Тяговый преобразователь электроподвижного состава переменного тока и способ его управления

Изобретение относится к преобразовательной технике и предназначено для использования на электроподвижном составе переменного тока в качестве главного преобразователя. Техническим результатом является повышение коэффициента мощности и обеспечения плавного регулирования напряжения на коллекторах тяговых электродвигателей. Тяговый преобразователь электроподвижного состава подключен к многообмоточному трансформатору и имеет нагрузку типа коллекторного двигателя, содержит снабберную цепь, диодные плечи, коммутаторы, управляемые плечи, подключенные к крайнему выводу вторичной обмотки тягового трансформатора, два диодных плеча, подключенных постоянно ко второму выводу этой же обмотки, остальные выводы коммутируются коммутаторами, подключенными к диодным плечам. Способ управления заключается в том, что в начале зоны коммутатором подключается необходимая обмотка, а внутри зоны обеспечивается плавное регулирование напряжения за счет изменения фазы углов открытия и закрытия управляемых ключей, причем времена включения и отключения плеч выбираются исходя из максимально возможного коэффициента мощности. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к преобразовательной технике и предназначено для использования на электроподвижном составе переменного тока в качестве главного преобразователя.

Цель изобретения - повышение тягово-энергетических показателей электроподвижного состава за счет осуществления плавного зонно-фазного регулирования выпрямленного напряжения.

Известен выпрямительно-инверторный преобразователь (ВИП), выполненный на IGBT-транзисторах [1], позволяющий значительно увеличить коэффициент мощности электровоза переменного тока. Однако недостатком данного ВИП, выполненного полностью на IGBT-транзисторах, является высокая стоимость.

Известны электропоезда переменного тока ЭД9М, ЭД9Т [2], являющиеся наиболее близкими аналогами (прототипами), на которых в качестве выпрямительной установки используется установка на неуправляемых электрических вентилях - диодах. Выпрямительная установка подключена к вторичной, секционированной обмотке тягового трансформатора и состоит из неуправляемых вентилей, подключенных по мостовой схеме. В качестве нагрузки используются якорные обмотки и обмотки возбуждения тяговых электродвигателей, сглаживающий реактор. Изменение напряжения на тяговых электродвигателях и, как следствие, изменение скорости движения электроподвижного состава осуществляется за счет переключения главным контроллером секций вторичной обмотки тягового трансформатора. Основными недостатком такого привода является ступенчатое изменение напряжения.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема электроподвижного состава с предлагаемым преобразователем переменного тока.

На принципиальной электрической схеме изображен преобразователь 14, который включает в себя управляемые ключи (IGBT транзисторы с последовательно включенным диодом) 2, 3, предназначенные для плавного регулирования напряжения на коллекторном электродвигателе 1, диоды 4-7, служащие для выпрямления электрического тока, снабберная цепь 8, необходимая для снятия коммутационных перенапряжений, возникающих при работе управляемых ключей, коммутаторы 9-13, предназначенные для подключения и отключения секций (I, II, III, IV, V, n) вторичной обмотки тягового трансформатора 15, токоприемник (пантограф) 16, предназначенный для подключения тягового трансформатора к сети переменного тока.

В начале регулирования выпрямленного напряжения включается вторичная обмотка тягового трансформатора I и за счет изменения фазы углов открытия и закрытия управляемых ключей происходит плавное увеличение выпрямленного напряжения на коллекторе тягового электродвигателя.

