Поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи

Поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи предназначен для подвески и закрепления проводов к изолирующим подвескам промежуточных опор воздушных линий электропередачи различных классов напряжения. Зажим содержит корпус с продольной лодочкой (2) и двумя проушинами (4). На корпусе выполнены четыре прилива (6) с отверстиями (7), размещенные попарно на боковых сторонах корпуса с двух сторон проушин. В лодочке выполнены цилиндрические проточки для размещения в них резиновых демпфирующих U-образных вставок. Зажим снабжен также двумя идентичными прижимными плашками, выполненными с центральной прижимной частью и двумя боковыми приливами, размещенными у одного из торцов плашек. В центральной части каждой плашки выполнена продольная полость для установки резиновой демпфирующей вставки с центральным внешним продольным желобом под провод. Использование изобретения позволяет исключить возможность механического износа провода за счет его трения о корпус зажима путем уменьшения статических и динамических нагрузок в зоне поддержки провода. 12 ил.

 

Настоящее изобретение относится к глухим поддерживающим зажимам для проводов воздушных линий электропередачи и предназначено, в частности, для подвески и закрепления алюминиевых, сталеалюминевых проводов к изолирующим подвескам промежуточных опор воздушных линий электропередачи различных классов напряжения.

Известен поддерживающий зажим по авторскому свидетельству №262206, МПК H02g 7/05, приоритет 23.12.1965 г. Данный поддерживающий зажим для проводов линий электропередачи содержит подвеску и лодочку, выполненные с уступами, а также механизм зажатия провода в виде плашек. Механизм зажатия провода снабжен секторным гребнем с центром радиуса сектора, совпадающим с центром качения лодочки и обеспечивающим запирание лодочки и подвеса от взаимного их расцепления. Плашки прижимают к проводу U-образными болтами с гайками.

К недостаткам данного поддерживающего зажима следует отнести сложность его конструкции, а также сложность его монтажа непосредственно на линии электропередачи. Кроме того, вибрационные нагрузки на провод в месте его крепления к изолирующему подвесу приводят к механическому износу электропровода за счет его трения о корпус лодочки зажима.

В качестве наиболее близкого аналога (прототипа) по числу совпадающих существенных признаков к заявляемому зажиму выбран поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи по патенту РФ №2303846, МПК H02G 7/05 с приоритетом от 30.11.2005 г. Данный поддерживающий зажим содержит лодочку с проушинами и желобом под провод, U-образные стягивающие болты, плашку с желобом под провод, размещенным в нижней ее части, и с пазами под U-образные стягивающие болты, размещенными в верхней ее части. Несмотря на то, что данная конструкция зажима более проста, чем описанный предыдущий аналог, однако она имеет те же недостатки:

- сложность монтажа поддерживающего зажима непосредственно на линии электропередачи;

- конструкция поддерживающего зажима не исключает механический износ закрепленного электропровода за счет его трения о корпус лодочки.

Настоящее изобретение решает следующие задачи:

- исключение возможности механического износа провода за счет его трения о корпус зажима путем уменьшения статических и динамических нагрузок в зоне поддержки провода;

- обеспечить простой, надежный и правильный монтаж поддерживающего зажима, исключающий человеческий фактор при его установке на линии электропередач за счет полной сборки поддерживающего зажима на заводе изготовителя и отсутствие отдельных деталей, монтируемых непосредственно на линии электропередачи.

Сформулированные задачи решаются тем, что поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи, содержащий корпус с продольной лодочкой под провод, с двумя проушинами, размещенными симметрично по обеим боковым сторонам лодочки в центральной ее части, и с четырьмя приливами с отверстиями, выполненными попарно на боковых сторонах корпуса с двух сторон проушин, прижимную плашку и стягивающие болты, размещенные в отверстиях приливов корпуса, снабжен второй прижимной плашкой, идентичной первой плашке. Каждая плашка выполнена с центральной прижимной частью и двумя боковыми приливами, размещенными у одного из торцов плашек. Один из приливов каждой плашки выполнен с отверстием под первый стягивающий болт, а второй прилив выполнен со сквозным продольным пазом, обращенным к торцу плашки для захода второго стягивающего болта. Плашки установлены на корпусе зажима с возможностью поворота вокруг оси первого стягивающего болта, размещенного в отверстии прилива плашки и закрепленного в одном из приливов корпуса зажима, и с возможностью захода второго стягивающего болта в продольный паз второго прилива плашки. Кроме того, в лодочке на обоих ее краях выполнены цилиндрические проточки, в которых установлены резиновые демпфирующие U-образные вставки, а в центральной части каждой плашки выполнена продольная полость для установки резиновой демпфирующей вставки с центральным внешним продольным желобом под провод.

Сущность изобретения поясняется следующими чертежами, на которых представлены: на Фиг. 1 - корпус поддерживающего зажима в аксонометрии; на Фиг. 2 - плашка в аксонометрии, вид сверху; на Фиг. 3 - плашка в аксонометрии, вид снизу; на Фиг. 4 - корпус зажима в аксонометрии с установленными на нем плашками в повернутом (исходном) положении; на Фиг. 5 - то же, что и Фиг. 4, - плашки в рабочем положении; на Фиг. 6 - продольный разрез корпуса зажима; на Фиг. 7 - корпус зажима, вид с торца с частичным поперечным сечением лодочки в зоне демпфирующей вставки; на Фиг. 8 - поперечное сечение зажима в сборе в зоне стягивающих болтов; на Фиг. 9 - поперечное сечение зажима в сборе в зоне установки демпфирующих вставок; на Фиг. 10 - демпфирующая вставка для плашки в аксонометрии; на Фиг. 11 - демпфирующая U-образная вставка для лодочки; на Фиг. 12 - вид поддерживающего зажима в рабочем положении, закрепленного на гирлянде изоляторов промежуточной опоры воздушной линии электропередачи в аксонометрии.

Поддерживающий зажим для проводов содержит корпус 1 с продольной лодочкой 2 под провод 3, с двумя проушинами 4 (например, двухлапчатыми), в которых выполнены соосные отверстия 5. Проушины 4 размещены симметрично по обеим боковым сторонам лодочки 2 в центральной ее части. На корпусе 1 выполнены четыре прилива 6 с отверстиями 7, размещенные попарно на боковых сторонах корпуса 1 с двух сторон проушин 4 (Фиг. 1). В лодочке 2 на обоих ее краях выполнены цилиндрические проточки 8 для размещения в них резиновых демпфирующих U-образных вставок 9, например, посредством запрессовки или вклеивания.

Зажим снабжен также двумя идентичными (взаимозаменяемыми) прижимными плашками 10. Каждая плашка 10 выполнена с центральной прижимной частью 11 и двумя боковыми приливами 12, размещенными у одного из торцов плашек. Один из приливов 121 каждой плашки выполнен с отверстием 13 под первый стягивающий болт 141, а второй прилив 122 выполнен со сквозным продольным пазом 15, обращенным к торцу плашки для захода второго стягивающего болта 142. В центральной части 11 каждой плашки 10 выполнена продольная полость 16 для установки, например, посредством запрессовки или вклеивания резиновой демпфирующей вставки 17 с центральным внешним продольным желобом 18 под провод 3.

Стягивающие болты 14 закреплены в приливах 6 корпуса 1 зажима, например, посредством гаек 19, запрессованных в корпусе шайбами 20 или посредством резьбовых отверстий (не показано), выполненных в корпусе 1. Стягивающие болты целесообразно выполнять с потайной головкой и внутренним шестигранником. Метизы (стягивающие болты 14, гайки 19 и шайбы 20) преимущественно выполнять из немагнитного материала - нержавеющей стали. Стягивающие болты 14 могут быть выполнены и из оцинкованной стали, однако для исключения влияния их на корону и на потери на перемагничивание они должны быть спрятаны в теле приливов 12 плашек 10 и в теле приливов 6 корпуса 1 зажима и не выступать за их габариты.

Прижимные плашки 10 установлены на корпусе 1 зажима с возможностью поворота вокруг оси первых стягивающих болтов 141, размещенных в отверстиях 13 приливов 121 плашек 10, и с возможностью захода вторых стягивающих болтов 142 в продольные пазы вторых приливов 122 плашек 10. Для наглядности на Фиг. 4 представлен корпус зажима с установленными на нем плашками в повернутом исходном положении, где второй стягивающий болт 142 на переднем плане извлечен, где отсутствуют также в цилиндрических проточках 8 лодочки 2 резиновые демпфирующие U-образные вставки 9.

Элементы поддерживающего зажима изготавливают из немагнитных материалов, например корпус 1 зажима и прижимные плашки 10 изготавливаются из сплавов на основе алюминия, метизы 14, 19, 20 из нержавеющей стали, а демпфирующие вставки 9, 17 из резины, что исключает потери на перемагничивание. Зажим не имеет острых кромок, что исключает потери на корону.

Предварительную полную сборку всех элементов конструкции поддерживающего зажима, как единого изделия, осуществляют на заводе-изготовителе, что позволяет избежать падения отдельных его частей на землю во время монтажа непосредственно на линии электропередачи. При этом в цилиндрические проточки 8 лодочки 2 корпуса 1 запрессовывают демпфирующие U-образные вставки 9, а в полости 16 плашек 10 запрессовывают демпфирующие вставки 17. Обе прижимные плашки 10 предварительно закрепляют на корпусе 1 зажима посредством стягивающих болтов. Некоторые устанавливают в отверстия 13 выступов 121 плашек 10 и вворачивают в гайки 19, запрессованные в отверстиях 7 выступов 6 корпуса 1. Стягивающие болты 142 через паз 15 выступа 122 плашки 10 также вворачивают в гайки 19, запрессованные в отверстиях 7 выступов 6 корпуса 1. Поддерживающий зажим как единое изделие готов к соединению с арматурой или изолятором.

Установку поддерживающего зажима осуществляют следующим образом.

Стягивающие болты 14 расслабляют. Прижимные плашки 10 поворачивают вокруг оси первых стягивающих болтов 141, размещенных в отверстиях 13 приливов 121 плашек 10. При этом второй выступ 122 плашек 10 посредством паза 15 выходит из контакта со вторым стягивающим болтом 142. Плашки 10 поворачивают до освобождения доступа провода 3 к лодочке 2. Затем провод 3 продольно размещают в лодочке 2 с контактом с внутренними поверхностями U-образных демпфирующих вставок 9. После размещения провода 3 в лодочке 2 прижимные плашки 10 поворачивают в обратном направлении до упора в рабочее положение. При этом второй выступ 122 плашек 10 посредством паза 15 заходит в контакт со стягивающим болтом 142. Стягивающие болты 14 предварительно затягиваются. Зажим крепят к стандартной сетевой арматуре, например, к пестику изолятора 21 посредством проушин 4, после чего четыре стягивающих болта 14 окончательно затягивают с эталонным усилием.

В процессе затягивания болтов 14 стягивающее усилие от болтов 14 передается посредством прижимных плашек 10 к их демпфирующим резиновым вставкам 17, которые прижимают провод 3 к демпфирующим вставкам 9 лодочки 2. Такое надежное крепление провода 3 в глухом поддерживающем зажиме посредством двух кольцевых демпфирующих опор, с одной стороны, исключает проскальзывание провода, а, с другой стороны, уменьшает статические и динамические нагрузки на провод, максимально снижает изгиб и защищает его от истирания при колебании, например, от ветровых нагрузок. Таким образом, провод лучше противостоит механическим напряжениям, вибрациям, чем при применении стандартного крепежного узла.

Заявленная простая конструкция поддерживающего зажима позволяет осуществить исключающий человеческий фактор простой, надежный и правильный монтаж зажима, избегая падения частей конструкции на землю при его установке на линии электропередач.

Поддерживающий зажим для проводов воздушной линии электропередачи, содержащий корпус с продольной лодочкой под провод, с двумя проушинами, размещенными симметрично по обеим боковым сторонам лодочки в центральной ее части, и с четырьмя приливами с отверстиями, выполненными попарно на боковых сторонах корпуса с двух сторон проушин, прижимную плашку, и стягивающие болты, размещенные в отверстиях приливов корпуса, отличающийся тем, что он снабжен второй прижимной плашкой, идентичной первой плашке, при этом каждая плашка выполнена с центральной прижимной частью и двумя боковыми приливами, размещенными у одного из торцов плашек, причем один из приливов выполнен с отверстием под первый стягивающий болт, а второй прилив выполнен со сквозным продольным пазом, обращенным к торцу плашки для захода второго стягивающего болта, плашки установлены на корпусе зажима с возможностью поворота вокруг оси первого стягивающего болта, размещенного в отверстии прилива плашки и закрепленного в одном из приливов корпуса зажима, и с возможностью захода второго стягивающего болта в продольный паз второго прилива плашки, кроме того, в лодочке на обоих ее краях выполнены цилиндрические проточки, в которых установлены резиновые демпфирующие U-образные вставки, а в центральной части каждой плашки выполнена продольная полость для установки резиновой демпфирующей вставки с центральным внешним продольным желобом под провод.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электроэнергетики, а именно к линейным спиральным зажимам, предназначенным для крепления, соединения и ремонта неизолированных или изолированных проводов воздушных линий электропередачи.

Изобретение относится к области электроэнергетики, а именно к линейным спиральным зажимам, предназначенным для крепления, соединения и ремонта неизолированных или изолированных проводов воздушных линий электропередачи.

Изобретение относится к электроэнергетике, а именно к способам монтажа маркеров, закрепляемых на проводах и молниезащитных тросах воздушных линий электропередачи, с помощью беспилотных летательных аппаратов.

Изобретение относится к электроэнергетики, а именно к устройствам для крепления защищенных изоляцией проводов на опорах воздушных линий электропередачи. Устройство (варианты) содержит зажим, шунт, соединяемый с зажимом, и прокалывающий изоляцию жилы провода контактный зажим.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.

Группа изобретений относится к электротехнике, конкретно к высоковольтным воздушным линиям и сетям электропередачи типа высокого ВВЛ 110-220, сверхвысокого класса напряжения ВВЛ 220-330; 330-750 и ультравысокого класса напряжения выше 750 кВ и способам их возведения, эксплуатации и транспорта электроэнергии.
Наверх