Устройство для измерения и контроля соосности отверстий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проведения измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях. Устройство содержит два соосно расположенных вала (1) и (2), соединенных корпусом (3), в отверстии которого установлен двуплечий рычаг (6). Одно из плеч рычага (6) контактирует с плоским торцом плунжера (7), центрируемого втулками (8) и (9) в отверстии вала (2) при взаимодействии второго плеча рычага (6) с внутренней поверхностью вращения среднего из пяти контролируемых отверстий. На валах (1) и (2) установлены три центрирующих узла (10), (11), (12), измерительный узел (13) с индикатором (14). Каждый из центрирующих узлов (10), (11), (12) выполнен в виде цилиндрического ступенчатого корпуса (15). Измерительный узел (13), установленный с центрирующим узлом (12) на полом валу (2), выполнен в виде цилиндрического корпуса (31) с осевым отверстием и крышки (32), закрепленной на торце корпуса. Техническим результатом является обеспечение возможности контроля соосности с точностью в пределах допуска среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях относительно их общей оси, например, таких как опорные разъемные отверстия в блоке цилиндров двигателя. 7 ил.

 

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для проведения измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях.

Известно, что для контроля соосности опорных разъемных отверстий в блоке цилиндров двигателя, предусмотренных под установку вкладышей и размещение коренных шеек коленчатого вала, применяется индикаторное приспособление [С.М. Бабусенко. Ремонт тракторов и автомобилей, - М.: Колос, 1980, С. 156], содержащее две ступенчатые центрирующие втулки с осевыми отверстиями, размещаемые в крайних из трех контролируемых отверстий блока цилиндров с точностью в пределах допуска, оправку с установленным на ней измерительным узлом перпендикулярно оси среднего контролируемого из трех отверстий, размещенную с возможностью поворота в центрирующих втулках. Измерительный узел индикаторного приспособления выполнен в виде цилиндрического корпуса с осевым отверстием, соосным с отверстиями центрирующих втулок, стойки и кронштейна, размещенных на корпусе измерительного узла, двуплечего рычага, установленного на кронштейне с возможностью поворота на оси, одно из плеч которого, выполненное в виде подпружиненного сферического пальца, контактирует с внутренней поверхностью вращения среднего из трех контролируемых отверстий при взаимодействии второго плеча рычага с измерительным стержнем индикатора, закрепленного на стойке.

Известное устройство не позволяет однократным измерением контролировать соосность больше трех отверстий в корпусных деталях относительно общей оси, но предусматривает их поэтапный контроль при последовательной проверке каждых трех отверстий с недостаточной точностью в связи с присутствием накапливаемой погрешности в результатах измерений из-за ограниченных возможностей устройства, в том числе из-за перепада измерительного усилия, вызванного нестабильностью силовой погрешности двуплечего рычага, контактирующего с измерительным стержнем индикатора и с внутренней поверхностью вращения среднего из трех контролируемых отверстий при повороте оправки с размещенным на ней измерительным узлом вокруг общей оси центрирующих втулок, несовпадения линии измерений с линией передачи измерительного усилия на измерительный стержень закрепленного на стойке индикатора.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является устройство для измерения отклонения от соосности отверстий, содержащее два центрирующих узла, установленный в них с возможностью вращения вал и измерительный узел с индикатором и измерительным наконечником. Центрирующие узлы выполнены каждый в виде корпуса, установленной на нем втулки, конических подпружиненных в осевом направлении колец с шариками, установленными с возможностью радиального перемещения, и подшипников, обеспечивающих возможность вращения вала в узлах. Измерительный узел выполнен в виде фланца, соединенного с корпусом одного из центрирующих узлов, двух подшипников, полой оси с толкателем, контактирующим с наконечником индикатора, кронштейна на оси и двуплечего рычага на кронштейне, одно плечо которого контактирует с валом, а другое с толкателем [Авт. св-во №1479817, М. кл. G01B 5/24, опубл. 15.05.89 г., Бюл. №18].

Известное устройство не позволяет однократным измерением контролировать соосность больше двух отверстий в корпусных деталях, но предусматривает их поэтапный контроль путем последовательной проверки каждых двух отверстий с недостаточной точностью из-за ограниченных возможностей устройства, связанных с невозможностью контроля однократным измерением крайних и промежуточных отверстий, а также среднего отверстия относительно крайних, в том числе из-за отсутствия стабильности силовой погрешности передачи измерительного усилия от толкателя на измерительный стержень индикатора, размещенных во вращающейся полой оси с кронштейном, на оси которого установлен с возможностью поворота двуплечий рычаг, одно плечо которого контактирует с толкателем, а другое - с торцом вала, размещенного в центрирующих узлах.

Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности проведения измерительного контроля соосности с точностью в пределах допуска среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях относительно общей оси контролируемых отверстий, например, таких как опорные разъемные отверстия в блоке цилиндров двигателя, предусмотренные под установку вкладышей и размещение коренных шеек коленчатого вала.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для измерения и контроля соосности отверстий, содержащем центрирующие узлы, размещенные на валах с измерительным узлом, оснащенным индикатором, в котором каждый из центрирующих узлов выполнен в виде цилиндрического корпуса с осевым отверстием, размещенной на нем втулки, установленных между корпусом и втулкой двух колец с конической поверхностью, радиально перемещаемых шариков по конической поверхности колец, подшипников, обеспечивающих возможность вращения валов в узлах, и крышек, закрепленных на торцах корпусов, а фланец измерительного узла с осевым отверстием размещен соосно с отверстиями в корпусах центрирующих узлов, согласно заявленному техническому решению повышение точности измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних достигается применением трех центрирующих узлов, размещенных с измерительным узлом на двух соосно расположенных валах с возможностью вращения последних, применением полого цилиндрического корпуса с продольной прорезью для соединения двух соосно расположенных валов, в отверстии которого установлен фиксируемый тремя осями двуплечий рычаг со сферическими поверхностями контакта с размещением одной из трех осей в отверстии одного из соосно расположенных валов при взаимодействии плеч рычага с плоским торцом плунжера, центрируемого втулками в отверстии другого вала, и с внутренней поверхностью вращения среднего из пяти контролируемых отверстий, выполнением ступенчатой наружной поверхности вращения корпуса каждого из трех центрирующих узлов, выступающая часть которой разделяет между собой два взаимно смещаемых кольца с конической поверхностью, применением сферических двухрядных подшипников, фиксируемых в отверстиях корпусов центрирующих и измерительного узлов устройства упорным торцом внутренней ступенчатой поверхности вращения и посредством применения упорных колец, поджимаемых к подшипнику ступенчатой наружной поверхностью вращения валов, одной из крышек, закрепленных на торцах корпусов центрирующих узлов, и крышкой в измерительном узле, фиксируемой на торце его корпуса, шайбой и гайкой, фиксируемых на валах, выполнением измерительного узла, размещенного с одним из трех центрирующих узлов на одном из соосно расположенных валов в виде полого цилиндрического корпуса, крышки, закрепленной на торце корпуса для фиксации подшипника измерительного узла, фланца с осевым отверстием, соосным с отверстиями в корпусах центрирующих и измерительного узлов, закрепленного на торце крышки измерительного узла, толкателя, установленного с индикатором в отверстии фланца с возможностью контактирования с плунжером и индикатором, размещенными на одной оси с толкателем, посредством установленных во взаимно перпендикулярных плоскостях в глухих отверстиях в торце толкателя четырех пружин, фиксируемых в соосных отверстиях фланца винтами, и взаимодействия плунжера с рычагом, закрепленным в корпусе с продольной прорезью тремя осями, а также с подпружиненным в осевом направлении толкателем с фиксацией установочным винтом индикатора в отверстии фланца.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где

- на фиг. 1 приведена принципиальная схема устройства;

- на фиг. 2 представлена схема работы устройства;

- на фиг. 3 представлен в разрезе его главный вид (конкретный пример выполнения предложенного устройства для измерения и контроля соосности опорных разъемных отверстий, предназначенных под установку вкладышей и размещение коренных шеек коленчатого вала в блоках цилиндров бензиновых двигателей ЗМЗ-511, 513, 5233);

- на фиг. 4 приведен вид сверху устройства;

- на фиг. 5 представлен местный вид «А» (фиг. 3) сборочной конструкции соосно расположенных валов, соединенных полым цилиндрическим корпусом с продольной прорезью, в отверстии которого установлен фиксируемый тремя осями двуплечий рычаг;

- на фиг. 6 приведен местный вид «Б» центрирующего узла;

- на фиг. 7 представлен местный вид «В» измерительного узла. Устройство (фиг. 1, 3) содержит два соосно расположенных вала 1 и 2,

соединенных полым цилиндрическим корпусом 3 с продольной прорезью (конкретный пример выполнения, местный вид «А», фиг. 5), в отверстии которого установлен фиксируемый тремя осями 4 и 5 двуплечий рычаг 6, с размещением оси 5 в отверстии вала 1. Одно из плеч рычага 6 контактирует с плоским торцом плунжера 7, центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2 при взаимодействии второго плеча рычага 6 с внутренней поверхностью вращения среднего из пяти контролируемых отверстий. На соосно расположенных валах 1 и 2, соединенных полым цилиндрическим корпусом 3 с продольной прорезью, установлены три центрирующих узла 10, 11, 12, измерительный узел 13 с индикатором 14.

Каждый из центрирующих узлов 10, 11, 12 (конкретный пример выполнения, местный вид «Б», фиг. 6) выполнен в виде цилиндрического ступенчатого корпуса 15 с осевым отверстием, размещенной на нем втулки 16, установленных между корпусом 15 и втулкой 16 двух колец с конической поверхностью 17 и 18, разделенных между собой выступающей частью корпуса 15 и размещенных на нем с возможностью взаимного осевого смещения пружинами 19 и 20 посредством радиального перемещения шариков 21 по конической поверхностью колец 17 и 18, установленных на равном расстоянии друг от друга по три на каждом из указанных колец, крышек 22 и 23 с осевым отверстием, закрепленных на торцах корпуса 15 с помощью винтовых соединений 24 для фиксации пружин 19 и 20 и ограничения осевого смещения колец 17 и 18 при радиальном перемещении шариков 21 по конической поверхности колец 17 и 18, сферического двухрядного подшипника 25, фиксируемого в отверстии корпуса 17 упорным торцом внутренней ступенчатой поверхности вращения, а также посредством упорных колец 26, 27, 28, поджимаемых к подшипнику 25 ступенчатой наружной поверхностью вращения валов 1 и 2, крышкой 23 центрирующих узлов, шайбой 29 и гайкой 30, фиксируемых на валах 1 и 2, и предназначенного в совокупности с аналогичными подшипниками центрирующих и измерительного узлов 10, 11, 12, 13 для обеспечения вращения соединенных между собой валов 1 и 2.

Измерительный узел 13 (конкретный пример выполнения, местный вид «В», фиг. 7), установленный с центрирующим узлом 12 на полом валу 2, выполнен в виде цилиндрического корпуса 31 с осевым отверстием, крышки 32, закрепленной на торце корпуса 31 с помощью винтовых соединений 33, сферического двухрядного подшипника 34, фиксируемого аналогично подшипникам 25 центрующих узлов 10, 11, 12 в отверстии корпуса 31 измерительного узла упорным торцом внутренней ступенчатой поверхности вращения, и посредством применения упорных колец 35, 36, 37, поджимаемых к подшипнику 34 ступенчатой наружной поверхностью вращения вала 2, крышкой 32 измерительного узла, шайбой 38 и гайкой 39, фиксируемых на валу 2, фланца 40 с осевым отверстием, соосным с отверстиями в корпусах центрирующих и измерительного узлов 10, 11, 12, 13, закрепленного посредством винтовых соединений 41 на торце крышки 32, применяемой для фиксации подшипника 34 измерительного узла, толкателя 42, установленного с индикатором 14 в отверстии фланца 40 с возможностью контактирования со скругленным торцом плунжера 7 и индикатором 14, размещенными на одной оси с толкателем 42, посредством установленных во взаимно перпендикулярных плоскостях в глухих отверстиях в торце толкателя 42 четырех пружин 43, фиксируемых в соосных отверстиях фланца 40 винтами 44 и взаимодействия плунжера 7 с рычагом 6, закрепленным в корпусе 3 с продольной прорезью тремя осями 4 и 5, а также с подпружиненным в осевом направлении толкателем 42 с фиксацией установочным винтом 45 индикатора 14 в отверстии фланца 40.

Устройство работает следующим образом.

Центрирующие узлы (фиг. 6) устройства 10, 11, 12, установленные с измерительным узлом 13 на соосно расположенных валах 1 и 2, соединенных полым цилиндрическим корпусом 3 с продольной прорезью (фиг. 5), размещаются с точностью в пределах допуска с возможностью вращения валов 1 и 2 в промежуточных и крайнем опорном разъемном отверстии блока цилиндров двигателя со стороны крепления крышки распределительных шестерен, а измерительный узел 13 (фиг. 7), установленный с центрирующим узлом 12 на валу 2, применяется для размещения в крайнем опорном разъемном отверстии блока цилиндров со стороны крепления картера сцепления с предусмотренными по периметру отверстия канавками для поступления масла, установку графито-асбестового сальника и резиново-каркасного уплотнения.

Центрирующие (фиг. 6) и измерительный (фиг. 7) узлы устройства 10, 11, 12, 13 при их размещении с точностью в пределах допуска в промежуточных и крайних отверстиях корпусной детали выставляют валы 1 и 2 в пределах их длины и L1, L2 (фиг. 2) параллельно осям контролируемых отверстий посредством радиального перемещения шариков 21 по конической поверхности взаимно смещаемых колец 17 и 18 при контакте шариков 21 с внутренней поверхностью вращения контролируемых отверстий с образованием углов α и β (фиг. 2) между осями валов 1 и 2 и общей осью контролируемых пяти отверстий при радиальном смещении точки контактирования размещенных на продолжении осей валов 1 и 2 сферической поверхности плеча l1 рычага 6 (фиг. 2) с применяемым соотношением плеч l2=2⋅l1 с плоским торцом плунжера 7, центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2.

Отклонения от соосности осей отверстий корпусной детали приводят к перекосу осей соосно расположенных валов 1 и 2, перекосу размещенного на продолжении оси вала 1 двуплечего рычага 6, фиксируемого тремя осями 4 и 5 в корпусе 3 с продольной прорезью, перекосу и осевому смещению Δ плунжера 7 (фиг. 2), центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2, в результате его взаимодействия с подпружиненным в осевом направлении толкателем 42 и плечом l1 рычага 6 осевому смещению подпружиненного в осевом направлении толкателя 42, установленного с индикатором 16 в отверстии фланца 40 с возможностью контактирования с плунжером 7 и индикатором 14, размещенными на одной оси с толкателем 42 в результате взаимодействия плунжера 7 с толкателем 42 и с двуплечим рычагом 6, фиксируемым тремя осями 4 и 5 в корпусе 3 с продольной прорезью.

После размещения в пределах допуска центрирующих (фиг. 6) и измерительного (фиг. 7) узлов устройства 10, 11, 12, 13 в промежуточных и крайних отверстиях корпусной детали по отклонениям осей валов 1 и 2 от общей оси контролируемых отверстий, перекосу размещенного на продолжении оси вала 1 двуплечего рычага 6, фиксируемого тремя осями 4 и 5 в корпусе 3 с продольной прорезью, перекосу и осевому смещению Δ плунжера 7, размещенного на оси вала 2 с возможностью контактирования с двуплечим рычагом 6 и с подпружиненным в осевом направлении толкателем 42, установленным с индикатором 14 в отверстии фланца 40, за один оборот соединенных корпусом 3 с продольной прорезью соосно расположенных валов 1 и 2 вокруг общей оси контролируемых отверстий корпусной детали по индикатору 14 определяется наибольшее отклонение его стрелки (Cmax), соответствующее уменьшенному в два раза отклонению от соосности (ЕРС) среднего и промежуточных отверстий относительно крайних корпусной детали в виде длины перпендикуляра, восстановленного от точки контактирования, размещенной на продолжении оси вала 1 сферической поверхности плеча l1 рычага 6 с плоским торцом плунжера 7 длиной lp (фиг. 2), центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2, до общей оси контролируемых отверстий корпусной детали

где L1 - длина вала 1;

l1 - плечо рычага 6, контактирующее с плоским торцом плунжера 7, центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2;

Δ - осевое смещение плунжера 7, размещенного на оси вала 2 с возможностью контактирования с двуплечим рычагом 6 и с подпружиненным в осевом направлении толкателем 42;

lр - длина плунжера 7;

α и β - углы между осями валов 1 и 2 и общей осью контролируемых пяти отверстий при радиальном смещении точки контактирования, размещенной на продолжении оси вала 1 сферической поверхности плеча l1 рычага 6 с применяемым соотношением плеч l2=2⋅l1 с плоским торцом плунжера 7, центрируемого втулками 8 и 9 в отверстии вала 2.

При определении наименьшего отклонения (Cmin) стрелки индикатора 14 за один оборот соединенных корпусом 3 с продольной прорезью соосно расположенных валов 1 и 2, вокруг общей оси контролируемых пяти отверстий корпусной детали, уменьшенной в два раза разностью между установленными наибольшим и наименьшим отклонениями стрелки индикатора 14 вычисляется радиальное биение контролируемых отверстий относительно их общей оси (ECR=Сmax-Cmin).

Таким образом, предложенное устройство для измерения и контроля соосности отверстий позволяет обеспечить возможность проведения измерительного контроля соосности с точностью в пределах допуска среднего и промежуточных отверстий относительно крайних в корпусных деталях относительно общей оси контролируемых отверстий, например, таких как опорные разъемные отверстия в блоке цилиндров двигателя, предусмотренные под установку вкладышей и размещение коренных шеек коленчатого вала.

Устройство для измерения и контроля соосности отверстий, содержащее центрирующие узлы, размещенные на валах с измерительным узлом, оснащенным индикатором, в котором каждый из центрирующих узлов выполнен в виде цилиндрического корпуса с осевым отверстием, размещенной на нем втулки, установленных между корпусом и втулкой двух колец с конической поверхностью, радиально перемещаемых шариков по конической поверхности колец, подшипников, обеспечивающих возможность вращения валов в узлах, и крышек, закрепленных на торцах корпусов, а фланец измерительного узла с осевым отверстием размещен соосно с отверстиями в корпусах центрирующих узлов, отличающееся тем, что повышение точности измерительного контроля соосности среднего и промежуточных отверстий относительно крайних достигается применением трех центрирующих узлов, размещенных с измерительным узлом на двух соосно расположенных валах с возможностью вращения последних, применением полого цилиндрического корпуса с продольной прорезью для соединения двух соосно расположенных валов, в отверстии которого установлен фиксируемый тремя осями двуплечий рычаг со сферическими поверхностями контакта с размещением одной из трех осей в отверстии одного из соосно расположенных валов при взаимодействии плеч рычага с плоским торцом плунжера, центрируемого втулками в отверстии другого вала, и с внутренней поверхностью вращения среднего из пяти контролируемых отверстий, выполнением ступенчатой наружной поверхности вращения корпуса каждого из трех центрирующих узлов, выступающая часть которой разделяет между собой два взаимно смещаемых кольца с конической поверхностью, применением сферических двухрядных подшипников, фиксируемых в отверстиях корпусов центрирующих и измерительного узлов устройства упорным торцом внутренней ступенчатой поверхности вращения и посредством применения упорных колец, поджимаемых к подшипнику ступенчатой наружной поверхностью вращения валов, одной из крышек, закрепленных на торцах корпусов центрирующих узлов, и крышкой в измерительном узле, фиксируемой на торце его корпуса, шайбой и гайкой, фиксируемых на валах, выполнением измерительного узла, размещенного с одним из трех центрирующих узлов на одном из соосно расположенных валов в виде полого цилиндрического корпуса, крышки, закрепленной на торце корпуса для фиксации подшипника измерительного узла, фланца с осевым отверстием, соосным с отверстиями в корпусах центрирующих и измерительного узлов, закрепленного на торце крышки измерительного узла, толкателя, установленного с индикатором в отверстии фланца с возможностью контактирования с плунжером и индикатором, размещенными на одной оси с толкателем, посредством установленных во взаимно перпендикулярных плоскостях в глухих отверстиях в торце толкателя четырех пружин, фиксируемых в соосных отверстиях фланца винтами, и взаимодействия плунжера с рычагом, закрепленным в корпусе с продольной прорезью тремя осями, а также с подпружиненным в осевом направлении толкателем с фиксацией установочным винтом индикатора в отверстии фланца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерения и регулирования несоосности вручную или автоматически известными методами. Сущность способа заключается в том, что проводят измерение несоосности, затем осуществляют повторное измерение несоосности, при этом устанавливают измерители параллельно, причем диапазон измерения каждого следующего измерителя равен максимальной ошибке предыдущего.

Изобретение может быть использовано при финишной обработке и контроле параметров крупногабаритных зеркал телескопов. Способ осуществляют путем съема контактным линейным трехточечным сферометром геометрических характеристик поверхности по ее краю по нескольким диаметральным сечениям.

Изобретение относится к области судо- и машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа зональных блоков и крупных сборочно-монтажных единиц.

Группа изобретений относится к устройству и способу измерения и корректировки отклонения от параллельности в стержне для ядерного топлива, в частности, отклонения от параллельности на конце, снабженном верхней заглушкой.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении. Сущность способа заключается в том, что измеритель, например штангенциркуль, измерительными ножками устанавливают на одни поверхности валов (или вала-отверстия), затем переставляют штангенциркуль измерительными ножками на противоположные поверхности (стороны) валов (или вала-отверстия) и алгебраически суммируют известным методом первые показания измерителя со вторыми показаниями, после чего получают удвоенную величину несоосности.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к станкостроительной области, в частности к робототехнике, и может быть использовано для настройки механического нулевого положения осей кисти манипулятора.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в судостроении, энергетике, нефтяной и газовой промышленности для монтажа центруемых механизмов.

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению и предназначено для контроля положения ходовых колес мостовых и козловых кранов при изготовлении и находящихся в эксплуатации.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве. .
Наверх