Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле колеса. В набегающей боковой поверхности каждого зуба вырезан нерабочий участок этой поверхности и выполнена пара вырезов на месте рабочих участков этой поверхности, работающих в режиме двухпарного зацепления, ширина этой пары вырезов равна половине ширины зуба, и эти вырезы расположены симметрично относительно кольцевых накладок. На внутренней стороне отстающей пластины и внутренних торцах кольцевых накладок, без зазоров относительно них, и ниже окружности вершин зубчатого венца, укреплена перегородка шириной, равной ширине зубчатого венца. Перегородка выполнена эквидистантно внутренней поверхности набегающей пластины, с зазором относительно нее, и с зазором относительно тела колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса и снижение издержек на его изготовление. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Заплетохин В.А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 669 с.: ил.», с. 467.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что жидкий смазочный материал, захватываемый зубьями колеса, нуждающимися в смазывании, из масляной ванны, в процессе переворачивания колеса в зону зацепления с вышерасположенным парным зубчатым колесом, стекает с зубьев колеса. И, вследствие этого, в зону зацепления попадает недостаточное количество смазочного материала, что приводит к интенсификации изнашивания сопряженных зубьев парных зубчатых колес.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2536286, кл. F16H 55/10, F16H 55/17, F16H 57/04, опубл. 20.12.2014 г., Бюл. №35. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых образован парой прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных между торцевыми накладками и на теле колеса и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. В набегающей по ходу вращения колеса пластине, в месте ее примыкания к телу, выполнены сквозные отверстия. Внутри полости зуба расположен Г-образный элемент шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка элемента закреплена в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца на внутренней стороне отстающей по ходу вращения колеса пластине с зазором относительно другой пластины; а вторая полка элемента ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца, с образованием зазоров относительно набегающей пластины и телом колеса. При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом, при вращении колеса и погружении зубьев в масляную ванну зубья обращены своими вершинами вниз по вертикали и смазочный материал затекает в полости зубьев - через зазоры в области вершин зубьев и при дальнейшем проворачивании колеса и выходе зубьев из масляной ванны удерживается в полостях зубьев, образованных Г-образным элементом, внутренней поверхностью отстающей пластины и внутренними торцами кольцевых накладок. При дальнейшем проворачивании колеса и подходе зубьев, в полостях которых находится смазочный материал, к зоне зацепления с вышерасположенным зубчатым колесом, этот смазочный материал вытекает из полостей зубьев - через зазоры между набегающими пластинами и телом колеса - и попадает во впадины зубчатого венца, закрытые с торцов кольцевыми накладками, и смазывает зубья обоих парных колес.

Недостаток прототипа состоит в том, что пластины, образующие боковые поверхности полых зубьев, имеют определенную толщину, величина которой задается из условия обеспечения жесткости и прочности этих пластин при зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса. Вследствие этого, между пластинами, образующими на пару боковые поверхности зуба, между их верхними концами по линии окружности вершин зубчатого венца, на месте отсутствующих вершин зубьев, могут быть зазоры, величина которых будет недостаточной для обеспечения нормального заполнения полостей зубьев, или же - зазоров может не быть вообще - при малой величине толщины зубьев в области окружности зубчатого венца. Кроме того, боковые поверхности зубьев при работе в зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса нагружены неравномерно по своей высоте: в районе полосы зацепления имеет место однопарное зацепление зубьев, а в районе вершин и оснований зубьев имеет место двухпарное зацепление. Поэтому выполнение боковых поверхностей одинаковыми по всей высоте зубьев приводит к неоправданному перерасходу материала, идущего на их изготовление.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса, снижения издержек на его изготовление и обеспечения качественного смазывания зубчатых колес передачи.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле колеса, с выполнением зазора между кольцевыми накладками и на теле колеса, с выполнением сквозных отверстий в набегающей при вращении колеса пластин. Эти сквозные отверстия выполнены в виде выреза на месте нерабочего участка боковой поверхности шириной, равной ширине зубчатого венца. На участках боковой поверхности с двухпарным зацеплением, в области ножки и головки зуба, выполнены в пластине сквозные вырезы шириной, равной половине ширины зубчатого венца и расположенные симметрично относительно кольцевых накладок. На внутренней стороне отстающей пластины и на внутренних торцах кольцевых накладок, с зазором относительно них и ниже окружности зубчатого венца, укреплена перегородка, ориентированная в сторону тела колеса, ширина которой равна ширине зубчатого венца. Перегородка ориентирована в сторону тела колеса, выполнена эквидистантно внутренней стороне набегающей пластине с зазором относительно нее и с зазором относительно тела колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца с местным разрезом по центральной плоскости вращения колеса (фиг. 1) и тот же фрагмент - вид сбоку в разрезе (фиг. 2).

На чертеже показаны: тело 1 колеса; кольцевые накладки 2 и 3; наружный периметр 4 кольцевых накладок (окружность вершин зубчатого венца); внутренний периметр 5 кольцевых накладок; окружность 6 оснований зубчатого венца; пластины 7 и 8; набегающая боковая поверхность 9; отстающая боковая поверхность 10; перегородка 11; полость 12; ширина В зубчатого венца; высота Н зуба; толщина С пластин 7 и 8; размер в вершины расчетного для данного колеса зуба; размер в1 концов пластин 7 и 8 по окружности 4 вершин зубчатого венца; высота hн нерабочего участка боковой поверхности 9; высота h1 участка поверхности 9 с однопарным зацеплением; высота h2 и h3 участков поверхности 9 с двухпарным зацеплением; расстояние ho от окружности 4 вершин зубчатого венца до перегородки 11; максимальная высота h нижнего выреза, зазоры Δ1 и Δ2; направление вращения ω колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, пару кольцевых накладок 2 и 3, укрепленных на торцах тела и зубчатый венец шириной В с полыми зубьями высотой Н. Диаметр наружного периметра 4 кольцевых накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, диаметр внутреннего периметра 5 кольцевых накладок меньше диаметра окружности 6 оснований зубчатого венца. Каждый полый зуб зубчатого венца выполнен из пары прямоугольных пластин 7 и 8 толщиной С, изогнутых по профилю расчетного зуба для данного колеса с образованием боковых поверхностей 9 и 10 зуба. Пластины 7 и 8 укреплены между внутренними поверхностями кольцевых накладок 2, 3 и на теле 1 колеса, без образования зазоров относительно них. Верхние концы пластин 7 и 8 примыкают к окружности вершин зубчатого венца (к внешнему периметру 4 кольцевых накладок 2 и 3) на участке размером по окружности зубчатого венца, размер которого равен размеру вершин зуба, расчетного для данного колеса. При этом между пластинами 7 и 8 может образовываться определенный зазор, который может быть весьма мал, или же такой зазор может не образовываться вовсе: это зависит от величины в и от величины в1 - размеров концов пластин 7 и 8 (толщиной С) по линии окружности вершин зубчатого венца (этот вариант показан на фиг. 1). У каждого зуба в набегающей (при вращении ω) пластине 7, образующей набегающую боковую поверхность 9 зуба, выполнены вырезы: вырезан нерабочий участок боковой поверхности - шириной В и высотой hн, и два участка шириной В/2 - по середине пластины 7, в зонах двухпарного зацепления (высотой h2 и h3). На расстоянии h4 от окружности 4 зубчатого венца на внутренней стороне пластины 8 и на внутренних торцах кольцевых накладок 2 и 3 укреплена, без зазоров относительно них, перегородка 11, изогнутая эквидистантно внутренней стороне пластины 7 и расположенная с зазором Δ1 относительно нее и с зазором Δ2 относительно тела 1 колеса. Максимальная высота выреза в районе основания зуба - h5. Внутренние поверхности перегородки 11, пластины 8 и кольцевых накладок 2 и 3 образуют полость 12.

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения зубчатый венец колеса постоянно погружен в масляную ванну. При этом при вращении ω колеса все зубья колеса поочередно погружаются в масляную ванну с жидким смазочным материалом; при этом зубья колеса ориентированы своими вершинами вниз по вертикали и жидкий смазочный материал затекает - через вырезы в пластине 7 - высотой h3 и h5 и через зазоры Δ1 и Δ2 - в полости 12 зубьев. При дальнейшем проворачивании колеса и выходе зубьев из масляной ванны смазочный материал удерживается внутри зубьев - в их полостях 12. При дальнейшем проворачивании колеса в сторону зоны зацепления с вышерасположенным парным зубчатым колесом зубья переориентируются своими вершинами вверх по вертикали и смазочный материал вытекает из полостей 12 - через зазоры Δ2 и вырезы h5 в пластинах 7 - в области впадин зубчатого венца, закрытые с боков кольцевыми накладками 2 и 3, которые при этом выполняют функцию масляных ванн. При этом смазываются боковые поверхности зубьев колеса, а также зубья парного колеса - при входе их в зацепление с зубьями нижерасположенного зубчатого колеса и погружении их при этом в вышеуказанные масляные ванны во впадинах зубчатого венца.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет осуществлять заполнение полостей 12 полых зубьев, переносящих смазочный материал из масляной ванны в зону зацепления с парным, вышерасположенным, зубчатым колесом при малой величине зазора между верхними концами пластин, образующих боковые поверхности зубьев, или отсутствия таковых вообще. Тем самым, повышается качество смазывания зубчатых колес передачи. Кроме того, снижается расход материала на изготовление зубьев зубчатых колес.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное, тихоходной зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый зуб из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного зубчатого колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле зубчатого колеса, отличающееся тем, что в набегающей по ходу вращения зубчатого колеса пластине в месте ее примыкания к телу зубчатого колеса, на месте нерабочего участка боковой поверхности при работе в режиме двухпарного зацепления выполнены сквозные вырезы шириной, равной половине ширины зубчатого венца, и расположенные симметрично относительно кольцевых накладок, на внутренней стороне отстающей по ходу вращения зубчатого колеса пластины и внутренних торцах кольцевых накладок без зазоров относительно них ниже окружности зубчатого венца укреплена перегородка, ориентированная в сторону тела зубчатого колеса c шириной, равной ширине зубчатого венца, перегородка выполнена эквидистантно внутренней поверхности набегающей по ходу вращения зубчатого колеса пластины с зазором относительно нее и с зазором относительно тела зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22).

Изобретение относится к редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит соосные внутреннюю и внешнюю планетарные шестерни, внешняя планетарная шестерня является неподвижной, по меньшей мере, один сателлит, который установлен вращающимся на водиле и осуществляет зацепление одновременно с внутренней и внешней планетарными шестернями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, выполненные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубья зубчатых колес которых подвержены нагружениям разной величины при вращении колес в прямом и обратном направлениях вращения.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу с посадочным отверстием, зубчатый венец и тело в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены углубления.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к планетарным передачам. Планетарная передача для вычитания и сложения угловых скоростей двух двигателей содержит валы (1) и (2), шестерни (3), (4) и (5), водило (6).

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца. Между верхними концами пластин, на месте отсутствующих вершин зубьев, и между нижними концами отстающих при вращении колеса пластин и телом колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей, расположены заглушки. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.
Наверх