Струйный регулятор гтд по приведенным оборотам

Струйный регулятор ГТД по приведенным оборотам относится к системам автоматического регулирования энергетических установок и может использоваться, в частности, в системах управления газотурбинных двигателей, а также при моделировании в лабораторных условиях работы силовой установки. Содержит струйный блок управления, выходы которого подключены к исполнительному механизму, вал с установленным на нем диском с отверстиями для получения сигнала о частоте вращения компрессора и термоприемник, выполненный в виде непроточного трубопровода, помещенный в среду, температура которой измеряется. Струйный регулятор сравнивает промежуток времени прохождения импульсов по трубопроводу с промежутком времени поворота вала на заданный угол. При равенстве этих временных промежутков заданный угол поворота диска однозначно определяет значение приведенных оборотов. Технический результат - повышение точности определения приведенных оборотов и, как следствие, более оптимальное регулирование параметров ГТД. 4 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к системам автоматического регулирования энергетических установок и может использоваться, в частности, в системах управления газотурбинных двигателей, а также при моделировании в лабораторных условиях работы силовой установки.

Известен струйный регулятор, воздействующий на расход GT топлива ГТД по приведенным оборотам (nпр) вращения компрессора, т.е. по закону GT=f(nпр). [Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов, М. «Машиностроение», 1976. С. 298]. В таком регуляторе обороты компрессора измеряются с помощью зубчатого пневматического тахометра, который выдает два синусоидальных сигнала в виде давления воздуха. Один из этих сигналов подается к резонатору Гельмгольца, собственная частота которого задается положением рычага управления сектором газа, а другой сигнал направляется к элементам сравнения струйной системы на которых вырабатывается сигнал рассогласования по приведенным оборотам (nпр) вращения компрессора. В резонаторе Гельмгольца осуществляется сдвиг по фазе синусоидальных сигналов давления, получаемых от датчика физических оборотов, т.е. частоты вращения компрессора. Коррекция этой частоты вращения в зависимости от температуры воздуха на входе в двигатель происходит в результате изменения собственной частоты резонатора пропорционально квадратному корню из температуры воздуха, поступающего в резонатор.

Основным недостатком известного устройства является то обстоятельство, что резонатор Гельмгольца применяется в проточном варианте исполнения. Поэтому температура воздуха в нем определяется как температурой воздуха, поступающего в резонатор, так и температурой окружающей его среды, что ухудшает точность определения приведенных оборотов.

Наиболее близким по технической сущности и числу совпадающих признаков является струйный регулятор лопаток направляющего аппарата компрессора ГТД по приведенным оборотам (nпр). [Л.А. Залманзон, Аэродинамические методы измерения входных параметров автоматических систем, М. «Наука», 1973. С. 303-307 (см. также Патент США №3559665)].

Известное устройство содержит струйный блок управления, выходы которого подключены к исполнительному механизму ГТД, короткий и длинный коммуникационные каналы, вал с установленным на нем диском с отверстием два струйных элемента «сопло - приемный канал», расположенные вдоль окружности диска с возможностью взаимодействия их с отверстием диска и со смещением осей между собой на некоторый угол ψ, сопла струйных элементов соединены с источником давления, а приемные каналы через короткий и длинный коммуникационные каналы подключены к струйному блоку управления. Причем длинный коммуникационный канал выполняет функции термоприемника.

При вращении вала на входе в длинный коммуникационный канал создаются импульсы давления, которые через промежуток времени τ1, необходимый для прохождения импульсов по длинному коммуникационному каналу, поступают на вход струйного блока управления. Через промежуток времени τ2, необходимый для поворота вала на угол ψ, импульсы давления создаются на входе в короткий коммуникационный канал, которые затем непосредственно поступают на вход струйного блока управления. Промежуток времени τ1 зависит от длины коммуникационного канала и скорости распространения звука в нем, пропорциональной , где Т - абсолютная температура воздуха в канале. Промежуток времени τ2 определяется величиной угла ψ и оборотами n вращения вала. В процессе регулирования достигается равенство τ1=τ2, из которого следует, при заданном ψ, закон регулирования . При нарушении указанного равенства исполнительный механизм устанавливает направляющие лопатки компрессора таким образом, при котором за счет коррекции физических оборотов n вращения вала приведенные обороты nпр становятся равным заданным, а τ1=τ2. Таким образом, направляющие лопатки компрессора автоматически устанавливаются исполнительным механизмом в положение, соответствующее заданному значению .

Основным недостатком известного устройства является то обстоятельство, что длинный коммуникационный канал (термоприемник) является проточным. Поэтому температура воздуха в нем определяется не только температурой окружающей его среды, но и температурой воздуха, поступающего в канал, что ухудшает точность определения приведенных оборотов.

Цель предлагаемого изобретения - повышение точности измерения приведенных оборотов. Эта цель достигается тем, что в струйном регуляторе ГТД по приведенным оборотам, содержащем струйный блок управления, выходы которого подключены к исполнительному механизму ГТД, трубопровод-термоприемник, вал с установленным на нем диском с, по меньшей мере, одним отверстием, два струйных элемента «сопло - приемный канал», расположенные вдоль окружности диска с возможностью взаимодействия их с отверстием диска и со смещением их осей между собой на некоторый угол ψ, сопла струйных элементов, соединенные с источником давления, приемный канал одного струйного элемента, подключенный к струйному блоку управления, приемный канал другого струйного элемента, подключенный к трубопроводу-термоприемнику, согласно предлагаемому изобретению дополнительно подключен непосредственно к струйному блоку управления, а открытый конец трубопровода-термоприемника помещен в герметичную капсулу объемом (1.5-2,0) см3, отсекающую его от окружающей среды.

На фиг. 1 - принципиальная блок-схема струйного регулятора.

На фиг. 2 - принципиальная схема струйного регулятора.

На фиг. 3 - конструкция струйного триггера «Т» (а), характеристика переключения триггера (б), конструкция логического элемента «И» (в) и таблица его состояний (г).

На фиг. 4 - циклограмма работы струйного регулятора.

Струйный регулятор ГТД по приведенным оборотам содержит струйный блок управления 1, выходы которого 2 и 3 подключены к исполнительному механизму 4, трубопровод-термоприемник 5, помещенный в среду, температура которой измеряется, вал 6 с установленным на нем диском 7 с отверстием 8, два струйных элемента «сопло - приемный канал» 9 и 10, расположенные вдоль окружности диска 7 с возможностью взаимодействия их с отверстием 8 диска и со смещением их осей 11 и 12 между собой на некоторый угол ψ, сопла струйных элементов 13 и 14 соединены с источником давления воздуха РП, приемный канал 15 струйного элемента 9 подключен к входу 16 струйного блока управления 1, приемный канал 17 струйного элемента 10 подключен к трубопроводу-термоприемнику 5 и к входу 18 струйного блока управления 1, открытый конец 19 трубопровода-термоприемника 5 помещен в герметичную капсулу 20 объемом (1.5-2,0) см3, отсекающую его от окружающей среды. Струйный блок управления 1 содержит два струйных триггера T1 и Т2 и два логических элемента И1 и И2. Струйные триггеры Т1 и Т2 имеют каналы питания 21, соединенные с источником давления воздуха РП, каналы управления 22, вентиляционные каналы 23, соединенные с окружающей средой и выходные каналы 24 (см. фиг. 3а). Логические элементы И1 и И2 имеют два входных канала 25 и один выходной канал 26, остальные каналы соединены с окружающей средой (см. фиг. 3в). Вход 16 струйного блока управления 1 подключен к соответствующим входным каналам 25 элементов И1 и И2. Вход 18 струйного блока управления 1 подключен к соответствующему каналу управления 22 триггера Tl, другой канал управления 22 которого соединен с окружающей средой. Выходные каналы 24 триггера Т1 подключены к соответствующим входным каналам 25 элементов И1 и И2, выходные каналы 26 которых подключены к каналам управления 22 триггера Т2, выходные каналы 24 триггера Т2 подключены к соответствующим выходам 2 и 3 струйного блока управления 1. Триггеры Т1 и Т2 реализуют характеристику переключения, представленную на фиг. 3б, струйные элементы И1 и И2 выполняют логическую функцию «И», таблица состояний которой изображена на фиг. 3г.

При вращении вала 6 в приемном канале 17 струйного элемента 10 создается импульс давления, который одновременно поступает на вход 18 струйного блока управления 1 и в трубопровод-термоприемник 5. Импульс на входе 18 поступает затем в соответствующий канал управления 22 триггера Т1 (т. 0, фиг. 2 и фиг. 4), и переключает его в положение т.1. Импульс, поступивший в трубопровод-термоприемник 5, через некоторый промежуток времени отражается от его открытого конца, меняет при этом свою полярность, движется в обратном направлении и, достигнув канала управления 22 триггера Т1, переключает его в исходное положение т. 2. Обозначим промежуток времени от появления импульса в приемном канале 17 до переключения триггера T1 в исходное положение через tт. Через промежуток времени tn, необходимый для поворота вала 6 на угол ψ, импульс давления создается в приемном канале 15 струйного элемента 9, который через вход 16 струйного блока управления 1 поступает на соответствующие входные каналы 25 элементов И1 и И2 (т. 3). Если промежуток времени tT<tn, (см. фиг. 4), импульс в т. 3 совпадает по времени с импульсом соответствующего выходного канала 24 триггера Т1 (т. 2) и, таким образом, проходит на выход 26 логического элемента Их (т. 5). На выходе И2 в это время импульс отсутствуют, и триггер Т2 переключается на выход 3 струйного блока управления 1. Если промежуток времени tT>tn, импульс в т. 3 совпадает по времени с импульсом другого выходного канала 24 триггера Т1 (т. 1) и, таким образом, проходит на выход логического элемента И2 (т. 4). На выходе И1 в это время импульс отсутствует, и триггер Т2 переключается на выход 2 струйного блока управления 1. Рассмотренный процесс работы струйного регулятора повторяется в течение каждого оборота вала до тех пор, пока исполнительный механизм 4, воздействуя на какой либо параметр ГТД, например, на подачу топлива или положение лопаток направляющего аппарата компрессора, приведет обороты n вала 6 к значению, при котором tт=tn, а приведенные обороты равными заданным nпр°. Промежуток времени tт определяется длиной L трубопровода-термоприемника и скоростью С звука в нем. Скорость звука С пропорциональна значению , где Т - абсолютная температура в трубопроводе-термоприемнике. Таким образом, получаем:

Промежуток времени tn определяется величиной угла ψ и скоростью вращения вала т.е. физическими оборотами n. Таким образом:

Из условия регулирования: tn=tт получаем:

Из (3) окончательно имеем: _

Где к - коэффициент пропорциональности.

Таким образом, из условия tn=tт угол ψ и nпр связаны между собой прямой зависимостью. Реализуя эту зависимость, регулятор может быть включен в схемы регулирования ГТД в разных режимах работы. Например:

режим (а) - ψ=f(αруд) - режим управления параметрами ГТД по nпр, задаваемых, например, от αруд

режим (б) - ψ=const - режим предельных значений nпр

режим (в) - исполнительный механизм имеет механическую обратную связь с возможностью изменять угол ψ - режим датчика nпр.

Благодаря тому, что открытый конец трубопровода-термоприемника помещен в герметичную капсулу, он становится непроточным т.е. при работе в нем не происходит обмена массы воздуха и поэтому температура воздуха в трубопроводе-термоприемнике определяется только температурой окружающей его среды и не зависит от температуры питающего регулятор воздуха. Это повышает точность определения приведенных оборотов и, как следствие, более оптимальное регулирование параметров ГТД.

Струйный регулятор ГТД по приведенным оборотам, содержащий струйный блок управления, выходы которого подключены к исполнительному механизму ГТД, трубопровод-термоприемник, вал с установленным на нем диском с, по меньшей мере, одним отверстием, два струйных элемента «сопло-приемный канал», расположенные вдоль окружности диска с возможностью взаимодействия их с отверстием диска и со смещением их осей между собой на некоторый угол ψ, сопла струйных элементов соединены с источником давления воздуха, приемный канал одного струйного элемента подключен к струйному блоку управления, приемный канал другого струйного элемента подключен к трубопроводу-термоприемнику, отличающийся тем, что приемный канал другого струйного элемента дополнительно подключен непосредственно к струйному блоку управления, а открытый конец трубопровода-термоприемника помещен в герметичную капсулу объемом (1.5-2,0) см3, отсекающую его от окружающей среды.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя в зависимости от целей полета самолета, в частности кратковременного обеспечения максимальной скорости полета самолета.

Изобретение относится к электротехнике, тепло- и электроэнергетике, а именно к когенерационным системам получения энергии для энергоснабжения машин и комплексов объектов нефтедобычи с использованием попутного нефтяного газа в качестве энергоносителя и тепла для обеспечения собственных нужд предприятий минерально-сырьевого комплекса, находящихся вдали от действующих систем централизованного электроснабжения без связи с единой энергосистемой.

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано в системах автоматического регулирования газовых турбин электростанций для перевода газовых турбин в режим регулирования скорости вращения при снижении частоты в энергосистеме.

Изобретение относится к способам управления расходом воздуха, охлаждающего турбину, преимущественно двухконтурного турбореактивного двигателя с воздухо-воздушным теплообменником в наружном контуре.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования турбореактивного двигателя, оптимизирующим его работу в зависимости от условий полета, в частности обеспечение оптимальных тягово-экономических характеристик во всей области эксплуатации самолета.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам регулирования, оптимизирующим параметры турбореактивного двигателя в зависимости от целей полета самолета, в частности обеспечения максимальной продолжительности и дальности полета.

Изобретение относится к области оборудования для проведения испытаний и может быть использовано для проведения приемосдаточных и других испытаний газотурбинных двигателей различного назначения.

Изобретение относится к энергетике. Способ и устройство предназначены для остановки генератора с целью подготовки его к повторному запуску.

Изобретение относится к энергетике. Термоуправляемый узел для узла газовой турбины газотурбинной системы содержит элемент теплопередачи, имеющий первую часть и вторую часть, при этом первая часть расположена внутри первой полости, имеющей первую температуру, а вторая часть расположена во второй полости, имеющей вторую температуру, причем элемент теплопередачи проходит через полую стенку, и первая температура больше, чем вторая температура.

Использование - в системах измерения температуры газа газотурбинных двигателей (ГТД). Техническим результатом является повышение точности измерителя температуры газа ГТД на переходных режимах.

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем, в частности запуска при выходе двигателя на режим авторотации. Частоту вращения вала ротора высокого давления и вала ротора низкого давления уменьшают до достижения роторами одинаковой частоты вращения, роторы зацепляют друг с другом обгонной муфтой, расположенной между валами, а после достижения холостой частоты вращения совместно авторотирующих роторов, частоту вращения роторов поддерживают постоянной, с помощью регулирования скоростного напора воздуха, до запуска двигателя. Использование изобретения позволяет поддерживать обороты вала ротора высокого давления на уровне, достаточном для запуска на режиме авторотации в полете, позволяет увеличить ресурс агрегатов вспомогательной силовой установки двигателя, увеличить показатели надежности и безотказности силовой установки. 1 ил.

Изобретение относится к способу мониторинга цикла запуска двигателя, в частности, газотурбинной установки, содержащему следующие этапы: (i) определяют продолжительность воспламенения в двигателе при определенном параметре запуска, (ii) определенную таким образом продолжительность воспламенения в двигателе сравнивают с контрольной продолжительностью воспламенения для контрольного двигателя и при этом параметре запуска, (iii) определяют показатель запуска двигателя, (iv) повторяют этапы (i)-(iii) для этого параметра запуска при каждом запуске двигателя в ходе цикла, и (v) в зависимости от изменения показателя генерируют тревожный сигнал об ухудшении цикла запуска двигателя. Технический результат изобретения – повышение надежности определения неисправности всей или части системы двигателя, участвующей в запуске газотурбинной установки. 4 н. и 12 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления ГТД. Сигналы управления ЭР, ГМР и сигналы селектора затем преобразуют в пневматические сигналы, поступающие в струйный блок управления, в котором при исправном ЭР с помощью сигнала селектора и логической струйной схемы отсекают сигналы управления ГМР, а сигналы управления ЭР подают на исполнительный механизм и осуществляют управление двигателем, при отказе ЭР с помощью сигнала селектора и логической струйной схемы отсекают сигналы управления ЭР, а сигналы управления ГМР подают на тот же исполнительный механизм и осуществляют управление двигателем. Технический результат – обеспечение возможности оптимального управления ГТД на всех режимах работы. 4 ил.

Изобретение относится к области авиационной техники, к способам управления двухроторным газотурбинным двигателем. При останове двигателя генерируемую вращением вала ротора низкого давления электроэнергию передают на электродвигатель-генератор вала ротора высокого давления, для создания дополнительного ускорения, обеспечивающего отношение продолжительности выбега вала ротора высокого давления к продолжительности выбега вала ротора низкого давления, равное 1,5…6,0. Использование изобретения позволяет исключить эффект «прихватывания» вала ротора высокого давления при останове. 1ил.

Изобретение относится к области управления электронно-гидромеханической автоматикой авиационных ГТД и может быть использовано для управления авиационным ГТД во всех условиях эксплуатации летательного аппарата, в том числе аварийных. Система оснащена сигнализатором отказа насоса-регулятора, резервным дозатором топлива, двумя обратными клапанами, первым и вторым электромагнитными клапанами, а также гидравлическими переключателями, причем система дополнительно оснащена каналом отбора топлива, соединяющим четвертый выход насоса-регулятора со вторым входом распределителя топлива, и резервным топливным каналом, соединяющим выход плунжерного насоса с входами резервного дозатора топлива и гидравлических переключателей, первый и второй электромагнитные клапаны размещены в резервном топливном канале, управляющие входы электромагнитных клапанов и резервного дозатора топлива связаны с блоком управления, выход первого электромагнитного клапана связан с входами гидравлических переключателей, установленных в топливных каналах, соединяющих выходы насосов и гидроцилиндры, первый обратный клапан размещен в топливном канале на третьем выходе насоса-регулятора, а второй - в канале, соединяющем четвертый выход насоса-регулятора со вторым входом распределителя топлива, выход второго электромагнитного клапана подсоединен к каналу отбора топлива между вторым обратным клапаном и вторым входом распределителя топлива, резервный дозатор топлива входом подключен через резервный топливный канал к выходу плунжерного насоса, а выходом - к основному топливному каналу между первым обратным клапаном и распределителем топлива, при этом выход сигнализатора отказа насоса-регулятора связан с блоком управления. Технический результат изобретения – повышение безопасности эксплуатации летательного аппарата и обеспечение возможности завершения полетного задания и безаварийной посадки при частичном или полном отказе насоса-регулятора и/или блока его управления.1 ил.-
Наверх