Способ защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания

Изобретение относится к судовой энергетике, а именно к способу защиты от обрастания внешней поверхности теплообменных аппаратов. Для защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания смесь жидкого биоцида и сжатого воздуха подают через диспергирующий слой трубчатого полимерного аэратора в бортовой ящик. Достигается повышение надежности и эффективности защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к судовой энергетике, конкретно к способам защиты от обрастания внешней поверхности теплообменных аппаратов, входящих в замкнутые системы охлаждения судовых энергетических установок и размещенных в пространстве бортового ящика.

Известен способ защиты конструкции от обрастания морскими организмами с подачей к защищаемой конструкции химически активного по отношению к обрастателям реагента при помощи системы пристенных или частично ограниченных струйных течений (SU 1500546 A1, опубл. 15.08.1989). Способ направлен на уменьшение расхода подаваемого реагента и снижение энергозатрат за счет оптимальной концентрации раствора реагента, зависящей от геометрических и режимных параметров системы.

Применение этого способа отличается сложностью и значительными материальными затратами. Кроме того, использование данного способа требует высокой квалификации обслуживающего персонала и точности настройки всех активных элементов системы, таких как бортовая ЭВМ, датчики концентрации раствора реагента, насос с электроприводом, блок выходных команд. А с учетом большого количества последовательно соединенных элементов приводит к снижению надежности всей системы.

В способе защиты подводной части корпуса судна от обрастания морскими организмами путем обдува сжатым газообразным азотом (RU 2068794, опубл. 10.11.1996) газообразный азот непрерывно с дозированным расходом подается по трубопроводам через керамические барботеры диаметром 20 мм, размещенные на участках обшивки подводной части корпуса судна. Недостатком способа являются дополнительные материальные затраты на производство и хранение газообразного азота, который необходимо подавать в значительном количестве для создания нужной концентрации. При этом возникает опасность при разбавлении азотом воздуха в замкнутых пространствах во время обслуживания и ремонта.

Наиболее близким к заявленному способу по совокупности сходных признаков является способ защиты подводной части судна от обрастания путем обдува корпуса сжатым воздухом (а.с. №413664, СССР, опубл. 30.01.1974 г.). Способ заключается в том, что в сжатый воздух вводят озон и смесь подают периодически и поочередно на различные подводные участки корпуса судна. Недостатками данного способа являются высокая энергоемкость получения озона и его агрессивность, активизирующая коррозионные процессы в металлах.

Задача изобретения заключается в разработке способа защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания, лишенного вышеизложенных недостатков, в котором подача биоцида в пространство бортового ящика обеспечивается за счет энергии сжатого воздуха, предназначенного для формирования газожидкостных струй вдоль внешней теплообменной поверхности трубок охладителя.

Для решения поставленной задачи смесь жидкого биоцида и сжатого воздуха подают через диспергирующий слой трубчатого полимерного аэратора в бортовой ящик, причем жидкий биоцид направляют из емкости через регулирующий клапан и смешивают с воздухом в газожидкостном инжекторе энергией сжатого воздуха, предназначенного для формирования газожидкостных струй вдоль внешней теплообменной поверхности трубок охладителя.

Описываемый способ поясняется схемой.

На чертеже представлена схема системы, в которой реализуется заявленный способ, где:

1 - баллон сжатого воздуха;

2 - редукционный клапан;

3 - газожидкостный инжектор;

4 - невозвратно-запорный клапан;

5, 6 - патрубок входа и выхода пресной воды;

7 - воздушная труба;

8, 13 - выход и вход забортной воды в бортовой ящик;

9 - наружная обшивка корпуса судна;

10 - бортовой ящик;

11 - трубная система забортного охладителя;

12 - трубчатый полимерный аэратор;

14 - регулирующий клапан;

15 - емкость с жидким биоцидом.

Заявленный способ реализуют следующим образом.

Сжатый воздух из баллона 1 через редукционный клапан 2 подают на газожидкостный инжектор 3, в камере смешения которого создается разрежение, обеспечивающее поступление жидкого биоцида из емкости 15 через регулирующий клапан 14 в инжектор. Полученную в инжекторе смесь через невозвратно-запорный клапан 4 направляют в трубчатый полимерный аэратор 12, который обеспечивает мелкопузырчатое диспергирование смеси воздуха с биоцидом в забортную воду под теплообменной поверхностью труб забортного охладителя 11. Всплывая, пузырьки воздуха увлекают за собой воду с образованием газожидкостных струй, омывая поверхность труб и обеспечивая защиту от обрастания. Для защиты от внешних воздействий трубную систему охладителя помещают в бортовой ящик 10. Вход и выход горячего теплоносителя осуществляют через патрубки 5 и 6. В днищевой и бортовой обшивке ящика размещают прорези для входа 13 и выхода 8 забортной воды. Скапливающийся в бортовом ящике воздух удаляют через воздушную трубу 7. Регулирующим клапаном 14 обеспечивают необходимую дозировку биоцида в зависимости от температуры забортной воды и района плавания.

