Способ разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса

Изобретение относится к насосостроению и касается способа разгрузки осевой силы в секционных многоступенчатых насосах. Способ заключается в том, что разгрузка осевой силы многоступенчатого секционного насоса осуществляется с помощью разгрузочного устройства, установленного на валу за рабочим колесом последней ступени, на которое действует разность давлений среды перед разгрузочным устройством и за ним. Разгрузочное устройство выполняют в виде торцового уплотнения, вторичное уплотнение которого выполнено с расчетным диаметром, обеспечивающим уравновешивание осевых сил. Изобретение направлено на увеличение КПД насоса за счет снижения объемных потерь путем обеспечения разгрузки без потери части потребляемой мощности насоса на образование «паразитного» расхода рабочей среды через него. 2 ил.

 

Заявляемое изобретение относится к насосостроению, может быть использовано в качестве способа разгрузки осевой силы в секционных многоступенчатых насосах и направлено на увеличение его КПД за счет снижения объемных потерь в насосе.

Известен способ разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса, который заключается в том, что за рабочим колесом последней ступени на валу установлено разгрузочное устройство, выполненное в виде вращающегося разгрузочного диска (гидропяты), образующего торцевой зазор с неподвижным диском, установленным в корпусе насоса, величина которого автоматически регулируется в зависимости от режима работы насоса. Из-за наличия разности давлений перед диском и за ним на диск действует сила, которая при соответствующих расчетных размерах разгрузочного диска может полностью уравновесить ротор насоса (см. Ломакин А.А. «Центробежные и осевые насосы», издание второе, пер. и доп. М.: Машиностроение, 1966, с.78).

Недостатком данного способа разгрузки осевой силы является наличие торцевого зазора, через который осуществляется «паразитный» расход перекачиваемой среды, составляющий 4-7% от общего расхода среды насоса, что составляет значительную часть объемных потерь в насосе. Малый зазор в разгрузочном диске, который не исключает контакта с неподвижными частями устройства, является причиной многочисленных отказов и повреждений насосов.

Также известен способ разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса, наиболее близкий к способу, описываемому в заявляемом изобретении, который заключается в том, что за рабочим колесом последней ступени на валу установлено разгрузочное устройство, выполненное в виде вращающегося разгрузочного барабана. Разгрузочный барабан вращается относительно неподвижного цилиндра, установленного в корпусе насоса, с минимальным радиальным зазором. Под влиянием разности давлений перед барабаном и за ним на барабан действует усилие, уравновешивающее осевую силу, создаваемую рабочими колесами. Размеры барабана определяются расчетным путем, чтобы обеспечить уравновешивание сил для номинального режима работы насоса. На других режимах работы насоса оставшаяся неуравновешенная осевая сила ротора воспринимается осевым подшипником.

Недостатком данного способа разгрузки осевой силы при работе насоса является наличие «паразитного» расхода перекачиваемой жидкости через радиальный зазор между барабаном и цилиндром, который составляет 7-10% от общего расхода насоса, что составляет значительную часть объемных потерь в насосе (см. Ломакин А.А. «Центробежные и осевые насосы», издание второе, пер. и доп. М.: Машиностроение, 1966, с. 78).

Оба способа разгрузки осевой силы имеют одинаковый принцип действия и одинаковые недостатки - наличие объемных потерь в насосе. Таким образом, часть потребляемой мощности насоса теряется на образование этого «паразитного» расхода перекачиваемой среды. Гидропята и разгрузочный барабан представляют собой устройства одного типа, различающиеся лишь конструктивным исполнением.

Целью изобретения является способ разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса разгрузочным устройством без потери части потребляемой мощности насоса на образование «паразитного» расхода рабочей среды через него.

Задача решается таким образом, что в известном способе разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса с помощью разгрузочного устройства, установленного на валу за рабочим колесом последней ступени, разгрузочное устройство выполнено в виде торцового уплотнения. Суть изобретения состоит в том, что из-за наличия разности давлений перед торцовым уплотнением и за ним на вращающуюся часть торцового уплотнения действует сила, которая при соответствующих его расчетных размерах может полностью уравновесить ротор насоса в номинальном его режиме работы. Однако поскольку протечки через торцовое уплотнение отсутствуют, отсутствует «паразитный» расход и связанные с ним объемные потери, следовательно, КПД насоса возрастает.

Суть предложенного способа разгрузки осевой силы поясняется чертежами, на фиг. 1 приведен секционный насос с разгрузкой осевой силы с помощью разгрузочного устройства, выполненного в виде торцового уплотнения, на фиг. 2 - выносной элемент А фиг. 1.

Насос работает следующим образом:

Ротор насоса, состоящий из вала 1 с установленными на нем неразгруженными рабочими колесами 2, вращается в радиальном 3 и в радиально-упорном 4 подшипниках. Во время работы насоса вследствие действия давления перекачиваемой среды на неравные по площади боковые поверхности рабочих колес 2 возникает осевое усилие, которое стремится сместить ротор насоса в сторону всасывания. Для уравновешивания осевого усилия, действующего на ротор со стороны рабочих колес, установлено разгрузочное устройство, выполненное в виде торцового уплотнения 5. В образованной полости 6 перед разгрузочным торцовым уплотнением создается давление напора. В полости 7 за разгрузочным торцовым уплотнением 5, которое соединяется трубопроводом 8 со всасом насоса, создается давление всасывания.

Под действием созданного перепада давлений перекачиваемой среды на торцовом уплотнении создается осевая сила, уравновешивающая осевую силу, действующую на ротор со стороны рабочих колес всех ступеней.

При определении расчетным путем размеров торцового уплотнения и его выполнении, в частности - диаметра расположения вторичного уплотнения 9 (см. фиг. 2), обеспечивается уравновешивание осевых сил при номинальном режиме работы насоса. На других режимах работы насоса оставшаяся неуравновешенная осевая сила ротора воспринимается радиально-упорным подшипником 4 насоса. В отличие от прототипа при предлагаемом способе разгрузки осевой силы отсутствует «паразитный» расход рабочей среды через торцовое уплотнение, следовательно, КПД насоса выше на 5-10%.

Выполненный опытный образец заявителя подтвердил выполнение поставленной задачи.

Способ разгрузки осевой силы многоступенчатого секционного насоса, заключающийся в том, что разгрузка осевой силы многоступенчатого секционного насоса осуществляется с помощью разгрузочного устройства, установленного на валу за рабочим колесом последней ступени, на которое действует разность давлений среды перед разгрузочным устройством и за ним, отличающийся тем, что снижение объемных потерь насоса осуществляется за счет выполнения разгрузочного устройства в виде торцового уплотнения, вторичное уплотнение которого выполнено с расчетным диаметром, обеспечивающим уравновешивание осевых сил.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению, а именно к погружным скважинным электрическим насосам, и предназначено для откачки сред из скважин со значительным отклонением от прямолинейности.

Ротор содержит рабочие колеса, основной осевой стяжной вал, проходящий через указанные колеса, и два концевых вала, каждый из которых прикреплен к соответствующему концу основного стяжного вала.

Группа изобретений относится к нефтяному машиностроению, в частности к насосам для откачки пластовой жидкости из скважин. Установка содержит: двигатель, протектор с осевой опорой вала и по крайней мере одну насосную секцию.

Изобретение относится к металлургии, а именно к изготовлению деталей из сплава TA6Zr4DE, и может быть использовано при изготовлении вращающихся деталей турбомашины. Способ изготовления детали турбомашины, выполненной из титанового сплава TA6Zr4DE, включает ковку заготовки в альфа-бета-области с образованием предварительно отформованной заготовки, горячую штамповку предварительно отформованной заготовки в бета-области титанового сплава с получением необработанной детали и термическую обработку.

Изобретение относится к насосам необъемного вытеснения и может быть использовано на АЭС в главных циркуляционных насосных агрегатах первого контура теплоносителя ядерной энергетической установки.

Изобретение относится к области насосостроения. Шнекоцентробежный насос состоит из корпуса (1) с подводом (2) и отводом (3), крышки (4), перегородки (5), вала (6) крыльчатки (7) и шнека (8).

Группа изобретений относится к приспособлению и способам соединения валов электроцентробежного погружного насоса. Приспособление содержит соединительную муфту (102), полый трубчатый элемент муфты (102) для размещения в нем концов каждого из двух вращающихся валов (106, 106’), по меньшей мере одну цангу (104) для прикрепления муфты (102) по меньшей мере к одному из двух валов (106, 106’).

Турбоустановка содержит компрессор (102), содержащий модуль (114), выполненный с возможностью введения скольжением в наружный кожух (112) и извлечения из него. Турбоустановка дополнительно содержит электрический двигатель (104), содержащий вал (108), выполненный с возможностью присоединения к валу (106) компрессора.

Изобретение предназначено для закачки воды в нефтяные пласты и поддержания внутрипластового давления и в качестве питательного насоса на нефтяных месторождениях.

Изобретение касается вертикального насоса с двусторонним всасыванием. Насос имеет спускной трубный узел, узел электродвигателя, расположенный на узле подвески и присоединенный к валу (15), спускные отверстия (120, 122), присоединенные к спускному трубному узлу, корпус (12) и колесо (14) с двусторонним всасыванием.

Изобретение относится к области нефтяного машиностроения, в частности к многоступенчатым погружным лопастным насосам для добычи нефти. Открытое рабочее колесо ступени центробежного насоса содержит ступицу, имеющую возможность свободного перемещения вдоль вала насоса, ведущий диск с расположенными на одной из его плоских поверхностей лопастями, образующими проточные каналы, и индивидуальную опорную пяту на обеих поверхностях диска в виде антифрикционной износостойкой шайбы. По длине проточных каналов, начиная от большего диаметра диска, выполнены вырезы, границы которых совмещены с границами боковых поверхностей лопастей в зоне крепления лопасти к ведущему диску. Лопасть по высоте составлена из двух частей, по меньшей мере, одна из которых наклонена относительно оси вращения. Изобретение направлено на повышение надежности рабочего колеса при перекачке жидкостей, содержащих механические примеси. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к насосной технике, а именно к рабочим колесам центробежного насоса для перекачки различных жидких сред. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними 7 лопастей, выполненных криволинейными загнутыми назад. В диске (1) между входными участками лопастей выполнены сквозные отверстия (5), а с наружной стороны диска (1) - кольцевой коаксиальный ступице (2) бурт (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей на их входном участке не более 2 мм и на выходном участке не более 3 мм, Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) выполнена конической, плавно сопряженной со ступицей (2) и поверхностью бурта (6). Ось отверстия (5) наклонена к оси колеса под углом 25°±5°, внутренний диаметр бурта (6) составляет от 0,4 до 0,45 от диаметра колеса. Отверстия (5) расположены по окружности и их диаметр составляет от 0,038 до 0,041 от диаметра колеса. Периферийные наружные участки дисков (1, 3) образованы коническими, сужающимися к периферии колеса поверхностями, образующие которых наклонены к оси колеса под углом 75°±5°. Диаметр колеса составляет от 155 до 157 мм. Изобретение направлено на уменьшение величины осевой силы на рабочем колесе, возникающей при работе насоса. 3 ил.

Изобретение относится к насосной технике. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними криволинейными загнутыми назад лопасти (4). В диске (1) между входными участками лопастей (4) выполнены сквозные отверстия (5), оси которых параллельны оси колеса. С наружной стороны колеса на диске (1) выполнен кольцевой коаксиально охватывающий ступицу (2) бурт (6). Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) выполнена плоской, перпендикулярной оси колеса и плавно сопряженной с внутренней цилиндрической поверхностью бурта (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей (4) на их входном участке не более 2 мм и на выходном - не более 3 мм. Внутренний диаметр D1 бурта (6) составляет от 0,44 до 0,45 от диаметра D2 колеса. Отверстия (5) расположены около вогнутой стороны лопасти (4) по окружности, диаметр D3 которой составляет от 0,32 до 0,34 от D2. Диаметр отверстий (5) составляет от 0,044 до 0,046 от D2. Между дисками (1, 3) расположено 8 лопастей (4). Периферийные наружные участки дисков (1, 3) образованы коническими, сужающимися к периферии колеса поверхностями, образующие которых наклонены к оси колеса под углом 75°±5°. Диаметр колеса составляет от 226,0 мм до 224 мм. Изобретение направлено на уменьшение осевой силы, действующей на рабочее колесо. 2 ил.

Изобретение относится к насосной технике, а именно к рабочим колесам центробежного насоса для перекачки различных жидких сред. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними 7 лопастей (4), выполненных криволинейными загнутыми назад. В диске (1) между входными участками лопастей выполнены сквозные отверстия (5), а с наружной стороны диска (1) - кольцевой коаксиальный ступице (2) бурт (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей на их входном участке не более 2 мм и на выходном участке не более 3 мм, Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) образует часть торовой поверхности, плавно сопряженной со ступицей (2) и поверхностью бурта (6). Ось каждого отверстия (5) наклонена к оси колеса под углом 33°±5°. Внутренний диаметр бурта (6) составляет от 0,59 до 0,61 от диаметра колеса. Отверстия (5) расположены по окружности, диаметр которой составляет от 0,04 до 0,05 от диаметра колеса. Диаметр колеса составляет от 287 мм до 285 мм. Изобретение направлено на уменьшение величины осевой силы на рабочем колесе, возникающей при работе насоса. 3 ил.

Изобретение относится к насосной технике, а именно к рабочим колесам центробежного насоса для перекачки различных жидких сред. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними 7 лопастей (4), выполненные криволинейными загнутыми назад. В диске (1) между входными участками лопастей выполнены сквозные отверстия (5), оси которых параллельны оси колеса, а с наружной стороны диска (1) - кольцевой коаксиальный ступице (2) бурт (6). Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) выполнена плоской, перпендикулярной оси колеса и плавно сопряженной с внутренней поверхностью бурта (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей на их входном участке не более 2 мм и на выходном участке не более 3 мм, Внутренний диаметр D1 бурта (6) составляет от 0,49 до 0,50 от диаметра D2 колеса. Отверстия (5) расположены около вогнутой стороны лопасти (4) по окружности, диаметр которой составляет от 0,35 до 0,36 от диаметра D2 колеса. Диаметр отверстий (5) составляет от 0,041 до 0,043 от диаметра D2 колеса. Периферийные наружные участки дисков (1, 3) образованы коническими, сужающимися к периферии колеса поверхностями, образующие которых наклонены к оси колеса под углом 75±5°. Диаметр колеса составляет от 169 до 167 мм. Изобретение направлено на уменьшение величины осевой силы на рабочем колесе, возникающей при работе насоса. 2 ил.

Изобретение относится к насосной технике. Рабочее колесо центробежного насоса содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними криволинейные загнутые назад лопасти (4). В диске (1) между входными участками лопастей (4) выполнены сквозные отверстия (5), а с наружной стороны колеса на диске (1) - кольцевой коаксиально охватывающий участок ступицы (2) бурт (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей (4) на их входном участке не более 2 мм, на выходном - не более 3 мм. Наружная поверхность диска (1), расположенная между выступающим из него участком ступицы (2) и буртом (6), выполнена криволинейной с образованием части торовой поверхности, плавно сопряженной со стороны меньшего диаметра со ступицей (2) и со стороны большего диаметра - с внутренней цилиндрической поверхностью бурта (6). Ось каждого отверстия (5) наклонена к оси колеса под углом 33°±5°. Внутренний диаметр D1 бурта (6) составляет от 0,59 до 0,61 от диаметра D2 диска (1). Отверстия (5) расположены по окружности, диаметр D3 которой составляет от 0,37 до 0,38 от D2. Между дисками (1, 3) расположено 7 лопастей (4). D2 составляет от диаметра D4 диска (3) от 0,96 до 0,98. D4 составляет от 233 мм до 230 мм. Изобретение направлено на уменьшение осевой силы на рабочем колесе. 2 ил.

Изобретение относится к насосной технике, а именно к рабочим колесам центробежного насоса для перекачки различных жидких сред. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними 7 лопастей, выполненные криволинейными загнутыми назад. В диске (1) между входными участками лопастей выполнены сквозные отверстия (5), а с наружной стороны диска (1) - кольцевой коаксиальный ступице (2) бурт (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей на их входном участке не более 2 мм и на выходном участке не более 3 мм. Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) выполнена конической, плавно сопряженной со ступицей (2) и поверхностью бурта (6). Образующая конической поверхности наклонена к оси колеса под углом 65°±5°. Внутренний диаметр бурта (6) составляет от 0,4 до 0,45 от диаметра колеса. Отверстия (5) расположены по окружности, диаметр которой составляет от 0,3 до 0,32 от диаметра колеса Периферийные наружные участки дисков (1, 3) образованы коническими, сужающимися к периферии колеса поверхностями, образующие которых наклонены к оси колеса под углом 75°±5°. Диаметр колеса составляет от 120 мм до 123 мм. Изобретение направлено на уменьшение величины осевой силы на рабочем колесе, возникающей при работе насоса. 3 ил.

Изобретение относится к насосной технике, а именно к рабочим колесам центробежного насоса для перекачки различных жидких сред. Рабочее колесо содержит основной диск (1) со ступицей (2), покрывной диск (3) и размещенные между ними семь лопастей, выполненных криволинейными загнутыми назад. В диске (1) между входными участками лопастей выполнены сквозные отверстия (5), а с наружной стороны диска (1) - кольцевой коаксиальный ступице (2) бурт (6). Колесо выполнено литым с отклонением по шагу лопастей на их входном участке не более 2 мм и на выходном участке не более 3 мм. Наружная поверхность диска (1) между ступицей (2) и буртом (6) выполнена конической, плавно сопряженной со ступицей (2) и поверхностью бурта (6). Образующая конической поверхности наклонена к оси колеса под углом 65°±5°. Внутренний диаметр бурта (6) составляет от 0,4 до 0,44 от диаметра колеса. Отверстия (5) расположены ближе к вогнутой стороне лопасти по окружности, диаметр которой составляет от 0,28 до 0,3 от диаметра колеса. Диаметр отверстий (5) составляет от 0,034 до 0,037 от диаметра колеса. Периферийные наружные участки дисков (1, 3) образованы коническими, сужающимися к периферии колеса поверхностями, образующие которых наклонены к оси колеса под углом 75°±5°. Диаметр колеса составляет от 203 мм до 201 мм. Изобретение направлено на уменьшение величины осевой силы на рабочем колесе, возникающей при работе насоса. 3 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам турбокомпрессоров. Подшипниковый узел турбокомпрессора включает корпус (1) подшипников (3) с маслоподводящими каналами (2), подшипники (3) с маслоподводящими отверстиями (4) и стопорные кольца (5). В корпусе (1) вертикально установлен фиксатор (6), головка (7) которого расположена в посадочном месте (8) корпуса (1), соединенный с его маслоподводящими каналами (2), а нижняя часть фиксатора (6) свободно входит в отверстие (9) подшипниковой втулки (10), в которой расположены подшипники (3), причем ее маслоподводящие отверстия (11) установлены соосно с маслоподводящими отверстиями (4). Подшипники (3) выполнены из металлокерамики. Технический результат: повышение надежности подшипникового узла турбокомпрессора и, как следствие, самого турбокомпрессора. 1 ил.

Изобретение относится к вентилятору, не имеющему лопастей в зоне выхода потока и предназначенному для систем эвакуации газопылевых выбросов из промышленных агрегатов. Узел безлопастного вентилятора для эвакуации газопылевых выбросов из промышленных агрегатов содержит кольцевую газораспределительную камеру с подводящим патрубком, щелевое сопло и горловину, внутренняя часть которой имеет поверхность Коанда и расположена за соплом в направлении движения газового потока. При этом горловина образована полыми сегментами, закрепленными на несущем кольце с помощью кронштейнов с возможностью относительного фиксированного поворота в радиальной плоскости и сообщающимися посредством гибких рукавов с полостью газораспределительной камеры, имеющей форму тора и размещенной концентрично относительно несущего кольца. Это позволяет повысить эффективность функционирования вентиляторного узла за счет обеспечения возможности регулирования фокусировки выталкиваемого воздушного потока и его закручивания. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх