Способ работы коробки двигательных агрегатов (кда) турбореактивного двигателя (трд) и кда, работающая этим способом (варианты), способ работы насоса форсажного кда трд и насос форсажный, работающий этим способом

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Работа КДА при запуске двигателя включает три этапа. На первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера в КДА через пусковой редуктор и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД. Другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА. На втором этапе агрегаты КДА получают крутящий момент от стартера и одновременно с нарастанием долевого участия двигателя получают энергию вращения от вала РВД. После отключения стартера до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя, в котором крутящий момент агрегатам поступает в КДА только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор, который наделен главным раздаточным колесом входного вала КДА. Насос форсажный КДА включает качающий узел, рабочее колесо, клапан запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от HP в пусковой узел НФ, и на выходе из узла клапан перепуска топлива. НФ включает также клапан входа основного форсажного топлива от ДЦН в полость рабочего колеса качающего узла НФ, клапан выхода форсажного топлива из НФ и двухступенчатый эжектор. Крыльчатка рабочего колеса получает энергию вращения в три этапа. На первом этапе пусковой крутящий момент поступает на приводной вал качающего узла от стартера через пусковой редуктор. На втором этапе рабочее колесо НФ получает энергию вращения одновременно через пусковой редуктор от стартера с перераспределением и нарастанием энергетического вклада, создаваемого набирающим обороты валом РВД. На третьем этапе качающий узел НФ получает энергию вращения от РВД двигателя, набирающего обороты до устойчивых оборотов малого газа с приведением НФ в состояние полной готовности к включению форсажа двигателя. Изобретение позволяет повысить КПД на 2% и более чем в два раза повысить ресурс двигателя. 6 н. и 10 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения, а именно, к коробке двигательных агрегатов (КДА) авиационных турбореактивных двигателей (ТРД) и способу работы двигательных агрегатов, включая насос форсажный.

Из существующего уровня техники известна коробка двигательных агрегатов авиационного турбореактивного двигателя, включающая корпус со смонтированным на нем комплексом двигательных агрегатов, включая насос форсажный, и системой редукторов приводов с возможностью передачи агрегатам рабочего и пускового крутящих моментов (см., напр., Иноземцев А.А. и др. Газотурбинные двигатели, ОАО Авиадвигатель, 2007, сс. 631-644).

Из существующего уровня техники известна коробка двигательных агрегатов авиационного турбореактивного двигателя (Н.Н. Сиротин и др. Основы конструирования производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий. Книга 1. Москва. Наука 2011, сс. 805-832).

К недостаткам известных решений относятся недостаточная проработанность системы выбора совокупности необходимых параметров и узлов механизма передачи пускового крутящего момента агрегатам КДА, форсажного комплекса и насоса форсажного ТРД, неадаптированность к конкретным техническим решениям двухвального, двухконтурного авиационного ТРД, сложность получения компромиссного сочетания повышенных значений КПД и ресурса двигателя с одновременным повышением компактности при снижении материало- и энергоемкости узлов форсажного комплекса двигателя, включая насос форсажный, а также КДА и механизма передачи крутящего момента двигательным агрегатам, в том числе насосу форсажному при запуске двигателя.

Задача, решаемая группой изобретений, связанных единым творческим замыслом, заключается в разработке способа работы КДА двигателя, включая насос форсажный, на всех этапах режима запуска двигателя с улучшенными конструктивными и эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими повышение КПД, ресурса и надежности двигателя.

Поставленная задача решается тем, что в способе работы КДА в режиме запуска двухвального двухконтурного ТРД, имеющего соосные валы ротора низкого давления (РНД) и ротора высокого давления (РВД), центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов (КДА) с главным коническим приводом (ГКП) и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), в составе которой установлен стартер с валом, сообщенный с двигательными агрегатами КДА и валом РВД, согласно изобретению, работа КДА при запуске двигателя включает три последовательных этапа, на первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера в КДА через гибкий вал пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД, а другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА, в том числе установленным на крышке КДА: маслоагрегату (МА), насосу-регулятору (HP) и насосу форсажному (НФ) с оборотами, пропорциональными передаточным числам многоступенчатых редукторов указанных агрегатов; на втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА получают крутящий момент от стартера и одновременно с нарастанием долевого участия двигателя получают энергию вращения от вала РВД до достижения и начала превышения последним оборотов стартера nотк>0,52 n2; где n2 - обороты вала РВД, при этом стартер автоматически через обгонную муфту отключают от пускового редуктора; после отключения стартера до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя, в котором крутящий момент агрегатам поступает в КДА только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор, включающий сообщенные через рессору две конические шестеренные пары ЦКП и ГКП КДА, вал ведомого колеса последней из которых совмещен с входным валом КДА и наделен выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом указанного входного вала КДА, от которого двигательные агрегаты КДА, включая установленные на крышке КДА маслоагрегат, насос-регулятор и насос форсажный, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений

nвв.кда : iмa : iнр : iнф : iг.в.= (1):(0,45÷0,64):(0,37÷0,53):(1,73÷2,44):(0,59÷0,83),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно входного вала КДА; iнр - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

При этом на первом этапе пусковой крутящий момент могут отбирать от стартера и последовательно передают через соединяющий ВКА и КДА гибкий вал многоступенчатого пускового редуктора на главное цилиндрическое зубчатое колесо вала ввода пускового крутящего момента в КДА, затем через двухступенчатый участок редуктора, включающий две цилиндрические шестеренные пары, пусковой крутящий момент подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо входного вала КДА, на котором пусковой крутящий момент разделяют на два неравных потока и основной поток энергии крутящего момента направляют на вал РВД через ГКП КДА и ЦКП с общим передаточным числом пускового редуктора iпм.ст = (1,33÷1,87), считая от стартера до вала РВД, а меньшую часть потока крутящего момента разделяют через разветвленную сеть многоступенчатых редукторов на долевые потоки по количеству подключенных к сети, получающих энергию вращения агрегатов и транспортируют долевые потоки каждому из указанных агрегатов, в том числе установленным на крышке КДА маслоагрегату, насосу-регулятору и насосу форсажному; причем многоступенчатые редукторы приводов передают агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв.ввод. : iмa : iнр : iнф = (1):(0,65÷0,91):(0,54÷0,76):(2,48÷3,53),

где nв.ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнp - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного.

Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо может иметь зубчатый венец с угловой частотой зубьев γц.к.вх.в. = (2,87÷4,30) [ед/рад] и выполняют за одно целое с входным валом КДА.

Редуктор привода маслоагрегата, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала маслоагрегата могут быть выполняют пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 : iшп4 : iшп5 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары пятиступенчатого редуктора привода маслоагрегата; iшп2 - то же, второй шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей шестеренной пары; iшп4 - то же, четвертой шестеренной пары; iшп5 - то же, пятой шестеренной пары.

Редуктор привода топливного насоса-регулятора, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала насоса-регулятора могут выполнять двухступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода насоса-регулятора; iшп2 - то же, второй шестеренной пары.

Поставленная задача в части КДА ТРД решается тем, что коробка двигательных агрегатов КДА двигателя, имеющего соосные валы РВД и РНД, центральный и главный конические приводы, КДА и ВКА, на которой установлен стартер с валом, сообщенным по крутящему моменту с пусковым редуктором привода агрегатов КДА, согласно изобретению, выполнена сборной, во внутреннем объеме КДА выполнена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов, на корпусе коробки смонтированы двигательные агрегаты, в том числе на крышке корпуса установлены маслоагрегат, топливный насос-регулятор и насос форсажный, при этом КДА выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов на первом этапе режима запуска двигателя описанным выше способом.

Поставленная задача решается тем, что в способе работы насоса форсажного КДА в режиме запуска двухвального двухконтурного ТРД, имеющего вал РВД, центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов и выносную коробку самолетных агрегатов, согласно изобретению, насос форсажный КДА включает размещенные в корпусе следующие основные функциональные узлы: качающий узел, имеющий приводной вал, сообщенный по крутящему моменту через рессору с редуктором привода, и рабочее колесо с крыльчаткой, клапан запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от насоса-регулятора в пусковой узел НФ, и на выходе из узла клапан перепуска топлива, а также клапан входа основного форсажного топлива от ДЦН в полость рабочего колеса качающего узла НФ и клапан выхода указанного форсажного топлива из НФ, и кроме того двухступенчатый эжектор, работающий в режиме запуска двигателя первой ступенью на рециркуляционный переток топлива от ДЦН, а второй ступенью на эжектирование воздуха и паров топлива из полости рабочего колеса; при этом указанные узлы НФ сообщены командными гидравлическими каналами высокого давления системы автоматического управления и регулирования (САУиР), причем в режиме запуска двигателя клапан запуска и удержания форсажа - подачи топлива от HP в пусковой узел НФ и клапан входа топлива от ДЦН в качающий узел НФ перекрыты, насос работает в режиме «холостого хода», а крыльчатка рабочего колеса совместно с эжектором, обеспечивающая вентиляцию полости у рабочего колеса, получает энергию вращения в три этапа, на первом этапе пусковой крутящий момент поступает на приводной вал качающего узла от стартера через многоступенчатый пусковой редуктор привода, содержащий считая от вала стартера до приводного вала НФ три участка, в том числе трехступенчатый участок редуктора в ВКА с передаточным числом iнф ВКА., определенным в диапазоне значений iнф ВКА = (0,93÷1,36), передающий пусковой крутящий момент от ВКА к КДА гибкий вал и двухступенчатый участок редуктора в КДА с передаточным числом iнф КДА., определенным в диапазоне значений iнф КДА = (2,48÷3,65), произведение которых создает общее передаточное число полного пускового редуктора качающего узла НФ, определенное в диапазоне значений iнф общ = (2,7÷3,98), на втором этапе рабочее колесо НФ получает энергию вращения одновременно через многоступенчатый пусковой редуктор от стартера с количественным перераспределением и нарастанием энергетического вклада, создаваемого набирающим обороты валом РВД; в конечной фазе второго этапа запуска двигателя при достижении валом РВД оборотов, соответствующих началу превышения оборотов вала стартера nотк ст≥0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД, стартер автоматически отключают через обгонную муфту и наступает третий этап, в котором качающий узел НФ получает энергию вращения от РВД двигателя, набирающего обороты от уровня отключения стартера до устойчивых оборотов малого газа с nуст.м. г.≥0,7 n2 с приведением НФ в состояние полной готовности к включению форсажа двигателя.

При этом угловая частота лопаток крыльчатки рабочего колеса может быть определена в диапазоне значений γш.в. = (1,11÷2,55) [ед/рад], причем на всех трех этапах запуска двигателя канал подачи топлива в полость рабочего колеса НФ от ДЦН перекрыт клапаном входа, аналогично оставляют перекрытым канал подачи топлива от HP к агрегатам форсажного комплекса, включая коллектор розжига форсажной камеры (ФК), при этом крыльчатка рабочего колеса на всех этапах запуска вращается в режиме «холостого хода», а из полости рабочего колеса эжектором производят отсос воздушно-топливной смеси с возвращением топлива в основной контур.

Поставленная задача в части насоса форсажного КДА двухвального двухконтурного ТРД решается тем, что, согласно изобретению, включает размещенные в корпусе основные функциональные узлы: качающий узел, имеющий вал, сообщенный по крутящему моменту через рессору с редуктором привода, и рабочее колесо с крыльчаткой, клапан запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от HP в пусковой узел НФ, и на выходе из НФ клапан перепуска топлива, а также клапан входа основного форсажного топлива от ДЦН в полость рабочего колеса качающего узла НФ и клапан выхода указанного форсажного топлива из НФ, а также двухступенчатый эжектор, сообщенные командными гидравлическими каналами высокого давления системы автоматического управления и регулирования САУиР, и выполнен с возможностью работы в режиме запуска двигателя описанным выше.

Поставленная задача в части способа работы КДА в режиме запуска двухвального двухконтурного ТРД по второму варианту, имеющего соосные валы РНД и РВД, центральный и главный конические приводы, КДА и ВКА, в составе которой установлен стартер с валом, сообщенный с двигательными агрегатами КДА и валом РВД решается тем, что работа КДА, согласно изобретению, при запуске двигателя включает три последовательных этапа, на первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера в КДА через гибкий вал пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД, а другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА, в том числе установленным на днище корпуса КДА: двигательный центробежный топливоподкачивающий насос (ДЦН), насос плунжерный (НП), суфлер центробежный (ЦС), а также примыкающий к днищу КДА концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала с оборотами, пропорциональными передаточным числам многоступенчатых редукторов указанных агрегатов; на втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА получают крутящий момент от стартера и одновременно с нарастанием долевого участия двигателя получают энергию вращения от вала РВД до достижения и начала превышения последним оборотов стартера nотк>0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД, при этом стартер автоматически через обгонную муфту отключают от пускового редуктора; после отключения стартера до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя, в котором крутящий момент поступает в коробку КДА только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор, включающий сообщенные через рессору две конические шестеренные пары ЦКП и ГКП КДА, вал ведомого колеса последней из которых совмещен с входным валом КДА и наделен выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом указанного входного вала КДА, от которого двигательные агрегаты КДА, включая смонтированные на днище корпуса КДА двигательный топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений

nвв.кда : iдцн : iнп : iцс : iг.в. = (1):(0,45÷0,64):(0,26÷0,37):(0,77÷0,99):(0,59÷0,83),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно входного вала КДА; iнp - то же, редуктора НП; iнф - то же, редуктора ЦС; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

При этом на первом этапе пусковой крутящий момент могут отбирать от стартера и последовательно передают через соединяющий ВКА и КДА гибкий вал многоступенчатого пускового редуктора на главное цилиндрическое зубчатое колесо вала ввода пускового крутящего момента в КДА, затем через двухступенчатый участок редуктора, включающий две цилиндрические шестеренные пары, пусковой крутящий момент подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо входного вала КДА, на котором пусковой крутящий момент разделяют на два неравных потока и основной поток энергии крутящего момента направляют на вал РВД через ГКП КДА и ЦКП с общим передаточным числом пускового редуктора iпм.ст = (1,33÷1,87), считая от стартера до вала РВД, а меньшую часть потока крутящего момента разделяют через разветвленную сеть многоступенчатых редукторов на долевые потоки по количеству подключенных к сети, получающих энергию вращения агрегатов и транспортируют долевые потоки каждому из указанных агрегатов, в том числе установленным на днище корпуса КДА топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный; причем многоступенчатые редукторы приводов передают агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв. ввод. : iдцн : iнп : iцc = (1):(0,65÷0,91):(0,37÷0,52):(1,09÷1,55),

где nв.ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнp - то же, редуктора НП; iнф - то же, редуктора ЦС.

Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо может иметь зубчатый венец с угловой частотой зубьев γц.к.вх.в. = (2,87÷4,30) [ед/рад] и выполняют за одно целое с входным валом КДА.

Редуктор привода ДЦН, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала ДЦН могут выполнять пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 : iшп4 : iшп5 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары пятиступенчатого редуктора привода ДЦН; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары; iшп4 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары; iшп5 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары.

Редуктор привода НП, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала НП могут выполнять трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83),

где nвв. кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода НП; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары.

Редуктор привода ЦС, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала ЦС могут выполнять трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(1,75÷2,12),

где nвв. кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода ЦС; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары, iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары.

Поставленная задача в части КДА ТРД по второму варианту, имеющего соосные валы РВД и РНД, центральный и главный конические приводы КДА, и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), на которой установлен стартер с валом, сообщенным с пусковым редуктором привода, решается тем, что КДА, согласно изобретению, выполнена сборной, во внутреннем объеме КДА установлена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов, на днище корпуса коробки смонтированы двигательный центробежный топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный, а также выполнен примыкающий к днищу коробки концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала с возможностью передачи агрегатам коробки пускового крутящего момента от стартера на первом и частично на втором этапах режима запуска двигателя; при этом КДА выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов, в режиме запуска двигателя способом по любому из п.п. 10-15.

Технический результат, достигаемый группой изобретений, связанных единым творческим замыслом, заключается в разработке способа работы КДА ТРД и насоса форсажного с улучшенными параметрами конструктивных решений и технологических приемов его работы на всех этапах процесса запуска двигателя, обеспечивающих совокупное повышение КПД двигателя на 2% и более чем в два раза повышение ресурса механизма передачи пускового крутящего момента агрегатам ВКА и КДА и двигателя в целом за счет найденных в изобретении геометрических параметров КДА и ВКА с обеспечением сбалансированных соотношений диапазонов значений передаточных чисел шестеренных пар многоступенчатых редукторов приводов агрегатов с улучшенной кинематикой редукторов приводов, передающих агрегатам пусковой крутящий момент от стартера с меньшими потерями энергии при уменьшении материалоемкости, количества сборочных единиц и повышенном совмещении участков редукторов, сблокированных в оптимизированном корпусе КДА, достигая тем самым совокупное повышение КПД и повышение ресурса двигателя в процессе его эксплуатации.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображена коробка двигательных агрегатов, вид сбоку по направлению полета;

на фиг. 2 - КДА, кинематическая схема передачи крутящего момента агрегатам;

на фиг. 3 - ВКА, кинематическая схема передачи крутящего момента агрегатам;

на фиг. 4 - насос форсажный, продольный разрез.

Турбореактивный двигатель выполнен двухвальным, двухконтурным. ТРД содержит двухступенчатый компрессор низкого и высокого давления и газодинамически связанные между собой соосные валы ротора высокого давления - РВД и ротора низкого давления - РНД (на чертежах не показано). ТРД содержит центральный конический привод ЦКП-1, коробку двигательных агрегатов КДА-2 с главным коническим приводом ГКП-3 КДА и выносную коробку самолетных агрегатов ВКА-4. На ВКА-4 установлен стартер 5 с валом 6, сообщенный с двигательными агрегатами КДА-2 и валом РВД.

КДА-2 выполнена сборной (фиг. 2). Во внутреннем объеме КДА-2 установлена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов. На днище корпуса КДА-2 смонтированы двигательный центробежный топливоподкачивающий насос ДЦН-7, насос плунжерный НП-8, суфлер центробежный ЦС-9, а также выполнен примыкающий к днищу КДА-2 концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала 10 с возможностью передачи агрегатам КДА пускового крутящего момента от стартера 5. На крышке 11 корпуса КДА-2 установлены маслоагрегат МА-12, топливный насос-регулятор HP-13 и насос форсажный НФ-14.

Работа КДА-2 при запуске двигателя включает три последовательных этапа. На первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера 5 в КДА через гибкий вал 10 пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД. Другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА-2, установленным на крышке 11 КДА-2 - маслоагрегату МА-12, насосу-регулятору HP-13 и насосу форсажному НФ-14, а также смонтированным на днище корпуса КДА - топливоподкачивающему насос ДЦН-7, насосу плунжерному НП-8, суфлеру центробежному ЦС-9 и примыкающему к днищу КДА узлу гибкого вала 10, с оборотами, пропорциональными передаточным числам многоступенчатых редукторов указанных агрегатов.

На втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА-2 получают крутящий момент от стартера 5. Одновременно с нарастанием долевого участия двигателя агрегаты КДА-2 получают энергию вращения от вала РВД до достижения и начала превышения последним оборотов стартера 5 nотк>0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД. Стартер 5 при этом автоматически через обгонную муфту (на чертежах не показано) отключают от пускового редуктора.

После отключения стартера 5 до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя. На третьем этапе крутящий момент поступает в КДА-2 только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор. Указанный многоступенчатый редуктор включает две конические шестеренные пары ЦКП-1 и ГКП-3 КДА, которые сообщают посредством рессоры 15. Вал ведомого колеса 16 ГКП-3 выполняют совмещенным с входным валом 17 КДА и наделяют выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом 18 входного вала КДА. Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 18 имеет зубчатый венец с угловой частотой зубьев γц.к.вх.в. = N/2π=(2,87÷4,30) [ед/рад], где N - число зубьев. Главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 18 и выполняют за одно целое с входным валом 17 КДА. От входного вала 17 двигательные агрегаты КДА-2, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы.

При этом установленные на крышке 11 КДА двигательные агрегаты МА-12, HP-13 и НФ-14 получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений

nвв.кда : iмa: iнр : iнф : iг.в. = (1):(0,45÷0,64):(0,37÷0,53):(1,73÷2,44):(0,59÷0,83),

где nвв вда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно входного вала КДА; iнp - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

Смонтированные на днище корпуса КДА двигательные агрегаты ДЦН-7, НП-8, ЦС-9, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений

nвв.кда : iдцн : iнп : iцс : iг.в. = (1):(0,45÷0,64):(0,26÷0,37):(0,77÷0,99): (0,59÷0,83),

где nвв вда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно входного вала КДА; iнp - то же, редуктора НП; iнф - то же, редуктора ЦС; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

На первом этапе пусковой крутящий момент отбирают от стартера 5 и последовательно передают через соединяющий ВКА-4 и КДА-2 гибкий вал 10 многоступенчатого пускового редуктора на главное цилиндрическое зубчатое колесо 19 вала 20 ввода пускового крутящего момента в КДА. Затем через двухступенчатый участок редуктора посредством двух цилиндрических шестеренных пар 21 и 22 пусковой крутящий момент подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо 18 входного вала 17 КДА. На входном валу 17 КДА пусковой крутящий момент разделяют на два неравных потока. Основной поток энергии крутящего момента направляют на вал РВД через ГКП-3 КДА и ЦКП-1 с общим передаточным числом пускового редуктора iпм.ст = (1,33÷1,87), считая от стартера 5 до вала РВД. Меньшую часть потока крутящего момента разделяют через разветвленную сеть многоступенчатых редукторов на долевые потоки по количеству подключенных к сети, получающих энергию вращения агрегатов и транспортируют долевые потоки каждому из агрегатов КДА-2.

Многоступенчатые редукторы приводов передают установленным на крышке 11 КДА агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала 20 ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв.ввод. : iмa : iнр : iнф = (1):(0,65÷0,91):(0,54÷0,76):(2,48÷3,53),

где nв.ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнp - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного.

Входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА и передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату редуктор привода маслоагрегата МА-12 на участке от входного вала 17 КДА до вала 23 маслоагрегата МА-12 выполняют пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 24-28 с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 : iшп4 : iшп5 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 24 пятиступенчатого редуктора привода маслоагрегата; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 25; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары 26; iшп4 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары 27; iшп5 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары 28.

Передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату редуктор привода топливного насоса-регулятора HP-13 на участке от входного вала 17 КДА до вала насоса-регулятора HP-13 выполняют двухступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 24, 25 с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 24 двухступенчатого редуктора привода насоса-регулятора; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 25.

При этом КДА-2 двухвального двухконтурного двигателя выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов, установленных на крышке 11 корпуса КДА - маслоагрегат МА-12, топливный насос-регулятор HP-13 и насос форсажный НФ-14, в режиме запуска двигателя описанным выше способом.

Многоступенчатые редукторы приводов передают смонтированным на днище 11 КДА агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв.ввод. : iдцн : iнп : iцс = (1):(0,65÷0,91):(0,37÷0,52):(1,09÷1,55),

где nв.ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнp - то же, редуктора НП; iнф - то же, редуктора ЦС.

Редуктор привода ДЦН-7, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала 17 КДА до вала ДЦН-7 выполняют пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 24-28 с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 : iшп4 : iшп5 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46),

где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 24 пятиступенчатого редуктора привода ДЦН; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 25; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары 26; iшп4 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары 27; iшп5 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары 28.

Редуктор привода НП-8, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала НП выполняют трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 24-26 с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83),

где nвв. кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 24 двухступенчатого редуктора привода НП; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 25; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары 26.

Редуктор привода ЦС-8, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала ЦС выполняют трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 24, 25, 29 с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда : iшп1 : iшп2 : iшп3 = (1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(1,75÷2,12),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары 24 двухступенчатого редуктора привода ЦС; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары 25, iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары 29.

КДА-2 двухвального двухконтурного двигателя выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов, смонтированных на днище корпуса КДА - топливоподкачивающий насос ДЦН-7, насос плунжерный НП-8, суфлер центробежный ЦС-9 и примыкающий к днищу КДА узел гибкого вала 10, в режиме запуска двигателя описанным выше способом.

Входящий в КДА насос форсажный НФ-14 (фиг. 4) предназначен для питания топливом форсажного контура и включает размещенные в корпусе следующие основные функциональные узлы: качающий узел 30, пусковой узел 31 и двухступенчатый эжектор 32.

Качающий узел 30 включает приводной вал 33, который сообщают по крутящему моменту посредством рессоры 34 с редуктором привода, рабочее колесо 35 с крыльчаткой 36, клапан 37 запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от насоса-регулятора НР-13 в пусковой узел 31 НФ-14, и на выходе из узла 31 клапан 38 перепуска топлива. Качающий узел 30 НФ-14 включает также клапан 39 входа основного форсажного топлива от двигательного центробежного насоса ДЦН-7 в полость рабочего колеса 35 и клапан 40 выхода форсажного топлива из НФ-14. Двухступенчатый эжектор 33 работает в режиме запуска двигателя первой ступенью 41 на рециркуляционный переток топлива от ДЦН-7, а второй ступенью 42 - на эжектирование воздуха и паров топлива из полости рабочего колеса 35. Угловая частота лопаток крыльчатки 36 рабочего колеса 35 определена в диапазоне значений γш.в = Nл/2π = (1,11÷2,55) [ед/рад], где Nл - число лопаток.

При этом указанные узлы НФ сообщены командными гидравлическими каналами высокого давления системы автоматического управления и регулирования САУиР.

В способе работы насоса форсажного КДА в режиме запуска двигателя клапан 37 запуска и удержания форсажа - подачи топлива от НР-13 в пусковой узел 31 НФ-14) и клапан 39 входа топлива от ДЦН-7 в качающий узел 30 НФ-14 перекрыты. Насос работает в режиме «холостого хода». При этом крыльчатка 36 рабочего колеса 35 совместно с эжектором 33, обеспечивающая вентиляцию полости у рабочего колеса, получает энергию вращения в три этапа.

На первом этапе пусковой крутящий момент поступает на приводной вал 33 качающего узла 30 от стартера 5 через многоступенчатый пусковой редуктор привода. Пусковой редуктор привода содержит три участка, считая от вала 6 стартера 5 до приводного вала 33 НФ-14. Первый участок редуктора в ВКА-4 (фиг. 3) выполняют трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 43, 44, 45 с передаточным числом iнф ВКА., определенным в диапазоне значений iнф ВКА = (0,93÷1,36). Второй участок - гибкий вал 10, передающий пусковой крутящий момент от ВКА-4 к КДА-2. Третий участок редуктора в КДА-2 выполняют двухступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар 21, 46 с передаточным числом iнф КДА., определенным в диапазоне значений iнф КДА = (2,48÷3,65). Произведение указанных передаточных чисел iнф ВКА и iнф КДА создает общее передаточное число полного пускового редуктора качающего узла 30 НФ-14, определенное в диапазоне значений iнф общ = (2,7+3,98).

На втором этапе рабочее колесо 35 НФ-14 получает энергию вращения одновременно через многоступенчатый пусковой редуктор от стартера 5 с количественным перераспределением и нарастанием энергетического вклада, создаваемого набирающим обороты валом РВД. В конечной фазе второго этапа запуска двигателя при достижении валом РВД оборотов, соответствующих началу превышения оборотов вала стартера nотк ст≥0,52 N2, где n2 - обороты вала РВД. Стартер 5 автоматически отключают через обгонную муфту. Наступает третий этап, в котором качающий узел 30 НФ-14 получает энергию вращения от РВД двигателя, набирающего обороты от уровня отключения стартера 5 до устойчивых оборотов малого газа с nуст.м.г.≥0,7 n2 с приведением НФ-14 в состояние полной готовности к включению форсажа двигателя.

На всех трех этапах запуска двигателя канал 47 подачи топлива в полость рабочего колеса 35 НФ-14 от ДЦН-7 перекрыт клапаном 39 входа. Аналогично оставляют перекрытым канал 48 подачи топлива от HP к агрегатам форсажного комплекса (на чертежах не показано), включая коллектор розжига форсажной камеры (ФК). При этом крыльчатка 36 рабочего колеса 35 на всех этапах запуска вращается в режиме «холостого хода», а из полости рабочего колеса эжектором 33 производят отсос воздушно-топливной смеси с возвращением топлива в основной контур.

Работа КДА осуществляется следующим образом.

Работа КДА-2 при запуске двигателя включает три последовательных этапа. На первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера 5 в КДА через гибкий вал 10 пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД. Другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА-2. На втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА-2 получают крутящий момент от стартера 5. Одновременно с нарастанием долевого участия двигателя агрегаты КДА-2 получают энергию вращения и от вала РВД. После отключения стартера 5 до достижения валом РВД оборотов малого газа наступают третий этап. На третьем этапе крутящий момент поступает в КДА-2 только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор. Указанный многоступенчатый редуктор включает две конические шестеренные пары ЦКП-1 и ГКП-3 КДА, которые сообщают посредством рессоры 15. Вал ведомого колеса 16 ГКП-3 выполняют совмещенным с входным валом 17 КДА и наделяют выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом 18 входного вала КДА. Через ведомое колесо 16 главной шестеренной пары ГКП-3 крутящий момент подают непосредственно на главное раздаточное зубчатое колесо 18 входного вала 17 КДА. От главного колеса 18 посредством разветвленной совокупности шестеренных пар редукторов агрегатов разделяют и раздают крутящие моменты агрегатам МА-12, НР-13 и НФ-14 и изменяют скорость вращения входного вала каждого агрегата пропорционально общим передаточным числам редукторов, составляющими

nвв.кда : iмa : iнр : iнф : iг.в. = (1):(0,53):(0,44):(2,03):(0,69).

От главного колеса 18 посредством разветвленной совокупности шестеренных пар редукторов агрегатов разделяют и раздают крутящие моменты агрегатам ДЦН-7, НП-8 и ЦС-9 и изменяют скорость вращения входного вала каждого агрегата пропорционально общим передаточным числам редукторов, составляющими

nвв.кда : iднц : iнп : iцс : iг.в. = (1):(0,53):(0,30):(0,91):(0,69).

При этом редукторы приводов самолетных агрегатов, смонтированные в ВКА, сообщают по крутящему моменту с ЦКП-1 последовательно через многоступенчатый редуктор КДА и соединительный гибкий вал 10.

Работа насоса форсажного КДА осуществляется следующим способом.

В режиме запуска двигателя клапан 37 запуска и удержания минимального форсажа - подачи топлива от НР-13 в пусковой узел 31 НФ-14 и клапан 39 входа топлива от ДЦН-7 в качающий узел 30 НФ-14 перекрыты. Топливо, подводимое в НФ от ДЦН-7 через патрубок 49 входа по каналу 47 подачи топлива в полость рабочего колеса 35, обтекает центральное тело со стаканом, в котором заключен шток 50, и подходит к клапану 39 входа основного форсажного топлива. Насос работает в режиме «холостого хода». При этом крыльчатка 36 рабочего колеса 35 совместно с эжектором 33, обеспечивающая вентиляцию полости у рабочего колеса, получает энергию вращения в три этапа. Из полости рабочего колеса эжектором 33 производят отсос воздушно-топливной смеси с возвращением топлива в основной контур. При этом давление в патрубке 50 входа топлива топливо поступает с давлением, равным давлению за ДЦН-7 и на (3÷10) атм. больше, чем давление топлива перед ДЦН-7. В штуцере 51 подвода топлива от НР-13 - топливо с давлением, равным давлению агрегата НР-13.

Таким образом, за счет разработанных в изобретении кинематических композиций конических и цилиндрических шестеренных пар, оригинальной композиции многоступенчатых редукторов с разветвленной системой раздачи пускового крутящего момента последним и сбалансированным соотношением диапазонов значений передаточных чисел шестеренных пар редукторов, а также найденных в изобретении конструктивных систем механизма передачи пускового крутящего момента в процессе запуска двигателя в три последовательных этапа от стартера на вал РВД двигателя и через многоступенчатый редуктор от вала РВД на двигательные агрегаты ВКА и КДА, включающим насос форсажный с улучшенными параметрами конструктивных решений и технологических приемов работы на всех этапах запуска двигателя с улучшенными конструктивными и эксплуатационными характеристиками, достигая тем самым повышение плавности и бесшумности работы в режиме запуска двигателя при одновременном снижении материалоемкости и габаритов узлов механизма передачи пускового крутящего момента в целом.

Выход за последние в большую или меньшую сторону, как повышающих, так и понижающих передаточных чисел чреват трудновосполнимой компенсацией разбалансировки работы и перегрузки редуктора или невозможностью устранения возникающего при этом дисбаланса редуктора при запуске двигателя, ухудшением параметров габаритов и массы корпусов КДА и ВКА, неоправданным увеличением материалоемкости зубчатых колес шестеренных пар и занимаемого ими объема в КДА и ВКА, трудоемкости монтажа/демонтажа узлов и монтажных единиц, снижением ресурса, надежности, КПД и увеличением энергоемкости работы механизма передачи пускового крутящего момента в КДА либо возникновением опасной вероятности вхождения в резонанс. Выбранные диапазоны допустимых значений общих передаточных чисел агрегатов КДА ограничены кроме того реальной вариабельностью конструктивного исполнения и установочной мощностью последних.

1. Способ работы коробки двигательных агрегатов (КДА) в режиме запуска двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего соосные валы ротора низкого давления (РНД) и ротора высокого давления (РВД), центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов (КДА) с главным коническим приводом (ГКП) и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), в составе которой установлен стартер с валом, сообщенный с двигательными агрегатами КДА и валом РВД, характеризующийся тем, что работа КДА при запуске двигателя включает три последовательных этапа, на первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера в КДА через гибкий вал пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД, а другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА, в том числе установленным на крышке КДА: маслоагрегату (МА), насосу-регулятору (HP) и насосу форсажному (НФ) с оборотами, пропорциональными передаточным числам многоступенчатых редукторов указанных агрегатов; на втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА получают крутящий момент от стартера и одновременно с нарастанием долевого участия двигателя получают энергию вращения от вала РВД до достижения и начала превышения последним оборотов стартера nотк>0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД, при этом стартер автоматически через обгонную муфту отключают от пускового редуктора; после отключения стартера до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя, в котором крутящий момент агрегатам поступает в КДА только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор, включающий сообщенные через рессору две конические шестеренные пары ЦКП и ГКП КДА, вал ведомого колеса последней из которых совмещен с входным валом КДА и наделен выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом указанного входного вала КДА, от которого двигательные агрегаты КДА, включая установленные на крышке КДА маслоагрегат, насос-регулятор и насос форсажный, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений

nвв.кда:iма:iнр:iнф:iг.в.=(1):(0,45÷0,64):(0,37÷0,53):(1,73÷2,44):(0,59÷0,83), где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно входного вала КДА; iнp - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

2. Способ работы КДА ТРД по п. 1, отличающийся тем, что на первом этапе пусковой крутящий момент отбирают от стартера и последовательно передают через соединяющий ВКА и КДА гибкий вал многоступенчатого пускового редуктора на главное цилиндрическое зубчатое колесо вала ввода пускового крутящего момента в КДА, затем через двухступенчатый участок редуктора, включающий две цилиндрические шестеренные пары, пусковой крутящий момент подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо входного вала КДА, на котором пусковой крутящий момент разделяют на два неравных потока и основной поток энергии крутящего момента направляют на вал РВД через ГКП КДА и ЦКП с общим передаточным числом пускового редуктора iпм.ст=(1,33÷1,87), считая от стартера до вала РВД, а меньшую часть потока крутящего момента разделяют через разветвленную сеть многоступенчатых редукторов на долевые потоки по количеству подключенных к сети, получающих энергию вращения агрегатов и транспортируют долевые потоки каждому из указанных агрегатов, в том числе установленным на крышке КДА маслоагрегату, насосу-регулятору и насосу форсажному; причем многоступенчатые редукторы приводов передают агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв.ввод:iма:iнр:iнф=(1):(0,65÷0,91):(0,54÷0,76):(2,48÷3,53),

где nв. ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора маслоагрегата относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнp - то же, редуктора насоса-регулятора; iнф - то же, редуктора насоса форсажного.

3. Способ работы КДА ТРД по п. 1, отличающийся тем, что главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо имеет зубчатый венец с угловой частотой зубьев γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад] и выполняют за одно целое с входным валом КДА.

4. Способ работы КДА ТРД по п. 1, отличающийся тем, что редуктор привода маслоагрегата, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала маслоагрегата выполняют пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда:iшп1:iшп2:iшп3:iшп4:iшп5=(1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46), где nвв кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары пятиступенчатого редуктора привода маслоагрегата; iшп2 - то же, второй шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей шестеренной пары; iшп4 - то же, четвертой шестеренной пары; iшп5 - то же, пятой шестеренной пары.

5. Способ работы КДА ТРД по п. 1, отличающийся тем, что редуктор привода топливного насоса-регулятора, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала насоса-регулятора выполняют двухступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда:iшп1:iшп2=(1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода насоса-регулятора; iшп2 - то же, второй шестеренной пары.

6. Коробка двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД), имеющего соосные валы РВД и РНД, центральный и главный конические приводы, КДА и ВКА, на которой установлен стартер с валом, сообщенным по крутящему моменту с пусковым редуктором привода агрегатов КДА, характеризующаяся тем, что выполнена сборной, во внутреннем объеме КДА выполнена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов, на корпусе коробки смонтированы двигательные агрегаты, в том числе на крышке корпуса установлены маслоагрегат, топливный насос-регулятор и насос форсажный, при этом КДА выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов в режима запуска двигателя способом по любому из пп. 1-5.

7. Способ работы насоса форсажного (НФ) КДА в режиме запуска двухвального двухконтурного ТРД, имеющего вал РВД, центральный конический привод (ЦКП), коробку двигательных агрегатов и выносную коробку самолетных агрегатов, характеризующийся тем, что насос форсажный КДА включает размещенные в корпусе следующие основные функциональные узлы: качающий узел, имеющий приводной вал, сообщенный по крутящему моменту через рессору с редуктором привода, и рабочее колесо с крыльчаткой, клапан запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от насоса-регулятора в пусковой узел НФ, и на выходе из узла клапан перепуска топлива, а также клапан входа основного форсажного топлива от двигательного центробежного насоса (ДЦН) в полость рабочего колеса качающего узла НФ и клапан выхода указанного форсажного топлива из НФ, и кроме того двухступенчатый эжектор, работающий в режиме запуска двигателя первой ступенью на рециркуляционный переток топлива от ДЦН, а второй ступенью на эжектирование воздуха и паров топлива из полости рабочего колеса; при этом указанные узлы НФ сообщены командными гидравлическими каналами высокого давления системы автоматического управления и регулирования (САУиР), причем в режиме запуска двигателя клапан запуска и удержания форсажа - подачи топлива от HP в пусковой узел НФ и клапан входа топлива от ДЦН в качающий узел НФ перекрыты, насос работает в режиме «холостого хода», а крыльчатка рабочего колеса совместно с эжектором, обеспечивающая вентиляцию полости у рабочего колеса, получает энергию вращения в три этапа, на первом этапе пусковой крутящий момент поступает на приводной вал качающего узла от стартера через многоступенчатый пусковой редуктор привода, содержащий считая от вала стартера до приводного вала НФ три участка, в том числе трехступенчатый участок редуктора в ВКА с передаточным числом iнф ВКА., определенным в диапазоне значений iнф ВКА=(0,93÷1,36), передающий пусковой крутящий момент от ВКА к КДА гибкий вал и двухступенчатый участок редуктора в КДА с передаточным числом iнф КДА, определенным в диапазоне значений iнф КДА =(2,48÷3,65), произведение которых создает общее передаточное число полного пускового редуктора качающего узла НФ, определенное в диапазоне значений iнф общ=(2,7÷3,98), на втором этапе рабочее колесо НФ получает энергию вращения одновременно через многоступенчатый пусковой редуктор от стартера с количественным перераспределением и нарастанием энергетического вклада, создаваемого набирающим обороты валом РВД; в конечной фазе второго этапа запуска двигателя при достижении валом РВД оборотов, соответствующих началу превышения оборотов вала стартера nотк ст≥0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД, стартер автоматически отключают через обгонную муфту и наступает третий этап, в котором качающий узел НФ получает энергию вращения от РВД двигателя, набирающего обороты от уровня отключения стартера до устойчивых оборотов малого газа с nуст.м.г.≥0,7 n2 с приведением НФ в состояние полной готовности к включению форсажа двигателя.

8. Способ работы насоса форсажного КДА по п. 7, отличающийся тем, что угловая частота лопаток крыльчатки рабочего колеса определена в диапазоне значений γш.в.=(1,11÷2,55) [ед/рад], причем на всех трех этапах запуска двигателя канал подачи топлива в полость рабочего колеса НФ от ДЦН перекрыт клапаном входа, аналогично оставляют перекрытым канал подачи топлива от HP к агрегатам форсажного комплекса, включая коллектор розжига форсажной камеры (ФК), при этом крыльчатка рабочего колеса на всех этапах запуска вращается в режиме «холостого хода», а из полости рабочего колеса эжектором производят отсос воздушно-топливной смеси с возвращением топлива в основной контур.

9. Насос форсажный КДА двухвального двухконтурного ТРД, характеризующийся тем, что включает размещенные в корпусе основные функциональные узлы: качающий узел, имеющий вал, сообщенный по крутящему моменту через рессору с редуктором привода, и рабочее колесо с крыльчаткой, клапан запуска и удержания минимального форсажа, перекрывающий в режиме запуска двигателя подачу форсажного топлива от HP в пусковой узел НФ, и на выходе из НФ клапан перепуска топлива, а также клапан входа основного форсажного топлива от ДЦН в полость рабочего колеса качающего узла НФ и клапан выхода указанного форсажного топлива из НФ, а также двухступенчатый эжектор, сообщенные командными гидравлическими каналами высокого давления системы автоматического управления и регулирования САУиР, и выполнен с возможностью работы в режиме запуска двигателя способом по любому из пп. 7, 8 формулы.

10. Способ работы КДА в режиме запуска двухвального двухконтурного ТРД, имеющего соосные валы РНД и РВД, центральный и главный конические приводы, КДА и ВКА, в составе которой установлен стартер с валом, сообщенный с двигательными агрегатами КДА и валом РВД, характеризующийся тем, что работа КДА при запуске двигателя включает три последовательных этапа, на первом этапе запуска двигателя передают пусковой крутящий момент от стартера в КДА через гибкий вал пускового редуктора и через многоступенчатый редуктор направляют большую часть на вал РВД, а другую часть через разветвленную сеть редукторов разделяют на долевые пусковые крутящие моменты и передают агрегатам КДА, в том числе установленным на днище корпуса КДА: двигательный центробежный топливоподкачивающий насос (ДЦН), насос плунжерный (НП), суфлер центробежный (ЦС), а также примыкающий к днищу КДА концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала с оборотами, пропорциональными передаточным числам многоступенчатых редукторов указанных агрегатов; на втором этапе после включения в работу двигателя агрегаты КДА получают крутящий момент от стартера и одновременно с нарастанием долевого участия двигателя получают энергию вращения от вала РВД до достижения и начала превышения последним оборотов стартера nотк>0,52 n2, где n2 - обороты вала РВД, при этом стартер автоматически через обгонную муфту отключают от пускового редуктора; после отключения стартера до достижения валом РВД оборотов малого газа выполняют третий этап запуска двигателя, в котором крутящий момент поступает в коробку КДА только от вала РВД через рабочий многоступенчатый редуктор, включающий сообщенные через рессору две конические шестеренные пары ЦКП и ГКП КДА, вал ведомого колеса последней из которых совмещен с входным валом КДА и наделен выполненным за одно целое с ним главным раздаточным цилиндрическим зубчатым колесом указанного входного вала КДА, от которого двигательные агрегаты КДА, включая смонтированные на днище корпуса КДА двигательный топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный, а также самолетные агрегаты ВКА, получают долевые части крутящего момента через многоступенчатые редукторы с передаточными числами iда, определенными в диапазоне значений nвв.кда:iдцн:iнп:iцс:iг.в.=(1):(0,45÷0,64):(0,26÷0,37):(0,77÷0,99):(0,59÷0,83),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно входного вала КДА; iнр - то же, редуктора НП; 1нф - то же, редуктора ЦС; iг.в. - то же, гибкого вала, получающего на третьем этапе запуска крутящий момент от вала РВД и передающего последний самолетным агрегатам ВКА через входной вал КДА и через гибкий вал.

11. Способ работы КДА ТРД по п. 10, отличающийся тем, что на первом этапе пусковой крутящий момент отбирают от стартера и последовательно передают через соединяющий ВКА и КДА гибкий вал многоступенчатого пускового редуктора на главное цилиндрическое зубчатое колесо вала ввода пускового крутящего момента в КДА, затем через двухступенчатый участок редуктора, включающий две цилиндрические шестеренные пары, пусковой крутящий момент подают на главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо входного вала КДА, на котором пусковой крутящий момент разделяют на два неравных потока и основной поток энергии крутящего момента направляют на вал РВД через ГКП КДА и ЦКП с общим передаточным числом пускового редуктора iпм.ст=(1,33÷1,87), считая от стартера до вала РВД, а меньшую часть потока крутящего момента разделяют через разветвленную сеть многоступенчатых редукторов на долевые потоки по количеству подключенных к сети, получающих энергию вращения агрегатов, и транспортируют долевые потоки каждому из указанных агрегатов, в том числе установленным на днище корпуса КДА топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный; причем многоступенчатые редукторы приводов передают агрегатам энергию крутящего момента в соответствии с потребляемой агрегатами мощностью и скоростями вращения валов агрегатов с взаимным соотношением оборотов, пропорциональным их передаточным числам iпм ДА, определенным относительно вала ввода крутящего момента в КДА, в том числе представленным для указанных агрегатов в соотношении диапазонов значений передаточных чисел

nв.ввод.:iдцн:iнп:iцс.=(1):(0,65÷0,91):(0,37÷0,52):(1,09÷1,55),

где nв.ввод. - относительное число оборотов вала ввода пускового крутящего момента КДА при запуске двигателя, принимаемое за единицу; iмa - передаточное число редуктора ДЦН относительно вала ввода пускового крутящего момента в КДА; iнр - то же, редуктора НП; iнф - то же, редуктора ЦС.

12. Способ работы КДА ТРД по п. 10, отличающийся тем, что главное раздаточное цилиндрическое зубчатое колесо имеет зубчатый венец с угловой частотой зубьев γц.к.вх.в.=(2,87÷4,30) [ед/рад] и выполняют за одно целое с входным валом КДА.

13. Способ работы КДА ТРД по п. 10, отличающийся тем, что редуктор привода ДЦН, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала ДЦН выполняют пятиступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда:iшп1:iшп2:iшп3:iшп4:iшп5=(1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83):(1,23÷1,75):(1,03÷1,46),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары пятиступенчатого редуктора привода ДЦН; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары; iшп4 - то же, четвертой цилиндрической шестеренной пары; iшп5 - то же, пятой цилиндрической шестеренной пары.

14. Способ работы КДА ТРД по п. 10, отличающийся тем, что редуктор привода НП, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала НП выполняют трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда:iшп1:iшп2:iшп3=(1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(0,58÷0,83),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода НП; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары; iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары.

15. Способ работы КДА ТРД по п. 10, отличающийся тем, что редуктор привода ЦС, входящий в разветвленную сеть многоступенчатых редукторов приводов агрегатов КДА, передающий при запуске двигателя долевой пусковой крутящий момент агрегату, на участке от входного вала КДА до вала ЦС выполняют трехступенчатым из последовательных цилиндрических шестеренных пар с соотношением диапазонов передаточных чисел ступеней редуктора

nвв.кда:iшп1:iшп2:iшп3=(1):(0,62÷0,88):(0,48÷0,68):(1,75÷2,12),

где nвв.кда - относительное число оборотов входного вала КДА, принимаемое за единицу; iшп1 - то же, первой цилиндрической шестеренной пары двухступенчатого редуктора привода ЦС; iшп2 - то же, второй цилиндрической шестеренной пары, iшп3 - то же, третьей цилиндрической шестеренной пары.

16. Коробка двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного ТРД, имеющего соосные валы РВД и РНД, центральный и главный конические приводы КДА, и выносную коробку самолетных агрегатов (ВКА), на которой установлен стартер с валом, сообщенным с пусковым редуктором привода, характеризующаяся тем, что КДА выполнена сборной, во внутреннем объеме КДА установлена разветвленная система зубчатых передач многоступенчатых редукторов агрегатов, на днище корпуса коробки смонтированы двигательный центробежный топливоподкачивающий насос, насос плунжерный, суфлер центробежный, а также выполнен примыкающий к днищу коробки концевой сильфонно-шарнирный узел гибкого вала с возможностью передачи агрегатам коробки пускового крутящего момента от стартера на первом и частично на втором этапах режима запуска двигателя; при этом КДА выполнена с возможностью работы двигательных агрегатов, в режиме запуска двигателя способом по любому из пп. 10-15.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с силовой свободной турбиной. Силовая турбина содержит статор с размещенным в нем роликоподшипником и установленный в роликоподшипнике вал ротора турбины с дисками турбины.

Коробка приводов содержит картер, образующий камеру для размещения смазываемых маслом вращающихся элементов, трубчатую муфту, соединяемую с вращающимися элементами и выполненную с возможностью приведения во вращение вала, а также средства сбора масла для смазки вращающихся элементов и доставки масла за счет стекания к шлицам с целью их смазки.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к масляной системе авиационного газотурбинного двигателя. Магистрали подвода масла к масляным полостям подшипников ротора компрессора и коробки привода агрегатов сообщены с восходящей ветвью сифонного затвора, а магистраль подвода масла в масляную полость подшипника турбины сообщена с нисходящей ветвью сифонного затвора.

Изобретение относится к области авиационного моторостроения и может быть использовано в межроторных опорах газотурбинных двигателей. Межроторная опора газотурбинного двигателя включает подшипник скольжения, содержащий внутреннее кольцо подшипника, выполненное из композиционного материала на основе дисперсно-упрочненного реакционно-спеченного карбонитрида кремния и закрепленное на валу ротора низкого давления, наружное кольцо, выполненное из металлокерамоматричного материала на основе нитрида титана при определенном соотношении компонентов и расположенное внутри вала ротора высокого давления, а опора снабжена шарнирным элементом, представляющим собой опорное кольцо, выполненное из жаропрочной стали, установленное на наружном кольце подшипника.

Изобретение относится к упругодемпферным опорам турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Упругодемпферная опора турбины, содержащая корпус опоры с установленными внутри корпуса внешним и внутренним упругими элементами с щелевой масляной полостью между ними, а также разделяющую масляную и воздушную полости обечайку, при этом внешняя поверхность корпуса опоры выполнена цилиндрической с установленным на ней телескопически в осевом направлении внутренним фланцем обечайки с уплотнительным элементом в кольцевой канавке, а щелевая масляная полость соединена равномерно расположенными по окружности каналами с кольцевыми канавками подвода масла в двух радиальных плоскостях.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается масляной системы газотурбинного двигателя маневренного самолета. Перепускной клапан установлен за топливомасляным теплообменником, а выход из перепускного клапана сообщен трубопроводом с внутренней полостью циркуляционного отсека так, что выходное отверстие трубопровода расположено в верхней полости циркуляционного отсека и направлено в сторону перегородки, отделяющей отсеки друг от друга.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства для смазки опорного подшипника ротора турбомашины, в частности авиационного двухроторного газотурбинного двигателя самолета (ГТД).

Изобретение относится к способу смазки и охлаждения опор авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в двигателях, где привод маслоагрегатов осуществляется непосредственно от ротора ГТД, а маслоагрегаты и коммуникации маслосистемы установлены внутри ГТД.

Газотурбинный двигатель содержит вентилятор, компрессорную секцию, камеру сгорания, сообщающуюся по текучей среде с компрессорной секцией, турбинную секцию, сообщающуюся по текучей среде с камерой сгорания, а также систему изменения скорости.

Изобретение относится к газотурбинной установке, содержащей турбинный кожух, в котором расположены компрессор, турбина высокого давления и силовая турбина. Газовая турбина содержит систему вентиляции, предназначенную для охлаждения внутреннего пространства турбинного кожуха, а также контур подачи смазочного масла.

Изобретение относится к синтезу наноалмазов для использования в элементах оптической памяти для квантовых компьютеров высокой производительности. Способ включает подготовку углеродсодержащей смеси, ее размещение в камере высокого давления, инициирование в углеродсодержащей смеси интенсивной ударной волны, фильтрацию и сепарацию продуктов синтеза, при этом в качестве углеродсодержащей смеси выбирают смесь на основе предельных углеводородов гомологического ряда алканов с общей формулой CnH2n+2 с числом углеродных атомов 16 и выше, нагревают ее до температуры выше 300 K, пропускают через нее метан под давлением выше 0,1 МПа и формируют в углеродсодержащей смеси импульсный электрический разряд.

Изобретение относится к получению монокристаллов алмазов, в частности, легированных азотом и фосфором, при высоких давлениях и температурах, которые могут быть использованы в устройствах электроники.

Изобретение относится к области синтеза неорганических материалов, а именно титаната бария, используемого в качестве сырья для изготовления сегнетоэлектрической керамики.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо второй ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Коробка двигательных агрегатов КДА ТРД содержит корпус и крышку, выполненных с уступообразным плоским дном и цилиндрическими стенками переменной кривизны.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо девятой ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки.

Группа изобретений, связанных единым творческим замыслом, относится к области авиадвигателестроения. Рабочее колесо восьмой ступени вала ротора КВД ТРД содержит диск и образующие лопаточный венец рабочие лопатки.

Группа изобретений относится к области авиадвигателестроения. Маслоагрегат содержит сблокированные в корпусе откачивающий насос и наделенный перепускным клапаном нагнетающий насос с общими приводным и ведомым валами. На валах устанавливают две пары шестеренно-центробежных рабочих колес соответствующих насосов с центробежным подводом масла предвключенной крыльчаткой к зубчатым венцам шестерен и объемным вытеснением перекачиваемой среды из межзубных впадин взаимодействующих зубчатых венцов шестерен рабочих колес. Крутящий момент от стартера и/или вала ротора высокого давления двигателя передают на приводной ведущий вал откачивающего насоса. Установленным на валу рабочее колесо передает энергию вращения на находящееся в шестеренном зацеплении с ним ведомое рабочее колесо, установленное на втором ведомом валу откачивающего насоса. Одновременно приводной вал маслоагрегата наделяют ведомым рабочим колесом нагнетающего насоса, который свободно установлен на валу. Второй вал нагнетающего насоса с фиксировано посаженным на валу ведущим рабочим колесом получает крутящий момент от первого вала через шестеренную передачу рабочих колес откачивающего насоса и далее передает на находящееся в шестеренном зацеплении с ним ведомое рабочее колесо. Вытеснение перекачиваемой среды из межзубной впадины каждой из взаимодействующих шестерен в соответствующем насосе производят в угловом секторе поворота зубчатых венцов, определяемом половиной угла, образованного радиусами шестерен от заходной точки взаимного пересечения условных цилиндрических поверхностей, описывающих вершины зубьев зубчатых венцов до выходной точки пересечения условных цилиндрических поверхностей по ходу поворота шестерен. Угловой сектор последующего разрежия в освобождаемой от перекачиваемой среды впадине равен углу вытеснения. Технический результат, достигаемый группой изобретений, состоит в повышении КПД, ресурса и надежности работы маслоагрегата системы смазки маслом нагруженных узлов двигателя. 4 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх