Способ активной корректировки двигательного стереотипа

Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов (ДСС) в игровых видах спорта, медицине, психологии, физиологии. Способ корректировки ДСС осуществляют на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Подсветкой задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, меняющие непредсказуемо для спортсмена свое положение, форму и площадь. Изменения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом (ПАК) со световым излучателем и видеокамерой. Сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют типовые игровые ситуации (ТИС). Спортсмен оценивает смоделированные ситуации, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие ТИС, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную зону для выполнения поставленной задачи. ПАК в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких ТИС, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени. ТИС формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. ПАК фиксирует моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему ТИС и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой ТИС. В предъявленных ТИС спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз. ПАК фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой ТИС и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций превышен. При этом на спортсмене в заданных местах закреплено заданное количество электрических стимуляторов, входящих в состав ПАК, воздействующих на спортсмена слабыми токами заданной величины отдельно или одновременно со звуковым и/или световым сигналом, информирующим спортсмена о превышении заданного лимита непрерывных повторов двигательных реакций. Электрическая стимуляция включается как предупреждающий сигнал с каждого первого повторения двигательной реакции в каждой ТИС. Обеспечивается эффективная корректировка ДСС, возможность оценить динамику изменения двигательных стереотипов спортсменов для определения их потенциала и дальнейшего профессионального развития.

 

Изобретение относится к способам корректировки двигательных стереотипов спортсменов в игровых видах спорта: хоккее, футболе, баскетболе и других. Предложенный способ может быть использован также в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке и практике.

Образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательные последствия. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. Поэтому, как указывал И.П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении. Это относится и к физическим упражнениям. Для стандартно выполняемых движений установление стереотипа полезно, для изменяющихся (спортивные игры, единоборство) оно нежелательно [1].

Технические приемы в спортивных играх отличаются большим многообразием. Структура движений игрока, их скорость, ритм постоянно меняются в зависимости от конкретной обстановки игры и осуществляемой тактической задачи. В быстро изменяющихся условиях игры действия игрока часто автоматические и в ряде случаев стереотипны. Для эффективной подготовки и оценки потенциала игрока, а также построения эффективной игры команды в целом, тренеру важно знать о наличии стереотипов спортсменов.

Единого универсального метода определения и корректировки стереотипов спортсменов в игровых видах спорта не существует. Для получения полной картины при определении двигательного стереотипа и его корректировки следует использовать разнородные тесты, методы и технические средства. Перспективными являются автоматизированные системы контроля и обработки исследуемых параметров, которые исключают субъективное трактование фактического материала.

Уровень техники.

Известны методы электростимуляции человека [2].

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [3].

Однако данные интерактивные панели не используются для корректировки двигательных стереотипов человека.

По патенту [4] известен способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена, в котором тренировка спортсмена со спортивным снарядом проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.

Недостатком данного способа является его ограниченная функциональная возможность, которая, в частности, не позволяет корректировать двигательный стереотип спортсмена.

По патенту [5] известен способ корректировки двигательного стереотипа. В данном способе технический результат достигается тем, что корректировка двигательных действий спортсмена проводится в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При этом с помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. Сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени. Программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций.

Недостатком данного способа является его низкая эффективность корректировки двигательного стереотипа.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, заключается в повышении эффективности корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта на основе активной обратной связи с прямой электрической стимуляцией.

Технический результат достигается тем, что корректировка двигательных действий спортсмена проводится в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. При этом с помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Причем эти изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера. Сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, при этом спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную для движения зону для выполнения поставленной задачи. При этом программно-аппаратный комплекс в течениезаданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени. Типовые игровые ситуации формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю. Программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой типовой игровой ситуации. Причем в предъявленных типовых игровых ситуациях спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз. Программно-аппаратный комплекс фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой типовой ситуации и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций. Причем новым является то, что на спортсмене в заданных местах закреплено заданное количество электрических стимуляторов, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, которые воздействуют на спортсмена слабыми токами заданной величины отдельно или одновременно со звуковым и/или световым сигналом, информирующим спортсмена о превышении заданного лимита непрерывных повторов двигательных реакций; при этом электрическая стимуляция включается как предупреждающий сигнал с каждого первого повторения двигательной реакции в каждой типовой игровой ситуации.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ корректировки двигательного стереотипа осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает компьютерную программу, задающую игровой режим корректировки стереотипа спортсмена. Ими задается лимит разрешенных непрерывных повторений двигательных действий спортсмена при решении теста - игровой задачи, которая формируется при помощи проекций светодинамических зон на поверхность игрового поля. При помощи подсветки задают разрешенные и запрещенные световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь. Изменением положений, формы и площади световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и совершает целевое перемещение. При этом программно-аппаратный комплекс в течение установленного периода времени формирует заданные тренером игровые ситуации, имеющие несколько вариантов решения. Повторения типовых ситуаций задаются с заданным интервалом времени или непредсказуемо для спортсмена. Программно-аппаратный комплекс, содержащий видеокамеру, фиксирует все двигательные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения двигательных реакций спортсмена в каждом из видов типовой игровой ситуации. Программно-аппаратный комплекс фиксирует число повторяющихся подряд действий спортсмена. Начиная с каждого первого повтора действий спортсмена в заданной типовой игровой ситуации, программно-аппаратный комплекс воздействует на спортсмена слабым током, включает электростимуляцию - предупреждение о стереотипном действии, а при превышении заданного лимита дополнительно информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет создать искусственно управляемую внешнюю среду и условия, при которых возможна эффективная корректировка двигательного стереотипа человека.

Таким образом, заявляемый способ активной корректировки двигательного стереотипа спортсмена в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получением положительного эффекта с получение новых знаний, которые ранее были недоступны.

Источники информации

1. http://uchebalegko.ru/lections/viewlection/fiziologiya/fiziologiya_wisshey_nervnoy_deyat elnosti_i_sensornyih_sistem/dinamicheskiy stereotip

2. http://paranormalnews.ru/news/ehlektricheskaja_stimuljacija_mozga_uluchshaet_pamjat_i_upravljaet_povedeniem/2015-04-28-10765

3. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

4. Патент РФ 2577649, МПК A63B 69/00. Способ тренировки и определения стереотипа реагирования спортсмена / Афоньшин В.Е.; опубл. 20.03.2016, Бюл. №7.

5. Патент РФ 2612488, МПК А61В 5/11, А63В 71/00. Способ корректировки двигательного стереотипа / Афоньшин В.Е. - №2016113875; заявл. 11.04.2016; опубл. 09.03.2017, Бюл. №7.

Способ корректировки двигательного стереотипа спортсмена в естественных условиях на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при этом с помощью подсветки задают разрешенные и запрещенные для движения спортсмена световые зоны, которые непредсказуемо для спортсмена меняют свое положение, форму и площадь, причем эти изменения световых зон и режимов тренировки задают с помощью программно-аппаратного комплекса, в состав которого входит световой излучатель и видеокамера; сочетанием заданного количества и форм световых зон многовариантно моделируют игровые ситуации, при этом спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения и трансформацией световых зон, прогнозирует развитие смоделированной игровой ситуации, находит рациональный маршрут и передвигается по нему в разрешенную для движения зону для выполнения поставленной задачи, при этом программно-аппаратный комплекс в течение заданного периода времени формирует заданное количество повторений одной или нескольких типовых игровых ситуаций, которые предъявляют спортсмену с непредсказуемыми для него промежутками времени; типовые игровые ситуации формируют световыми зонами таким образом, чтобы у спортсмена всегда была возможность выбора одного из нескольких вариантов перемещения по игровому полю; программно-аппаратный комплекс фиксирует игровые моторные реакции и перемещения спортсмена в предъявленных ему игровых ситуациях и сортирует повторения реакций спортсмена в каждой типовой игровой ситуации; причем в предъявленных типовых игровых ситуациях спортсмену разрешается повторять подряд свои двигательные реакции только заданное число раз; программно-аппаратный комплекс фиксирует число и порядок повторов реакций подряд в каждой типовой ситуации и информирует спортсмена звуковым и/или световым сигналом, если он превышает заданный лимит непрерывных повторов двигательных реакций, отличающийся тем, что на спортсмене в заданных местах закреплено заданное количество электрических стимуляторов, входящих в состав программно-аппаратного комплекса, которые воздействуют на спортсмена слабыми токами заданной величины отдельно или одновременно со звуковым и/или световым сигналом, информирующим спортсмена о превышении заданного лимита непрерывных повторов двигательных реакций; при этом электрическая стимуляция включается как предупреждающий сигнал с каждого первого повторения двигательной реакции в каждой типовой игровой ситуации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам виртуальной реальности. Технический результат заключается в обеспечении локомоционного устройства, предоставляющего возможность пользователям безопасно осуществлять доступ к виртуальным окружениям.

Настоящее изобретение относится к приспособлению для тренировки ходьбы, а также способу тренировки ходьбы для него. Оно содержит устройство для ходьбы, выполненное с возможностью крепления к ноге пользователя так, чтобы помогать пользователю при ходьбе; первый обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении передней стороны; второй обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении задней стороны; и управляющий участок, выполненный с возможностью управлять усилием натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и усилием натяжения второго обеспечивающего натяжение участка, так что результирующее усилие направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения второго обеспечивающего натяжение участка поддерживает вес устройства для ходьбы.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для определения уровня взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса на заданном игровом поле формируют заданное количество светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения каждого члена группы спортсменов и их спортивного снаряда, при этом светодинамические зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещаются с заданной скоростью по игровому полю.

Изобретение относится к спорту, а именно к спортивным тренировочным устройствам, в частности к имитаторам партнера в проведении учебно-тренировочного процесса футболистов.

Предлагаемое устройство - тренажер пневмоупругая подушка (ТПУП) позволяет пользователю, не поднимаясь с рабочего места, не отвлекаясь от профессиональных функций, устранять застойные процессы в мягких тканях нижних конечностей и малого таза.

Предлагается способ имитации перемещений в виртуальной реальности за счет расположения стоп на подвижных опорных поверхностях, приводимых в движение системой линейных и поворотных приводов, причем для каждой ноги обеспечивают не менее семи степеней свободы.
Изобретение относится к способам тренировки ударных действий в боевых искусствах для подготовки бойцов ударных стилей, исследовательской работе в области психофизиологии человека, при создании игровых комплексов и аттракционов.

Изобретение относится к спортивному инвентарю, в частности к шайбам-тренажерам для игры в хоккей. Шайба-тренажер выполнена в виде диска из эластичного малоупругого материала, имеющего габаритные размеры стандартной игровой хоккейной шайбы, при этом, по крайней мере, в одно из оснований диска встроена шариковая опора с возможностью свободного вращения с различной скоростью и в разных направлениях относительно диска, отличающаяся тем, что диск выполнен из капролона или фторопласта, а боковая поверхность диска покрыта слоем резины толщиной 1-5 мм.

Описано устройство для тренировки футболистов, предназначенное для повышения эффективности тренировки и расширения функциональных возможностей футболистов. Данное устройство содержит мишень по типу футбольных ворот, состоящую из прочной задней стенки, установленной на шинном ходу движущейся платформы.

Изобретение относится к области спорта, в частности к тренировочным средствам, необходимым для подготовки к соревнованиям и развитию у спортсменов необходимых физических качеств в армейском рукопашном бою.Недостатком известного технического решения является невозможность обеспечения необходимой и достаточной комплексной тренировки спортсменов смешанных видов единоборств, в которых необходимы одновременно ударные и бросковые элементы боя, при этом важно то, чтобы работа рук и ног спортсмена в данном случае была согласованна, а также отсутствие качественного контроля выполняемых спортсменом действий (бросков, ударов).Предлагаемое устройство позволяет обеспечить комплексную тренировку спортсмена, его техническую подготовку, повысить скоростно-силовую выносливость, точность и силу ударов, определить силу наносимых ударов, а также усилие бросков, тренировать группу мышц, участвующих в бросковых приемах, совершенствовать тренировочный процесс в целом.Техническим результатом предложенного изобретения является обеспечение возможности контроля качества и количества выполняемых спортсменом движений, одновременной и согласованной тренировки рук и ног, точности ударов, тренировки бросковой техники, интенсификация скоростно-силовой выносливости спортсмена..
Изобретение относится к способам оценки взаимодействия спортсменов в игровых видах спорта и может быть использовано при формировании спортивных команд футболистов и хоккеистов. Способ оценки взаимодействия спортсменов осуществляют на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса на игровом поле формируют заданного размера и формы световую зону. Контур световой зоны задают световой полосой заданной ширины. На площади световой зоны внутри контура формируют заданное число светодинамических зон, которые являются запрещенными для нахождения в них спортивного снаряда. Запрещенные зоны имитируют противодействие игроков-соперников и непредсказуемо или предсказуемо для спортсменов перемещают с заданной скоростью в пределах световой зоны, ограниченной контрастным контуром. Спортсмены находятся на игровом поле за пределами световой зоны. Они оценивают перемещение запрещенных зон, соизмеряют свои возможности с динамикой перемещения партнеров, запрещенных зон и совершают технико-тактические действия с максимально возможным количеством передач спортивного снаряда друг другу через световую зону. Корректной считают передачу снаряда с обязательным его проходом через световую зону с двумя пересечениями ширины полосы контура. Игровое поле снимают видеокамерой. Видеоизображение передают в программно-аппаратный комплекс, который фиксирует перемещения зон, спортивного снаряда, спортсменов и количество передач снаряда. При отсутствии ошибок - попадания спортивного снаряда на запрещенную зону во время теста, заступов спортсмена на контур, передачу снаряда по полосе контура, уровень теста усложняют увеличением скорости перемещения, и/или площади запрещенных зон, и/или их количества, и/или заданной шириной полосы контура до тех пор, пока спортсмены не смогут безошибочно совершать передачи спортивного снаряда друг другу по максимальному количеству передач друг другу в заданное время теста. При максимальных скорости, площади, количестве запрещенных зон, максимальной ширине контура зоны, при которой спортсмены выполняют данный тест и не допускают ошибок, судят об уровне взаимодействия и подготовленности группы спортсменов. Обеспечивается повышение эффективности оценки взаимодействия спортсменов.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки игроков при отработке ударов в игровом хоккее на льду. Гриндерное устройство подачи шайб для тренировки игры в хоккей включает гриндерный блок 1, блок 2 подачи шайб 3, комбинированную столешницу 4. Гриндерный блок 1 включает в себя ролики 5, 6, 7, ремень 8, натяжитель ремня 9, электродвигатель 10, который размещен на одном валу с роликом 5. Центральная ось вала с электродвигателем 10 и роликом 5 размещена в горизонтально плоскости, параллельно горизонтальной плоскости, на которой размещены параллельные друг другу центральные оси роликов 6 и 7. Ремень 8, выполненный, например, из резины, установлен на наружных боковых поверхностях роликов 5, 6, 7, образуя с ними кинематическую пару. Скорость движения ремня 8 определяется скоростью движения роликов 5, 6, 7, а также усилием натяжения натяжителя 9. Техническим результатом, получаемым при использовании предлагаемого изобретения, является увеличение возможности изменения скоростного и частотного диапазона подаваемых шайб при подготовке игроков для игры в хоккей. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх