Способ оплаты проезда в общественном транспорте

Изобретение относится к области средств автоматического сбора платы за проезд в транспортном средстве. В способе взимание платы происходит в результате звонка с предварительно зарегистрированного в качестве платежного устройства мобильного коммуникатора, принадлежащего пользователю. Пользователь связывается с модулем идентификации процессингового центра системы выбранного вида общественного транспорта, осуществляя звонок без соединения по номеру, указанному на транспортном средстве. В модуле идентификации происходит сравнение номера СИМ-карты мобильного коммуникатора, с которого произведен звонок, с сохраненным в модуле регистрации номером, и при совпадении номеров в случае удовлетворения условия оплаты осуществляется погашение платежа и его подтверждение. Регистрация мобильного коммуникатора может происходить непосредственно при попадании в транспортное средство. Достигается повышение оперативности оплаты проезда и ее учета. 6 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к способам автоматического сбора платы за проезд в транспортном средстве и может использоваться при оплате проезда, например, в городском общественном транспорте.

В настоящее время широкое распространение получили способы оплаты многих бытовых услуг, включая транспортные, с помощью мобильного телефона. Однако для того, чтобы телефон можно было использовать как платежное устройство, необходимо предварительно получить специальную наклейку со встроенным чипом и закрепить ее на телефоне или заменить обычную СИМ-карту на новую с поддержкой технологии NFC (Near Field Communication - коммуникация ближнего поля), которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. Для оплаты необходимо просто поднести телефон к валидатору (см., например, http://www.the-village.m/village/city/transport/223355-oplata-proezda-telefonom).

Недостатком такого способа оплаты является необходимость наличия валидатора в месте предоставления возможности проезда, а также то, что мобильный телефон практически является только футляром или устройством крепления платежного устройства в виде NFC-чипа.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению и выбранным за прототип является способ автоматического сбора платы за проезд в транспортной системе (патент РФ №2421812, опубл. 20.06.2011 г.), при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от предварительно зарегистрированного в системе общественного транспорта платежного устройства, включающие, по меньшей мере, идентификатор счета, ассоциированный с указанным платежным устройством и идентифицирующий счет платежа, затем в случае удовлетворения условий оплаты предоставляют пользователю доступ к зоне оплаты транспортной системы и инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой.

Недостатком прототипа также является необходимость наличия у пользователя отдельного платежного устройства и специальной зоны оплаты на транспортном средстве или в зоне его остановки.

Задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ, является повышение удобства оплаты проезда пользователем и уменьшения суетливости в транспортном средстве.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, заключающегося в обеспечении оперативности оплаты проезда и ее учета.

Данный технический результат достигается тем, что в способе оплаты проезда на общественном транспорте, при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от предварительно зарегистрированного в системе общественного транспорта платежного устройства, включающие, по меньшей мере, идентификатор счета, ассоциированный с указанным платежным устройством и идентифицирующий счет платежа, затем в случае удовлетворения условий оплаты предоставляют пользователю доступ к зоне оплаты транспортной системы и инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой, представление пользователем данных от платежного устройства производят с помощью выполняемого пользователем звонка без соединения по указанному на транспортном средстве номеру, ассоциированному с транспортным средством или маршрутом, на которые распространяется тариф, с предварительно зарегистрированного в качестве платежного устройства персонального мобильного коммуникатора в процессинговый центр системы выбранного вида общественного транспорта, содержащий считыватель платежного устройства и информацию о предварительно зарегистрированном в качестве платежного устройства пользователя мобильном коммуникаторе с указанием номера его СИМ-карты, и при идентификации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства после осуществления указанной транзакции на мобильный коммуникатор пользователя направляют уведомление об оплате проезда, содержащее по меньшей мере один специализированный идентификатор оплаты проезда, предъявляемый контролеру при выборочном контроле транспортных средств.

Предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты могут производить из приложения, установленного в мобильном коммуникаторе.

Предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты могут производить через Интернет-соединение. При этом регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства возможно производить непосредственно перед пользованием транспортным средством.

В случае отсутствия Интернет-соединения звонок с мобильного коммуникатора на номер, ассоциированный с транспортным средством или маршрутом, признают ограниченной регистрацией мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства, после чего на мобильный коммуникатор пользователя направляют сообщение о том, что источником оплаты проезда будет счет у мобильного оператора, на которое отсылают подтверждающее согласие пользователя ответное сообщение. В случае же отсутствия ответного сообщения инициируют снятие со счета данного мобильного коммуникатора суммы, равной стоимости проезда, а при отсутствии на этом счете достаточной суммы или при повторных звонках формируют и отсылают сообщение оператору связи о необходимости блокирования звонков с данного номера.

Регистрация также может проводиться при получении банковской, социальной, транспортной и подобных им карт. Кроме того, при предварительной регистрации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты в системе выбранного вида общественного транспорта создают связанный с регистрируемым номером личный кабинет, в котором пользователь указывает платежные инструменты в виде пополняемого электронного кошелька, банковской и/или социальной карты, счета мобильного коммуникатора, используемые в качестве источников погашения платежа за проезд, а также информацию о совершенных поездках, льготах, бонусах за проезд и код подтверждения оплаты проезда через валидатор, установленный в месте предоставления возможности проезда. Причем льготы пользователя регистрируют через авторизацию на портале государственных услуг.

В случае недостаточности средств на счете платежа на мобильный коммуникатор пользователя посылают уведомление об использования платежных инструментов, зарегистрированных в личном кабинете в виде кредита в размере стоимости поездки.

Для реализации способа процессинговый центр системы выбранного пользователем вида общественного транспорта оснащен модулем регистрации пользователя, в котором содержится информация о зарегистрированном предварительно в качестве платежного устройства пользователя мобильном коммуникаторе с указанием номера его СИМ-карты, модулем идентификации и авторизации, а также модулем расчета и выполнения платежа.

Платежным устройством в виде мобильного коммуникатора, с помощью которого пользователь (пассажир) связывается с включенным в процессинговый центр модулем идентификации пользователя, осуществляя звонок по номеру, указанному на транспортном средстве, может быть как смартфон или планшет с выходом в Интернет, так и простой мобильный телефон с функциями только звонка и получения сообщений. Причем при наличии выхода в Интернет регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства можно производить непосредственно перед пользованием транспортным средством, а при отсутствии выхода в Интернет звонок с мобильного телефона на номер, ассоциированный с транспортным средством или маршрутом, признается ограниченной регистрацией мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства. При этом владельцу телефона направляется сообщение о том, что источником оплаты проезда будет счет у мобильного оператора, на которое владелец в ответном сообщении выражает свое согласие. В случае отсутствия ответного сообщения инициируют снятие со счета данного мобильного коммуникатора суммы, равной стоимости проезда, а при отсутствии на этом счете достаточной суммы или при повторных звонках формируют и отсылают сообщение оператору связи о необходимости блокирования звонков с данного номера. Последнее действие необходимо для пресечения деятельности злоумышленников или развлекающихся субъектов.

В дальнейшем добросовестный пользователь-владелец мобильного коммуникатора может перевести ограниченную регистрацию в полноценную, воспользовавшись мобильным приложением или доступом в Интернет.

Модуль регистрации пользователя соединен с модулем идентификации и авторизации, в который поступает звонок от пользователя, и, тем самым, обеспечивается прием представленных пользователем данных платежного устройства. В модуле идентификации и авторизации происходит сравнение номера СИМ-карты мобильного коммуникатора, с которого осуществлен звонок, с сохраненным в модуле регистрации номером, и, при совпадении номеров, формируется сигнал, который передается в модуль расчета и выполнения платежа, о необходимости в случае удовлетворения условий оплаты транзакции погашения платежа и его подтверждения. После чего в модуле идентификации и авторизации формируется и посылается на мобильный коммуникатор пользователя уведомление об оплате проезда. В случае же невозможности транзакции из-за недостаточности средств на счете платежа из модуля расчета и выполнения платежа поступает сигнал в модуль идентификации и авторизации откуда в мобильный коммуникатор пользователя посылают уведомление об использовании платежных инструментов, зарегистрированных в личном кабинете в виде кредита в размере стоимости поездки. После осуществления любого из описанных вариантов оплаты проезда на мобильный коммуникатор пользователя направляется сообщение с уведомлением об оплате проезда, содержащим специализированный идентификатор факта оплаты для предъявления контролеру в случае проверки.

1. Способ оплаты проезда в общественном транспорте, при котором для получения возможности оплаты проезда принимают в считывателе платежного устройства, присоединенном к транспортной платежной системе, представленные пользователем данные от платежного устройства, включающие, по меньшей мере, идентификатор счета, ассоциированный с указанным платежным устройством и идентифицирующий счет платежа, затем в случае удовлетворения условий оплаты инициируют транзакцию погашения платежа, посредством чего средства денежного обращения в сумме стоимости проезда передают со счета платежа, ассоциированного с идентификатором счета, на счет, ассоциированный с указанной транспортной системой, отличающийся тем, что представление пользователем данных от платежного устройства производят с помощью выполняемого пользователем звонка без соединения по указанному на транспортном средстве номеру, ассоциированному с транспортным средством или маршрутом, на которые распространяется тариф, используемого в качестве платежного устройства персонального мобильного коммуникатора в процессинговый центр системы выбранного вида общественного транспорта, содержащий считыватель платежного устройства, при этом в случае наличия информации о предварительно зарегистрированном в качестве платежного устройства пользователя мобильном коммуникаторе с указанием номера его СИМ-карты и при идентификации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства после осуществления указанной транзакции на мобильный коммуникатор пользователя направляют уведомление об оплате проезда, содержащее, по меньшей мере, один специализированный идентификатор оплаты проезда, предъявляемый контролеру при контроле транспортных средств, звонок с незарегистрированного в качестве платежного устройства пользователя мобильного коммуникатора на номер, ассоциированный с транспортным средством или маршрутом, признают ограниченной регистрацией мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства, после чего на мобильный коммуникатор пользователя направляют информационное сообщение о том, что источником оплаты проезда будет счет у мобильного оператора, на которое пользователь отсылает подтверждающее согласие пользователя ответное сообщение, после чего инициируют транзакцию погашения платежа и на мобильный коммуникатор с ограниченной регистрацией направляют уведомление об оплате проезда, в случае же отсутствия ответного сообщения инициируют транзакцию погашения платежа со счета данного мобильного коммуникатора суммы, равной стоимости проезда, также уведомив пользователя об оплате проезда, а при отсутствии на этом счете достаточной суммы или при повторных звонках формируют и отсылают сообщение оператору связи о необходимости блокирования звонков с данного номера.

2. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 1, отличающийся тем, что предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты производят из приложения, установленного в мобильном коммуникаторе.

3. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 1, отличающийся тем, что предварительную регистрацию мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты производят через Интернет-соединение.

4. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 1, отличающийся тем, что предварительная регистрация мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты может проводиться при получении банковской, социальной, транспортной и подобных им карт.

5. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 1, отличающийся тем, что при предварительной регистрации мобильного коммуникатора в качестве платежного устройства с указанием номера его СИМ-карты системы выбранного вида общественного транспорта создают связанный с регистрируемым номером личный кабинет, в котором пользователь указывает платежные инструменты в виде пополняемого электронного кошелька, банковской и/или социальной карты, счета мобильного коммуникатора, а также информацию об оплате совершенных поездок, льготах и бонусах за проезд и код подтверждения оплаты проезда через валидатор, установленный в месте предоставления возможности проезда.

6. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 5, отличающийся тем, что в случае недостаточности средств на счете платежа на мобильный коммуникатор пользователя посылают уведомление об использования платежных инструментов, зарегистрированных в личном кабинете в виде кредита в размере стоимости поездки.

7. Способ оплаты проезда в общественном транспорте по п. 5, отличающийся тем, что при создании личного кабинета пользователя регистрируют льготы пользователя через авторизацию на портале государственных услуг.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобильным системам платной парковки. Парковочный комплекс содержит множество парковочных мест с разметкой и считыватель данных, а также множество магнитных рамок для считывания данных на каждом парковочном месте в диапазоне от 30 кГц до 30 мГц, подключенных через мультиплексор к считывателю.

Изобретение относится к автомобильным системам платной парковки. Парковочный комплекс содержит множество парковочных мест с разметкой и считыватель данных, а также множество магнитных рамок для считывания данных на каждом парковочном месте в диапазоне от 30 кГц до 30 мГц, подключенных через мультиплексор к считывателю.

Изобретение относится к области компьютерных технологий, предназначенных для выдачи разрешений на парковку. Технический результат заключается в исключении возможности пользователям превысить максимальное время парковки в парковочной зоне.

Изобретение относится к навигатору для общественного транспорта. Техническим результатом является обеспечение предоставления точных данных системы общественного транспорта.

Устройство предназначено для определения путевых информаций (FI), которые относятся к отрезку пути (14), который проехал пассажир. Устройство содержит носимый пассажиром приемный блок (16) для приема сигнала, который генерируется наземным, связанным с определенным местоположением передающим блоком (24, 28), и вычислительный блок (32) для определения путевой информации посредством оценки сигнала, при которой оценивается по меньшей мере одна сигнальная характеристика принятого сигнала.
Изобретение относится к области регулирования движения дорожного транспорта и, в частности, к управлению автопарковками, предусматривающими дорожные сборы. Для обнаружения и идентификации ТС, пересекающих границы заданного участка дороги, в заранее определенных местах, ограничивающих заданный участок дороги, устанавливают узлы обнаружения ТС, с помощью которых зондируют радиосигналом пространство в месте их установки, а ТС предварительно оборудуют узлами их идентификации.

Изобретение относится к системам для взимания сбора за пользование автодорогами. .

Изобретение относится к способу получения билетов для поездок в системе пассажирских перевозок, которая включает в себя станции для входа и/или выхода с транспортного средства системы для поездок между станциями.

Изобретение относится к технологиям связи с использованием мобильного терминала, и более конкретно, к технологии, предназначенной для использования в мобильном терминале или в программе мобильного терминала, которая осуществляет информационный обмен с устройством или прибором, имеющим функцию устройства считывания/записи для метки радиочастотной идентификации (RFID), и которая служит в качестве пассивной метки RFID, и к системе управления пункта проверки или к способу управления пункта проверки, который использует такой мобильный терминал.

Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте. Технический результат заключается в повышении точности и достоверности работы системы и расширения ее функциональных возможностей.

Настоящее изобретение относится к способу управления бортовым модулем (OBU) транспортного средства в зоне связи модуля (RSU) на обочине дороги станции электронного дорожного сбора.

Изобретение относится к системе, способу, устройству и машиночитаемому носителю для сбора оплаты. Технический результат заключается в повышении безопасности передачи сообщений.

Изобретение относится к устройству, серверу, транспортным средствам и способу управления для системы взимания дорожных сборов. Технический результат заключается в управлении выявлением нарушений правил движения.

Изобретение относится к автоматической системе взимания платы за проезд по автомобильным дорогам. Технический результат заключается в отслеживании автотранспортного средства на участках дорог с нестабильной или отсутствующей связью.

Изобретение относится к средствам автоматизации оплаты и контроля проездных документов и может быть использовано для дифференцированной оплаты проезда и контроля проездных документов преимущественно в метрополитене и на железной дороге.

Изобретение относится к системе взимания платы за проезд. Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности контроля проезжающих транспортных средств за счет размещения антенной системы вдоль продольного направления контролирующего транспортного средства.

Изобретение относится к устройствам и к способам управления для системы взимания дорожных сборов, которая основана на бортовых устройствах, базирующихся в транспортных средствах, с использованием регистрирующих транспортных средств, контролирующих транспортных средств и сервера регистрации нарушений, в которой регистрирующее транспортное средство считывает параметр дорожного сбора с бортового устройства проезжающего мимо транспортного средства через интерфейс DSRC-радиосвязи, сравнивает его с параметром, характеризующим форму транспортного средства, который обнаружен датчиком, и на основании этого, в случае несоответствия, генерирует запись с данными о нарушении и передает ее в сервер регистрации нарушений, при этом контролирующее транспортное средство регистрирует свое местоположение или его окрестность в сервере регистрации нарушений, и сервер регистрации нарушений делает записи с данными о нарушениях в местах, где произошли нарушения, при этом, когда контролирующее транспортное средство обнаруживает транспортное средство-нарушитель в окрестности, оно выдает предупреждающее сообщение, и при передаче записи с данными о нарушении из регистрирующего транспортного средства в сервер регистрации нарушений и/или из сервера регистрации нарушений в контролирующее транспортное средство запись с данными о нарушении разделяют на одну часть, передаваемую по протоколу управления передачей, и на другую часть, передаваемую по протоколу передачи дейтаграмм пользователя.

Изобретение относится к средствам контроля оплаты проезда в общественном транспорте. Технический результат заключается в повышении надежности и качества контроля оплаты проезда.

Группа изобретений относится к измерительной технике и может быть использована в области транспортного машиностроения. Бортовое устройство начисления платы за использование автомобильных дорог, выполненное в корпусе, включает модуль интерфейса пользователя со световодами сигнальных светодиодов на лицевой панели, модуль электропитания с дросселем, конденсаторами, ключом коммутационного напряжения и размещенным в отсеке питания аккумулятором, коммуникационный модуль с GSM-модемом и внутренней антенной GSM, модуль позиционирования с навигационным приемником и внутренней антенной ГЛОНАСС, модуль контроля целостности корпуса с датчиком вскрытия, SIM-карту, установленную в держателе, блок криптографической защиты и блок управления с детектором движения. Достигается повышение работоспособности бортового устройства начисления платы за использование автомобильных дорог при нежелательном механическом воздействии на его корпус. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх