Мелодический компас и способ его применения

Группа изобретений относится к области теории музыки и может применяться при ее изучении пользователями. Мелодический компас включает несменное основание, на котором нанесены двенадцать элементов, содержащих обозначения символов звуков хроматического звукоряда, расположенных в хроматическом порядке, при этом несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных ладовых оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, содержащие буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, причем элементы, нанесенные на сменном ладовом основании, и элементы, нанесенные на несменном основании, не перекрывают друг друга, также несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков или схемы аккордов, причем указанные элементы не перекрывают элементы, нанесенные на несменном основании, при этом установленное сменное схемное основание выполнено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а несменное основание выполнено неподвижным или подвижным, причем, в случае если несменное основание выполнено неподвижным, то сменное ладовое основание установлено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а в случае если несменное основание выполнено подвижным, то сменное ладовое основание установлено неподвижно и несменное основание при этом выполнено с возможностью перемещения относительно сменного ладового основания. Техническими результатами заявляемой группы изобретений являются повышение функциональности и расширение области применения устройства и способа его применения, при одновременном сокращении времени на реализацию различных видов музыкальной деятельности, например, построение ладомелодической последовательности, ее музыкальный анализ и подбор ее на слух, а также повышение эффективности обучения ладомелодической части функциональной гармонии и ее взаимодействия с ладогармонической частью функциональной гармонии в музыкальном процессе. 2 н.п. ф-лы, 35 ил.

 

Группа изобретений относится к области теории музыки и может применяться при ее изучении пользователями (различных уровней подготовки), в частности - в ладомелодической части функциональной гармонии, а также в практических видах музыкальной деятельности: в композиции - для построения ладомелодической последовательности любого типа и любого уровня сложности, включая отклонения и модуляции; при подборе на слух звуков ладомелодической последовательности музыкального произведения; при гармоническом анализе музыкальных произведений любого стиля и эпохи; и т.д.

В основе получения музыкального образования, помимо изучения элементарной теории музыки (нот, правил их написания и т.п.), лежит освоение функциональной гармонии, а именно - ее ладомелодической части, наряду с ладогармонической частью и взаимодействие этих 2-х частей в музыкальном процессе в рамках 3-х основных ладовых функционально-гармонических систем, последовательно включающих одна другую, начиная с первой: 1) диатонической, 2) одноименной мажоро-минорной, 3) хроматической ладовой. Полученные знания и навыки необходимы для применения в практических видах музыкальной деятельности.

Значительное упрощение, без потери качества, процесса изучения указанных дисциплин возможно с использованием разных способов представления изучаемого материала: вербального, письменного, наглядного. Одним из способов такого представления изучаемого материала, в наиболее легкой и удобной для понимания и запоминания форме - наглядной, является использование специальных приспособлений - учебных устройств (нотных досок, нотных линеек, учебных клавиатур и проч.), реализующих различные принципы действия. Так известны устройства, работа которых основана на вращении составных элементов друг относительно друга [1, 2, 3, 4], и устройства, работа которых основана на возвратно-поступательном перемещении элементов друг относительно друга [5, 6]. На рабочих поверхностях элементов таких устройств выполнены музыкальные графические обозначения - символьные обозначения звуков/аккордов/тональностей и/или знаки их взаимоотношений/связей, как то: стрелки, линии, круги, треугольники. В зависимости от задач, решаемых авторами, эти известные устройства характеризуются разнообразными особенностями конструктивного исполнения, например, количеством подвижных и/или сменных элементов, наличием рамок-указателей, движков, указателей в виде прорезей (окошек) и проч.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемой группе изобретений является устройство для обучения построению модуляции и демонстрации расширения ладотональной периферии [7]. Устройство представляет собой основание, на котором закреплен элемент в виде цилиндра незначительной высоты. На рабочей поверхности указанного элемента (на основании цилиндра) выполнены графические обозначения мажорных и минорных тональностей, упорядоченные по схеме кварто-квинтового круга. Обозначения тональностей могут быть прочитаны как тонические аккорды соответствующих тональностей. На основании также размещен с возможностью свободного вращения подвижный кольцеобразный элемент так, что поверхность его внутреннего радиуса вплотную прилегает к боковой поверхности упомянутого элемента в виде цилиндра. На рабочей поверхности кольцеобразного элемента (на поверхности, перпендикулярной поверхности внутреннего и внешнего радиусов) нанесены обозначения вариантов степеней родства тональностей. В центре цилиндрического элемента расположен крепежный элемент (в виде винта), на котором с возможностью свободного вращения установлено по меньшей мере два подвижных элемента. Элементы выполнены плоскими и имеют сложную геометрическую форму в виде многоугольника, соседние вершины которого соединены лекально-сопряженными сторонами и образуют U-образные указатели. На рабочей (внешней) поверхности каждого из указанных подвижных элементов нанесены обозначения функциональных соотношений аккордов в пределах одной тональности в различных тональных системах, выполненные в виде линий, которые соединяют соответствующие комбинации U-образных указателей.

Известное техническое решение, выбранное в качестве прототипа, обладает ограниченными функциональными возможностями, обусловленными тем, что представленное выборочное функциональное обозначение аккордов/тональностей детерминировано в рамках 2-го типа ладофункциональной гармонической системы - одноименной мажоро-минорной, из-за чего решение задач по построению модуляций (переходов из одной тональности в другую) ограничено рамками и функциональными возможностями данной системы 2-го типа, а также не предполагает построения именно ладомелодичесих последовательностей, т.к. буквенные обозначения прототипа - это обозначения тональностей/аккордов, к тому же расположенных по кварто-квинтовому (гармоническому) принципу, а не хроматическому (мелодическому) принципу.

При этом общим недостатком всех известных устройств является использование в качестве функционально активных элементов ладофункциональной гармонической системы только (простых) аккордов 1-го вида (мажорных и минорных трезвучий). Тем самым уменьшаются возможности по изучению и применению в практической музыкальной деятельности всех функционально активных аккордов ладофункциональной гармонической системы, включая сложные аккорды 2-го и 3-го вида (септаккорды и нонаккорды). А сужение области применения всех известных устройств обусловлено самим их предназначением - только для решения локальных вопросов теории музыки.

Техническими результатами заявляемой группы изобретений являются повышение функциональности и расширение области применения устройства и способа его применения при одновременном сокращении времени на реализацию различных видов музыкальной деятельности, например, построение ладомелодической последовательности, ее музыкальный анализ и подбор ее на слух, а также повышение эффективности обучения ладомелодической части функциональной гармонии и ее взаимодействия с ладогармонической частью функциональной гармонии в музыкальном процессе.

Заявленные технические результаты в части устройства достигаются за счет того, что мелодический компас включает несменное основание, на котором нанесены двенадцать элементов, содержащие обозначения символов звуков хроматического звукоряда, расположенных в хроматическом порядке, при этом несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных ладовых оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, содержащие буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, причем элементы, нанесенные на сменном ладовом основании, и элементы, нанесенные на несменном основании, не перекрывают друг друга, также несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков или схемы аккордов, причем указанные элементы не перекрывают элементы, нанесенные на несменном основании, при этом установленное сменное схемное основание выполнено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а несменное основание выполнено неподвижным или подвижным, причем, в случае если несменное основание выполнено неподвижным, то сменное ладовое основание установлено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а в случае если несменное основание выполнено подвижным, то сменное ладовое основание установлено неподвижно и несменное основание при этом выполнено с возможностью перемещения относительно сменного ладового основания.

Заявленные технические результаты в части способа достигаются за счет того, что способ применения мелодического компаса включает этапы, на которых осуществляют детерминацию лада, установление тональности, детерминацию ладофункциональных, ладоступенных, ладогармонических и интервальных значений звуков хроматического звукоряда в установленной тональности, а также детерминацию ладофункциональных связей звуков этой тональности, для детерминации ладофункциональных и ладоступенных значений устанавливают тональность на мелодическом компасе путем совмещения одного из элементов, нанесенных на одном из сменных ладовых оснований и содержащих буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, с одним из двенадцати элементов, нанесенных на несменном основании и обозначающих символы звуков хроматического звукоряда, расположенные в хроматическом порядке, так, что в зените оказывается комбинация функционального и ладоступенного обозначений тоники лада с ее звуковысотным выражением одним из символов звука хроматического звукоряда, при этом остальные одиннадцать символов звуков этого звукоряда совмещаются с соответствующим ладофункциональным и ладоступенным обозначением и получают соответствующие значения в установленной тональности, далее осуществляют ладогармоническую детерминацию аккордовых звуков поочередно используемых аккордов ладогармонической последовательности, в установленной тональности, для чего соответственно элементам, нанесенным на несменном основании и обозначающим символы звуков хроматического звукоряда, размещают один из элементов, нанесенных на одном из сменных схемных оснований с обозначением соответствующей схемы аккордов, затем в зависимости от размещенного элемента сменного схемного основания определяют звуки выбранного аккорда гармонической последовательности, в установленной тональности с помощью перемещения этого сменного схемного основания до совмещения вершин схемы выбранного аккорда, с соответствующими звуковысотными значениями хроматического звукоряда, затем аналогичным образом производят детерминацию интервальных значений звуков установленной тональности, а также детерминацию их ладофункциональных отношений, выбрав соответствующее сменное схемное основание, с нанесенными на нем элементами, обозначающими схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков, далее по результатам ладофункциональной, ладоступенной и ладогармонической детерминации определяют степень устойчивости звуков установленной тональности, затем поочередно применяют звуки лада с учетом степени их тональной устойчивости по меньшей мере в одном из видов музыкальной деятельности.

Таким образом, всеми заявленными совокупностями существенных признаков достигается повышение функциональности до возможности действий по построению/ музыкальному анализу/ подбору ладомелодической последовательности на основе ладогармонической последовательности в рамках абсолютной - Хроматической Ладовой Системы, детерминирующей все функционально активные элементы (аккордов всех уровней) и позволяющей расширить область применения устройства и способа до музыки всех стилей и эпох, при одновременном сокращении времени на процесс за счет минимизации операций с устройством, а также повышении эффективности и сокращении времени обучения ладомелодической части функциональной гармонии за счет применения наглядного способа экспонирования музыкально-теоретических знаний (информации). Повышение функциональности способа и эффективности обучения функциональной гармонии достигается за счет детальной и разносторонней детерминации хроматического звукоряда, что дает возможность решения задач любого уровня сложности, включая отклонения и модуляции, при применении компаса в практических видах музыкальной деятельности. Сменяемость ладовых и схемных оснований дает возможность применения практически любого из существующих ладов и аккордов, что повышает функциональность устройства и способа до универсального уровня. Расширение области применения достигается за счет возможности применять устройство как в обучении музыкальной теории, так и в практических видах музыкальной деятельности.

Заявленная группа изобретений поясняется следующими фигурами и описанием.

На Фиг. 1 представлен вид спереди мелодического компаса (в варианте с круглыми основаниями).

На Фиг. 2 представлен вид сбоку мелодического компаса по Фиг. 1.

На Фиг. 3 представлено несменное основание (в виде диска).

На Фиг. 4 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (мажорная пентатоника).

На Фиг. 5 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (минорная пентатоника).

На Фиг. 6 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (мажорная гептатоника).

На Фиг. 7 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (минорная гептатоника).

На Фиг. 8 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (мажорная гемитоника).

На Фиг. 9 представлено одно из сменных ладовых оснований в виде кольца (минорная гемитоника).

На Фиг. 10 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы интервалов, выполненное в виде диска.

На Фиг. 11 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы ладофункциональных отношений звуков, выполненное в виде диска (схема ладофункциональных отношений звуков Дилада).

На Фиг. 12 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (мажорное трезвучие).

На Фиг. 13 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (минорное трезвучие).

На Фиг. 14 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (уменьшенное трезвучие).

На Фиг. 15 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (увеличенное трезвучие).

На Фиг. 16 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (доминантсептаккорд).

На Фиг. 17 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (тритоновый септаккорд).

На Фиг. 18 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (уменьшенный септаккорд).

На Фиг. 19 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (целотоновый аккорд).

На Фиг. 20 представлено одно из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы аккордов, выполненное в виде диска (омниаккорд).

На Фиг. 21 представлен вариант реализации устройства прямоугольной формы, где в качестве сменного ладового основания использован мажорный 5-ступенный лад, а в качестве сменного схемного основания использована схема интервалов.

На Фиг. 22 представлен вариант реализации устройства прямоугольной формы, где в качестве сменного ладового основания использован минорный 7-ступенный лад, а в качестве сменного схемного основания использована схема «увеличенное трезвучие - Х+5».

На Фиг. 23 представлен вариант реализации устройства прямоугольной формы, где в качестве сменного ладового основания использован мажорный 12-ступенный дилад, а в качестве сменного схемного основания использована схема ладофункциональных связей.

На Фиг. 24 представлена схематичная иллюстрация одного из вариантов реализации подвижности круглых оснований (несменное основание неподвижно, сменные основания подвижны).

На Фиг. 25 представлена схематичная иллюстрация одного из вариантов реализации подвижности круглых оснований (несменное основание и сменное схемное основание подвижны, сменное ладовое основание неподвижно).

На Фиг. 26 представлена схематичная иллюстрация одного из вариантов реализации подвижности прямоугольных оснований (несменное основание и сменное схемное основание подвижны, сменное ладовое основание неподвижно).

На Фиг. 27 представлена схематичная иллюстрация одного из вариантов реализации подвижности прямоугольных оснований (несменное основание неподвижно, сменные основания подвижны).

На Фиг. 28 схематично представлена ладогармоническая последовательность блюзовой формы в тональности C-dur (До-мажор).

На Фиг. 29 схематично представлена ладомелодическая последовательность, составленная на основе ладогармонической последовательности блюзовой формы в тональности C-dur (До-мажор), в буквенно-цифровой записи.

На Фиг. 30 схематично представлена ладомелодическая последовательность блюзовой формы в тональности C-dur (До-мажор), аналогичная последовательности на Фиг. 27, в нотной записи.

На Фиг. 31 схематично представлена ладогармоническая последовательность, составленная пользователем в тональности a-moll (Ля-минор).

На Фиг. 32 схематично представлена ладомелодическая последовательность, составленная на основе ладогармонической последовательности, составленной пользователем в тональности a-moll (Ля-минор), в буквенно-цифровой записи.

На Фиг. 33 схематично представлена ладомелодическая последовательность в тональности a-moll (Ля-минор), аналогичная последовательности на Фиг. 29, в нотной записи.

На Фиг. 34 представлен пример подбора ладомелодической последовательности в буквенно-цифровой записи.

На Фиг. 35 представлен пример подбора ладомелодической последовательности в нотной записи.

Мелодический компас (Фиг. 1-27) включает несменное основание 1, на котором нанесены двенадцать элементов 2 и которое выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных ладовых оснований 3, на лицевой поверхности которых нанесены элементы 4, и одного из сменных схемных оснований 5, на лицевой поверхности которых нанесены элементы 6. Причем элементы 2 и элементы 4 нанесены на соответствующие основания 1 и 3 так, что не перекрывают друг друга. А элементы 6 нанесены на основание 5 так, что не перекрывают элементы 2, нанесенные на несменном основании 1.

Элементы 2 содержат обозначения символов звуков хроматического звукоряда, расположенных в хроматическом порядке (Фиг. 3).

Элементы 4 содержат буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада. При этом сменных ладовых оснований 3 может быть любое количество в зависимости от потребностей пользователя.

На Фиг. 4-9 в качестве примеров приведены шесть вариантов сменных ладовых оснований 3, на которых представлены по два наклонения (мажорных и минорных) 3-х основных ладов: 5-ступенного (пентатоника); 7-ступенного (гептатоника); 12-ступенного (гемитоника). Представленные варианты основных ладов являются наиболее распространенными и употребительными. Другие лады незначительно (1-2 обозначения) отличаются от какого-либо из представленных основных ладов, требующийся вариант легко может быть получен пользователем через адаптацию одного из основных ладов путем внесения соответствующих изменений.

Элементы 6 обозначают схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков или схемы аккордов.

На Фиг. 10 представлено сменное схемное основание 5 с нанесенными элементами 6, обозначающими универсальную схему интервалов, с помощью которой определяется любой интервал, между любыми звуками.

На Фиг. 11 представлен пример сменного схемного основания 5 с нанесенными элементами 6, обозначающими универсальную схему ладофункциональных отношений звуков самой сложной ладовой конструкции - Дилада, которая включает любую другую, менее сложную ладовую конструкцию (пентатонику, гептатонику, септатонику и др.).

На Фиг. 12-20 представлены примеры сменного схемного основания 5 с нанесенными элементами 6, обозначающими схемы аккордов, активных в функциональном отношении, т.е. представляющих одну из трех гармонических функций, тоническую, доминантовую или субдоминантовую, аккорды любой другой структуры являются гармонически усложненными вариантами представленных аккордов, применяемыми пользователем факультативно.

Несменное основание 1 и сменные основания 3 и 5 могут быть выполнены круглой (Фиг. 1-20, 24, 25) или прямоугольной формы (Фиг. 21-23, 26, 27), позволяющей расположить на ней соответствующие элементы 2, 4, 6 необходимым образом. Например, несменное основание 1 и сменное схемное основание 5 могут быть выполнены в виде дисков, а сменное ладовое основание 3 - в виде кольца для установки его поверх диска основания 1 так, чтобы элементы 4 не перекрывали элементы 2 (например, внутренний диаметр кольца основания 3 выполнен больше диаметра диска основания 1). А диск сменного схемного основания 5 может быть установлен поверх диска основания 1 так, чтобы элементы 6 не перекрывали элементы 2. В этом случае элементы 2 могут быть нанесены по кругу с края диска основания 1, а диаметр диска основания 5 выполнен меньше диаметра круга, по которому нанесены элементы 2 (по нижнему их контуру).

Также основания 1, 3, 5 могут быть выполнены в виде прямоугольных лент, расположенных одна под другой. В этом случае элементы 6 должны быть представлены рядами символов линейного типа в виде разомкнутых кругов и совмещаться с элементами 2, не перекрывая элементов 4.

При этом размер каждого основания 1, 3, 5 выбран таким образом, чтобы нанесенные на нем соответствующие элементы 2, 4, 6 содержали обозначения читаемого для среднестатистического человека размера шрифта без специальных оптических приспособлений. Каждое основание 1, 3, 5 может быть снабжено защитной пленкой (на чертеже не показано) и/или защитным покрытием (на чертеже не показано), соответственно размещенным на лицевой и/или обратной поверхности оснований.

При этом установленное сменное схемное основание 5 выполнено с возможностью перемещения относительно несменного основания 1. А несменное основание 1 может быть выполнено неподвижным или подвижным. Причем, в случае если несменное основание 1 выполнено неподвижным, то сменное ладовое основание 3 установлено с возможностью перемещения относительно несменного основания 1, а в случае если несменное основание 1 выполнено подвижным, то сменное ладовое основание 3 установлено неподвижно и несменное основание 1 при этом выполнено с возможностью перемещения относительно сменного ладового основания 3.

На Фиг. 24-27 стрелками и перечеркнутыми стрелками проиллюстрированы варианты взаимного перемещения оснований 1, 3, 5 при разной форме исполнения оснований 1, 3, 5.

Подвижные основания могут быть снабжены средствами (на чертеже не показано) их перемещения, например, поверхность может быть выполнена частично или полностью абразивной, могут иметься рельефные вставки или выступающие элементы, а также вырезы, отверстия или углубления.

Мелодический компас может содержать корпус 7 (Фиг. 1-2), в котором будет зафиксировано основание 1 (подвижно или неподвижно, в зависимости от варианта реализации) с помощью, например, клея, крепежного элемента (болт, заклепка и др.) или любым другим известным способом. Сменные основания 3 и 5 также будут устанавливаться в корпус 7 относительно несменного основания 1 и при необходимости фиксироваться известными средствами, но с возможностью их снятия для смены.

Корпус 7 может быть выполнен прямоугольной или круглой формы, на месте, свободном от оснований 1, 3,5 могут быть нанесены элементы 8, содержащие теоретическую информацию. Основания 1, 3, 5 могут быть установлены на лицевой стороне корпуса 7 или в углублении на лицевой стороне корпуса 7. Возможны и другие варианты установки оснований 1, 3, 5 в корпусе 7 таким образом, чтобы обеспечить их видимость и доступность для перемещения. При этом несменное основание 1 может быть образовано самой лицевой поверхностью корпуса 7. Например, в корпусе 7 может быть проделано два продольных отверстия, через которые могут быть пропущены прямоугольные ленты оснований 1, 3, 5 и т.д. В корпусе 7 и в несменном основании 1 могут быть выполнены посадочные места для установки сменных ладовых оснований 3 и сменных схемных оснований 5, соответственно, например, в виде углублений соответствующей формы или выпуклой окантовки по периметру сменных оснований.

Элементы 2, 4, 6, 8 могут быть нанесены любым известным способом, например, нарисованы, напечатаны, наклеены, выдолблены и др. в зависимости от материала соответствующего основания 1, 3, 5 и корпуса 7.

Каждое основание 1, 3, 5 может быть выполнено из любого пространственно стабильного материала, например, картона, полимера, металла, дерева и др. Корпус 7 может быть образован из картона, полимера, металла, дерева и др.

Способ применения описанного мелодического компаса в практических видах музыкальной деятельности включает этапы, на которых осуществляют детерминацию лада, установление тональности, детерминацию ладофункциональных, ладоступенных, ладогармонических и интервальных значений звуков хроматического звукоряда в установленной тональности, а также детерминацию ладофункциональных связей звуков этой тональности.

Детерминацию лада осуществляют путем установки соответствующего сменного ладового основания 3. При детерминации ладофункциональных и ладоступенных значений устанавливают тональность на мелодическом компасе путем совмещения одного из элементов 4, нанесенных на одном из сменных ладовых оснований 3 и содержащих буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, с одним из двенадцати элементов 2, нанесенных на несменном основании 1 и обозначающих символы звуков хроматического звукоряда, расположенные в хроматическом порядке, так, что в зените оказывается комбинация функционального и ладоступенного обозначений тоники лада с ее звуковысотным выражением одним из символов звука хроматического звукоряда.

При этом остальные одиннадцать символов звуков этого звукоряда совмещаются с соответствующим ладофункциональным и ладоступенным обозначением и получают соответствующие значения в установленной тональности. Эти действия осуществляют каждый раз при смене тональности.

Далее осуществляют ладогармоническую детерминацию аккордовых звуков поочередно используемых аккордов ладогармонической последовательности, в установленной тональности, для чего соответственно элементам 2, нанесенным на несменном основании 1, размещают один из элементов, нанесенных на одном из сменных схемных оснований 5 обозначением соответствующей схемы аккордов.

Затем в зависимости от размещенного элемента 6 определяют звуки выбранного аккорда гармонической последовательности в установленной тональности с помощью перемещения этого сменного схемного основания 5 до совмещения вершин схемы выбранного аккорда с соответствующими звуковысотными значениями хроматического звукоряда.

Эти действия повторяются с каждым аккордом ладогармонической последовательности, выбранной за основу для построения ладомелодической последовательности, при наступлении его времени звучания.

Затем аналогичным образом производят детерминацию интервальных значений звуков установленной тональности, а также детерминацию их ладофункциональных отношений, выбрав соответствующее сменное схемное основание 5 с нанесенными на нем элементами 6, обозначающими схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков.

В процессе ладофункциональной детерминации определяют степень ладофункциональной устойчивости каждого звука хроматического звукоряда через его принадлежность к какой-либо функции лада: к тонической, субдоминантовой, или доминантовой, в установленной тональности. Эта степень ладофункциональной устойчивости становится одним из факторов, определяющим степень тональной (итоговой) устойчивости того или иного звука. Степень ладофункциональной устойчивости звука является величиной постоянной в пределах установленной тональности. В процессе ладоступенной детерминации определяют степень ладоступенной устойчивости каждого звука хроматического звукоряда через его принадлежность к диатоническим или альтерированным звукам в установленной тональности. Эта степень ладоступенной устойчивости становится одним из факторов, определяющим степень тональной (итоговой) устойчивости того или иного звука. Как и степень ладофункциональной устойчивости, степень ладоступенной устойчивости является величиной постоянной в пределах установленной тональности. В процессе ладогармонической детерминации определяют степень гармонической устойчивости каждого звука хроматического звукоряда через его принадлежность к аккордовым звукам используемого в данный момент аккорда (гармонии) из ладогармонической последовательности, и на основе которой составляется ладомелодическая последовательность. По отношению к ладофункциональной и ладоступенной устойчивости, степень ладогармонической устойчивости является приоритетным фактором, определяющим степень тональной (итоговой) устойчивости того или иного звука, но, в то же время, она является величиной временной, действующей только в пределах активизированного аккорда ладогармонической последовательности, взятой за основу для построения ладомелодической последовательности. Детерминация ладофункциональных связей звуков установленной тональности производится для использования при музыкальном анализе и изучении функциональной гармонии. Детерминация интервальных значений звуков установленной тональности используется при подборе на слух, музыкальном анализе и изучении функциональной гармонии. Навыки подбора на слух, результаты музыкального анализа и знания законов функциональной гармонии, оказывают значительную помощь при применении компаса в практических видах музыкальной деятельности, способствуя сокращению времени на процесс либо составления, либо подбора на слух, либо анализа ладомелодической последовательности и оказывая влияние на повышение качества этого процесса.

Далее по результатам ладофункциональной, ладоступенной и ладогармонической детерминации определяют степень тональной устойчивости звуков используемого лада согласно приведенному ниже Списку приоритетности звуков по степени тональной устойчивости:

1) аккордовые - от нижнего к верхнему,

2) функциональные - тонические, субдоминантовые, доминантовые,

3) диатонические - от нижнего к верхнему,

4) альтерированные - от нижнего к верхнему.

Затем поочередно применяют звуки лада с учетом степени их тональной устойчивости по меньшей мере в одном из видов музыкальной деятельности.

Таким образом, результаты, полученные с помощью мелодического компаса, в дальнейшем применяют в практических видах музыкальной деятельности следующим способом.

Для построения ладомелодической последовательности соединяют по два звука, с учетом их тональной устойчивости согласно Списку приоритетности, в последовательные интонации, интонации соединяют во фразы, получая ладомелодическую последовательность, записываемую для исполнения. Учитывать степень устойчивости звуков в ладу необходимо при соединении звуков в интонации, чтобы получить нужный характер соединения, либо усиления гармонического напряжения, при соединении более устойчивого звука с менее устойчивым, либо наоборот, ослабление напряжения при переходе менее устойчивого звука в более устойчивый, в зависимости от задач, решаемых композитором. Интонации, фразы и другие построения ладомелодической последовательности могут отделяться паузами.

При этом изменения тональности внутри ладомелодической последовательности, такие как отклонения или модуляции осуществляются с помощью смены звуковысотного значения тоники лада новым (требующимся) символом звука хроматического звукоряда.

Музыкальный анализ ладомелодической последовательности, составленной на основе ладогармонической последовательности, имеет целью выявить музыкально-художественный замысел автора и те ладомелодические средства развития музыкального процесса, которыми автор воплощает его. К таким средствам относятся, прежде всего, вид интонации (восходящая, нисходящая, повторяющаяся) и ее качество (широкий или узкий интервал интонации), степень тональной устойчивости звуков и их ладофункциональные связи. Вид интонации следует определять по второму звуку -если второй звук ниже, чем первый, то интонация нисходящая, если второй звук выше, то она восходящего вида, а если второй звук на одной высоте с первым, то это повторяющаяся интонация. Качество интонации определяется детерминацией интервалов с помощью сменного схемного основания 5 со схемой интервалов, ладофункциональные связи детерминируются с помощью сменного схемного основания 5 со схемой ладофункциональных связей, а степень тональной устойчивости звуков согласно Списку приоритетности определяется ладофункциональной, ладоступенной и ладогармонической детерминациями звуков при установлении тональности с помощью сменного ладового основания 3 с соответствующим ладовым обозначением. Все эти детерминации осуществляются тем же образом, что и при составлении ладомелодической последовательности из первого раздела и их результаты позволяют проанализировать и понять сценарий ладогармонического развития, одного из самых важных компонентов музыкального процесса.

Подбор на слух развивает музыкальные способности пользователя, обогащает его музыкальный опыт и знания, также прививает навыки сочинения и импровизации музыкальных произведений и повышает их качество. При использовании устройства в этом виде практической музыкальной деятельности осуществляются следующие этапы: детерминация лада, установление тональности с одновременной ладофункциональной и ладоступенной детерминацией и поочередной ладогармонической детерминацией аккордовых звуков ладогармонической последовательности, на основе которой построена подбираемая ладомелодическая последовательность.

По результатам ладофункциональной, ладоступенной и ладогармонической детерминации все звуки хроматического звукоряда распределяются по степени тональной устойчивости, в следующие группы:

Список приоритетности звуков по степени ладовой устойчивости:

1) аккордовые - от нижнего к верхнему,

2) функциональные - тонические, субдоминантовые, доминантовые,

3) диатонические - от нижнего к верхнему,

4) альтерированные - от нижнего к верхнему.

Процедура подбора на слух звуков ладомелодической последовательности состоит из следующих действий: а) прослушивание звуков подбираемой интонации в образце, б) применение звука лада согласно его степени тональной устойчивости из списка приоритетности, в) озвучивание его, г) сравнивание со звуком из образца, д) при совпадении (слиянии) звучания обоих звуков записывание или запоминание подобранного звука и перехода к следующему звуку с повторением всей процедуры подбора на слух сначала, е) при несовпадении процедура повторяется с выбором из списка приоритетности следующего по очередности звука.

При подборе очередного звука важно руководствоваться видом и качеством интонации, т.е. ее направлением и размером интервала.

1. Примеры построения ладомелодической последовательности:

1.1 Ладомелодическая последовательность строится в соответствии с ладогармонической последовательностью, построенной пользователем или используется готовый формат. Рассмотрим известную ладогармоническую последовательность блюзовой формы в тональности C-dur (До-мажор) (Фиг. 28).

Необходимо установить сменное ладовое основание с обозначением Мажорного 7-ступенного лада (мажорной гептатоники), а символ звука «до» - «с» на несменном основании с обозначением звуков хроматического звукоряда совместить с буквой «Т» -тоникой лада и цифрой «1» - первой ступенью лада на сменном ладовом основании с обозначением Мажорного 7-ступенного лада. Таким образом, установится тональность C-dur (До-мажор) и можно определить звуки используемых аккордов в блюзе, т.е. произвести ладогармоническую детерминацию. Используя сменные схемные основания со схемами: «мажорное трезвучие» для аккорда «С», «мажорный доминантсептаккорд» для аккорда «F7» и для аккорда «G7», следует совместить угол с буквой «р» соответствующей схемы с буквенным символом звука хроматического звукоряда на несменном основании, обозначающем приму аккорда и входящим в обозначение аккорда в качестве его именной части, (например, для аккорда «Аm» это - символ «а», а для аккорда «G#7+5» - символ «g#»), другие углы этих схем укажут на символы других звуков, входящих в соответствующий аккорд, и таким образом определятся аккордовые звуки. Такими звуками для аккорда «С» будут (порядок по степени гармонической устойчивости): c, e, g; для аккорда «F7» - f, a, c, eb; для аккорда «G7» - g, h, d, f. Далее, произведя ладофункциональную и ладоступенную детерминации звуков тональности C-dur (До-мажор), определим степень тональной устойчивости каждого из них.

Комбинируя аккордовые звуки, во время звучания соответствующего аккорда, с другими звуками лада, руководствуясь степенью их тональной устойчивости, создаются нужные, усиливающие или ослабляющие гармоническое напряжение, интонации, соединяемые во фразы, а фразы в ладомелодическую последовательность, как приведено на Фиг. 29, 30.

1.2 В качестве примера создания ладомелодической последовательности, на основе ладогармонической последовательности составленной самим пользователем, используем ладогармоническую последовательность из 8 аккордов, составленную в тональности a-moll (Ля-минор). (Фиг. 31).

На первом этапе установим на устройство сменное ладовое основание с обозначением минорного 7-ступенного лада (минорной гептатоники). Совместим функциональное обозначение тоники лада букву «t» и ладоступенное обозначение этой же тоники цифру «1» на установленном ладовом основании с символом звука «ля», буквой «а» на несменяемом основании устройства и, таким образом, установим тональность «Ля-минор» (a-moll), одновременно произведя ладофункциональную и ладоступенную детерминацию остальных 11 звуков хроматического (мелодического) звукоряда в установленной тональности. Теперь осуществим ладогармоническую детерминацию звуков установленной тональности, для чего определим звуки, входящие в состав каждого аккорда, и во время активации очередного аккорда звуки, входящие в его состав будут становиться аккордовыми, т.е. устойчивыми, при этом степень устойчивости ослабевает от нижнего тона аккорда к верхнему, а остальные звуки тональности, не входящие в активированный аккорд, будут являться гармонически неустойчивыми. При определении аккордовых звуков с использованием сменных схемных оснований, видно, что некоторые аккорды имеют в своем обозначении цифры не входящие в схему данного аккорда. Например, «Аm7», три звука этого аккорда определим по схеме минорного трезвучия «Хm» - это звуки: «а», «с», «е», а четвертый - «7», найдем по схеме интервалов, установив стрелку с надписью «чист. прима - ч. 1» на символ звука основного тона аккорда - это буква обозначения аккорда, т.е. «а». Цифра «7» - это интервал «мал. септима - м. 7». Стрелка с таким названием указывает на букву «g». Таким образом в аккорд «Аm7» входят след. звуки: «а», «с», «е», «g». Используя этот способ, можно определить устойчивые звуки для каждого аккорда: 1) Аm7 - «а», «с», «е», «g», 2) Dm6 - «d», «f», «a», «h», 3) G+5 - «g», «h», «d#», 4) C+7 - «c», «e», «g», «h», 5) F - «f», «а», «c», 6) D#0 - «d#», «f#», «а», «c», 7) E7-5 - «e», «g#», «b», «d», 8) Am+7 - «а», «c», «e», «g#». Комбинируя по два звука, создаем интонации, озвучиваем их, прослушиваем, выбираем понравившиеся и комбинируем из них фразы, из фраз комбинируем законченную ладомелодическую последовательность (мелодию) (Фиг. 32, 33).

2. Пример музыкального анализа Блюзовой ладомелодической последовательности

Согласно ладогармонической последовательности, тональность данного блюза -До-мажор (C-dur). Устанавливаем эту тональность, одновременно с установкой тональности происходит ладофункциональная и ладоступенная детерминация звуков этой тональности. Руководствуясь их значениями и значениями ладогармонической, интервальной детерминаций и значениями детерминации ладофункциональных связей, определим развитие ладогармонического напряжения, основанного на степени тональной неустойчивости звуков каждой фразы. Ладомелодическая последовательность рассматриваемого блюза состоит из шести фраз, каждая фраза продолжительностью по два такта.

1-я фраза построена на основе аккорда «С». Аккорд тонической, самой устойчивой функции. Осуществив ладогармоническую детерминацию, узнаем степень тональной устойчивости звуков, входящих в этот аккорд, по мере возрастания неустойчивости, начиная с нижнего: «с», «е», «g». Фраза восходящего типа, плавного поступенного движения, из 3-х восходящих интонаций, от примы аккорда до его терцового тона, первая интонация со 2-й диатонической ступенью, 2-я интонация со 2-й повышенной, альтерированной ступенью, т.е. неустойчивость усиливается, гармоническое напряжение возрастает, но 3-я интонация с аккордовым терцовым тоном, напряжение ослабляет.

2-я фраза, аналогична первой. Отличие в том, что фраза движется от терцового тона к квинтовому тону через 4-ю диатоническую и 4-ю альтерированную ступени, и неустойчивость усиливается - напряжение возрастает, но, в пределах все той же тонической, устойчивой функции.

3-я фраза, используется аккорд «F», ладовая функция меняется на субдоминантовую, среднюю по степени устойчивости, но использование этой функции в виде малого мажорного септаккорда со звуком «еb» - терцией одноименного до-минора (c-moll) вносит неустойчивость межтонального конфликта, свойство чисто блюзовой гармонии. Мелодическое движение - две нисходящие интонации от основного тона аккорда по септиме и квинте, т.е. по аккордовым звукам и две восходящие по тем же звукам к тому же основному тону аккорда с интонацией его повтора, не конфликтует гармонически с одновременно используемым аккордом и поэтому не обременяет звучание дополнительными неустойчивостью и ладогармоническим напряжением. Эта фраза значительно усиливает ладогармоническое напряжение.

4-я фраза: ладогармоническое напряжение ослабевает благодаря возврату к аккорду тонической функции «С», мелодическое движение, подобно 3-й фразе - две нисходящие фразы и две восходящие по звукам используемого аккорда - начинается, однако, от квинтового тона аккорда, самого неустойчивого из аккордовых звуков и к нему же приходит, вдобавок с повторной интонацией на этом звуке, что позволяет поддержать тональную неустойчивость и интригу ладогармонического развития, а это, в свою очередь, создает ощущение незаконченности и требует продолжения мелодического развития, что и происходит в 5-й и 6-й фразах.

5-я фраза - самая гармонически напряженная. В 1-м такте звучит самая неустойчивая функция лада - доминантовая, и еще в виде малого мажорного септаккорда, по самым неустойчивым (септимовым, квинтовым и терцовым) тонам которого и движется мелодия из 7-ми восходящих и нисходящих интонаций, от одного и того же начального и конечного звука и во 2-м такте фразы наступает кульминация мелодического и гармонического развития, в которой средняя степень неустойчивости субдоминантовой функции усиливается употреблением ее в виде малого мажорного септаккорда и использованием 6-ти настойчиво повторяющихся интонаций на самой неустойчивой ступени аккорда, септиме, выраженной звуком «еb» - терцией одноименного лада до-минора (c-moll).

6-я, заключительная фраза, с тонической гармонией на аккорде «С», подчеркивающей восстановление устойчивости, однако не полной, из-за использования в мелодии терции аккорда, которая звучит в 4-х повторяющихся интонациях 1-го такта фразы, прием, закрепляющий и утверждающий спад ладогармонической неустойчивости и восстановления мажорного наклонения лада в противовес 2-му такту предыдущей 5-й фразы. Во 2-м такте 6-й фразы звучит инверсия 2-го такта 1-й фразы -три нисходящие поступенные интонации приводят мелодию от 3-й устойчивой ступени через альтерированную, пониженную 3-ю ступень и диатоническую 2-ю ступень к приме - основному тону аккорда тонической функции, что создает ощущение полного покоя и законченности процесса. Эта ладомелодическая последовательность хорошо развита функционально, интонационно, гармонически.

Функционально: использованы все три ладовые функции, и они так ясно отражены в ладомелодической последовательности, что если ее озвучить без аккордового сопровождения, то все функции все равно будут хорошо определяться на слух.

Интонационно: использованные интонации разнообразны по видам движения и интервальной структуре.

Гармонически: усиления и спады гармонического напряжения грамотно распределены как внутрифразово, так и пофразово, с постепенным нагнетанием до кульминации и посткульминационного спада в заключительной фразе.

Таким образом, замысел композитора - всесторонне развить рассматриваемую ладомелодическую последовательность и привести ее к кульминации перед заключительной фразой - реализован в полной мере, а применение устройства упростило процесс музыкального анализа и придало ему высокую степень наглядности.

3. Пример подбора ладомелодической последовательности

В качестве примера рассмотрим всемирно известную песню В. Соловьева-Седого - «Подмосковные вечера». Вот ее ладогармоническая последовательность:

* 1-я фраза * 2-я фраза * 3-я фраза * 4-я фраза *

Am - Dm - Е7 - Am - С - G7 - С - Н7, Е7 - Am - Am - Dm - Dm - Am - E7 - Am

Согласно ладогармонической последовательности устанавливаем тональность Ля-минор (a-moll).

Распределяем звуки по списку приоритетности:

1) аккордовые звуки - это звуки активизированного аккорда ладогармонической последовательности,

2) функциональные - «а», «d», «е»,

3) диатонические - «а», «h», «с», «d», «е», «f», «g»,

4) альтерированные - «a#/b», «c#/db», «d#/eb», «f#/gb», «g#/ab».

Поскольку функциональные звуки входят также и в группу диатонических звуков, то при подборе их можно не учитывать и список сократится до 3-х групп:

1) аккордовые звуки «Am»- «а», «с», «е»,

2) диатонические - «а», «h», «с», «d», «е», «f», «g»,

3) альтерированные - «a#/b», «c#/db», «d#/eb», «f#/gb», «g#/ab».

Звуки 1-й группы меняются со сменой аккорда ладогармонической последовательности.

Звуки 2-й и 3-й групп меняются только со сменой тональности.

Первая фраза начинается с аккорда «Аm», этот аккорд и будет первым активизированным аккордом ладогармонической последовательности. Определим звуки, входящие в этот аккорд, т.е. осуществим ладогармоническую детерминацию. Путем вращения сменного схемного основания со схемой минорного трезвучия - Хm, совместим угол схемы с буквой «р» с символом звука «а» - примы аккорда «Аm» на несменном основании. Другие углы схемы укажут на все звуки, входящие в аккорд: «с», «е». Следовательно, аккордовыми звуками аккорда «Аm» будут «а», «с», «е». Теперь определим, сколько звуков последовательно появляется за время звучания этого аккорда. Получается - 4-ре. Согласно процедуре подбора, сначала озвучиваем 1-й звук - «a1» («ля» 1-й октавы) и сравниваем его с первым звуком образца (в звукозаписи). Убеждаемся, что оба звука, подбираемый и из образца, находятся на одной высоте звучания (сливаются). Значит, мы правильно подобрали первый звук 1-й фразы, запишем его как начальный звук подбираемой ладомелодической последовательности:

Слушаем образец и стараемся понять направление интонации второго звука. После того, как определим, что второй звук выше первого, т.е. интонация восходящего типа, озвучим следующий по приоритетности аккордовый звук - «c2» («до» 2-й октавы). Сравним его со 2-м звуком образца, т.е. прослушаем и убедимся, что и эти звуки сливаются по высоте звучания, а значит и 2-й звук нами подобран правильно. Запишем оба подобранных звука:

Подбираем 3-й звук по установленной процедуре. Прослушаем 2-й и 3-й звуки образца и постараемся определить направление интонации, образованной этими звуками. Считаем, что интонация восходящая, озвучиваем третий аккордовый (очередной по степени устойчивости) звук - «e2» («ми» 2-й октавы), сравниваем с образцом и убеждаемся, что и этот звук подобран правильно. Дописываем его в подбираемую последовательность:

Слушаем следующую интонацию из 3-го - 4-го звуков образца. Определяем, что эта интонация нисходящего направления. Ниже 3-го звука «e2», из аккордовых звуков находятся звуки «c2» (до) и «a1» («ля»). Попробуем озвучить сначала «c2». Сравним его звучание со звуком образца. Убеждаемся в их идентичности, записываем в последовательность:

Следующий, 5-й звук звучит на 2-м аккорде ладогармонической последовательности - Dm. Следовательно, следует определить аккордовые звуки этого аккорда. Путем вращения сменного схемного основания со схемой минорного трезвучия - Хm, совместим угол схемы с буквой «р» с символом звука «d» - примы аккорда Dm. Другие углы схемы укажут на все звуки, входящие в аккорд: «f» и «а». Следовательно, аккордовыми, приоритетными при подборе на время звучания данного аккорда, в порядке повышения, будут звуки: «d», «f» и «а». Звуки в других группах не меняются, пока не изменится тональность.

Прослушаем и определим количество звуков ладомелодической последовательности, появляющихся во время звучания 2-го аккорда. Таких звуков -3.

Слушаем 4-ю интонацию из 4-го - 5-го звуков подбираемой ладогармонической последовательности. Определяем: интонация восходящая, плавная. Следовательно, следует пробовать звук выше «c2» («до»). Из аккордовых звуков «d», «f», «а», ближе всего к «c2» находится «d2» («ре» 2-й октавы). Озвучиваем, сравниваем с 5-м звуком образца и убеждаемся в их идентичности. Записываем 5-й звук в подбираемую последовательность:

Следующий, 6-й звук звучит ниже 5-го, но интервал между ними узкий. Попробуем применить аккордовый звук «a1» («ля»), находящийся ниже «d2» («ре»). Прослушиваем и убеждаемся в том, что звук «a1» не совпадает по высоте с 6-м звуком образца. Остался один звук из этой группы аккордовых звуков, находящийся ниже «d2» - «f1 » («фа»). Попробуем озвучить и сравнить его со звуком образца. Нет, и этот звук не подходит. Значит, переходим к звукам следующей по списку приоритетности, диатонической группы. Ниже звука «d2» в этой группе расположен звук «с2», озвучиваем его и сравниваем со звучанием 6-го звука образца. Убеждаемся в их сходстве и дописываем подобранный 6-й звук «с2» в подбираемую последовательность. На этом аккорде остался еще один звук - 7-й. Слушаем его в образце, определяем его нисходящее, плавное движение и пробуем применить соседний снизу от «с2», звук «h1» («си»). Озвучиваем, убеждаемся в правильности выбора и записываем подобранный звук:

Далее аккорд «Dm» меняется на «Е7». Устанавливаем сменное схемное основание 5 со схемой «малый мажорный септаккорд» - «Х7» и, произведя ладогармоническую детерминацию, определяем аккордовые звуки: «е», «g#», «h», «d». Определяем, что за время звучания этого аккорда в ладомелодической последовательности используется два звука. По описанной выше процедуре подбора подбираем эти звуки - «e2» («ми») и «d2» («ре») и дописываем их в подбираемую последовательность:

Для определения аккордовых звуков последнего аккорда этой, 1-й фразы «Аm», устанавливаем сменное схемное основание со схемой «минорное трезвучие - Хm».

Определяем аккордовые звуки - «а», «с», «е», прослушиваем последнюю фразу и количество интонаций в ней, определяем вид и качество этой интонации, подбираем соответствующий звук - «a1» («ля») и записываем его в подбираемую последовательность:

Первая фраза песни подобрана. Аналогичным образом подбираем 2-ю фразу:

Затем 3-ю фразу:

И последнюю, 4-ю фразу:

Синхронизируем музыкальный текст со стихотворным по принципу «звук - слог» и получаем музыкальный текст всей песни (Фиг. 34, 35).

Список использованных источников

1. Устройство для изучения гармонии: патент US на изобретение №3572205, G09B 15/00, заявл. 07.07.1969, опубл. 23.03.1971.

2. Устройство для отображения гармонических взаимосвязей: патент US на изобретение №3592099, G09B 15/02, заявл. 11.04.1969, опубл. 13.07.1971.

3. Устройство для изучения теории музыки: патент US на изобретение №4069736, G09B 15/00, G09B 15/02, заявл. 24.03.1976, опубл. 24.01.1978.

4. Устройство для изучения теории музыки: патент US на изобретение №4961362, G09B 15/02, заявл. 19.01.1989, опубл. 09.10.1990.

5. Музыкальная линейка: патент US на изобретение №2832252, G09B 15/00, заявл. 12.09.1955, опубл. 29.04.1958.

6. Музыкальная линейка: патент US на изобретение №3791254, G09B 15/02, заявл. 01.11.1971, опубл. 12.02.1974.

7. Устройство для обучения построению модуляции и демонстрации расширения ладотональной периферии: патент RU на полезную модель №4404, G09B 15/02, заявл. 03.03.1995, опубл. 16.06.1997.

1. Мелодический компас, включающий несменное основание, на котором нанесены двенадцать элементов, содержащих обозначения символов звуков хроматического звукоряда, расположенных в хроматическом порядке, при этом несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных ладовых оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, содержащие буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, причем элементы, нанесенные на сменном ладовом основании, и элементы, нанесенные на несменном основании, не перекрывают друг друга, также несменное основание выполнено с возможностью установки относительно него одного из сменных схемных оснований, на лицевой поверхности которых нанесены элементы, обозначающие схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков или схемы аккордов, причем указанные элементы не перекрывают элементы, нанесенные на несменном основании, при этом установленное сменное схемное основание выполнено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а несменное основание выполнено неподвижным или подвижным, причем, в случае если несменное основание выполнено неподвижным, то сменное ладовое основание установлено с возможностью перемещения относительно несменного основания, а в случае если несменное основание выполнено подвижным, то сменное ладовое основание установлено неподвижно и несменное основание при этом выполнено с возможностью перемещения относительно сменного ладового основания.

2. Способ применения мелодического компаса, включающий этапы, на которых осуществляют детерминацию лада, установление тональности, детерминацию ладофункциональных, ладоступенных, ладогармонических и интервальных значений звуков хроматического звукоряда в установленной тональности, а также детерминацию ладофункциональных связей звуков этой тональности, для детерминации ладофункциональных и ладоступенных значений устанавливают тональность на мелодическом компасе путем совмещения одного из элементов, нанесенных на одном из сменных ладовых оснований и содержащих буквенные обозначения функций лада и цифровые обозначения ступеней лада, с одним из двенадцати элементов, нанесенных на несменном основании и обозначающих символы звуков хроматического звукоряда, расположенные в хроматическом порядке, так, что в зените оказывается комбинация функционального и ладоступенного обозначений тоники лада с ее звуковысотным выражением одним из символов звука хроматического звукоряда, при этом остальные одиннадцать символов звуков этого звукоряда совмещаются с соответствующим ладофункциональным и ладоступенным обозначением и получают соответствующие значения в установленной тональности, далее осуществляют ладогармоническую детерминацию аккордовых звуков поочередно используемых аккордов ладогармонической последовательности, в установленной тональности, для чего соответственно элементам, нанесенным на несменном основании и обозначающим символы звуков хроматического звукоряда, размещают один из элементов, нанесенных на одном из сменных схемных оснований с обозначением соответствующей схемы аккордов, затем в зависимости от размещенного элемента сменного схемного основания определяют звуки выбранного аккорда гармонической последовательности, в установленной тональности с помощью перемещения этого сменного схемного основания до совмещения вершин схемы выбранного аккорда, с соответствующими звуковысотными значениями хроматического звукоряда, затем аналогичным образом производят детерминацию интервальных значений звуков установленной тональности, а также детерминацию их ладофункциональных отношений, выбрав соответствующее сменное схемное основание, с нанесенными на нем элементами, обозначающими схемы интервалов или схемы ладофункциональных отношений звуков, далее по результатам ладофункциональной, ладоступенной и ладогармонической детерминации определяют степень устойчивости звуков установленной тональности, затем поочередно применяют звуки лада с учетом степени их тональной устойчивости по меньшей мере в одном из видов музыкальной деятельности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области теории музыки. Техническим результатом является сокращение времени на процесс построения ладогармонической последовательности.

Изобретение относится к устройствам, применяемым при обучении музыке, в частности к устройствам для обучения игре на флейте. Приспособление для обучения игре на флейте выполнено в виде коврика (1), на котором размещены плоские материальные объекты, сопоставимые по форме со следом подошв левой (4) или правой (7) ноги человека.
Изобретение относится к способам обучения навыкам владения музыкальными инструментами и предназначено для обучения и оценки подготовленности звонарей, осуществляющих свою деятельность в музыкальных оркестрах, в церковных и храмовых звонницах.
Изобретение относится к средствам профессионального музыкального обучения и предназначено для погружения исполнителя оркестра в пространство виртуальной акустической реальности с целью улучшения качества и интенсификации подготовки музыканта.

Изобретение относится к духовым музыкальным инструментам, в частности к устройствам для обучения музыкантов игре на духовых инструментах. Изобретение предназначено для практической тренировки обучающихся игре на медных духовых инструментах с воронкообразными мундштуками.

Предназначено для использования при обучении музыке. Клавишный музыкальный инструмент содержит регулируемый по частоте импульсный генератор, выход которого подключен к счетчику импульсов и электронному коммутатору, выходы которого соединены с входными гнездами наборного поля.

Изобретение относится к производству музыкальных инструментов и в частности может быть использовано для начального музыкального образования, обучения нотной грамоте детей, в том числе слепых, обладающих музыкальными способностями.

Изобретение относится к учебной гитаре для вокалистов-любителей. .
Наверх