Смазка пластичная антифрикционная высокотемпературная водостойкая

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур -30…+170°C. Технической задачей предлагаемого изобретения является создание универсальной смазки многоцелевого назначения на основе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, обладающей высокими низкотемпературными и смазывающими свойствами, работающей при низких температурах окружающей среды и сохраняющей свои эксплуатационные характеристики при высоких температурах в тяжелонагруженных узлах трения механизмов, и обеспечивающей отличную защиту смазываемых деталей от коррозии при высокой влажности при эксплуатации в морском климате, а также для использования в металлургической промышленности, где узлы подвергаются воздействию высокой температуры, воды, пара и высоких нагрузок, и в качестве водостойкой смазки в горно-шахтном, бумагоделательном и цементном оборудовании. Техническая задача решается тем, что смазка пластичная антифрикционная высокотемпературная водостойкая включает в качестве исходных компонентов основу в виде минерального масла, загуститель - сульфонат кальция, 12-оксистеариновую кислоту и присадки, при этом она дополнительно содержит уксусную кислоту, Дифениламин, или Нафтам-2, или Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) в качестве антиокислительной присадки, диалкилдитиофосфат цинка или присадку, содержащую серу, фосфор и азот, в качестве противоизносной и антикоррозионной присадки, при этом в качестве минерального масла - смесь высокоочищенных минеральных базовых масел: компонент масел остаточный и компонент масел низкозастывающий, взятые в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%: сульфонат кальция 30-43, 12-оксистеариновая кислота 2,0-5,0, уксусная кислота 8,0-14,0, Агидол-1, или Нафтам-2, или Дифениламин 0,1-1,0, диалкилдитиофосфат цинка или присадка, содержащая серу, фосфор и азот, 0,5-2,5, смесь высокоочищенных минеральных базовых масел – остальное. 2 табл.

 

Предлагаемое изобретение относится к смазке пластичной антифрикционной высокотемпературной водостойкой, предназначенной для смазывания узлов трения перспективных транспортных средств, промышленного, автомобильного, строительного и судового оборудования, работающих при средних и высоких нагрузках, а также для оборудования целлюлозно-бумажной промышленности, горно-обогатительного сектора и сахарной промышленности, работоспособной в диапазоне температур (-30)-(+170)°C.

Известны импортные смазки многоцелевого назначения серии EP, например TOTAL CERAN WR 2 Р и TOTAL CERAN FG фирмы «TOTAL», полученные на основе минерального масла с использованием в качестве загустителя сульфоната кальция с рабочим диапазоном температур от -25 до+180°C.

Но в настоящее время в сложившейся экономической ситуации применение их затруднено из-за их стоимости и требуется их замена отечественными смазками, не уступающими по техническим характеристикам.

Известна водостойкая смазка LUKOIL NAVIGREASE CSX 2, полученная также на основе минерального масла, загущенного сульфонатом кальция, предназначенная для широкого применения в различных судовых механизмах и приспособлениях. Указанная основа дает возможность работы в условиях максимальных нагрузок как подшипниковых узлов любой конструкции, так и прочих частей машинных и палубных механизмов, например открытых передачах, стальных тросов и т.д.

Недостатком данной смазки является узкий температурный интервал применения от -20 до +160°C.

Известна смазка водостойкая, высокотемпературная на основе минерального масла, загущенного сульфонатом кальция (см. смазки GAZPROMNEFT STEELGREASE CS 2, компании ПАО «Газпром нефть»). Известная смазка предназначена для узлов трения, работающих в условиях действия высоких температур и экстремально высоких нагрузок.

Известная смазка предназначена преимущественно для смазывания подшипников установок непрерывного литья, горячей прокатки и другого оборудования металлургических комбинатов. Также используется в ряде других узлов промышленного оборудования, где существует частый контакт смазки с водой. Температурный диапазон применения от -30 до +200°C.

Известная смазка уступает заявленной по трибологическим свойствам, в частности нагрузке сваривания.

Наиболее близкой по составу и по техническим характеристикам, принятой в качестве прототипа, является смазка на основе сверхосновного салицилата кальция, включающая масляный носитель, кальциевое мыло, спирт в качестве промотора и твердые частицы карбоната кальция (см. описание изобретения к патенту №2382071, МПК C10M 177/00 C10M 159/20, опубл. 20.02.2010 г.).

Известная смазка по качеству уступает заявленной смазке по следующим характеристикам:

- хуже смазывающие свойства (диаметр пятна износа выше и составляет 0,53 мм по сравнению с предлагаемой смазкой, в нашем случае - во всех примерах ниже 0,5 мм.)

- значительно ниже температура каплепадения -483°F (или в °C - это 250°C), в заявленной смазке - более 300°C.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание универсальной смазки многоцелевого назначения на основе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, обладающей высокими низкотемпературными и смазывающими свойствами, работающей при низких температурах окружающей среды, сохраняющей свои эксплуатационные характеристики при высоких температурах в тяжелонагруженных узлах трения механизмов, обеспечивающей отличную защиту смазываемых деталей от коррозии дри высокой влажности при эксплуатации в морском климате, а также для использования в металлургической промышленности, где узлы подвергаются воздействию высокой температуры, воды, пара и высоких нагрузок, и в качестве водостойкой смазки в горно-шахтном, бумагоделательном и цементном оборудовании.

Техническая задача решается тем, что смазка пластичная антифрикционная высокотемпературная водостойкая включает в качестве исходных компонентов основу в виде минерального масла, загуститель - сульфонат кальция, 12-оксистеариновую кислоту и присадки, при этом она дополнительно содержит уксусную кислоту, Дифениламин, или Нафтам-2, или Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) в качестве антиокислительной присадки, диалкилдитиофосфат цинка или серу-фосфор-азотсодержащую присадку в качестве противоизносной и антикоррозионной присадки, при этом в качестве минерального масла - смесь высокоочищенных минеральных базовых масел: компонент масел остаточный и компонент масел низкозастывающий, взятые в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сульфонат кальция 30-43
12-оксистеариновая кислота 2,0-5,0
уксусная кислота 8,0-14,0
Агидол-1, или Нафтам-2, или Дифениламин 0,1-1,0
диалкилдитиофосфат цинка или
присадка, содержащая серу, фосфор, азот 0,5-2,5
смесь высокоочищенных минеральных базовых масел остальное

Смесь масел, включающая компонент масел остаточный и компонент масел низкозастывающий, обладает стабильными свойствами, в частности высокой приемистостью к присадкам, обеспечивая эффективность их действия, а также хорошими смазочными свойствами, обеспечивая гидродинамический режим смазывания в эксплуатационных условиях в широком диапазоне рабочих температур. Использование указанной смеси масел позволяет достичь оптимального результата по вязкостно-температурным и фрикционным характеристикам смазки. Применение остаточного компонента высокой степени очистки, полученного по традиционной схеме из нефтяного гудрона (Деасфальтизация, селективная очистка и депарафинизация), обладающего высокой кинематической вязкостью при 100°C (18-25 сСт) и хорошими смазывающими свойствами, и низкозастывающего компонента низкой вязкости (2,5-3,7 сСт), полученного гидрокаталитическим способом из дистиллятного рафината, и низкой температурой застывания обеспечивают в смазке оптимальную прокачиваемость и вязкость, эффективную при -30°C в пределах 1500-1900 Па⋅с.

Компонент масел низкозастывающий, имеющий температуру застывания от -45°C до -55°C, позволяет получить смазочный материал, обладающий отличными свойствами при низких температурах и в то же время сохраняющий достаточно высокие смазочные свойства и при высоких эксплуатационных температурах.

Использование в качестве загустителя сульфоната кальция позволяет обеспечить отличную защиту смазываемых деталей от коррозии, окислительной деструкции при высокой влажности при эксплуатации в морском климате. За счет использования эффективного состава присадок улучшают смазывающие свойства, а за счет оптимального соотношения сульфоната кальция и смеси высокоочищенных минеральных базовых масел получают улучшенные противоизносные свойства.

Применение в составе смазки уксусной и 12-оксистеариновой кислот с образованием в результате реакции нейтрализации (омыления) при определенных условиях солей кальция соответственно ацетата и 12-оксистеарата кальция, совместно с сульфонатом кальция позволяют получить устойчивую пространственную структуру мыла, обеспечивающую работоспособность смазки при высоких температурах.

Эффективная композиция присадок улучшает антикоррозионные, антиокислительные, противоизносные, противозадирные свойства и адгезию смазки.

Предлагаемая смазка многоцелевая универсальная антифрикционная создана на основе смеси высокоочищенных минеральных масел (СТО 00148599-029-2013 Компоненты масел. Технические условия), один из которых получен традиционным способом очистки из нефтяного гудрона, а второй - гидрокаталитическим путем, обладающая улучшенными низкотемпературными характеристиками, обеспечивающими отличную прокачиваемость при низких температурах и улучшенными противоизносными свойствами.

Кроме того, она содержит сульфонат кальция, 12-оксистеариновую кислоту, уксусную кислоту, антиокислительную присадку, в качестве которой используют Дифениламин, или Агидол-1(4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол), или Нафтам-2, противоизносную и антикоррозионную присадку - диалкилдитиофосфат цинка или пакет присадок, содержащий серу, фосфор, азот (например, Хайтек 343).

Предлагаемую смазку готовят путем загущения дисперсионной среды, состоящей из смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, сульфонатом кальция с последующим последовательным омылением уксусной и 12-оксистеариновой кислот, дальнейшей выпарки воды и термообработки и на последней стадии, загрузкой антиокислительной, антикоррозионной и противоизносной присадок.

Для выявления преимущества предлагаемой смазки по отношению к прототипу были приготовлены образцы и проведены соответствующие испытания. Испытания осуществлены на основании утвержденных в установленном порядке методик по следующим показателям:

- температура каплепадения, определяемая по ГОСТ 6793 Нефтепродукты. Метод определения температуры каплепадения;

- вязкость эффективная, определяемая по ГОСТ 7163-84 Нефтепродукты. Метод определения вязкости автоматическим капиллярным вискозиметром;

- нагрузка сваривания и показатель износа, определяемые по ГОСТ 9490-75 Материалы смазочные жидкие и пластичные. Метод определения трибологических характеристик на четырехшариковой машине;

- гарантированный диапазон рабочих температур, определяли тремя методами:

- методом испытания на машине CKF ROF+ определяли верхний предел рабочих температур пластичных смазок;

- методом DIN 51.805 - определение параметров текучести под давлением для смазочных материалов;

- методом ASTM D 147 - определение низкотемпературного момента вращения (метод Kesternich);

- методом DIN 51 802 - определение антикоррозионных свойств по методу SKF-EMCOR, степень коррозии в дистиллированной воде/

В таблице 1 приведен состав приготовленных для испытаний образцов предлагаемой смазки.

Состав образцов 2, 3, 4 соответствует заявленному, в образцах 1 и 5, соответственно, уменьшено и увеличено содержание смеси масел и откорректировано (в пределах заявленного процентного состава) соотношение сульфоната кальция и кислот для получения 12-оксистеарата и ацетата кальция.

В таблице 2 представлены результаты испытаний в виде перечня свойств образцов из предлагаемой смазки в сравнении с прототипом.

Данные таблицы 2 показывают, что предлагаемая смазка превосходит прототип по показателям, а именно имеет значительно выше температуру каплепадения, значительно улучшены смазывающие свойства за счет использования в предлагаемом составе смеси высокоочищенных минеральных базовых масел, загущенных сульфонатом кальция с ацетатом и 12-оксистеаратом кальция, и эффективной композиции присадок.

Увеличение содержания загустителя - высокощелочного сульфоната кальция (обр. 1) - приводит к увеличению вязкости (и, соответственно, ухудшению прокачиваемости смазки), снижение его содержания (обр. 5) приводит к уменьшению температуры каплепадения и ухудшению трибологических характеристик.

Смазка пластичная антифрикционная высокотемпературная водостойкая является непременным условием правильного и эффективного функционирования любого узла трения современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования. Высокая технологичность производства заявляемого состава смазки, применение высококачественного состава минеральных масел позволяет изготавливать ее в промышленных масштабах, обеспечивая стабильно высокое качество готового продукта.

Смазка пластичная антифрикционная высокотемпературная водостойкая включает основу в виде минерального масла, загуститель - сульфонат кальция, 12-оксистеариновую кислоту и присадки, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит уксусную кислоту, Дифениламин, или Нафтам-2, или Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) в качестве антиокислительной присадки, диалкилдитиофосфат цинка или многофункциональный пакет присадок, содержащий серу, фосфор, азот (например, Хайтек 343), в качестве противоизносной и антикоррозионной присадки, при этом в качестве минерального масла - смесь высокоочищенных минеральных базовых масел: компонент масел остаточный и компонент масел низкозастывающий, взятые в соотношении 4:1, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

сульфонат кальция 30-43
12-оксистеариновая кислота 2,0-5,0
уксусная кислота 8,0-14,0
Агидол-1, или Нафтам-2, или Дифениламин 0,1-1,0
диалкилдитиофосфат цинка или пакет
присадок, содержащий серу, фосфор, азот 0,5-2,5
смесь высокоочищенных минеральных базовых масел остальное



 

Похожие патенты:

Гидравлическое масло арктического назначения с улучшенными низкотемпературными свойствами, предназначено для использования в гидравлических системах строительно-дорожных машин, экскаваторах, бульдозерах, снегоходах, буровых установках и другой технике, которая должна сохранять работоспособность при температуре окружающей среды до минус 65°С.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к способам получения пластичных смазок - жировых солидолов, содержащих в качестве загустителей - кальциевые соли высших жирных кислот и находящих широкое применение в качестве антифрикционных смазок массового назначения (для узлов трения автомобилей, тракторов и других механизмов).

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Изобретение относится к области машиностроения и производства смазочных материалов и может быть использовано для введения в моторные, трансмиссионные, индустриальные масла и пластичные смазки.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.

Предложена смазочная пленкообразующая композиция, содержащая в своем составе: от 40 до 80 мас.% основного масла, состоящего из одного или более веществ, выбранных из сложного эфира пентаэритрита и жирной кислоты и сложного эфира триметилолпропана и жирной кислоты; от 5 до 20 мас.% затвердевающего вещества, состоящего из парафинового воска; и от 10 до 40 мас.% твердого смазочного вещества, состоящего из одного или более веществ, выбранных из соли щелочного металла и гидроксистеариновой кислоты; и соли щелочноземельного металла и гидроксистеариновой кислоты.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к смазке многоцелевой пластичной антифрикционной, предназначенной для всех видов оборудования, испытывающего высокие удельные или ударные нагрузки (для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач и муфт) и работоспособна в диапазоне температур от -30 до +120°С в условиях высокой влажности и кислотности.

Изобретение относится к области смазочных композиций для трансмиссий летательных аппаратов, в частности для смазки трансмиссий винтов вертолетов. Трансмиссионная смазочная композиция содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку.

Предлагаемое изобретение относится к смазке многоцелевой универсальной высокотемпературной, предназначенной для применения в узлах трения нагруженного промышленного оборудования, современных транспортных средств, промышленного, строительного и судового оборудования, работающего при температуре от -35°С до +160°С, в условиях высокой влажности и кислотности.
Настоящее изобретение относится к смазочной композиции для четырехтактного или двухтактного судового двигателя, содержащей по меньшей мере одно базовое масло для судового двигателя, по меньшей мере один олефиновый сополимер, по меньшей мере один сополимер стирол/гидрированный изопрен, по меньшей мере один сложный эфир глицерина и по меньшей мере один детергент, использование которой способствует экономии топлива и которая имеет хорошие характеристики в отношении чистоты двигателя, в частности чистоты картера.

Изобретение относится к водорастворимому смазочному агенту для обработки металлов, содержащему компонент А, компонент В, компонент С и компонент D, где компонент А представляет собой минеральное масло, которое обладает характеристической температурой, измеренной в соответствии с JIS K2242, 570°С или выше, и содержится в количестве 10% мас.

Изобретение относится к промывочным маслам, которые используются в дизельных двигателях внутреннего сгорания при проведении регламентной замены моторного масла, в частности промывки масляной системы двигателя.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащей смесь: (A) углеводорода в качестве компонента с низкой вязкостью, причем кинематическая вязкость при 40°C указанного компонента с низкой вязкостью находится в диапазоне от 5 до 500 мм2/с, (B) полиалкиленгликоля (PAG) в качестве компонента с высокой вязкостью, в котором массовое отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,450 до 0,580, причем кинематическая вязкость при 100°C указанного компонента с высокой вязкостью находится в диапазоне от 2,5 до 100 мм2/с, и (C) соединения, используемого в качестве регулирующего компонента, в котором отношение кислород/углерод находится в диапазоне от 0,080 до 0,350, причем указанный регулирующий компонент представляет собой соединение, содержащее алифатический сложный эфир, причем углеродная цепь, отличная от цепи в сложноэфирной группе, составляет от С4 до С18.

Настоящее изобретение относится к композиции смазочного масла, содержащего: (A) базовое масло, кинематическая вязкость которого при 100°С находится в диапазоне от 1,4 до 6 мм2/с, (B) от 250 до 2000 ч./млн.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей: (а) одно или несколько полиалкиленгликолевых базовых масел, представляющих собой сополимеры бутиленоксида и пропиленоксида, (б) по меньшей мере один детергент, выбранный из салицилатов или фенолятов, в количестве от 0,2 до 2 мас.%, где полиалкиленгликолевое(ые) базовое(ые) масло(а) (а) получено(ы) в результате реакции по меньшей мере одного спирта, содержащего от 8 до 20 атомов углерода, и смеси бутиленоксида и пропиленоксида, причем указанная смесь имеет массовое соотношение бутиленоксида к пропиленоксиду, составляющее от 3:1 до 1:3, и кинематическая вязкость полиалкиленгликолевых базовых масел при 100°C, измеренная в соответствии со стандартом ASTM D445, составляет от 1 до 12 сСт.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющую присадку, беззольный азотсодержащий дисперсант, фенил-α-нафтиламин, антиоксиданты и деактиватор металлов в виде продукта конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производного толутриазола, при этом в качестве моющей присадки содержит высокощелочную коллоидную дисперсию карбоната кальция, стабилизированную алкилсалицилатом и сульфонатом кальция, в качестве антиоксидантов - раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, алкилированный дифениламин и фенольный антиоксидант при следующем соотношении компонентов, мас.%: высокощелочная коллоидная дисперсия карбоната кальция, стабилизированная алкилсалицилатом кальция и сульфонатом кальция, 23,0-27,0; беззольный азотсодержащий дисперсант 18,0-22,0; фенил-α-нафтиламин 9,0-11,0; раствор в масле смеси аминной соли диалкилфенилдитиофосфорной кислоты с цинковой солью диалкилдитиофосфорной кислоты, взятых в соотношении (1,5-1,7):1, 10,0-14,0; алкилированный дифениламин 9,0-11,0; фенольный антиоксидант 1,0-10,0; продукт конденсации бензотриазола, формальдегида и амина или производное толутриазола - до 100.

Изобретение относится к области нефтехимии, в частности к углеводородным составам, применяемым для защиты от атмосферных воздействий, а также от воздействия плесневых грибов изделий и конструкций.
Наверх