Запирающий механизм ригеля

Изобретение относится к конструктивным элементам замков, а именно к конструкции ригеля, и может быть использовано в замках и запорных системах, применяемых для защиты от несанкционированного доступа к управлению транспортными средствами. Запирающий механизм ригеля включает в себя направляющую 1, в которой с возможностью выхода наружу установлен ригель 2, фиксирующие элементы 3, опорные элементы 4 и блокирующий элемент 5, взаимодействующий с гибким управляющим тросом 6. На внутренней поверхности направляющей 1 образована первая проточка 7 для функционирования фиксирующих элементов 3. Ригель 2 выполнен в виде стержня с цельной рабочей частью 9 и запираемой частью 10 с открытой в сторону управляющего троса 6 торцевой полостью 11, в которой установлен блокирующий элемент 5, а также с расположенными вдоль оси ригеля 2 первыми и вторыми сквозными отверстиями 12, 13. В первых отверстиях 12 запираемой части 10 с возможностью перемещения в первую проточку 7 на внутренней поверхности направляющей 1 установлены фиксирующие элементы 3. Во вторых отверстиях 13, ближних к управляющему тросу 6, с возможностью перемещения во вторую проточку 14 на внутренней поверхности направляющей 1, расположенную напротив вторых отверстий 13 ригеля 2 в его утопленном вглубь направляющей 1 положении, установлены опорные элементы 4. При этом вторая проточка 14 направляющей 1 сформирована с расширением из глубины стенки направляющей 1 наружу вдоль оси направляющей 1. Блокирующий элемент 5 выполнен в виде штока с чередованием профилей вдоль оси, с которыми взаимодействуют фиксирующие элементы 3 и опорные элементы 4. 11 з.п. ф-лы, 14 ил.

 

Изобретение относится к конструктивным элементам замков, а именно к конструкции ригеля, и может быть использовано в замках и запорных системах, применяемых для защиты от несанкционированного доступа к управлению транспортными средствами.

Известно устройство для запирания подвижных частей транспортных средств, описанное в свидетельстве Российской Федерации на полезную модель №10380 (опубл. 14.07.1999 г.). Устройство для запирания содержит замочную вставку, установленную с возможностью скольжения в размещенной в корпусе замка гильзе, которая является неотъемлемой частью кузова транспортного средства. Замочная вставка подпружинена относительно гильзы посредством возвратной пружины и соединена с гибкой тягой, которая установлена с возможностью скольжения в направляющей. На конце тяги закреплен ригель, установленный с возможностью частичного выхода из направляющей при перемещении замочной вставки в гильзе. В положении запирания ригель входит в отверстие элемента, закрепленного на подвижной части транспортного средства, например на рычаге переключения передач.

Надежность блокировки подвижной части транспортного средства в описанной конструкции недостаточна, поскольку имеется возможность отжать ригель, находящийся в положении запирания, обратно в направляющую, поскольку связь замочной вставки и ригеля посредством гибкой тяги не является жесткой.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является техническое решение запирающего механизма, описанное в патенте Российской Федерации на полезную модель №93436 (опубл. 27.04.2010 г.).

Запирающий механизм включает в себя направляющую, в которой с возможностью выхода наружу установлен ригель, фиксирующие элементы, опорные элементы, блокирующий элемент, взаимодействующий с гибким управляющим тросом, а также стопорное кольцо.

На внутренней поверхности направляющей около наружного торца образованы проточки для функционирования фиксирующих элементов, выполненных, как и опорные элементы, в виде шариков. Проточки сформированы с односторонним расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей, образуя скосы в сторону, противоположную наружному торцу направляющей. Также направляющая может содержать гнездо в виде проточки с установленным в нем стопорным кольцом, расположенным на внутренней поверхности направляющей максимально близко к ее наружному торцу. Ригель выполнен в виде стержня с цельной рабочей частью и запираемой частью с открытой в сторону управляющего троса торцевой полостью, в которой установлен блокирующий элемент, и с расположенными вдоль оси ригеля сквозными отверстиями в его полость. В первых отверстиях запираемой части, ближних к выходу ригеля из направляющей, установлены фиксирующие элементы, во вторых отверстиях, ближних к управляющему тросу, установлены опорные элементы. Ригель может иметь ступенчатое сужение рабочей части на наружной поверхности, соответствующее внутреннему диаметру стопорного кольца. В случае отсутствия стопорного кольца отверстия для фиксирующих элементов на ригеле выполняются наклонными. Блокирующий элемент выполнен в виде штока с чередованием профилей вдоль оси, где со стороны торца, обращенного в полость запираемой части ригеля, выполнена первая канавка, открытая в полость ригеля, галтельно переходящая в первый профиль, соответствующий профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля. Далее первый профиль блокирующего элемента галтельно переходит во вторую канавку, галтельно переходящую во второй профиль, соответствующий профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля и образующий торец, с которым соединен конец гибкого управляющего троса. С первой канавкой, первым профилем и переходом между ними взаимодействуют фиксирующие элементы, со второй канавкой и переходами к ней от первого и второго профилей взаимодействуют опорные элементы.

Блокирующий элемент гибким управляющим тросом связан с приводом замкового механизма. В исходном состоянии ригель утоплен в направляющую, при этом фиксирующие элементы установлены в первых отверстиях запираемой части ригеля и расположены в первой канавке блокирующего элемента в контакте с галтельным переходом в первый профиль. Опорные элементы установлены во вторых отверстиях запираемой части ригеля и расположены во второй канавке блокирующего элемента в контакте с галтельным переходом в первый профиль.

При повороте замкового механизма на закрывание его привод через гибкий управляющий трос создает усилие на ввод блокирующего элемента в полость запираемой части ригеля, чему препятствуют фиксирующие элементы, расположенные между блокирующим элементом и ригелем. В результате через галтельный переход между первой канавкой блокирующего элемента и его первым профилем и через фиксирующие элементы усилие передается на ригель, который смещается на выход своей рабочей частью из направляющей, предотвращая несанкционированный доступ к управлению транспортным средством. При совпадении первых отверстий запираемой части ригеля с проточками на внутренней поверхности направляющей фиксирующие элементы под воздействием гантельного перехода между первой канавкой блокирующего элемента и его первым профилем выдавливаются из первой канавки блокирующего элемента в названные проточки направляющей. В то же время в момент начала выдавливания фиксирующих элементов блокирующий элемент начинает смещаться вглубь полости ригеля до упора опорных элементов в галтельный переход второй канавки во второй профиль блокирующего элемента, что является конечным положением смещения блокирующего элемента относительно ригеля. В этом состоянии фиксирующие элементы располагаются на поверхности первого профиля блокирующего элемента, в первых отверстиях ригеля и проточках направляющей, предотвращая перемещение ригеля в направляющей.

Ригель заблокирован от обратного смещения внутрь направляющей при воздействии на него снаружи.

Дополнительной защитой от выхода ригеля из направляющей является стопорное кольцо в направляющей, взаимодействующее со ступенью наружной поверхности рабочей части ригеля.

При повороте замкового механизма на открывание его привод через гибкий управляющий трос создает усилие на вывод блокирующего элемента из полости запираемой части ригеля. Блокирующий элемент перемещается в сторону выхода из полости ригеля до упора опорных элементов в галтельный переход между первым профилем и второй канавкой, при этом фиксирующие элементы располагаются в проточках направляющей и в первых отверстиях ригеля напротив первой канавки блокирующего элемента. В дальнейшем осуществляется совместное перемещение блокирующего элемента и ригеля за счет опорных элементов, связывающих их через вторую канавку блокирующего элемента и вторые отверстия ригеля. При этом ригель стенками первых отверстий запираемой части воздействует на фиксирующие элементы, которые по скосам проточек на направляющей перемещаются в первую канавку блокирующего элемента, выводя ригель из связи с направляющей. Блокирующий элемент вместе с ригелем перемещается внутрь направляющей в исходное положение.

В исходном положении ригель удерживается внутри направляющей только за счет натяжения управляющего троса. Учитывая то, что в ряде случаев необходимо блокировать элементы транспортного средства ригелем, перемещающимся вниз вертикально или под углом, создается опасность бесконтрольного выхода ригеля в случае перетирания управляющего троса или обрыва связи «трос - блокирующий элемент», «трос - привод замкового механизма». В конечном итоге такое событие может привести к аварийной ситуации.

Технической проблемой конструкции запирающего механизма ригеля является отсутствие средств удержания ригеля внутри направляющей в исходном состоянии в случае прерывания связи с управляющим тросом.

Указанная техническая проблема в запирающем механизме ригеля, состоящем из рабочей части и запираемой части и установленном в направляющей с возможностью возвратно-поступательного перемещения при воздействии на блокирующий элемент, расположенный в полости запираемой части ригеля и выполненный в виде штока с чередованием профилей вдоль оси, где со стороны торца, обращенного в полость запираемой части ригеля, выполнена первая канавка, галтельно переходящая в первый профиль, соответствующий профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля, галтельно переходящий во вторую канавку, переходящую в торец, со стороны которого подведен гибкий привод, при этом запираемая часть ригеля снабжена расположенными вдоль оси ригеля сквозными отверстиями в его полость, где в первых отверстиях запираемой части, ближних к выходу ригеля из направляющей, установлены фиксирующие элементы, взаимодействующие с первой канавкой и через галтельный переход с первым профилем блокирующего элемента с возможностью перемещения в первую проточку на внутренней поверхности направляющей около ее наружного торца, а во вторых отверстиях, ближних к гибкому приводу, установлены опорные элементы, взаимодействующие со второй канавкой блокирующего элемента, причем первая проточка направляющей сформирована с односторонним расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей, образуя скос в сторону, противоположную наружному торцу направляющей, решается тем, что опорные элементы установлены с возможностью взаимодействия через галтельный переход с первым профилем блокирующего элемента с возможностью перемещения во вторую проточку на внутренней поверхности направляющей, расположенную напротив вторых отверстий ригеля в его утопленном вглубь направляющей положении, при этом вторая проточка направляющей сформирована с расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей.

Блокирующий элемент, как правило, через гибкий привод соединен с замковым механизмом.

Фиксирующие элементы и опорные элементы выполнены предпочтительно в виде шариков.

Блокирующий элемент преимущественно подпружинен относительно ригеля цилиндрической пружиной сжатия, установленной в соосных обращенных друг к другу гнездах, образованных в полости ригеля и торце блокирующего элемента.

Запирающий механизм ригеля может быть снабжен ограничителем перемещения блокирующего элемента из полости ригеля.

Ограничитель перемещения выполнен как вариант в виде стопорного кольца, расположенного в проточке на внутренней поверхности полости запираемой части ригеля около ее наружного торца и взаимодействующего с торцом блокирующего элемента со стороны гибкого привода.

В другом случае ограничитель перемещения выполнен в виде выступа, образованного на внутренней поверхности полости запираемой части ригеля около ее наружного торца и взаимодействующего с торцом блокирующего элемента со стороны гибкого привода.

Направляющая на внутренней поверхности максимально близко к ее наружному торцу предпочтительно снабжена гнездом в виде проточки с установленным в нем стопорным кольцом, при этом ригель выполнен со ступенчатым сужением рабочей части на наружной поверхности, соответствующим внутреннему диаметру стопорного кольца.

Вторая проточка направляющей сформирована, как правило, с односторонним расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей, образуя скос в сторону наружного торца направляющей.

Блокирующий элемент может быть снабжен вторым профилем, соответствующим профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля, галтельно соединенным с одной стороны с первой канавкой и переходящим с другой стороны в обращенный в полость ригеля торец блокирующего элемента.

Как правило, направляющая, ригель и блокирующий элемент выполнены цилиндрическими, а проточки, канавки и профили выполнены кольцевыми.

Рабочая часть ригеля может быть выполнена П-образной.

Техническим результатом является создание конструкции запирающего механизма ригеля, блокирующего ригель внутри направляющей в исходном состоянии.

Дополнительным техническим результатом является создание конструкции блокирующего устройства с подводом рабочей части ригеля с обратной стороны блокируемого устройства относительно расположения блокирующего устройства и блокировкой блокируемого устройства при вводе запираемой части ригеля внутрь направляющей блокирующего устройства с предотвращением возможности внешних манипуляций ригелем.

Приведенная совокупность признаков в сравнении с известным уровнем техники позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения условию патентоспособности «новизна». Совокупность отличительных признаков, приводящая к решению технической проблемы, явным образом не следует из уровня техники, поэтому заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень». В то же время заявляемое техническое решение применимо, в частности, на транспортных средствах, например, в качестве устройства блокировки перемещения рычага переключения передач, поэтому оно соответствует условию "промышленная применимость".

Заявляемое изобретение представлено на следующих фиг.1-14

На фиг. 1-5 изображена работа запирающего механизма ригеля в базовом исполнении:

на фиг. 1 показан запирающий механизм ригеля в промежуточном положении;

на фиг. 2 приведен запирающий механизм ригеля в его крайнем выдвинутом положении (положении блокирования) до фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 3 представлен запирающий механизм ригеля в его крайнем выдвинутом положении (положении блокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 4 изображен запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) до фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 5 показан запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей.

На фиг. 6-10 показана работа запирающего механизма ригеля с пружиной между фиксирующим элементом и ригелем и стопорными кольцами на направляющей и ригеле:

на фиг. 6 показан запирающий механизм ригеля в промежуточном положении;

на фиг. 7 приведен запирающий механизм ригеля в его крайнем выдвинутом положении (положении блокирования) до фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 8 представлен запирающий механизм ригеля в его крайнем выдвинутом положении (положении блокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 9 изображен запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) до фиксации ригеля относительно направляющей;

на фиг. 10 показан запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей.

На фиг. 11 представлен запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей в исполнении блокирующего элемента со вторым профилем.

На фиг. 12 показан запирающий механизм ригеля в его крайнем утопленном положении (положении разблокирования) после фиксации ригеля относительно направляющей в исполнении ограничителя перемещения блокирующего элемента в виде выступа на внутренней поверхности полости запираемой части ригеля.

На фиг. 13-14 приведено устройство блокировки подвижной части транспортного средства с ригелем, имеющим П-образную рабочую часть:

на фиг. 13 - до блокирования;

на фиг. 14 - в состоянии блокирования.

Запирающий механизм ригеля включает в себя направляющую 1, в которой с возможностью выхода наружу установлен ригель 2, фиксирующие элементы 3, опорные элементы 4 и блокирующий элемент 5, взаимодействующий с гибким приводом, в частности с гибким управляющим тросом 6.

На внутренней поверхности направляющей 1 около наружного торца образована первая проточка 7 для функционирования фиксирующих элементов 3, выполненных, как и опорные элементы 4, предпочтительно в виде шариков. Первая проточка 7 сформирована с односторонним расширением из глубины стенки направляющей 1 наружу вдоль оси направляющей 1, образуя скос в сторону, противоположную наружному торцу направляющей 1. Также направляющая 1 может содержать гнездо в виде проточки с установленным в нем стопорным кольцом 8, расположенным на внутренней поверхности направляющей 1 максимально близко к ее наружному торцу. Ригель 2 выполнен в виде стержня с цельной рабочей частью 9 и запираемой частью 10 с открытой в сторону управляющего троса 6 торцевой полостью 11, в которой установлен блокирующий элемент 5, а также с расположенными вдоль оси ригеля 2 первыми и вторыми сквозными отверстиями 12, 13 в его полость 11. В первых отверстиях 12 запираемой части 10, ближних к выходу ригеля 2 из направляющей 1, с возможностью перемещения в первую проточку 7 на внутренней поверхности направляющей 1 установлены фиксирующие элементы 3. Во вторых отверстиях 13, ближних к управляющему тросу 6, с возможностью перемещения во вторую проточку 14 на внутренней поверхности направляющей 1, расположенную напротив вторых отверстий 13 ригеля 2 в его утопленном вглубь направляющей 1 положении, установлены опорные элементы 4. Вторая проточка 14 направляющей 1 сформирована с расширением из глубины стенки направляющей 1 наружу вдоль оси направляющей 1, причем расширение может быть односторонним с образованием скоса в сторону наружного торца направляющей 1 или двухсторонним. Блокирующий элемент 5 предпочтительно подпружинен относительно ригеля 2 цилиндрической пружиной сжатия 15, установленной в соосных обращенных друг к другу гнездах, образованных в полости 11 ригеля 2 и торце блокирующего элемента 5.

Запирающий механизм, как правило, снабжен ограничителем перемещения блокирующего элемента 5 из полости 11 ригеля 2. В частности, внутренняя поверхность полости 11 запираемой части 10 ригеля 2 около наружного торца может быть снабжена гнездом в виде проточки с установленным нем стопорным кольцом 16. В другом случае ограничитель перемещения может быть выполнен в виде выступа 17, образованного на внутренней поверхности полости 11 запираемой части 10 ригеля 2 около ее наружного торца и взаимодействующего с торцом 18 блокирующего элемента 5 со стороны управляющего троса 6. Такой выступ 17 может быть образован, например, штифтом, установленным в сквозном отверстии запираемой части 10 ригеля 2 с выходом в полость 11.

Ригель 2 может иметь ступенчатое сужение рабочей части 9 на наружной поверхности, соответствующее внутреннему диаметру стопорного кольца 8 на направляющей 1. В случае отсутствия стопорного кольца отверстия 12 для фиксирующих элементов 3 на ригеле 2 выполняются предпочтительно наклонными.

Блокирующий элемент 5 выполнен в виде штока с чередованием профилей вдоль оси, где со стороны торца, обращенного в полость 11 запираемой части 10 ригеля 2, выполнена первая канавка 19, преимущественно открытая в полость 11 ригеля 2, галтельно переходящая в первый профиль 20, соответствующий профилю внутренней поверхности полости 11 запираемой части 10 ригеля 2. Далее первый профиль 20 блокирующего элемента 5 галтельно переходит во вторую канавку 21, переходящую в торец 18, со стороны которого сформировано соединение с концом гибкого управляющего троса 6. С первой канавкой 19, первым профилем 20 и переходом между ними взаимодействуют фиксирующие элементы 3; со второй канавкой 21 блокирующего элемента 5 и с первым профилем 20, а также с переходом между ними взаимодействуют опорные элементы 4. Блокирующий элемент 5 может быть снабжен вторым профилем 22, соответствующим профилю внутренней поверхности полости 11 запираемой части 10 ригеля 2 и соединенным галтельно с одной стороны с первой канавкой 19, а с другой стороны переходящим в обращенный в полость 11 ригеля 2 торец блокирующего элемента 5.

Направляющая 1, ригель 2 и блокирующий элемент 5 выполнены преимущественно цилиндрическими, соответственно проточки для стопорных колец 8, 16, первая и вторая проточки 7, 14 на направляющей 1, канавки 19, 21 и профили 20, 22 выполнены кольцевыми.

Блокирующий элемент 5 гибким управляющим тросом 6 связан, как правило, с приводом замкового механизма.

При повороте замкового механизма пользователем на закрывание или блокирование его привод через гибкий управляющий трос 6 создает усилие на ввод блокирующего элемента 5 в полость 11 запираемой части 10 ригеля 2, чему препятствуют фиксирующие элементы 3, расположенные между блокирующим элементом 5 и ригелем 2. В результате через галтельный переход между первой канавкой 19 блокирующего элемента 5 и его первым профилем 20 и через фиксирующие элементы 3 усилие передается на ригель 2, который смещается на выход своей рабочей частью 9 из направляющей 1, предотвращая несанкционированный доступ к управлению транспортным средством. При совпадении первых отверстий 12 запираемой части 10 ригеля 2 с первой проточкой 7 на внутренней поверхности направляющей 1 фиксирующие элементы 3 под воздействием галтельного перехода между первой канавкой 19 блокирующего элемента 5 и его первым профилем 20 выдавливаются из первой канавки 19 блокирующего элемента 5 в первую проточку 7 направляющей 1. Этому, в частном случае, способствует упор ступени 23 рабочей части 9 ригеля 2 в стопорное кольцо 8 направляющей 1, позиционируя ригель 2 в направляющей 1. В то же время в момент начала выдавливания фиксирующих элементов 3 блокирующий элемент 5, в частном случае преодолевая усилие пружины 15, начинает смещаться вглубь полости 11 ригеля 2 до позиции, в которой фиксирующие элементы 3 располагаются на поверхности первого профиля 20 блокирующего элемента 5, в первых отверстиях 12 ригеля 2 и первой проточке 7 направляющей 1. В частном случае в описанной позиции блокирующий элемент 5 упирается в днище полости 11 ригеля 2.

Для замкового механизма, на который воздействует пользователь, указанное положение элементов запирающего механизма ригеля 2 соответствует положению закрывания или блокирования. При этом ригель 2 заблокирован от обратного смещения внутрь направляющей 1 при воздействии на него снаружи, а также от вытягивания из направляющей 1 за счет связи ригеля 2 с направляющей 1 посредством фиксирующих элементов 3.

При повороте пользователем замкового механизма на открывание или разблокирование его привод через гибкий управляющий трос 6 создает усилие на вывод блокирующего элемента 5 из полости 11 запираемой части 10 ригеля 2. В частном случае исполнения усилие на тросе 6 совпадает с направлением усилия пружины 15 между ригелем 2 и блокирующим элементом 5. Блокирующий элемент 5 перемещается в сторону выхода из полости 11 ригеля 2 до упора опорных элементов 4 в галтельный переход между первым профилем 20 и второй канавкой 21, при этом фиксирующие элементы 3 располагаются в первой проточке 7 направляющей 1 и в первых отверстиях 12 ригеля 2 напротив первой канавки 19 блокирующего элемента 5. В дальнейшем осуществляется совместное перемещение блокирующего элемента 5 и ригеля 2 за счет опорных элементов 4, связывающих их через вторую канавку 21 блокирующего элемента 5 и вторые отверстия 13 ригеля 2. При этом ригель 2 стенками первых отверстий 12 запираемой части 10 воздействует на фиксирующие элементы 3, которые по скосу первой проточки 7 на направляющей 1 перемещаются в первую канавку 19 блокирующего элемента 5, выводя ригель 2 из связи с направляющей 1. Блокирующий элемент 5 вместе с ригелем 2 перемещается внутрь направляющей 1 в исходное положение.

При совпадении вторых отверстий 13 запираемой части 10 ригеля 2 со второй проточкой 14 на внутренней поверхности направляющей 1 опорные элементы 4 под воздействием галтельного перехода между второй канавкой 21 блокирующего элемента 5 и его первым профилем 20 выдавливаются из второй канавки 21 блокирующего элемента 5 во вторую проточку 14 направляющей 1. В частном случае исполнения этому способствует усилие пружины 15 между ригелем 2 и блокирующим элементом 5.

В момент начала выдавливания опорных элементов 4 блокирующий элемент 5 начинает перемещаться в ригеле в сторону выхода из полости 11 ригеля 2 до позиции, в которой опорные элементы 4 располагаются на поверхности первого профиля 20 блокирующего элемента 5, во вторых отверстиях 13 запираемой части 10 ригеля 2 и второй проточке 14 направляющей 1, фиксирующие элементы 3 располагаются в первых отверстиях 12 ригеля 2 и в первой канавке 19 блокирующего элемента 5. В частном случае исполнения переходу в указанную позицию способствует упор торца 18 блокирующего элемента 5 в стопорное кольцо 16 или выступ 17 полости 11 ригеля 2, что является исходным положением блокирующего элемента 5 относительно ригеля 2.

Для замкового механизма, на который воздействует пользователь, указанное положение элементов запирающего механизма ригеля 2 соответствует положению открывания или разблокирования. При этом ригель 2 заблокирован внутри направляющей 1 от смещения в любом направлении за счет связи ригеля 2 с направляющей 1 посредством опорных элементов 4.

В начальной стадии поворота замкового механизма на закрывание или блокирование его привод через гибкий управляющий трос 6 создает усилие на ввод блокирующего элемента 5 в полость 11 запираемой части 10 ригеля 2. В частном случае исполнения при этом преодолевается усилие пружины 15 между ригелем 2 и блокирующим элементом 5. Блокирующий элемент 5 перемещается в полость 11 ригеля 2 до упора фиксирующих элементов 3 в галтельный переход между первым профилем 20 и первой канавкой 19, при этом опорные элементы 4 располагаются во второй проточке 14 направляющей 1 и во вторых отверстиях 13 ригеля 2 напротив второй канавки 21 блокирующего элемента 5. В дальнейшем осуществляется совместное перемещение блокирующего элемента 5 и ригеля 2 за счет фиксирующих элементов 3, связывающих их через первую канавку 19 блокирующего элемента 5 и первые отверстия 12 ригеля 2. При этом ригель 2 стенками вторых отверстий 13 запираемой части 10 воздействует на опорные элементы 4, которые по скосу второй проточки 14 на направляющей 1 перемещаются во вторую канавку 21 блокирующего элемента 5, выводя ригель 2 из связи с направляющей 1. Блокирующий элемент 5 вместе с ригелем 2 перемещается из направляющей 1 в положение закрывания или блокирования подвижной части транспортного средства.

Таким образом, при помощи описанного запирающего механизма ригель 2 удерживается утопленным внутри направляющей 1 даже в случае обрыва управляющего троса 6.

Описанный запирающий механизм может быть также использован при выполнении рабочей части 9 ригеля 2 П-образной, когда блокировка подвижной части 24 транспортного средства возможна только с обратной стороны относительно места монтажа корпуса управляющего троса 6 и направляющей 1. В этом случае положением закрывания или блокирования будет расположение ригеля 2 утопленным внутри направляющей 1.

Приведенные выше примеры использования заявляемого запирающего механизма ригеля не ограничивают его применение в других возможных вариантах в рамках независимого пункта изобретения.

1. Запирающий механизм ригеля, состоящего из рабочей части и запираемой части и установленного в направляющей с возможностью возвратно-поступательного перемещения при воздействии на блокирующий элемент, расположенный в полости запираемой части ригеля и выполненный в виде штока с чередованием профилей вдоль оси, где со стороны торца, обращенного в полость запираемой части ригеля, выполнена первая канавка, галтельно переходящая в первый профиль, соответствующий профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля, галтельно переходящий во вторую канавку, переходящую в торец, со стороны которого подведен гибкий привод, при этом запираемая часть ригеля снабжена расположенными вдоль оси ригеля сквозными отверстиями в его полость, где в первых отверстиях запираемой части, ближних к выходу ригеля из направляющей, установлены фиксирующие элементы, взаимодействующие с первой канавкой и через галтельный переход с первым профилем блокирующего элемента с возможностью перемещения в первую проточку на внутренней поверхности направляющей около ее наружного торца, а во вторых отверстиях, ближних к гибкому приводу, установлены опорные элементы, взаимодействующие со второй канавкой блокирующего элемента, причем первая проточка направляющей сформирована с односторонним расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей, образуя скос в сторону, противоположную наружному торцу направляющей, отличающийся тем, что опорные элементы установлены с возможностью взаимодействия через галтельный переход с первым профилем блокирующего элемента с возможностью перемещения во вторую проточку на внутренней поверхности направляющей, расположенную напротив вторых отверстий ригеля в его утопленном вглубь направляющей положении, при этом вторая проточка направляющей сформирована с расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей.

2. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что блокирующий элемент через гибкий привод соединен с замковым механизмом.

3. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что фиксирующие элементы и опорные элементы выполнены в виде шариков.

4. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что блокирующий элемент подпружинен относительно ригеля цилиндрической пружиной сжатия, установленной в соосных обращенных друг к другу гнездах, образованных в полости ригеля и торце блокирующего элемента.

5. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен ограничителем перемещения блокирующего элемента из полости ригеля.

6. Запирающий механизм ригеля по п. 5, отличающийся тем, что ограничитель перемещения выполнен в виде стопорного кольца, расположенного в проточке на внутренней поверхности полости запираемой части ригеля около ее наружного торца и взаимодействующего с торцом блокирующего элемента со стороны гибкого привода.

7. Запирающий механизм ригеля по п. 5, отличающийся тем, что ограничитель перемещения выполнен в виде выступа, образованного на внутренней поверхности полости запираемой части ригеля около ее наружного торца и взаимодействующего с торцом блокирующего элемента со стороны гибкого привода.

8. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что направляющая на внутренней поверхности максимально близко к ее наружному торцу снабжена гнездом в виде проточки с установленным в нем стопорным кольцом, при этом ригель выполнен со ступенчатым сужением рабочей части на наружной поверхности, соответствующим внутреннему диаметру стопорного кольца.

9. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что вторая проточка направляющей сформирована с односторонним расширением из глубины наружу вдоль оси направляющей, образуя скос в сторону наружного торца направляющей.

10. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что блокирующий элемент снабжен вторым профилем, соответствующим профилю внутренней поверхности полости запираемой части ригеля, галтельно соединенным с одной стороны с первой канавкой и переходящим с другой стороны в обращенный в полость ригеля торец блокирующего элемента.

11. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что направляющая, ригель и блокирующий элемент выполнены цилиндрическими, а проточки, канавки и профили выполнены кольцевыми.

12. Запирающий механизм ригеля по п. 1, отличающийся тем, что рабочая часть ригеля выполнена П-образной.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к дверному замку (1), имеющему скошенную задвижку (5). В настоящем изобретении напряжение частей скошенной задвижки, подверженных износу, уменьшается, что позволяет увеличить срок их службы.

Замок // 2592354
Заявляемое изобретение относится к замкам, в которых запирающим элементом является засов, находящийся в кинематической связи с механизмом секретности. Замок содержит корпус и размещенные в нем засов, осуществляющий основное перемещение для запирания и отпирания замка, и механизм секретности, обеспечивающий основное перемещение засова.

Изобретение относится к устройствам дверных замков и, в частности, к защелке для дверного замка. .

Замок // 2404342
Изобретение относится к области скобяных изделий и может быть применено для запирания дверей. .

Изобретение относится к области скобяных изделий и касается врезного запирающего устройства. .

Изобретение относится к противопожарной технике, в частности к устройствам, пассивно защищающим проемы в конструкциях от открытого пламени. .

Ригель // 2295617
Изобретение относится к скобяным изделиям, в частности к конструкции ригеля, и может быть широко использовано при изготовлении замков и запорных систем для предотвращения несанкционированного доступа.

Ригель // 2295616
Изобретение относится к скобяным изделиям, в частности к конструкции ригеля, и может быть широко использовано при изготовлении замков и запорных систем для предотвращения несанкционированного доступа.

Ригель // 2295615
Наверх