Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца. Между верхними концами пластин, на месте отсутствующих вершин зубьев, и между нижними концами отстающих при вращении колеса пластин и телом колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей, расположены заглушки. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец из полых зубьев, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми закреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца - см. патент на изобретение РФ №2550245, кл. F16Н 55/12, опубл. 10.05.2015 г., Бюл. №13.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что при смазывании его жидким смазочным материалом методом погружения, смазочный материал, захватываемый из масляной ванны боковыми поверхностями зубьев, участвующими в процессе трения с зубьями парного зубчатого колеса и нуждающимися в смазывании, в процессе проворачивания колеса из масляной ванны в зону зацепления с парным колесом, стекает с этих поверхностей, в зону зацепления попадает недостаточное количество смазочного материала, что ухудшает процесс смазывания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по заявке на изобретение РФ №2015115189/11 (0236730), от 22.04.2015 г., кл. F16Н 55/12. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубьев зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца. А зазоры между верхними концами пластин, на месте отсутствующих поверхностей вершин зубьев, перекрыты заглушками, укрепленными на внутренних поверхностях концов пластин. Полости, образованные внутренними поверхностями зубьев и заглушками, позволяют удерживать смазочный материал, при захватывании его из масляной ванны, что способствует улучшению процесса смазывания зубьев.

Недостаток прототипа состоит в том, что в процессе проворачивания зубчатого колеса из масляной ванны в зону зацепления с парным зубчатым колесом, смазочный материал из полостей зубьев вытекает через зазоры между нижними концами отстающих при вращении колеса пластин и телом колеса, и в зону зацепления с парным зубчатым колесом поступает недостаточное количество смазочного материала, что ухудшает процесс смазывания зубьев.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания трущихся поверхностей зубьев зубчатого колеса.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца. Зазоры между верхними концами пластин, на месте отсутствующих поверхностей вершин зубьев, перекрыты заглушками, укрепленными на внутренних поверхностях концов пластин. Причем зазоры между нижними концами пластин, отстающих при вращении колеса, и телом колеса также перекрыты заглушками, укрепленными между кольцевыми накладками, на теле колеса и на внутренних поверхностях этих пластин.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом - вид с торца (фиг. 1), и разрезы данного фрагмента - вид сбоку (фиг. 2, 3).

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса, опережающая пластина 2, отстающая пластина 3, рабочие участки 4 и 5 боковых поверхностей зуба, кольцевые накладки 6 и 7, наружный периметр 8 накладок, внутренний периметр 9 накладок, окружности 10 впадин зубчатого венца, заглушки 11 и 12; направление вращения ω колеса; высота hн отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей зубьев; зазор Δ между верхними концами пластин.

Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин 2 и 3, изогнутых по профилю рабочих участков 4 и 5 боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок 6 и 7. Диаметр наружного периметра 8 кольцевых накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, диаметр внутреннего периметра 9 этих накладок меньше диаметра окружности 10 оснований зубчатого венца. Зазоры между верхними концами пластин 2 и 3, на месте отсутствующих вершин зубьев, перекрыты заглушками 11, а зазоры между нижними концами пластин 3, являющихся отстающими при вращении ω колеса, и телом 1 колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков (высотой hн) боковых поверхностей, перекрыты заглушками 12, укрепленными между кольцевыми накладками 6 и 7, на теле 1 колеса и на внутренних поверхностях пластин 3.

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения, этот смазочный материал захватывается полостями зубьев колеса при их погружении в масляную ванну, когда зубья ориентированы своими вершинами вниз по вертикали, и смазочный материал затекает в эти полости - через зазоры между опережающими (при вращении ω колеса) пластинами 2 зубьев и телом 1 колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей зубьев (высотой hн). При дальнейшем проворачивании (ω) колеса из масляной ванны в сторону зацепления с парным зубчатым колесом, захваченный из масляной ванны смазочный материал удерживается полостями зубьев (заглушки 12) не позволяют ему вытекать из этих полостей. При дальнейшем проворачивании колеса и переориентации зубьев колеса своими вершинами вверх по вертикали, смазочный материал из полостей зубьев вытекает (через зазоры между опережающими пластинами зубьев и телом колеса, попадая во впадины зубчатого венца, ограниченные с торцов кольцевыми накладками; при этом эти впадины выполняют функцию масляных ванн, из которых происходит смазывание боковых (трущихся) поверхностей зубьев данного колеса, а также зубьев парного зубчатого колеса - при их погружении в эти масляные ванны (во впадинах) в процессе сопряжения зубьев обоих паных зубчатых колес.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса (его зубьев) позволяет осуществлять перенос из масляной ванны в зону зацепления с парным зубчатым колесом достаточное количество смазочного материала для обеспечения качественного смазывания зубьев, предотвращающая потери смазочного материала при перемещении зубьев из масляной ванны в зону зацепления в парным колесом. Это позволяет повысить качество смазывания трущихся зубьев данного колеса (и зубьев парного зубчатого колеса тоже).

Зубчатое колесо, преимущественно смазываемое жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилям рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного зубчатого колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, а их внутренний диаметр меньше диаметра окружности оснований зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, между которыми укреплены прямоугольные пластины, образующие зубья, а зазоры между верхними концами каждой пары прямоугольных пластин, образующих зуб, перекрыты заглушками, отличающееся тем, что зазоры между нижними концами прямоугольных пластин, отстающих при вращении зубчатого колеса, и телом зубчатого колеса перекрыты заглушками, укрепленными на кольцевых накладках, теле зубчатого колеса и внутренних поверхностях прямоугольных пластин, отстающих при вращении зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22).

Изобретение относится к редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит соосные внутреннюю и внешнюю планетарные шестерни, внешняя планетарная шестерня является неподвижной, по меньшей мере, один сателлит, который установлен вращающимся на водиле и осуществляет зацепление одновременно с внутренней и внешней планетарными шестернями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в косозубых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и нижерасположенными зубчатыми колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубья зубчатых колес которых подвержены нагружениям разной величины при вращении колес в прямом и обратном направлениях вращения.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу с посадочным отверстием, зубчатый венец и тело в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены углубления.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА. Редукторы приводов КСА сообщены по крутящему моменту с ЦКП через многоступенчатый редуктор КДА и через гибкий вал с концевыми шарнирами и сильфонами. ЦКП содержит главную шестеренную пару конических ведущего и ведомого зубчатых колес, которые имеют зубчатые венцы. Главная шестеренная пара зубчатых колес ЦКП выполнена с передаточным числом i1,гп=(1,12÷1,43) [б/р]. Ведущее колесо главной шестеренной пары размещено на валу, установленном в шарико- и роликовом подшипниках. Ведомое колесо выполнено с валом, установленным в роликовом подшипнике и в шарикоподшипнике, который установлен в крышке корпуса ЦКП. Зубья конических венцов ведущего и ведомого колес выполнены переменной высоты, уменьшающейся в сторону осевой вершины условного конуса вершин зубьев. Угол αо.д.к наклона образующей условного делительного конуса зубчатого венца к оси вала колеса определен в диапазоне αо.д.к1=(0,7÷1,1) [рад] для ведущего колеса и αо.д.к2=(0,55÷0,83) [рад] для ведомого колеса. Угол спирали βш, выраженный в той же проекции как угол между касательной к линии зуба к средней точке последней и радиусом той же точки, проведенным от оси вала колеса, вариантно определен в диапазоне значений βш=(0,21÷0,32) [рад]. Достигается повышение КПД и ресурса двигателя. 7 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх