Насос секционный

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкции секционных шестеренных насосов. Секционный насос содержит две и более секции, разделенные между собой промежуточной пластиной, ведомые шестерни, свободно установленные на общем для секций насоса ведомом валике, ведущие шестерни, установленные на общем для секций насоса ведущем валике с возможностью перемещения вдоль его оси и соединенные с ним, подшипники скольжения, являющиеся опорами валиков, стопорные кольца, установленные в канавках ведущего валика и расположенные с противоположных сторон одной из ведущих шестерен. На поверхности промежуточной пластины выполнена проточка, в которой располагается одно из стопорных колец. На поверхности ведущей шестерни, противоположной промежуточной пластине, выполнена проточка, в которой располагается второе стопорное кольцо. Изобретение направлено на исключение перемещения ведущего валика в осевом направлении при применении в качестве его опор подшипников скольжения. 3 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к конструкции секционных шестеренных насосов.

Известна конструкция двухсекционного насоса (см., например, Г.Л. Кальбус, Гидропривод и навесные устройства тракторов, М., издательство Колос, 1982, стр. 34, рис. 7), содержащая соединенные между собой два насоса, каждый из которых состоит из корпуса, крышки, ведущей и ведомой шестерен, выполненных в виде «вал-шестерня», подшипники, в которых располагаются цапфы шестерен.

Особенностью конструкции является применение в качестве опор шестерен подшипников скольжения и обеспечение фиксации шестерен от осевого перемещения за счет контакта их боковых поверхностей с поверхностями подшипников. Недостатком насоса является применение в нем двух соединенных между собой насосов и выполнение шестерен в виде «вал-шестерня», что усложняет его конструкцию и увеличивает габаритные размеры.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является двухсекционный насос (см. А.Г. Денисов и др., Автомобиль - самосвал БелАЗ-540, М., Машиностроение, 1971, стр. 131, рис. 70), содержащий две секции, каждая из которых состоит из корпуса, в котором расположены ведущие и ведомые шестерни, ведущий и ведомый валики, опорами которых являются подшипники качения, и промежуточную пластину, отделяющую одну секцию насоса от другой.

Особенностью конструкции является применение общих для обеих секций насоса ведущих и ведомых валиков, на которых установлены ведущие и ведомые шестерни соответственно, и исключение возможности перемещения валиков в осевом направлении за счет упора их поясков во внутренние кольца подшипников качения.

Недостатком конструкции является невозможность применения в качестве опор ведущего валика подшипников скольжения, т.к. при этом не обеспечивается исключение перемещения валика в осевом направлении.

Технической задачей изобретения является исключение возможности перемещения ведущего валика в осевом направлении при использовании в качестве его опор подшипников скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в секционном насосе, содержащем две и более секции, разделенные между собой промежуточной пластиной, ведомые шестерни, свободно установленные на общем для секций насоса ведомом валике, ведущие шестерни, установленные на общем для секций насоса ведущем валике с возможностью перемещения вдоль его оси и соединенные с ним, подшипники скольжения, являющиеся опорами валиков, стопорные кольца, установленные в канавках ведущего валика и расположенные с противоположных сторон одной из ведущих шестерен, согласно изобретению, на поверхности промежуточной пластины выполнена проточка, в которой располагается одно из стопорных колец, а на поверхности ведущей шестерни, противоположной промежуточной пластине, выполнена проточка, в которой располагается второе стопорное кольцо

На фиг.1 изображен насос секционный, в котором одно стопорное кольцо расположено в проточке промежуточной пластины, а второе – в проточке ведущей шестерни.

На фиг.2 изображен насос секционный, в котором одно стопорное кольцо расположено в проточке промежуточной пластины, а второе – в проточке подшипника скольжения.

На фиг.3 изображен насос секционный, в котором одно стопорное кольцо расположено в проточке ведущей шестерни, а второе – в проточке подшипника скольжения.

Насос состоит (фиг. 1) из двух секций, разделенных промежуточной пластиной 4. Одна из секций содержит, например, крышку 1, корпус 2, ведомую 3 и ведущую 13 шестерни, а вторая секция - крышку 8, корпус 6, ведомую 5 и ведущую 11 шестерни. В корпусах 2 и 6 расположены подшипники 10 и 14 скольжения, которые являются опорами общих для секций насоса ведомого 9 и ведущего 15 валиков. Ведомые 3 и 5 шестерни свободно установлены на неподвижном ведомом валике 9 и имеют возможность вращения относительно него. Ведущие шестерни 11 и 13 установлены на ведущем валике 15 с возможностью перемещения вдоль его оси и соединены с ним, например, при помощи шлицевого соединения. Одна из ведущих шестерен, например шестерня 13, установлена между стопорными кольцами 12 и 16, расположенными в канавках ведущего валика 15. В промежуточной пластине 4 выполнена проточка «А», а на поверхности ведущей шестерни 13, противоположной промежуточной пластине 4, выполнена проточка «Б», в которых располагаются стопорные кольца 12 и 16 соответственно.

Устройство насоса, приведенное на фиг. 2, отличается от устройства насоса, приведенного на фиг. 1, тем, что стопорное кольцо 16 располагается не в проточке «Б» (фиг. 1), выполненной на поверхности ведущей шестерни 13, а в проточке «В» (фиг. 2), выполненной на поверхности подшипника 14, соприкасающейся с указанной поверхностью ведущей шестерни.

Устройство насоса, приведенное на фиг. 3, отличается от устройства насоса, приведенного на фиг. 1, тем, что стопорное кольцо 12 располагается не в проточке «А» (фиг. 1), выполненной в промежуточной пластине 4, а в проточке «Г» (фиг. 3), выполненной на поверхности шестерни 13, соприкасающейся с указанной поверхностью промежуточной пластины, а стопорное кольцо 16 располагается не в проточке «Б» (фиг. 1), выполненной на поверхности ведущей шестерни 13, а в проточке «В» (фиг. 3), выполненной на поверхности подшипника 14, соприкасающейся с указанной поверхностью ведущей шестерни.

Работа насоса рассмотрена на примере устройства, приведенного на фиг. 1, работа насоса, устройство которого приведено на фиг. 2 и фиг. 3, происходит аналогичным образом.

При работе насоса осевое перемещение ведомого валика 9 ограничивается упором его торцевых поверхностей в поверхности крышек 1 и 8. Ограничение перемещения ведущего валика 15 в осевом направлении осуществляется следующим образом. При перемещении ведущего валика 15 влево, согласно фиг. 1, стопорное кольцо 12, расположенное в его канавке, упирается в правую, согласно фиг. 1, торцевую поверхность ведущей шестерни 13 и перемещает шестерню до упора в поверхность подшипника 14. После упора ведущей шестерни 13 в поверхность подшипника 14 перемещение шестерни, а значит и ведущего валика 15 прекращается, что ограничивает величину его перемещения влево.

При перемещении ведущего валика 15 вправо, согласно фиг. 1, стопорное кольцо 16, расположенное в его канавке, упирается в левую, согласно фиг. 1, торцевую поверхность ведущей шестерни 13 и перемещает шестерню до упора в поверхность промежуточной пластины 4. После упора ведущей шестерни 13 в поверхность промежуточной пластины 4 перемещение шестерни, а значит и ведущего валика 15 прекращается, что ограничивает величину его перемещения вправо.

Секционный насос, содержащий две и более секции, разделенные между собой промежуточной пластиной, ведомые шестерни, свободно установленные на общем для секций насоса ведомом валике, ведущие шестерни, установленные на общем для секций насоса ведущем валике с возможностью перемещения вдоль его оси и соединенные с ним, подшипники скольжения, являющиеся опорами валиков, стопорные кольца, установленные в канавках ведущего валика и расположенные с противоположных сторон одной из ведущих шестерен, отличающийся тем, что на поверхности промежуточной пластины выполнена проточка, в которой располагается одно из стопорных колец, а на поверхности ведущей шестерни, противоположной промежуточной пластине, выполнена проточка, в которой располагается второе стопорное кольцо.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам, насосам, гидромоторам и двигателям. Роторно-лопастная машина содержит неподвижный корпус 1 с осью 2, на которой вращается ротор 3, соединенной с эксцентрично расположенной дополнительной осью 4, вокруг которой подвижно расположены лопасти 5 с образованием изменяющегося межлопастного пространства.

Изобретение относится к насосному оборудованию и может быть использовано в качестве нагнетающего насоса прямого и реверсивного действия. Регулируемый кольцевой насос содержит корпус, внутри которого установлен ротор в виде вала с торцевыми дисками с радиальными пазами, в которых с возможностью возвратно-поступательного перемещения установлены оси размещенных между дисками роликов.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к многоступенчатым объемным роликовым насосам, которые могут использоваться для подъема жидкости из нефтяных скважин.

Группа изобретений относится к машиностроению, в частности к роторным машинам, а именно к насосам, гидромоторам и двигателям. Роторная машина по первому варианту содержит неподвижный корпус 1 с рабочей камерой, ротор 3 с выступом 8, установленный на оси 4 и имеющий лопасти 5 с выступами 7, установленные на дополнительной оси 6, расположенной эксцентрично относительно оси 4 ротора 3.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам, насосам, гидромоторам и двигателям. Роторно-лопастная машина содержит неподвижный корпус 1 с осью 4, соединенной с эксцентрично расположенной второй осью 6, канал подачи 10 и канал отвода 11 рабочей среды.

Изобретение относится к водокольцевым вакуумным насосам и системам управления водокольцевыми вакуум-насосными агрегатами, используемыми при механизированной дойке крупного рогатого скота.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для плавного пуска и останова привода насоса. В регуляторе плавного пуска, содержащем последовательную цепь из симистора и нагрузки, подключенную к выводам, формирователь сигнала плавного запуска и останова, состоящего из RC-цепочки, компаратора с усилителем, источника напряжения с формой однополярных импульсов, сформированных из сетевого напряжения синусоидальной формы выпрямительным мостом, и гальваническую развязку на оптосимисторе, согласно изобретению RC-цепочку выполняют с постоянной времени 3,2 с, а сигнал от сетевого напряжения формируют с задержкой включения на 7,2 мс от двухполупериодного выпрямителя обратной полярности с каждого последующего участка характеристики напряжения, совпадающего по абсолютной величине с напряжением заряда и разряда RC-цепочки.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роторному устройству, используемому в качестве насоса. Устройство состоит из корпуса 1, внешнего цилиндра ротора 2 с шиберной перегородкой 3, эксцентриковой втулки с боковыми пластинами 5, диафрагм ротора с цилиндрическими контактными поверхностями 6, 7, камеры всасывания 8, в которую поступает через впускное отверстие 10 рабочее тело, камеры выпуска 9, из которой вытесняется рабочее тело через выпускное отверстие 11, вала 12, ось которого расположена на центральной части корпуса 1 устройства, ограничительных колец 13 для удержания диафрагм в радиальных пазах внешнего цилиндра ротора 2, подшипника 14, роликового уплотнения 15 для осуществления плотного контакта с плоской поверхностью передвигающейся под переменным углом шиберной перегородки 3.

Изобретение относится к насосной установке для смазки в вертолетах. Насосная установка (1) содержит приводной вал (3), проходящий по продольной оси, кожух (2), содержащий боковую стенку (8), ограничивающую входное окно (38) и нагнетательное окно, заднюю стенку (9) и переднюю стенку, противоположные друг другу, и поперечные оси, средство нагнетания, смонтированное в кожухе (2) и содержащее два роторных насоса (34), проходящих вдоль соответствующих осей параллельно продольной оси.

Группа изобретений относится к гидравлическим приводам. Устройство для использования в скважине содержит статор, имеющий внутреннюю поверхность с винтовыми зубьями; ротор, имеющий наружную поверхность с винтовыми зубьями и размещенный в статоре.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к многоступенчатым объемным роликовым насосам, которые могут использоваться для подъема жидкости из нефтяных скважин.

Изобретение относится к многоступенчатым скважинным насосам. Насос содержит корпус 1, приводной вал 2, роторы 3, эластичные лопатки 4 и металлические кольца 5, жестко связанные с корпусом 1.

Изобретение относится к насосной установке для смазки в вертолетах. Насосная установка (1) содержит приводной вал (3), проходящий по продольной оси, кожух (2), содержащий боковую стенку (8), ограничивающую входное окно (38) и нагнетательное окно, заднюю стенку (9) и переднюю стенку, противоположные друг другу, и поперечные оси, средство нагнетания, смонтированное в кожухе (2) и содержащее два роторных насоса (34), проходящих вдоль соответствующих осей параллельно продольной оси.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства центробежно-шестеренных маслонасосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства центробежно-шестеренных насосов наружного зацепления, применяемых, в частности, в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к насосам, применяемым в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей, предназначенных к установке на сверхзвуковые самолеты, летающие при скоростях М>2,3 и высотах Н>25 км.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для подачи и откачки масла.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам разделения потока жидкости. В способе разделения потока жидкость к зубчатому зацеплению подводят через общий входной канал, образованный сквозными каналами 13 и 14, выполненными в каждой рабочей и разделительной секции одной части делителя соответственно 1, 2 и 3.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства насосов, применяемых в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) для подачи масла.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства центробежно-шестеренных насосов, применяемых в гидросистемах машин и, в частности, в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для подачи и откачки масла.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к роторным устройствам, и может быть использовано для перемещения жидкостей. Двухроторный насос состоит из двух половин, каждая из которых включает внутренний цилиндр корпуса 1, 11, внешний цилиндр ротора 2, 12 с шиберной прегородкой 5, 15, выпускное отверстие 3, 13, впускное отверстие 4, 14, камеру всасывания 6, 16, камеру выпуска 7, 17, эксцентриковую втулку 9, 19 на валу 10, подшипник 8, 18, роликовое уплотнение 22, 23. Выпуск рабочего тела производится через насадку инжектора 20 и выпускной трубопровод 21. Изобретение направлено на исключение поочередного прерывания перекачивания жидкости одним из двух роторов и обеспечение самовсасывания ее за счет инжекторной насадки из расположенных внутри друг друга выпускных отверстий обоих половин насоса. 3 ил.
Наверх