Логопедическая игра "буквы и звуки"

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на обучение чтению. Буквы набора выполнены объемными. Толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают. Внутри всех согласных букв наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала. Техническим результатом изобретения является обеспечение звукового анализа складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.

 

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на изучение букв русского алфавита и обучение чтению детей дошкольного и младшего школьного возраста, может быть использовано, в том числе людьми, страдающими дефектами зрения, слуха, а также желающими изучить русский язык.

Известны кубики Зайцева, краткое описание которых изложено на сайте http://www.metodikinz.ru/goods/?page=.read.qubes~build-ru, а подробное описание в книге «Кубики Зайцева. Комплект для дома, группы, класса. Учебное пособие. - 7 издание, Санкт-Петербург, 2012. - 125 с. В наборе кубиков Зайцева есть кубики большие и маленькие, «простые» и «двойные», как бы составленные из двух. Также есть «золотые» - желтого цвета с красно-оранжевыми буквами, «железные» - с темно-серыми, «деревянные» - с коричневыми буквами. Один кубик «железно-деревянный» - с твердыми знаками. На бело-зеленых кубиках нанесены зеленые знаки препинания, символ «Зб», обозначающий заглавную букву, а также символ, обозначающий значок ударения. «Золотые» и «зеленые» кубики при потряхивании звенят, «деревянные» - стучат. В одних лежат железки, в других - деревяшки, которые можно увидеть, если осторожно отклеить незаклеенные клапаны четырех чисто белых (без букв и знаков) кубиков.

«Золотые» кубики используются для гласных. «Железные» и «деревянные» (большие и маленькие) - для согласных и их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком. «Железные» - для звонких, «деревянные» - для глухих. Большие - для твердых, маленькие - для мягких. Всего имеется 61 кубик: 5 «бело-зеленых», 17 кубиков - «дубликаты», остальные кубики не дублируют друг друга. «Двойных» кубиков - шесть. На гранях некоторых кубиков нанесены «ягоды». Они необходимы для специального мнемонического приема, направленного на понимание уклада органов речи, характерного для озвучивания русских твердых и мягких звуков. Для быстрого обнаружения и надежного запоминания используются мнемонические приемы, использующие деление на группы по цвету (5 различий), деление на группы по объемам (4 группы), деление на группы по звучанию и вибрации наполнителя (5 групп), деление на группы по весу (как минимум 4).

Набор кубиков Зайцева сопровождается справочными таблицами для быстрого распознавания блоков и запоминания складов. Также в наборе присутствуют музыкальные попевки для ритмичного проговаривания и пропевания цепочек складов с параллельным их показом.

Недостатками использования известного набора является большое количество кубиков, что затрудняет поиск отдельных элементов, предметом освоения является только пространственно-звуковая схема слога или, иначе говоря, склада, изображенного на грани кубика, что не позволяет проводить звуковой анализ анализируемого слова. Отсутствует пространственное восприятие букв русского языка, что ограничивает возможность эффективного запоминания формы букв, их названий, а также звуков, которые они обозначают, за счет сенсорных ощущений мелкой моторики пальцев и включения механизма трехмерной образной памяти. В частности, используется визуальный образ, слуховой канал и мелкая моторика пальцев, не различающих геометрическую форму букв, что может быть важным, например, при ликвидации дисграфии (неспособность отличать левое и правое написание букв).

Известно также средство для обучения чтению по патенту RU №70032 «Средство обучения чтению» (опубл. 10.01.2008 г.), которое содержит объемные игровые элементы, разделенные на две части, соединенные вместе с возможностью вращения относительно друг друга и несущие на поверхности изображение букв. Причем игровые элементы выполнены с возможностью вращения частей относительно друг друга на параллельных осях. В данном средстве обучения чтению игровые элементы выполнены с возможностью смещения параллельных осей с образованием зазора между частями.

Недостатком данного технического решения является отсутствие пространственного восприятия буквы, что ограничивает возможность эффективного запоминания формы букв и их названий за счет сенсорных ощущений мелкой моторики пальцев и включения механизма трехмерной образной памяти. Буквы, как и в случае кубиков Зайцева, «изображены» на гранях игровых элементов, что накладывает ограничение на формирование у обучаемого пространственного образа буквы. Кроме того, звуковой анализ слов также невозможен, так как элементы набора не предполагают их «звучание», то есть при обучении задействованы только два канала получения информации - кинестетический и визуальный, причем кинестетический или сенсорный канал ограничен восприятием геометрической формы кубиков, а не букв.

Известно также изобретение по патенту RU №2064316 «Логическая игра «Буквы Ареста»» (опубл. 27.06.1996 г.). Логическая игра развивает мышление, тактильную и образную память у детей дошкольного и младшего школьного возраста и содержит игровые элементы, предназначенные для составления алфавита печатных букв, выполненные в форме маленьких палочек, средних палочек, больших палочек и подковок. Логическая игра также снабжена игровыми элементами, предназначенными для возможности составления алфавита прописных букв, выполненными в форме С-образных деталей, маленьких петель, больших петель и крючков.

Недостатком использования логической игры является то, что степень дискретизации ее элементов направлена на выкладывание более букв, но не слогов, складов и слов. В то время как основными единицами при обучении чтению являются более склады, чем буквы. Игрой не предусмотрена организация звуковой схемы буквы, так как элементы являются жесткими и твердыми, без каких-либо звучащих наполнителей, большое количество элементов затрудняет поиск необходимых.

Известно решение по патенту на полезную модель RU 68743 U1, кл. G09B 1/00 (опубл. 27.11.2007) «Комплект для обучения азбуке», которое является наиболее близким аналогом. Объемные элементы в виде букв и знаков азбуки выполнены в виде игрушек из мягкого и твердого материала различного цвета, причем элементы звонких и глухих согласных букв снабжены встроенными средствами идентификации. Встроенные средства идентификации для элементов в виде звонких и глухих согласных букв выполнены соответственно в виде колокольчика, встроенного в элемент, и в виде пластиковых шариков, размещенных внутри полого элемента. Элементы в виде парных согласных имеют в боковых стенках пазы одинакового профиля для установки соединительного средства. Неотъемлемой частью данного решения по патенту RU 68743 является специальная доска с углублениями, соответствующими объемным элементам - буквам и идентифицирующими звонкий или глухой звук соответствующими изображениями - в виде колокольчика или в виде барабана с палочками.

Недостатком полезной модели по патенту RU 68743 является слабая проработка объемного технического воплощения элементов - букв, предлагаемого без учета звукопроводных характеристик материалов, из которых могут быть изготовлены буквы, в сочетании со средствами идентификации, соответствующими звонкости или глухости звуков, обозначаемых буквами, парными или непарными. Техническое решение по патенту RU 68743 U1 предполагает искаженную и неадекватную правилам русской фонетики пространственно-звуковую реализацию элементов, в связи с пренебрежением свойствами звукопроводности материалов, из которых могут быть изготовлены элементы русского алфавита. Так, например, звучание «пластиковых шариков» во всегда глухой, но твердой букве «Ц» русского алфавита не идентично звучанию этих же «шариков» во всегда глухой, но мягкой букве «Ч». Это же справедливо и к парным по твердости/мягкости, например, элементам, обозначающим звуки [п]/[п'], [ф]/[ф'], [к]/[к'], [т]/[т'], [с]/[с']. С другой стороны, например, в случае с парой букв «Ц» (глухая), «Й» (звонкая) звонкость «шариков» воспринимается как звонкость «колокольчиков», то есть твердые элементы с «пластиковыми» шариками могут звучать как мягкие элементы с «колокольчиками». Эта особенность элементов приводит к тому, что при «потряхивании» элементов теряется адекватное восприятие элементов как «звонких» и «глухих», в связи с существованием разной степени «звонкости» и «глухости», и внимание обучаемого в процессе игры, связанное с идентификацией звонких или глухих элементов, вводится в заблуждение. В этом случае использование средств идентификации только в виде «колокольчиков» и «пластиковых шариков» недостаточно, необходима иная пространственно-звуковая схема элемента-буквы. Кроме того, в патенте RU 68743 U1, наряду с неоднозначностью выполнения мягких элементов (например, сочетание верхней прозрачной (очевидно, твердой) пластины в мягких элементах) предполагается использование чрезвычайно громоздкой доски для размещения всех элементов и обозначений фонетических зон.

Другой недостаток близкого аналога заключается в том, что запоминание в режиме игры букв азбуки осуществляется, кроме определения их фонетических особенностей, многопараметрическим методом подбора в паре «элемент - углубление» по зонам на специальной доске, снабженным средствами идентификации их с элементами, снабженными аналогичными средствами идентификации. Функциональное назначение доски предполагает иной способ получения визуальных и осязательных впечатлений обучаемого и препятствует обучению детей, страдающих потерей зрения или детей с задержкой речевого и умственного развития.

Задача изобретения заключается в выборе такого пространственно-звукового технического способа воплощения букв, образующих русский алфавит, чтобы повысить эффективность их освоения, а также звуков, которые они обозначают, облегчить коррекционно-педагогический процесс, связанный с произношением звуков, минимизацией эффектов «зеркалирования», постановкой чтения в особенности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (расстройства аутистического спектра, эпистатус в анамнезе, задержки речевого и умственного развития, нарушение слуха и зрения).

Технический результат заключается в улучшении освоения фонетики русской речи, развития фонематического слуха и облегчение коррекционно-педагогического процесса при обучении чтению за счет адекватного формирования пространственно-звуковых схем реализации букв и звуков, которые они обозначают, в соответствии с правилами русской фонетики.

Предлагаемая в материалах заявки пространственно-звуковая схема буквы предотвращает всевозможные эффекты «зеркалирования» на письме, возникающие, как правило, на начальных этапах формирования письменных навыков. При изучении букв, звуков и обучении чтению в режиме игры элементами набора, по сравнению с прототипом, повышается эффективность активизации в обучающем процессе комплекса психических составляющих - кинестетических ощущений, мелкой моторики пальцев, мышечной памяти, в том числе темного мышечного чувства, и аудиального восприятия. Трехмерное пространственно-звуковое исполнение элементов набора позволяет научиться чтению человеку, в том числе лишенному зрения или слуха.

Поставленная задача достигается тем, что логопедическая игра «Буквы и звуки», содержащая набор букв, выполненных объемными, отличается тем, что толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают, причем наполнитель внутри буквы помещается в специальную гильзу, выполненную из одинакового материала для всех букв.

Согласному звуку, который является твердым, звонким (сонорным) и не имеющим противоположного глухого, соответствует буква, выполненная из твердого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины.

Согласному звуку, который является мягким, звонким (сонорным) и не имеющим противоположного глухого, соответствует буква, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины.

Согласному звуку, который является твердым, глухим и не имеющим противоположного звонкого, соответствует буква, выполненная из твердого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины.

Согласному звуку, который является мягким, глухим и не имеющим противоположного звонкого, соответствует буква, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины.

Согласному звуку, который является твердым, звонким и имеющим противоположный глухой, соответствует буква, выполненная из твердого материала со звонким наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной.

Согласному звуку, который является мягким, звонким и имеющим противоположный глухой, соответствует буква, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной.

Согласному звуку, который является твердым, глухим и имеющим противоположный звонкий, соответствует буква, выполненная из твердого материала, с глухим на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной.

Согласному звуку, который является мягким, глухим и имеющим противоположный звонкий, соответствует буква, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной.

Буква, обозначающая твердый знак, выполнена из твердого материала, а буква, обозначающая мягкий знак, выполнена из мягкого материала без гильз с наполнителем одинарной толщины.

Согласному звуку, который является шипящим, соответствует буква, выполненная с насечками в виде мелкоячеистой сетки на поверхности.

У каждой буквы, по крайней мере лицевая поверхность выполнена с шероховатостью, меньшей, по сравнению с остальными поверхностями.

У каждой согласной буквы на одной из поверхностей в верхней/нижней ее части, с левой/правой стороны выполнена бобышка.

У каждой гласной буквы на одной из поверхностей в верхней/нижней ее части, с правой/левой стороны выполнена бобышка.

Каждая гласная буква выполнена из твердого материала одинарной толщины.

Каждая йотированная гласная буква, обозначающая одновременно два звука, выполнена из твердого материала с неглубоким пазом на поверхности.

Сущность технического решения поясняется на чертежах, где

На фиг. 1 изображена буква, обозначающая твердый, звонкий (сонорный) и не имеющий противоположный глухой согласный звук, выполненная из твердого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины. К таким звукам относят: [л], [м], [н], [р].

На фиг. 2 показано изображение гильзы, которая помещается в тело всех согласных букв.

На фиг. 3 показано изображение гильзы 2, которая закреплена в литьевой форме 3, подготовленной для элемента, например, с помощью иголок 4.

На фиг. 4 изображена буква, обозначающая мягкий, звонкий (сонорный) и не имеющий противоположный глухой согласный звук, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины. К таким звукам относят: [й'], [л'], [м'], [н'], [р'].

На фиг. 5 изображена буква, обозначающая твердый, глухой и не имеющий противоположный звонкий согласный звук, выполненная из твердого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины. К таким звукам относят: [ц], [х].

На фиг. 6 изображена буква, обозначающая мягкий, глухой и не имеющий противоположный звонкий согласный звук, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины. К таким звукам относят: [ч'], [щ'], [х'].

На фиг. 7 изображена буква, обозначающая твердый, звонкий и имеющий противоположный глухой согласный звук, выполненная из твердого материала со звонким на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной. К таким звукам относят: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

На фиг. 8 изображена буква, обозначающая мягкий, звонкий и имеющий противоположный глухой согласный звук, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной. К таким звукам относят: [б'], [в'], [г'], [д'], [з'].

На фиг. 9 изображена буква, обозначающая твердый, глухой и имеющий противоположный звонкий согласный звук, выполненная из твердого материала с глухим на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной. К таким звукам относят: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

На фиг. 10 изображена буква, обозначающая мягкий, глухой и имеющий противоположный звонкий согласный звук, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и пропорционально увеличенной толщины по сравнению с одинарной. К таким звукам относят: [п'], [ф'], [к'], [т'], [с'].

На фиг. 11 изображена буква, обозначающая твердый знак, выполненная из твердого материала без гильзы с наполнителем одинарной толщины.

На фиг. 12 изображена буква, обозначающая мягкий знак, выполненная из мягкого материала без гильзы с наполнителем одинарной толщины.

На фиг. 13 изображена буква, обозначающая шипящий согласный звук, выполненная с насечками в виде мелкоячеистой сетки на поверхности. К таким звукам относят [ч'], [щ'], [ж], [ш].

На фиг. 14 изображена гласная буква, выполненная из твердого материала одинарной толщины. К таким буквам относят: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. Среди них йотированные гласные: я, ё, ю, е.

На фиг. 15 изображена йотированная гласная буква в случае, когда она обозначает один звук.

На фиг. 16 изображена йотированная гласная буква в случае обозначения двух звуков, выполненная из твердого материала с неглубоким пазом на поверхности.

На фиг. 17 изображены изготовленные гильзы с глухим и звонким наполнителем.

На фиг. 18 изображены литьевые формы с гильзами для твердых согласных.

На фиг. 19 изображены литьевые формы с гильзами в элементах «Ж» и «З», как в примерах букв с затруднительным расположением гильз.

На фиг. 20 изображены литьевые формы с гильзами для мягких согласных.

На фиг. 21 изображены гласные буквы, полученные методом наливки пластика в формы.

На фиг. 22 изображены гласные йотированные буквы с неглубоким пазом на поверхности.

На фиг. 23 изображены буквы, обозначающие согласные шипящие (мягкие) звуки с поверхностью в виде мелкоячеистой сетки на тыльной стороне.

На фиг. 24 изображен готовый набор элементов игры.

На чертежах отображены основные элементы, необходимые для раскрытия изобретения.

Осуществление изобретения

Заявляемая игра основана на структуре русского алфавита. Известно, что в соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Согласных букв 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, ч, ц, ч, ш, щ. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. Различают 43 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Мягкий и твердый знак не относят ни к гласным, ни к согласным, но называют графическими знаками - буквами. Существуют йотированные гласные - гласные, в некоторых случаях обозначающие одновременно два звука: е, ё, ю, я.

В соответствии с этими особенностями набор состоит из минимального количества элементов, выполненных в виде объемных букв русского алфавита. Каждый элемент представляет собой букву, обозначающую какой-либо звук - гласный или согласный. В наборе всего насчитывается не менее 48 элементов, среди которых 36 элементов, обозначающих согласные звуки, 2 элемента, обозначающие твердый и мягкий знаки, 10 элементов, обозначающих все гласные буквы и звуки.

В соответствии с тем, что звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные по звонкости/глухости и шипящие, материал, из которого изготовлены элементы набора и сами элементы, обладают данными свойствами при ощупывании буквы или ее потряхивании, в том числе «вслепую».

Для элемента, обозначающего твердый согласный звук, используется твердый материал, например пластик или фанера, а для элемента, обозначающего мягкий согласный звук, используется мягкий эластичный полимерный материал, например, силикон заданной твердости или резина. На фиг. 1 изображена буква «Р», как обозначающая твердый звук [р], а на фиг. 4 изображена та же буква, но обозначающая мягкий звук [р'], что отмечено соответствующей «вмятиной». «Вмятина», как вогнутость криволинейной формы, отображает мягкость материала, из которого изготовлены буквы. Аналогично, на фиг. 5 изображена буква «Ц», обозначающая твердый звук [ц], на фиг. 6 - буква «X», обозначающая мягкий звук [х'], на фиг. 7 - буква «Б», обозначающая твердый звук [б], на фиг. 8 она обозначает мягкий звук [б'], на фиг. 9 и фиг. 10 изображенная буква «П» обозначает соответственно твердый звук [п] и мягкий звук [п']. Все гласные буквы, например, изображенные на фиг. 14, 15, 16 буквы «А», «Я», и твердый знак (фиг. 12) выполнены из твердого материала, а мягкий знак (фиг. 11) выполнен из мягкого материала. В случае использования литьевых пластиков и силиконов твердость и мягкость материала образуется после их полимеризации в специально подготовленных литьевых формах.

Звонкость или глухость элемента в наборе создается за счет размещения в теле буквы пустотелой тонкостенной «гильзы» (фиг. 2), изготовленной из твердого материала, например, жести или пластика, в которую помещается наполнитель. Гильза размещается в теле буквы произвольным образом, определяющим букве достаточное звучание, она может быть фигурной в плане объемной формы или иметь форму параллелепипеда.

Наполнитель представляет собой твердые или эластичные сыпучие частицы, размер и количество которых зависит от звонкости/глухости звука. Например, в буквах, обозначающих глухой звук, они могут быть более мелкими и в другом количестве по сравнению с буквами, обозначающими звонкий звук, в которых частицы могут представлять собой, например, металлические шарики. Такие особенности раскрываются на фиг. 1, 4, 7, 8, на которых изображены буквы, соответствующие звонким звукам, с гильзами, наполненными шариками; и на фиг. 5, 6, 9, 10, на которых изображены буквы, соответствующие глухим звукам, с гильзами, наполненными более мелкими по сравнению с шариками цилиндрическими частицами. В качестве наполнителя в глухих буквах может быть использован, например, самый мелкий бисер. Наличие тонкостенной гильзы с одним из двух видов наполнителя в каждом элементе-букве является ключевой особенностью, обеспечивающей насыщенность звучания, а одинаковость материала, из которого она изготовлена, позволяет идентифицировать все согласные в наборе как «звонкие» и «глухие». Определение звонкости или глухости элементов способствует развитию фонематического слуха. Количество и размер частиц наполнителя подбирается таким образом, чтобы звучание букв было двух типов, как «глухое» и «звонкое», независимо от материала, из которого изготовлены буквы. Это условие достигается наличием гильзы, в которую помещается одинаковое количество наполнителя двух типов - для звонких и глухих звуков. То есть звонкость буквы, обозначающей звонкий твердый согласный звук, идентична звонкости буквы, обозначающей звонкий мягкий согласный звук, а глухость буквы, обозначающей глухой твердый согласный звук, идентична глухости буквы, обозначающей глухой мягкий согласный звук. Гласные элементы-буквы, твердый и мягкий знаки выполнены без наполнителя одинарной толщины.

Для того чтобы гильза находилась внутри буквы, один из способов ее закрепления реализуется в предварительно подготовленной литьевой форме в «подвешенном» состоянии. Предварительно для всех элементов игры готовятся литьевые формы. Например, на фиг. 3 изображено крепление гильзы 2 в литьевой форме 3 для буквы «Р», выполненное с помощью трех тонких иголок 4. После полимеризации заливочной массы, иголки вынимаются, а гильза остается внутри элемента. Появляющиеся технологические отверстия от иголок являются волноводами, которые обеспечивают лучшую передачу звука от наполнителя в гильзе через тело буквы по воздушной среде, тем самым усиливая эффект различимости звучания звонких и глухих.

Парность или непарность буквы по звонкости/глухости задается ее толщиной.

Непарные буквы выполнены более тонкими, парные - более толстыми, разница между толщинами может быть разной, но должна позволять определять одну букву от другой как парную от непарной на ощупь. В общем случае, соответственно, непарные элементы характеризуются как «одинарные» (толщина равна «X»), а парные - с пропорционально увеличенной толщиной (толщина равна «k⋅X»). Эти особенности отражены на фиг. 1, 4, 5, 6 с непарными элементами и на фиг. 7, 8, 9, 10 с парными элементами. Максимальная толщина элемента выбирается такой, чтобы при его ощупывании не терялось его преимущественно двумерное восприятие, а минимальная толщина элемента определяется возможностью размещения в нем «гильзы» с таким количеством наполнителя, при котором звонкость или глухость элемента выражена ярко. Например, в одном опытном образце высота элементов выбрана 55 мм, толщина одинарных элементов - 7 мм, а толщина других - 14 мм. В другом наборе с высотой элементов в 50 мм толщина одинарных элементов составила 7 мм, а утолщенных - 10 мм. Как показали опыты, коэффициент k преимущественно лежит в интервале от 1,5 до 2. Для удобства пользования размер элементов выбирается не менее четырех поперечных ногтевых фаланг (кончиков пальцев) ребенка, обучающегося чтению, что составляет примерно 50 мм. Мягкий (фиг. 11) и твердый (фиг. 12) знаки, а также гласные (например, на фиг. 14, 15, 16) выполнены как непарные.

Свойства буквы, обозначающей шипящий звук, задаются нанесением специальных насечек в виде мелкоячеистой сетки на поверхность, например, лицевую и/или тыльную. Изображенная на фиг. 13 буква «Ш» поясняет пример исполнения мелкоячеистой сетки.

Гладкость лицевой поверхности отдельного элемента и минимальность ее шероховатости по сравнению с другими поверхностями достигается тем, что изготовление элементов осуществляется, например, методом налива в литьевую форму, при этом верхняя поверхность затвердевает в свободных условиях. Шероховатость поверхностей, не являющихся лицевыми, обозначена значком шероховатости с полкой и условным значением Rz1, шероховатость лицевой поверхности обозначена как Rz2, причем Rz1<Rz2. Это отражено на фиг. 1, 4-12, 14-16. В общем случае шероховатость поверхностей может меняться в зависимости от технологии изготовления элементов.

Пространственно-звуковая схема буквы, выполненной с бобышкой, расположенной в верхней/нижней части, с левой или правой стороны, и гладкой, например, лицевой поверхностью предназначена для однозначной ориентации элемента в пространстве, что предотвращает всевозможные эффекты «зеркалирования» букв, признаки оптической дисграфии при изучении букв, напечатанных известными печатными шрифтами. На чертежах бобышка обозначена линией-выноской с цифрой 1. Однозначное расположение бобышки, например, у согласных, с левой стороны, а у гласных - с правой, в том числе облегчает классификацию всех букв на две большие группы - гласные и согласные. На правильность ориентации элемента в пространстве указывает и минимальная шероховатость его лицевой поверхности.

Йотированные гласные буквы выполнены с неглубоким пазом на поверхности, одинарной толщины. На фиг. 16 для йотированной гласной «Я» паз указан линией-выноской с цифрой 5. Использование паза, как объемного маркера йотированной буквы, обеспечивает ее отличие «на ощупь» от остальных, не йотированных букв. В самом простом случае паз может быть заменен на цветную монотонную полосу, или маркер другой формы, например, буквы могут быть выполнены со скругленными краями.

Для удобства изучения элементов набора визуальным способом они могут быть окрашены в цвета в соответствии с цветовой ассоциацией. Например, синий цвет обозначает твердый согласный звук, зеленый цвет - мягкий согласный звук, а красный цвет - гласный звук. Твердый и мягкий знаки могут быть выполнены серыми. Задействование визуального канала получения информации в совокупности с тактильными и слуховыми ощущениями способствуют эффективному запоминанию букв и звуков и обучению чтению.

При использовании указанного количества элементов в наборе, выбранного в соответствии с количеством букв и звуков в русском алфавите, отсутствием соответствующей пары автоматически определяется непарность звука как по звонкости/глухости (для всех сонорных согласных звуков, а также [ц], [ч'], [щ'], [х], [х']), так и по твердости/мягкости (для звуков [й], [ж], [ш], [ц], [ч'], [щ']).

Логопедическая игра позволяет производить звуковой анализ складов и слов, ее элементы позволяют наблюдать за образованием складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. Элементы игры позволяют выкладывать предложения, известные под названием панграмм, включающие все буквы русского алфавита.

Использование соответствующих материалов, твердых и эластичных, устойчивых к воздействию моющих средств, позволяет обеспечить легкость санитарно-гигиенического ухода элементов игры. Для улучшения игровых характеристик логопедической игры, ее элементы могут быть помещены в светонепропускающий мешочек, а обучаемый может угадывать буквы/звуки со светонепропускающими очками на глазах. Для повышения эффективности обучения в игре при составлении слов могут быть использованы специальные фишки соответствующих цветов, обозначающих твердые, мягкие согласные и гласные звуки, которые обозначает та или иная буква, взятая в наборе.

В конечном итоге, логопедическая игра «Буквы и Звуки» позволяет повысить грамотность детского (и взрослого) населения России.

Пример реализации.

Одна из технологий изготовления элементов игры была реализована в лабораторных условиях в течение следующих этапов:

1. Изготовление гильз. Гильза в форме параллелепипеда размерами 4×7×42 мм изготовлена из поликарбоната. Для таких букв, как «С», «З» гильзы были изготовлены более короткими, соответственно 33 и 22 мм. Длина гильз подбиралась опытным путем в соответствии с размерами изготовляемых элементов.

2. Далее гильзы, предназначенные для «звонких» согласных, были наполнены металлическими шариками диаметром 2 мм. Каждая «звонкая» согласная буква содержала одинаковое количество металлических шариков. В гильзы, предназначенные для «глухих» согласных, был помещен мелкий японский бисер, используемый в рукоделии методом приклеивания. Выбор шариков и количества бисера осуществлялся опытным путем, их одинаковое количество и размер в каждом элементе были обусловлены размерами изготавливаемых букв с высотой 50 мм.

3. Гильзы герметично закрывались с торцов элементами прямоугольной формы, изготовленными из оргстекла толщиной 2 мм, вставленными в натяг внутрь с двух сторон, и запаивались воском. Окончательные варианты гильз двух типов представлены на фиг. 17, на которой слева изображена гильза для «глухих» согласных, справа - гильза для «звонких» согласных.

4. Были изготовлены литьевые формы из разных материалов. Использовались два типа материалов: силикон марки «Mold Мах 40» - для «твердых» согласных и гласных, резина жидкая безусадочная «Castaldo Liquacast» двухкомпонентная - для «мягких» согласных. Выбор материала был обусловлен отсутствием адгезии к ним заливаемого на последующем этапе пластика Smooth-Cast 310 для пластиковых «твердых» согласных и гласных; и силикона «Mold Мах 40» для силиконовых «мягких» согласных. Глубина форм для заливки, то есть высота будущих элементов, составляла 10 мм для парных согласных и 7 мм для непарных согласных, гласных букв и твердого с мягким знаком.

5. Производили крепление подготовленных гильз внутри форм. Для предотвращения всплывания гильз во время заливки гильзы в формах крепились с помощью трех английских иголок - две сверху, одна снизу гильзы. Диаметр иголок 0,5 мм, благодаря чему впоследствии в буквах образуются капиллярные отверстия того же диаметра. На фиг. 18 представлены подготовленные для заливки литьевые формы с вставленными в них гильзами для «твердых» согласных. На фиг. 19 представлено расположение гильз в элементах «С» и «З». На фиг. 20 представлены литьевые формы с гильзами для «мягких» согласных.

6. В силиконовые литьевые формы заливался подготовленный двухкомпонентный жидкий пластик марки Smooth-Cast 310 с пигментным красителем SO-Strong голубого цвета. Твердость по Шору изготовленных элементов составила 70 единиц по шкале D. После отверждения сначала вынимались иголки, а затем сами элементы. Небольшой облой с элементов удалялся скальпелем. Технологические отверстия, обусловленные иголками, являются микроволноводами, передающими звук от звучащих «звонко» или «глухо» гильз и также способствуют улучшению технического результата при использовании набора в режиме обучения. Лицевая поверхность букв получалась гладкой по сравнению с другими поверхностями.

7. В резиновые литьевые формы заливался жидкий силикон марки «Mold Мах 40» с пигментным красителем Silc Pig зеленого цвета. Твердость по Шору изготовленных «мягких» элементов составила 40 единиц по шкале А. После отверждения сначала вынимались иголки, а затем сами элементы. Небольшой облой с элементов удалялся маникюрными ножницами. Лицевая поверхность букв получалась гладкой по сравнению с другими поверхностями.

8. Гласные буквы отливались также как и твердые согласные, но при отливке использовали красный краситель, внутри форм гильзы не размещались. Гласные элементы после заливки отображены на фиг. 21.

9. После изготовления йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я на лицевой их поверхности методом фрезерования выполнялся неглубокий паз - фиг. 22.

10. У шипящих гласных, например, Ч и Щ, тыльная поверхность была изготовлена с рельефом в виде мелкоячеистой сетки - фиг. 23.

11. Общее количество элементов изготовленного набора составило 48, который отображен на фиг. 24. Все элементы приятны в обращении, поддаются санитарно-гигиеническому уходу с помощью обычных моющих средств, в том числе содержащих хлор, при этом они не теряют своих «звуковых» свойств.

1. Логопедическая игра, содержащая набор букв, выполненных объемными, отличающаяся тем, что толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, зависят от звучания звука, который они обозначают, причем наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала и размещенную внутри всех согласных букв.

2. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является твердым, звонким и не имеющим противоположного глухого, соответствует буква, выполненная из твердого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины.

3. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является мягким, звонким и не имеющим противоположного глухого, соответствует буква, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и одинарной толщины.

4. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является твердым, глухим и не имеющим противоположного звонкого, соответствует буква, выполненная из твердого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины.

5. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является мягким, глухим и не имеющим противоположного звонкого, соответствует буква, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и одинарной толщины.

6. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является твердым, звонким и имеющим противоположный глухой, соответствует буква, выполненная из твердого материала со звонким наполнителем и двойной толщины.

7. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является мягким, звонким и имеющим противоположный глухой, соответствует буква, выполненная из мягкого материала со звонким на слух наполнителем и двойной толщины.

8. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является твердым, глухим и имеющим противоположный звонкий, соответствует буква, выполненная из твердого материала с глухим на слух наполнителем и двойной толщины.

9. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что согласному звуку, который является мягким, глухим и имеющим противоположный звонкий, соответствует буква, выполненная из мягкого материала с глухим на слух наполнителем и двойной толщины.

10. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что буква, обозначающая твердый знак, выполнена из твердого материала, а буква, обозначающая мягкий знак, выполнена из мягкого материала без гильз с наполнителем одинарной толщины.

11. Логопедическая игра по п. 1, отличающаяся тем, что каждая гласная буква выполнена из твердого материала одинарной толщины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты. .

Изобретение относится к области образования. .

Изобретение относится к средствам и приемам, способствующим коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в педагогике. .

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. .
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.
Наверх