Для увеличения выпрямленного напряжения на тяговом электродвигателе с целью изменения скорости подвижного состава при отключенных управляемых ключах замыкается коммутатор 9 и своими контактами подключает вторичную обмотку тягового трансформатора II, равную напряжению предыдущей обмотке тягового трансформатора. Дополнительно плавное регулирование напряжения внутри зоны обеспечивается за счет изменения фазы углов открытия и закрытия управляемых ключей. Для последующего увеличения напряжения на тяговых электродвигателях при отключенных управляемых ключах размыкается коммутатор 9 и замыкается коммутатор 10, подключая вторичную обмотку тягового трансформатора III. Напряжение, прикладываемое к тяговому электродвигателю, равно напряжению вторичных обмоток трансформатора II-III. Изменение выпрямленного напряжения внутри зоны регулирования при постоянно замкнутом одном из коммутаторов осуществляется за счет плавного изменения фазы включения и отключения управляемых ключей 2 и 3. При дальнейшем увеличении выпрямленного напряжения на тяговых электродвигателях процесс повторяется. Число зон регулирования определяется числом вторичных обмоток тягового трансформатора I-n.

За счет изменения фазы углов открытия и закрытия управляемых ключей происходит плавное регулирование напряжения на коллекторе тягового электродвигателя внутри зоны, а переключения с одной зоны на другую осуществляется коммутаторами 9-13. Углы включения и отключения управляемых плеч внутри полупериода сетевого напряжения относительно перехода через ноль выбираются исходя из максимально возможного коэффициента мощности.

Техническим результатом является повышение коэффициента мощности и обеспечение плавного регулирования напряжения на коллекторах тяговых электродвигателей.

Список источников

1. Многозонный выпрямительно-инверторный преобразователь и способ управления преобразователем: пат. 2498490 Рос. Федерация: МПК51 Н02М 5/42, Н02Р 25/10, Н02Р 27/06, G05F 1/70, B60L 9/12 / А.Ю. Портной, О.В. Мельниченко, С.Г. Шрамко, А.Г. Полуянов.

2. Руководство по устройству электропоездов серии ЭД9М, ЭД9Т, ЭР9П. М.: Центр Коммерческих разработок, 2005. - 128 с., табл., ил.

1. Тяговый преобразователь электроподвижного состава, подключенный к многообмоточному трансформатору и имеющий нагрузку типа коллекторного двигателя, содержащий управляемые плечи, снабберную цепь, диодные плечи, коммутаторы, отличающийся тем, что управляемые плечи подключены к крайнему выводу вторичной обмотки тягового трансформатора, два диодных плеча, подключенных постоянно ко второму выводу этой же обмотки, остальные выводы коммутируются коммутаторами, подключенными к диодным плечам.

2. Способ управления тяговым преобразователем электроподвижного состава, заключающийся в том, что в начале зоны коммутатором подключается необходимая обмотка, отличающийся тем, что внутри зоны включаются и отключаются управляемые плечи, причем времена включения и отключения плеч внутри полупериода сетевого напряжения относительно перехода через ноль выбираются исходя из максимально возможного коэффициента мощности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока. Техническим результатом является повышение стабильности работы электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения; сокращение простоев бурового оборудования в ожидании ремонта или замены электродвигателя.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления многодвигательными электроприводами, в частности, на электрифицированных транспортных средствах.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока, преимущественно при питании от низковольтного источника.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока, преимущественно при питании от низковольтного источника.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автоматизированном электроприводе, предназначенном для промышленных технологических комплексов прокатного производства.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системах управления угловым положением космических аппаратов в орбитальной системе координат.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе управления электроприводами. Техническим результатом является повышение быстродействия и уменьшение динамической погрешности при регулировании скорости рабочего органа в электромеханической системе с упругими связями.

Изобретение относится к устройствам измерительной техники и может быть применено в качестве датчика угла фазового сдвига между напряжением и током в системах регулирования возбуждения синхронных электродвигателей, когда они работают в режиме стабилизации коэффициента мощности в узле нагрузки, а также в системах регулирования компенсации реактивной мощности индукционных нагревательных установок, работающих на промышленной и средней частотах при нагреве до высоких температур, к выходу устройства может подключаться прибор для измерения угла фазового сдвига ±80°.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электрическими машинами с помощью импульсно-фазового управления. .

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в тиристорных электроприводах постоянного тока с двухзонным регулированием скорости, работающих с ударным изменением нагрузки, преимущественно в электроприводах широкополосных станов горячей прокатки.
Наверх