Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, диаметр наружного периметра которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены зубья зубчатого венца. Каждый из зубьев выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетному для данного зубчатого колеса, и равных им по площади. Между верхними концами прямоугольных пластин, на месте отсутствующих вершин зубьев, расположены заглушки, укрепленные на внутренних поверхностях концов прямоугольных пластин. У каждого зуба площадь зазора между отстающей прямоугольной пластиной зуба и телом зубчатого колеса перекрыта накладкой, укрепленной на внутренней поверхности отстающей прямоугольной пластины, вдоль ширины накладки выполнен ряд сквозных отверстий, примыкающих к телу зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 5 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Общетехнический справочник / Под ред. Е.А. Скороходова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1982. - 415 с., ил. (Серия справочников для рабочих)», с. 287, рис. 18, а.

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что зубья его зубчатого венца выполнены цельными, в то время как непосредственно для работы колеса в передаче (зацеплении его зубьев с зубьями парного зубчатого колеса) необходимы только боковые поверхности его зубьев. А выполнение зубьев колеса цельными приводит к перерасходу материала, идущего на их изготовление.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по заявке на изобретение №2015115189, кл. F16Н 55/12, от 22.04.2015 г. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых состоит из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетному для данного колеса, и равных по площади этим участкам. Пластины укреплены между парой кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела. Диаметр наружного диаметра накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца. На месте отсутствующих вершин зубьев, между верхними концами пластин, образующих зубья, расположены заглушки, укрепленные на внутренних поверхностях этих концов. При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения полости зубьев, образованные пластинами зубьев, заглушками и внутренними торцами накладок, заполняются при погружении зубьев в жидкий смазочный материал масляной ванны этим смазочным материалом через зазоры между пластинами, образующими боковые поверхности зубьев, и телом колеса. При проворачивании колеса и выходе его зубьев из масляной ванны, смазочный материал вытекает из полостей зубьев - через зазоры между телом колеса и пластинами, образующими отстающие боковые поверхности зубьев, осуществляя смазывание нижерасположенных зубьев колеса. Это дополнительное смазывание (помимо смазывания зубьев при их погружении в масляную ванну) позволяет компенсировать потери смазочного материала с трущихся поверхностей зубьев - при их перемещении из масляной ванны в зону зацепления с парным зубчатым колесом. Это позволяет улучшить смазывание зубьев колеса и снизить интенсивность их изнашивания.

Недостаток прототипа состоит в том, что величина площади зазоров между телом колеса и пластинами, образующими отстающие боковые поверхности зубьев, через которые вытекает смазочный материал из полостей зубьев в процессе перемещения зубьев из масляной ванны в зону зацепления с парным зубчатым колесом, достаточно велика и смазочный материал из полостей зубьев вытекает достаточно интенсивно. И при большом диаметре колеса и малой скорости его вращения полости зубьев опорожняются от смазочного материала еще до входа колеса в зацепление с зубьями парного зубчатого колеса. Это ухудшает качество смазывания зубьев колеса.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и повышения качества смазывания его зубьев.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, между которыми укреплены зубья зубчатого венца, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетному для данного колеса, и равных им по площади. Между концами пластин, на месте отсутствующих вершин зубьев, расположены заглушки, укрепленные на внутренних поверхностях концов пластин. Причем у каждого зуба площадь зазора между пластиной, образующей отстающую при вращении колеса боковую поверхность зуба, и телом колеса перекрыта накладкой, укрепленной на внутренней поверхности этой пластины, а в накладке, вдоль ширины зуба, выполнен ряд сквозных отверстий, примыкающих к телу колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: схема зубчатой передачи (фиг. 1), фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом - вид с торца (фиг. 2), разрез фрагмента зубчатого колеса - вид сбоку (фиг. 3), разрезы фрагмента зубчатого колеса по центральной плоскости его вращения - вид с торца (фиг. 4 и 5).

На чертеже показаны: нижерасположенное зубчатое колесо 1, парное зубчатое колесо 2, жидкий смазочный материал 3, масляная ванна 4, тело 5 зубчатого колеса (1), кольцевые накладки 6 и 7, наружный периметр 8 накладок, внутренний периметр 9 накладок, окружность 10 оснований зубчатого венца, пластины 11 и 12, боковые поверхности 13 и 14 зубьев; заглушка 15, накладки 16, сквозные отверстия 17; горизонтальная ось Х-Х координат; вертикальная ось Y-Y координат; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес; ширина В зубьев; высота С зазоров.

Зубчатое колесо содержит тело 5, пару кольцевых накладок 6 и 7, диаметр наружного периметра 8 накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, диаметр внутреннего периметра 9 накладок меньше диаметра окружности 10 оснований зубчатого венца. Накладки 6 и 7 укреплены на торцах тела (5) колеса. Между накладками укреплены зубья зубчатого венца, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин 11 и 12, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей 13 и 14 зуба, расчетному для данного колеса и равных им по площади. Между нижними концами пластин 11, 12 и телом 5 колеса, на месте отсутствующих нерабочих участков боковых поверхностей зубьев, имеют место зазоры, высота которых (С) равна высоте этих участков. Между верхними концами пластин 11 и 12, на месте отсутствующих вершин зубьев, расположены заглушки 15, укрепленные на внутренних поверхностях концов пластин 11 и 12. У каждого зуба площадь зазора (высотой С) между пластиной 12, образующей отстающую при вращении ω колеса боковую поверхность 14 зуба, и телом 5 колеса перекрыта накладкой 16, укрепленной на внутренней поверхности этой пластины; а в накладке (16), вдоль ширины В зуба, выполнен ряд сквозных отверстий 17, примыкающих к телу 5 колеса.

При работе колеса 1 со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения, при вращении ω1 этого колеса все его зубья поочередно погружаются в жидкий смазочный материал 3 масляной ванны 4. При этом зубья ориентированы своими вершинами вниз по вертикали, и смазочный материал затекает в полости зубьев - через зазоры (высотой С) между набегающими 11 пластинами и телом 5 колеса (а также и через сквозные отверстия 17 в накладках 16), заполняя эти полости. При дальнейшем проворачивании ω1 колеса и выходе зубьев из смазочного материала масляной ванны смазочный материал из полостей зубьев начинает вытекать через сквозные отверстия 17 в накладках 16, смачивая поверхности нижерасположенных зубьев колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет осуществлять смазывание зубьев колеса и после выхода их из масляной ванны. При этом не только компенсируются потери смазочного материала, захваченного поверхностями зубьев колеса из масляной ванны (вследствие его стекания с этих поверхностей), но также наносится на поверхности зубьев смазочный материал из полостей зубьев. Это повышает качество смазывания зубьев колеса и снижает интенсивность их изнашивания (а также - и зубьев парного зубчатого колеса).

Зубчатое колесо, преимущественно нижерасположенное, зубчатой передачи с валами, ориентированными в горизонтальной плоскости, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, пару кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела, и между которыми укреплены зубья зубчатого венца, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю рабочих участков боковых поверхностей зуба, расчетному для данного зубчатого колеса, и равных им по площади, между верхними концами которых, на месте отсутствующих вершин зубьев, расположены заглушки, укрепленные на внутренних поверхностях концов пластин, отличающееся тем, что у каждого зуба площадь зазора между пластиной, образующей отстающую при вращении зубчатого колеса боковую поверхность зуба, и телом зубчатого колеса перекрыта накладкой, укрепленной на внутренней поверхности этой пластины и в накладке, вдоль ширины зуба выполнен ряд сквозных отверстий, примыкающих к телу зубчатого колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых аэромагнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит закрытый корпус из диамагнитного материала, в котором размещены установленные на валах зубчатые колеса из ферромагнитного материала, и магнитоактивный порошковый смазочный материал, активируемый магнитным полем и вентиляторными лопастями, изготовленными из диамагнитного материала и укреплеными радиально на торцах зубчатых колес с зазорами относительно валов, на которых эти колеса укреплены.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости и картерным смазыванием методом погружения.

Изобретение относится к планетарным редукторам. Планетарный редуктор, в частности, для турбомашины содержит устройство, образующее канал циркуляции среды (20a, 20b), предназначенный для создания падения давления, выполненное в виде набора, из по меньшей мере двух элементов (22).

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам с соосными входным и выходным валами. Редуктор орбитальный содержит корпус, в котором установлены на одной оси входной быстроходный и выходной тихоходный валы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к зубчатому колесу. Зубчатое колесо состоит из ступицы (1), зубчатого венца (2), обода (3) и тела (4) в виде диска, толщина С которого меньше ширины В обода.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано при изготовлении крупномодульных зубчатых колес. Для изготовления зубчатого колеса включают изготовление заготовки, преимущественно из стали, в виде диска, по окружности которого впоследствии будут нарезаны зубья зубчатого венца колеса, с технологическим припуском на обработку заготовки по наружному периметру диска.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к деталям машин, и может быть использовано при изготовлении зубчатых колес. Для изготовления зубчатого колеса включают изготовление заготовки, преимущественно из стали, в виде диска, по окружности которого впоследствии будут нарезаны зубья зубчатого венца колеса, с технологическим припуском на обработку по наружному периметру диска.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, которые работают со смазыванием жидкими смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами с узкими зубьями.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями, на участках головок и ножек которых ширина их боковых поверхностей выполнена ступенчато изменяющейся и обратно пропорционально зависящей от кратности парности зацепления.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными материалами. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и частях торцов тела, прилегающих к зубчатому венцу.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с тяжелонагруженными зубчатыми колесами, смазываемыми пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок, ширина которых соизмерима с высотой зубьев. Сопряжение корней зубьев и тела зубчатого колеса выполнено без переходных галтелей. В участках тела зубчатого колеса, примыкающих к окружности оснований зубчатого венца, выполнены радиально ориентированные вырезы, профиль которых сопряжен с профилем боковых поверхностей зубьев. Обеспечивается повышение надежности и снижение затрат на изготовление зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх