Центробежная турбина

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) жидкостных ракетных двигателей с продолжительным временем работы при использовании любых компонентов топлива, как высококипящих, так и низкокипящих. Центробежная турбина содержит корпус, диск рабочего колеса центробежной турбины с лопаточным венцом и бандажом, сопловой аппарат, согласно изобретению на диске рабочего колеса центробежной турбины 3 с противоположной стороны от лопаточного венца 6 с бандажом выполнен выступ-противовес 5, образующий лабиринтное уплотнение 11 с корпусом турбины 1 и равный по массе лопаточному венцу с бандажом. Изобретение обеспечивает упрощение конструкции, снижение веса ТНА, повышение надежности при длительной работе ТНА на высоких скоростях вращения и при высоких температурах рабочего тела после газогенератора, устранение осевой силы, действующей на турбину. 1 ил.

 

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано в турбонасосных агрегатах (ТНА) ЖРД ракет с продолжительным временем работы при использовании любых компонентов топлива, как высококипящих, так и низкокипящих.

Известны реактивные центростремительные ступени, содержащие корпус, установленные в нем рабочее колесо с лопатками и направляющий аппарат (см., например, книгу «Конструкция и проектирование жидкостных ракетных двигателей» под редакцией профессора Г.Г. Гахуна. М., Машиностроение, 1989, стр. 220, рис. 10-19; патент РФ №2518703, F01D 1/06). Данные конструкции вполне работоспособны, но имеют следующие недостатки:

а) газ (рабочее тело) высокого давления (до 400-500 атм) и высокой температуры (до 700°С) подводится к турбине по наружному диаметру лопаточного венца, т.е. подводной патрубок от газогенератора и коллектор с сопловым аппаратом должны быть толстостенными, что утяжеляет конструкцию, усложняет технологию изготовления и сборки турбонасосного агрегата;

б) при изготовлении необходимо применять жаропрочные и жаростойкие стали и сплавы, особенно те стали и сплавы, у которых предел длительной прочности наивысший по сравнению с другими сталями (например, сплав ЭП741 и т.п.).

Данная конструкция неприемлема для ТНА ЖРД верхних ступеней ракет в качестве разгонных блоков многоразового включения и с продолжительным временем работы из-за большого веса.

Известна конструкция центробежных турбин, в которых подвод газа высокого давления и высокой температуры производится по внутреннему диаметру лопаточного венца турбины - лопаточный венец выполнен параллельно оси вращения. Такая конструкция позволяет осуществить подвод газа по цилиндрической трубе, а отводные коллекторы и трубопроводы выполнять тонкостенными из обычных нержавеющих сталей (типа 07X16Н6), т.к. за турбиной давление и температура газа будут в 1,5-2 раза ниже, чем перед сопловым аппаратом (см. книгу В. Траунеля «Тепловые турбомашины», М., Государственное энергетическое издательство, 1981, том первый, стр. 117, рис. 4-1.11, 4-1.12). При этом снижается вес ТНА, улучшается технологичность и повышается надежность. Однако эти конструкции имеют недостаток, заключающийся в том, что при высоких скоростях вращения ротора ТНА (~60000 об/мин и более), на которых работают современные ТНА ЖРД, они являются неработоспособными по прочностным параметрам в зоне соединения диска рабочего колеса центробежной турбины с бандажом, где по расчетам возникают напряжения около 270 кг/мм. Это объясняется тем, что при работе на высоких скоростях вращения под действием центробежных сил лопаточный венец с бандажом турбины изгибается совместно с диском рабочего колеса центробежной турбины, как мембрана, что и приводит к росту напряжений.

Известна конструкция центробежной турбины (радиальной) с двойным лопаточным венцом, взятая за прототип изобретения, в которой при работе на высоких скоростях вращения и высокой температуре прогиб одного лопаточного венца 1 компенсируется прогибом противоположного лопаточного венца 7 совместно с бандажом 8 (см. патент РФ №2008435, F01D 1/06, фиг. 1). Указанная конструкция по прототипу имеет следующие недостатки:

а) двухвенцовая реактивная низкоперепадная турбина, поз. 4 и 7, совместно со спрямляющим аппаратом 9 и бандажом 8 между ступенями турбины отличается чрезвычайной сложностью в изготовлении;

б) наличие на периферии диска рабочего колеса центробежной турбины лопаточных венцов, спрямляющего аппарата совместно с бандажом делает проблематичной прочность диска рабочего колеса центробежной турбины у корня как самого нагруженного места турбины;

в) практика разработки реактивных низкоперепадных турбин показывает, что конструкция двухступенчатой турбины повышает кпд по сравнению с одноступенчатой реактивной низкоперепадной турбиной максимум на 1,5-2%. При этом потеря мощности одноступенчатой турбины легко компенсируется повышением температуры газогенераторного газа на 20-30°С при замкнутых схемах ЖРД, что не сказывается на надежности работы турбины, т.к. обычно в «кислых» схемах, например, рабочая температура составляет 500-700°С;

г) из-за разности внутренних диаметров лопаточных венцов возникает значительная осевая сила, что связано с высоким давлением за сопловым аппаратом.

Изобретение решает следующие задачи:

а) упрощение конструкции центробежной турбины;

б) повышение прочности конструкции центробежной турбины;

в) обеспечение приемлемой экономичности турбины, чтобы исключить влияние на удельную тягу двигателя замкнутой схемы;

г) повышение надежности при длительной работе ТНА (более 3000 с), например в составе разгонных блоков верхних ступеней ракет;

д) снижение веса конструкции ТНА, что особенно важно для верхних ступеней ракет;

е) исключение осевой силы, действующей на диск рабочего колеса центробежной турбины, за счет подбора диаметров лабиринтных уплотнений D1 и D2 (см. прилагаемый чертеж), обеспечивающих равенство площадей, на которые действует давление за сопловым аппаратом перед лопаточным венцом.

Для этого в одноступенчатой центробежной реактивной турбине на периферии диска рабочего колеса центробежной турбины, имеющего разгрузочные отверстия, на одном радиусе с противоположной стороны от лопаточного венца с бандажом выполнен кольцевой выступ-противовес зацело с диском рабочего колеса центробежной турбины, образующий лабиринтное щелевое уплотнение с корпусом турбины. При этом масса кольцевого выступа равна массе лопаточного венца с бандажом.

При таком исполнении конструкции реактивной центробежной турбины изгиб от лопаточного венца с бандажом под действием центробежных сил компенсируется изгибом от кольцевого выступа-противовеса, и суммарный изгиб диска рабочего колеса центробежной турбины отсутствует.

Изобретение поясняется чертежом, где представлена конструкция реактивной центробежной турбины.

Центробежная турбина включает корпус турбины 1 с выхлопным патрубком 2, турбину 3, сопловой аппарат 4, кольцевой выступ-противовес 5, образующий дополнительное лабиринтное щелевое уплотнение 11, лопаточный венец 6 с бандажом, основное лабиринтное уплотнение 7, разгрузочные отверстия 8 в диске рабочего колеса центробежной турбины 3, полости равного давления 9 и 10 за сопловым аппаратом перед турбиной, диаметры D1 и D2 щелевых уплотнений. Подбором соотношения D1 и D2 обеспечивается минимальная осевая сила, действующая на турбину 3. При этом масса кольцевого выступа-противовеса 5 равна массе лопаточного венца 6 с бандажом. При работе центробежной турбины 3 в условиях повышенных частоты вращения и температуры угловая скорость в современных ТНА может достигать более 500 м/с. Под действием центробежных сил, действующих на лопаточный венец 6 с бандажом и кольцевой выступ-противовес 5, диск рабочего колеса центробежной турбины 3 не прогибается, т.к. массы этих элементов равны и прогиб диска рабочего колеса центробежной турбины от лопаточного венца с бандажом компенсируется прогибом диска рабочего колеса центробежной турбины от выступа-противовеса, и, таким образом, суммарный прогиб диска рабочего колеса центробежной турбины практически равен нулю, что обеспечивает надежную работу турбины и всего ТНА.

Использование изобретения позволит упростить конструкцию центробежной турбины, повысить прочность конструкции, исключить влияние ТНА на удельную тягу двигателя замкнутой схемы, повысить надежность работы ТНА при длительной работе (более 3000 с), снизить вес конструкции ТНА, что важно для верхних ступеней ракет, исключить осевую силу, действующую на диск рабочего колеса центробежной турбины, обеспечив работоспособность подшипников ТНА.

Центробежная турбина, содержащая корпус, диск рабочего колеса центробежной турбины с лопаточным венцом и бандажом, сопловой аппарат, отличающаяся тем, что на диске рабочего колеса центробежной турбины с противоположной стороны от лопаточного венца с бандажом выполнен выступ-противовес, образующий лабиринтное уплотнение с корпусом турбины и равный по массе лопаточному венцу с бандажом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к космической технике, а именно к аммиачным корректирующим двигательным установкам с электротермическими микродвигателями, устанавливаемым на меневрирующих малых космических аппаратах.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к области организации схем подачи топлива к устройствам для сжигания и устройствам для получения продуктов сгорания высокого давления или высокой скорости.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Жидкостный ракетный двигатель содержит камеру, газогенератор, насосы, трубопроводы подачи топлива, пусковые клапаны, трубопроводы подачи управляющего газа, электропневмоклапан, при этом в трубопроводы подачи управляющего газа установлены клапаны-тройники с штуцерами входа управляющего газа, входа управляющего рабочего тела, выхода управляющего газа и рабочего тела, при этом между патрубками входа управляющего рабочего тела клапанов-тройников и трубопроводами подачи топлива после насосов установлены трубопроводы управляющего рабочего тела.

Изобретение относится к ракетной технике и, в частности, к устройствам, воспринимающим тягу жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и позволяющим обеспечить проток компонентов топлива из баков ракеты в магистрали двигателя и качание двигателя.

Изобретение относится к летательным аппаратам, а именно к летательным пусковым установкам (ЛПУ). ЛПУ содержит связку баков, крепежные средства, крыло, двигатель, полезную нагрузку.

Изобретение относится к наземным средствам заправки бортовых баллонов ракетоносителей газообразным гелием. .

Изобретение относится к области жидкостных ракетных двигателей. .

Изобретение относится к энергетическим установкам, производящим водяной пар высоких параметров, получаемый за счет энергии, выделяемой при сгорании водорода в кислороде.

Изобретение относится к ракетному двигателестроению. .

Изобретение относится к ракетной технике и предназначено для ракетных систем, работающих на кислородно-водородном топливе. .

Изобретение относится к энергетике. Выпрямитель газотурбинного двигателя, содержащий множество лопаток, расположенных вокруг кольца с центром на оси газотурбинного двигателя, при этом каждая лопатка имеет переднюю кромку и проходит между концом ножки и концом головки.

Изобретение относится к области турбо-машиностроения, в частности к авиационному моторостроению, и может быть использовано в рабочих колесах осевых компрессоров газотурбинных двигателей (ГТД).

Изобретение может быть использовано при изготовлении моноколес, применяемых преимущественно в роторах газотурбинных двигателей. Способ включает получение заготовки лопатки газотурбинного двигателя штамповкой с образованием аэродинамического профиля в каждом сечении пера лопатки и образованием хвостовика с их последующей механической обработкой.

Изобретение относится к области газотурбостроения и может быть использовано при изготовлении металлических элементов усиления, предназначенных для установки на передней или задней кромке композитной лопатки турбомашины.

Двухъярусная ступень паровой турбины содержит двухъярусный сопловой аппарат и двухъярусное рабочее колесо. Сопловой аппарат ступени выполнен в виде единой неразборной конструкции с конической перегородкой, разделяющей сопловые лопатки верхнего яруса от сопловых лопаток нижнего яруса.

Электрически проводящая структура для пропускания и отвода электрического тока от основного тела выходной направляющей лопасти в наружную опорную структуру содержит обшивку из металла, покрывающую переднюю кромку основного тела лопасти, и электрически проводящую прокладку из металла, содержащую контактную часть, имеющую такой размер, чтобы перекрывать одним концом обшивку, и часть в виде шайбы, предназначенную для ввода болта для затягивания в опорную структуру, при этом одно или больше соединений, выбранных из группы, содержащей сварку, точечную сварку, пайку, соединение с помощью электрически проводящей пасты и зажим, создают соединение между концом обшивки и контактной частью.

Изобретение относится к способу изготовления заменяющей лопатки для турбомашины. Согласно указанному способу определяют геометрические характеристики контура ступицы и корпуса снабженного старой лопаткой проточного канала, а также осевое положение центра тяжести пера старой лопатки, которая с одной стороны зажата в ступице или в корпусе.

Изобретение относится к газотурбинному двигателю. Газотурбинный двигатель включает в себя множество лопаток, собранных в кольцеобразный ряд лопаток и частично образующих путь горячего газа и путь охлаждающей текучей среды, узел с ответвлениями, расположенный на стороне основания ряда лопаток, и нагнетающие элементы (130), распределенные вокруг узла с ответвлениями, выполненного с возможностью придавать в наиболее узком зазоре пути охлаждающей текучей среды движение потоку охлаждающей текучей среды, текущей через него.

Узел пера лопатки и полки включает перо и полку, на поверхности которой установлено перо, причем поверхность полки имеет углубление между передней кромкой и задней кромкой пера лопатки.

Изобретение относится к общей области газовых турбин для самолетных или вертолетных двигателей и более конкретно к способу изготовления лопаток, который способствует минимизации напряжений и веса во время механической обработки.

Трехъярусная рабочая лопатка турбовентилятора содержит последовательно расположенные от корпуса турбовентилятора к диску ротора рабочую лопатку вентилятора и рабочую лопатку турбины, соединенные между собой посредством промежуточного элемента с образованием трех проточных газовых каналов. Промежуточный элемент выполнен в виде рабочей лопатки турбодетандера с образованием плавного перехода от профиля к профилю всех трех рабочих лопаток. Проточная часть газового канала рабочей лопатки турбодетандера ограничена полками. Рабочая лопатка вентилятора соединена с рабочей лопаткой турбодетандера посредством разъемного шарнирного соединения. Достигается интенсивное охлаждение двигателя, повышение тяги двигателя, снижение массы и увеличение прочностных показателей трехъярусной рабочей лопатки турбовентилятора, а также её надежности в целом. 1 ил.
Наверх