Стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей

Изобретение относится к технике испытания строительных материалов Стенд содержит термостатированную камеру с размещенным в ней узлом создания усилия на испытуемый образец, имеющим обрезиненное колесо, закрепленное в держателе; выводящимися на пульт управления терморегулятором и измерителем глубины образующейся колеи; выполненным с возможностью движения по горизонтальным направляющим штангам посредством привода с электродвигателем испытательным столом. В стенд введен узел имитации участка дорожного полотна из испытуемого материала, содержащий вытянутую пластину, зафиксированную с ее одной торцевой стороны шарнирной парой, а под противоположной незакрепленной стороной вытянутой пластины размещена зубчатая рейка, выступающая из-под вытянутой пластины. Поверх невыступающего конца зубчатой рейки выполнен наклонный участок, сформированный с незакрепленного конца вытянутой пластины, по протяженности целиком под ней, плавно снижающимся в направлении центра вытянутой пластины. На противоположном, удаленном к периферии, конце зубчатой рейки размещено зубчатое колесо, контактирующее с шаговым двигателем, расположенным на испытательном столе за пределами места для фиксации испытуемого образца и выведенным на пульт управления. Технический результат: повышение достоверности и точности исследования на колееобразование. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к технике испытания строительных смесей, в частности к устройствам для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей, и может быть использовано в области экспериментального и практического направлений дорожного хозяйства.

Известны различные конструкции испытательных устройств, позволяющих смоделировать, в основном в лабораторных условиях, процесс колееобразования для изучения разрабатываемых композиционных смесей и покрытий дорог на их основе с целью оценки их устойчивости, описанные в следующих отечественных патентных документах:

- авторское свидетельство SU №220604 «Стенд для испытания дорожных одежд, земляных или искусственных сооружений»,

- патент RU на изобретение №2134738 «Устройство для динамических испытаний дорожных одежд»,

- патент RU на изобретение №2167974 «Установка для испытаний аэродромных и дорожных покрытий»,

- патент RU на изобретение №2554289 «Машина для определения колееобразования (варианты)»,

- патент RU на полезную модель №96657 «Испытательный комплекс для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий (варианты)»;

и зарубежных патентных документах:

- патент CN на изобретение №105136587 «Испытательный стенд для битумной смеси»,

- патент CN на изобретение №103197049 «Прибор для испытания на колееобразование»,

- патент CN на полезную модель №204302126 «Система для испытания на колееобразование и вспомогательное тестовое устройство»,

- патент CN на полезную модель №203337489 «Устройство для испытания на колееобразование».

Известен также многофункциональный стенд для испытаний на колееобразование, описанный в патенте Китая на изобретение №101281190. Он содержит испытательную термокамеру с размещенным в ней ползуном для образца, на котором устанавливается форма с испытываемым образцом, средство создания давления, датчики перемещения и систему управления. Внутренние стенки испытательной камеры покрыты теплоизоляционным материалом. Ползун размещен на рельсах и передвигается за счет электродвигателя.

Известно также устройство для испытания тестовых образцов на колееобразование [патент США на изобретение US №5659140]. Оно содержит термокамеру с лотком для размещения и закрепления испытуемого образца, узел создания усилия, содержащий закрепленное в держателе колесо и несущий элемент нагрузки в виде пластин. Лоток размещен на рельсах с возможностью осуществления возвратно-поступательного движения. Термокамера снабжена средствами контроля температуры. На ее передней панели выполнено окно для обзора внутреннего пространства.

Наиболее близким аналогом к заявляемому изобретению является техническое решение, описанное в патенте РФ на полезную модель RU №154142. Устройство содержит размещенные в герметичном корпусе подвижную каретку, закрепленную на горизонтальных направляющих штангах, узел воздействия на образец с обрезиненным колесом, закрепленным на рычаге, имеющем поворотный шарнир на одном конце и груз, воздействующий на колесо, с другой стороны, а также механизм привода каретки, нагревательный элемент и измерительную аппаратуру. Нагревательный элемент включает не только электронагревательный узел, но и вентилятор, расположенный внутри герметичного термостатированного корпуса. Рычаг узла воздействия на испытуемый образец жестко закреплен на стенке камеры со стороны поворотного шарнира. Внутренняя поверхность корпуса покрыта термоизолирующим материалом. Узел воздействия на образец расположен над подвижной кареткой с испытуемым образцом.

Недостатком всех известных аналогов, в том числе и наиболее близкого, является недостаточная достоверность и точность измерений при разнообразных возникающих препятствиях и неоднородностях в дорожных покрытиях - подъемах, выступах, наклонах и т.д.

Задачей заявляемого изобретения является повышение точности измерений при моделировании процесса колееобразования на наклонных, поворотных участках дорожного полотна.

Сущность заявляемого решения заключается в том, что в стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей, включающий термостатированную камеру с двумя боковыми, задней и фронтальной стенками, одна из стенок которой выполнена с возможностью визуального контроля хода испытания; внутри камеры размещены: узел создания усилия на испытуемый образец, имеющий обрезиненное колесо, закрепленное в держателе; выводящиеся на пульт управления терморегулятор и измеритель глубины образующейся колеи; выполненный с возможностью движения по горизонтальным направляющим штангам посредством привода с электродвигателем испытательный стол с конструктивно обозначенным местом для фиксации испытуемого образца, введен узел имитации наклонного участка дорожного полотна из испытуемой композиционной смеси, содержащий вытянутую вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры пластину, зафиксированную с ее одной стороны шарнирной парой, а под противоположной незакрепленной стороной вытянутой пластины размещена зубчатая рейка, выступающая из-под вытянутой пластины; поверх невыступающего конца зубчатой рейки выполнен наклонный участок, сформированный с незакрепленного конца вытянутой пластины, по протяженности целиком находящийся под ней, плавно снижающийся в направлении центра вытянутой пластины; на противоположном конце зубчатой рейки, удаленном в сторону от центра, размещено зубчатое колесо, контактирующее с шаговым двигателем, выведенным на пульт управления и расположенным на испытательном столе за пределами места для фиксации испытуемого образца.

Заявляется также стенд, в котором, наряду с вышеописанными признаками, зубчатая рейка и наклонный участок ориентированы вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры и вытянутой пластины, при этом шарнирная пара размещена с торцевой стороны вытянутой пластины.

Кроме того, заявляется стенд, в котором зубчатая рейка и наклонный участок ориентированы вдоль боковых стенок и перпендикулярно фронтальной стенке термостатированной камеры и вытянутой пластине, при этом шарнирная пара размещена со стороны фронтальной стенки термостатированной камеры.

Технический результат заявляемого изобретения включает не только повышение достоверности и точности исследования, но и сохранение простоты устройства, что не понижает надежности стенда при получении более объективных характеристик. Поэтому технический изобретательский уровень разработки испытательного стенда, способного снять характеристики образующейся колеи не только на ровной упрощенной поверхности дорожного покрытия, но и на подъеме, спуске, повороте и т.д. транспортного пути, безусловно, выше сравниваемых аналогов.

В существующих информационных источниках - как отечественных, так и зарубежных, включая патентные описания, отсутствуют подобные заявляемые конструкции для расширения возможностей исследования, повышающие достоверность, уточняющие информационную картину, и следовательно, точность снимаемого параметра.

Новыми узлами, деталями и конструктивными элементами в заявляемом устройстве являются: вытянутая пластина под испытуемым образцом, затем под ней зубчатая рейка, установленная вполне перспективным образом конструктивно. Она выступает из-под протяженной пластины с возможностью сцепления с зубчатым колесом, а оно - с шаговым двигателем. Все эти новые конструктивные детали установлены с возможностью воздействовать на процесс исследования, приближая его к реальным условиям за счет получаемого разнообразия исследований.

Заявляемая конструкция изобретения позволяет проанализировать дорожные покрытия, появляющиеся в процессе эксплуатации или встречающиеся неоднородности, диктуемые рельефом дороги. Образование колеи на безупречно ровной или наклонной дороге, а также на повороте, поперек трассы на дорожном полотне, формируется неодинаково и при исследовании организацию этих процессов важно осуществлять, приближая к реальным условиям (подъем, спуск, наклон участков дорожного покрытия), по возможности, не сильно усложняя конструкцию для исследования.

Заявляемое техническое решение поясняется с помощью Фиг. 1-4.

На Фиг. 1 схематично изображен стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей, на Фиг. 2 - в процессе имитирования наклонного участка, соответствуют п. 2 формулы изобретения; на Фиг. 3 - схематично изображен стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей, на Фиг. 4 - в процессе имитирования наклонного поворотного участка (см. п. 3 формулы изобретения).

На фигурах позициями 1-17 обозначены:

1 - термостатированная камера,

2 - направляющие штанги,

3 - испытательный стол,

4 - привод,

5 - электродвигатель,

6 - испытуемый образец,

7 - узел создания усилия,

8 - обрезиненное колесо,

9 - держатель,

10 - вытянутая пластина,

11 - шарнирная пара,

12 - зубчатая рейка,

13 - зубчатое колесо,

14 - шаговый двигатель,

15 - пульт управления,

16 - терморегулятор,

17 - измеритель глубины колеи.

Стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей включает термостатированную камеру 1, имеющую с нанесенным слоем теплоизоляционного материала две боковые, заднюю и фронтальную стенки. По крайней мере, одна из стенок, например, - фронтальная, выполнена с прозрачным окном для возможности визуального контроля хода испытания. Внутри термостатированной камеры 1 размещен на горизонтальных направляющих штангах 2 испытательный стол 3, осуществляющий движение посредством привода 4 с электродвигателем 5, находящимся за пределами термостатированной камеры 1. Испытательный стол 3 сверху имеет конструктивно обозначенное место для фиксации испытуемого образца 6, например, в виде ванночки, буртиков или других фиксаторов в зависимости от формы и состояния испытуемого образца 6. Заявляемый стенд имеет узел создания усилия 7 на испытуемый образец 6, который включает обрезиненное колесо 8, закрепленное в металлическом держателе 9.

Новым элементом в заявленном устройстве для возможности изучения дорожного покрытия с имитацией подъема и спуска является узел имитации наклонного участка дорожного полотна и выделенные ниже жирным шрифтом детали и элементы его составляющие, а также их взаимосвязи. Узел имитации наклонного участка размещен на испытательном столе 3 и содержит металлическую вытянутую пластину 10, вытянутую вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры 1 и помещенную непосредственно под испытуемым образцом 6. Вытянутая пластина 10 зафиксирована с одной своей стороны шарнирной парой 11.

С другой противоположной (незакрепленной) рабочей стороны вытянутой пластины 10 край не закреплен. С этого края, под вытянутой пластиной 10 размещена зубчатая рейка 12. Поверх одного конца зубчатой рейки 12 сформирован наклонный участок, расположенный под краем рабочей стороны вытянутой пластины 10, который выполнен плавно снижающимся в сторону ее центральной части. Противоположный, свободный от наклонного участка конец зубчатой рейки 12 выполнен выступающим из-под рабочей стороны вытянутой пластины 10 с возможностью контакта с зубчатым колесом 13, насаженным на вал шагового двигателя 14. Последний размещен на испытательном столе 3 за пределами места для фиксации испытуемого образца 6 и соединен с пультом управления 15, находящимся за пределами термостатированной камеры 1.

Заявляемый стенд снабжен терморегулятором 16 и измерителем 17 глубины колеи, находящимися внутри термостатированной камеры 1 и выведенными на пульт управления 15, который находится за пределами термостатированной камеры 1.

Стенд работает следующим образом.

В термостатированной камере 1 непосредственно на испытательном столе 3 размещают предварительно подготовленный образец из дорожной композиционной смеси. По сигналам, поступающим с пульта управления 15 на привод 4 с электродвигателем 5, последний обеспечивает возвратно-поступательное движение испытательного стола 3 с закрепленным на ней испытуемым образцом 6. При этом обрезиненное колесо 8, вращаясь вокруг своей оси и находясь в постоянном контакте с поверхностью испытуемого образца 6, вызывает его деформацию в форме колеи, глубина которой пропорциональна вертикальному усилию, создаваемому узлом создания усилия 7, и определяется измерителем глубины колеи 17. Имитация наклонного участка дорожного полотна осуществляется за счет подъема с незакрепленной стороны рабочей вытянутой пластины 10, осуществляемого перемещением зубчатой рейки 15 и наклонного участка на ней в направлении к центральной части вытянутой пластины 13. В свою очередь, перемещение зубчатой рейки 12 обеспечивается вращением против часовой стрелки насаженного на вал шагового двигателя 14 зубчатого колеса 13, которое находится в зацеплении с зубчатой рейкой 12. Опускание незакрепленного края рабочей стороны вытянутой пластины 10 обеспечивается перемещением зубчатой рейки 12 в направлении от центра вытянутой пластины 10 и вращением по часовой стрелке насаженного на вал шагового двигателя 14 зубчатого колеса 13. Перед началом испытаний оператором с помощью пульта управления 4 задаются следующие характеристики: число возвратно-поступательных движений испытательного стола 3, величина подъема в вертикальном направлении незакрепленного края рабочей стороны вытянутой пластины 13, значение температуры внутри термостатированной камеры 1. Значение вертикального усилия осуществляется ручной настройкой узла создания усилия 10. После задания параметров испытаний оператор инициирует с помощью пульта управления 15 команду «Пуск», по которой пульт управления 15 формирует в ходе испытаний необходимые сигналы управления на исполнительные органы устройства: на терморегулятор 16, на привод 4 с электродвигателем 5 и шаговый двигатель 14, а также принимает сигналы от измерителя глубины колеи 17. Прекращение испытаний осуществляется либо автоматически после отработки заданного цикла, либо вручную оператором в любой момент времени, если возникла в этом необходимость.

Рассматриваются и заявляются наряду с основным изобретением два случая конструирования-модификации и ориентации элементов вокруг вытянутой пластины 10, а именно зубчатой рейки 12 и наклонного участка поверх нее (см. пункт 2, 3 формулы и ниже представленные примеры).

Пример 1. При моделировании наклонного участка подъема и спуска дорожного полотна из композиционной смеси вытянутая пластина 10 зафиксирована с одной торцевой стороны, параллельной боковым стенкам термостатированной камеры 1. Зубчатая рейка 12 и наклонный участок ориентированы вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры 1 и вытянутой пластины 10. (см. Фиг. 1, 2). Регулируя угол наклона вытянутой пластины 10, создаются условия, близкие к реальным условиям эксплуатации дорожной композиционной смеси и дорожного покрытия на ее основе, имеющего участки подъема и участки спуска в направлении движения транспортного средства (и потока).

Пример 2. При моделировании наклонного поворотного участка вытянутая пластина 10 зафиксирована со стороны, параллельной фронтальной стенке термостатированной камеры 1. Зубчатая рейка 12 и наклонный участок ориентированы вдоль боковых стенок и перпендикулярно фронтальной стенке термостатированной камеры 1 и вытянутой пластине 10 при моделировании наклонного поворотного участка, (см. Фиг. 3, 4). Регулируя угол наклона продольной пластины 10, создают условия, близкие к реальным условиям для измерения колееобразования при эксплуатации дорожной композиционной смеси и дорожного покрытия на ее основе, имеющего поворотные наклонные участки в направлении поперек (слева направо и наоборот) движения транспортного средства.

Заявляемый стенд реализован в виде опытных образцов (конструкция по п. 2 формулы изобретения и конструкция по п. 3 формулы изобретения), которые проходят апробацию в подразделениях дорожно-строительных предприятий г. Саратова по производству и испытаниям дорожных композиционных смесей.

1. Стенд для проведения испытаний на колееобразование дорожных композиционных смесей, включающий термостатированную камеру с двумя боковыми, задней и фронтальной, стенками, одна из стенок которой выполнена с возможностью визуального контроля хода испытания; внутри камеры размещены: узел создания усилия на испытуемый образец, имеющий обрезиненное колесо, закрепленное в держателе; выводящиеся на пульт управления терморегулятор и измеритель глубины образующейся колеи; выполненный с возможностью движения по горизонтальным направляющим штангам посредством привода с электродвигателем испытательный стол с конструктивно обозначенным местом для фиксации испытуемого образца, отличающийся тем, что в него введен узел имитации наклонного участка дорожного полотна из испытуемой композиционной смеси, содержащий вытянутую вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры пластину, зафиксированную с ее одной стороны шарнирной парой, а под противоположной незакрепленной стороной вытянутой пластины размещена зубчатая рейка, выступающая из-под вытянутой пластины; поверх невыступающего конца зубчатой рейки выполнен наклонный участок, сформированный с незакрепленного конца вытянутой пластины, по протяженности целиком находящийся под ней, плавно снижающийся в направлении центра вытянутой пластины; на противоположном конце зубчатой рейки, удаленном в сторону от центра, размещено зубчатое колесо, контактирующее с шаговым двигателем, выведенным на пульт управления и расположенным на испытательном столе за пределами места для фиксации испытуемого образца.

2. Стенд по п. 1, отличающийся тем, что зубчатая рейка и наклонный участок ориентированы вдоль фронтальной стенки термостатированной камеры и вытянутой пластины, при этом шарнирная пара размещена с торцевой стороны вытянутой пластины.

3. Стенд по п. 1, отличающийся тем, что зубчатая рейка и наклонный участок ориентированы вдоль боковых стенок и перпендикулярно фронтальной стенке термостатированной камеры и вытянутой пластине, при этом шарнирная пара размещена со стороны фронтальной стенки термостатированной камеры.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области исследования износостойкости материалов, используемых в стоматологии. Сущность изобретения: замеряют массы, геометрические размеры и шероховатость поверхности образцов эталона и исследуемого материала и помещают их на дно емкости.

Группа изобретений относится к области оптических измерений одновременно нескольких параметров изделий, в частности к устройствам для измерения величины износа и температуры изделий при трении.

Изобретение относится к области исследования механических свойств металлов, в частности их износостойкости, и касается подготовки образцов типа «вкладышей» для испытаний.

Изобретение относится к области трибометрии для исследования процессов трения, износа и трибоЭДС как при сухом трении, так и со смазкой. Машина трения содержит стол с жестким основанием, электродвигатель, неподвижную бабку, в которой в подшипниковой опоре размещен приводной вал, один конец которого через муфту соединен с электродвигателем, а другой - с ведущей головкой с контрэлементом, к которому прижимается торцом образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом образец закреплен в образцедержателе, расположенном на валу в подвижной бабке, и вал, вращающийся вокруг своей оси и перемещающийся вдоль оси для передачи усилия на образец с помощью механической системы в виде рычагов, при этом момент трения уравновешивается маятником, жестко связанным с образцедержателем с определением момента по шкале.

Изобретение относится к технике испытаний на трение и износ материалов и покрытий в условиях атмосферы и в высоком вакууме. Установка содержит форвакуумный насос, измерительный рычаг со вставкой с контртелом, установленным во фланце оправки карданной крестовины, герметично соединенным с гибким сильфоном с неподвижно установленной вакуумной камерой, привод с эксцентриковым валом, связанным тягой с рычагом карданной крестовины, рычаг с грузом, испытываемый образец, закрепленный в крышке неподвижной вакуумной камеры.

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ при трении и предназначено для определения износостойкости материалов упрочняющих покрытий рабочих органов сельхозмашин при их абразивном изнашивании в почве в реальных условиях.

Изобретение относится к неразрушающему контролю изделий при определении их механических свойств и предназначено для контроля технического состояния канатов шахтных подъемных установок.

Изобретение относится к области трибодиагностики и может быть использовано при оценке состояния качества поверхностей пары трения «металл-металл» эндопротеза тазобедренного сустава, а также аналогичных других сферических поверхностей.

Изобретение относится к лабораторным стендам для испытаний почворежущих элементов сельскохозяйственных машин. Круговой почвенный стенд состоит из каркаса, приводного механизма, уплотнительных катков, грузов, рыхлителей почвенной массы, резервуара воды с капельницей, кругового почвенного канала, приспособления с гнездом для установки испытуемого образца.

Новая конструкция держателя колодки для роликовых машин трения относится к области трибологии и предназначено для установки колодок на машинах трения «Амслер» и других аналогичных типов при проведении износных испытаний.

Изобретение относится к области испытания материалов на износ и может быть использовано при оценке износостойкости поверхностей и покрытий. Сущность: осуществляют склерометрирование наплавленного покрытия, нанесенного на основной материал с последующим измерением геометрических параметров деформации поверхности покрытия. На начальном этапе измерения геометрических параметров измеряют ширину царапины основного материала и ширину царапины наплавленного материала с последующим определением коэффициента износостойкости по формуле:K=С b/d,где b - ширина царапины основного материала (мкм),d - ширина царапины наплавленного слоя (мкм),С=0,7÷1,5 - коэффициент, учитывающий особенности процесса наплавки (режимы обработки, добавки). Технический результат: повышение точности и упрощения технологии проведения оценки износостойкости наплавленного покрытия, нанесенного на основной материал. 3 ил.

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в узлах трения. Способ основан на использовании верхнего и нижнего слоя поверхностей трения в присутствии исследуемого слоя смазки между ними, при этом формируют молекулярную модель пары трения с рандомизированным расположением молекул в смазочном слое с использованием ЭВМ и программы молекулярного моделирования, реализующей методы молекулярной механики, молекулярной динамики и квантовой химии, при этом после размещения двух параллельных слоев поверхностей трения с исследуемым слоем смазки между ними, проводят, используя процедуры минимизации энергии системы, оптимизацию положения молекул в смазочном слое, после чего находят межфазную поверхностную энергию, путем определения разницы энергий системы до взаимодействия смазочного слоя с поверхностью трения и после взаимодействия; затем осуществляют циклический сдвиг верхней поверхности трения относительно нижней, сохраняя параллельность заданное количество раз, повторяя процесс оптимизации положения молекул на каждом шаге сдвига, вследствие чего молекулы в смазочном слое принимают определенное геометрическое расположение в пространстве; после чего с учетом расположения молекул относительно поверхностей трения по известным зависимостям рассчитывают ориентационный коэффициент, а коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое рассчитывают из заданного соотношения, затем с помощью программы молекулярного моделирования рассчитывают потенциальную энергию системы, при этом ориентационный коэффициент, коэффициент упорядоченности молекул в смазочном слое и максимальное значение потенциальной энергии системы коррелируют с напряжением сдвига и, соответственно, силой трения; после чего по полученным данным определяют наиболее эффективное смазочное средство, которое обладает наименьшим напряжением сдвига при наименьшем значении потенциальной энергии системы и наибольших ориентационном коэффициенте и коэффициенте упорядоченности. Достигается упрощение и повышение эффективности оценки. 1 табл., 1 ил.

Изобретение относится к исследованию трибологических свойств смазочных материалов, используемых в машиностроении. Способ заключается в эксплуатации пары трения в присутствии смазки, пропускании через нее электрического тока при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, при этом определяют электрическую емкость между верхней и нижней поверхностями пары трения палец-диск в присутствии слоя смазки и по полученным показаниям судят о диэлектрической проницаемости исследуемого материала и ориентации молекул в слое, при этом чем больше коэффициент упорядоченности молекул в ориентированном слое (ближе к единице), а вектор преимущественной ориентации молекул совпадает с вектором электрического поля, создаваемого вследствие измерения емкости, тем диэлектрическая проницаемость смазочного материала выше и выше смазочные свойства испытуемого образца; совместно с измерениями емкости производят измерение толщины пленки с помощью лазерного измерителя; результаты получают при неподвижной паре трения и при установившемся режиме трения, после чего судят об эффективности смазочного материала и о роли трибоактивных компонентов в составе смазочного материала путем сопоставления данных испытания с требуемыми параметрами. Достигается возможность расширения диапазона оцениваемых свойств смазочных материалов.

Изобретение относится к способам оценки внешних и внутренних параметров узлов трения тормозных устройств в стендовых условиях, в частности пар трения ленточно-колодочных тормозов буровых лебедок. Предложен способ оценки внешних и внутренних параметров узлов трения при испытании в стендовых условиях, при которой механические системы объектной и модельной структуры, состоящие из подсистем, при их контактно-импульсном электротермомеханическом фрикционном взаимодействии подсистем, находящемся во взаимодействии с конструктивными особенностями, линейным или полиноминальным законами изменения тахограмм металлического фрикционного элемента пары трения, а также со скоростной, силовой, электрической, тепловой и химическими характеристиками узла трения, составляющими его единое поле энергетического взаимодействия при условии, что между внешними и внутренними параметрами «объекта» и «модели» обеспечивают необходимые соотношения. Достигается повышение достоверности результатов определения эксплуатационных параметров пар трения. 12 табл., 57 ил.
Наверх