленных поперечными ребрами жесткости параллельных балок, штоковые устройства, установленные по торцам рамы.

Изобретение относится к инструментам для захвата удлиненных объектов. Инструмент (410) содержит корпус (412), корпус имеет внутреннюю полость для приема предназначенного к захвату объекта, внутренняя полость имеет боковую стенку, углубление (418), выполненное вокруг по меньшей мере участка этой боковой стенки, зажимной элемент (422), расположенный внутри углубления.

Изобретение относится к опорным грузозахватным устройствам, а именно к устройствам для захвата грузов сферической и сфероцилиндрической формы. Грузозахватное устройство содержит полый цилиндрический корпус, причем диаметр полости корпуса соответствует диаметру захватываемого груза, элемент сопряжения с грузоподъемным механизмом, прикрепленный к корпусу, фиксаторы, расположенные в полости цилиндрического корпуса и выполненные в виде поворотных кулачков.

Изобретение относится к конструкциям грузоподъемных электромагнитов, предназначенных преимущественно для работы с сыпучими грузами, в том числе горячими. Электромагнит содержит корпус с основанием, внутренним и наружным полюсами, расширители полюсов, катушку управления, герметизирующую и защитную шайбы.

Изобретение относится к подъёмно-транспортному оборудованию и может быть использовано на грузоподъёмных кранах и траверсах. Крюковая подвеска содержит крюк, траверсу, крепежный элемент для закрепления крюка на траверсе и упорный подшипник, а также стопорное устройство в виде цилиндра, разрезанного на четыре части, с внутренним коническим отверстием, стопорный винт с левой резьбой на его концевой части для вкручивания в отверстие, выполненное в хвостовике крюка.

Траверса // 2610770
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано при производстве работ по подъему и перемещению большегрузных и габаритных изделий.

Изобретение относится к захватным устройствам. Захватное устройство (1) для манипуляции арматурными каркасами для сегментов башни ветровой энергетической установки имеет приемное приспособление (3) для захватных рычагов и множество захватных рычагов (5), которые звездообразно установлены в приемном приспособлении (3) для захватных рычагов.

Изобретение относится к ветроэнергетическим установкам. Ступица (1) ротора ветроэнергетической установки содержит манипулятор для подъема ступицы (1) ротора с помощью крана для монтажа ступицы (1) ротора на гондоле (104), установленной на башне (102) ветроэнергетической установки.

Изобретение относится к подъемной траверсе для подъема лопасти ротора и манипулирования лопастью ротора ветроэнергетической установки. Подъемная траверса для подъема лопасти ротора и манипулирования лопастью ротора ветроэнергетической установки, включающая в себя крановое крепежное средство для закрепления подъемной траверсы на кране, по меньшей мере одно лопастное крепежное средство для закрепления подъемной траверсы на лопасти ротора, а также продольно-поворотное средство для поворота удерживаемой подъемной траверсой лопасти ротора вокруг продольной оси лопасти ротора и поперечно-поворотное средство для поворота удерживаемой подъемной траверсой лопасти ротора вокруг поперечной оси, проходящей поперек продольной оси, при этом продольно-поворотное средство имеет привод для активного поворота лопасти ротора, а поперечно-поворотное средство выполнено для пассивного поворота и имеет средство торможения и/или стопорное средство для фиксации подъемной траверсы по меньшей мере в двух различных друг от друга поворотных положениях.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способу изготовления моноколец для ленточных канатов. Устройство содержит две колонны, на одной из которых расположены два ролика и один зажим, а на другой - третий ролик. Колонны жестко закреплены на силовом полу. Расстояние между колоннами равно длине монокольца. Оси роликов расположены в одной плоскости. Диаметры роликов равны диаметрам катушек. Расстояние между зажимом конца ленты и ближайшим к нему роликом, а также расстояние между этим роликом и местом крепления другого конца ленты к грузу выбирают из условия обеспечения необходимой длины силовых швов. Способ изготовления моноколец для канатов ленточных заключается в том, что ленту раскраивают под нагрузкой, равной 1-2%. После чего ленту складывают с образованием по краям двух петель. Раскрой ленты осуществляется в устройстве, в котором один конец ленты монокольца размещается в зажиме. Далее лента обматывается вокруг двух роликов и второй конец ленты перекидывается через третий ролик и закрепляется к грузу постоянной массы. Затем обеспечивается заданное время выдержки под действием нагрузки. После чего устанавливаются закрепки, которые фиксируют заданную длину монокольца, при этом величина выдержки является постоянной для всех моноколец, входящих в один ленточный канат. После этого монокольцо снимается с устройства. Свободный конец прижимается и пришивается к ленте. Далее в нужном месте монокольца устанавливается усиление из ленты и пришивается к нему. Повышается прочность изготавливаемого ленточного каната, состоящего из нескольких моноколец, с обеспечением минимальной разницы длин моноколец, т.е. увеличивается точность длины изготовляемых ленточных колец. 2 н.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для подъема и переноски нагретых заготовок/деталей. Устройство содержит крановое грузоподъемное устройство, закрепленный на подвесе термостойкий прозрачный короб с ребрами жесткости или прикрепленными к нему термостойкими элементами и усиленный двусторонними накладками. Также в коробе предусмотрены сквозные верхние и/или нижние пазы. Достигается создание теплосберегающего устройства для грузозахвата. 1 ил.

Экскаватор включает в себя ковш, трос лебедки, поддерживающий ковш, и узел коромысла. Узел коромысла включает в себя коромысло, выполненное с возможностью соединения с ковшом, и балансир, содержащий установочный блок, выполненный с возможностью принимать часть троса лебедки. Коромысло может поворачиваться вокруг оси коромысла и имеет плоскую поверхность. Балансир шарнирно соединен с коромыслом. Балансир может поворачиваться вокруг оси балансира, которая параллельна плоской поверхности коромысла и смещена от плоской поверхности. 3 н. и 23 з.п. ф-лы, 11 ил.

Грейфер // 2633814
Изобретение относится к грейферам для поднятия и опускания грузов. Грейфер содержит присоединяющую часть (3) и соединительную часть (4), установленную на присоединяющей части с возможностью направляемого перемещения вдоль оси (5) между первым (Е1) и вторым (Е2) предельными положениями. На присоединяющей части (3) расположены два фиксатора (7), перемещающиеся между захватывающим положением (G), в котором они захватывают обратным хватом контрэлемент (9) груза (2) задней поверхностью упора (8), и разомкнутым положением (F), в котором они высвобождают контрэлемент. Присоединяющая часть (3) соединена с двумя фиксаторами (7) с помощью передаточного механизма (10) таким образом, что в первом предельном положении (Е1) фиксаторы находятся в захватывающем положении (G), а во втором предельном положении (Е2) фиксаторы находятся в разомкнутом положении (F). Фиксаторы (7) расположены на одинаковом расстоянии друг от друга по воображаемой окружности (13), описанной вокруг центральной продольной оси (6) грейфера, параллельной оси перемещения (5). В захватывающем положении (G) расстояние (14) между фиксаторами (7) и центральной продольной осью (5) больше, чем в разомкнутом положении (F). Изобретение обеспечивает возможность размещения грузов в заранее заданных по высоте положениях в визуально неконтролируемых условиях. 16 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности подъемно-транспортного машиностроения, а именно к способам загрузки-выгрузки грузов внутри емкостей при затрудненности установки крупногабаритных подъемных промышленных механизмов. Для извлечения груза подготавливают емкости к работам, устанавливая направляющие трубы к стенкам под верх емкостей, закрепив сетку или поддон с грузом предварительно стропами с вертлюжными кольцами к траверсам с роликами, а подъем и перемещение груза производят фиксированной тросовой петлей за стропы с помощью подъемного устройства, и при этом извлекают груз из емкости через люк. Достигается простота, доступность и эффективность подъема грузов в ограниченном пространстве. 2 ил.

Изобретение относится к области морского флота и судостроения и предназначено для подъема с морского дна затонувших подводных объектов. Грузозахватное устройство включает храпцы, имеющие профиль, сходный с профилем корпуса подводного объекта, грузовую раму с кронштейнами и закрепленными на ней рычажными механизмами для сведения и разведения храпцов, с которой через кронштейны связаны храпцы, установленные на кронштейнах с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси, приводы и гидравлическую систему для размыва грунта. Рычажные механизмы выполнены в виде совокупности двух тяг, шарнирно соединенных с храпцами, и траверсы, шарнирно связывающей тяги между собой и соединенной со штоком приводов. Приводы выполнены гидравлическими. Устройство оснащено камнедробильными насадками, расположенными в районе оконечностей храпцов и прикрепленными к ним, а также следящей системой, соединенной с гидроприводами, с гидравлической системой для размыва грунта, с камнедробильными насадками и с введенным в состав устройства пультом управления. Обеспечивается плотное прилегание храпцов к корпусу лежащего на морском дне подводного объекта, надежный обхват ими корпуса в процессе подъема объекта и повышение эффективности работы за счет сокращения объема работ по размыву грунта вокруг корпуса. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортирования, в частности к грузозахватным элементам и устройствам. Устройство для демонтажа аварийных стеновых панелей содержит металлическую раму, образованную продольными и поперечными балками, выполненными из сваренных между собой швеллеров. Продольные балки снабжены монтажными петлями, расположенными между поперечными балками с эксцентриситетом относительно вертикальной оси симметрии устройства, и защитную сетку, выполненную из гладкой арматуры, жестко закрепленной с внутренней стороны металлической рамы. При эксплуатации устройства используют две металлические рамы, которые соединяют между собой стяжными шпильками, установленными в отверстия, соосно выполненными в продольных и в поперечных балках каждой металлической рамы и в стеновой панели. Обеспечивается возможность выборочного демонтажа ограждающих стеновых панелей при реконструкции или капитальном ремонте промышленных зданий, в том числе, находящихся в аварийном состоянии, а также повышение безопасности процесса выборочного демонтажа аварийных стеновых панелей и снижение затрат при монтажных работах. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к такелажным устройствам для кантования грузов. Траверса для кантования грузов содержит балку, на которой спереди установлено качающееся коромысло с размещенными на нем цепными стропами, при этом в задней части балки установлена задняя подвеска, имеющая возможность перемещения по балке и фиксации в необходимом положении с помощью стопорного винта. В средней части балки размещена грузовая каретка с цепной передачей, осуществляющей перемещение грузовой каретки путем вращения рукояти, и стопором для фиксации грузовой каретки. Достигается сокращение времени на монтаж/демонтаж, например, вводного изолятора. 2 ил.
Наверх