Многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса технического обслуживания реакторных установок атомных судов, в частности атомных ледоколов. Предложено многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания, содержащее соответствующие помещения и оборудование, позволяющие проводить технологическое обслуживание реакторных установок с тепловыделяющими сборками как канального, так и кассетного типа, при этом корпус судна выполнен в соответствии с требованиями ледового класса Arc5. Предлагаемое изобретение позволяет расширить эксплуатационные возможности судна обслуживания за счет обеспечения перезарядки, ремонта и технического обслуживания реакторных установок нового типа атомных ледоколов и возможности эксплуатации судна в тяжелых ледовых условиях с неограниченным районом плавания. 3 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса технологического обслуживания реакторных установок нового типа атомных ледоколов в условиях ледового плавания в неограниченном районе плавания.

Известно судно атомно-технологического обслуживания, включающее корпус с отсеками, расположенные в смежных отсеках средней части по длине судна баки выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) канального типа для их временного хранения, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками канального типа, включающего перегрузочный контейнер и транспортные чехлы. На палубе установлен грузовой кран, а помещение перегрузки отработавших тепловыделяющих сборок оборудовано мостовым краном. Судно оснащено двигательно-движительным комплексом (И.А. Гербих, В.К. Коваленко, В.А. Старшинов, С.И. Паншин, Плавучая база «Имандра» для перезарядки реакторов и обслуживания атомных ледоколов, ж. «Судостроение» №2-3. 1994 г., - прототип).

Однако известное судно не предназначено для технологического обслуживания реакторных установок нового типа (с тепловыделяющими сборками кассетного типа) атомных ледоколов в части обеспечения перезарядки и ремонта их реакторных установок, а также не отвечает требованиям к судам ледового класса Arc5 для эксплуатации в тяжелых ледовых условиях, имеющим неограниченный район плавания при необходимости перехода судна атомно-технологического обслуживания по Северному ледовому пути в Восточные регионы для технологического обслуживания работающих там атомных ледоколов.

Задачей предлагаемого изобретения является обеспечение перезарядки, ремонта и технического обслуживания реакторных установок нового типа (с отработавшими тепловыделяющими сборками кассетного типа) атомных ледоколов и возможности эксплуатации судна в тяжелых ледовых условиях с неограниченным районом плавания.

Это достигается тем, что в состав многофункционального судна атомно-технологического обслуживания, включающего корпус с отсеками, расположенные в смежных отсеках средней части по длине судна баки выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок канального типа для их временного хранения, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками канального типа, включающего перегрузочный контейнер и транспортные чехлы для загрузки упомянутых сборок канального типа, помещение перегрузки отработавших тепловыделяющих сборок с расположенным в нем мостовым краном, двигательно-движительный комплекс и установленный на палубе грузовой кран, согласно изобретению введены размещенные в смежных отсеках баки выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа для их временного хранения, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками кассетного типа, имеющее транспортные чехлы и перегрузочный контейнер для загрузки отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа, отсеки которых расположены смежно с отсеками аналогичных баков выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок и помещения хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов тепловыделяющих сборок канального типа. В состав судна также введены пост загрузки транспортно-упаковочных комплектов транспортными чехлами с отработавшими тепловыделяющими сборками кассетного типа с установленным в нем мостовым краном. При этом судно дооборудовано соответствующим двигательно-движительным комплексом и объемом топливных запасов, его корпус имеет ледовые носовые обводы и повышенную прочность, удовлетворяющие требованиям к судам ледового класса Arc5 для работы в тяжелых ледовых условиях, имеющим неограниченный район плавания. Грузовой кран выполнен в виде многофункционального крана с возможностью выполнения грузовых операций на атомных ледоколах, включая атомный ледокол «Лидер».

Введение в состав многофункционального судна атомно-технологического обслуживания баков выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа, поста загрузки транспортно-упаковочных комплектов транспортными чехлами отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа с установленным в нем мостовым краном, помещения хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками кассетного типа позволяет выполнять перегрузку, ремонт и техническое обслуживание реакторных установок нового типа (с тепловыделяющими сборками кассетного типа) атомных ледоколов.

Выполнение корпуса судна с ледовыми носовыми обводами и с повышенной прочностью, а также оснащение его двигательно-движительным комплексом и объемом топливных запасов, удовлетворяющими требованиям к судам ледового класса Arc5 для работы в тяжелых ледовых условиях, обеспечивает возможность эксплуатации предлагаемого многофункционального судна атомно-технологического обслуживания в тяжелых ледовых условиях при переходе по Северному морскому пути в Восточные регионы страны для технологического обслуживания реакторных установок нового типа работающих там атомных ледоколов.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показано многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания (вид сбоку), на фиг. 2 - вид сверху на многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания и на фиг. 3 - блок-схема выполнения технологических операций по перегрузке ОТВС активной зоны кассетного типа реакторной установки атомного ледокола.

Предлагаемое многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания содержит корпус 1 с отсеками, расположенными в смежных отсеках 2 центральной части по длине судна, помещение перегрузки отработавших тепловыделяющих сборок 3 с мостовым краном 4, в котором размещены баки выдержки 5 и хранилище отработавших тепловыделяющих сборок канального типа 6 для их временного хранения и соответственно баки выдержки отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа 7 и хранилище 8 для их временного хранения, помещения хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками канального типа 9 и кассетного типа 10, которые включают соответственно перегрузочные контейнеры на одну ОТВС 11, и транспортные чехлы 12, 13 (фиг. 1, 2). В состав судна введен пост загрузки транспортно-упаковочных комплектов транспортными чехлами отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа 14 с установленным в нем мостовым краном 15 (фиг. 1).

Корпус 1 судна имеет ледовые носовые обводы (не показано) и повышенную прочность, удовлетворяющие требованиям к судам ледового класса Arc5 для работы в тяжелых ледовых условиях. Судно дооборудовано соответствующими двигательно-движительным комплексом и объемом топливных запасов (не показаны), удовлетворяющими требованиям к судам ледового класса Arc5, имеющим неограниченный район плавания. Судно имеет грузовой кран 16, установленный на его палубе (фиг. 1, 2), который выполнен в виде многофункционального крана с возможностью выполнения грузовых операций на атомных ледоколах, включая атомный ледокол «Лидер».

Эксплуатация предлагаемого многофункционального судна атомно-технологического обслуживания по прямому назначению осуществляется следующим образом.

К причалу подходит многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания (МСАТО), к которому причаливает атомное ледокольное судно для выгрузки из активной зоны его ядерного реактора ОТВС кассетного типа 17 и технологического обслуживания (фиг. 3).

Из помещения хранения перегрузочного оборудования 10 с помощью грузового крана 16 передается перегрузочное оборудование в реакторный отсек 18 атомного ледокола (фиг. 3).

С помощью грузового крана 16 и перегрузочного контейнера на одну ОТВС 11 производится выгрузка ОТВС из активной зоны ядерного реактора кассетного типа 17 (фиг. 3) атомного ледокола. В транспортный чехол 13 с помощью перегрузочного контейнера на одну ОТВС 11 загружаются отработавшие тепловыделяющие сборки в количестве 2-х штук (фиг. 3). После этого транспортные чехлы 13 помещаются в баки выдержки ОТВС кассетного типа 7 для их временного хранения, где они хранятся от 1 до 3 лет. По истечении указанного времени хранения в баках выдержки ОТВС кассетного типа 7 осуществляется выгрузка из них транспортных чехлов 13 с помощью мостового крана 4 и последующая их транспортировка грузовым краном 16 в пост загрузки транспортно-упаковочных комплектов транспортными чехлами отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа 14, производится уплотнение ОТВС и перезагрузка транспортных чехлов 13 с помощью мостового крана 15 поста загрузки 14 в транспортный перегрузочный контейнер спецэшелона (не показано) в количестве по 7 штук (фиг. 3).

С помощью грузового крана 16, установленного на палубе МСАТО, осуществляется перегрузка транспортных перегрузочных контейнеров спецэшелона из поста загрузки 14 на промышленную береговую площадку (не показано) для временного хранения. После этого производится формирование специального эшелона с погрузкой в специальные вагоны транспортных перегрузочных контейнеров для последующей отправки их на промышленную переработку.

Для выполнения технологических операций на атомных суднах, находящихся в Дальневосточных регионах страны, МСАТО осуществляет переход по Северному морскому пути в тяжелых ледовых условиях.

Предлагаемое МСАТО обеспечивает перезарядку, ремонт и техническое обслуживание реакторных установок нового типа (с отработавшими тепловыделяющими сборками кассетного типа) атомных ледоколов и возможность эксплуатации судна в тяжелых ледовых условиях с неограниченным районом плавания, что выгодно отличает его от прототипа.

Многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания, включающее корпус с отсеками, расположенные в смежных отсеках средней части по длине судна баки выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок канального типа для их временного хранения, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками канального типа, включающего перегрузочный контейнер и транспортные чехлы для загрузки упомянутых сборок канального типа, помещение перегрузки отработавших тепловыделяющих сборок с расположенным в нем мостовым краном, двигательно-движительный комплекс и установленный на палубе грузовой кран, отличающееся тем, что в его состав введены размещенные в смежных отсеках баки выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа для их временного хранения, помещение хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов с тепловыделяющими сборками кассетного типа, имеющее транспортные чехлы и перегрузочный контейнер на одну отработавшую тепловыделяющую сборку для загрузки отработавших тепловыделяющих сборок кассетного типа, отсеки которых расположены смежно с отсеками аналогичных баков выдержки и хранилища отработавших тепловыделяющих сборок и помещения хранения перегрузочного оборудования для перегрузки активных зон ядерных реакторов тепловыделяющих сборок канального типа, пост загрузки транспортно-упаковочных комплектов транспортными чехлами с отработавшими тепловыделяющими сборками кассетного типа с установленным в нем мостовым краном, при этом судно дооборудовано соответствующими двигательно-движительным комплексом и объемом топливных запасов, его корпус имеет ледовые носовые обводы и повышенную прочность, удовлетворяющие требованиям к судам ледового класса Arc5 для работы в тяжелых ледовых условиях, имеющим неограниченный район плавания, грузовой кран выполнен в виде многофункционального крана с возможностью выполнения грузовых операций на атомных ледоколах, включая атомный ледокол «Лидер».



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства гидротехнических сооружений искусственных островов на сваях и подобных опорах, устанавливаемых опусканием, и главным образом связано с монтажом верхних строений морских конструкций и, в частности, с демпфирующими устройствами для соединения и установки верхнего строения морских платформ на опорное основание.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса, связанного с обеспечением нормальных условий эксплуатации ледостойких гидротехнических сооружений, в том числе ледостойких платформ на месте морской добычи полезных ископаемых в арктических условиях.

Изобретение относится к плавучим сооружениям, в частности к сооружениям для обслуживания судов в местах с холодным климатом. Незамерзающий порт представляет собой сооружение круглой в плане формы, расположенное на удалении от берега, и содержит плавучее основание из понтонных структур, разделенных между собой воднотранспортными проходами, с верхним и нижними внешним и внутренним силовыми кольцами, образующими жесткую пространственную конструкцию, и купольное перекрытие, выполненное в виде несущей ограждающей конструкции пологого воздухоопорного пневмокупола выпуклой формы с возможностью создания зоны пониженного давления над его поверхностью, снабженного мембраной, усиленной тросовой сеткой.

Изобретение относится к области судостроения и касается плавучих средств, используемых преимущественно для продолжительного отдыха, проживания, а также для перевозки и работы людей на различных акваториях в течение длительного времени, в том числе в холодные периоды года.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при изготовлении дебаркадеров, плавучих жилищ, гостиниц и т.п. Дебаркадер выполнен в плане в виде пятиугольника, в двух соседних вершинах 1 которого расположены углы в 120°, а в двух противоположных вершинах 2 - прямые углы.

Изобретение относится к способу бурения скважин с судна и судно для него. Судно включает в себя буровую установку для бурения скважины.

Изобретение относится к области горного дела, а именно к разведочному бурению при поисках и разведке месторождений полезных ископаемых на шельфах морей. Подводная буровая установка выполнена в виде подводной лодки с отсеками и межбортным пространством.

Изобретение относится к морским мобильным платформам. Морская ледостойкая платформа содержит плиту основания, выполненную с возможностью регулирования ее плавучести, соосно сопряженную с опорной оболочкой, на которой установлено верхнее строение с возможностью вертикального перемещения вдоль нее.

Изобретение относится к области судостроению, предпочтительно к плавучим платформам для разведки месторождений и добычи нефти и газа. Плавучая морская платформа содержит плавучий корпус, который состоит из, по меньшей мере, трех проходящих вертикально колонн и по меньшей мере одного понтона.

Изобретение относится к морским буровым платформам и может быть использовано для добычи нефти и газа. Буровая морская платформа с системой для ослабления колебаний, вызванных вихреобразованием (VIV), содержит множество касательно расположенных боковых пластин, имеющих открытое пространство с обеих сторон поперек течения потока воды.

Изобретение относится к судостроению, в частности к развлекательным плавсредствам. Плавсредство для развлечения на воде содержит плавучий корпус, мотор малой мощности, консольную рукоятку управления, узел крепления к корпусу, а на наружной поверхности передней части плавсредства узла крепления установлена жесткая стойка для удержания на ней свободной от управления рукой стоящего на доске.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при изготовлении дебаркадеров, плавучих жилищ, гостиниц и т.п. Дебаркадер выполнен в плане в виде пятиугольника, в двух соседних вершинах 1 которого расположены углы в 120°, а в двух противоположных вершинах 2 - прямые углы.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к транспортным судам для круглогодичного прохода по Северному морскому пути и снабжению прибрежных территорий.

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, в частности касается транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных морских подводных объектов.

Изобретение относится к области информационных технологий и может быть использовано на плавучих средствах для создания комфортных зон пребывания пассажиров, персонала и распространения информации неопределенному кругу лиц.

Изобретение относится к области малого судостроения и может использоваться для создания многофункциональных судов спортивно-развлекательного назначения. Судно-трансформер содержит два одинаковых корпуса с транцевой кормой, которые соединены кормами с помощью управляемого крепления.
Изобретение относится к судостроению, а именно к судам для производства работ по увеличению глубин в реках, судоходных каналах, акваториях морских и речных портов. Для производства дноуглубительных работ с использованием земснаряда его снабжают дополнительным судном для приема и транспортировки грунта как в водоем, так и на берег.

Изобретение относится к области судостроения и морского транспорта, касается вопроса погрузки, транспортировки и установки на морское дно тяжеловесного и крупногабаритного морского подводного объекта, к которому относится, в частности, подводное нефтегазопромысловое оборудование и подводное оборудование для добычи полезных ископаемых на морском дне, и решает задачу по обеспечению погрузки на судно катамаранного типа тяжеловесного (до 16000 тонн) и крупногабаритного морского объекта, его транспортировку и спуск с судна на глубины до 1000 м для установки на морское дно в назначенном месте акватории.

Изобретение относится к переправочно-мостовым средствам, а более конкретно - к буксирам. Буксирно-моторный катер содержит корпус, механическую установку, которая состоит из двух двигателей, и движительно-рулевой комплекс, включающий два гребных винта в насадке с рулями, счальное устройство, выполненное в виде двух поворотных консолей со сцепными замками и винтовыми раскосами, а также двух бортовых распорок.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса осуществления транспортным судном погрузочно-разгрузочных работ на мелководье на необорудованный специальным причалом берег.

Изобретение относится к области разработки береговых рудных месторождений и может быть использовано для эксплуатации месторождений золота, серебра и других полезных ископаемых на побережьях Дальнего Востока РФ и в других прибрежных районах. Комплекс технических средств для разработки береговых рудных месторождений включает в себя морскую мобильную платформу с установленным в заводских условиях технологическим оборудованием и мобильную атомную электростанцию. В качестве технологического оборудования установлен горно-обогатительный комплекс. Введены транспортеры для подачи руды к горно-обогатительному комплексу и для удаления отходов в хвостохранилище, которые соединяют месторождение с горно-обогатительным комплексом, а плавучий энергетический модуль с АЭС соединен кабелем с морской мобильной платформой. Достигается осуществление эксплуатации мелких и средних месторождений с небольшим сроком выработки сырья, использование комплекса многократно и сохранение экологии побережья и акватории. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх