Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте. Технический результат заключается в повышении точности и достоверности работы системы и расширения ее функциональных возможностей. Технический результат достигается за счет автоматизированной системы оплаты проезда и контроля проездных документов, которая содержит центральный комплекс, станционный комплекс, транспортные средства передвижения пассажиров, центральный комплекс содержит серверы управления и обработки, блоки памяти, блок обмена, блок памяти зонного деления транспортной сети и временных интервалов, сервер формирования маршрутной схемы для каждой станции, блок памяти маршрутных схем станций, сервер формирования тарифов маршрутных схем и тарифных коэффициентов для каждой станции, блок памяти тарифов маршрутных схем станций, блок памяти льготных коэффициентов, станционный комплекс содержит сервер управления, сервер формирования дифференцированных цен билетов и тарифных коэффициентов для каждого маршрута станции, блок памяти зональных тарифов маршрутов станции, блок памяти льготных коэффициентов, пункты продажи проездных документов, пункты контроля проездных документов, расположенные в транспортных средствах. 1 ил.

 

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте и может быть использовано для автоматизированной оплаты проезда и контроля проездных документов на транспорте, преимущественно в наземном общественном транспорте.

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс и станционные комплексы (патент РФ 2115953, кл. G07B 15/00, 15/04, опубл. 1998г).

Известная система не позволяет осуществлять дифференциацию цены билета в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда.

Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью обмена данными с пунктами продажи проездных документов, выполненными с возможностью продажи проездных документов по ценам, сформированным в центральном комплексе, и с возможностью фиксации в них соответствующих характеристик (патент РФ 2121163, кл. G07B 15/00, 15/04, опубл. 1998 г.). Известная система не позволяет осуществлять дифференциацию цены проездного документа в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда.

Задачей настоящего изобретения является разработка системы с возможностью формирования дифференцированной оплаты в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда для того, чтобы повысить доходность перевозчика без значительного увеличения среднего уровня оплаты проезда для населения, что позволит не обострять социальную напряженность.

Технический результат состоит в повышении точности и достоверности работы системы и расширения ее функциональных возможностей. Повышение точности и достоверности работы системы осуществляется за счет получения данных о проданных проездных документах, с характеристиками, включающими временные суточные интервалы, разрешенные для совершения поездки, и оплаченный маршрут (количество зон) следования пассажира, и о результатах проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля транспортных средств.

Расширение функциональных возможностей осуществляется за счет дифференциации оплаты проезда в соответствии с зональным делением транспортной сети и временными суточными интервалами. Результат достигается тем, что в автоматизированную систему оплаты проезда и контроля проездных документов, включающую центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью обмена данными с пунктами продажи проездных документов, выполненными с возможностью продажи проездных документов по ценам, сформированным в центральном комплексе, и с возможностью фиксации в них соответствующих характеристик, на каждом транспортном средстве введен пункт контроля проездных документов, а центральный комплекс выполнен с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих зональному делению транспортной сети для каждого станционного комплекса и временным суточным интервалам совершения поездки, с возможностью формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса, с возможностью получения и обработки данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам, станционные комплексы выполнены с возможностью передачи в пункты контроля транспортных средств данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, сбора и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от пунктов контроля транспортных средств, пункты продажи проездных документов выполнены с возможностью продажи проездных документов по ценам, дифференцированным в соответствии с заданными временными суточными интервалами и заданным зональным делением транспортной сети для данного станционного комплекса, и с фиксацией на них основных и дополнительных характеристик, с возможностью обмена со станционным комплексом данными о зафиксированных основных и дополнительных характеристиках проездных документов, пункт контроля транспортного средства выполнен с возможностью считывания, проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов.

Конкретный, но не ограничивающий настоящее изобретение вариант выполнения системы приведен на чертеже, где изображены центральный комплекс 1, станционный комплекс 2, транспортные средства 3 (автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси), центральный комплекс содержит сервер 4 управления и обработки, блоки 5 памяти, блок 6 обмена, блок 7 памяти зонального деления транспортной сети и временных интервалов совершения поездки, сервер 8 формирования зонального деления транспортной сети для каждой станции, блок 9 памяти зонального деления транспортной сети для каждой станции, сервер 10 формирования тарифов маршрутных схем и тарифных коэффициентов для каждой станции, блок 11 памяти тарифов маршрутных схем станций, блок 12 памяти льготных коэффициентов, станционный комплекс содержит сервер 13 управления, сервер 14 формирования дифференцированных цен билетов для каждого маршрута станции, блок 15 памяти тарифов маршрутных схем станции, блок 16 памяти льготных коэффициентов, пункты 17 продажи проездных документов, в транспортных средствах 3 установлены пункты 18 контроля проездных документов. Все узлы и блоки системы взаимодействуют через шины связи, коммутируемые каналы связи, не коммутируемые каналы связи, радиоканалы связи.

Сервер 4 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 5 памяти выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, блок 6 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 7 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 8 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 9 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 10 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 11 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, блок 12 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 13 выполнен на ПЭВМ (например, Pentium) с соответствующей периферией и системным ПО Microsoft Windows NT версии 4.0, сервер 14 выполнен на ПЭВМ (например, Pentium) с соответствующей периферией и системным ПО Microsoft Windows NT версии 4.0, блок 15 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти ПЭВМ, блок 16 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти ПЭВМ, пункты 17 продажи выполнены на УПБ СТ-3026, с возможностью хранения данных и кодирования основных и дополнительных характеристик в проездном документе, а именно:

- основные характеристики:

- вид проездного документа (разовый, абонементный, месячный, квартальный, годовой);

- категория проездного документа (полный, студенческий, школьный, льготный);

- срок действия проездного документа;

- число поездок по проездному документу;

- задержка повторного прохода по проездному документу;

- дополнительные характеристики:

- начальная и конечная зоны маршрута, соответствующие зональному делению транспортной сети;

- временные суточные интервалы совершения поездки;

- дифференцированная цена проездного документа, пункт 18 контроля выполнен на устройстве МО-3000, включающем блок кодирования, блок считывания, блок печати, блок обработки (например, микропроцессор Intel) с соответствующей периферией для сбора и передачи данных.

Проездные документы реализуются в виде магнитных билетов (МБ) и бесконтактных смарт-карт (БСК).

Серверы 4 осуществляют сбор и обработку данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда, данных о проверке проездных документов от станционных комплексов и передают обработанную информацию по назначению и для хранения в блоках 5 памяти, кроме того, серверы 4 осуществляют аналитическую обработку накопленной информации (например, определяют параметры пассажиропотоков и характеристики распределения видов и категорий проездных документов, баланс проданных и использованных проездных документов и т.п.). Обмен информацией со станционными комплексами осуществляется через блок 6 обмена. Блок 7 хранит схему зонального деления транспортной сети и временного суточного деления. Сервер 8 рассчитывает маршрутные схемы для каждой станции на основе данных памяти 7 и передает эти схемы в блок 9, откуда они рассылаются в станционные комплексы и передаются в сервер 10 для формирования тарифов маршрутных схем и временного деления для каждой станции. Полученные данные фиксируются в блоках 11, 12 памяти и передаются на станции. В станционных комплексах сервер 13 выполняет функции обмена различной информацией с центральным комплексом и распределения необходимой информации по блокам станционного комплекса, управления работой блоков комплекса, а также приема данных от пунктов 18 контроля, установленных на транспортных средствах 3 и от пунктов 17 продажи. Сервер 14 служит для формирования цен проездных документов для каждого маршрута станции, дифференцированных в соответствии с временным суточным интервалом поездки и зональным делением маршрута. Данные от сервера 14 фиксируются в блоках 15, 16 памяти и передаются на пункты 17 продажи. Пункты 17 продажи осуществляют продажу проездных документов и фиксацию основных и дополнительных характеристик в проездных документах. Пункты 18 контроля осуществляют считывание, проверку и регистрацию основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров. Все блоки системы выполнены на средствах вычислительной техники с необходимыми стандартными и дополнительными периферийными средствами. Система работает следующим образом.

Сервер 8, используя информацию из блока 7 памяти, формирует маршруты для каждой станции с учетом зонального деления всей транспортной сети и передает эти маршрутные схемы в блок 9 памяти. Сервер 10, используя уже информацию из блока 9, формирует тарифы для каждого маршрута движения от данной станции в любую другую. При этом учитываются данные о временных коэффициентах от блока 7. Кроме того, сервер 10 формирует льготные коэффициенты, такие как, например, если пассажир совершает ежедневные поездки от одной станции до другой (из дома на работу и с работы домой), то абонементный проездной документ продается по самому низкому тарифу. Льготные коэффициенты также используются при продаже проездных документов студентам и школьникам и в зависимости от числа приобретаемых поездок (чем число поездок больше, тем цена одной поездки ниже). Эти коэффициенты передаются в память 12. Через блок 6 все необходимые данные передаются в серверы 13 станционных комплексов 2. Сервер 13 размещает в блоках станционного комплекса необходимое программное обеспечение, справочно-нормативные данные, списки запрещенных проездных документов, передает в центральный комплекс данные о техническом состоянии блоков станции и осуществляет связь всех блоков станции с центральным комплексом. Станционный комплекс осуществляет сбор и обработку данных о проданных проездных документах от пунктов 17 продажи, сбор и обработку данных о характеристиках проездных документов при проверке проездных документов во время прохода пассажиров от пунктов 18 контроля, расположенных в транспортных средствах 3, осуществляет, по мере необходимости, загрузку новых версий программного обеспечения и справочно-нормативных данных в блоки станционных комплексов.

Центральный комплекс 1 осуществляет выявление подозрительных проездных документов, формирует и рассылает в станционные комплексы 2 списки запрещенных проездных документов, формирует отчеты, осуществляет контроль функционального состояния технических средств системы, отображает оперативные данные о проданных проездных документах от пунктов 17 продажи, осуществляет сбор и обработку информации об аннулированных проездных документах от пунктов 18 контроля. Пункты 17 продажи станционных комплексов осуществляют продажу проездных документов с дифференцированной оплатой проезда в зависимости от длительности маршрута (количество зон проезда) и суточного временного интервала поездки (поездок) и дополнительное кодирование проездного документа, в котором указаны число поездок по проездному документу; задержка повторного прохода по проездному документу, начальная и конечная зона маршрута, временные суточные интервалы использования проездного документа, цена проездного документа и т.п., а также тестирование неисправных проездных документов, сбор и передачу через сервер 13 в центральный комплекс информации о проданных проездных документах, запись этой информации в фискальную память (не показана). Сервер 13 осуществляет прием и загрузку в блоки станционного комплекса из центрального комплекса программного обеспечения и справочно-нормативной информации, списка запрещенных проездных документов, сбор и передачу в центральный комплекс информации о техническом состоянии блоков станционного комплекса. Сервер 14 формирует дифференцированные схемы билетов в соответствии с временными суточными интервалами поездки и зональным делением маршрута. Пункт 18 контроля проверяет соответствие проездных документов указанным в них характеристикам и другим условиям, а именно отсутствие номера проездного документа в “стоп-листе”, который указывает номера запрещенных проездных документов, соответствие временного интервала прохода, указанному в проездном документе, временному суточному интервалу совершения поездки, соответствие данной станции указанному зональному интервалу, не просрочен ли проездной документ, есть ли еще разрешенная поездка и т.д., аннулирует запрещенный проездной документ, фиксирует и передает в центральный комплекс данные о проверке проездных документов прошедших пассажиров и об аннулированных проездных документах. Сервер 4 центрального комплекса осуществляет прием и обработку информации о техническом состоянии средств комплексов, данных о проданных проездных документах, о результатах проверки проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля. Таким образом, дифференцированная оплата позволяет приблизить оплату проезда к реальной его стоимости, что позволяет расширить функциональные возможности системы, а повышение точности и достоверности работы системы осуществляется за счет получения данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда и о результатах проверки проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля на транспортных средствах и контроля технического состояния средств комплексов.

Расчеты показывают, что вводя дифференцированную оплату проезда можно приблизить плату за проезд к реальной стоимости проезда и тем самым снизить финансовые потери перевозчика, при этом стоимость проезда для значительной части населения, в том числе и для людей с небольшим материальным достатком практически останется неизменной, что не может повлиять на социальную обстановку.

Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью обмена данными с пунктами продажи проездных документов, выполненными с возможностью продажи проездных документов по ценам, сформированным в центральном комплексе, и с возможностью фиксации в них соответствующих характеристик, отличающаяся тем, что на каждом транспортном средстве введен пункт контроля проездных документов, а центральный комплекс выполнен с возможностью формирования дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих зональному делению транспортной сети для каждого станционного комплекса и временным суточным интервалам совершения поездки, с возможностью формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса, с возможностью получения и обработки данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам, станционные комплексы выполнены с возможностью передачи в пункты контроля транспортных средств данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, сбора и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от пунктов контроля транспортных средств, пункты продажи проездных документов выполнены с возможностью продажи проездных документов по ценам, дифференцированным в соответствии с заданными временными суточными интервалами и заданным зональным делением транспортной сети для данного станционного комплекса, и с фиксацией на них основных и дополнительных характеристик, с возможностью обмена со станционным комплексом данными о зафиксированных основных и дополнительных характеристиках проездных документов, пункт контроля транспортного средства выполнен с возможностью считывания, проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к способу управления бортовым модулем (OBU) транспортного средства в зоне связи модуля (RSU) на обочине дороги станции электронного дорожного сбора.

Изобретение относится к системе, способу, устройству и машиночитаемому носителю для сбора оплаты. Технический результат заключается в повышении безопасности передачи сообщений.

Изобретение относится к устройству, серверу, транспортным средствам и способу управления для системы взимания дорожных сборов. Технический результат заключается в управлении выявлением нарушений правил движения.

Изобретение относится к автоматической системе взимания платы за проезд по автомобильным дорогам. Технический результат заключается в отслеживании автотранспортного средства на участках дорог с нестабильной или отсутствующей связью.

Изобретение относится к средствам автоматизации оплаты и контроля проездных документов и может быть использовано для дифференцированной оплаты проезда и контроля проездных документов преимущественно в метрополитене и на железной дороге.

Изобретение относится к системе взимания платы за проезд. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности контроля проезжающих транспортных средств за счет размещения антенной системы вдоль продольного направления контролирующего транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам и к способам управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, базирующихся в транспортных средствах, с использованием регистрирующих транспортных средств, контролирующих транспортных средств и сервера регистрации нарушений, в которой регистрирующее транспортное средство считывает параметр дорожного сбора с бортового устройства проезжающего мимо транспортного средства через интерфейс DSRC-радиосвязи, сравнивает его с параметром, характеризующим форму транспортного средства, который обнаружен датчиком, и на основании этого, в случае несоответствия, генерирует запись с данными о нарушении и передает ее в сервер регистрации нарушений, при этом контролирующее транспортное средство регистрирует свое местоположение или его окрестность в сервере регистрации нарушений, и сервер регистрации нарушений делает записи с данными о нарушениях в местах, где произошли нарушения, при этом, когда контролирующее транспортное средство обнаруживает транспортное средство-нарушитель в окрестности, оно выдает предупреждающее сообщение, и при передаче записи с данными о нарушении из регистрирующего транспортного средства в сервер регистрации нарушений и/или из сервера регистрации нарушений в контролирующее транспортное средство запись с данными о нарушении разделяют на одну часть, передаваемую по протоколу управления передачей, и на другую часть, передаваемую по протоколу передачи дейтаграмм пользователя.

Изобретение относится к средствам контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Технический результат заключается в повышении надежности и качества контроля оплаты проезда.

Изобретение относится к способу дорожного сбора с транспортных средств в открытой системе платной дороги. Технический результат заключается во взимании дорожного сбора с транспортных средств открытой системы платной дороги, с динамичным расчетом суммы дорожного сбора при проходе маяка в режиме реального времени с возможностью обновления данных.

Изобретение относится к системам пропускного режима на автомобильные парковки, оборудованные системами идентификации транспортных средств и водителей. Технический результат заключается в повышении надежности работы устройства управления автомобильной парковкой.

Изобретение относится к технологиям связи с использованием мобильного терминала, и более конкретно, к технологии, предназначенной для использования в мобильном терминале или в программе мобильного терминала, которая осуществляет информационный обмен с устройством или прибором, имеющим функцию устройства считывания/записи для метки радиочастотной идентификации (RFID), и которая служит в качестве пассивной метки RFID, и к системе управления пункта проверки или к способу управления пункта проверки, который использует такой мобильный терминал. Технический результат – обеспечение мобильного терминала, имеющего возможность осуществления информационного обмена с множеством типов устройств считывания/записи, каждое из которых включает в себя управляющую программу, имеющую функцию идентификации или аутентификации метки RFID. Мобильный терминал включает в себя программное приложение, блок GPS обработки, блок обработки метки RFID, устройство считывания/записи, контроллер терминала, обеспечивающие передачу соответствующей информации на сервер приложений. 5 н. и 11 з.п. ф-лы, 18 ил.
Изобретение относится к области средств автоматического сбора платы за проезд в транспортном средстве. В способе взимание платы происходит в результате звонка с предварительно зарегистрированного в качестве платежного устройства мобильного коммуникатора, принадлежащего пользователю. Пользователь связывается с модулем идентификации процессингового центра системы выбранного вида общественного транспорта, осуществляя звонок без соединения по номеру, указанному на транспортном средстве. В модуле идентификации происходит сравнение номера СИМ-карты мобильного коммуникатора, с которого произведен звонок, с сохраненным в модуле регистрации номером, и при совпадении номеров в случае удовлетворения условия оплаты осуществляется погашение платежа и его подтверждение. Регистрация мобильного коммуникатора может происходить непосредственно при попадании в транспортное средство. Достигается повышение оперативности оплаты проезда и ее учета. 6 з.п. ф-лы.
Наверх