Реверсивная (20r20) несоосная 24-х ступенчатая вально-планетарная коробка передач типа 24r28

Изобретение относится к несоосной коробке передач типа 24R28. На входе МКП на двух параллельных валах свободно установлены три ряда шестерен переднего хода и ряд шестерен заднего хода для реверса, простой трехзвенный ПМ, состоящий из водила с сателлитами, которые зацеплены с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, семь муфт переключения передач. Достигается расширение эксплуатационных возможностей транспортного средства. 2 ил

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин, к НТС (наземные транспортные системы), в том числе СДМ (строительные и дорожные машины), тракторы, наземная техника специального назначения и др.

Известны агрегаты трансмиссии - коробки передач (КП) со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях. (Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. - М.: Машиностроение, 1989. - 304 с.)

Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой реверсивной (20R20) 24-ступенчатой МКП (многоступенчатой коробке передач) является коробка передач по патенту RU №2047506 С1 (Бюл. №31 от 10.11.1995. Автор Некрасов В.И.).

Вально-планетарная коробка передач 22R6 по патенту RU №2047506 С1 состоит из несоосного двухвального четырехступенчатого агрегата и простого трехзвенного ПМ (планетарного механизма), работающего в шести режимах: медленная передача Ubah=К+1; замедляющая передача Uaah=(К+1)/К; прямая передача U=1,0; ускоряющая передача Uahb=К/(К+1), быстрая передача Ubah=1/(К+1) и передача заднего хода Uhab=-К (знак «минус» указывает на изменение направления вращения выходного звена по сравнению с входным звеном). Шесть шестерен, три звена ПМ (солнечная шестерня, эпициклическое колесо и водило с сателлитами) и шесть муфт переключения обеспечивают 22 передачи переднего хода и 6 передач заднего хода.

Недостаток описанного трансмиссионного агрегата заключается в отсутствии реверсивного режима работы, необходимого для СДМ и других машин.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных возможностей транспортного средства.

Поставленная задача решается за счет ряда шестерен заднего хода.

Достижение технического результата обеспечивается тем, что реверсивная несоосная вально-планетарная коробка передач содержит корпус, в его опорах параллельно расположены валы, на которых свободно установлены три пары шестерен переднего хода с зубчатыми венцами, на вторичном валу между зубчатыми венцами корпуса коробки передач и блока из двух шестерен закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, также на этом валу закреплена солнечная шестерня планетарного механизма, которая сателлитами, установленными на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, входной и выходной коаксиальные валы корпуса этого колеса оснащены зубчатыми венцами, рядом с ними расположены зубчатые венцы трубчатых валов водила и зубчатые венцы вторичного вала, соосно вторичному валу установлен выходной вал с зубчатым венцом и трехпозиционной муфтой переключения, при этом на стенке корпуса на выходе планетарного механизма расположен зубчатый венец с муфтой остановки эпициклического колеса, соосно первичному валу, с закрепленными на нем шестерней второго ряда и зубчатым венцом, установлены входной вал с зубчатым венцом и двухпозиционной муфтой переключения, а также дополнительный вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями третьего ряда и заднего хода, ведомая шестерня третьего ряда закреплена на трубчатом валу, расположенном на вторичном валу, ведущая шестерня заднего хода через промежуточную шестерню с валом зацеплена с ведомой шестерней, закрепленной на коаксиальном валу, расположенном на трубчатом валу ведомой шестерни третьего ряда, оба вала оснащены зубчатыми венцами и муфтой переключения на промежуточный многосекционный зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения на звенья планетарного механизма, между шестернями второго и третьего рядов установлена сдвоенная муфта переключения, расположенная на двух противоположно развернутых зубчатых венцах.

На фиг. 1 показана кинематическая схема реверсивной несоосной вально-планетарной МКП (многоступенчатой коробки передач) типа 24R28 (24 передачи переднего хода и 28 передач заднего хода), состоящей из простого трехзвенного ПМ (планетарного механизма), шести шестерен переднего хода, свободно установленных на двух параллельно расположенных валах, и ряда шестерен заднего хода, установленных позади шестерен переднего хода. В нижней части в окружностях показаны: номера пар шестерен переднего хода (1, 2 и 3) и обозначение ряда шестерен заднего хода «R» для таблицы лучевой диаграммы фиг. 2. Муфты А, В, С, D, Е, F и G показаны в различных состояниях.

На фиг. 2 изображена лучевая диаграмма передаточных чисел, обеспечиваемых МКП, приведенной на фиг. 1. Величины передаточных чисел (U) на средней горизонтальной шкале приведены: вверху неравномерная шкала - в натуральном виде, внизу - равномерная логарифмическая шкала (lqU), при этом луч, характеризующий величину передаточного числа, не изменяет своей величины. Точка 0 на средней горизонтали обозначает вход крутящего момента в МКП, из этой точки выходят три луча 2, 1 и 3, соответствующие величинам передаточных чисел пар шестерен: U1=3,2; lq3,2=0,505; U2=1,4; lq1,4=0,146; U*2=1/1,4=0,714; lq0,714=-0,146; U3=UR=1,8; lq1,8=0,255; U*3=1/1,8=0,555; lq0,556=-0,255. U1U*2U3=3,2×0,714×1,8=4,11; lq4,11=0,614.

От второй сверху горизонтали к верхней горизонтали направлены четыре группы лучей и от второй снизу к нижней горизонтали также четыре группы лучей. Эти лучи характеризуют величины передаточных чисел ПМ (планетарного механизма) с внутренним параметром К=1,62. К=Zb/Za - внутренний параметр ПМ, равный отношению числа зубьев эпициклического колеса к числу зубьев солнечной шестерни. К=1,62 обеспечивает равные интервалы на выходе лучей - на верхней и нижней шкалах.

Четыре пологих луча, направленных направо вверх, указывают на замедляющий режим работы, передаточное число значительно больше единицы, Ubah=К+1=2,62; lq2,62=0,42. Четыре крутых луча, также направленных направо вверх, указывают на замедляющий режим работы, передаточное число больше единицы, Uabh=(К+1)/К=2,62/1,62=1,62; lq1,62=0,21. Четыре вертикальных луча, указывают на прямую передачу, передаточное число равно единице, Uпр=1,0; lq1,0=0,0. Четыре крутых луча, направленных налево вверх, указывают на ускоряющий режим работы, передаточное число меньше единицы, Uahb=К/(К+1)=1,62/2,62=0,62; lq0,62=-0,21. Четыре пологих луча, направленных налево вверх, указывают на скорый режим работы, передаточное число значительно меньше единицы Ubha=1/(К+1)=1/2,62=0,38; lq0,38=-0,42. Для передач заднего хода на нижней горизонтали получили зеркальное отображение лучей передач переднего хода, где: U - передаточное число, например, для 1-й передачи Ubah индекс вверху указывает на остановленное звено ПМ, b - эпициклическое колесо, индексы внизу ah - звенья входа (солнечная шестерня) и выхода (водило) потока мощности.

Пунктирными и штрихпунктирными линиями показаны суммирующие передачи, когда крутящий момент подается на два звена, а снимается с третьего. Например, на фиг. 2 внизу справа lqU2∑h=1,5 (лучи не до конца): вход на солнечную шестерню (а) от первой пары шестерен, на эпициклическое колесо (b) - через 1-ю, 2-ю пары шестерен и ряд шестерен заднего хода R, выход - на водило (h). Над и под диаграммой приведены таблицы с номерами передач, положениями муфт переключения при этих передачах, включенные пары шестерен и состояния ПМ.

В опорах корпуса 1 МКП (фиг. 1) расположен входной вал 2, соосно ему установлены первичный вал 3 и дополнительный вал 4. Параллельно им установлен вторичный вал 5, который является валом привода солнечной шестерни ПМ, соосно ему установлен выходной вал 6. На входном валу 2 закреплен зубчатый венец 7 с муфтой переключения 8 (А) для выборочного соединения с зубчатым венцом 9, закрепленным на первичном валу 3, и зубчатым венцом 10 трубчатого вала 11,на котором закреплена ведущая шестерня 12, зацепленная с ведомой шестерней 13 первого ряда. На первичном валу 3 закреплена шестерня второго ряда 14, зацепленная с шестерней 15, которая образует блок шестерен 13-15, закрепленных на трубчатом валу 16, свободно установленном на вторичном валу 5.

Ведущая шестерня третьего ряда 17 закреплена на дополнительном валу 4 и зацеплена с ведомой шестерней 18, закрепленной на трубчатом валу 19, на выходе вала 19 закреплен зубчатый венец 20. Ведущая шестерня заднего хода 21 через промежуточную шестерню 22, закрепленную на валу 23, зацеплена с ведомой шестерней заднего хода 24, которая закреплена на коаксиальном валу 25 с зубчатым венцом 26. На шестернях 14 и 19 расположены зубчатые венцы 27 и 28. Напротив них на шестернях 17 и 15 расположены зубчатые венцы 29 и 30 увеличенной ширины. На этих зубчатых венцах установлены сдвоенные муфты переключения 31 и 32 (В), взаимосвязанные ползуном 33.

На входе вторичного вала 5 закреплен зубчатый венец 34 с установленной на нем трехпозиционной муфтой переключения 35 (С). Рядом с зубчатым венцом 34 установлены зубчатые венцы: 36 - на корпусе 1 МКП и 37 - на шестерне 13 (блоке шестерен 13-15). В средней части вторичного вала 5 свободно установлен трубчатый многосекционный зубчатый венец 38 с расположенными на нем двухпозиционной входной муфтой переключения 39 (D) и трехпозиционной муфтой переключения 40 (Е) на звенья планетарного механизма. Солнечная шестерня 41 (а) ПМ (планетарного механизма) закреплена на вторичном валу 5 и зацеплена с сателлитами 42 на валах 43, установленных в водиле 44 (h). Водило 44 (h) закреплено на трубчатых валах: входном 45 с зубчатым венцом 46 и выходном 47 с зубчатым венцом 48. Рядом с зубатыми венцами 46 и 48 на вторичном валу 5 закреплены зубчатые венцы 49 входа крутящего момента на солнечную шестерню 41 (а) и 50 - выхода крутящего момента. Сателлиты 42 зацеплены с эпициклическим колесом 51 (b), расположенным в корпусе 52, которое закреплено на коаксиальных валах: входном 53 с зубчатым венцом 54 и выходном 55 с зубчатым венцом 56. На выходе ПМ на стенке корпуса 1 закреплен зубчатый венец 57 с расположенной на нем муфтой 58 (F) остановки эпициклического колеса 51 (b). На выходном валу 6 закреплен трехпозиционный зубчатый венец 59 с расположенной на нем муфтой переключения 60 (G).

Работа МКП осуществляется следующим образом.

Муфта А (8): в правом (П) положении соединяет зубчатый венец 7 входного вала 2 с зубчатым венцом 10 трубчатого вала 11 ведущей шестерни 12 первого ряда (верхний вид); в левом (Л) положении соединяет зубчатый венец 7 входного вала 2 с зубчатым венцом 9 первичного вала 3 (нижний вид); в нейтральном (Н) положении правый венец муфты 8 расположен между зубчатыми венцами 9-10.

Сдвоенная муфта В (31-32) с ползуном 33: в левом (Л) положении соединяет зубчатый венец 27 верхней шестерни 12 второго ряда с зубчатым венцом 29 увеличенной ширины ведущей шестерни 17 третьего ряда (верхний левый вид), при этом зубчатые венцы 30 шестерни 15 и 28 шестерни 18 разъединены. В правом (П) положении соединяет зубчатый венец увеличенной ширины 30 нижней шестерни 15 второго ряда с зубчатым венцом 28 шестерни 18 третьего ряда, при этом зубчатые венцы 27 шестерни 14 и 29 шестерни 17 разъединены.

Муфта С (35): в левом (Л) положении соединяет зубчатый венец 34 вторичного вала 5 с зубчатым венцом 36 корпуса 1 МКП и останавливает солнечную шестерню 41 (а); в нейтральном (Н) положении расположена на зубчатом венце 34; в правом (П) положении соединяет зубчатый венец 34 вторичного вала 5 с зубчатым венцом 37 нижней ведомой шестерни 13 (с блоком шестерен 13-15).

Муфта D (39) - реверс: в левом (Л) положении соединяет зубчатый венец 26 коаксиального вала 25 ведомой шестерни заднего хода 24 с трубчатым многосекционным зубчатым венцом 38; в правом (П) положении соединяет зубчатый венец 20 трубчатого вала 19 ведомой шестерни 18 третьего ряда с трубчатым многосекционным зубчатым венцом 38; нейтральное (Н) состояние обеспечивается, когда левый зубчатый венец муфты 39 находится между зубчатыми венцами 26 и 20.

Муфта Е (40): в левом (Л) положении соединяет трубчатый многосекционный зубчатый венец 38 с зубчатым венцом 49 вторичного вала 5 привода солнечной шестерни 41 (а); в среднем (С) положении соединяет трубчатый многосекционный зубчатый венец 38 с зубчатым венцом 46 входного трубчатого вала 45 водила 44 (h); в правом (П) положении соединяет трубчатый многосекционный зубчатый венец 38 с зубчатым венцом 54 входного коаксиального вала 53 корпуса 52 эпициклического колеса 51 (b). В нейтральном (Н) положении правый венец муфты расположен между зубчатыми венцами 49-46 или 46-54.

Муфта F (58): в левом положении (около стенки корпуса 1) находится в выключенном (В) состоянии; в правом (П) положении соединяет зубчатый венец 57 корпуса 1 с зубчатым венцом 56 выходного коаксиального вала 55 корпуса 52 эпициклического колеса 51 (b).

Муфта G (60) в левом (Л) положении соединяет зубчатый венец 56 выходного коаксиального вала 55 корпуса 52 эпициклического колеса 51 (b) с зубчатым венцом 59 выходного вала 6; в среднем (С) положении соединяет зубчатый венец 48 выходного трубчатого вала 47 водила 44 (h) с зубчатым венцом 59 выходного вала 6; в правом (П) положении соединяет зубчатый венец 50 вторичного вала 5 с зубчатым венцом 59 выходного вала 6. Нейтральное (Н) состояние соответствует положению левого венца муфты 60 между зубчатыми венцами 56-48 или 48-50.

Передачи переднего хода:

(однопоточные - без суммирующих режимов)

1 передача

На лучевой диаграмме (фиг. 2) этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т.0 на средней горизонтали направо вверх к второй сверху горизонтали, затем крутой луч 2 налево вниз, далее крутой луч 3 направо вверх к второй горизонтали, затем пологий луч Ubah к т. 1g на верхней горизонтали.

Муфты А, D и F находятся в правом (П) положении, муфты В и Е - в левом (Л) положении, муфта С - в нейтральном (Н), муфта G - в среднем (С) положении (таблица над фиг. 2 справа). В работу включены 1-я, 2-я, 3-я пары шестерен и ПМ в режиме Ubah=К+1.

От входного вала 2 (фиг. 1) по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 1-ю пару шестерен (12-13), по трубчатому валу 16 блока на 2-ю пару шестерен (15-14), по верхней муфте 31 (В) на 3-ю пару шестерен (17-18), по трубчатому валу 19, зубчатому венцу 20, муфте 39 (D) на многосекционный зубчатый венец 38, по муфте 40 (Е) на вторичный вал 5, далее на солнечную шестерню 41 (а) ПМ. Эпициклическое колесо 51 (b) корпусом 52, выходным коаксиальным валом 55, зубчатым венцом 56, муфтой 58 (F) зафиксировано относительно зубчатого венца 57 корпуса 1 МКП. Солнечная шестерня 41 (а) вращает сателлиты 42, которые, обкатываясь по остановленному эпициклическому колесу 51 (b), вращают водило 44 (h), выходной трубчатый вал 47, зубчатый венец 48, муфту 60 (G) (верхний правый вид), зубчатый венец 59 и выходной вал 6 МКП с низкой частотой вращения и увеличенным крутящим моментом.

Передаточное число 1-й передачи МКП

u1g=U1U*2U3Ubah=3,2×0,714×1,8×2,62=10,78; lq10,78=1,03.

2 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т. 0 направо вверх, далее пологий луч Ubah к т. 2g на верхней горизонтали.

Переключаем муфту В в правое (П) положение. В работе только 1-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubah=К+1.

От входного вала 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 1-ю пару шестерен (12-13), по трубчатому валу 16 блока, по зубчатому венцу 30, нижней муфте 32 (В) на зубчатый венец 28, трубчатый вал 19, далее как на 1-й передаче.

Передаточное число 2-й передачи МКП

u2g=U1Ubah=3,2×2,62=8,38; lq8,38=0,92.

3 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: лучи 1-2-3 как на 1-й передаче, затем крутой луч Uabh к т. 3g на верхней горизонтали.

Возвращаем муфту В в левое (Л) положение, переключаем: муфту С в левое (Л) положение, муфту Е в правое (П) положение, муфту F - выключенное (В).

В работу включены 1-я, 2-я, 3-я пары шестерен и ПМ в режиме Uabh=(К+1)/К.

Солнечная шестерня 41 (а) остановлена по вторичному валу 5, зубчатому венцу 34, муфтой 35 (С) на зубчатый венец 36 корпуса 1 МКП. От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 1-й передаче, далее муфтой 40 (Е) на зубчатый венец 54, входной коаксиальный вал 53, корпус 52, эпициклическое колесо 51 (b), сателлитами 42 и валами 43 на водило 44 (h), затем как на предыдущих передачах.

Передаточное число 3-й передачи МКП

u3g=U1U*2U3Uabh=3,2×0,714×1,8×2,62/1,62=6,65; lq6,65=0,82.

4 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т. 0 направо вверх, далее крутой луч Uabh к верхней горизонтали.

Возвращаем муфту В в правое (П) положение.

В работе только 1-я пара шестерен и ПМ в режиме Uabh=(К+1)/К.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 2-й передаче, далее как на 3-й передаче.

Передаточное число 4-й передачи МКП

u4g=U1Uabh=3,2×2,62/1,62=5,18; lq5,18=0,71.

5 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: крутой луч 3 из т. 0 направо вверх, далее пологий луч Ubah к т. 5g на верхней горизонтали.

Переключаем муфты: А, В и Е в левое (Л) положение, муфту F - в правое (П).

В работе 3-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubah=К+1.

От входного вала 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на зубчатый венец 9, первичный вал 3, по корпусу шестерни 14 и зубчатому венцу 27, по верхней муфте 31 (В) на 3-ю пару шестерен (12-13), далее как на 1-й передаче.

Передаточное число 5-й передачи МКП

u5g=U3Ubah=1,8×2,62=4,72; lq4,72=0,67.

6 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: лучи 1-2-3 как на 1-й и 3-й передачах, затем вертикальный луч U=1 к т. 6g на верхней горизонтали.

По сравнению с 1-й передачей переключаем муфту Е в среднее (С) положение, муфту F - в выключенное (В). В работу включены 1, 2 и 3-я пары шестерен, ПМ в режиме прямой передачи.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 1-й передаче, далее по водилу на выходной вал как на предыдущих передачах.

Передаточное число 6-й передачи МКП

u6g=U1U*2U3Uпр=3,2×0,714×1,8×1,0=4,11; lq4,11=0,61.

7 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: крутой луч 2 из т. 0 направо вверх к средней горизонтали, затем пологий луч Ubah к т. 7g на верхней горизонтали.

По сравнению с 5-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение.

В работе 2-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubah=К+1.

От входного вала 2 по входному валу 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на зубчатый венец 9, первичный вал 3, на 2-ю пару шестерен (14-15), по зубчатому венцу 30, нижней муфте 32 (В), далее как на 1-й, 2-й и 5-й передачах.

Передаточное число 7-й передачи МКП

u7g=U2Ubah=1,4×2,62=3,67; lq3,67=0,56.

8 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т. 0 на средней горизонтали направо вверх к второй сверху горизонтали, затем вертикальный луч U=1 к т. 8g на верхней горизонтали.

По сравнению с 6-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение. В работу включены 1-я пара шестерен и ПМ в режиме прямой передачи.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 2-й и 4-й передачах, далее по водилу - на выходной вал как на 6-й передаче.

Передаточное число 8-й передачи МКП

u8g=U1Uпр=3,2×1,0=3,2; lq3,2=0,505.

9 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: крутой луч 3 из т. 0 направо вверх, далее крутой луч Uabh к т. 9g на верхней горизонтали.

По сравнению с 3-й передачей переключаем муфту А в левое (Л) положение. В работе 3-я пара шестерен и ПМ в режиме Uabh=(К+1)/К.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 5-й передаче, далее как на 3-й и 4-й передаче.

Передаточное число 9-й передачи МКП

u9g=U3Uabh=1,8×2,62/1,62=2,91; lq2,91=0,464.

10 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: лучи 1-2-3 как на 1-й, 3-й и 6-й передачах, затем крутой луч Uahd налево вверх к т. 10 на верхней горизонтали.

По сравнению с 4-й передачей в ПМ поменялись местами звенья входа и выхода крутящего момента. Переключаем муфты В и G в левое (Л) положение, муфту Е в среднее (С) положение.

В работу включены 1-я, 2-я, 3-я пары шестерен и ПМ в режиме Uahb=К/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 1-й, 3-й и 6-й передачах, далее муфтой 40 (Е) на зубчатый венец 46, входной трубчатый вал 45, на водило 44 (b), валами 43, сателлитами 42 на эпициклическое колесо 51 (b), корпус 52, выходной коаксиальный вал 55, зубчатый венец 56, муфтой 60 (G) на зубчатый венец 59 и выходной вал 6.

Передаточное число 10-й передачи МКП

u10g=U1U*2U3Uahb=3,2×0,714×1,8×1,62/2,62=2,54; lq2,54=0,405.

11 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: крутой луч 2 из т. 0 направо вверх, далее крутой луч Uabh направо вверх к т. 11g на верхней горизонтали.

По сравнению с 9-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение. В работе 2-я пара шестерен и ПМ в режиме Uabh=(К+1)/К.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 7-й передаче, далее как на 3-й, 4-й и 9-й передачах.

Передаточное число 11-й передачи МКП

u11g=U2Uabh=1,4×2,62/1,62=2,26; lq2,26=0,355.

12 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат пологий луч 1 из т. 0 направо вверх, затем крутой луч Uahb налево вверх к т. 12g на верхней горизонтали.

По сравнению с 10-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение.

В работу включены 1-я пара шестерен и ПМ в режиме Uahb=К/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 2-й, 4-й и 8-й передачах, далее как на 10-й передаче.

Передаточное число 12-й передачи МКП

u12g=U1Uahb=3,2×1,62/2,62=1,98; lq1,98=0,3.

13 передача

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 3, далее вертикальный луч Uпр к т. 13g на верхней горизонтали.

По сравнению с 8-й передачей переключаем муфты А и В в левое (Л) положение.

В работу включены 3-я пара шестерен и ПМ в режиме Uпр=1,0.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 5-й и 9-й передачах, далее как на 6-й и 8-й передачах. Передаточное число 13-й передачи МКП

u13g=U3×Uпр=1,8×1,0=1,8; lq1,8=0,255.

14 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: лучи 1-2-3 как на 1-й, 3-й, 6-й и 10-й передачах, затем пологий луч Ubha налево вверх к т. 14g на верхней горизонтали.

По сравнению с 1-й передачей в ПМ поменялись местами звенья входа и выхода крутящего момента. Переключаем муфту Е в среднее (С) положение, муфту G - в правое (П).

В работу включены 1-я, 2-я, 3-я пары шестерен и ПМ в режиме Ubha=1/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 1-й, 3-й, 6-й и 10-й передачах, далее муфтой 40 (Е) на зубчатый венец 46, входной трубчатый вал 45, на водило 44 (h), валами 43, сателлитами 42 на солнечную шестерню 41 (а), вторичный вал 5, зубчатый венец 50, муфтой 60 (G) на зубчатый венец 59 и выходной вал 6.

Передаточное число 14-й передачи МКП

u14g=U1U*2U3Ubha=3,2×0,714×1,8×1,0/2,62=1,57; lq1,57=0,2.

15 передача

На лучевой диаграмме эта передача представлена лучом 2, далее вертикальный луч Uпр к т. 15g на верхней горизонтали.

По сравнению с 13-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение.

В работу включены 2-я пара шестерен и ПМ в режиме Uпр=1,0.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 7-й и 11-й передачах, далее как на 6-й, 8-й и 13-й передачах.

Передаточное число 15-й передачи МКП

u15g=U2×Uпр=1,4×1,0=1,4; lq1,4=0,146.

16 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т. 0 направо вверх, затем пологий луч Ubha налево вверх к т. 16g на верхней горизонтали.

По сравнению с 14-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение.

В работу включены 1-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubha=1/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 2-й, 4-й, 8-й и 12-й передачах, далее как на 14-й передаче.

Передаточное число 16-й передачи МКП

u16g=U1Ubha=3,2×1,0/2,62=1,22; lq1,22=0,087.

17 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат средний луч 3 из т. 0 направо вверх, затем крутой луч Uahb налево вверх к т. 17g на верхней горизонтали.

По сравнению с 12-й передачей переключаем муфты А и В в левое (Л) положение.

В работу включены 3-я пара шестерен и ПМ в режиме Uahb=К/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 5-й, 9-й и 13-й передачах, далее как на 12-й передаче.

Передаточное число 17-й передачи МКП

u17g=U3Uahb=1,8×1,62/2,62=1,1; lq1,1=0,046.

18 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат крутой луч 2 из т. 0 направо вверх, затем крутой луч Uahb налево вверх к т. 18g на верхней горизонтали.

По сравнению с 17-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение.

В работу включены 2-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubhb=К/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 7-й, 11-й и 15-й передачах, далее как на 17-й передаче.

Передаточное число 18-й передачи МКП

u18g=U2Uahb=1,4×1,62/2,62=0,87; lq0,87=-0,063.

19 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат средний луч 3 из т. 0 направо вверх, затем пологий луч Ubha налево вверх к т. 19g на верхней горизонтали.

По сравнению с 16-й передачей переключаем муфты А и В в левое (Л) положение.

В работу включены 3-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubha=1/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 5-й, 9-й, 13-й и 17-й передачах, далее как на 16-й передаче.

Передаточное число 19-й передачи МКП

u19g=U3Ubha=1,8×1,0/2,62=0,69; lq0,69=-0,163.

20 передача

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат крутой луч 2 из т. 0 направо вверх, затем пологий луч Ubha налево вверх к т. 20g на верхней горизонтали.

По сравнению с 19-й передачей переключаем муфту В в правое (П) положение. В работу включены 2-я пара шестерен и ПМ в режиме Ubha=1/(К+1).

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца 38 крутящий момент поступает как на 7-й, 11-й, 15-й и 18-й передачах, далее как на 19-й передаче. Выходной вал 6 вращается с увеличенной частотой и меньшим крутящим моментом.

Передаточное число 20-й передачи МКП

u20g=U2Ubha=1,4×1,0/2,62=0,534; lq0,534=-0,27.

Передачи заднего хода

Передачи заднего хода обеспечиваются при переключении муфты 39 (D) из правого положения в левое (Л), при этом соединяются трубчатый промежуточный многосекционный зубчатый венец 38 с зубчатым венцом 26 коаксиального вала 25 ведомой шестерни заднего хода 24. Вместо третьего ряда шестерен 17-18 в работу включается ряд шестерен заднего хода: 21-22-24. Положения остальных муфт переключения соответствуют передачам переднего хода.

Например, 1-я передача заднего хода - 1R.

На лучевой диаграмме этой передаче принадлежат: пологий луч 1 из т. 0 на средней горизонтали направо вверх к второй сверху горизонтали, затем крутой луч 2 налево вниз, далее крутой луч R направо вниз к второй горизонтали снизу, затем луч Ubah к т. 1R на нижней горизонтали.

Муфты А и F находятся в правом (П) положении, муфты В, D и Е - в левом (Л) положении, муфта С - в нейтральном (Н), муфта G - в среднем (С) положении (таблица над фиг. 2 справа). В работу включены 1-я, 2-я пары шестерен, ряд шестерен заднего хода R и ПМ в режиме Ubah=К+1.

От входного вала 2 (фиг. 1) по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 1-ю пару шестерен (12-13), по трубчатому валу 16 блока на 2-ю пару шестерен (15-14), по верхней муфте 31 (В) на корпус шестерни 17, дополнительный вал 4, ряд шестерен заднего хода: 21-22-24, по коаксиальному валу 25, зубчатому венцу 26, муфте 39 (D) на многосекционный зубчатый венец 38, по муфте 40 (Е) на вторичный вал 5, далее на солнечную шестерню 41 (а) ПМ. Эпициклическое колесо 51 (b) корпусом 52, выходным коаксиальным валом 55, зубчатым венцом 56, муфтой 43 (F) зафиксировано относительно зубчатого венца 57 корпуса 1 МКП. Солнечная шестерня 41 (а) вращает сателлиты 42, которые, обкатываясь по остановленному эпициклическому колесу 51 (b), вращают водило 44 (h), выходной трубчатый вал 47, зубчатый венец 48, муфту 60 (G) (верхний правый вид), зубчатый венец 59 и выходной вал 6 МКП с низкой частотой вращения и увеличенным крутящим моментом.

Передаточное число передачи 1R МКП

u1R=U1U*2URUbah=3,2×0,714×1,8×2,62=10,78; lq10,78=1,03 и т.д.

Передачи суммирующих режимов ∑ - двухпоточные

Передачи суммирующих режимов обеспечиваются, когда крутящий момент подается одновременно на два звена ПМ, а снимается с третьего звена. Можно осуществить два варианта. В обоих случаях один поток крутящего момента подается на солнечную шестерню 41 (а). Второй поток в первом варианте подается на водило 44 (h), а снимается с эпициклического колеса 51 (b); во втором варианте подается на эпициклическое колесо 51 (b), а снимается с водила 44 (b).

Суммирующие возможности ПМ для нашего случая описываются зависимостями:

1 вариант: nb=Ubhanh+Ubahna=nh(K+1)/K-na/K;

2 вариант: nh=Uhabna+Uhbanb=na/(K+1)+(nbK)/(K+1);

где na, nh, nb - частота вращения в об/мин: солнечной шестерни 41 (а), водила 44 (h) и эпициклического колеса 51 (b).

На солнечную шестерню 41 (а) крутящий момент можно передать по 1-й паре шестерен 12-13 или по 2-й паре шестерен 14-15.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В первом случае частота вращения солнечной шестерни na=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; во втором случае na=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин.

Если первый поток крутящего момента подается на 1-ю пару шестерен, то второй поток крутящего момента на водило 44 (h) или эпициклическое колесо 51 (b) можно передать тремя путями: последовательно по 1-й, 2-й и 3-й парам шестерен; последовательно по 1-й, 2-й парам шестерен и ряду шестерен заднего хода, последовательно по 1-й, 3-й парам шестерен и ряду шестерен заднего хода. Если первый поток крутящего момента подается на 2-ю пару шестерен, то второй поток крутящего момента на водило 44 (b) или эпициклическое колесо 51 (b) можно передать тремя путями: по 3-й паре шестерен, по ряду шестерен заднего хода, последовательно по 2-й, 3-й парам шестерен и ряду шестерен заднего хода.

Передачи первого варианта суммирования

nb=Ubhanh+Ubahna=nh(K+1)/K-na/K:

1-я суммирующая передача 1∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 1∑b (около 4-й передачи) на верхней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после трех лучей: 1, 2 и 3. ПМ работает в суммирующем режиме (a+h), выход на эпициклическое колесо 51 (b).

Положения муфт переключения: 8 (А), 35 (С), 39 (D) - в правом (П), 31 (В), 60 (G) - в левом (Л), 40 (Е) - в среднем (С), 58 (F) - в выключенном (В).

От входного вала 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 1-ю пару шестерен (12-13), от зубчатого венца 37 по муфте С (35) на зубчатый венец 34, вторичный вал 5 и солнечную шестерню 41 (а); второй поток крутящего момента до 3-й пары шестерен и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на 1-й передаче переднего хода, далее муфтой 40 (Е) на зубчатый венец 46, входной трубчатый вал 45 и водило 44 (h); от солнечной шестерни 41 (а) и водила 44 (h) сателлитами 42 усилия передаются на эпициклическое колесо 51 (b), корпус 52, выходной коаксиальный вал 55, зубчатый венец 56, муфтой 60 (G) на зубчатый венец 59 и выходной вал 6 МКП.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни na=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения водила nh=n2/U1U*2U3=1000/(3,2×0,714×1,8)=243,15 об/мин.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)/K-na/K=243,15(2,62/1,62)-312,5/1,62=393,25-192,9=200,35 об/мин.

Передаточное число передачи 1∑b МКП

u1∑b=n2/nb=1000/200,35=4,99; lq4,99=0,7.

2-я суммирующая передача 2∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 2∑b (около передачи 13R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после трех лучей: 1, 2 и R. ПМ работает в суммирующем режиме (а+h).

По сравнению с передачей 1∑b переключаем муфту 39 (D) в левое (Л) положение - включаем реверс.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на 1-й передаче заднего хода, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения водила nh=n2/U1U*2UR=1000/(3,2×0,714×1,8)=-243,15 об/мин. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)/K-na/K=-243,15 (2,62/1,62)-312,5/1,62=-393,25-192,9=-586,15 об/мин.

Передаточное число передачи 2∑b МКП

u2∑b=n2/nb=1000/-586,15)=-1,71; lq1,71=0,232.

3-я суммирующая передача 3∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 3∑b (около передачи 13R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после трех лучей: 1, 3 и R. ПМ работает в суммирующем режиме (а+h).

По сравнению с передачей 2∑b переключаем муфту 32 (В) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на 2-й передаче заднего хода, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни na=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения водила nh=n2/U1U*3UR=1000/(3,2×0,556×1,8)=-312,5 об/мин. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)K-na/K=-312,5(2,62/1,62)-312,5/1,62=-393,25-192,9=-586,15 об/мин.

Передаточное число передачи 3∑b МКП

u3∑b=n2/nb=1000/(-586,15)=-1,706; lq1,706=0,232.

4-я суммирующая передача 4∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 4∑b (около 11-й передачи) на верхней горизонтали: один из окончания луча 2, второй - после луча 3. ПМ работает в суммирующем режиме (a+h).

По сравнению с передачей 1Σb переключаем муфты 8 (А) и 31 (В) в левое (Л) положение.

От входного вала 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 2-ю пару шестерен (14-15), второй поток мощности от шестерни 14 по зубчатому венцу 27, муфте 31 (В) на зубчатый венец 29, далее как на передаче 1∑b.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения водила nh=n2/U3=1000/1,8=555,6 об/мин.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)/K-na/K=555,6 (2,62/1,62)-714,3/1,62=898,5-440,9=457,6 об/мин.

Передаточное число передачи 4∑b МКП

u4∑b=n2/nb=1000/457,6=2,19; lq2,19=0,34.

5-я суммирующая передача 5∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 5∑b (правее передачи 19R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 2, второй - после луча R. ПМ работает в суммирующем режиме (а+h).

По сравнению с передачей 4∑b переключаем муфту 39 (D) в левое (Л) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на 5-й передаче заднего хода, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения водила nh=n2/UR=1000/1,8=-555,6 об/мин.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)/K-nа/K=-555,6(2,62/1,62)-714,3/1,62=-898,6-440,9=-1339,5 об/мин.

Передаточное число передачи 5∑b МКП

u5∑b=n2/nb=1000/(-1339,5)=0,747; lq0,747=-0,127.

6-я суммирующая передача 6∑b

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя пунктирными лучами к т. 6∑b (левее передачи 19R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 2, второй - после лучей 2-3 и R. ПМ работает в суммирующем режиме (а+h).

По сравнению с передачей 5∑b переключаем муфту 32 (В) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на 5-й передаче заднего хода, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения водила nh=n2/U2U*3UR=1000/(1,4×0,556×1,8)=-715 об/мин. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения эпициклического колеса 51 (b) и выходного вала 6 составит nb=nh(K+1)/K-nа/K=-715(2,62/1,62)-714,3/1,62=-1156,36-440,9=-1597,3 об/мин.

Передаточное число передачи 6∑b МКП

u6∑b=n2/nb=1000/(-1597,3)=-0,626; lq0,626=-0,203.

Передачи второго варианта суммирования

nh=Uhabna+Uhbanb=na/(K+1)+(nbK)/(K+1):

1-я суммирующая передача 1∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрихпунктирными лучами к т. 1∑h (около 7-й передачи) на верхней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после лучей 1-2-3. ПМ работает в суммирующем режиме (а+b), выход крутящего момента на водило 44 (h).

По сравнению с передачей 1∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 до многосекционного зубчатого венца оба потока крутящего момента поступают как на передаче 1∑b, далее второй поток мощности по муфте 40 (Е) передается на зубчатый венец 54, входной коаксиальный вал 53, корпус 52 и на эпициклическое колесо 51 (b), от солнечной шестерни 41 (а) и эпициклического колеса 51 (b) сателлитами 42 и валами 43 усилия передаются на водило 44 (h), выходной трубчатый вал 47, зубчатый венец 48, муфтой 60 (G) на зубчатый венец 59 и выходной вал 6 МКП.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/U1U*2U3=1000/(3,2×0,714×1,8)=243,15 об/мин.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=nа/(K+1)+(nbK)/(K+1)=312,5/2,62+243,15(1,62/2,62)=119,27+150,34=269,6 об/мин.

Передаточное число передачи 1∑h МКП

u1∑h=n2/nh=1000/269,6=3,71; lq3,71=0,57.

2-я суммирующая передача 2∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрих-пунктирными лучами к т. 2∑h (значительно правее передачи 1R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после трех лучей: 1, 2 и R. ПМ работает в суммирующем режиме (а+b).

По сравнению с передачей 2∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как передаче 2∑b, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/U1U*2UR=1000/(3,2×0,714×1,8)=-243,15 об/мин. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=nа/(K+1)+(nbK)/(K+1)=312,5/2,62-243,15(1,62/2,62)=119,27-150,34=-31,07 об/мин

Передаточное число передачи 2∑h МКП

u2∑h=n2/nh=1000/(-31,07)=-31,85; lq31,85=1,5.

Получили медленную «ползучую» передачу заднего хода.

3-я суммирующая передача 3∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрихпунктирными лучами к т. 3∑h (правее передачи 1R) на нижней горизонтали: один из окончания луча 1, второй - после трех лучей: 1, 3 и R. ПМ работает в суммирующем режиме (a+b).

По сравнению с передачей 3∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на передаче 3∑b, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U1=1000/3,2=312,5 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/U1U*3UR=1000/(3,2×0,556×1,8)=-312,5 об/мин.

Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=na/(K+1)+(nbK)/(K+1)=312,5/2,62-312,5(1,62/2,62)=119,3-193,23=-73,93 об/мин.

Передаточное число передачи 3∑h МКП

u3∑h=n2/nh=1000/(-73,93)=-13,53; lq13,53=1,13.

4-я суммирующая передача 4∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрихунктирными лучами к т. 4∑h (около 14-й передачи) на верхней горизонтали: один из окончания луча 2, второй - после луча 3.

ПМ работает в суммирующем режиме (a+b).

По сравнению с передачей 4∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 по зубчатому венцу 7 и муфте 8 (А) крутящий момент поступает на 2-ю пару шестерен (14-15), второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на передаче 4∑b, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/U3=1000/1,8=555,6 об/мин.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=nа/(K+1)+(nbK)/(K+1)=714,3/2,62+555,6(1,62/2,62)=272,6+343,54=616,14 об/мин….

Передаточное число передачи 4∑h МКП

u4∑h=n2/nh=1000/616,14=1,62; lq1,62=0,21.

5-я суммирующая передача 5∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрихпунктирными лучами к т. 5∑h (правее передачи 1R) на нижней горизонтали заднего хода: один из окончания луча 2, второй - после луча R.

ПМ работает в суммирующем режиме (a+b).

По сравнению с передачей 5∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на передаче 5∑b, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни nа=n2/U2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/UR=1000/1,8=-555,6 об/мин.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=nа/(K+1)+(hbK)/(K+1)=714,3/2,62-555,6(1,62/2,62)==272,6-343,54=-70,94 об/мин.

Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Получили замедленную «ползучую» передачу заднего хода.

Передаточное число передачи 5∑h МКП

u5∑h=n2/nh=1000/(-70,94)=-14,1; lq14,1=1,15.

6-я суммирующая передача 6∑h

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя штрихпунктирными лучами к т. 6∑h (левее передачи 3R) на нижней горизонтали заднего хода: один из окончания луча 2, второй - после лучей 2-3-R. ПМ работает в суммирующем режиме (a+b).

По сравнению с передачей 6∑b переключаем муфту 40 (Е) в правое (П) положение.

От входного вала 2 крутящий момент до ПМ поступает как на предыдущей передаче, второй поток крутящего момента до ряда шестерен заднего хода и многосекционного зубчатого венца 38 передается как на передаче 6∑b, далее как на предыдущей передаче.

Условно примем nвх=n2=1000 об/мин. В этом случае частота вращения солнечной шестерни na=n2=1000/1,4=714,3 об/мин; частота вращения эпициклического колеса 51 (b)

nb=n2/U2U*3UR=1000/(1,4×0,556×1,8)=-714,3 об/мин. Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Частота вращения водила nh и выходного вала 6 составит

nh=nа/(K+1)+(nbK)/(K+1)=714,3/2,62-714,3(1,62/2,62)=272,6-441,67=-169,07 об/мин.

Знак «минус» указывает на изменение направления вращения.

Передаточное число передачи 6∑h МКП

u6∑h=n2/nh=1000/(-169,07)=-5,9; lq5,9=0,77.

При изменении К - внутреннего параметра ПМ и величины передаточных чисел пар шестерен изменится распределение передаточных чисел по диапазону. Увеличив величину передаточных чисел пар шестерен можно уменьшить число ускоряющих передач, для которых передаточное число меньше единицы. Возможно перераспределение суммирующих передач, в том числе с изменением вращения выходного вала.

Получили компактный трансмиссионный агрегат, который может реализовать 52 передачи: 40 передач в однопоточном режиме при реверсе 20 передач (20R20) с большим диапазоном передаточных чисел D=u1/U20=10,78/0,534=20,2; при этом создаются возможности для эксплуатации.транспортного средства в самых различных условиях. Малые интервалы передаточных чисел между соседними передачами q=ui/ui+1=1,620,5=1,27 обеспечивают удобство переключения передач. Суммирующие двухпоточные режимы работы ПМ дополнительно обеспечили 12 передач: 4 передачи переднего хода и 8 передач заднего хода, в том числе медленные «ползучие» передачи заднего хода. В итоге имеем МКП типа 24R28 (24 передачи переднего хода и 28 передач заднего хода).

Обозначения:

1 - корпус МКП (многоступенчатой коробки передач);

2 - входной вал;

3 - первичный вал;

4 - дополнительный вал;

5 - вторичный вал - вал привода солнечной шестерни ПМ (планетарного механизма);

6 - выходной вал;

7 - зубчатый венец входного вала 2;

8 (А) - муфта переключения зубчатого венца 7;

9 - зубчатый венец первичного вала 3;

10 - зубчатый венец трубчатого вала 11;

11 - трубчатый вал ведущей шестерни 12;

12 - ведущая шестерня первого ряда;

13 - ведомая шестерня первого ряда;

14 - шестерня второго ряда, закрепленная на первичном валу 3;

15 - шестерня второго ряда, зацепленная с шестерней 14;

16 - трубчатый вал блока шестерен 13-15, свободно установленный на вторичном валу 5;

17 - ведущая шестерня третьего ряда, закрепленная на дополнительном валу 4;

18 - ведомая шестерня третьего ряда, закрепленная на трубчатом валу 19;

19 - трубчатый вал шестерни 18;

20 - зубчатый венец трубчатого вала 19;

21 - ведущая шестерня заднего хода, закрепленная на дополнительном валу 4;

22 - промежуточная шестерня заднего хода;

23 - вал промежуточной шестерни заднего хода 22;

24 - ведомая шестерня заднего хода, закрепленная на коаксиальном валу 25;

26 - зубчатый венец коаксиального вала 25;

27 - зубчатый венец шестерни 14 второго ряда;

28 - зубчатый венец ведомой шестерни 18 третьего ряда;

29 - зубчатый венец увеличенной ширины ведущей шестерни 17 третьего ряда;

30 - зубчатый венец увеличенной ширины шестерни 15 второго ряда;

31 и 32 (В) - сдвоенные муфты переключения на зубчатых венцах 27-30 шестерен второго и третьего рядов;

33 - ползун взаимосвязи сдвоенных муфт 31 и 32 (В);

34 - зубчатый венец, закрепленный на входе вторичного вала 5;

35 (С) - трехпозиционная муфта переключения на зубчатом венце 34;

36 - зубчатый венец на передней стенке корпуса 1 МКП;

37 - зубчатый венец на шестерне 13 (блоке шестерен 13-15);

38 - трубчатый промежуточный многосекционный зубчатый венец, свободно установленный на вторичном валу 5;

39 (D) - двухпозиционная муфта переключения на входе многосекционного зубчатого венца 38;

40 (Е) - муфта переключения на звенья ПМ (планетарного механизма);

41 (а) - солнечная шестерня ПМ;

42 - сателлиты;

43 - валы сателлитов;

44 (h) - водило ПМ;

45 - трубчатый входной вал водила 44 ПМ;

46 - зубчатый венец трубчатого входного вала 45;

47 - трубчатый выходной вал водила 44 ПМ;

48 - зубчатый венец трубчатого выходного вала 47;

49 - зубчатый венец входа крутящего момента на солнечную шестерню 41, закрепленный на вторичном валу 5, рядом с венцом 38;

50 - зубчатый венец выхода крутящего момента, закрепленный на вторичном валу 5, рядом с венцом 59;

51 (b) - эпициклическое колесо ПМ;

52 - корпус эпициклического колеса 51 ПМ;

53 - входной коаксиальный вал корпуса 52 эпициклического колеса 51 ПМ;

54 - зубчатый венец входного коаксиального вала 53;

55 - выходной коаксиальный вал корпуса 52;

56 - зубчатый венец выходного коаксиального вала 55;

57 - зубчатый венец корпуса 1 рядом с зубчатым венцом 56;

58 (F) - муфта остановки эпициклического колеса 51;

59 - трехпозиционный зубчатый венец выходного вала 6;

60 (G) - трехпозиционная муфта зубчатого венца 59 выходного вала 6.

Реверсивная несоосная вально-планетарная коробка передач содержит корпус, в его опорах параллельно расположены валы, на которых свободно установлены три пары шестерен переднего хода с зубчатыми венцами, на вторичном валу между зубчатыми венцами корпуса коробки передач и блока из двух шестерен закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения, также на этом валу закреплена солнечная шестерня планетарного механизма, которая сателлитами, установленными на осях водила, зацеплена с эпициклическим колесом, входной и выходной коаксиальные валы корпуса этого колеса оснащены зубчатыми венцами, рядом с ними расположены зубчатые венцы трубчатых валов водила и зубчатые венцы вторичного вала, соосно вторичному валу установлен выходной вал с зубчатым венцом и трехпозиционной муфтой переключения, отличающаяся тем, что на стенке корпуса на выходе планетарного механизма расположен зубчатый венец с муфтой остановки эпициклического колеса, соосно первичному валу, с закрепленными на нем шестерней второго ряда и зубчатым венцом, установлены входной вал с зубчатым венцом и двухпозиционной муфтой переключения, а также дополнительный вал с двумя закрепленными на нем ведущими шестернями третьего ряда и заднего хода, ведомая шестерня третьего ряда закреплена на трубчатом валу, расположенном на вторичном валу, ведущая шестерня заднего хода через промежуточную шестерню с валом зацеплена с ведомой шестерней, закрепленной на коаксиальном валу, расположенном на трубчатом валу ведомой шестерни третьего ряда, оба вала оснащены зубчатыми венцами и муфтой переключения на промежуточный многосекционный зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения на звенья планетарного механизма, между шестернями второго и третьего рядов установлена сдвоенная муфта переключения, расположенная на двух противоположно развернутых зубчатых венцах.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридным силовым агрегатом зацепляют шестерни в коробке передач; соединяют два вращающихся компонента во второй планетарной передаче; стопорят соединительный механизм, размещенный между первой планетарной передачей и выходным валом; активируют первую электрическую машину.

Изобретение относится к гибридным силовым передачам. В способе управления гибридной силовой передачей соединяют два вращающихся компонента в первой планетарной передаче друг с другом; отсоединяют все вращающиеся компоненты второй планетарной передачи друг от друга; зацепляют шестерню, соответствующую одной зубчатой паре, которая соединена со второй планетарной передачей, и отсоединяют одну зубчатую пару, которая соединена с первой планетарной передачей.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют вращающиеся компоненты второй планетарной передачи между собой посредством соединения с помощью второго соединительного устройства солнечного зубчатого колеса, расположенного во второй планетарной передаче, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи между собой.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче разъединяют вращающиеся компоненты первой и второй планетарной передачи друг от друга; не допускают вращение по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена с первой планетарной передачей и выходным валом, и по меньшей мере одной зубчатой пары, которая соединена со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей зацепляют шестерню, соответствующую одной зубчатой паре, соединенной с первой планетарной передачей в коробке передач, или соответствующую одной зубчатой паре, соединенной со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей зацепляют шестерни одной зубчатой пары, соединенной с первой планетарной передачей в коробке передач; соединяют два вращающихся компонента в первой планетарной передаче посредством первого соединительного устройства и приводят в действие вторую электрическую машину так, что она формирует тяговый момент на выходном валу через одну зубчатую пару, соединенную со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей отсоединяют подвижные части первой и второй планетарных передач друг от друга и управляют двигателем внутреннего сгорания до заданной скорости вращения двигателя.

Изобретение относится к коробке (3) передач для сельскохозяйственного транспортного средства. Коробка передач содержит три планетарные передачи (10, 20, 30) и соединительные системы (11, 12; 21, 22; 31, 32), входящие в многоступенчатый передаточный механизм (6) на семь ступеней (L1…7) переключения под нагрузкой, и соединенный с ним передаточный механизм (7) переключения.

Изобретение относится к коробке (3) передач для сельскохозяйственного транспортного средства. Коробка передач содержит три планетарные передачи (10, 20, 30) и соединительные системы (11, 12; 21, 22; 31, 32), входящие в многоступенчатый передаточный механизм (6) на семь ступеней (L1…7) переключения под нагрузкой, и соединенный с ним передаточный механизм (7) переключения.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей обеспечивают зацепление одной шестерни, соответствующей одной зубчатой паре, соединенной с первой планетарной передачей, и/или соответствующей одной зубчатой паре, соединенной со второй планетарной передачей.

Изобретение относится к вально-планетарным коробкам передач. В коробке передач на двух валах свободно установлены три пары шестерен прямого хода и два ряда шестерен заднего хода, трехзвенный планетарный механизм, шесть муфт переключения передач.

Изобретение относится к механической коробке передач (МКП). На входе МКП на двух валах свободно установлены три пары шестерен, простой трехзвенный планетарный механизм, состоящий из водила с сателлитами, которые зацеплены с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, 7 муфт переключения.

Изобретение относится к многоступенчатым механическим передачам. Планетарная коробка передач содержит входной вал, два последовательно соединенных блока коробки передач, каждый из которых снабжен планетарными механизмами.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к бесступенчатым передачам. Бесступенчатая передача с тремя шестернями содержит внутреннее основание и внешнее основание, которые имеют возможность вращения относительно общей оси.

Изобретение относится к области аппаратуры, применяемой для астрофизических исследований, и может быть использовано при наблюдении за звездным небом с помощью телескопа.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Четырехступенчатая коробка передач автобуса содержит три последовательно соединенных модуля.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Коробка передач содержит три последовательно соединенных модуля.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к зубчатым передачам. Способ переключения скоростей в зубчатой передаче заключается в торможении одной шестерни при неизменяемом порядке соединения шестерен между собой.

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств. Автоматическая коробка передач транспортного средства содержит четыре последовательно соединенных планетарных ряда, автоматическую систему переключения и автоматическую систему управления состоянием солнечной шестерни (АСУССШ).

Изобретение относится к машиностроению. Планетарная коробка передач, содержашая корпус, простой трехзвенный планетарный механизм, состоящий из солнечной шестерни, эпициклического колеса и водила с сателлитами, которые зацеплены с солнечной шестерней и эпициклическим колесом, водило и корпус эпициклического колеса имеют валы с зубчатыми венцами и муфту остановки эпициклического колеса, отличается тем, что входной вал имеет трехпозиционный зубчатый венец, на котором установлена муфта переключения, вал солнечной шестерни с зубчатыми венцами на торцах установлен в опоре зубчатого венца ведущей шестерни и в опоре задней стенки корпуса агрегата с зубчатым венцом, водило закреплено на входном и выходном трубчатых валах с зубчатыми венцами, корпус эпициклического колеса закреплен на входном и выходном коаксиальных валах с зубчатыми венцами, на внутренних стенках корпуса агрегата рядом с зубчатыми венцами входных валов закреплены зубчатые венцы с муфтами остановки водила или эпициклического колеса, рядом с зубчатыми венцами выходных валов установлен ведущий трубчатый вал с зубчатым венцом на входе вала и ведущей шестерней с зубчатым венцом на выходе этого вала рядом с зубчатым венцом вала солнечной шестерни, на котором расположена муфта переключения.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе запуска двигателя внутреннего сгорания в гибридной силовой передаче соединяют вращающиеся компоненты второй планетарной передачи между собой посредством соединения с помощью второго соединительного устройства солнечного зубчатого колеса, расположенного во второй планетарной передаче, и второго водила зубчатых колес планетарной передачи между собой.
Наверх