Сильфонный компенсатор

Изобретение относится к устройствам для компенсации перемещений трубопроводов и может быть использовано в пневмогидросистемах. Задачей настоящего изобретения является снижение гидравлического сопротивления сильфонного компенсатора. Заявленный компенсатор содержит магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток. Магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом, соединены между собой и разгрузочным элементом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт. Разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо. В патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано для соединения фланцев входных магистралей жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) с фланцами трубопроводов или баков ракет носителей (РН) и в других отраслях промышленности.

Известен трубопроводный компенсатор линейных перемещений (патент США от 16.07.70 г. - аналог патента Швейцарии №528698 от 14.07.71 г.), в описании которого представлен трубопровод, устанавливаемый на входе в пароперегреватель. Он состоит из трубопроводов, сильфонов и среднего патрубка, один из трубопроводов имеет опоры, к которым прикреплено коромысло. Коромысло одной тягой соединено с другим трубопроводом, а другой тягой - с промежуточным патрубком. Механизм трубопроводного компенсатора в соединении трубопроводов позволяет равномерно нагружать оба сильфона при перемещении одного из трубопроводов.

Недостатком известного трубопроводного компенсатора является возможность поворота соединений коромысла только в одной плоскости, а также наличие двух коромысел в потоке рабочей среды, что загромождает тракт промежуточного патрубка и создает повышенное сопротивление потоку.

Известен сильфонный компенсатор (патент №2561816, МПК F16L 15/02 от 26.06.2014 г., Россия, прототип).

Сильфонный компенсатор (фиг. 1) содержит горизонтальный и вертикальный магистральные сильфоны 1 и 2, расположенные под прямым углом друг к другу, тройник 3, соединяющий магистральные сильфоны и разгрузочный элемент 4 через неподвижное кольцо 5, патрубок 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон, центрирующие опоры 7 и 8, сферические шарниры 9 и 10, шток 11.

Сильфонный компенсатор с магистральными сильфонами, расположенными под прямым углом друг к другу, позволяет компенсировать как угловые, так и линейные перемещения фланцев бака ракеты-носителя и жидкостного ракетного двигателя, имеет хорошие условия монтажа, высокую надежность разгрузочного элемента и сферических шарниров.

Недостатком сильфонного компенсатора является повышенное гидравлическое сопротивление из-за неравномерности скорости течения рабочего компонента в разных сечениях гидравлического тракта. Основная потеря напора жидкости происходит в цилиндрической части тройника, где часть потока тормозится, упираясь в разгрузочный элемент, а затем, отталкиваясь от него, образует вверху цилиндрической части тройника вихрь против часовой стрелки. Также имеется потеря напора при изменении направления потока в патрубке из-за уменьшения скорости потока у стенки патрубка с меньшим радиусом.

Задача предлагаемого технического решения состоит в снижении гидравлического сопротивления сильфонного компенсатора.

Поставленная задача достигается тем, что в предлагаемом сильфоном компенсаторе, содержащем магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток, согласно изобретению магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом, соединены между собой и разгрузочным элементом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт, разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо, а в патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется эскизом (фиг. 2), где:

1 - горизонтальный магистральный сильфон;

2 - вертикальный магистральный сильфон;

4 - разгрузочный элемент;

6 - патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон;

7, 8 - центрирующие опоры;

9, 10 - сферические шарниры;

11 - шток;

12 - патрубок с плавно изгибающимся трактом;

13 - тарельчатое кольцо;

14 - втулка;

15 - направляющие лопатки.

Предлагаемый сильфонный компенсатор содержит горизонтальный магистральный сильфон 1, вертикальный магистральный сильфон 2, расположенные под прямым углом между собой, патрубок 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент 4, центрирующие опоры 7, 8, сферические шарниры 9, 10, шток 11. Магистральные сильфоны 1, 2 соединены между собой и разгрузочным элементом 4 при помощи патрубка 12 с плавно изгибающимся трактом, при этом разгрузочный элемент 4 соединен с последним через тарельчатое кольцо 13 и втулку 14. В патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон 6 и патрубок с плавно изгибающимся трактом 12 установлены направляющие лопатки 15.

Сильфонный компенсатор работает следующим образом.

Поступающая в компенсатор рабочая среда в патрубке 6 на входе в горизонтальный магистральный сильфон 1 расчленяется на ряд потоков между концентрично расположенными направляющими лопатками 15.

Это приводит к улучшению структуры потока, более равномерному распределению его по сечению и, в конечном итоге, к уменьшению величины местного гидравлического сопротивления. При дальнейшем прохождении рабочей среды по тракту снижение гидросопротивления обеспечивается за счет плавного поворота потока в патрубке 12 с плавно изгибающимся трактом, соединенного с разгрузочным элементом 4 через втулку 14 и тарельчатое кольцо 13, и наличия концентрично расположенных направляющих лопаток 15.

Снижение гидросопротивления сильфонного компенсатора с указанными отличиями подтверждено экспериментально.

Положительными эффектами предлагаемого сильфонного компенсатора является:

- улучшение кавитационных характеристик;

- унификация, в случае использования в качестве патрубка с плавно изгибающимся трактом конструкцию патрубка на входе в горизонтальный магистральный сильфон;

- снижение массы.

1. Сильфонный компенсатор, содержащий магистральные сильфоны, расположенные под прямым углом друг к другу, патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон, разгрузочный элемент, центрирующие опоры, сферические шарниры, шток, отличающийся тем, что в нем магистральные сильфоны между собой и разгрузочным элементом соединены под прямым углом патрубком, имеющим плавно изгибающийся тракт, а разгрузочный элемент соединен с патрубком через втулку и тарельчатое кольцо.

2. Компенсатор по п. 1, отличающийся тем, что в патрубок на входе в горизонтальный магистральный сильфон и патрубок с плавно изгибающимся трактом установлены направляющие лопатки.



 

Похожие патенты:

Компенсатор предназначен для компенсации тепловых перемещений трубопроводов с жидкостью. Компенсатор снабжен источником сжатого воздуха с более высоким давлением, чем давление жидкости в трубопроводе, следящими регуляторами давления, связанными с клапаном подачи сжатого воздуха в разгрузочную камеру и с клапаном сброса избыточного сжатого воздуха в атмосферу, а также эластичной оболочкой, образующей с основным компенсирующим элементом - гофрированной оболочкой - дополнительную пневмокамеру и отделяющей сжатый воздух под гофрами основного компенсирующего элемента от жидкой среды в трубопроводе.

Изобретение относится к области компенсирующих устройств и защитной амортизации машиностроения и может быть использовано во всех отраслях техники для компенсации деформации газопроводов, паропроводов, воздухопроводов, присоединенных к амортизируемым механизмам в качестве виброизолирующего элемента Известен сильфонный компенсатор (СК), состоящий из двух соосно расположенных сильфонов, которые жестко соединены друг с другом посредством патрубка и снабжены присоединительными фланцами (см.

Изобретение относится к элементам систем терморегулирования космических аппаратов. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано в обвязках газонефтеперекачивающих станций. .

Изобретение относится к трубопроводному транспорту и используется в трубопроводах газонефтеперкачивающих станций. .

Изобретение относится к строительству и используется при сооружении и эксплуатации трубопроводов для компенсации сдвигово-поворотных перемещений элементов трубопроводов с большими условными проходами и с высоким давлением перекачиваемой среды.

Изобретение относится к области компенсирующих устройств и защитной амортизации машиностроения и может быть использовано во всех отраслях техники для компенсации деформации газопроводов, паропроводов, воздухопроводов, присоединяемых к амортизируемым механизмам в качестве виброизолирующего элемента.
Наверх