Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата (варианты)

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям движительных систем летательных аппаратов. Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата содержит винт поступательной тяги и несущие винты противовращения, двигатель и основной редуктор для их движения, а также обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с упомянутым основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета. Лопасти верхнего несущего винта жестко закреплены на внутреннем валу соосного привода, а нижний несущий винт снабжен автоматом перекоса и установлен на его внешнем трубчатом валу, оба вала привода кинематически связаны с осями двойного дифференциала, снабженными тормозами путевого управления соответствующих полуосей, входящих в него двух открытых дифференциалов с общей промежуточной осью блокирующего тормоза переключения режимов их синхронного или равномоментного противовращения. На законцовках лопастей жесткого несущего винта могут устанавливаться вертикальные лопасти ротора Дарье. Обеспечивается повышение аэродинамической эффективности. 3 н. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике, более конкретно, к конструкции движительной системы вертолетов и скоростных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки.

Известно множество различных типов вертолетов с соосными несущими винтами, но наиболее широко известными являются вертолеты открытого акционерного общества "Камов" (см. журнал "Вертолет" №3 (18) за 2002 год, ЗАО "Периодика").

Однако опыт эксплуатации вертолетов с соосными несущими винтами показывает, что в техническом обслуживании наиболее трудоемкими являются работы, связанные с обслуживанием системы управления несущими винтами двумя автоматами перекоса, а также их низкая надежность и скорость горизонтального полета. Поэтому в последнее время наметилась мировая тенденция сокращения выпуска вертолетов с соосными винтами и их вытеснение винтокрылыми летательными аппаратами других видов.

Наиболее близким аналогом, в решении которого предпринята попытка частичного устранения этих проблем, является система привода соосных несущих винтов летательного аппарата с толкающим винтом, описанная в патенте RU №2377161, МПК В64С 27/00. Эта система соосного привода высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата содержит систему из верхнего и нижнего несущих винтов, основной редуктор для привода упомянутой системы несущих винтов, обгонную муфту и систему поступательной тяги.

При этом система поступательной тяги приводится в действие основным редуктором, а обгонная муфта вводится в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается системой поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета, когда несущий винт находится в состоянии авторотации, и тем самым осуществляют разгрузку крутящего момента, развиваемого системой несущих винтов.

Эта известная система требует обязательного использования двух автоматов перекоса лопастей верхнего и нижнего несущего винтов для путевого управления полетом и наличия винта поступательной тяги для улучшения режима авторотации несущих винтов, особенно при неработающем двигателе.

Технической задачей настоящего изобретения является упрощение конструкции и обслуживания вертолета с соосными винтами и повышение их аэродинамической эффективности как при скоростном горизонтальном полете, так и в режимах автожира и аварийной посадки на авторотации несущих винтов. Последнее наиболее актуально для легких и боевых вертолетов.

Решение поставленной задачи обеспечивает заявляемая движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата, содержащая винт переменного шага поступательной тяги, соосные несущие винты противовращения, двигатель, основной редуктор для привода упомянутых несущих винтов, обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый соосной системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета.

В отличие от прототипа лопасти верхнего несущего винта жестко закреплены на внутреннем валу соосных винтов, а нижний несущий винт, с автоматом перекоса, установлен на внешнем трубчатом валу соосных винтов. Внутренний и внешний валы кинематически связаны с осями двойного дифференциала, снабженного тормозами путевого управления соответствующих полуосей входящих в его состав двух открытых дифференциалов с общей промежуточной осью блокирующего тормоза переключения режимов их синхронного или равномоментного противовращения. Общий ведущий вал главных зубчатых передач открытых дифференциалов соединен через муфту сцепления с основным редуктором, который связан трансмиссионным валом с винтом переменного шага поступательной тяги, а через обгонную муфту - с двигателем летательного аппарата.

Также для движительной систтемы высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата предлагается, что в системе соосных несущих винтов лопасти верхнего несущего винта жестко закреплены на внутреннем валу соосных винтов, а нижний несущий винт снабжен автоматом перекоса и установлен на внешнем трубчатом валу соосных винтов, при этом на законцовках верхнего жесткого винта установлены вертикальные крыльчатые лопасти ротора Дарье с вертикальной осью вращения и/или установлены в центральной части на внутреннем валу верхнего несущего винта роторы либо в виде ротора Савониуса с полуцилиндрическим лопастями, закрепленными на горизонтальных раздвижных штангах внутреннего вала, либо в виде ротора в форме усеченного конуса, изготовленного из просечно-вытяжной металлической сетки с проявлением поперечной силы эффекта Магнуса. Предложенная трансмиссия винтов и роторов аналогична выше описанной.

Также предложено, что движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата содержит винт поступательной тяги, по крайней мере, нижний несущий винт на внешнем трубчатом валу соосного привода, снабженный автоматом перекоса, двигатель, основной редуктор для соосного привода, обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый движительной системой в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета. В отличие от прототипа на внутреннем валу соосного привода жестко установлен верхний ротор, выполненный в виде усеченного конуса, изготовленного из просечно-вытяжной металлической сетки и закрепленного с проявлением аэродинамической силы эффекта Магнуса при вращении. При этом предложенная трансмиссия верхнего ротора и нижнего несущего винта аналогична выше описанным.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что отсутствуют аналогичные конструкции винтокрылых ЛА с двумя соосными несущими винтами, характеризующиеся наличием ротора с вертикальной осью вращения на верхнем несущем винте без автоматом перекоса, и выполнением нижнего несущего винта с одним автоматом перекоса, что обуславливает новизну изобретения и решение поставленной технической задачи.

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявляемого технического решения, показали, что они не следуют явным образом из существующего уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата, то есть создания нового типа вертолетов с оригинальной трансмиссией винтов и роторов. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен вид сверху скоростного вертолета с предложенной движительной системой на фиг. 2 дана боковая проекция винтов с функциональной схемой привода, на фиг. 3 изображена кинематическая схема двойного дифференциала противовращения с тормозами управления, а на фиг. 4 показан внешний вид просечно-вытяжной сетки для обтяжки аэродинамической поверхности роторов.

Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата 1 содержит два соосных несущих винта - верхний 2 и нижний 3, установленных соответственно на внутреннем 4 и внешнем 5 трубчатом валу с возможностью вращения в противоположные стороны.

Лопасти верхнего несущего винта 2, не имеющего автомата перекоса, жестко закреплены на внутреннем валу соосных винтов, а нижний несущий винт снабжен автоматом перекоса и установлен на внешнем трубчатом валу. На законцовках верхнего жесткого винта 2 установлены вертикальные крыльчатые лопасти ротора Дарье 6 с вертикальной осью вращения.

На внутреннем валу верхнего несущего винта 2 в центральной части может быть установлен ротор в виде ротора Савониуса 7 с полуцилиндрическим лопастями, закрепленными на горизонтальных раздвижных штангах внутреннего вала, изменяющих зазор между ними (не показаны).

На внутреннем валу верхнего несущего винта 2 в центральной части может быть установлен ротор с вертикальной осью вращения с поверхностью усеченного конуса, изготовленный из просечно-вытяжной металлической сетки, обеспечивающий при вращении проявление поперечной силы ввиду эффекта Магнуса (фиг. 4). Такая сетка фактически является многощелевым поликрылом аэродинамической решетки, состоящим из узких пересекающихся лент дугообразного профиля и обладающим анизотропными аэродинамическими свойствами в направлениях просечки и вытяжки.

Двигатель 8 для вращения несущих винтов 2 и 3 кинематически связан через обгонную муфту 9 с основным редуктором 10, который через трансмиссионный вал 11 соединен с винтом переменного шага поступательной тяги 12, а через муфту сцепления 13 соединен с ведущим валом 14 двойного дифференциала противовращения 15. Качание лопастей нижнего несущего винта 3 внешнего вала 5 осуществляется одним стандартным автоматом перекоса воздушного потока (не показан), приводимого в движение по командам от системы управления 16, например рычагами шаг-газ, и продольно-поперечного управления вертолетом.

При этом педали путевого управления этой системы управления 16 могут быть непосредственно связаны с соответствующими тормозами 17 и 18 двойного дифференциала 15, который содержит две главные зубчатые передачи 19, 20 водил подвижных осей двух комплектов сателлитов 21, 22, которые контактируют с зубчатыми венцами выходных полуосей 23, 24 этих дифференциалов и их общей промежуточной осью 25 с блокирующим тормозом 26 переключения режимов синхронного или равномоментного противовращения несущих винтов 2 и 3. Винт переменного шага поступательной тяги 12 так же имеет связь с системой управления 16, которая может поворачивать его лопасти на заданный угол во флюгерное либо в нейтральное положение.

Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата функционирует следующим образом.

В режиме вертолета двигатель 8 через трансмиссию, состоящую из узлов 9, 10, 13, 14 и 15, при выключенном блокирующем тормозе 26 равномоментно вращает в противоположные стороны несущие винты 2, 3, и летательный аппарат 1 взлетает вертикально, так как реактивные моменты винтов Мн и Мв взаимно компенсируются, а лопасти винта поступательной тяги 12 находятся в нейтральном положении.

Если же тормозами 23 или 24 притормаживать верхний 2 или нижний 3 винт, то часть вращающего момента вместо соответствующего несущего винта будет так воздействовать на фюзеляж вертолета, что он развернется в соответствующую сторону под влиянием разностного момента М=Мнв.

Аналогичным образом происходит путевое управление и в режиме горизонтального полета под воздействием поступательной силы тяги винта переменного шага 12. При этом верхние роторы Дарье, Савониуса и сетчатый ротор Магнуса создают горизонтальную восстанавливающую силу Рв, которая компенсирует вертикальную опрокидывающую силу Po наступающей лопасти нижнего винта.

Благодаря положительному углу атаки α (фиг. 1) лопасти ротора Дарье 6 подгребают периферийный воздух вовнутрь ометаемой поверхности нижнего несущего винта 3, а центральный сетчатый ротор Магнуса или Савониуса 7, наоборот, отбрасывают воздушный поток от малоэффективных комлевых частей несущего винта 3 к его средней части, что существенно увеличивает подъемную силу несущих винтов 2 и 3. Применение обоих роторов в режиме вертолета аналогично по достигаемому эффекту.

В режиме автожира муфта сцепления 13 выключается, а блокирующий тормоз 26 включается и двигатель 8 через обгонную муфту 9 и основной редуктор 10 вращает только винт переменного шага поступательной тяги 12, а вращение нижнего несущего винта 3 осуществляется за счет набегающего потока воздуха, воздействующего на один из верхних роторов, который при этом функционирует как приводной ветродвигатель, например за счет воздействия на полупроницаемую сетку ротора Магнуса, фиг. 4, которая работает как полиплановое крыло, состоящее из узких ленточных лопастей.

В режиме аварийной посадки на авторотации с выключенным двигателем 8 он, благодаря обгонной муфте 9, не мешает работе трансмиссии летательного аппарата и вращению его несущих винтов от воздействия горизонтальной компоненты набегающего потока воздуха на винт переменного шага поступательной тяги 12 и соответствующий ротор 6, 7 или жесткий винт 2. Даже при неработающем винте поступательной тяги 12 и выключенной муфте сцепления 13 надежное вращение нижнего несущего винта 3 обеспечивается этими же роторами, винтом 6, 7, 2 (в режиме авторотации-ветродвигателями) при синхронной работе двойного дифференциала 15, тормоза которого 17 и 18 сохраняют путевое управление летательным аппаратом 1.

Вышерассмотренные варианты жесткого винта 2, роторов 6, 7 и винта переменного шага поступательной тяги 12 могут использоваться как совместно с управляемым несущим винтом 3, так и в паре с ним, но отдельно друг от друга, то есть на внутреннем валу с жестким винтом может быть задействован только ротор Дарье, или Савониуса, или сетчатый ротор Магнуса.

Таким образом, предлагаемая движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата за счет равномоментной трансмиссии противовращения верхних роторов жесткого несущего винта и нижнего несущего винта с одним автоматом перекоса позволяет получить высокие скоростные характеристики в совокупности с надежностью и низкими энергетическими затратами во всех возможных режимах полета благодаря улучшенной аэродинамике несущей системы, что позволяет провести несложную модификацию существующих соосных вертолетов с двумя несущими винтами в перспективные вертолеты типа Notar (без рулевого винта) и другие винтокрылые летательные аппараты совершенно нового вида.

1. Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата, содержащая винт переменного шага поступательной тяги, соосные несущие винты противовращения, двигатель, основной редуктор для привода упомянутых несущих винтов, обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый соосной системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета, отличающаяся тем, что лопасти верхнего несущего винта жестко закреплены на внутреннем валу соосных винтов, а нижний несущий винт снабжен автоматом перекоса и установлен на внешнем трубчатом валу соосных винтов, внутренний и внешний валы кинематически связаны с осями двойного дифференциала, снабженного тормозами путевого управления соответствующих полуосей входящих в его состав двух открытых дифференциалов с общей промежуточной осью блокирующего тормоза переключения режимов их синхронного или равномоментного противовращения и общим ведущим валом их главных зубчатых передач, соединенным через муфту сцепления с основным редуктором, который связан трансмиссионым валом с винтом переменного шага поступательной тяги, а через обгонную муфту - с двигателем летательного аппарата.

2. Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата, содержащая винт переменного шага поступательной тяги, соосные несущие винты противовращения, двигатель, основной редуктор для привода упомянутых несущих винтов, обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый соосной системой несущих винтов в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета, отличающаяся тем, что лопасти верхнего несущего винта жестко закреплены на внутреннем валу соосных винтов, а нижний несущий винт снабжен автоматом перекоса и установлен на внешнем трубчатом валу соосных винтов, при этом на законцовках верхнего жесткого винта установлены вертикальные крыльчатые лопасти ротора Дарье с вертикальной осью вращения и/или установлены в центральной части на внутреннем валу верхнего несущего винта роторы либо в виде ротора Савониуса с полуцилиндрическим лопастями, закрепленными на горизонтальных раздвижных штангах внутреннего вала, либо в виде ротора в форме усеченного конуса, изготовленного из просечно-вытяжной металлической сетки с проявлением эффекта Магнуса, внутренний и внешний валы кинематически связаны с осями двойного дифференциала, снабженного тормозами путевого управления соответствующих полуосей входящих в его состав двух открытых дифференциалов с общей промежуточной осью блокирующего тормоза переключения режимов их синхронного или равномоментного противовращения и общим ведущим валом их главных зубчатых передач, соединенным через муфту сцепления с основным редуктором, который связан трансмиссивным валом с винтом переменного шага поступательной тяги, а через обгонную муфту - с двигателем летательного аппарата.

3. Движительная система по п. 2, отличающаяся тем, что полуцилиндрические лопасти ротора Савониуса изготовлены из металлической просечно-вытяжной сетки.

4. Движительная система высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата, содержащая винт поступательной тяги, по крайней мере, нижний несущий винт на внешнем трубчатом валу соосного привода, снабженный автоматом перекоса, двигатель, основной редуктор для соосного привода, обгонную муфту, избирательно вводимую в зацепление с основным редуктором таким образом, что крутящий момент, развиваемый движительной системой в результате авторотации, поглощается винтом поступательной тяги в ходе высокоскоростного полета, отличающаяся тем, что на внутреннем валу соосного привода жестко установлен верхний ротор, выполненный в виде аэродинамической поверхности усеченного конуса, изготовленного из просечно-вытяжной металлической сетки и закрепленного с проявлением эффекта Магнуса при вращении, оба вала соосного привода кинематически связаны с осями двойного дифференциала, снабженного тормозами путевого управления соответствующих полуосей входящих в его состав двух открытых дифференциалов с общей промежуточной осью блокирующего тормоза переключения режимов их синхронного или равномоментного противовращения и общим ведущим валом их главных зубчатых передач, соединенным через муфту сцепления с основным редуктором, который связан трансмиссивным валом с винтом переменного шага поступательной тяги, а через обгонную муфту - с двигателем летательного аппарата.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям приводов соосных винтов летательных аппаратов. Устройство для привода соосных винтов винтокрылого летательного аппарата состоит из силовых цилиндров (1), поршни (2) которых через штоки (3) свободно упираются в качающиеся конические зубчатые колеса (4) с числом зубьев «n».

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям трансмиссий легких вертолетов соосной схемы. Редуктор вертолета соосной схемы содержит корпус, с установленными вертикально и коаксиально внутри него, с возможностью вращательного движения, пустотелые валы.

Изобретение относится к области авиационной техники. Криогенный турбоэлектрический самолет короткого взлета и посадки выполнен по продольной схеме триплана с передним горизонтальным оперением, двухкилевым Н-образным оперением.

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в транспортных средствах, движителем которых является воздушный винт. .

Изобретение относится к авиации. .

Изобретение относится к авиационной технике и решает задачу упрощения конструкции главного редуктора вертолета, повышения надежности и увеличения ресурса его работы.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям скоростных вертолетов. Многоцелевой многовинтовой скоростной вертолет (ММСВ) имеет продольно-поперечную схему с близко расположенными перекрещивающимися винтами и силовую установку (СУ) с двигателем, передающим крутящий момент через главный редуктор и удлиненные валы на несущие винты.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям винтокрылых летательных аппаратов. Беспилотный комбинированный винтокрыл имеет два винта в поворотных кольцевых каналах, смонтированных по бокам несущего центроплана-отсека, в котором размещаются двигатели и главный редуктор с валами, проложенными внутри крыла.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к конструкциям скоростных вертолетов. Скоростной вертолет с движительно-рулевой системой (СВДРС) содержит на пилоне несущий винт и под ним с ярусным расположением винты в кольцевых каналах, установленные на поворотных консолях крыла, имеет два двигателя, передающих крутящий момент на несущий винт, смонтированный отклоненным вперед по полету, и тянущие винты, создающие при висении подъемную силу и управление по крену, газовые струйные рули.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям скоростных винтокрылых летательных аппаратов. Скоростной турбовентиляторный винтокрыл выполнен по концепции разнесенной винтовой и реактивной тяги и оснащен комбинированными тяговой и подъемной системами, имеющими реактивную тягу с тягой разновеликих винтов, направленную вдоль оси симметрии или перпендикулярно последней при выполнении ВВП и зависания от ТРДД с управляемым вектором тяги совместно с тягой двух меньших винтов, установленных на консолях V-образного стабилизатора, или от ТРДД совместно с тягой двух больших несущих винтов.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных скоростных вертолетов. Беспилотный скоростной вертолет, десантируемый с самолета-носителя, имеет несущий винт, двигатель, тяговые и рулевые винты, трехопорное шасси.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям скоростных винтокрылов-амфибий. Скоростной винтокрыл-амфибия (СВКА) имеет двухвинтовую соосную схему с несущими винтами, силовую установку с двигателями, передающими крутящий момент через главный редуктор и валы трансмиссии на несущие винты и на пропульсивные винты в кольцевых каналах, крылья равновеликого размаха высокорасположенной схемы «тандем» и убирающееся колесное шасси.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается создания беспилотных винтокрылов. Беспилотный винтокрыл с перекрещивающимися винтами (БВПВ) выполнен с двухлопастными винтами, имеет на верхней части фюзеляжа двигатель, передающий крутящий момент через главный редуктор на поперечные несущие винты, смонтированные на длинных валах, содержит вертикальное оперение и трехопорное убирающееся колесное шасси.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается создания многовинтовых скоростных комбинированных винтокрылов (МСКВ). МСКВ имеет на концах крыла движительно-несущие винтовые системы, двигатели, связанные синхронизирующими валами, проложенными в крыле, и приводящие во вращение пропеллеры и несущие винты.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Летательный аппарат содержит корпус, выполненный в виде дискообразного тела вращения, в котором в качестве движителя используются кольцевое вентиляторное колесо, создающее главную подъемную силу, и воздушно-реактивный двигатель (ВРД) противоположного вращения.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Многовинтовой беспилотный винтокрыл (МБВК) содержит винты в кольцевых каналах, размещенных на поворотных консолях крыла, несущие винты, газотурбинные двигатели и трансмиссию, включающую систему редукторов с валами, вращающими несущие винты и винты в кольцевых каналах.

Настоящее изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям комбинированных винтокрылых летательных аппаратов. Комбинированный летательный аппарат (1) содержит фюзеляж (2), несущий винт (3), основное устройство парирования момента (4) и два крыла (11, 11'), расположенных с одной и другой стороны упомянутого фюзеляжа (2). Каждое крыло (11, 11') содержит по меньшей мере один подвижный закрылок (12, 12'), расположенный на уровне его задней кромки. Упомянутые закрылки (12, 12') могут быть асимметрично ориентированы по отношению к воздушному потоку, образованному как ответное действие аэродинамической подъемной силе упомянутого несущего винта (3) с одной и другой стороны упомянутого фюзеляжа (2) для создания продольных аэродинамических сил противоположного направления на одной и другой стороне упомянутого фюзеляжа (2). Достигается возможность создания дополнительного вращающего момента, который добавляется к основному вращающему моменту упомянутого основного устройства парирования момента (4) несущего винта. 2 н. и 14 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх