Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу (1) цилиндра и установленный в ней поршень (2) с отверстием (3) под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси цилиндра. Гильза (1) и поршень (2) выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния. Гильза (1) имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра. Со стороны камеры сгорания от торца цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты цилиндра, содержание компонентов составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 75-93, нитрид кремния (Si3N4) - 6,5-20, углерод - 0,5-5. На оставшемся участке до торца цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 47-75, нитрид кремния (Si3N4) - 20-43, углерод - 5-10. Поршень (2) армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами (4) карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия (3) под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего. Содержание компонентов в поршне (2) составляет, мас.%: карбид кремния (SiC) - 80-93, нитрид кремния (Si3N4) - 18-6,5, углерод - 2-0,5. Технический результат заключается в исключении из конструкции поршневых колец за счет обеспечения постоянного теплового зазора между гильзой цилиндра и поршнем и повышении надежности за счет исключения деформации гильзы и поршня в рабочем процессе. 5 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к цилиндропоршневой группе (ЦПГ) двигателя внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано в различных областях промышленности, в том числе в авиационной.

ЦПГ двигателя подвержена высокому давлению горячих газов, термическим нагрузкам, обусловленным градиентом температур в радиальном и осевом направлениях, воздействию сил инерции. Кроме того, неблагоприятные условия смазки части цилиндра приводят к повышенному износу ЦПГ в результате коррозии под действием высокотемпературных продуктов сгорания, причем в большей степени в его верхней части в зоне камеры сгорания. В результате воздействия термических напряжений цилиндр принимает вид усеченного конуса, большее основание которого направлено в сторону камеры сгорания. При этом поршень при работе под влиянием перечисленных неблагоприятных факторов принимает в поперечном сечении форму овала, вытянутого вдоль оси поршневого пальца.

Известна ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра и установленный в ней поршень с термостойкой вставкой, охватывающей головку поршня, отверстием под поршневой палец и компрессионные кольца (Авт. св-во СССР №1209913, кл. F02F 3/00, 1986 г.). Термостойкие вставки обеспечивают определенное повышение износостойкости пары, однако применение в конструкции различных по свойствам материалов приводит к необходимости использования поршневых колец, что является недостатком известного технического решения.

Известна ЦПГ двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра и установленный в ней поршень из алюминиевого сплава с отверстием под поршневой палец, рабочие поверхности которых покрыты многослойным антифрикционным покрытием на основе окиси алюминия (Авт. св-во СССР №1731968, кл. F02F 3/00, 1992 г.). Недостатком известного технического решения является недостаточная прочность антифрикционного покрытия при температурах, превышающих 1000°С.

Наиболее близким по технической сущности и назначению к предлагаемому изобретению является цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси гильзы (Патент ЕР №321159, кл. F02B 77/11, 1989 г.). В известном техническом решении гильза цилиндра выполнена из керамического материала (нитрида или карбида кремния), а поршень выполнен составным, содержащим конструктивные элементы, расположенные на поверхности, обращенной к камере сгорания, и выполненные из керамических материалов, включающих упрочняющие волокна из оксида алюминия, диоксида циркония или углеродные волокна, и содержит поршневые кольца.

Таким образом, недостатком известного технического решения является сложность конструкции и недостаточная надежность, обусловленная необходимостью применения поршневых колец, уплотняющих зазор между поверхностями поршня и зеркала гильзы цилиндра.

Техническая проблема, на решение которой направлено изобретение, заключается в упрощении конструкции цилиндропоршневой группы при одновременном повышении ее надежности.

Технический результат, достигаемый при осуществлении предлагаемого технического решения, заключается в обеспечении постоянного теплового зазора между зеркалом гильзы цилиндра и боковой поверхностью поршня, что позволяет исключить необходимость использования поршневых колец.

Результат, обеспечиваемый заявленным изобретением, достигается тем, что цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания содержит гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов, и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси гильзы. Согласно изобретению гильза и поршень выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине гильзы, причем со стороны камеры сгорания от торца гильзы цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты гильзы, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93
нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20
углерод 0,5-5,

на оставшемся участке до торца гильзы цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75
нитрид кремния (Si3N4) 20-43
углерод 5-10,

поршень армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, а содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93
кремний (Si) 18-6,5
углерод 2-0,5

Совокупность существенных признаков достаточна для решения указанной технической проблемы, поскольку:

- выполнение гильзы и поршня из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, причем гильзы, имеющей градиентную структуру, с уменьшением содержания карбида кремния по ее длине со стороны камеры сгорания от торца на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты гильзы, с содержанием компонентов, составляющем, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93
нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20
углерод 0,5-5,

с содержанием компонентов на оставшемся участке до торца, противоположного камере сгорания, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75
нитрид кремния (Si3N4) 20-43
углерод 5-10,

и поршня с содержанием компонентов, составляющим, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93
кремний (Si) 18-6,5
углерод 2-0,5

повышает износостойкость и обеспечивает постоянство теплового зазора между гильзой и цилиндром, что позволяет упростить конструкцию за счет исключения из конструкции поршневых колец;

- армирование поршня не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, обеспечивает надежность пары за счет исключения возможности деформации поршня и гильзы в рабочем процессе.

Предложенное техническое решение поясняется следующим описанием его работы со ссылкой на иллюстрации, представленные на чертежах, где:

- на фиг. 1 изображена схема предложенной цилиндропоршневой группы;

- на фиг. 2 изображена диаграмма распределения компонентов по высоте гильзы;

- на фиг. 3 изображен полученный в результате экспериментальных исследований график зависимости степени износа от высоты гильзы;

- на фиг. 4 показан опытный образец гильзы с системой охлаждения, полученный методом реакционного спекания;

- на фиг. 5 показан опытный образец поршня, полученный методом реакционного спекания.

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания выполнена следующим образом. В гильзе 1 цилиндра установлен поршень 2 с отверстием 3, предназначенным для размещения поршневого пальца (не показан). Гильза 1 и поршень 2 выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния. При этом гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра, а именно со стороны камеры сгорания от торца гильзы на участке, длина которого составляет около 0,4 ее высоты, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93
нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20
углерод 0,5-5,

На оставшемся до торца участке, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75
нитрид кремния (Si3N4) 20-43
углерод 5-10

Градиентная структура гильзы обеспечивается следующей технологией изготовления:

1. Для получения металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния используют следующие исходные вещества, мас.%:

углерод 20
кремний 25
бор 1
алюминий 0,5
остальное карбид кремния (SiC)

2. Методом холодного прессования в закрытом объеме (матрице) изготавливается заготовка гильзы градиентной плотности. В процессе прессования сила трения уменьшает усилие прессования по величине и у верхнего торца исходной заготовки плотность составляет 3,1 г/см3, а у нижнего - 2,4 г/см3.

3. Для проведения химической реакции реакционного спекания материалов используются следующие газы:

азот - 1 часть;

метан - 1 часть;

метилсилоксан - 3 части.

3. Проводится насыщение заготовки гильзы метаном с целью образования углеродного скелета.

4. Проводится получение вторичного карбида кремния (SiC) насыщением кремния свободным углеродом в процессе силицирования в среде диметилсилоксана.

5. В среде азота производится преобразование свободного кремния в пористый нитрид кремния, который образуется в нижней части заготовки, имеющей более низкую плотность.

6. В результате повышается прочность и износостойкость гильзы, поскольку величина плотности карбида кремния у верхнего торца гильзы больше на 70-72% величины плотности карбида кремния у нижнего торца гильзы, а величина микротвердости карбида кремния на 50-60% больше величины микротвердости нитрида кремния.

Для изготовления поршня 2 используют те же исходные вещества, мас.%, что и при изготовлении гильзы. При этом в процессе подготовки материала поршня 2 к спеканию последний предварительно армируют не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами 4 карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, которые располагают равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего и параллельно оси отверстия 3 под поршневой палец. Данное расстояние определяется исходя из условия обеспечения прочности поршня в процессе эксплуатации. Изменением технологических параметров процесса в результате химической реакции содержание компонентов в материале поршня 2 после его изготовления составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93
кремний(Si) 18-6,5
углерод 2-0,5

В таблице приведены характеристики металлокерамоматричного материала в зависимости от процентного содержания карбида кремния (SiC).

Поскольку гильза 1 и поршень 2 имеют равные величины коэффициента линейного расширения, зазор между ними гарантированно сохраняется в процессе работы ЦПГ. Кроме того, реакционно-спеченный карбид кремния характеризуется низкими значениями коэффициента трения, а наличие в его структуре определенной пористости, способствующей удержанию смазки в зазоре между гильзой и поршнем, исключает возможность заклинивания в процессе работы при температурах, превышающих 1000°С. При этом армирование поршня бескерновыми волокнами карбида кремния, расположенными равномерно по окружности и вдоль оси отверстия под поршневой палец, исключает возможность деформации поршня.

Таким образом, выполнение гильзы, имеющей градиентную структуру, с уменьшением содержания карбида кремния по ее длине и поршня, армированного бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), обеспечивает постоянный тепловой зазор между гильзой цилиндра и поршнем и исключает деформации гильзы и поршня в рабочем процессе, что позволяет решить поставленную задачу упрощения конструкции цилиндропоршневой группы за счет исключения поршневых уплотнений при одновременном повышении надежности пары.

Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая гильзу цилиндра, выполненную с применением керамических материалов, и установленный в ней поршень с отверстием под поршневой палец, ось которого перпендикулярна оси цилиндра, отличающаяся тем, что гильза и поршень выполнены из металлокерамоматричного композиционного материала на основе наноструктурного дисперсноупрочненного реакционноспеченного карбида кремния, гильза имеет градиентную структуру с уменьшением содержания карбида кремния по длине цилиндра, причем со стороны камеры сгорания от торца цилиндра на участке, длина которого составляет около 0,4 высоты цилиндра, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 75-93
нитрид кремния (Si3N4) 6,5-20
углерод 0,5-5,

на оставшемся участке до торца цилиндра, противоположного камере сгорания, содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 47-75
нитрид кремния (Si3N4) 20-43
углерод 5-10,

поршень армирован не менее чем четырьмя бескерновыми волокнами карбида кремния (SiC), толщина которых составляет 88-95 мкм, расположенными равномерно по окружности и параллельно оси отверстия под поршневой палец на расстоянии (1,3-1,7) диаметра отверстия от оси последнего, а содержание компонентов составляет, мас.%:

карбид кремния (SiC) 80-93
нитрид кремния (Si3N4) 18-6,5
углерод 2-0,5



 

Похожие патенты:

Поршень // 2637587
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к свободнопоршневым двигателям внутреннего сгорания. В отличие от известных двигателей содержит поршень с двумя рабочими зонами - наружной и внутренней.

Изобретение может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания. Поршень двигателя внутреннего сгорания содержит головку (1) с днищем и канавками (2) для установки поршневых колец, юбку (3) и бобышки (4) с отверстиями (5) под поршневой палец.

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания с щелевой продувкой содержит цилиндр (1), в котором выполнены продувочные и выпускные окна (3) и (4), открываемые размещенным в нем поршнем (6), первое уплотнительное кольцо (7), установленное в кольцевой канавке поршня (6) и контактирующее с уплотняемой поверхностью цилиндра (1), второе уплотнительное кольцо (8), взаимодействующее с уплотняемой поверхностью цилиндра (1) и установленное в кольцевой канавке поршня (6) на расстоянии от первого кольца, не меньшем высоты выпускного окна (4), и продольные уплотнители (11) и (12), контактирующие с уплотняемой поверхностью цилиндра (1) в районе расположения перегородок между продувочными и выпускными окнами (3) и (4) и установленные в углублении (10) поршня между первым и вторым кольцами (7) и (8).

Изобретение может быть использовано в поршневых машинах, преимущественно в двигателях внутреннего сгорания. Шарнирный узел предназначен для поршневой машины, содержащей поршень (1) с поршневым пальцем (4), кривошип с кривошипным пальцем и шатун (5) с поршневой и кривошипной головками (6) и (8).

Изобретение может быть использовано в поршневых двигателях внутреннего сгорания с оппозитным расположением цилиндров. Двигатель внутреннего сгорания с оппозитными цилиндрами содержит корпусной блок (1) с как минимум одной парой оппозитных гильз (2) и (3), в которых расположен цельный поршень, включающий пару поршневых головок (4) и (5).

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания с дифференциальным ходом поршня имеет вал двигателя и поршень, выполненный с возможностью возвратно-поступательного перемещения в камере цилиндра и содержащий внутреннюю часть поршня, шток поршня, соединенный на первом конце с упомянутой внутренней частью поршня, наружную часть поршня, которая служит в качестве носителя для упомянутой внутренней части поршня и соединена с упомянутым валом двигателя, причем упомянутая внутренняя часть поршня выполнена с возможностью работать по циклу, отличному от цикла наружной части поршня, и управляющий рычажный механизм, соединенный с упомянутым двигателем в точке крепления, причем упомянутый управляющий рычажный механизм соединен со вторым концом упомянутого штока поршня, определяя точку копирования, в котором упомянутый управляющий механизм направляет и определяет перемещение упомянутой точки копирования таким образом, что оно по существу выровнено с осью упомянутой камеры цилиндра.

Изобретение относится к поршневым двигателям внутреннего сгорания. Поршень с канавкой согласно изобретению имеет на профиле боковой поверхности днища поршня каплевидную канавку, нарезанную на расстоянии 2-3 мм от огневого днища под углом 22° относительно оси поршня с общей длиной 12-13 мм и имеющую сферическое основание радиусом r = 1,5 мм.

Изобретение относится к поршневому подшипниковому устройству двигателя внутреннего сгорания. Устройство содержит поршень с по меньшей мере верхней частью и нижней частью, жестко скрепленными друг с другом, и шатун (2), имеющий верхний конец (2а) с поршневыми пальцевыми средствами (3), установленными между упомянутыми частями (1a, 1b) поршня и соединенными с возможностью поворота с поршнем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям тронковых поршневых машин, а именно к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), поршневым компрессорам и насосам.

Изобретение относится к способу изготовления нанесенной термическим напылением тонкостенной гильзы цилиндра для установки в блоке цилиндров двигателя и к гильзе цилиндра, изготовленной таким способом.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Внутренняя сторона гильзы двигателя внутреннего сгорания обработана так, чтобы быть абсолютно гладкой, и на нее нанесено покрытие типа DLC.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Блок цилиндров (204) двигателя содержит цилиндры (314), две опоры (300) коленчатого вала в нижней части блока (204) цилиндров, поверхность (322) сочленения головки блока цилиндров в верхней части блока (204) цилиндров и первую и вторую наружные боковые стенки (333),(335).

Изобретение может быть использовано при механической обработке корпусов цилиндров двигателя внутреннего сгорания. Способ механической обработки прохода для шатуна в корпусе цилиндра двигателя внутреннего сгорания включает выполнение в основании гильзы (6) цилиндра прямого выреза (14) цилиндрической формы, позволяющего шатуну смещаться в боковом направлении во время подъема или опускания поршня в цилиндре.

Изобретение относится к области технологических процессов машиностроения, в частности к ремонту блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания. В способе осуществляют выполнение расточки отверстия блока цилиндров двигателя в зоне посадки втулки блока цилиндров с последующей компенсацией образовавшегося зазора между отверстием расточки блока цилиндров и втулкой, в отверстие расточки блока цилиндров устанавливают предварительно охлажденное опорное кольцо, выполненное ступенчатым с большой и малой наружными боковыми сторонами, опорным буртом и нижним торцом, причем опорное кольцо контактирует с блоком цилиндров большой наружной боковой стороной, обеспечивают натяг кольца в пределах 0,236-0,330 мм и оставляют зазор между нижним торцом кольца и блоком цилиндров двигателя не менее 0,1 мм, охлаждение опорного кольца производят в жидком азоте в течение 15-25 мин.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (2), каждый из которых снабжен поршнем (1), установленным в полости цилиндра (2) и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (2) свежего рабочего тела и выходом для удаления из полости цилиндра (2) отработанного рабочего тела.

Изобретение относится к способу обработки блока цилиндров двигателя. Согласно способу в отверстии цилиндра со стороны картера двигателя формируют выступ, направленный в сторону картера двигателя, и на внутренней поверхности отверстия цилиндра и на внутренней поверхности выступа, являющейся продолжением внутренней поверхности цилиндра, формируют напыленное покрытие.

Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Двигатель внутреннего сгорания содержит четыре полых цилиндра (1), каждый из которых снабжен поршнем (2), установленным в его полости и соосно с ним, входом для поступления в полость цилиндра (1) свежего рабочего тела и выходом для удаления из полости цилиндра (1) отработанного рабочего тела.

Группа изобретений относится к обработке поверхностей заготовок перед термическим напылением. Технический результат - улучшение адгезии покрытия к поверхности.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано при создании и эксплуатации двигателей различных классов и двигателей, различных по назначению.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям поршневых машин. Цилиндропоршневая группа содержит втулку цилиндра (1), поршень (2) с бобышками (3), компрессионные и маслосъемные кольца (4). В полый поршневой палец (5) установлены две вставки (6). Между вставками (6) установлены, по крайней мере, две тарельчатые пружины (7). Технический результат заключается в уменьшении интенсивности ударов при перекладках и кантовании поршня в зазоре между его тронком и зеркалом втулки цилиндра. 5 з.п. ф-лы, 11 ил.
Наверх