Композиция автомобильного бензина

Изобретение раскрывает композицию автомобильного бензина, включающую толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, а также бензин каталитического риформинга, при этом бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Предлагаемая композиция позволяет получать продукт, отвечающий требованиям НД в широком диапазоне октановых чисел от 101,5 до 103,9. 5 табл.

 

Изобретение относится к нефтепереработке, а также к автомобильной промышленности, в частности к составу автомобильного бензина, предназначенного для использования в качестве топлива во внедорожниках, гоночных, спортивных автомобилях, скутерах, мотоциклах, картах.

Двигатель данных машин работает в различных режимах работы (торможение, последующий резкий набор скорости, езда на высокой скорости), по большей части в форсированном режиме (в том числе для внедорожников езда по бездорожью), поэтому к топливу, используемому в данных машинах, предъявляются повышенные требования по детонационной стойкости. Разнообразие режимов работы требует высоких октановых чисел не только по исследовательскому, но и по моторному методу.

Известно топливо для гоночных автомобилей марки MS 100. Топливо имеет октановое число по исследовательскому методу 104 пункта и 96 пунктов по моторному методу. Известно топливо для гоночных автомобилей марки Motosport 109. Топливо имеет октановое число по исследовательскому методу 109 пунктов и 101 пункт по моторному методу, однако состав указанных топлив считается коммерческой тайной и нигде не публикуется.

Известно топливо для гоночных автомобилей, которое содержит изооктан, масло для двухтактных двигателей, оксигенат, ароматические углеводороды, изомеризат, алкилат и бензины каталитического риформинга при определенном соотношении компонентов, описанное в патенте РФ №2337128, однако данное топливо не соответствует ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004) по содержанию кислорода и кроме того в составе рецептуры присутствует запрещенный в применении N-метиланилин.

Известна композиция автомобильного бензина, описанная в патенте РФ №2581464, включающая изомеризат, п-ксилол, изобутан, МТБЭ, изооктен, алкилбензин, агидол. Композиция соответствует требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), однако не может быть реализована на производственной схеме ООО ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ввиду отсутствия п-ксилола и изооктена в обращении.

Наиболее близким к заявляемому решению является композиция автомобильного бензина включающая в качестве изомеризата концентрат изопарафиновых углеводородов С56 установки изомеризации легких бензиновых фракций с рециклом нормального гексана или изомеризата с полным рециклом нормального пентана и нормального гексана, в качестве ароматических углеводородов используют толуол, в качестве бензиновой фракции - бензин, полученный каталитическим крекингом глубоко гидроочищенного вакуумного дистиллята и дополнительно содержит изобутан и антиокислительную присадку Агидол. Данная композиция описана в патенте РФ №2573403.

Однако известная композиция автомобильного бензина не может быть получена на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», так как на предприятии отсутствует избыток свободной бутановой/изобутановой фракции, ввиду полной ее вовлеченности в процесс фтористо-водородного алкилирования.

Задача предлагаемого решения - разработка композиции автомобильного бензина для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников, обладающего высокими октановыми характеристиками, как по исследовательскому, так и по моторному методам, соответствующей требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), применительно к схеме производства ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».

Поставленная задача решается предлагаемой композицией автомобильного бензина, включающей толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, в соответствии с предлагаемым решением, композиция дополнительно содержит бензин каталитического риформинга, а бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, % масс:

При разработке композиции спортивного бензина особое внимание уделялось подбору компонентов бензина с целью получения продукта с октановым числом по исследовательскому методу не менее 101,5 пункта. На ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" катализат с установки каталитического риформинга ЛФ-35/21-1000 является одним из основных высокооктановых бензиновых компонентов. Компонент имеет высокие октановые характеристики - от 100 и более по исследовательскому методу и от 89,0 пунктов по моторному методам.

Вовлечение толуола в состав композиции спортивного бензина позволяет повысить октановые характеристики получаемого топлива и сэкономить ценный ресурс катализата для производства других видов автомобильных топлив. Однако, как катализат с ЛФ-35/21-1000, так и толуол характеризуются высоким содержанием ароматических углеводородов - более 65% об. и 100% об. соответственно, что приводит к необходимости вовлечения в состав композиции компонентов с низким содержанием ароматики. Таким компонентом является алкилат с установки фтористоводородного алкилирования. Алкилат не содержит серу, бензол, ароматику и имеет высокие октановые характеристики - не менее 96,5 по исследовательскому методу и не менее 93,0 по моторному.

Для придания спортивному бензину необходимых свойств по выкипаемости - не мене 26% об. при 70°С и не менее 46% об. при 100°С в состав композиции вовлекают легкий бензин с установки каталитического крекинга.

Получение компонентов композиции осуществляется на производственной схеме ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» при технологически обоснованных условиях. В процессе атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают фракции НК-85°С; 85-180°С и широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С. Фракцию 85-180°С направляют на установку каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора. Процесс риформирования осуществляют на платиновом катализаторе при стандартных условиях, получают катализат, являющийся компонентом предлагаемой композиции и обладающий качественными характеристиками, указанными в таблице 1.

Широкую фракцию вакуумного газойля 340-570°С «отправляют» на установку каталитического крекинга, полученные фракции алкилата и легкого бензина, являются компонентами предлагаемой композиции, их качественные характеристики представлены соответственно в таблицах 2 и 3.

Для повышения индукционного периода в композицию добавляют антиокислительную присадку Агидол в количестве 0,01% масс.

Вовлечение катализата в состав композиции в дозировке ниже 10% масс. нежелательно, так как при этом происходит снижение октанового числа. Верхняя граница в 48,0% маc. об обусловлена ростом ароматических углеводородов выше нормируемого значения в 35% об. соответственно.

Вовлечение толуола в состав композиции позволяет значительно повысить октановое число получаемого бензина и при этом снизить долю вовлечения ценного компонента смешения бензинов - катализата, используемого при приготовлении других видов автобензинов. Присутствие толуола от 5,5 до 28 масс % позволяет получать продукт с октановым числом от 101,5 пункта до 103,9 пунктов включительно.

Снижение содержания алкилата в композиции ниже 10% масс. ведет к увеличению содержания олефиновых и ароматических углеводородов выше нормируемых значений в 18% об. и 35% об. соответственно.

Увеличение доли легкого бензина свыше 26% масс. приводит к повышению содержания олефиновых углеводородов свыше 18% об.; снижение содержания легкого бензина ниже 17% масс., приводит к уменьшению показателей выкипаемости при 70°С и 100°С.

Для улучшения антидетонационных свойств, в композицию вводятся метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) в количестве от 6 до 14,5% масс. Доля вовлечение МТБЭ ограничена верхним пределом в 15% об. - требование ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004), вовлечение МТБЭ в дозировке ниже 6% масс. нецелесообразно, так как это приводит к снижению выкипаемости при 100°С ниже нормы.

Предлагаемое спортивное топливо готовят путем смешения компонентов в потоке, в указанных выше соотношениях, в трубопроводе, с последующим заполнением товарного резервуара. В таблице 4 представлены примеры образцов предлагаемой композиции при различных соотношениях компонентов. В таблице 5 приводятся их качественные характеристики. Все образцы предлагаемой композиции соответствуют ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004).

Спектр компонентов производства ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" позволяет получать качественное топливо с учетом изменений технологического режима эксплуатации, в том числе, при останове установок на капитальный ремонт. Это проявляется в возможности заменить один компонент другим без потери в качестве получаемого продукта. Кроме того, заявляемое решение, позволяет получать продукт, отвечающий требованиям НД в широком диапазоне октановых чисел от 101,5 (образец 12) до 103,9 (образец 8).

Композиция автомобильного бензина, включающая толуол, метил-трет-бутиловый эфир, алкилат, бензиновую фракцию, полученную каталитическим крекингом, антиокислительную присадку Агидол, отличающаяся тем, что композиция дополнительно содержит бензин каталитического риформинга, а бензиновая фракция каталитического крекинга представлена фракцией легкого бензина при следующем соотношении компонентов, мас.%:



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к композиции, содержащей по меньшей мере один полиалкил(мет)акрилатный полимер. Композиция для улучшения текучести на холоде и тенденции к коксованию в распылительных форсунках средних дистиллятов, биодизелей и их смесей содержит: (А) по меньшей мере одну композицию полиалкил(мет)акрилатного полимера, содержащую: (А1) по меньшей мере один полимер, содержащий одно или больше этиленненасыщенных соединений общей формулы (I) ,где R представляет собой Н или СН3 и R1 представляет собой линейную или разветвленную, насыщенную алкильную группу, содержащую 1-22 атома углерода, где среднее углеродное число указанной алкильной группы R1 для молекулы в целом составляет 11-16, и в соединениях общей формулы (I), составляющих по меньшей мере 60 масс.

Изобретение раскрывает дизельное топливо унифицированное всесезонное на основе среднедистиллятных нефтяных фракций, содержащее в качестве базового компонента изодепарафинизированную дизельную фракцию, выкипающую в интервале 174-334°С, и противоизносную присадку в количестве 0,015-0,020 мас.%, добавленную на базовый компонент.

Изобретение относится к полимерным составам, которые получают радикальной полимеризацией. Полимерный состав, обладающий свойствами понижающей температуру застывания депрессантной присадки, получают радикальной полимеризацией моноэтиленненасыщенных мономеров (А) в присутствии по меньшей мере одного сополимера этилена со сложным виниловым эфиром (В), причем: мономеры (А) содержат по меньшей мере 70% масс.

Изобретение относится к способам совместного гидрооблагораживания триглицеридов жирных кислот и прямогонной дизельной фракции на сульфидных катализаторах с целью получения низкосернистых углеводородных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Изобретение описывает топливную композицию для дизельных двигателей, которая в качестве присадки к дизельному топливу содержит 5-20% масс. смеси алкилнитратов спиртов С10-С13, 5-20% масс.

Изобретение раскрывает способ получения маловязкого судового топлива, включающий атмосферно-вакуумную перегонку нефти с выделением фракций, каталитический гидрокрекинг нефтяного сырья, компаундирование фракций, введение присадки в полученную смесь, при этом осуществляют компаундирование фракций прямогонного дизельного топлива 180-360°C и остатка гидрокрекинга в соотношении 65-70:35-30% и введение депрессорно-диспергирующей присадки в количестве 0,02-0,08% мас.

Изобретение относится к способу получения привитых полиалкил(мет)акрилатов и их применению. Способ получения привитых сополимеров полиалкил(мет)акрилата (А) включает получение основной цепи полимера, цепь содержит мономерные звенья (А1)-(А4), структура которых и количества определены, как в формуле изобретения, на цепь прививают мономер (А5) в количестве от 0,5% до 10 мас.
Изобретение раскрывает состав экологически чистого дизельного топлива (ЭЧДТ), включающий исходное дизельное топливо и эфирную добавку, при этом в качестве базового дизельного топлива используют гидроочищенное дизельное топливо, а в качестве эфирной добавки используют продукты этерификации жирных кислот растительного масла двухатомным спиртом – этиленгликолем, при следующем соотношении: гидроочищенное дизельное топливо 90-99; эфирная добавка 1-10.

Изобретение описывает противоизносную присадку к топливам для реактивных двигателей на основе карбоновых кислот, характеризующуюся тем, что она содержит олеиновую кислоту с массовой долей основного вещества не менее 99%, агидол-1 и толуол при следующем соотношении компонентов, % масс.: олеиновая кислота с массовой долей основного вещества не менее 99% - 60,0-80,0, агидол-1 - 1,0-2,0, толуол - остальное.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

Композиция автомобильного бензина, включающая бензин каталитического риформинга, изомеризат, алкилбензин, бензин каталитического крекинга, отличающаяся тем, что бензин каталитического риформинга произведен на установке каталитического риформинга с непрерывной регенерацией платинового катализатора, а бензин каталитического крекинга представлен фракцией стабильного бензина и фракцией легкого бензина; дополнительно композиция содержит метил-трет-бутиловый эфир и антиокислительную присадку Агидол при следующем соотношении компонентов, мас.%: Технический результат заключается в получении автомобильного бензина, который соответствуют требованиям ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН 228-2004), а также Техническим регламентам FIA и FIM с октановым числом по исследовательскому методу не менее 100 пунктов для современных гоночных, спортивных автомобилей, скутеров, мотоциклов, картов и форсированных внедорожников.

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение относится к области транспортировки нефти и нефтепродуктов с помощью трубопроводов. Способ получения реагента для снижения гидродинамического сопротивления потока жидких углеводородов в трубопроводах включает полимеризацию альфа-олефинов С6-С14 в присутствии катализатора и активатора катализатора.

Изобретение относится к маслам для двигателей внутреннего сгорания. Заявлено моторное масло для двухтактных бензиновых двигателей, содержащее пакет присадок, загуститель полиизобутилен и базовое масло, которое отличается тем, что базовым маслом является изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С, выделенное из продуктов гидроизомеризации остатка однопроходного гидрокрекинга вакуумного дистиллата, при следующем соотношении компонентов, мас.%: пакет присадок до 4,6 загуститель полиизобутилен 25-30 базовое изопарафиновое масло с вязкостью до 2,6 мм2/с при 100°С до 100 Моторное масло дополнительно содержит растворитель в количестве до 10 мас.%.

Изобретение раскрывает топливную эмульсию для дизелей на основе дизельного топлива с добавлением спирта, промотора и дистиллированной воды, при этом топливная эмульсия дополнительно содержит алкенилсукцинимид мочевины при следующих соотношениях компонентов, масс.%: этанол 5,0-40,0; дистиллированная вода 0,6-4,8; алкенилсукцинимид мочевины 1,0-5,0; 2-этилгексилнитрат 1,0; дизельное топливо - до 100.

Изобретение описывает топливо для гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) на основе синтетического высокоплотного горючего Т-10, при этом в топливо дополнительно введен промотор горения - трет-бутилгидропероксид и антиоксидант – ионол ( мас.%) горючее Т-10 95,495-94,492 трет-бутигидропероксид 4,5-5,5 ионол 0,005-0,008 Технический результат заключается в создании топлива для ГПВРД с увеличенными сроками хранения, увеличенной нормальной скоростью горения и уменьшенным периодом задержки воспламенения при сжигании в турбулентном потоке в камере ГПВРД при введении в него трет-бутилгидропероксида в качестве промотора горения и ионола в качестве антиоксиданта.
Изобретение относится к способу получения высокооктановых компонентов моторных топлив путем алкилирования изобутана олефинами в жидкой фазе в присутствии фтористоводородного катализатора.

Изобретение раскрывает топливо, которое содержит продукт каталитического крекинга текучей среды, содержащей топливную смесь, включающую: i) 93-99,95% масс. материала нефтяной фракции и ii) 0,05-7% масс.
Изобретение относится к производству противотурбулентных присадок, снижающих гидродинамическое сопротивление в трубопроводах для транспортировки нефти и нефтепродуктов, углеводородного топлива.

Изобретение раскрывает высокооктановый автомобильный бензин с октановым числом не менее 91 ед., определенным по исследовательскому методу, включающий в себя в качестве основного компонента бензиновую фракцию, выкипающую до 225°С, характеризующийся тем, что для повышения детонационной стойкости содержит изопропилбензол и оксигенат, при следующем соотношении компонентов, % масс.: изопропилбензол 2,0-35,0, оксигенат 1,0-23,0, бензиновая фракция до 100,0.

Изобретение описывает противоизносную присадку к топливам для реактивных двигателей на основе карбоновых кислот, характеризующуюся тем, что она содержит олеиновую кислоту с массовой долей основного вещества не менее 99%, агидол-1 и толуол при следующем соотношении компонентов, % масс.: олеиновая кислота с массовой долей основного вещества не менее 99% - 60,0-80,0, агидол-1 - 1,0-2,0, толуол - остальное.
Наверх