Способ упрочнения зубьев зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев зубчатых колес нереверсивных зубчатых передач. Способ упрочнения включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев технологическими методами. Причем процессу повышения твердости подвергают только одну из двух боковых поверхностей каждого зуба колеса, участвующего в процессе зацепления с зубьями парного зубчатого колеса при работе передачи. Обеспечивается снижение издержек на осуществление процесса упрочнения. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев зубчатых колес нереверсивных зубчатых передач.

Известен способ упрочнения зубьев зубчатого колеса, заключающийся в химико-термической обработке боковых (трущихся) поверхностей зубьев (методом цементации, азотирования и др.) - см., например, «Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. М., Машиностроение, 1967», стр. 308-315. Данный способ обеспечивает повышение твердости рабочих (трущихся) поверхностей зубьев, что способствует повышению их износостойкости.

Недостаток данного способа упрочнения состоит в том, что при его осуществлении происходит одинаковое упрочнение обоих боковых поверхностей зубьев зубчатого колеса, в то время как у зубчатых колес нереверсивных зубчатых передач из двух боковых поверхностей их зубьев только одна является рабочей, а вторая боковая поверхность зубьев при работе этих колес в передаче является нерабочей и в процессе зацепления с зубьями парных колес не участвует. Поэтому выполнение уплотнения обеих боковых поверхностей зубьев таких колес (нереверсивных передач) является нецелесообразным и только увеличивает издержки на процесс упрочнения, особенно - зубьев крупномодульных колес.

В качестве прототипа взят способ упрочнения зубьев зубчатого колеса, заключающийся в повышении твердости рабочих участков их боковых поверхностей методом пластического деформирования этих участков (обкатывание поверхностей роликами, виброударная обработка поверхностей и др.) - см. «Одинцов Л.Г. Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим деформированием: Справочник. М.: Машиностроение, 1987, 328 с., ил.», стр. 105, 237. Повышение твердости поверхностей способствует повышению их износостойкости.

Недостаток прототипа - тот же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации процесса упрочнения зубьев зубчатого колеса и снижения издержек на его осуществление.

Для этого способ упрочнения зубьев зубчатого колеса включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев, причем процессу повышения твердости подвергают только одну из двух боковых поверхностей каждого зуба колеса, участвующего в процессе зацепления с зубьями парного зубчатого колеса в процессе работы передачи.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатого колеса - вид с торца.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, окружность 3 вершин зубчатого венца, окружность 4 оснований зубчатого венца, боковые поверхности 5 и 6 зубьев, упрочненные зоны 7 зубьев, теоретическое продолжение 8 рабочего участка боковой поверхности зуба в сторону тела колеса, точка 9 пересечения линий 8 и 4; высота Н зубьев; длина боковых поверхностей зубьев, длина рабочего участка боковых поверхностей зубьев; длина нерабочего участка боковых поверхностей зубьев.

Данный способ упрочнения реализуется следующим образом. Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца 2 высотой H. Окружность вершин зубчатого венца - 3, окружность оснований зубчатого венца - 4. Каждый зуб (2) имеет две боковые поверхности - 5 и 6. Общая длина каждой боковой поверхности (5 и 6) - длина рабочего участка боковой поверхности - длина нерабочего участка боковой поверхности - Упрочнению подвергаются только те боковые поверхности, которые участвуют в процессе зацепления с зубьями парного зубчатого колеса (поверхности 6, на участке длиной ), с образованием упрочненных зон 7. Вторые боковые поверхности зубьев (5), не участвующие в процессе зацепления с зубьями парного колеса при работе передачи, упрочнению не подвергаются.

По сравнению с прототипом, предлагаемый способ упрочнения учитывает характер работы колеса в передаче (нереверсивный), что позволяет снизить издержки на осуществление процесса упрочнения.

Способ упрочнения зубьев зубчатого колеса, преимущественно нереверсивной зубчатой передачи, включающий повышение твердости рабочих участков их боковых поверхностей, отличающийся тем, что процессу повышения твердости подвергают только одну из двух боковых поверхностей каждого зуба зубчатого колеса, участвующего в процессе зацепления с зубьями парного зубчатого колеса при работе зубчатой передачи.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах. Изобретением решается задача оптимизации упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес и снижения издержек при его выполнении.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано для зубчатых колес, работающих с перекосом валов. Для повышения контактной прочности зубьев зубчатых колес рабочие поверхности зубьев подвергают упрочнению путем повышения их твердости.

Изобретение относится к производству червячных редукторов и открытых червячных передач тихоходного типа, работающих с линейной скоростью вращения червячного колеса до 2 м/с, и предназначено для повышения износостойкости червячной пары.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к поршневым двигателям, в частности к балансировочному валу поршневого двигателя. Уравновешивающий вал (1) включает опорную шейку (2), на которой уравновешивающий вал (1) установлен в подшипнике, участок (10), на котором зубчатое колесо (5) соединено с уравновешивающим валом без возможности проворота или на котором уравновешивающий вал (1) и зубчатое колесо (5) выполнены монолитно, и участок (8) дисбаланса, на котором расположен дисбаланс, причем зубчатое колесо выполнено из чугуна с шаровидным графитом с незакаленными зубьями (11).
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения долговечности зубчатых передач механизмов и машин. Способ заключается в том, что производят нагружение вершины одного зуба с одной боковой его стороны статической нагрузкой, эквивалентной максимальной рабочей, и осуществляют упрочнение методом поверхностного пластического деформирования, например обработкой дробью, поверхности основания с этой боковой стороны до получения необходимой шероховатости поверхности.

Изобретение относится к применению состава для изготовления минимум одной детали регулирующего устройства автомобиля. .

Изобретение относится к усовершенствованной входной планетарной ступени для крупной коробки передач, предназначенной для турбинного ветроэлектрического генератора с мощностью, равной 500 кВт и более.

Изобретение относится к системе подвески мотоцикла, а также к звездочке для такой системы. .

Изобретение относится к машиностроению . .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев крупномодульных колес нереверсивных зубчатых передач. Способ упрочнения заключается в повышении твердости боковых поверхностей зубьев и поверхностей оснований впадин зубчатого венца, при этом упрочнению подвергают одну из двух боковых поверхностей каждого зуба, являющуюся рабочей, по всей ее длине, и участки поверхностей оснований впадин зубчатого венца, прилегающие к этим упрочняемым боковым поверхностям зубьев. Обеспечивается снижение издержек на осуществление процесса упрочнения зубьев зубчатого колеса. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес механических передач. Способ включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев методом пластического деформирования этих участков, вдоль их длины. Повышение твердости выполняют минимальным на линии полюса зацепления и увеличивают в обе стороны от нее по направлениям к вершинам и основаниям зубьев пропорционально увеличению скорости скольжения зубьев в этих направлениях. Обеспечивается снижение издержек при осуществлении процесса упрочнения. 2 ил.
Наверх