Устройство управления аварийным торможением манипулятора

Изобретение относится к техническим средствам управления манипуляционным роботом в различных режимах движения. Устройство управления аварийным торможением робота-манипулятора использует для остановки манипулятора отключение питания приводов степеней подвижности. Устройство обеспечивает выключение питания приводов каждой степени подвижности независимо друг от друга. Все реле (или аналогичные электронные схемы), с помощью которых осуществляется выключение питания, управляются от общего контроллера устройства. Устройство использует сигнал включения аварийного торможения, поступающий от системы управления робота, и сигналы датчиков положения всех степеней подвижности. Технический результат – возможность управления торможением, выбор траектории торможения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к средствам управления манипуляционным роботом.

При обнаружении нештатной ситуации или нажатии персоналом кнопки аварийной остановки система управления осуществляет аварийный останов робота-манипулятора [7]. При этом отключается питание всех приводов и включаются тормоза, если степени подвижности оснащены ими [1-7]. Аварийное торможение манипулятора является неуправляемым [5] и может привести к значительным отклонениям от программной траектории.

Уменьшить отклонение можно путем увеличения интенсивности торможения, например, создавая дополнительные тормозные усилия двигателями. В устройстве аварийного торможения, описываемом в патенте US 8736219 [8], предлагается оснастить каждый привод дополнительным реле, которое по сигналу аварийного торможения отключает питание привода и закорачивает обмотки электродвигателя. Возникающая противоЭДС создает достаточно большой тормозной момент, в результате чего двигатель тормозится быстрее, чем при отключении питания.

Описанное известное устройство может быть выбрано в качестве прототипа заявляемого изобретения. В нем так же, как и в заявляемом устройстве, все приводы оснащаются реле, которые при аварийном торможении выключают их питание по сигналу контроллера управления. Недостатком прототипа является то, что в нем не предусмотрено выключение питания независимо для каждого привода, в результате чего аварийное торможение является неуправляемым и его траектория формируется случайным образом.

Техническим результатом заявленного способа является возможность управления торможением, выбор траектории торможения с тем, чтобы она оказалась максимально близкой к программной. Это позволяет исключить столкновение с объектами, которые находятся в рабочей зоне.

Для того чтобы обеспечить указанный технический результат предлагается оснастить систему управления роботом-манипулятором устройством, которое в отличие от прототипа делает возможным выключение питания приводов в требуемой последовательности и с необходимыми задержками.

На фиг. 1 показана структурная схема заявляемого устройства и подключение его к системе управления манипуляционным роботом. На фиг. 1 обозначены: 1 - заявляемое устройство, 2 - индивидуальные средства - реле или аналогичная схема - включения/выключения питания привода робота по сигналам 3 от контроллера 4, предназначенного для определения момента начала торможения для каждой степени подвижности, 5 - электронная схема привода, 6 - вход напряжения питания приводов, 7 - входы датчиков положения исполнительных устройств манипулятора, подключенные к общему контроллеру устройства, 8 - вход сигнала включения аварийного торможения, 9 - выход напряжения питания приводов, 10 - система управления роботом, 11 - двигатель робота, 12 - датчик положения степени подвижности, 13 - контроллер следящей системы степени подвижности, 14 - реле или аналогичная электронная схема выключения питания приводов и включения тормозов робота, 15 - контроллер исполнения рабочей программы робота, 16 - блок питания, 17 - выходы управляющего напряжения тормоза степени подвижности, 18 - тормоз. Если манипулятор не оснащен тормозами, то блоки 17 и 18 отсутствуют, как и их связи с другими блоками схемы. Соединения, которые в системе управления должны быть исключены, отмечены на схеме пунктиром. Соединения, которые должны быть при подключении установлены, отмечены утолщенной линией.

Рассмотрим работу заявляемого устройства. При переходе к аварийному торможению контроллер робота 15 вырабатывает сигнал, по которому реле 14 системы управления штатно отключало питание электронных схем приводов 5. Этот сигнал поступает через вход 8 в контроллер заявленного устройства 4. После необходимых расчетов он определяет моменты выключения питания приводов и включения тормозов степеней подвижности. При этом учитываются текущие скорости степеней подвижности, которые вычисляются по показаниям датчиков положения 12, поступающие через входы 7. При движении манипулятора по программной траектории значения скоростей, вычисленные с помощью датчиков положения, совпадают с программными скоростями в степенях подвижности.

Сигнал 3 контроллера устройства переводит реле 2 в состояние, которое прерывает питание приводов (выход 9), поступающее через вход 6 от источника питания 16, и включает тормоза (выход 17). Это приводит к выключению двигателей 11 и срабатыванию тормозов 18, в результате чего робот останавливается.

Заявляемое устройство позволяет начинать торможение степеней подвижности независимо друг от друга. Эта возможность используется в изобретении для управления аварийным торможением манипулятора посредством выбора моментов начала торможения каждой степени подвижности с таким расчетом, чтобы реализовавшаяся траектория торможения как можно меньше отклонялась от программной.

Рассмотрим способ вычисления моментов начала торможения степеней подвижности. В момент поступления сигнала об аварийном торможении контроллер заявляемого устройства оценивает длительности интервалов времени Ti, в течение которых каждая степень подвижности остановится по формуле

где i - номер степени подвижности, аi - временная задержка срабатывания тормоза (если степень подвижности не оснащена тормозом, то аi=0), vi - скорость степени подвижности в начале торможения, wi - ускорение торможения. В этой формуле скорость vi является известной величиной. Она вычисляется контроллером по показаниям датчиков положения степеней подвижности.

Для того чтобы определить величины аi и wi, достаточно выполнить эксперимент по аварийному торможению и записать изменения координат степеней подвижности во времени. Включению тормоза соответствует момент, когда скорость изменения координат начинает интенсивно замедляться. Задержка в срабатывании тормоза ai равна промежутку времени между моментом выдачи сигнала на торможение и фактическим началом торможения.

Оценка величины ускорения при торможении wi степени подвижности i вычисляется по формуле:

в которой Di - выбег степени подвижности, ti - длительность торможения до полной остановки.

После вычисления длительностей торможения всех степеней подвижности находят такую, у которой длительность торможения максимальна. В дальнейшем ее величина обозначается через Tmax, номер этой степени - через i0.

Торможение остальных степеней подвижности осуществляется с некоторой задержкой. Ее величина вычисляется с учетом условия минимизации отклонения расчетного движения степени от программного. Задача минимизации может быть решена численно с помощью известных методов вычислительной математики.

При некоторых естественных допущениях можно получить аналитическое решение задачи и использовать его для построения управления. Предположим, что при торможении координаты степени подвижности изменяются линейно, т.е. ускорение торможения постоянно. Заметим, что эта модель с достаточной для практического применения точностью описывает изменение координат в реальном движении.

Решение задачи минимизации для рассматриваемой модели представлено на фиг. 2. Приняты следующие обозначения: Оав - момент начала аварийного торможения, О - момент начала работы тормоза степени подвижности, для которой время торможения максимально (О-Оав=аi0), Tmax - длительность торможения степени подвижности i0, которая тормозится дольше других, ai0 - задержка срабатывания тормоза степени подвижности с номером i0, vi - скорость степени подвижности i в начале аварийного торможения, Ti торм - вычисляемый момент начала торможения степени подвижности с номером i с учетом времени срабатывания тормоза (т.е. когда она физически начнет замедляться), В - точка пересечения программной траектории с траекторией торможения i-й степени подвижности, С - момент окончания торможения, А - скорость степени подвижности в момент срабатывания тормоза. Пунктиром показана программная скорость движения рассматриваемой степени подвижности, сплошной линией - изменение скорости для формируемой траектории торможения.

Опишем решение в осях с началом в точке О.

Условию оптимальности соответствует равенство площадей треугольников vi АВ и ВСТmax, так как площадь треугольника равна отклонению от программной траектории. Принимая во внимание, что эти треугольники подобны, из равенства площадей можно сделать вывод о равенстве треугольников. Принимая во внимание, что длительность остановки i-й степени подвижности равна

получаем, что минимальное отклонение достигается, если

Теперь учтем, что аварийное торможение начинается в точке Оав, отстоящей от точки О на аi0. Поэтому требуемая задержка включения тормоза i-й степени от момента начала аварийного торможения с учетом времени срабатывания тормоза ai равна

a i0+Ti торм-ai.

Выражение (1) позволяет получить следующую формулу для вычисления задержек без промежуточных величин:

Выполненные оценки показывают, что по сравнению с одновременным выключением питания приводов управление началом торможения позволяет в несколько раз уменьшить отклонение траектории торможения от программной траектории. Длительность торможения оказывается такой же, как и при одновременном торможении. Кроме этого, подключение устройства аварийного торможения не влияет на работу системы управления в штатном режиме.

Литература

1. Охоцимский Д.Е., Камынин С.С., Гримайло С.И., Кугушев Е.И. Реализация сборочных операций на роботе ПРАГМА А-3000. Препринт ИПМ им. М.В. Келдыша РАН №82. Москва, ИПМ РАН, 1985. - 47 с.

2. Промышленный робот РМ-01. Руководство по аппаратной части. - Финляндия: А/О «Нокиа»; г. Минск, НПО «Гранат», 1987. - 127 с.

3. Промышленный робот РМ-01. Руководство по программированию. - Финляндия: А/О «Нокиа»; г. Минск, НПО «Гранат», 1987. - 107 с.

4. Промышленный робот РМ-01. Чертежи по механической и электрической части. - Финляндия: А/О «Нокиа»; г. Минск, НПО «Гранат», 1987. - 62 с.

5. Руководство пользователя робота UR3/CB3. Версия 3.1. Перевод оригинальных инструкций (ru). С-П., Universal Robots, 2015.

6. KUKA Robots KR 5 arc Specification. Augsburg, KUKA Roboter GmbH, 2011. P. 67.

7. http://www.robotappstore.com/Robopedia/Emergency%20Stop.

8. Josef Hofmann, Richard Schwarz, Soenke Marx, ndustrial robot having redundant emergency brake circuit. US 8736219 - 2014-05-27.

1. Устройство управления аварийным торможением робота-манипулятора, осуществляющее отключение питания приводов и включение тормозов всех степеней подвижности для остановки манипулятора, отличающееся тем, что содержит контроллер, в который вводят показания датчиков положения степеней подвижности и к которому подключены индивидуальные для каждой степени подвижности средства выключения питания и включения тормозов соответствующего привода, причем при поступлении сигнала об активации аварийного торможения определяют момент начала торможения для каждой степени подвижности таким, чтобы торможение манипулятора происходило как можно ближе к программной траектории, для чего контроллер вычисляет текущую скорость перемещения для каждой степени подвижности, производят прогнозирование длительности торможения для каждой степени подвижности и находят такую, для которой длительность торможения до полной остановки максимальна, отключают питание ее привода, определяют момент начала торможения для каждой из остальных степеней подвижности.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что момент начала торможения для каждой степени подвижности, длительность торможения которого до полной остановки не является максимальной, определяют как

где

Tmax - длительность торможения степени подвижности i0, которая тормозится дольше других,

i - номер степени подвижности,

a i0 - задержка срабатывания тормоза степени подвижности с номером i0,

νi - скорость степени подвижности i в начале аварийного торможения,

wi - величина ускорения при торможении,

a i - задержка срабатывания тормоза, а если манипулятор не оснащен тормозами, то все ai принимают равными 0,

в указанные моменты выключают питание приводов остальных степеней подвижности и включают тормоза.



 

Похожие патенты:

Использование: для измерения линейных или угловых колебаний. Сущность изобретения заключается в том, что датчик с микроэлектронным первичным измерительным преобразователем инерционного типа содержит микросхему первичного измерительного преобразователя и вспомогательные электронные компоненты, а также содержит первую и вторую печатные платы, на первой из которых установлены микросхема первичного измерительного преобразователя и вспомогательные электронные компоненты, которые соединены печатными проводниками в соответствии с электрической схемой, а также содержит плоскую рамку, внешний периметр которой соответствует периметрам первой и второй печатных плат, причем микросхема первичного измерительного преобразователя и вспомогательные электронные компоненты расположены с одной стороны первой печатной платы внутри плоской рамки, которая приклеена к первой печатной плате, а вторая печатная плата приклеена к другой стороне плоской рамки, в одной из сторон которой выполнен вырез для размещения соединителя, который припаян к контактным площадкам печатного монтажа первой печатной платы в соответствии с электрической схемой.

Изобретение относится к экспериментальной гидромеханике морских инженерных сооружений и касается методов испытания трансформации волн в опытовом бассейне на наклонном дне и оборудования для его проведения.

Изобретение может быть использовано в линейных и угловых акселерометрах и может найти применение в сейсмодатчиках, приборах для стабилизации движущихся объектов и инерциальной навигации.

Изобретение относится к датчику ускорения и способу изготовления такого датчика ускорения. Датчик ускорения содержит подложку с поверхностью подложки и пробную массу, которая выполнена с возможностью перемещения относительно подложки в направлении (x) отклонения, по существу параллельном поверхности подложки первом направлении (x).

Изобретение относится к устройствам для навигации и ориентации в пространстве и может быть использовано для определения направления на географический север. Устройство для определения направления на географический север содержит молекулярно-электронный датчик угловых движений, установленный на платформе, способной вращаться с угловой скоростью, изменяющейся по знаку и абсолютной величине, при этом устройство содержит датчик, измеряющий угловую скорость вращения платформы относительно неподвижного основания, и контроллер, управляющий вращением платформы и выполняющий совместную обработку данных молекулярно-электронного датчика угловых движений и датчика, измеряющего угловую скорость вращения платформы относительно неподвижного основания.

Изобретение относится к области измерительной техники и микросистемной техники. Сущность изобретения заключается в том, что в устройство дополнительно введены четыре дополнительных подвижных электрода емкостных преобразователей перемещений, выполненные в виде пластин с перфорацией с гребенчатыми структурами с двух сторон из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно подложки, восемь дополнительных неподвижных электродов емкостных преобразователей перемещений, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны и расположенные непосредственно на подложке так, что они образуют с дополнительными подвижными электродами емкостных преобразователей перемещений конденсаторы в плоскости их пластин через боковые зазоры и взаимопроникающие друг в друга гребенки электродов, четыре дополнительных подвижных электрода электростатических приводов, выполненные в виде пластин с перфорацией с гребенчатыми структурами с двух сторон из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно подложки, девять дополнительных неподвижных электродов электростатических приводов, выполненные с гребенчатыми структурами с одной стороны из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на подложке так, что они образуют электростатическое взаимодействие с подвижными электродами электростатических приводов в плоскости их пластин через боковые зазоры и взаимопроникающие друг в друга гребенки электродов, шестнадцать «П»-образных систем упругих балок, выполненные в виде пластин из полупроводникового материала и расположенные с зазором относительно подложки, и двадцать одна дополнительная опора, выполненные из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на подложке, причем две инерционные массы выполнены с перфорацией, а подложка и неподвижные электроды емкостных преобразователей перемещений выполнены из полупроводникового материала.

Изобретение относится к области измерительной техники и микросистемной техники. Сущность изобретения заключается в том, что в устройство дополнительно введены четыре дополнительных неподвижных электрода емкостных преобразователей перемещений, выполненные в виде пластин с гребенчатыми структурами с одной стороны из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на полупроводниковой подложке так, что они образуют конденсатор с подвижными электродами емкостных преобразователей перемещений в плоскости их пластин через боковые зазоры и взаимопроникающие друг в друга гребенки электродов, четыре дополнительных неподвижных электрода электростатических приводов, выполненные в виде пластин с гребенчатыми структурами с одной стороны из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на полупроводниковой подложке так, что они образуют конденсаторы с подвижными электродами емкостных преобразователей перемещений в плоскости их пластин через боковые зазоры и взаимопроникающие друг в друга гребенки электродов, восемь дополнительных опор, выполненные из полупроводникового материала и расположенные непосредственно на полупроводниковой подложке, восемь дополнительных «П»-образных систем упругих балок, выполненных из полупроводникового материала и расположенных с зазором относительно полупроводниковой подложки, причем четыре подвижных электрода емкостных преобразователей перемещений выполнены в виде «Т»-образных пластин с перфорацией с гребенчатыми структурами с трех сторон, четыре неподвижных электрода емкостных преобразователей перемещений объединены в один, а инерционная масса выполнена с перфорацией.

Устройство относится к измерительной технике, а именно к датчикам угловых ускорений, принцип действия которых основан на законе электромагнитной индукции. Датчик угловых ускорений с жидкостным ротором содержит чувствительный элемент и тороидальный корпус, заполненный жидкостью.

Изобретение относится к измерительным устройствам и может быть использовано в МЭМС акселерометрах и гироскопах. Емкостный датчик перемещений содержит широтно-импульсный модулятор, подвижный электрод и выполненные на изоляционных обкладках неподвижные электроды, размещенные симметрично относительно подвижного электрода с одинаковыми зазорами, каждый неподвижный электрод разделен пополам, а одинаковые части, размещенные с разных сторон подвижного электрода на одинаковом расстоянии от оси качания, соединены между собой перекрестно и составляют два дифференциально включенных измерительных конденсатора, которые при равных зазорах имеют одинаковую емкость, при этом неподвижные электроды, находящиеся на одной изоляционной обкладке, разделены асимметрично относительно оси качания и перекрывают всю площадь подвижного электрода, а ответные неподвижные электроды выполнены симметрично относительно плоскости подвижного электрода.

Изобретение относится к навигационным устройствам, в частности может быть использовано для определения направления на географический север. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения направления на географический север.
Наверх