Способ работы кондиционера транспортного средства

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к способам искусственного климата. Для работы кондиционера транспортного средства подают смеси органических жидкостей в генератор для выпаривания, в камеры для конденсации жидкостей, в теплообменник, связанный с камерами двумя потоками гидравлически, охлаждении за счет эндотермического охлаждения органических жидкостей при смешивании/сорбции. Для охлаждения салона/кабины транспортного средства и подачи в него вырабатываемого холода вводят радиатор салона, трехпоточный теплообменник, насосы для подачи жидкости. Смесь органических жидкостей разделяют на компоненты легкокипящей и высококипящей жидкости в генераторе, где производят выпаривание при кипении, с помощью нагрева, с использованием бросовой энергии от выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания или тепла, от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, с последующей конденсацией и охлаждением наружным воздухом легкокипящей жидкости в камере легкокипящей жидкости, и охлаждении высококипящей жидкости в камере высококипящей жидкости также наружным воздухом. Производят выравнивание температур обеих жидкостей перед смешиванием при предварительном охлаждении во внутреннем контуре трехпоточного теплообменника, в котором жидкости охлаждают, нагревая идущую противотоком из радиатора салона смесь легкокипящей и высококипящей жидкости. После предварительного охлаждения в трехпоточном теплообменнике компоненты подают в смеситель, где легкокипящую и высококипящую жидкости смешивают, производя эндотермическое охлаждение смеси, которую и подают в радиатор салона для охлаждения воздуха в салоне/кабине транспортного средства. Смесь подают вспомогательным насосом во внешний контур трехпоточного теплообменника для охлаждения компонентов и подачи их в генератор. Достигается повышение эффективности кондиционера транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к способам искусственного климата, а именно к кондиционерам салона(кабины) транспортного средства, обладающих двигателем внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения и обеспечивающих оптимальный микроклимат в салонах(кабинах) транспортных средств.

Известен «Кондиционер транспортного средства» авторов Ласточкина С.А., Альтгаузена А.Л. и др., Патент на полезную модель РФ №50126, кл. В60Н 1/32, опубл. 27.12.2005 г., содержащий испаритель с терморегулирующим вентилем, размещенный в корпусе, сообщающемся окном с воздухозаборником и выходом) с отопителем, и снабженным патрубком для удаления конденсата, размещенным в нижней части корпуса. Корпус соединен трубопроводами высокого давления через ресивер-осушитель с конденсатором, с одной стороны, и трубопроводом, шлангами низкого и шлангом высокого давлений через компрессор, с другой, образуя замкнутый контур.

В кондиционере реализован способ работы парокомпрессорной холодильной машины с обратным циклом Карно с приводом компрессора кондиционера от выходного вала ДВС. Газообразный хладагент сжимается с нагревом в компрессоре и подается в конденсатор, где охлаждается при интенсивном обдуве вентилятором наружным воздухом. При высоком давлении в конденсаторе и интенсивном отводе тепла в окружающую среду, хладагент из газообразного состояния переходит в жидкое состояние, заполняет ресивер-осушитель, где очищается от механических примесей и влаги, затем хладагент поступает в испаритель с понижением давления через дросселирующее устройство (не показано) терморегулирующего вентиля, расширяется и испаряется с поглощением тепла, поступающего из воздуха нагнетаемого вентилятором воздухозаборника в окно, превращается в газообразное состояние. Находящийся в салоне автомобиля испаритель постоянно снижает температуру воздуха. Охлажденный воздух поступает через выход в отопитель и затем в салон транспортного средства.

Недостатком данного способа работы автомобильного кондиционера является сложный процесс и низкая эффективность его из-за большого потребления мощности двигателя (до 8 кВт), что для автомобилей может составлять более 10% мощности двигателя, влияет на динамику автомобиля и соответственно существенно увеличивает расход топлива. Кроме того, в таких кондиционерах до сих пор используются фреоны, разрушающие озоновый слой земли.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению и взятому в качестве прототипа является «СИСТЕМА КЛИМАТ-КОНТРОЛЯ АВТОМОБИЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ» (Патент РФ №2562003, авторы ЧЖУН Юнфан (US), ЛЕВИН Майкл (US), ШАЙХ Фуркан Зафар (US), ДЕМИТРОФФ Данрич Хенри (US), МЭШ Дон (US), опубл. 10.09.2015 г. с конвенционным приоритетом от 16.08.2012 US 61/684,080, 24.01.2013 US 13/566,593, МПК В60Н 1/32 (2006.01), в котором система климат-контроля, включающая кондиционер и отопитель автомобиля, содержит адсорбционный тепловой насос, приводимый в действие от тепловой энергии выхлопных газов двигателя и содержащий два адсорбера, асинхронно переключающиеся между режимами адсорбции и десорбции. Каждый насос соединен с соответствующим баком антифриза через несколько содержащих хладагент камер с фитилем. Холодная теплообменная среда протекает через адсорбер в режиме адсорбции, что приводит к испарению хладагента из камер с фитилем, тем самым охлаждая антифриз, в то время как горячая теплообменная среда протекает через адсорбер в режиме десорбции, что приводит к конденсации хладагента в камерах с фитилем, тем самым нагревая антифриз.

Недостатком такого способа работы является низкая эффективность кондиционирования, во-первых, из-за большой массы кондиционера и сложности процесса охлаждения в нем, связанная с использованием хладагента двигателя, ведущего к нагрузке на двигатель, т.к. в каждый момент времени на охлаждение работает только половина устройства, в то время как вторая половина работает на нагрев.

Решаемой задачей предлагаемого способа работы кондиционера является повышение эффективности работы кондиционера, позволяющего поддерживать оптимальный климат путем охлаждения воздуха в салоне (кабине) транспортного средства за счет использования бросовой энергии от выхлопной системы двигателя или за счет тепла от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Техническим результатом от использования предлагаемого способа является повышение эффективности кондиционера транспортного средства, позволяющего поддерживать оптимальный климат в салоне(кабине) транспортного средства путем охлаждения салона за счет использования бросовой энергии от выхлопной системы двигателя транспортного средства или за счет тепла от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания и, как следствие, снижение потребления топлива и увеличение мощностных характеристик всего транспортного средства

Технический результат достигается тем, что в способе работы кондиционера транспортного средства, заключающемся в подаче смеси органических жидкостей в генератор для выпаривания, в камеры для конденсации легкокипящей и высококипящей жидкостей, в теплообменник, связанный с камерами двумя потоками гидравлически, охлаждении за счет эндотермического охлаждения органических жидкостей при смешивании (сорбции), согласно изобретению для охлаждения салона(кабины) транспортного средства и подачи в него вырабатываемого холода вводят радиатор салона, трехпоточный теплообменник, насосы для подачи жидкости, при этом смесь органических жидкостей разделяют на компоненты легкокипящей и высококипящей жидкости в генераторе, где производят выпаривание при кипении, с помощью нагрева, с использованием бросовой энергии от выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания или тепла, от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, с последующей конденсацией и охлаждением наружным воздухом легкокипящей жидкости в камере легкокипящей жидкости, и охлаждении высококипящей жидкости в камере высококипящей жидкости также наружным воздухом, а затем производят выравнивание температур обеих жидкостей перед смешиванием при предварительном охлаждении во внутреннем контуре трехпоточного теплообменника, в котором жидкости охлаждают, нагревая идущую противотоком из радиатора салона смесь легкокипящей и высококипящей жидкости, причем после предварительного охлаждения в трехпоточном теплообменнике компоненты подают в смеситель, где легкокипящую и высококипящую жидкости смешивают, производя эндотермическое охлаждение смеси, которую и подают в радиатор салона для охлаждения воздуха в салоне(кабине) транспортного средства, а далее смесь подают вспомогательным насосом во внешний контур трехпоточного теплообменника для охлаждения компонентов и подачи их в генератор, причем каждую из компонент легкокипящей и высококипящей жидкости подают по своему контуру своим насосом.

Для интенсификации процесса кипения смеси путем регулирования температуры кипения создают пониженное давление в генераторе, для чего на его выходе устанавливают вентилятор.

Для пояснения технической сущности способа рассмотрим фиг. 1, где обозначено:

1 - Генератор кондиционера

2 - Дефлегматор

3 - Вентилятор

4 - Радиатор легкокипящей жидкости (ЛЖ)

5 - Радиатор высококипящей жидкости (ВЖ)

6 - Насос легкокипящей жидкости (ЛЖ)

7 - Насос высококипящей жидкости (ЛЖ)

8 - Трехпоточный теплообменник

9 - Смеситель

10 - Радиатор салона

11. Вспомогательный насос смеси

Заявляемый способ осуществляют, следующим путем (Фиг. 1)

В кондиционере транспортного средства охлаждающую жидкость двигателя (тосол) или горячие выхлопные газы подают в генератор кондиционера 1, где смесь компонентов нагревается выше температуры кипения. За счет большой разности температуры кипения составных частей смеси происходит выпаривание легкокипящей жидкости (ЛЖ), которая вентилятором 3 через дефлегматор 2 отсасывается в радиатор ЛЖ 4, где она конденсируется и охлаждается до температуры окружающей среды с отводом тепла. В дефлегматоре 2 испарившиеся части высококипящей жидкости (ВЖ) 5 конденсируются и стекают назад в генератор. Оставшаяся после выпаривания часть смеси, состоящая в основном из ВЖ 5, подается в радиатор ВЖ 5, где также с отводом тепла охлаждается до температуры окружающей среды. А затем производят выравнивание температур обеих жидкостей перед смешиванием при предварительном охлаждении, с помощью насосов 6, 7, находящихся после радиаторов жидкостей, подают компоненты во внутренний контур трехпоточного теплообменника 8, в котором жидкости охлаждают, нагревая идущую противотоком из радиатора салона 10 смесь легкокипящей и высококипящей жидкостей, причем после предварительного охлаждения во внутреннем контуре трехпоточного теплообменника компоненты подают в смеситель, где легкокипящую и высококипящую жидкости смешивают. Смешивание жидкостей происходит с большим эндотермическим эффектом, в результате чего смесь охлаждают. В смесителе 9 жидкости, охлажденные до одинаковой (выравненной) температуры, смешиваются и подаются в радиатор салона 10, где и охлаждают салон автомобиля. Из радиатора салона 10 холодная смесь поступает в трехпоточный теплообменник 8, откуда вспомогательным насосом 11 смеси подают опять в генератор 1.

В качестве компоненты легкокипящей жидкости рабочей смеси использованы, например, ацетон, а в качестве компоненты высококипящей жидкости использован, например, изопропиловый или бутиловый спирт.

Новизной данного изобретения является использование теплового эффекта эндотермического смешения жидкостей, не применявшегося ранее в кондиционерах транспортных средств.

Основными достоинствами предлагаемого способа являются:

1. Высокая эффективность способа работы кондиционера благодаря энергоэффективности и экономичности. Использование тепла охлаждающей жидкости или горячих выхлопных газов двигателя позволяет применять вместо компрессора, потребляющего 4-8 кВт мощности, с вала двигателя электронасосы мощностью 3-7 Вт.

2. Дополнительное охлаждение жидкости позволяет снизить площадь, а следовательно, вес и стоимость радиаторов транспортного средства и повысить эффективность работы кондиционера.

3. Экологичность. Уменьшается потребление топлива и, следовательно, уменьшается и количество выхлопных газов. В качестве рабочих жидкостей используются вещества, не разрушающие озоновый слой земли.

По своим технико-экономическим преимуществам заявляемый способ работы кондиционера транспортного средства, по сравнению с известными аналогами машин, работающих на фреонах, является высокоэкономичным и энергоэффективным за счет использования «бросовой» энергии от выхлопной системы двигателя или тепла от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя, и эндотермического охлаждения смеси, а также экологичным, благодаря выбору рабочих жидкостей, использующих вещества, не разрушающие озоновый слой земли, а в целом - высокоэффективным.

1. Способ работы кондиционера транспортного средства, заключающийся в подаче смеси органических жидкостей в генератор для выпаривания, в камеры для конденсации легкокипящей и высококипящей жидкостей, в теплообменник, связанный с камерами двумя потоками гидравлически, охлаждении за счет эндотермического охлаждения органических жидкостей при смешивании/сорбции, отличающийся тем, что для охлаждения салона/кабины транспортного средства и подачи в него вырабатываемого холода вводят радиатор салона, трехпоточный теплообменник, насосы для подачи жидкости, при этом смесь органических жидкостей разделяют на компоненты легкокипящей и высококипящей жидкости в генераторе, где производят выпаривание при кипении, с помощью нагрева, с использованием бросовой энергии от выхлопной системы двигателя внутреннего сгорания или тепла, от охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания, с последующей конденсацией и охлаждением наружным воздухом легкокипящей жидкости в камере легкокипящей жидкости, и охлаждении высококипящей жидкости в камере высококипящей жидкости также наружным воздухом, а затем производят выравнивание температур обеих жидкостей перед смешиванием при предварительном охлаждении во внутреннем контуре трехпоточного теплообменника, в котором жидкости охлаждают, нагревая идущую противотоком из радиатора салона смесь легкокипящей и высококипящей жидкости, причем после предварительного охлаждения в трехпоточном теплообменнике компоненты подают в смеситель, где легкокипящую и высококипящую жидкости смешивают, производя эндотермическое охлаждение смеси, которую и подают в радиатор салона для охлаждения воздуха в салоне/кабине транспортного средства, а далее смесь подают вспомогательным насосом во внешний контур трехпоточного теплообменника для охлаждения компонентов и подачи их в генератор, причем каждую из компонент легкокипящей и высококипящей жидкости подают по своему контуру своим насосом.

2. Способ работы кондиционера транспортного средства по п.1, отличающийся тем, что для интенсификации процесса кипения смеси путем регулирования температуры кипения создают пониженное давление в генераторе, для чего на его выходе устанавливают вентилятор.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе охлаждения механического транспортного средства. Система содержит воздушную систему, которая соединяет по текучей среде множество охладителей (12) для снабжения охладителей (12) охлаждающим воздухом (16), воздушный вентилятор, который расположен в текучей среде в воздушной системе, для подачи охлаждающего воздуха (16) в охладители (12), и клапаны, каждый из которых расположен в текучей среде в воздушной системе перед охладителями (12), для блокирования охлаждающего воздуха (16), подаваемого в соответствующий охладитель (12).

Изобретение относится к управлению климатической установкой транспортного средства. Для управления климатической установкой регулируют состояние клапана смешивания воздуха и компрессор в ответ на нагрузку устройства преобразования энергии, большую, чем пороговое значение.

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха. Автотранспортное средство содержит по меньшей мере два ряда (3, 6) сидений (4, 5) и центральную консоль (8), расположенную между двумя сидениями (4) первого ряда сидений (3) вначале второго ряда (6) сидений.

Изобретение относится к устройствам для вентиляции салонов транспортных средств. Система вентиляции содержит средства подачи воздуха и средства его забора.

Изобретение относится к воздуходувкам для обогревателя транспортного средства. Воздуходувка дутьевого воздуха для обогревателя транспортного средства содержит корпус (10) воздуходувки с основанием (14) корпуса и разделительной стенкой (18), прилегающей к основанию (14) корпуса и разграничивающей внутреннее пространство (20) корпуса на пространство (22) для монтажа двигателя и звукоизоляционное пространство (24).

Изобретение относится к способу эксплуатации автоматической системы кондиционирования воздуха транспортного средства. Способ, в особенности, может быть полезным для управления пуском и остановом автоматической системы кондиционирования воздуха.Предложен способ управления компрессором кондиционера воздуха транспортного средства, включающий:настройку требуемой нагрузки, которую компрессор кондиционера воздуха прикладывает к устройству преобразования энергии, в ответ на разность между крутящим моментом, создаваемым устройством преобразования энергии при полной нагрузке с текущей скоростью устройства преобразования энергии, и требованиями по нагрузке на устройство преобразования энергии, при этом требуемая нагрузка, которую компрессор кондиционера воздуха прикладывает к устройству преобразования энергии, уменьшается на первый заданный ненулевой процент разности, а требуемый крутящий момент силовой передачи уменьшается на второй заданный ненулевой процент разности в ответ на указанную разность, причем требуемая нагрузка, которую компрессор кондиционера воздуха прикладывает к устройству преобразования энергии, регулируется при продолжении обеспечения холодопроизводительности кондиционирования воздуха на испаритель кондиционера воздуха.

Изобретение относится к устройствам для предпускового подогрева двигателя. Корпус воздуходувки, в частности воздуходувки воздуха для горения для предпускового подогревателя транспортного средства, включает в себя первую часть (14) с кольцеобразно проходящим вокруг оси (А) корпуса открытым на одной осевой стороне подающим каналом и вторую часть (16) для размещения электродвигателя (20) воздуходувки.

Изобретение относится к системе обогрева для обогрева живого существа, например человека (2) в транспортном средстве (1), являющемся предпочтительно гибридным автомобилем или электромобилем.

Изобретение относится к автотранспортному средству с кондиционированием воздуха. Транспортное средство содержит по меньшей мере два ряда сидений и центральную консоль, расположенную между двумя сиденьями переднего ряда перед вторым рядом сидений.

Изобретение относится к средствам обучения и информирования населения. Мобильная система обучения населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) содержит транспортное средство (1), оснащенное встроенной громкоговорящей системой оповещения населения, мобильным энергетическим агрегатом и средства для размещения обучающегося населения.

Группа изобретений относится к коленному предохранителю 5 для транспортного средства, поддреживающей системе транспортного средства и транспортному средству. Коленный предохранитель содержит по меньшей мере одно отводящее устройство 3 для отведения темперированного воздуха, в котором по меньшей мере одно отводящее устройство 3 выполнено для того, чтобы отводить темперированный электронным элементом транспортного средства и направленный на коленный предохранитель 5 воздух таким образом, что темперированный воздух минует область транспортного средства, которая должна быть защищена от температурных воздействий от темперированного воздуха. Обеспечивается стабильная работа электронных компонентов, взаимодействующих с коленным предохранителем. 3 н. и 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Предложен способ управления системой охлаждения на рабочей машине. При осуществлении способа обеспечивают первое устройство выработки мощности, второе устройство выработки мощности, первый охлаждающий вентилятор, гидравлически соединенный с первым устройством выработки мощности, второй охлаждающий вентилятор, гидравлически соединенный со вторым устройством выработки мощности, контроллер и устройство управления вентилятором, установленное в соединении посредством текучей среды между первым охлаждающим вентилятором и вторым охлаждающим вентилятором. Определяют, работает ли одно из первого устройства выработки мощности или второго устройства выработки мощности со скоростью ведущего вала ниже порогового значения скорости. Обнаруживают, является ли активным диагностический код неисправности по отношению к устройству управления вентилятором. Отправляют сигнал устройству управления вентилятором. Активируют устройство управления вентилятором. Обеспечивают гидравлическую энергию первому охлаждающему вентилятору и второму охлаждающему вентилятору в зависимости от того, какое из первого устройства выработки мощности или второго устройства выработки мощности работает со скоростью ведущего вала выше порогового значения скорости. Предложены также рабочие машины. Достигается управление системой охлаждения рабочей машины. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к направляющему воздух корпусу системы отопления и/или кондиционирования воздуха, в частности, для транспортных средств. Корпус системы отопления и/или кондиционирования содержит по меньшей мере в одной стенке (6) корпуса (1) расположение по меньшей мере одного клапана (7), который выполнен так, что он в определенном нормальном рабочем состоянии закрывает имеющееся дополнительно по меньшей мере к одному впускному и/или всасывающему отверстию (3) отверстие (8) для добавочного воздуха и при определенных, измененных по сравнению с нормальным рабочим состоянием режимах потока и/или давления в корпусе (1), в частности при определенном разрежении в корпусе (1), открывает и освобождает соответствующее отверстие (8) для добавочного воздуха. Достигается устранение помех, препятствующих подводу свежего воздуха. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к кондиционерам для транспортных средств. Кондиционер (4) содержит выпускной воздушный канал (33), окруженный первым ободом, для размещения уплотнительной прокладки (10), находящейся под осевым сжатием. Первый обод содержит первую опорную полосу (12), являющуюся практически плоской или образованную участками плоских полос. Опорная полоса (12) имеет соединительный кольцевой паз (8), позволяющий заводить в него в осевом направлении первое ребро (6) дополняющего воздуховода (5) выходного воздушного канала (33). Достигается универсальность соединения. 9 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к поворачиваемому теплообменнику. Рабочее транспортное средство имеет основание, опору, шарнирно прикрепленную к основанию для поворота относительно основания вокруг первой оси поворота между первым опорным положением и вторым опорным положением, и теплообменник. Теплообменник шарнирно прикреплен к опоре для поворота относительно опоры вокруг второй оси поворота между первым положением теплообменника и вторым положением теплообменника. Изобретение обеспечивает повышение эффективности теплообменника. 3 н. и 17 з.п. ф-лы, 15 ил.

Изобретение относится к системе климат контроля для транспортного средства. Система климат-контроля включает в себя компрессор с двумя расположенными ниже по потоку каналами, которые могут быть селективно использованы для работы в различных режимах. При выключении компрессора клапаны, установленные в каждом канале сразу после компрессора, закрываются, в результате чего смесь хладагента и масла остается в компрессоре. Обеспечивается улучшение смазки компрессора при последующем включении. 3 н. и 12 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к устройствам кондиционирования рельсовых транспортных средств. Устройство (10) кондиционирования содержит первичный контур (12), в котором циркулирует хладагент и который содержит в частности испаритель (24), первый вторичный контур (14), в котором циркулирует первая текучая среда. Первая текучая среда проходит через испаритель (24), обмениваясь в нем теплом с хладагентом, при этом первый вторичный контур (14) содержит по меньшей мере первый теплообменник (30), в котором указанная первая текучая среда обменивается теплом с воздухом. Устройство содержит по меньшей мере первый отсек (42), в котором расположен первичный контур (12), зону (44) обработки воздуха, которая расположена за пределами отсека (42) и предназначена для сообщения с внутренним воздухом и в которой расположен первый теплообменник (30), и по меньшей мере одну герметичную стенку (46), отделяющую отсек (42) от зоны (44) обработки воздуха. Достигается предупреждение утечек хладагента в салон. 2 н. и 9 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх