Способ формирования толстостенных оболочечных конструкций на основе полимерных композиционных материалов

Изобретение относится к области изготовления баллонов высокого давления, представляющих собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и толстостенной композитной оболочки на основе непрерывных волокон и эпоксидных связующих. Способ формирования толстостенных оболочечных конструкций на основе полимерных композиционных материалов позволяет устранить деформации металлического лейнера, возникающие на стадии намотки, и препятствовать появлению трещин в структуре композитной оболочки при обеспечении минимальной трудоемкости процесса ее изготовления за счет использования предварительного отверждения заготовки после намотки пакета слоев толщиной 2-10 мм с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением оболочки по многоступенчатому режиму, общее время которого задается из условия 1,2-1,4 часа на 1 мм толщины композита. 3 ил., 4 пр.

 

Изобретение относится к области изготовления баллонов высокого давления, представляющих собой двухслойную конструкцию из металлического корпуса (лейнера) и толстостенной композитной оболочки на основе непрерывных волокон и эпоксидных связующих.

Одним из основных методов изготовления оболочечных конструкций является мокрая намотка. Суть метода заключается в укладке армирующего материала, сформированного в ленту, на металлический лейнер, выступающий в роли оправки, посредством раскладывающего устройства, движение которого задается управляющей программой. При этом пропитка армирующего наполнителя термореактивным эпоксидным связующим происходит непосредственно в процессе намотки.

Известен способ изготовления оболочечных конструкций, принятый авторами за прототип (Воробей В.В., Маркин В.Б. Основы технологии и проектирования корпусов ракетных двигателей. Новосибирск: Наука, 2003. - 164 с.), согласно которому отверждение изделия проводится после укладки всех слоев армирующего материала по следующему режиму:

- подъем температуры до 120°C со скоростью 2°C/мин;

- выдержка при 120°C в течение 1 часа;

- подъем температуры до 177°C со скоростью 2°C/мин;

- выдержка при температуре 177°C в течение 2 часов;

- охлаждение до 50°C произвольно.

Данный способ имеет ряд недостатков. Сжимающие нагрузки, возникающие при укладке большого количества слоев армирующего материала, приводят к деформации металлического лейнера, вплоть до полного его разрушения. Кроме того отверждение толстостенных композитов по вышеуказанному режиму сопровождается возникновением больших перепадов температур по толщине композитной оболочки (~120°C). Неравномерный прогрев толстостенной конструкции приводит к первоочередному отверждению более нагретых поверхностных слоев и, как следствие, накоплению макроскопических напряжений в композиционном материале, что способствует снижению прочностных характеристик оболочки и появлению трещин в ее структуре.

Известен способ изготовления толстостенных органопластиков посредством послойной намотки, принятый авторами за прототип (Р.С. Зиновьев, В.Я. Савицкий, Ю.А. Мережко, В.С. Ивановский. Исследование характеристик армированных реактопластов при изготовлении подшипников скольжения методом послойной намотки // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2013. - №4. - С. 140-155). Суть метода заключается в укладке на оправку определенного числа слоев (пакета слоев) с последующим их отверждением. Затем на заготовку наматывается следующий пакет слоев и снова отверждается. Указанные операции проводятся до достижения требуемой величины наружного диаметра изделия.

К недостаткам способа послойной намотки можно отнести высокую трудоемкость и длительность технологического процесса изготовления конструкции, что связано с большим количеством операций по загрузке и выгрузке изделия из конвективной печи с последующей его установкой на намоточный станок. Время, затрачиваемое на изготовление оболочки диаметром 1200 мм с толщиной стенки 70 мм, достигает 500 часов.

Технической задачей настоящего изобретения является устранение деформации металлического лейнера, возникающей на стадии намотки, и препятствие появлению трещин в структуре композитной оболочки при обеспечении минимальной трудоемкости процесса ее изготовления.

Техническая задача решается за счет использования предварительного отверждения заготовки после намотки пакета слоев толщиной 2-10 мм с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением оболочки по многоступенчатому режиму, общее время которого задается из условия 1,2-1,4 часа на 1 мм толщины композита (фиг. 1).

Использование предварительного отверждения заготовки способствует увеличению жесткости металлического лейнера, что препятствует его деформации в процессе намотки оставшегося количества слоев.