Таким образом, благодаря энергии сжатого воздуха, обеспечивающего интенсификацию теплообмена, поступление жидкого биоцида в инжектор и подача смеси через диспергирующий слой трубчатого полимерного аэратора в бортовой ящик осуществляется без дополнительных энергозатрат. В условиях стоянки и во время хода судна требуется незначительное количество биоцида для создания необходимой концентрациии в ограниченном пространстве бортового ящика.

Кроме того, заявленный способ отличается простотой и надежностью, исключает опасность для обслуживающего и ремонтного персонала и не требует его высокой квалификации.

1. Способ защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания, отличающийся тем, что смесь жидкого биоцида и сжатого воздуха подают через диспергирующий слой трубчатого полимерного аэратора в бортовой ящик.

2. Способ защиты теплообменной поверхности забортного охладителя от обрастания по п.1, отличающийся тем, что жидкий биоцид подают из емкости через регулирующий клапан и смешивают с воздухом в газожидкостном инжекторе за счет энергии сжатого воздуха, предназначенного для формирования газожидкостных струй вдоль внешней теплообменной поверхности трубок охладителя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, в частности к способам борьбы с обледенением судов, совершающих плавание в условиях отрицательных температур и ветра.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов, предназначенных для перевозки холодных жидких веществ. Предложен способ защиты бортовой обшивки (1, 11) судна, используемого для перевозки холодного жидкого вещества, согласно которому бортовую обшивку (1, 11) судна защищают в области (4, 14) соединения для судовых трубопроводных коллекторов (3, 13) и портовых трубопроводных коллекторов, используемых при передаче холодного жидкого вещества, посредством слоя (5, 15) материала, который защищает бортовую обшивку судна, и который установлен стационарно или с возможностью снятия на конструкции судна, и который выполнен из твердого материала.

Изобретение относится к области защиты судовых устройств от обледенения. Решетка с обогреваемыми жалюзи выполнена из модулей-ршеток, заполненных теплопроводным компаундом и объединенных общей рамой.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и предназначено для защиты металлических элементов корпусных конструкций от абразивного изнашивания.

Изобретение относится к области предотвращения коррозии гребных винтов и гребных валов морских судов путем катодной защиты. .

Изобретение относится к технологии судоремонта и касается создания устройств для очистки корпусов судов гидравлической или кавитирующей струей. .

Изобретение относится к гидрокавитационному оборудованию и может использоваться для создания инструментов для очистки надводных и подводных поверхностей судов и гидротехнических сооружений.

Изобретение относится к защите подводных поверхностей судов на плаву и к полировке их винтов. .

Изобретение относится к судоремонту и касается создания устройств для подводной очистки корпусов судов. .

Изобретение относится к технологии гидродинамической очистки поверхностей и может использоваться для разработки инструментов для очистки надводных и подводных поверхностей различных сооружений.

Изобретение относится к способу защиты от биообрастания и может быть использовано в судостроении для защиты подводной части корпусов судов, судовых устройств и механизмов, находящихся в контакте с водой, морских буровых установок, портовых сооружений.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к составам для защиты подводных поверхностей плавучих средств и гидротехнических сооружений от биологического обрастания, и может быть использовано в судостроении для защиты эксплуатирующихся в морской и речной воде различных поверхностей от биологического обрастания, а также может быть использован для защиты от биологического обрастания подводных поверхностей гидросооружений, морских трубопроводов и других объектов техники, эксплуатирующихся в водной среде.

Изобретение относится к технологии обработки изделий, касается технологии разборки и сборки металлических и неметаллических узлов и предназначено преимущественно для демонтажа изоляционных покрытий на морских судах.

Изобретение относится к технологии защиты днищ судов и подводной части гидротехнических сооружений от обрастания биомассой, а также для защиты их от коррозии. .

Изобретение относится к прикладной гидробиологии и касается защиты конструкций, эксплуатирующихся в морской воде, от биологического обрастания. .

Изобретение относится к эксплуатации водного транспорта и касается конструирования устройства для очистки подводной части судов от обрастаний. .
Изобретение относится к способам защиты поверхностей материалов, изделий и сооружений, погруженных в пресную или морскую воду, от биообрастания и может быть использовано в судостроении для защиты от биообрастания подводной части корпусов судов, в приборостроении при производстве защитных покрытий на приборах, длительно эксплуатирующихся в воде, для защиты от биообрастания и коррозии морских трубопроводов и водоводов и в других случаях, где в процессе эксплуатации материалов, изделий и сооружений требуется защита от биообрастания.
Наверх