Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну

Изобретение относится к области судостроения и касается транспортировки текучей среды к плавающему судну от подводного терминала. Предложена система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для транспортировки текучей среды от подводного оборудования и установленный с возможностью удержания погруженным на заданной глубине при его неиспользовании, расположенные на палубе судна подъемное и стыковочное устройства, выполненные с возможностью соединения с гибким передающим трубопроводом, подъемное устройство включает в себя аппарат-носитель, оснащенный движительно-рулевым комплексом и телевизионно-оптическим оборудованием, подводное оборудование выполнено в виде терминала с гидроакустическими и световыми маячками. На окончании гибкого передающего трубопровода закреплено кольцо, служащее для подъема гибкого передающего трубопровода на плавающее судно и оснащенное гидроакустическими и световыми маячками, погруженный буй оборудован лебедкой с системой управления, служащей для фиксации и расфиксации лебедки по гидроакустическому сигналу и возврата гибкого передающего трубопровода к погруженному бую. Технический результат заключается в упрощении системы для транспортировки текучей среды к плавающему судну. 4 ил.

 

Изобретение относится к судостроению, а конкретно к морским техническим средствам для освоения арктического шельфа, а именно к системам для транспортировки текучей среды к плавающему судну с подводного терминала в условиях арктического шельфа на судно, находящееся как на чистой воде, так и в дрейфующих льдах или в сплошных ледяных полях.

Предназначено для оснащения специальных судов (танкеров), в том числе и ледового класса, оборудованием для транспортировки текучей среды с подводного терминала, расположенного в частности на арктическом шельфе, и может быть использовано также при проектировании и строительстве судов для транспортировки текучих грузов.

Известна «Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну или от него» (патент RU 2125949, МПК B63B 22/02, опубл. 10.02.1999), содержащая буй, расположенную на судне открытую вниз приемную полость, предназначенную для приема и соединения с буем, и подъемное средство с тросом, установленное на палубе судна для подъема буя в приемную полость опускаемым через приемную полость упомянутым тросом. Буй соединен, по меньшей мере, с одним передающим трубопроводом для транспортировки текучей среды и установлен на якоре на дне моря с возможностью удержания погруженным на заданной глубине при его неиспользовании. Также буй выполнен с центральным закрепленным на якоре на дне моря элементом, предназначенным для прохождения текучей среды из передающего трубопровода через соединительное устройство в систему трубопроводов на судне, а также с наружным плавучим элементом, установленным с возможностью поворота на центральном элементе для обеспечения вращения судна вокруг центрального элемента.

Приемная полость выполнена со средствами крепления буя в ней и отсоединения буя от этой полости, полость выполнена конической формы, сходящейся по направлению вверх, для по меньшей мере частичного сопряжения с буем, выполненным соответствующей формы. Приемная полость полностью размещена в погруженной части носового участка судна и соединена с палубой судна шахтой обслуживания, выполненной с возможностью прохода через нее упомянутого троса подъемного средства. При этом приемная полость выполнена с уплотняющим фланцем, расположенным с возможностью взаимодействия с сопрягаемой опорной поверхностью наружного плавучего элемента буя для герметизации шахты обслуживания от окружающего моря при фиксации буя в приемной полости.

Недостатком системы является техническая сложность соединения передающего трубопровода с приемной полостью судна.

Известна «Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну (патент RU 2538739, МПК B63B 27/34, B63B 22/02, B63B 21/50, опубл. 10.01.2015), принятая за прототип, содержащая буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для транспортировки текучей среды от подводного оборудования и установленный на якоре на дне моря с возможностью удержания погруженным на заданной глубине при его неиспользовании, расположенную в погруженной части судна открытую вниз приемную полость и подъемное средство с тросом, приемная полость, выполненная с возможностью прохода через нее буя, передающего трубопровода и швартова, размещена от днища до верхней части судна с наклоном как минимум одной из ее стенок и снабжена в своей верхней части соединенным с ней помещением для оборудования, расположенным в корпусе судна между его погруженной частью и палубой или на палубе и в котором размещены подъемное устройство и стыковочное и швартовное устройства, выполненные с возможностью соединения соответственно с гибким передающим трубопроводом и швартовыми через приемную полость. Подъемное устройство снабжено захватным устройством, выполненным с возможностью захвата и подъема буя и буйрепа и включающим аппарат-носитель и захватный элемент, при этом буй захвата выполнен в виде прочного герметичного корпуса, обладающего положительной плавучестью, с размещенными в нем гидроакустическими и световыми маячками и соединен посредством буйрепа с головной частью гибкого трубопровода, которая соединена с подводным оборудованием швартовом. Подводное оборудование выполнено в виде подводного терминала с донным модулем, на котором установлены гидроакустические и световые маячки, а отгрузочные клапан и насос подводного терминала выполнены с возможностью их включения и отключения по гидроакустическому сигналу.

Аппарат-носитель может быть выполнен в виде телеуправляемого подводного аппарата, оснащенного движительно-рулевым комплексом и телевизионно-оптическим оборудованием. Захватное устройство может быть выполнено в виде рамной конструкции с отсоединяемым узлом присоединения к тросу подъемного устройства и ловителем буйрепа.

Приемная полость может быть установлена наклонно со сдвигом ее нижнего торца относительно верхнего торца к носовой части судна.

Недостатком является наличие открытой вниз приемной полости, размещенной от нижней до верхней части судна, что усложняет систему транспортировки текучей среды к плавающему судну в части стыковки гибкого передающего трубопровода с соответствующей системой судна и требует существенной доработки конструкции судна.

Задачей изобретения является упрощение системы для транспортировки текучей среды к плавающему судну, исключающей его существенную доработку, например размещение в корпусе открытой вниз приемной полости, размещенной от нижней до верхней части судна, для приема гибкого трубопровода, в том числе и в его погруженной части.

Поставленная задача достигается тем, что система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая подводное оборудование, погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для транспортировки текучей среды от подводного оборудования и установленный на дне моря с возможностью удержания погруженным на заданной глубине при его неиспользовании. На палубе судна расположены подъемное и стыковочное устройства, выполненные с возможностью соединения с гибким передающим трубопроводом. Подъемное устройство включает в себя аппарат-носитель, оснащенный движительно-рулевым комплексом и телевизионно-оптическим оборудованием. Подводное оборудование выполнено в виде подводного терминала, на котором установлены гидроакустические и световые маячки.

На окончании гибкого передающего трубопровода закреплено кольцо, служащее для подъема гибкого передающего трубопровода на плавающее судно. Кольцо оснащено гидроакустическими и световыми маячками. Погруженный буй оборудован лебедкой с системой управления, служащей для фиксации расфиксации лебедки по гидроакустическому сигналу и возврата гибкого передающего трубопровода к погруженному бую.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 - общий вид системы для транспортировки текучей среды к плавающему судну;

на фиг. 2 - погруженный буй с зафиксированным гибким передающим трубопроводом в момент прохождения аппарата-носителя через кольцо;

на фиг. 3 - погруженный буй с расфиксированным гибким передающим трубопроводом;

на фиг. 4 - система транспортировки текучей среды после состыковки гибкого передающего трубопровода со стыковочным устройством судна.

На верхней палубе судна 1 расположены подъемное устройство 2 с судовой лебедкой 3, система управления 4 аппаратом-носителем 6, оснащенным движительно-рулевым комплексом и телевизионно-оптическим оборудованием (на чертеже не показано), стыковочное устройство 5. Гибкий передающий трубопровод 8 для транспортировки текучей среды от подводного терминала 11 с закрепленным на его окончании кольцом 7, служащий для стыковки с тросом 12, соединенным с судовой лебедкой 3, в исходном состоянии зафиксирован лебедкой 9 с системой управления (на чертеже не показана), служащей для фиксации и расфиксации лебедки 9 по гидроакустическому сигналу, расположенных на погруженном буе 10, установленном на дне моря, а клапан и насос (на чертеже не показаны) расположены на подводном терминале 11, на котором также установлены гидроакустические и световые маячки 13. Кольцо 7 оснащено гидроакустическими и световыми маячками 14.

Система работает следующим образом.

Судно 1 подходит к подводному терминалу 11, используя штатную навигационную систему. С борта выдается команда распознавания «свой - чужой» для активации гидроакустических и световых маячков 13 на подводном терминале 11 и гидроакустических и световых маячков 14 на кольце 7. Одновременно начинается автоматическое выполнение операций по подготовке оборудования к перекачке текучей среды.

С помощью подъемного устройства 2 и судовой лебедки 3 с борта судна 1 в воду спускается аппарат-носитель 6. Аппарат-носитель 6 с помощью системы управления 4, а также по сигналам от гидроакустических и световых маячков 13 и 14 на кольце 7 и на подводном терминале 11 проходит через кольцо 7 и всплывает. После подъема аппарата-носителя 6 на борт судна 1 с помощью подъемного устройства 2 и судовой лебедки 3 через кольцо 7 протаскивют трос 12, второй конец которого также закрепляют к судовой лебедке 3. На лебедку 9, расположенную на погруженном буе 10, подают акустический сигнал на ее расфиксацию. С помощью подъемного устройства 2 и судовой лебедки 3 гибкий передающий трубопровод 8 поднимают на борт судна 1 и подключают к стыковочному устройству 5. После проведения проверочных работ на погрузочный клапан и насос (на чертеже не показаны), расположенные на подводном терминале 11, подают акустический сигнал для начала транспортировки текучей среды.

После окончания транспортировки текучей среды по гидроакустическому сигналу отключают погрузочный насос и клапан (на чертеже не показано). Гибкий передающий трубопровод 8 отсоединяют от стыковочного устройства 5 и опускают подъемным устройством 2 и судовой лебедкой 3 в воду. Отсоединяют один конец троса 12 от судовой лебедки 3 и вытаскивают его из кольца 7. После чего с борта судна 1 поступает гидроакустический сигнал на лебедку 9, которая подтягивает гибкий передающий трубопровод 8 к погруженному бую 10. После погружения гибкого передающего трубопровода 8 на заданную глубину лебедка 9, расположенная на погруженном буе 10, автоматически отключается и фиксируется. Гидроакустические и световые маячки 13 и 14, как на кольце 7, так и на подводном терминале 11, а также оборудование терминала 11 переходят в «ждущий» режим.

Технический результат заключается в упрощении системы для транспортировки текучей среды к плавающему судну, исключающей необходимость его существенной доработки.

Система для транспортировки текучей среды к плавающему судну, содержащая подводное оборудование, погруженный буй, соединенный с гибким передающим трубопроводом для транспортировки текучей среды от подводного оборудования и установленный на дне моря с возможностью удержания погруженным на заданной глубине при его неиспользовании, расположенные на палубе судна подъемное и стыковочное устройства, выполненные с возможностью соединения с гибким передающим трубопроводом, подъемное устройство включает в себя аппарат-носитель, оснащенный движительно-рулевым комплексом и телевизионно-оптическим оборудованием, а подводное оборудование выполнено в виде подводного терминала, на котором установлены гидроакустические и световые маячки, отличающаяся тем, что на окончании гибкого передающего трубопровода закреплено кольцо, служащее для подъема гибкого передающего трубопровода на плавающее судно и оснащенное гидроакустическими и световыми маячками, а погруженный буй оборудован лебедкой с системой управления, служащей для фиксации и расфиксации лебедки по гидроакустическому сигналу и возврата гибкого передающего трубопровода к погруженному бую.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морского транспорта. Предложена морская система перекачивания текучей среды, содержащая стрелу (2100) и по меньшей мере одну подвижную трубу (3000) для перекачивания текучей среды, прикрепленную к стреле, при этом указанная подвижная труба (3000) содержит, начиная от точки ее прикрепления, область для удлинения, затем внешний клапан (3210) для соединения со сторонней загружающей трубой, маневровый канат, названный внешним маневровым канатом (4100), маневрирующий от стрелы (2100) и также соединенный со свободным концом подвижной трубы в точке, называемой точкой прикрепления каната, причем точка прикрепления жестко соединена с внешним клапаном (3210), второй маневровый канат, названный внутренним маневровым канатом (4300), соединяет промежуточную точку подвижной трубы (3000) со стрелой.

Изобретение касается аварийной ситуации при эксплуатации судов, перевозящих жидкий груз, например углеводороды. Предложен способ слива жидкости из бака потерпевшего бедствие и находящегося частично над водой судна, причем бак имеет по меньшей мере один люк (3) для технического доступа, содержащий следующие этапы: открывают данный люк для технического доступа; вводят жесткую трубу (13) во внутреннее пространство бака (1) через данный люк (3) для технического доступа; помещают в данную жесткую трубу (13) подъемный насос или всасывающий насос (15), который может не иметь нагнетательного шланга.

Изобретение относится к системе (10) перекачивания текучей среды между первой морской установкой (11) и второй морской установкой (12), содержащей шланг (25) перекачивания, развертываемый между двумя морскими установками, первый конец (28) которого соединяют с трубопроводом первой морской установки (11), второй конец (29) предназначен для соединения с коллектором (20) второй морской установки (12).

Изобретение относится к системе транспортировки криогенной текучей среды на шельфе. Плавучая конструкция находится на поверхности моря и содержит установки для обработки.

Изобретение относится к устройству для сбрасывания материала на покрытое водой дно или оборудование, такое как трубопровод. Устройство содержит судно (1), снабженное спускной трубой (7), по которой материал сбрасывается на покрытое водой дно; рулевое устройство (5), приспособленное, чтобы управлять движением спускной трубы относительно покрытого водой дна; первое средство (30) отслеживания, приспособленное, чтобы отслеживать состояние покрытого водой дна; второе средство (32) отслеживания, приспособленное, чтобы отслеживать местоположение рулевого устройства относительно дна; и компьютерное средство, приспособленное, чтобы на основе данных, полученных от первого и/или второго средства отслеживания, вырабатывать управляющие сигналы для перемещения рулевого устройства.

Группа изобретений относится к области транспортировки жидкости между судами. Способ транспортировки жидкости между первым судном, называемым баржей, и вторым судном, называемым челноком, заключающийся в том, что челнок размещают на заранее определенном расстоянии от баржи и направляют с баржи на челнок по крайней мере один гибкий трубопровод для транспортировки жидкости.

Изобретение относится к устройству для перекачки текучей среды от опорной конструкции (1), установленной в море, оснащенной устройством (4) складирования гибких трубопроводов, к которому прикреплены первые концы (3-1) множества гибких трубопроводов, предпочтительно проходящих между опорной конструкцией (1) и судном (2).

Группа изобретений относится к системе транспортировки текучего продукта между двумя судами в открытом море. Система транспортировки содержит два трубчатых устройства (2), которые являются независимыми друг от друга и каждое из которых содержит два сегмента (2а, 2b), шарнирно соединенных друг с другом при помощи первого из своих концов.

Изобретение относится к морским техническим средствам для освоения арктического шельфа, а именно к системам для транспортировки углеводородов между подводным терминалом и судном.

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, а более конкретно к эксплуатации и конструкции судов для добычи, хранения и выгрузки природного газа.

Изобретение относится к подводным сооружениям при обустройстве месторождений на континентальном шельфе в арктических условиях и может быть использовано в подводных системах беспричального налива судов.

Изобретение относится как к способу, так и к устройству выполнения швартовки судна в заданной позиции на расстоянии от берега и с возможностью покидать место своей стоянки, а также с возможностью последующего возвращения на то же самое место.

Изобретение относится к средствам для причаливания плавучих конструкций, а также к демпфирующему устройству для причальной системы. Причальная система для плавучей конструкции содержит причальную конструкцию, такую как буй, дополнительную плавучую конструкцию или неподвижную башню, имеющую поворотную платформу.

Изобретение относится к области судостроения и касается швартовных систем судов, связанных с добычей и транспортировкой углеводородов. Отсоединяемая швартовная система для судна содержит буровую шахту в судне, турель, установленную для поворота в буровой шахте, и буй, имеющий множество каналов для установки вертикальных трубопроводов.

Изобретение относится к области судостроения и касается судов, связанных с морской добычей углеводородов. Предложена разъемная турельная швартовная система (1), которая содержит швартовный буй (6), турельную конструкцию (3), а также систему (7) запирания швартовного буя на турельной конструкции, при том турельная конструкция содержит промежуточный соединительный элемент (4), который содержит систему запирания буя, при этом промежуточный соединительный элемент установлен с возможностью вращения в турельной конструкции.

Изобретение относится к морским техническим средствам для освоения арктического шельфа, а именно к системам для транспортировки углеводородов между подводным терминалом и судном.

Изобретение относится к области судостроения и касается судов, предназначенных для добычи углеводородов. Судно содержит корпус с башней, полость в башне и швартовную бочку, съемным образом закрепленную в полости, причем бочка содержит плавучее тело и является несущим элементом для некоторого количества водоотделяющих колонн, продолжающихся до подводной скважины для добычи углеводородов, и некоторого количества якорных оттяжек, соединенных с морским дном.

Изобретение относится к устройству для отсоединения пришвартованных плавучих морских конструкций от швартовной бочки, когда они подвергаются природным явлениям.

Изобретение относится к области геологоразведки и судов для геологоразведки, а именно к разведочному морскому бурению, и касается вопроса обеспечения защиты буровой шахты при значительном волнении (100-летний шторм) и райзера при буровых работах в ледовых условиях.

Изобретение касается эксплуатации судов, используемых для нефте- и газодобычи в открытом море. Предложен способ отсоединения буя от турели в системе, включающей судно, содержащее турель, установленную с возможностью вращения на судне, и буй, несущий восходящие трубопроводы, который можно прикреплять к турели и отсоединять от нее.

Изобретение относится к технологии судостроения и касается изготовления подводных аппаратов (ПА), которые могут быть использованы при транспортировке углеводородов из донных поверхностей морей и океанов.
Наверх