Тормозная колодка тягового подвижного состава

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент. Основная часть фрикционного элемента выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса. Вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса. В промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, а центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса. Достигается улучшение эксплуатационных характеристик колодки, повышение возможности деформации торцевых частей колодки под действием нажимного усилия с компенсацией разницы кривизны рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса, а также повышение эксплуатационного ресурса гребня колеса. 4 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к тормозным колодкам тягового (локомотивы и мотовозы) подвижного состава, работающим с трибосопряжением не только с поверхностью качения колеса, но и с поверхностью гребня колеса («гребневая» колодка).

Аналогом заявляемого изобретения является гребневая тормозная колодка рельсового транспортного средства, включающая металлический каркас с двумя гребнями, размещенными на торцевых частях каркаса, тремя полимерными композиционными фрикционными элементами, два из которых размещены на гребнях каркаса колодки и зафиксированы к поверхностям гребней каркаса, а третий полимерный композиционный фрикционный элемент размещен на каркасе колодки и зафиксирован к поверхности каркаса (см. патент RU №133073, МПК В61Н 1/00, 2013 г.). Существенные признаки аналога «металлический каркас с двумя гребнями, полимерный композиционный фрикционный элемент, размещенный на каркасе колодки и зафиксированный к поверхности каркаса» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является снижение характеристик колодки при эксплуатации из-за образования дефектов рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса по причине отсутствия в колодке элементов, сглаживающих дефекты, очищающих поверхность качения колеса и не допускающих шаржирования рабочей поверхности колодки, то есть препятствующих негативным эксплуатационным воздействиям на трибосопряжение.

Другим аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка, содержащая стальной каркас, основную дугообразную чугунную часть и профильную чугунную (гребневую) часть с выполненным в ней ручьем, колодка снабжена многочисленными цилиндрическими вставками, закрепленными сваркой на стальном каркасе, абразивность материала, из которого выполнены вставки, превышает абразивность материала, из которого выполнена колодка, при этом вставки, размещенные в тороидальной части колодки, выполнены из фрикционного композиционного материала с металлической матрицей, а вставки, находящиеся в профильной части колодки, выполнены из антифрикционного композиционного материала с металлической матрицей (см. патент RU №126300, МПК В61Н 1/00, 2012 г.). Существенные признаки аналога «стальной каркас, дугообразная часть, профильная часть с выполненным в ней ручьем, вставка, закрепленная на стальном каркасе» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога являются низкие эксплуатационные характеристики колодки, требующие высокого давления в тормозной системе, что обусловливает выполнение колодки из чугуна, обладающего более низким коэффициентом трения по сравнению с полимерными фрикционными композитами, а также сложностью изготовления колодки, обусловленной многочисленностью вставок и необходимостью «металлургического» подхода к изготовлению колодки (заливка чугуном).

Наиболее близким аналогом заявляемого изобретения является тормозная колодка тягового подвижного состава, содержащая стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий основную часть и профильную часть из полимерного композиционного фрикционного материала, при этом основная часть выполнена с двумя чугунными вставками из немагнитного чугуна, размещенными радиально к рабочей поверхности основной части вне центральной и концевых частей колодки таким образом, что при эксплуатации колодки вставки контактируют с поверхностью качения колеса и не контактируют с гребнем колеса (см. патент RU №2563519, МПК В61Н 1/00, 2015 г.). Существенные признаки наиболее близкого аналога «стальной каркас с двумя гребнями, фрикционный элемент из полимерного композиционного фрикционного материала, включающий основную часть и профильную часть, основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещена вставка таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса» совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком наиболее близкого аналога являются низкие эксплуатационные характеристики колодки при ее установке на уже находящийся в эксплуатации подвижной состав, у которого из-за износа поверхностей качения колес диаметр поверхностей качения уменьшен. Возможность изгибания каркаса под действием нажимного усилия в сочетании с высокой сжимаемостью и восстанавливаемостью полимерного композиционного материала, из которого изготовлен фрикционный элемент колодки, позволяет под действием усилий, прижимающих колодку к колесу при торможении, компенсировать разницу в кривизне рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса. Но применяемое в колодке расположение вставок из практически не сжимаемого при этих усилиях чугуна не позволяет осуществить достаточной компенсации ни в центральной части колодки, ни в ее торцевых частях, поскольку компенсации препятствует размещение вставок в зонах жесткой фиксации гребней к стальному каркасу. Это не дает возможности изгиба каркаса для хотя бы частичной компенсации разницы в кривизне рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса.

Другим недостатком наиболее близкого аналога, также обусловленным расположением вставок в зонах жесткого соединения гребней каркаса с каркасом, является возможность повышенного износа внешней (по отношению к поверхности качения) поверхности гребня колеса, что снижает эксплуатационный ресурс колеса. Поскольку при прижатии колодки к колесу твердые (практически несжимаемые) чугунные вставки стремятся (из-за неортогональности направления действия нажимной силы и поверхности качения колеса) сместиться в сторону от гребня по этой поверхности, то возникает смещающее усилие на гребни, что заставляет их сильнее прижимать полимерный композиционный фрикционный материал ручья к внешней поверхности гребня (отсюда и повышенный износ этой поверхности).

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение эксплуатационных характеристик колодки при ее установке на уже находящееся в эксплуатации колесо (замена колодок) путем повышения возможности деформации торцевых частей колодки под действием нажимного усилия с компенсацией разницы кривизны рабочей поверхности колодки и поверхности качения колеса за счет уменьшения количества вставок, изменения места расположения и изменения соотношения габаритных размеров элементов колодки. Таким путем также достигается и повышение эксплуатационного ресурса гребня колеса, так как снижается давление фрикционного композиционного материала на его внешнюю поверхность.

Для достижения указанного технического результата в тормозной колодке тягового подвижного состава, содержащей стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий выполненные из полимерного композиционного фрикционного материала основную и профильную части, при этом основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса, вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, толщина вставки выбрана из соотношения: L=0,9÷1,4N, где L - толщина вставки, N - длина промежутка между гребнями каркаса, при этом в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, а центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса.

Существенные признаки заявляемого изобретения «вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, толщина вставки выбрана из соотношения: L=0,9÷1,4N, где L - толщина вставки, N - длина промежутка между гребнями каркаса, в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации колодки со стороны внешней (по отношению к поверхности качения) поверхности гребня колеса» являются отличительными от признаков наиболее близкого аналога.

На фиг. 1 представлена колодка, вид со стороны стального каркаса. На фиг. 2 представлено продольное сечение А-А колодки. На фиг. 3 представлено поперечное сечение Б-Б по центральной части колодки. На фиг. 4 представлено сечение В-В колодки.

Колодка тягового подвижного состава включает стальной каркас 1 с двумя гребнями 2. На каркасе зафиксирован фрикционный элемент 3. Фрикционный элемент выполнен из композита, включающего полимерную матрицу и различные дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители. Фрикционный элемент состоит из основной части 4, имеющей сложную форму, и профильной части 5, в которой выполнен ручей 6. Основная часть снабжена чугунной вставкой 7, размещенной в центральной части колодки радиально к рабочей поверхности 8 основной части в зоне промежутка 9 между гребнями каркаса. Толщина L вставки составляет от 1 до 1,4 длины N промежутка между гребнями каркаса. В промежутке между гребнями размещен полимерный композиционный фрикционный материал, вследствие чего образуется непрерывный ручей по всему гребню колодки. При этом центральная часть 10 профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерного композиционного материала со стороны 11, которая при эксплуатации колодки размещена со стороны внешней поверхности гребня колеса (на фигурах гребень колеса не показан). Торцевые части 12 профильной части фрикционного элемента колодки содержат полимерный композиционный материал с этой стороны. Чугунная вставка поверхностью 13 при эксплуатации колодки контактирует с поверхностью качения колеса (после истирания приработочного слоя 14), но не контактирует с гребнем колеса в течение всего периода эксплуатации. Вставка не выходит в профильную часть фрикционного элемента, поверхность ручья которого контактирует с гребнем колеса при эксплуатации. Гребни каркаса и профильная часть фрикционного элемента образуют гребень колодки 15.

Конкретным примером заявляемой колодки тягового подвижного состава является колодка тормозная композиционная с глубоким захватом из полимерного фрикционного композита URALATI-3018. Колодка снабжена центральной вставкой из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом.

Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами, например приформовыванием формовочной смеси к металлическому каркасу, на котором предварительно зафиксирована, например, сваркой чугунная вставка.

Выполнение колодки заявляемой конструкции позволяет улучшить эксплуатационные характеристики при установке новой колодки на колесо, уже бывшее в эксплуатации (то есть изношенное), с уменьшенным радиусом поверхности качения. Размещение вставки в центральной части колодки позволяет при эксплуатационном нажимном усилии за счет изгибания торцевых частей каркаса обеспечить необходимую кривизну рабочей поверхности основной части фрикционного элемента колодки (за счет сжимаемости полимерного фрикционного композита). Наличие промежутка между гребнями облегчает такую деформацию, а заполнение этого промежутка полимерным композиционным фрикционным материалом сохраняет монолитность фрикционного элемента колодки как по основной, так и по профильной его части, что и обеспечивает отсутствие изменений трибосопряжения при таких деформациях. Поскольку единственная несжимаемая и не деформируемая чугунная вставка со значительным усилием воздействует на поверхность качения колеса, а поверхность контакта не ортогональна направлению усилия, возникает усилие, пытающееся «вывернуть» вставку из колодки и соответствующим образом «прогнуть» центральную часть металлического каркаса. При этом отсутствие фрикционного материала на соответствующей части гребня колодки позволяет избежать повышенного износа гребня колеса. В совокупности эксплуатационные характеристики пары трения колодка-колесо повышаются, особенно в случае использования новых колодок на уже эксплуатирующихся колодках (замена колодок на станциях при обслуживании состава).

Тормозная колодка тягового подвижного состава, содержащая стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент, включающий выполненные из полимерного композиционного фрикционного материала основную и профильную части, при этом основная часть выполнена с чугунной вставкой, размещенной в основной части таким образом, что при эксплуатации колодки вставка контактирует с поверхностью качения колеса и не контактирует с гребнем колеса, отличающаяся тем, что вставка размещена в центральной части колодки в зоне промежутка между гребнями каркаса, толщина вставки выбрана из соотношения: L=0,9÷1,4N, где L - толщина вставки, N - длина промежутка между гребнями каркаса, при этом в промежутке между гребнями каркаса размещен полимерный композиционный фрикционный материал, а центральная часть профильной части фрикционного элемента колодки не содержит полимерный композиционный фрикционный материал со стороны, размещенной при эксплуатации со стороны внешней поверхности гребня колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к дисковым тормозам. Тормозной диск для дискового тормозного механизма автомобиля выполнен из серого чугуна или сплава на основе железа и имеет фрикционное кольцо с трущимися поверхностями и отверстиями.

Группа изобретений относится к фрикционным материалам для тормозных устройств. Порошковый фрикционный материал для тормозной колодки содержит порошки графита, железа, легированную медь, оксида алюминия, сульфида железа, карбида бора, карбида кремния и асбеста прокаленного.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Колодка дискового тормоза железнодорожного вагона содержит базовую пластину и множество фрикционных элементов, каждый из которых прикреплен к соответствующей опорной пластине.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Колодка тормозная для автобусов и грузовых автомобилей содержит металлический каркас и зафиксированный на нем полимерный композиционный фрикционный элемент, в центральной части которого выполнен паз.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к фрикционным изделиям, например тормозным колодкам и накладкам автомобилей, мототехнике, колодкам рельсового транспорта, различным фрикционным устройствам.
Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств, а именно к тормозным колодкам рельсовых транспортных средств. Гребневая тормозная колодка включает металлический каркас, выполненный с двумя гребнями, и три полимерных композиционных фрикционных элемента.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к устройствам для передачи вращения или торможения. Фрикционный элемент зацепления включает в себя фрикционный элемент (91b), главным образом из смолы, и металлический элемент (93).

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка содержит углубление на рабочей поверхности, выполненной в виде части поверхности вращения, не соосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения и содержащей выступы в центральной и боковых частях.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.

Изобретение относится к области тормозных устройств транспортных средств. Устройство генерирования силы торможения транспортного средства включает в себя вращающийся элемент, фрикционный элемент, прижимное устройство и нейтрализатор электростатического заряда саморазрядного типа, предусмотренный на поверхности определенного элемента.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка содержит углубление на рабочей поверхности, выполненной в виде части поверхности вращения, не соосной с тыльной поверхностью колодки, выполненной в виде части поверхности вращения и содержащей выступы в центральной и боковых частях.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка содержит две плоские торцевые поверхности, плоскую боковую поверхность, другую боковую поверхность, часть которой выполнена плоской, а другая часть выполнена в виде части поверхности тора, а также тыльную и рабочую поверхности.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам железнодорожных транспортных средств, например тормозным колодкам вагонов, электропоездов и другого рельсового транспорта.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным накладкам, используемым в узлах, работающих при наличии смазочного материала.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам рельсового транспорта. Тормозная колодка состоит из взаимно соединенных каркаса и фрикционного элемента.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов, локомотивов и другого рельсового транспорта.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к тормозным колодкам подвижного состава. Профиль рабочей поверхности гребневой тормозной чугунной колодки включает сопряженные между собой профиль гребневого захвата и рабочей поверхности колодки, выполнен в виде линии, состоящей из гладко сопряженных дуг окружностей и отрезков прямых.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тормозным колодкам тягового подвижного состава. Тормозная колодка содержит стальной каркас с двумя гребнями и фрикционный элемент.
Наверх