Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин. В набегающей пластине выполнен вырез, примыкающий к телу колеса. Ширина выреза равна половине ширины пластины, а высота равна сумме высоты нерабочего участка боковой поверхности зуба и участка поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления и расположенного со стороны тела колеса. Вырез аналогичной ширины выполнен в этой пластине и со стороны вершины зуба, на месте участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Все вырезы расположены симметрично относительно обеих кольцевых накладок. На внутренней стороне отстающей пластины и на обеих внутренних поверхностях кольцевых накладок, с зазором относительно окружности вершин зубчатого венца, укреплена плоская перегородка, эквидистантная набегающей пластине и выполненная с зазором относительно этой пластины и с зазором относительно тела колеса. В отстающей пластине, в области вершины зуба, выполнен вырез с шириной и расположением относительно кольцевых накладок, аналогичными вырезам в набегающей пластине. Низ этого выреза по высоте совпадает с верхом плоской перегородки. А в набегающей пластине, в области вершины зуба, выполнена усиливающая перемычка в виде части невырезанной набегающей пластины. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатого колеса. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями - см., например, «Заплетохин В.А. Конструирование деталей механических устройств: Справочник. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990. - 669 с.: ил.», стр. 467.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что жидкий смазочный материал, захватываемый зубьями колеса, нуждающимися в смазывании, из масляной ванны, в процессе переворачивания колеса в зону зацепления с вышерасположенным парным зубчатым колесом, стекает с зубьев колеса. И, вследствие этого, в зону зацепления попадает недостаточное количество смазочного материала, что приводит к интенсификации изнашивания сопряженных зубьев парных зубчатых колес.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса по патенту на изобретение РФ №2536286, кл. F16H 55/10, F16H 55/17, F16H 57/04, опубл. 20.12.2014 г., Бюл. №35. Сущность его состоит в том, что зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых образован парой прямоугольных пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба, закрепленных между торцевыми накладками и на теле колеса и образующих на пару профиль, идентичный профилю боковых поверхностей расчетного зуба. В набегающей по ходу вращения колеса пластине, в месте ее примыкания к телу, выполнены сквозные отверстия. Внутри полости зуба расположен Г-образный элемент шириной, равной ширине зубчатого венца. Одна полка элемента закреплена в районе окружности вершин зубьев зубчатого венца на внутренней стороне отстающей по ходу вращения колеса пластине, с зазором относительно другой пластины; а вторая полка элемента ориентирована в сторону окружности впадин зубьев зубчатого венца, с образованием зазоров относительно набегающей пластины и телом колеса. При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом, при вращении колеса и погружении зубьев в масляную ванну, зубья обращены своими вершинами вниз по вертикали и смазочный материал затекает в полости зубьев - через зазоры в области вершин зубьев и, при дальнейшем проворачивании колеса и выходе зубьев из масляной ванны, удерживается в полостях зубьев, образованных Г-образным элементом, внутренней поверхностью отстающей пластины и внутренними торцами кольцевых накладок. При дальнейшем проворачивании колеса и подходе зубьев, в полостях которых находится смазочный материал, к зоне зацепления с вышерасположенным зубчатым колесом, этот смазочный материал вытекает из полостей зубьев - через зазоры между набегающими пластинами и телом колеса - и попадает во впадины зубчатого венца, закрытые с торцов кольцевыми накладками, и смазывает зубья обоих парных колес.

Недостаток прототипа состоит в том, что пластины, образующие боковые поверхности полых зубьев, имеют определенную толщину, величина которой задается из условия обеспечения жесткости и прочности этих пластин при зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса. Вследствие этого, между пластинами, образующими на пару боковые поверхности зуба, между их верхними концами по линии окружности вершин зубчатого венца, на месте отсутствующих вершин зубьев, могут быть зазоры, величина которых будет недостаточной для обеспечения нормального заполнения полостей зубьев, или же - зазоров может не быть вообще - при малой величине толщины зубьев в области окружности зубчатого венца. Кроме того, боковые поверхности зубьев при работе в зацеплении с зубьями парного зубчатого колеса нагружены неравномерно по своей высоте: в районе полосы зацепления имеет место однопарное зацепление зубьев, а в районе вершин и оснований зубьев имеет место двухпарное зацепление. Поэтому выполнение боковых поверхностей одинаковыми по всей высоте зубьев приводит к неоправданному перерасходу материала, идущего на их изготовление.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса, снижения издержек на его изготовление и обеспечения качественного смазывания зубчатых колес передачи.

Для этого зубчатое колесо содержит тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по наружному профилю боковых поверхностей расчетного для данного колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле колеса, с выполнением зазора между набегающей при вращении колеса пластиной и телом колеса. Причем этот зазор выполнен в виде выреза в набегающей пластине, ширина каждого равна половине ширины пластины, а высота его равна сумме высот нерабочего участка боковой поверхности зуба и участка этой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления и расположенного со стороны тела колеса. Вырез аналогичной ширины выполнен в этой пластине и со стороны вершины зуба, на месте участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления. Все вырезы расположены симметрично относительно обеих кольцевых накладок. На внутренней стороне отстающей пластины и на обеих внутренних поверхностях кольцевых накладок, с зазором относительно окружности вершин зубчатого венца, укреплена плоская перегородка, эквидистантная набегающей пластине и выполненная с зазором относительно этой пластины и с зазором относительно тела колеса. В отстающей пластине, в области вершины зуба, выполнен вырез с шириной и расположением относительно кольцевых накладок, аналогичными вырезам в набегающей пластине; низ этого выреза по высоте совпадает с верхом плоской перегородки. А в набегающей пластине, в области вершины зуба, выполнена усиливающая перемычка, в виде части невырезанной набегающей пластины.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса - вид с торца с местным разрезом по центральной плоскости вращения колеса (фиг. 1) и тот же фрагмент - вид сбоку в разрезах (фиг. 2 и 3).

На чертеже показаны: тело 1 колеса; кольцевые накладки 2 и 3; наружный периметр 4 кольцевых накладок (окружность вершин зубчатого венца); внутренний периметр 5 кольцевых накладок; окружность 6 оснований зубчатого венца; пластины 7 и 8; набегающая боковая поверхность 9; отстающая боковая поверхность 10; перегородка 11; полость 12; перемычка 13; ширина В зубчатого венца; высота Н зуба; толщина С пластин 7 и 8; размер в вершины расчетного для данного колеса зуба; размер в1 концов пластин 7 и 8 по окружности 4 вершин зубчатого венца; высота hн нерабочего участка боковой поверхности 9; высота h1 участка поверхности 9 с однопарным зацеплением; высота h2 и h3 участков боковой поверхности 9 с двухпарным зацеплением; расстояние h4 от окружности 4 вершин зубчатого венца до перегородки 11; зазоры Δ1 и Δ2; направление вращения ω колеса.

Зубчатое колесо содержит тело 1, пару кольцевых накладок 2 и 3, укрепленных на торцах тела и зубчатый венец шириной В с полыми зубьями высотой Н. Диаметр наружного периметра 4 кольцевых накладок равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, диаметр внутреннего периметра 5 кольцевых накладок меньше диаметра окружности 6 оснований зубчатого венца. Каждый полый зуб зубчатого венца выполнен из пары прямоугольных пластин 7 и 8 толщиной С, изогнутых по профилю расчетного зуба для данного колеса с образованием боковых поверхностей 9 и 10 зуба. Пластины 7 и 8 укреплены между внутренними поверхностями кольцевых накладок 2, 3 и на теле 1 колеса, без образования зазоров относительно них. Верхние концы пластин 7 и 8 примыкают к окружности вершин зубчатого венца (к внешнему периметру 4 кольцевых накладок 2 и 3) на участке размером в по окружности зубчатого венца, размер которого равен размеру вершин зуба, расчетного для данного колеса. При этом между пластинами 7 и 8 может образовываться определенный зазор, который может быть весьма мал, или же такой зазор может не образовываться вовсе: это зависит от величины в и от величины в1 - размеров концов пластин 7 и 8 (толщиной С) по линии окружности вершин зубчатого венца (этот вариант показан на фиг. 1). У каждого зуба в набегающей (при вращении со) пластине 7, образующей набегающую боковую поверхность 9 зуба, выполнены вырезы, расположенные симметрично относительно обеих кольцевых накладок 2 и 3, ширина каждого выреза равна половине ширины зуба (В/2): вырезана часть нерабочего участка боковой поверхности (высотой hн), прилегающий участок боковой поверхности с двухпарным зацеплением (высотой h2) и участок боковой поверхности, прилегающий к вершине зуба (высотой h3, за минусом ширины усиливающей перемычки 13). На внутренней стороне отстающей пластины 8 и на обеих внутренних поверхностях кольцевых накладок 2 и 3, на расстоянии h4 от окружности 4 вершин зубчатого венца, укреплена плоская перегородка 11, эквидистантная набегающей пластине 7 и выполненная с зазором Δ1 относительно этой пластины и с зазором Δ2 относительно тела 1 колеса. В отстающей пластине 8, в области вершины зуба, выполнен вырез высотой h4 с шириной В/2 и симметричным расположением относительно кольцевых накладок 2 и 3.

При работе колеса со смазыванием жидким смазочным материалом методом погружения, зубчатый венец колеса постоянно погружен в масляную ванну. При вращении ω колеса, все зубья колеса поочередно погружаются в масляную ванну, при этом зубья ориентированы своими вершинами вниз по вертикали и жидкий смазочный материал - через вырезы в пластинах 7, 8 и через зазоры Δ1 и Δ2 затекает в полости 12, образованные внутренними поверхностями кольцевых накладок 2 и 3, пластины 8 и перегородки 11. При дальнейшем проворачивании (ω) колеса и выходе зубьев из масляной ванны, смазочный материал удерживается в полостях 12. При дальнейшем проворачивании колеса, в сторону зацепления с парным колесом, зубья переориентируются своими вершинами вверх по вертикали и смазочный материал вытекает из полостей 12 - через зазоры Δ2 и вырезы в пластинах 7 - в области впадин зубчатого венца, закрытые с боков кольцевыми накладками 2 и 3, которые при этом выполняют функцию масляных ванн. При этом смазываются боковые поверхности зубьев колеса, а также - зубья парного колеса (при входе их в вышеуказанные образовываемые масляные ванны во впадинах зубчатого венца нижерасположенного колеса).

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет осуществлять заполнение полостей 12 полых зубьев, переносящих смазочный материал из масляной ванны в зону зацепления с парным, вышерасположенным, зубчатым колесом при малой величине зазора между верхними концами пластин, образующих боковые поверхности зубьев, или отсутствия таковых вообще. Тем самым, повышается качество смазывания зубчатых колес передачи. Кроме того, снижается расход материала на изготовление зубьев зубчатых колес.

Зубчатое колесо, преимущественно крупномодульное тихоходной зубчатой передачи, смазываемой жидким смазочным материалом методом погружения, содержащее тело, пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев, и зубчатый венец с полыми зубьями, каждый зуб из которых выполнен из пары прямоугольных пластин, изогнутых по профилю зуба боковых поверхностей расчетного для данного зубчатого колеса зуба и закрепленных между кольцевыми накладками и на теле зубчатого колеса, отличающееся тем, что в набегающей по ходу вращения зубчатого колеса пластине выполнен по меньшей мере один вырез, примыкающий к телу зубчатого колеса, ширина выреза равна половине ширины пластины, а высота его равна сумме высот нерабочего участка боковой поверхности зуба и участка этой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления и расположенного со стороны тела колеса, вырез аналогичной ширины выполнен в набегающей пластине и со стороны вершины зуба, на месте участка боковой поверхности, работающего в режиме двухпарного зацепления, все вырезы расположены симметрично относительно обеих кольцевых накладок, на внутренней стороне отстающей пластины и на обеих внутренних поверхностях кольцевых накладок, с зазором относительно окружности вершин зубчатого венца, укреплена плоская перегородка, эквидистантная набегающей пластине и выполненная с зазором относительно набегающей пластины и с зазором относительно тела зубчатого колеса, в отстающей пластине, в области вершины зуба, выполнен вырез с шириной и расположением относительно кольцевых накладок, аналогичными вырезам в набегающей пластине, низ этого выреза по высоте совпадает с верхом плоской перегородки, а в набегающей пластине, в области вершины зуба, выполнена усиливающая перемычка в виде части невырезанной набегающей пластины.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, установленные посредством валов в закрытом корпусе, внутри которого размещен магнитоактивный порошкообразный смазочный материал, активируемый внешнерасположенным источником магнитного поля постоянным магнитом.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при смазывании зубчатых передач. Способ смазывания включает периодические нанесения пластичного смазочного материала на боковые поверхности зубьев и осуществление в периоды между нанесениями принудительного возвращения вытесняемого при работе передачи смазочного материала посредством смазковозвращающих пластин.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит парные зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошковым смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит упругие пластины, расположенные попарно с обоих торцов зубчатого венца каждого колеса зубчатой передачи с возможностью контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев этого зубчатого венца и укрепленные на консолях, ориентированных радиально этому колесу и укрепленных посредством шарниров на неподвижном относительно колеса основании.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатая передача содержит зубчатые колеса, укрепленные на валах, установленных посредством подшипников в закрытом корпусе с размещенным в нем магнитоактивным порошкообразным смазочным материалом, активируемым магнитным полем.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит установленную с каждого торца зубчатого венца каждого зубчатого колеса пару упругих смазковозвращающих пластин, расположенных радиально колесу и укрепленных с возможностью поочередного контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев зубчатого венца на консоли, закрепленной посредством шарнира, с возможностью поворота вокруг своей оси, на неподвижном относительно вращающегося колеса основании.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит смазковозвращающие упругие пластины, расположенные радиально с обоих торцов зубчатого венца каждого колеса, каждая из которых жестко укреплена с возможностью поочередного контактирования с торцевыми и боковыми поверхностями зубьев зубчатого венца на кронштейне, установленном радиально этому зубчатому венцу в подшипниках на неподвижном относительно вращающегося колеса основании, с возможностью его поворота вокруг своей оси в обе стороны на 360°.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, имеющего газодинамически связанные между собой соосные валы РВД и РНД, включает соединенные с РВД с возможностью передачи агрегатам крутящего момента от турбины высокого давления ЦКП и кинематически соединенные с ней редукторы приводов КДА и КСА.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела колеса, между которыми укреплены пластины, образующие зубья зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тихоходных зубчатых передачах с крупномодульными колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, зубья зубчатых колес которых подвержены нагружениям разной величины при вращении колес в прямом и обратном направлениях вращения.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями и пару кольцевых накладок.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с крупномодульными зубчатыми колесами, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из одной прямоугольной пластины, изогнутой по профилю зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, наружный диаметр которых равен диаметру окружности вершин зубчатого венца, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с полыми зубьями, каждый из которых выполнен из пары пластин, изогнутых по профилю боковых поверхностей зуба, расчетного для данного колеса, и пары кольцевых накладок, укрепленных на торцах тела.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых магнитопорошковым методом. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями, изготовленные из ферромагнитного материала, и пару кольцевых накладок, изготовленных из диамагнитного материала, укрепленных на торцах зубьев. По окружности тела, в областях оснований впадин зубчатого венца, по всей толщине В тела выполнены радиально ориентированные вырезы, глубина е которых одинакова по всей толщине В тела. Поверхности дна вырезов, их боковые поверхности и боковые поверхности зубьев взаимно плавно сопряжены между собой. Обеспечивается повышение надежности работы зубчатого колеса. 2 ил.
Наверх