Кузов пожарного автомобиля и узел соединения

Изобретение относится к конструкциям кузовов и узлов соединения, используемым преимущественно в пожарных автомобилях. В кузове пожарного автомобиля из модульных блоков, выполненных на основе каркаса (1) и листовой обшивки (4), каркас выполнен из легких алюминиевых квадратных профилей (2) с продольными пазами, соединенных между собой узлами соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащими гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие в самонарезающей вставке, состоящей из трех последовательно расположенных и последовательно вкручиваемых в продольный паз второго профиля частей с правой резьбой. Листы обшивки соединены с собранным каркасом посредством склеивания. Изобретение повышает технологичность и жесткость конструкции кузова, а также снижает себестоимость узла соединения при сохранении его высоких эксплуатационных качеств. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к автомобилестроению, преимущественно к специализированному транспорту, в частности к пожарным автомобилям общего применения, а именно к конструкциям кузовов пожарных автомобилей и к узлам соединения, используемым в таких пожарных автомобилях.

Известна передвижная мастерская, включающая базовый автомобиль, на рамном шасси которого установлены кабина, кузов типа фургон с передней, боковыми и задней стенками, разделенный перегородкой на отсеки и имеющий двери для доступа в отсеки, выполненные на боковой стенке, при этом кузов выполнен цельнометаллическим (см. патент РФ №129887).

К недостаткам данного технического решения относится в первую очередь большая металлоемкость и значительная масса устройства, что связано с изготовлением кузова цельнометаллическим.

Известна конструкция по патенту на полезную модель РФ №81458 «Каркасная конструкция корпуса бронеавтомобиля», содержащая сварной силовой каркас фургона, выполненный в виде профильных стенок, образующих объемную по высоте величиной приближенную к высоте кабины сварную решетку, причем объемная решетка имеет в своей боковой профильной стенке проем под распашную бронированную дверь, передний проем под заднюю стенку кабины и задний проем под две распашные бронированные двери, а также верхние скошенные узкие профильные участки с потолочной профильной стенкой и скрепленные сваркой с силовыми элементами корпуса кабины крепежные профильные элементы решетки для образования силового каркаса бронеавтомобиля.

Однако известное техническое решение имеет недостаток - высокую металлоемкость, а также невозможность регулировки конструктивных элементов.

Известен кузов, выполненный в виде фургона с каркасом из трубчатых элементов, в том числе переднего каркаса, каркаса крыши и двух боковых каркасов, при этом каркасы связаны между собой и с полом грузового отсека, а обшивка выполнена из ластиковых панелей (см. патент РФ №129464).

К недостаткам аналога можно отнести сложность конструкции и монтажа.

Известен также модуль вспомогательного оборудования, выполненный в виде пространственной конструкции, в которой вертикальные стойки соединены перекладинами попарно, образуя торцевые П-образные стенки и боковые П-образные стенки, жестко закрепленные на опорной площадке, состоящей из неразъемно соединенных продольных элементов и поперечных элементов. Опорная площадка установлена на основании, состоящем из лонжеронов и поперечин, и соединена с ним посредством торцевых П-образных стенок. На опорной площадке, торцевых и боковых П-образных стенках закреплены кронштейны, предназначенные для установки агрегатов автомобиля, кронштейны для установки облицовочных панелей. Вертикальные стойки и перекладины торцевых П-образных стенок выполнены из элементов швеллерного сечения, а вертикальные стойки и перекладины боковых П-образных стенок выполнены из элементов трубчатого и швеллерного сечения соответственно. Поперечины основания закреплены на лонжеронах болтовым соединением (см. патент РФ №2440911 на изобретение).

Конструкция характеризуется повышенной жесткостью, но весьма трудоемка в изготовлении.

Известен пожарный автомобиль, защищенный патентом РФ №84230 на полезную модель. В данном пожарном автомобиле все устройства для пожаротушения расположены в общем кузове (надстройке), преимущественно полностью изготовленном из легких сплавов на основе алюминия, что обеспечивает экономию полезной грузоподъемности шасси и увеличение коррозионной стойкости.

К недостаткам данного устройства также следует отнести высокую трудоемкость сборки.

Известна модульная конструкция кузова пожарного автомобиля, включающая несколько отдельных модулей, в том числе цистерны и ряда отсеков. При этом все блоки боковых кузовных отсеков связаны между собой и продольными горизонтальными площадками посредством быстроразъемного соединения. Отсеки выполнены в виде отдельных сварных металлических корпусов (см. патент РФ №2243015).

Указанная конструкция характеризуется следующими недостатками: использование сварки приводит к утяжелению, небезопасно, а кроме того, не может обеспечить необходимую жесткость конструкции, особенно при относительно больших габаритах отсеков.

Из патента США №5785372 А1, 28.07.1998, выбранного в качестве ближайшего аналога для первого изобретения, известен кузов пожарного автомобиля из модульных блоков, выполненных на основе каркаса и листовой обшивки. При этом каркас выполнен на основе стальных элементов, а листовая обшивка соединена с каркасом механическим путем, что утяжеляет конструкцию.

Задачей изобретения по п.1 ф-лы изобретения является создание технологичной, экономичной, экологически чистой и жесткой конструкции кузова пожарного автомобиля.

Кроме того, широко известны узлы соединения алюминиевых профилей, обеспечивающие создание прочных, экономичных конструкций, см. например сайт http://www.servotechnica.ru/catalog/type/brand/index.pl?id=41. Соединение алюминиевых облегченных профилей осуществляется с помощью автоматического крепежного комплекта ИТЕМ, включающего два болта с правой резьбой, свободно вставляемых в соответствующие пазы профиля, две самонарезающие резьбовые вставки с левой резьбой, вкручиаемые в те же пазы алюминиевого профиля, в которые вставлены болты, и гайку (пазовый сухарь), вставляемую в паз второго алюминиевого профиля и закрепляемую в нем болтами, ввинчиваемыми в гайку.

Фирма KANYA AG (Германия) запатентовала такой узел соединения. В соответствии с заявкой 05011815, 01.06.2005 ЕР узел соединения для квадратных-профилей с продольными канавками содержит гайку (сухарь), которая входит в паз в одном профиле, и болт с правой резьбой, размещаемый в продольном отверстии в другом профиле, и вкручивающийся в гайку (сухарь). Болт затягивается с помощью шестигранного ключа, вставленного через щель в стенке профиля. Узел соединения также включает самонарезающую вставку с левой резьбой, которая является направляющей для болта.

За счет того, что резьба самонарезающих вставок и болтов отличается по направлению, происходит самостопорение элементов узла соединения.

Недостатком данного прототипа является высокая цена комплектующих, что в частности связано с использованием для обеспечения надежного стопорения элементов с разным направлением резьбы.

В качестве ближайшего аналога для изобретения по п.2 ф-лы изобретения выбран узел соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащий гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие в самонарезующей вставке, описанный в патенте РФ №2398139, принадлежащем указанной выше фирме KANYA AG (Германия).

Недостатки также связаны с высокой ценой комплектующих.

Задачей изобретения по п.2 ф-лы изобретения из данной заявки является снижение себестоимости устройства при сохранении его высоких эксплуатационных качеств, а также обеспечение возможности сборки технологичной, экономичной, экологически чистой и жесткой конструкции кузова пожарного автомобиля.

Первая из поставленных задач изобретения решается за счет того, что в кузове пожарного автомобиля из модульных блоков, выполненных на основе каркаса и листовой обшивки, согласно изобретению каркас выполнен из легких алюминиевых квадратных профилей с продольными пазами, соединенных между собой узлами соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащими гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие а самонарезающейся вставке, состоящей из трех последовательно расположенных и последовательно вкручиваемых в продольный паз второго профиля частей с правой резьбой, а листы обшивки соединены с собранным каркасом посредством склеивания.

Использование каркасной конструкции из алюминиевых профилей обеспечивает достижение следующего технического результата: создание кузова, обладающего высокой жесткостью, и возможность легкого варьирования планировки кузова. Замена сварки на резьбовое соединение алюминиевых профилей значительно снижает трудоемкость изготовления кузова, повышает экологичность процесса сборки. Конструкция значительно облегчается и удешевляется. Использование наклеиваемых на каркас из алюминиевых профилей панелей обшивки, образующих кожух кузова, также значительно удешевляет конструкцию, повышает ее качество, улучшает внешний вид и долговечность.

Кроме того, при повреждении обшивки сохраняется возможность легкой замены панелей обшивки.

Вторая из поставленных задач решается за счет того, что в узле соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащем гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие в самонарезающей вставке, согласно изобретению самонарезающая вставка выполнена состоящей из трех последовательно расположенных и последовательно вкручиваемых в продольный паз второго профиля частей с правой резьбой.

Использование вместо одной самонарезающей вставки с левой резьбой трех простых вставок с правой резьбой обеспечивает достижение следующего технического результата: надежную фиксацию резьбовых вставок во втором профиле. Все три части вставки при последовательном их вкручивании в продольный паз профиля надежно стопорятся и при вкручивании болта в пазовый сухарь не раскручиваются, несмотря на то, что направление резьбы болта и вставок совпадает.

Проведенные патентные исследования показали, что заявляемая конструкция кузова пожарного автомобиля и узел соединения соответствуют требованиям, предъявляемым к изобретениям.

Заявляемые устройства относятся к группе изобретений (целое и часть), объединенных единым изобретательским замыслом.

Заявляемые устройства соответствуют критерию «промышленная применимость»

Сущность изобретений поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен внешний вид кузова пожарного автомобиля, часть панелей которого удалена (прозрачные), на фиг. 2 - узел соединения.

Заявляемый кузов пожарного автомобиля включает каркас 1, выполненный из стандартных квадратных алюминиевых профилей 2 с продольными пазами. Каркас 1 образует несколько модульных блоков 3 для размещения людей и используемого оборудования. Компоновка может быть любой. Например, цистерна для воды может быть расположена вдоль оси кузова, отсек для пожарной команды - за кабиной и т.д. Каркас 1 размещается на подрамнике пожарного автомобиля (на чертежах не показан). Снаружи каркас покрывается листами обшивки 4, наклеиваемыми на наружные поверхности профилей 2.

Алюминиевые профили 2 могут быть любыми в зависимости от назначения пожарного автомобиля. Для работы в тяжелых условиях можно выбрать усиленные профили. Для обычных пожарных автомобилей достаточно использовать облегченные профили сечением, например, 40×40 мм.

Профили 2 соединяются между собой под углом 90° резьбовыми узлами соединения.

Узел соединения (см. фиг. 2) включает два соединяемых между собой квадратных профиля 2 с продольными пазами 5, гайку 6, три самонарезающие вставки 7 с правой резьбой и сквозными центральными отверстиями и болт 8 с правой резьбой. Наружный диаметр болта соответствует диаметру сквозного отверстия вставки 7, что обеспечивает его свободное вхождение во вставку 7.

Сборка узла осуществляется следующим образом. В продольный паз 5 одного из соединяемых профилей 2 головкой болта вперед свободно вставляется болт 8. Затем в этот же паз последовательно вкручиваются посредством инструмента три самонарезающие вставки 7. Каждая последующая вставка 7 должна упираться в предыдущую вставку 7. Последняя вставка 7 не должна выступать из паза 5 профиля 2. Затем в соответствующий продольный паз 5 второго профиля 2 свободно вставляется гайка 6 (сухарь), и второй профиль в заданном месте притягивается к первому профилю так, чтобы болт 8 находился над резьбовым отверстием гайки 6. Посредством специального инструмента через продольный паз 5 профиля 2 болт 8 сначала сдвигается вниз через сквозные отверстия в самонарезающих вставках 7, а затем вворачивается в гайку 6.

Для повышения жесткости соединения аналогичное соединение болт-самонарезающие вставки и гайка выполняют с противоположной стороны профиля 2.

1. Кузов пожарного автомобиля из модульных блоков, выполненных на основе каркаса и листовой обшивки, отличающийся тем, что каркас выполнен из легких алюминиевых квадратных профилей с продольными пазами, соединенных между собой узлами соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащими гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие в самонарезающей вставке, состоящей из трех последовательно расположенных и последовательно вкручиваемых в продольный паз второго профиля частей с правой резьбой, а листы обшивки соединены с собранным каркасом посредством склеивания.

2. Узел соединения для квадратных профилей с продольными пазами, содержащий гайку, входящую в паз в одном из профилей, и вкручиваемый в гайку болт с правой резьбой, входящий в продольный паз второго профиля через сквозное отверстие в самонарезающей вставке, отличающийся тем, что самонарезающая вставка выполнена состоящей из трех последовательно расположенных и последовательно вкручиваемых в продольный паз второго профиля частей с правой резьбой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приспособлению для связки двух эксцентрично расположенных по отношению друг к другу стержней, а также к устройству для соединения двух строительных элементов с одним стержнем.

Изобретение относится к бесфланцевым соединениям цилиндрических деталей и может быть использовано для соединения на скважине модульных секций погружных насосных установок, в том числе малого габарита.

Изобретение относится к бесфланцевым соединениям цилиндрических деталей и может быть использовано для соединения модульных секций погружных насосных установок, в том числе малого габарита.

Изобретение относится к зажимному соединению на распорном элементе, например, для стыковочного соединения узлов или деталей посредством продольной или поперечной рулевой тяги.

Изобретение относится к общему машиностроению, приборостроению и может быть использовано, в частности, при монтаже различного технологического оборудования, предназначенного для изготовления полупроводниковых слоев, или элементов такого оборудования, а также различного оборудования для проведения исследований или используемого в иных целях.

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам соединения деталей фланцевого типа. .

Изобретение относится к области строительства, а конкретно к сопряжениям элементов металлических конструкций. .

Изобретение относится к соединительным узлам, предназначенным, например, для соединения стержней, труб, а также для инструментов с использованием разнообразных сменных насадок, установка которых требует точного ориентирования и отсутствия зазоров в соединении.

Изобретение относится к способам сборки конструкций из трубчатых профилей и может найти применение как в мебельной промышленности, так и в других областях народного хозяйства, где требуется сборка конструкций с жестким соединением элементов.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Безрельсовое транспортное средство, представляющее собой грузовой автомобиль, содержит раму и/или вспомогательную раму.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Многообъемный грузовой кузов пикапа состоит из основного грузового отсека, дополнительных боковых грузовых отсеков и верхнего грузового отсека.

Изобретение относится к транспортной технике. Трансформируемый кузов наземной транспортной системы содержит установленный на грузовой платформе (1), расположенной между колесными тележками (2), трансформируемый кузов (3), состоящий из наружного корпуса (4), внутри которого установлен средний корпус, в котором установлен внутренний корпус.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Грузовой кузов включает пол, борта и другие составные корпусные части.

Изобретение относится к самосвальным кузовам грузовых автомобилей, в которых предусмотрен обогрев груза, перевозимого в кузове. .

Изобретение относится к сельскохозяйственным тракторам, а именно к кабинам механизатора. .

Изобретение относится к способу изготовления передней части грузового автомобиля с кабиной водителя, согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, а также к передней части грузового автомобиля с кабиной водителя, согласно ограничительной части пункта 10 формулы изобретения.

Изобретение относится к кузовам-фургонам транспортных средств, в частности к способам сборки панельных кузовов фургонного типа для грузовых автомобилей. .

Изобретение относится к бронированным сухопутным транспортным средствам для перевозки специальных грузов и ценностей в сопровождении вооруженной охраны. .

Погрузчик // 2037445

Изобретение относится к испытательным системам и может быть использовано в качестве подвижной комплексной испытательной аппаратной для проведения испытаний опытных образцов средств связи в полевых условиях.
Наверх