Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска и зубчатый венец с зубьями. На обоих торцах зубьев укреплена пара кольцевых накладок. Длина боковых поверхностей зубьев равна длине рабочих участков боковых поверхностей зубьев, расчетных для данного колеса. По наружному периметру тела в области оснований впадин зубчатого венца, по всей ширине тела, выполнены радиально ориентированные вырезы. Боковые поверхности вырезов, ориентированные радиально, сопряжены с боковыми поверхностями зубьев, а поверхности дна вырезов ориентированы перпендикулярно торцам тела. Обеспечивается исключение накопления и спрессовывания порошкообразного смазочного материала в области оснований впадин зубчатого венца. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Гузенков П.Г.: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с.: ил.», стр. 154, рис. 12.1, а).

Недостаток данной конструкции зубчатого колеса состоит в том, что его зубья в процессе работы колеса в передаче подвержены изгибающим нагрузкам, способным привести к излому зубьев и выходу колеса из строя. Эта опасность возрастает с увеличением величины нагрузок, испытываемых зубьями и с увеличением высоты зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из тела и зубчатого венца с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок (см. патент на изобретение №2558764, кл. F16H 55/12, опубл. 10.08.2015 г., Бюл. №22). Кольцевые накладки, связывая между собой зубья колеса, повышают их изгибную прочность, т.к. зубья в этом случае можно рассматривать как балки, защемленные с двух сторон (со стороны оснований и вершин зубьев).

Недостаток прототипа состоит в том, что при смазывании зубчатого колеса порошкообразным смазочным материалом этот материал, попадая в процессе смазывания в области впадин зубчатого венца колеса, слеживается там и уплотняется, уменьшая осевой зазор передачи или вовсе его исключая. Отсутствие зазора способно привести к заклиниванию сопряженных зубьев парных зубчатых колес, привести к их поломке и выходу зубчатой передачи из строя.

Изобретением решается задача предотвращения накапливания порошкообразного материала во впадинах зубчатого венца колеса и заклинивания сопряженных зубьев парных зубчатых колес.

Для этого зубчатое колесо содержит тело в виде диска и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок. Причем длина боковых поверхностей зубьев равна длине рабочих участков боковых поверхностей зубьев, расчетных для данного колеса. По наружному периметру тела в области оснований впадин зубчатого венца, по всей ширине тела, выполнены радиально ориентированные вырезы. Боковые поверхности вырезов ориентированы радиально и сопряжены с боковыми поверхностями зубьев, а поверхности дна вырезов ориентированы перпендикулярно торцам тела.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фрагмент зубчатого колеса с местным разрезом - вид с торца (фиг. 1) и разрез этого фрагмента - вид сбоку (фиг. 2).

На чертежах показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, кольцевые накладки 3 и 4, боковые поверхности зубьев - 5 и 6; толщина lq диска тела; радиус окружности вершин зубчатого венца - Rв; радиус основной окружности расчетного зуба данного колеса - Rо; высота h зубьев; ширина а кольцевых накладок; длина рабочих участков боковых поверхностей зубьев lp; глубина вырезов - в.

Зубчатое колесо содержит тело 1 в виде диска толщиной lq и зубчатый венец с зубьями 2. Радиус окружности вершин зубчатого венца - Rв. Длина боковых поверхностей (5, 6) зубьев 2 равна длине рабочих участков (lp) расчетных зубьев для данного колеса, высота зубьев - h. На торцах зубьев 2 укреплена пара кольцевых накладок 3 и 4, ширина накладок - а. По наружному периметру тела 1 колеса в области оснований впадин зубчатого венца, по всей ширине lq диска тела 1 колеса, выполнены радиально ориентированные вырезы глубиной в. Боковые поверхности вырезов, ориентированные радиально, сопряжены с боковыми поверхностями 5 и 6 зубьев 2; поверхности дна вырезов ориентированы перпендикулярно торцам тела 1.

При работе колеса со смазыванием порошкообразным смазочным материалом этот материал, попадая в области оснований зубчатого венца - в области между основаниями ножек зубьев 2 зубчатого венца, не удерживается в этих областях, а смещается в области вырезов в теле 1 колеса, откуда он смещается в области торцов тела 1, удаляясь затем с поверхностей колеса. Глубина в вырезов не позволяет порошкообразному материалу удержаться и накопиться в областях вырезов даже за несколько циклов нанесения смазочного материала, а удалить смазочный материал из зоны вырезов позволяет за период между двумя циклами нанесения смазочного материала.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет исключить накопление и спрессовывание порошкообразного смазочного материала в области оснований впадин зубчатого венца и тем самым предотвратить заклинивание сопряженных зубьев парных зубчатых колес.

Зубчатое колесо, смазываемое преимущественно твердым смазочным материалом в порошкообразной дисперсной фазе, содержащее тело в виде диска и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок, отличающееся тем, что длина боковых поверхностей зубьев равна длине рабочих участков боковых поверхностей зубьев, расчетных для данного зубчатого колеса, по наружному периметру тела в области оснований впадин зубчатого венца, по всей ширине тела, выполнены радиально ориентированные вырезы, боковые поверхности вырезов, ориентированные радиально, сопряжены с боковыми поверхностями зубьев, а поверхности дна вырезов ориентированы перпендикулярно торцам тела.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, работающих в режимах ударного нагружения при одном направлении вращения зубчатых колес.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах, работающих в режимах ударного нагружения. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец, состоящий из отдельных, не связанных между собой и телом колеса зубьев, укрепленные шарнирно с возможностью поворота в плоскости вращения колеса, между парой кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок, ширина которых соизмерима с высотой зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с расположением валов в горизонтальной плоскости, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к редукторам с соосными входным и выходным валами. Редуктор орбитальный содержит корпус, в котором установлены на одной оси входной быстроходный и выходной тихоходный валы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с ударными режимами нагружения зубьев, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к зубчатому колесу. Зубчатое колесо состоит из ступицы (1), зубчатого венца (2), обода (3) и тела (4) в виде диска, толщина С которого меньше ширины В обода.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело в виде диска и зубчатый венец с зубьями, на торцах которых укреплена пара кольцевых накладок. По окружности тела, в области оснований впадин зубчатого венца, по всей ширине тела выполнены радиально ориентированные вырезы, боковые поверхности каждого выреза сопряжены с боковыми поверхностями зубьев, дно каждого выреза перпендикулярно торцам тела. В участках тела между соседними вырезами выполнены сквозные прямоугольные отверстия, ориентированные параллельно торцам тела и перпендикулярно осям симметрии зубьев, под которыми они выполнены. Отверстия расположены симметрично относительно торцов тела, верх каждого отверстия совпадает в плане с окружностью оснований зубчатого венца, а низ каждого отверстия сопряжен с дном соседних вырезов. Обеспечивается облегчение конструкции и снижение издержек на изготовление зубчатого колеса. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых жидкими смазочными материалами методом погружения. Зубчатое колесо содержит ступицу, зубчатый венец, обод и тело в виде диска, толщина которого меньше ширины обода. На торцах тела и внутренней поверхности обода укреплена пара колец, наружный диаметр которых равен внутреннему диаметру обода, их толщина равна расстоянию от торца тела до торца обода, а внутренние поверхности колец выполнены с наклоном в сторону от торцов тела к торцам обода. Поперечное сечение каждого кольца имеет вид прямоугольной трапеции, прямой угол которой совпадает с углом между торцом тела и внутренней поверхностью обода. Обеспечивается оптимизация конструкции зубчатого колеса. 1 ил.
Наверх