Многоступенчатый режим отверждения по сравнению с указанным в прототипе способствует снижению перепада температур по толщине стенки композиционного материала в процессе его нагрева и охлаждения, обеспечивая тем самым равномерность протекания процесса отверждения связующего и, как следствие, получение однородной структуры изделия, характеризующейся отсутствием трещин.

Предложенная технологическая схема превосходит послойную намотку за счет сокращения времени, затрачиваемого на изготовление оболочечной конструкции, что обусловлено меньшим количеством операций по загрузке и выгрузке изделия из конвективной печи и установке его на намоточный станок.

Время, затрачиваемое на изготовления оболочки с толщиной стенки 70 мм, составляет 400 часов, что снижает трудоемкость процесса отверждения на 25% по сравнению с послойной намоткой.

Ниже приводятся конкретные примеры реализации заявленного технического изобретения.

Пример 1

Изготовление баллона высокого давления, представляющего собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и органопластиковой оболочки диаметром 1200 мм с толщиной стенки 70 мм, проводили в соответствии с прототипом, согласно которому отверждение изделия должно осуществляться после укладки всех слоев армирующего материала по следующему режиму:

- подъем температуры до 120°C со скоростью 2°C/мин;

- выдержка при 120°C в течение 1 часа;

- подъем температуры до 177°C со скоростью 2°C/мин;

- выдержка при температуре 177°C в течение 2 часов;

- охлаждение до 50°C произвольно.

После укладки пакета слоев толщиной 11 мм на металлический лейнер последний полностью деформировался под действием сжимающих сил, вследствие чего процесс изготовления изделия был остановлен.

Пример 2

Изготовление баллона высокого давления, представляющего собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и органопластиковой оболочки диаметром 1200 мм с толщиной стенки 70 мм, проводили методом послойной намотки с поочередной укладкой на оправку и отверждением 8 пакетов слоев. Суммарное время, затраченное на изготовление баллона высокого давления с учетом времени, необходимого на загрузку и выгрузку его из конвективной печи, составило ~504 часа.

Пример 3

Изготовление баллона высокого давления, представляющего собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и органопластиковой оболочки диаметром 1200 мм с толщиной стенки 70 мм осуществляли в соответствии с разработанным способом: после намотки пакета слоев толщиной 8 мм оболочка прошла предварительное отверждение с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением по многоступенчатому режиму, представленному на Фиг. 1, в течение 86 часов. Суммарное время, затраченное на изготовления баллона высокого давления, составило ~396 часов.

Пример 4

Изготовление баллона высокого давления, представляющего собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и стеклопластиковой оболочки диаметром 600 мм с толщиной стенки 16 мм осуществляли в соответствии с разработанным способом: после намотки пакета слоев толщиной 4 мм оболочка прошла предварительное отверждение с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением по многоступенчатому режиму, представленному на Фиг. 2, в течение 22 часов. Суммарное время, затраченное на изготовления баллона высокого давления, составило ~68 часов.

Пример 5

Изготовление баллона высокого давления, представляющего собой двухслойную конструкцию из стального корпуса (лейнера) и стеклопластиковой оболочки диаметром 900 мм с толщиной стенки 30 мм осуществляли в соответствии с разработанным способом: после намотки пакета слоев толщиной 8 мм оболочка прошла предварительное отверждение с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением по многоступенчатому режиму, представленному на Фиг. 3, в течение 42 часов (Фиг. 2). Суммарное время, затраченное на изготовления баллона высокого давления составило ~167 часов.

Способ формирования толстостенных оболочечных конструкций на основе полимерных композиционных материалов, отличающийся тем, что используют предварительно отвержденную заготовку после намотки пакета слоев толщиной 2-10 мм с последующей укладкой оставшегося количества слоев и окончательным отверждением оболочки по многоступенчатому режиму, общее время которого задается из условия 1,2-1,4 часа на 1 мм толщины композита.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трехмерным композитным конструкциям и касается способа изготовления трехмерного объекта из композиционного материала. Объект выполняют из композитного материала, при этом указанный объект является относительно прочным и легким и имеет сложную трехмерную конфигурацию.
Изобретение относится к многослойным защитным шторам и экранам в противопожарной технике и предназначено для локализации пожара в открытых технологических проемах, проемах зданий и сооружений с помощью формирования противопожарной и дымозащитной преграды.
Изобретение относится к конструкционным панелям и направлено на изготовление объемных каркасных сетчатых панелей. Способ включает формирование системы спиральных и кольцевых ребер силового набора намоткой гибкого сухого волокнистого материала (ленты, нити и ему подобного) на матрицу, размещенную на формообразующем инструменте, последующее формирование обшивочного слоя намоткой гибкого волокнистого материала поверх силового набора, последующую полимеризацию связующего и снятие панели с оправки.

Способ предназначен для изготовления композиционных силовых панелей. Способ включает формирование системы ребер силового набора каркаса намоткой гибкого волокнистого материала, пропитанного связующим, на матрицу, размещенную на оправке, последующее формирование обшивочного слоя панели намоткой гибкого волокнистого материала, пропитанного связующим, поверх силового набора каркаса, отверждение связующего и снятие панели с оправки.
Изобретение относится к звуко-, тепло- и гидроизоляционным полимерным материалам и может быть использовано, в частности, в качестве подложки в облицовке стен и в покрытиях полов из ламината и паркетной доски «плавающим способом».

Устройство состоит из базового корпуса, закрепляемого в продольном пазу стандартного резцедержателя универсального токарного станка, на продольных направляющих качения которого установлен резцедержатель с жестко закрепленным резцом.

Способ предназначен для изготовления силовых панелей. Способ включает формирование по обводу конструкции системы пересекающихся спиральных и кольцевых ребер силового набора намоткой гибкого волоконного материала, пропитанного связующим, на матричную систему, размещенную на оправке, последующее формирование обводообразующего обшивочного слоя намоткой гибкого волоконного материала, пропитанного связующим, поверх сформированного силового набора, отверждение связующего и снятие панели с оправки.

Изобретение относится к силовым конструкциям и изделиям, в частности к летательным аппаратам, подводным лодкам, морским и речным судам, железнодорожным вагонам и емкостям-хранилищам.

Нетканое проводящее полотно и ряд изделий и устройств с его использованием. Проводящий материал включает проводящее нетканое полотно, содержащее проводящие углеродные волокна в количестве 5-50 вес.% в комбинации с волокнами целлюлозы и/или синтетическими волокнами.
Изобретение относится к способам антикоррозионной защиты металлических конструкций и крупногабаритного промышленного оборудования, эксплуатируемых в атмосферных условиях, путем нанесения на поверхность лакокрасочного покрытия.

Изобретение относится к композитным упрочняющим опорным конструкциям в воздушном судне. Композитный шляпообразный профиль усиления содержит композитную шляпообразную часть, имеющую первую сторону и вторую сторону, множество композитных придающих жесткость слоев, пару лапшевидных заполнителей радиуса, соединенных с композитной шляпообразной частью и расположенных между множеством композитных придающих жесткость слоев, и наружный слой, соединенный со второй стороной композитной шляпообразной части. Причем множество слоев включает основной слой, соединенный с первой стороной композитной шляпообразной части, обертывающий слой, соединенный с основным слоем, и базовый слой, соединенный с основным слоем и обертывающим слоем. Достигается снижение отрывающей нагрузки, повышение устойчивости конструкции. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение может быть использовано при изготовлении элементов жесткости и работающих на изгиб элементов из пластика, усиленного углеродными волокнами, для таких конструкций как самолет. Для выполнения слоистого удлиненного элемента, имеющего форму поперечного сечения для выдерживания изгиба и локальное усиление мест соединения, выполняют один или более металлических листов (68) согласно форме одной или более выбранных частей элемента. Размещают указанные один или более металлических листов (68) между выполненными с возможностью отверждения гибкими слоями (66) для образования слоистой сборки. Проводят отверждение сборки для образования усиленного элемента. При этом операция размещения включает размещение металлического листа (68) между первым выполненным с возможностью отверждения гибким слоем (66) и вторым выполненным с возможностью отверждения гибким слоем (66), а также размещение третьего выполненного с возможностью отверждения гибкого слоя (66) смежно с краем металлического листа (68) с обеспечением его прохождения от металлического листа (68) между первым и вторым выполненными с возможностью отверждения гибкими слоями (66). Изобретение позволяет повысить прочность элементов жесткости и работающих на изгиб элементов без использования внешних дополнительных элементов усиления, таких как пластины с искривленными поверхностями и угольники, а также упростить сборку конструкций, содержащих указанные элементы. 2 н. и 12 з.п. ф-лы, 12 ил.
Наверх