Способ смазывания зубчатой передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазывания зубчатых передач. Способ смазывания зубчатой передачи включает подачу смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи. Смазочный материал подают только на боковые поверхности зубьев зубчатого венца, причем только на те из них, которые участвуют в зацеплении с зубьями парного колеса. Распыляющую масленку ориентируют под углом относительно колеса в плоскости его вращения с обеспечением вписывания зоны подачи смазочного материала в окружность вершин зубчатого венца. Зоне подачи придают в плоскости вращения колеса форму сектора с вершиной у распыляющей масленки. Этому сектору задают максимально большой угол. Обеспечивают подачу смазочного материала на боковую поверхность каждого отдельного зуба по всей длине. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в крупномодульных зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом смазывания под давлением посредством распыляющих масленок.

Известен способ смазывания зубчатой передачи жидким смазочным материалом под давлением посредством распыляющих масленок, заключающийся в подаче смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи (см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т. Т. 4, Кн. II. Под ред. Н.С. Ачеркана. М.: Машгиз, 1963 г., стр. 746, табл. 1).

Недостаток данного способа смазывания состоит в том, что подача смазочного материала осуществляется на всю профильную поверхность зубчатого венца, в то время как в смазывании нуждаются только боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого венца, являющиеся трущимися элементами этого зубчатого венца. Это приводит к неоправданному перерасходу используемого смазочного материала и снижает качество смазывания.

В качестве прототипа взят способ смазывания зубчатой передачи жидким смазочным материалом под давлением посредством распылителей, включающий подачу этого смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи (см. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 3. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 557 с., ил., стр. 583, рис. 25).

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации режима смазывания и экономии смазочного материала.

Для этого способ смазывания включает подачу жидкого смазочного материала под давлением посредством распыляющих масленок на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи. Причем смазочный материал подают только на боковую поверхность каждого одного зуба зубчатого венца при прохождении им зоны смазывания. Для этого распыляющую масленку ориентируют под углом относительно колеса в плоскости его вращения с обеспечением вписывания зоны подачи смазочного материала в окружность вершин зубчатого венца. Зоне подачи придают в плоскости вращения колеса форму сектора с вершиной у распыляющей масленки, задавая этому сектору максимально большой угол, с обеспечением при этом охватом сектором подачи всей длины боковой поверхности каждого отдельного зуба при прохождении им зоны смазывания.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: общий вид смазываемой зубчатой передачи (фиг. 1) и фрагмент смазываемого зубчатого колеса - вид с его торца (фиг. 2).

На чертежах показаны: смазываемое зубчатое колесо 1, парное зубчатое колесо 2, жидкий смазочный материал 3, масляная ванна 4, смазкоподающий патрубок 5, распылитель 6, зубчатый венец с зубьями 7, окружность вершин зубчатого венца 8, окружность оснований зубчатого венца 9, неработающая боковая поверхность 10 зуба, работающая (трущаяся) боковая поверхность 11 зуба, радиальная плоскость 12 колеса; верхняя граница 13 и нижняя граница 14 зоны подачи смазочного материала; длина l боковой поверхности зуба; точка а пересечения боковой поверхности (11) с верхней границей (13) зоны смазывания; точка в пересечения боковой поверхности (11) с нижней границей (14) зоны смазывания; зазор с между распылителем 6 и окружностью 8 вершин зубчатого венца; направление V подачи смазочного материала; угол α наклона направления подачи относительно колеса; угол β сектора смазочного материала в плоскости вращения колеса; направления вращения колеса: в качестве ведущего (при его вращении по часовой стрелке) - ω1 и в качестве ведомого (при его вращении против часовой стрелки) - ω2.

Способ смазывания зубчатой передачи включает смазывание как минимум одного зубчатого колеса 1 передачи, находящегося в парном зацеплении с сопряженным зубчатым колесом 2, путем подачи (V) жидкого смазочного материала 3 из масляной ванны 4 под давлением по смазкоподающему патрубку 5 посредством распылителя 6. Подача осуществляется на боковую поверхность 11 каждого одного зуба 7 зубчатого венца колеса, участвующую в зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса и нуждающуюся в смазывании, при прохождении этим зубом зоны смазывания (вторая боковая поверхность 10 каждого зуба в смазывании не нуждается, т.к. она в зацеплении не участвует). Распылитель 6 устанавливают неподвижно относительно вращающегося колеса 1 с зазором с относительно окружности 8 вершин зубчатого венца колеса с наклоном относительно колеса (например, под углом α относительно радиальной плоскости 12 колеса) и ориентируют в сторону смазываемых боковых поверхностей (11) зубьев 7, участвующих в зацеплении с зубьями парного колеса и нуждающихся в смазывании. Вторые боковые поверхности (10) зубьев в зацеплении не участвуют и в смазывании не нуждаются. Зону смазывания формируют в плоскости вращения колеса в форме сектора, своей верхней границей (13) вписывающейся в окружность 8 вершин зубчатого венца, нижняя граница (14) этой зоны охватывает смазываемую поверхность (11), образуя зону смазывания по длине l поверхности 11 - от точки а до точки в. Нижняя граница (14) - на чертеже ее пересечение с окружностью 9 обозначено точкой в - зависит от формы профиля зубчатого венца колеса. Угол β задается максимально большим - для одновременного большего охвата (l) боковой поверхности 11 каждого зуба в период прохождения каждого зуба зоны смазывания и одновременного предотвращения перекрытия зоны смазывания соседним зубом зубчатого венца. При прохождении каждого отдельного зуба (7) зоны смазывания (в форме сектора) часть подаваемого материала может попадать на соседние зубья, но попадать будет только на смазываемые боковые поверхности (11); часть смазочного материала, попадающего на вершины зубьев, незначительна.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ смазывания позволяет осуществлять смазывание только боковых поверхностей зубьев зубчатого венца, участвующих в процессе зацепления с боковыми поверхностями зубьев сопряженного зубчатого колеса. Это снижает расход смазочного материала и повышает качество смазывания зубчатой передачи.

Способ смазывания зубчатой передачи, преимущественно крупномодульной, смазываемой жидким смазочным материалом под давлением посредством распыляющих масленок, включающий подачу этого смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи, отличающийся тем, что смазочный материал подают только на боковые поверхности зубьев зубчатого венца, причем только на те из них, которые участвуют в зацеплении с зубьями парного колеса; для этого распыляющую масленку ориентируют под углом относительно колеса и жестко фиксируют ее в плоскости его вращения с обеспечением вписывания зоны подачи смазочного материала в окружность вершин зубчатого венца; зоне подачи придают в плоскости вращения колеса форму сектора с вершиной у распыляющей масленки, задавая этому сектору максимально больший угол, с обеспечением при этом подачи смазочного материала на боковую поверхность каждого отдельного зуба по всей ее длине при прохождении этим зубом зоны смазывания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатый редуктор содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в посадочных отверстиях которого посредством подшипников качения из ферромагнитного материала установлены валы с закрепленными на них зубчатыми колесами и в котором размещен магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо плоской формы содержит ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкции зубчатых колес, смазываемых жидкими смазочными материалами. Цилиндрическое зубчатое колесо содержит выступающую в одну сторону ступицу (1), тело (2) в виде диска, обод (3) и зубчатый венец (4), ширина В которого больше толщины диска.

Изобретение относится к смазке и сборным резервуарам смазки в ведомых осях транспортных средств. Корпус (3, 13, 15) трансмиссии имеет наружный барьер (3) для текучей среды для размещения текучей смазки, количество которой не превышает заданный уровень.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец, выполненный из полых зубьев.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец, выполненный из пластин, изогнутых по наружному профилю зуба, и пары кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены горизонтально, неподвижно относительно вращающегося колеса, выше верхнего уровня смазочного материала, с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Поперечные сечения скребков имеют вид треугольника. Верхние части скребков расположены под тупым углом к торцам колеса, а нижние части скребков расположены под острым углом к этим торцам. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. Со стороны торца нижерасположенного зубчатого колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, с зазором относительно этого торца и параллельно ему, расположена примыкающая к днищу масляной ванны вертикально ориентированная пластина. В плане пластина перекрывает габариты погруженной в масляную ванну части нижерасположенного зубчатого колеса с образованием зазоров относительно стенок корпуса масляной ванны. Верх пластины расположен выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 3 ил.

Изобретение относится к прокладке, установленной на двигатель автомобиля. Прокладка (105, 2100, 3100, 4100) представляет собой цельную деталь круглой кольцеобразной формы (101). Одна поверхность прокладки снабжена смазочными канавками (104, 2130, 3130, 4130), а центральная ось смазочной канавки (104, 2130, 3130, 4130) представляет собой кривую (103) или прямую линию (102). Также заявлены двигатель и автомобиль, в которых используется прокладка (105, 2100, 3100, 4100). Достигается повышение надежности устройства. 5 н. и 21 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Масляная ванна содержит корпус (1) с жидким смазочным материалом, часть объема которого, излишняя для смазывания передачи, замещена вставкой (5) из инородного твердого материала, инертного по отношению к этому смазочному материалу, жестко закрепленной в корпусе ванны с обеспечением необходимых зазоров между ней и элементами передачи. Вставка расположена в корпусе ванны с примыканием ее к дну и стенкам корпуса ванны и с зазором между вставкой и окружностью колеса и вставкой и торцами колеса. Вертикальные поверхности вставки, обращенные к поверхностям погруженной части зубчатого колеса, эквидистантны соответствующим поверхностям колеса и образуют объем, достаточный для размещения в нем количества смазочного материала, достаточного для обеспечения нормального смазывания передачи. Верхние поверхности вставки скошены вниз вовнутрь масляной ванны. Изобретение оптимизирует расход смазочного материала. 2 ил.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах с цилиндрическими зубчатыми колесами, смазываемыми жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, тело в виде диска, обод и зубчатый венец, ширина которого больше толщины диска. С обоих торцов колеса, симметрично ему, со стороны выхода вращающегося колеса из масляной ванны и выше верхнего уровня смазочного материала ванны, расположена пара скребков, ориентированных радиально относительно колеса, с наклоном в сторону ванны. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса, с примыканием к поверхностям торцов диска, внутренним поверхностям обода, торцевым поверхностям обода и торцевым поверхностям зубчатого венца. Внешние концы скребков перекрывают окружность вершин зубчатого венца. Расстояние от центра колеса до скребков меньше, чем расстояние от этого центра до верхнего уровня смазочного материала ванны. А внутренние концы скребков отогнуты вниз по вертикали. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит герметичный корпус с размещенными в нем зубчатыми колесами, изготовленными из ферромагнитного материала, и порошкообразным магнитоактивным смазочным материалом, активируемым магнитным полем. На торцевых поверхностях каждого колеса укреплена пара накладок в виде дисков, изготовленных из магнитопассивного материала, например пластмассы. Наружные периметры накладок имеют форму окружности, их радиусы равны радиусу окружности вершин зубчатого венца колеса. А в центрах накладок выполнены сквозные отверстия радиусом, не меньшим радиуса посадочного отверстия колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала. Наружный диаметр накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца. Толщина накладок выполнена переменной по их ширине, увеличивающейся от минимума по их внутреннему периметру до максимума по их наружному периметру. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах, смазываемых жидким смазочным материалом методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи. На торце нижерасположенного колеса, к которому обращены набегающие боковые поверхности зубьев этого колеса, и параллельно этому торцу укреплен плоский диск, диаметр которого больше диаметра окружности вершин зубчатого венца колеса. В центре диска выполнено сквозное отверстие для вала, на котором установлено данное зубчатое колесо. Диск укреплен на торце колеса с зазором относительно этого торца, посредством плоского кольца, расположенного между диском и торцом колеса и укрепленного на них. Наружный диаметр кольца не больше диаметра окружности оснований зубчатого венца колеса, а его внутренний диаметр не меньше диаметра центрального отверстия в диске. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и расположением валов в вертикальной плоскости. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в который погружены нижерасположенные смазываемые зубчатые колеса. Каждое колесо, со стороны своего выхода при вращении из масляной ванны, снабжено парой скребков, симметрично прилегающих к обоим его торцам. Скребки укреплены неподвижно относительно вращающегося колеса выше верхнего уровня смазочного материала с перекрытием торцов колеса и окружности, описываемой точками соприкосновения торцов вращающегося колеса с верхним уровнем смазочного материала. Каждый скребок выполнен в виде прямоугольного отрезка полосы, прилегающего к колесу своим торцом под прямым углом. Отрезок изогнут по дуге по направлению от масляной ванны вверх с пересечением окружности впадин зубчатого венца не ниже точки пересечения этой окружности с горизонтальной линией симметрии колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, выполненные из ферромагнитного материала. На торцах зубьев и участках торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу, укреплена пара кольцевых накладок, выполненных из диамагнитного материала. Наружный диаметр накладок не меньше диаметра окружности вершин зубчатого венца, а сторона каждой накладки по ее внутреннему периметру расположена под тупым углом относительно торца тела колеса. Обеспечивается повышение качества процесса смазывания зубчатого колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам смазывания зубчатых передач. Способ смазывания зубчатой передачи включает подачу смазочного материала на профильные поверхности зубчатого венца как минимум одного зубчатого колеса передачи. Смазочный материал подают только на боковые поверхности зубьев зубчатого венца, причем только на те из них, которые участвуют в зацеплении с зубьями парного колеса. Распыляющую масленку ориентируют под углом относительно колеса в плоскости его вращения с обеспечением вписывания зоны подачи смазочного материала в окружность вершин зубчатого венца. Зоне подачи придают в плоскости вращения колеса форму сектора с вершиной у распыляющей масленки. Этому сектору задают максимально большой угол. Обеспечивают подачу смазочного материала на боковую поверхность каждого отдельного зуба по всей длине. 2 ил.

Наверх