Устройство для контроля управления транспортным средством

Изобретение относится к устройствам контроля управления транспортным средством. Система для контроля управления транспортным средством содержит выполненные с возможностью установки на транспортном средстве и соединения с датчиками скорости, продольного и бокового ускорений и расхода топлива, устройство для обработки информации, связанное с ним устройство для отображения информации с дисплеем и средство управления. Устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренных значений максимальной скорости, среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорений от средней величины с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями этих показателей и определение по отклонениям этих показателей от оптимальных значений коэффициентов опасности управления и выведением на дисплей наибольшего из коэффициентов опасности управления. Также устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренного значения расхода топлива с нормативным значением этого показателя и определение уровня экономичности управления с вычислением коэффициента расхода топлива и выведением его на дисплей. Достигается повышение объективности оценки умения водителя. 6 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил.

 

Изобретение относится к системам контроля и предназначено для установки на транспортном средстве (ТС) и является устройством обратной связи, необходимой водителю для оптимизации управления транспортным средством (повышения безопасности, эффективности, экологичности) и надзорным службам для контроля соответствия показателей безопасности, эффективности, экологичности установленным требованиям и наложения взысканий на водителей, не выполняющих установленные требования, и может быть использовано для ранжирования водителей по уровню квалификации для определения повышающих и понижающих коэффициентов по системе бонус-малус при автостраховании; для определения величины оплаты труда водителей на автотранспортном предприятии (АТП); при проведении экзаменов на получение права на управление ТС; при обучении вождению ТС.

В настоящее время уровень умения кандидата в водители оценивается инструктором субъективно. На экзамене в ГИБДД оценка готовности кандидата в водители к участию в дорожном движении производится экзаменатором так же субъективно. В результате допуск к управлению ТС получают водители не умеющие управлять с необходимыми уровнями безопасности, эффективности, экологичности.

Действующие квалификационные характеристики требуют, чтобы водитель умел управлять ТС, не расшифровывая этого понятия. Поэтому сегодня отсутствует возможность ранжирования водителей по уровню квалификации, следовательно, отсутствует и система, мотивирующая водителей повышать ее.

Известны системы диспетчерского контроля движения ТС - Automatic Vehicle Location and Control (AVLC). Они предназначены для обеспечения оперативного контроля выполнения водителями задания в целях повышения эффективности и безопасности перевозок.

Диспетчерская система функционирует следующим образом: на ТС устанавливается бортовой комплект, включающий навигационную систему, с помощью которого определяются текущие координаты, скорость, ускорение, расход топлива, информация о состоянии систем и агрегатов ТС. Собранная информация передается в диспетчерский центр (ДЦ), который оборудован программно-аппаратным комплексом, предназначенным для ее обработки и анализа. Положение ТС отображается на электронной карте местности, что позволяет оператору ДЦ визуально наблюдать место нахождения подконтрольных ТС и выявлять их отклонения от маршрута. В результате обработки поступающей информации определяется выполнение графика прохождения маршрута и отклонения от него, превышения установленной скорости, выполнение водителем режима труда и отдыха, превышение нормы расхода топлива, слив топлива из бака.

Одна из таких систем содержит навигационный контроллер, коммуникационный и телеметрический модули, блоки датчиков, собирающих информацию о техническом состоянии ТС и эксплуатационных параметрах его движения, блок управления исполнительными устройствами, блоки определения географического положения, спутниковой радиосвязи, телефонной радиосвязи, приемопередающий блок и интеллектуальный модуль (RU №36801 U1, 27.03.2004 г.).

Указанные системы обладают ограниченными возможностями в отношении повышения качества управления ТС при выполнении перевозок. Они регистрируют: отклонения от заданного маршрута, нарушения скоростного режима и режима труда и отдыха водителя, факты хищения топлива и не предусматривают включение водителя в процесс оптимизации управления ТС. При этом каналы связи ТС и ДЦ передают большое количество избыточной информации, которая после обработки предъявляется диспетчеру для принятия решения.

Известна система для контроля управления транспортным средством, содержащая выполненные с возможностью установки на транспортном средстве и соединения с датчиком пути, проходимого транспортным средством, и датчиком расхода топлива, устройство для обработки информации, связанное с ним устройство для отображения информации с дисплеем и средство управления, устройство для обработки информации выполнено с возможностью вычисления посредством установленной программы реальных значений максимальной скорости ТС, среднего квадратичного отклонения продольного ускорения от среднего значения, средней скорости и расхода топлива, определение величины отклонения максимальной скорости ТС от ее оптимального значения и величины превышения средним квадратичным продольным ускорением оптимального значения, которые вычисляются предварительно установленной программой, сравнения реальных показателей средней скорости и расхода топлива с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями средней скорости и нормативными значениями расхода топлива (RU 113218 U1, 10.02.2012).

Недостатком известной системы для контроля управления транспортным средством является низкая эффективность и объективность оценки умения водителя управлять транспортным средством с необходимым уровнем безопасности, эффективности и экологичности.

Техническим результатом предложенного изобретения является устранение указанных недостатков, повышение объективности оценки умения водителя управлять транспортным средством для улучшения качества (безопасности, эффективности и экологичности) управления транспортным средством.

Указанный технический результат достигается в системе для контроля управления транспортным средством, которая содержит выполненные с возможностью установки на транспортном средстве и соединения с датчиками скорости, продольного и бокового ускорений и расхода топлива, устройство для обработки информации, связанное с ним устройство для отображения информации с дисплеем и средство управления, устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренных значений максимальной скорости, среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорений от средней величины с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями этих показателей и определение по отклонениям этих показателей от оптимальных значений коэффициентов опасности управления, характеризующих уровень безопасности движения ТС, и выведением наибольшего из коэффициентов управления на дисплей, а также с возможностью сравнения измеренного значения расхода топлива с вычисляемым установленной программой нормативным значением этого показателя и определение коэффициента расхода топлива, характеризующего уровень экономичности и экологичности управления, и выведением его на дисплей.

Кроме того, показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления могут быть отображены на дисплее с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами.

Кроме того, цветовая индикация различных уровней безопасности для показателя максимальной скорости и коэффициента опасности управления может быть выполнена красным цветом - «очень опасное управление», желтым цветом - «опасное управление», белым цветом - «мало опасное управление», зеленым цветом - «надежное управление».

Кроме того, коэффициент расхода топлива может быть отображен на дисплее с цветовой индикацией различных уровней эффективности и экологичности управления транспортным средством различными цветами.

Кроме того, цветовая индикация различных уровней эффективности и экологичности управления для показателя коэффициента расхода топлива может быть выполнена красным цветом - «превышение норматива расхода топлива», желтым цветом - «нормативный расход топлива», белым цветом - «экономия топлива», зеленым цветом - «максимальная экономия топлива».

Кроме того, показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления выводятся на дисплей с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами одновременно с речевым сообщением.

Кроме того, система снабжена звуковой сигнализацией, выполненной с возможностью подачи звукового сигнала при повышении коэффициента опасности управления транспортным средством до опасного.

На фиг. 1 показана зависимость оптимальной максимальной скорости Vmax от средней скорости сообщения VC; на фиг. 2 показано влияние отклонения оптимальной максимальной скорости ТС ΔV на вероятность P вовлечения в ДТП (риск ДТП); на фиг. 3 приведен график зависимости интенсивности ДТП λ от величины среднеквадратичного отклонения продольного ускорения σ; на фиг. 4 показана зависимость σопт от средней скорости сообщения

Система для контроля управления транспортным средством содержит выполненные с возможностью установки на транспортном средстве и соединения с датчиками скорости, продольного и бокового ускорений и расхода топлива, устройство для обработки информации, связанное с ним устройство для отображения информации с дисплеем и средство управления.

Устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренных значений максимальной скорости, среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорений от средней величины с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями этих показателей и определение по отклонениям этих показателей от оптимальных значений коэффициентов опасности управления, характеризующих уровень безопасности движения ТС, и выведением на дисплей наибольшего из коэффициентов опасности, сравнения измеренного расхода топлива с вычисляемым установленной программой нормативным значением этого показателя и определение коэффициента расхода топлива, характеризующего уровень экономичности и экологичности управления, и выведением его на дисплей.

Показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления отображены на дисплее с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами: красным цветом - «очень опасное управление», желтым цветом - «опасное управление», белым цветом - «мало опасное управление», зеленым цветом - «надежное управление».

Коэффициент расхода топлива отображен на дисплее с цветовой индикацией различных уровней эффективности управления транспортным средством различными цветами: красным цветом - «превышение норматива расхода топлива», желтым цветом - «нормативный расход топлива», белым цветом - «экономия топлива», зеленым цветом - «максимальная экономия топлива».

Показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления выводятся на дисплей с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами одновременно с речевым сообщением.

Система снабжена звуковой сигнализацией, выполненной с возможностью подачи звукового сигнала при повышении коэффициента опасности управления транспортным средством до опасного.

Устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренных значений максимальной скорости, среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорений от средней величины с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями этих показателей и определение по отклонениям этих показателей от оптимальных значений коэффициентов

В результате сравнения посредством установленной программы определяются величины отклонения измеренных показателей от их оптимальных (нормативных) значений. Используя полученные величины отклонений, с помощью известных зависимостей (риска дорожно-транспортного происшествия (ДТП) от величины отклонения скорости от оптимального значения, интенсивности ДТП от среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорения) определяются коэффициенты опасности управления.

Например, на основании предварительно проведенных испытаний была определена зависимость оптимальной максимальной скорости (Vmax) от средней скорости сообщения (Vc) - Фиг. 1. С помощью указанной зависимости, при известной скорости сообщения, определяется величина отклонения измеренной максимальной скорости от оптимальной величины. Зная величину отклонения, с помощью графика, приведенного на Фиг. 2 определяется минимальный риск ДТП соответствующий оптимальной максимальной скорости - Pmin и риск ДТП, соответствующий величине отклонения максимальной скорости от оптимального значения - Pi. Величина коэффициента опасности управления определяется как частное от деления Pi на Pmin.

При выполнении маневров возникают продольные и боковые ускорения ТС. Чем больше величина этих ускорений, тем выше неравномерность движения. Для описания неравномерности движения используется среднее квадратичное отклонения продольного и бокового ускорений от их средних величин. Безопасным значениям скорости, дистанции и бокового интервала соответствуют безопасные значения среднеквадратичных продольного и бокового ускорений. Это означает, что коэффициент опасности управления ТС можно вычислить и через измерение ускорений. На фиг. 3 приведен график зависимости интенсивности ДТП λ от величины среднеквадратичного отклонения продольного ускорения σ.

Для вычисления коэффициента опасности управления необходимо, определить σ, и среднюю скорость ТС на мерном участке пути. Используя график, полученный в результате предварительных испытаний (фиг. 4), определить оптимальную величину σопт, соответствующую измеренной средней скорости ТС.

Затем, с помощью графика, приведенного на фиг. 3, определить величину интенсивности ДТП, соответствующую измеренному значению σi и допустимую величину интенсивности ДТП λдоп, соответствующую оптимальной величине σопт.

вычисляется по формуле:

В результате вычислений получаем три значения .

Первое определяется отклонением максимальной скорости от оптимального значения.

Второе определяется величиной превышения среднеквадратичным отклонением продольного ускорения от оптимальной величины.

Третье определяется величиной превышения среднеквадратичным отклонением бокового ускорения от оптимальной величины.

В качестве показателя опасности управления на дисплей выводится большее из трех значений коэффициента опасности управления.

Коэффициент расхода топлива определяется как отношение эксплуатационного расхода, при измеренной средней скорости сообщения, к нормативному значению.

На дисплей устройства в цифровом виде и цветовой индикацией выводятся следующие показатели: средняя скорость сообщения, максимальная скорость, оптимальная максимальная скорость, коэффициент опасности управления и коэффициент расхода топлива.

В таблице №1 приведен перечень показателей движения ТС, отражающих качество управления этим ТС и выводимых на дисплей во время поездки по запросу водителя.

Результаты вычислений средней скорости сообщения, коэффициента опасности управления и коэффициента расхода топлива отображаются на дисплее в следующем формате: условное обозначение, результат измерений, размерность. Кроме того, степень опасности (Коп) и уровень экономичности управления (Kq) дополнительно отображаются цветом.

Результаты вычислений максимальной скорости отображаются на дисплее в следующем формате: условное обозначение, результат измерений, оптимальная максимальная скорость, размерность. Кроме того, в зависимости от величины отклонения от оптимальной максимальной скорости, степень опасности этого отклонения обозначается цветом.

Пример - изображение информации на дисплее:

Считывая измеренные значения показателей и их оценки, водитель получает информацию о соответствии выбранных им на предыдущем отрезке пути максимальной скорости, дистанции, бокового интервала условиям безопасности, эффективности, экологичности управления и, при наличии отклонений от этих условий, исправляет свои ошибки.

Изобретение позволит повысить объективность оценки умения водителя управлять транспортным средством с необходимым качеством, оценивать уровень безопасности управления при движении по дорогам общего пользования путем вычисления коэффициента опасности управления на основании вычислений отклонения максимальной скорости от оптимального значения, превышение средним квадратичным отклонением ускорения оптимальной величины; оценивать уровень экономичности (эффективности, экологичности) управления путем вычисления коэффициента расхода топлива.

Изобретение позволит допускать к участию в дорожном движении только тех водителей, которые умеют управлять ТС с заданными уровнями безопасности, эффективности и экологичности.

Изобретение позволит объективно ранжировать водителей по уровню квалификации. На этой основе может быть построена система, мотивирующая водителей управлять ТС более безопасно, эффективно и экологично, как на автотранспортном предприятии, так и в масштабах государства.

Изобретение позволит определить уровень умения водителя управлять ТС при движении по дорогам общего пользования путем сравнения измеряемых показателей качества управления ТС с оптимальными (нормативными) значениями этих показателей, которые определяются в зависимости от средней скорости сообщения на основании предварительных испытаний при реализации водителем оптимальной модели управления ТС.

Устройство подсказывает водителю оптимальную передачу и момент ее включения с учетом режима движения ТС (разгон, скорость установившегося движения) путем подачи сигнала, формируемого установленной программой на основании предварительного определенного экономичного алгоритма регулирования скорости ТС.

Действующие квалификационные характеристики требуют, чтобы водитель умел управлять ТС, не расшифровывая этого понятия. Поэтому сегодня отсутствует возможность ранжирования водителей по уровню квалификации, следовательно, отсутствует и система, мотивирующая водителей повышать ее. Применение изобретения позволит объективно ранжировать водителей по уровню квалификации. На этой основе может быть построена система, мотивирующая водителей управлять ТС более безопасно, эффективно и экологично, как на автотранспортном предприятии, так и в масштабах государства.

В результате при проведении экзамена ГИБДД допуск к управлению ТС получат водители умеющие управлять с необходимыми уровнями безопасности, эффективности, экологичности. Применение изобретения позволит допускать к участию в дорожном движении только тех водителей, которые умеют управлять ТС с заданными уровнями безопасности, эффективности и экологичности.

1. Система для контроля управления транспортным средством содержит выполненные с возможностью установки на транспортном средстве и соединения с датчиками скорости, продольного и бокового ускорений и расхода топлива устройство для обработки информации, связанное с ним устройство для отображения информации с дисплеем и средство управления, устройство для обработки информации выполнено с возможностью сравнения измеренных значений максимальной скорости, среднего квадратичного отклонения продольного и бокового ускорений от средней величины с вычисляемыми установленной программой оптимальными значениями этих показателей и определение по отклонениям этих показателей от оптимальных значений коэффициентов опасности управления, характеризующих уровень безопасности управления транспортным средством и выведением на дисплей наибольшего из коэффициентов опасности управления, а также с возможностью сравнения измеренного значения расхода топлива с вычисляемым установленной программой нормативным значением этого показателя и определение уровня экономичности управления с вычислением коэффициента расхода топлива и выведением его на дисплей.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления транспортным средством отображены на дисплее с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами.

3. Система по п. 2, отличающаяся тем, что цветовая индикация различных уровней безопасности для показателя максимальной скорости и коэффициента опасности управления транспортным средством выполнена красным цветом - «очень опасное управление», желтым цветом - «опасное управление», белым цветом - «мало опасное управление», зеленым цветом - «надежное управление».

4. Система по п. 1, отличающаяся тем, что коэффициент расхода топлива отображен на дисплее с цветовой индикацией различных уровней эффективности управления транспортным средством различными цветами.

5. Система по п. 4, отличающаяся тем, что цветовая индикация различных уровней эффективности управления для показателя коэффициента расхода топлива выполнена красным цветом - «превышение норматива расхода топлива», желтым цветом - «нормативный расход топлива», белым цветом - «экономия топлива», зеленым цветом - «максимальная экономия топлива».

6. Система по п. 2, отличающаяся тем, что показатели максимальной скорости и коэффициента опасности управления транспортным средством отображены на дисплее с цветовой индикацией различных уровней безопасности движения транспортного средства различными цветами одновременно с речевым сообщением.

7. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена звуковой сигнализацией, выполненной с возможностью подачи звукового сигнала при повышении коэффициента опасности управления транспортным средством до опасного.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам (ТС). Устройство управления троганием с места ТС, следующего за находящимся впереди ТС, которое остановилось впереди рассматриваемого ТС, содержит блок обнаружения находящегося впереди ТС; блок получения информации о нем и блок обнаружения запроса водителем рассматриваемого ТС на трогание с места.

Изобретение относится к системе смазки в транспортных средствах. Гибридное транспортное средство содержит двигатель; первую роторную машину; первый и второй масляные насосы, а также первый подводящий канал, соединенный со стороной нагнетания первого масляного насоса.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Устройство управления муфтой для гибридного транспортного средства содержит средство выделения перегрузочной способности по передаточному крутящему моменту; средство вычисления значений команд управления крутящим моментом приведения в движение; средство вычисления скорости изменения значений команд управления крутящим моментом приведения в движение и средство вычисления максимальных значений перегрузочной способности по крутящему моменту второй муфты.

Устройство управления транспортным средством содержит фрикционную муфту (4), масляный насос (11), электрический масляный насос (16), блок управления (20). Блок управления (20) удерживает фрикционную муфту (4) разъединенной, с устраненным зазором хода, когда транспортное средство остановлено.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Гибридное транспортное средство содержит двигатель, первый и второй электродвигатель, планетарный зубчатый механизм, аккумулятор и электронный блок управления.

Изобретение относится к транспортным средствам. Контроллер управления трансмиссией транспортного средства содержит электронный блок управления, выполненный с возможностью выполнения управления движением по инерции для блокировки тракта передачи мощности между двигателем и трансмиссией с помощью сцепления, когда во время движения транспортного средства выполнено заданное условие.

Изобретение относится к устройствам управления транспортным средством. Контроллер транспортного средства управляет движением транспортного средства, выбирая один из двух режимов движения, и обеспечивает движение в выбранном режиме.

Способ регулирования дистанции транспортного средства до впереди идущего транспортного средства содержит следующие этапы: а) установление ситуации экономии топлива для фазы использования импульса движения; б) предварительный расчет оптимальной для расхода скоростной характеристики для движения без помех; в) предварительный расчет потребности в дополнительной дистанции до впереди идущего транспортного средства, необходимой для осуществления фазы использования импульса движения полностью; г) создание необходимой дополнительной дистанции перед ситуацией экономии топлива; д) осуществление фазы использования импульса движения по достижении ситуации экономии топлива.

Изобретение относится к гибридным трансмиссиям. Гибридная трансмиссия для автотранспортного средства, оборудованного двигателем внутреннего сгорания и тяговой электромашиной, содержит два концентричных первичных вала, первое средство соединения между двумя первичными валами, вторичный вал, связанный с колесами транспортного средства и на котором установлено второе средство соединения.

Изобретение относится к транспортным средствам. В способе ускорения автомобиля с помощью управляющей и регулирующей системы автомобиля определяют запрошенный водителем момент в зависимости от указания водителя, от массы автомобиля и от других компонентов трансмиссии автомобиля.

Изобретение относится к устройствам безопасности транспортного средства. Транспортное средство содержит систему пассивного отпирания дверей, по меньшей мере одну антенну в пределах транспортного средства и контроллер.
Изобретение относится к области транспорта, а именно к противоугонным системам и электронным ключам для самоходных транспортных средств. Безопасный электронный ключ транспортного средства представляет собой включаемый рукой герметизированный выключатель, разрывающий электрические цепи электронного ключа.
Изобретение относится к контролю движения транспортных средств (ТС). Способ оперативного сопровождения и управления наземными ТС заключается в том, что на соответствующем ТС принимают навигационные сигналы со спутников глобальной системы радионавигации, формируют пакет информации с данными, преобразуют указанный пакет информации в сигнал для передачи по каналу сотовой системы связи в реальном масштабе времени через систему сотовой связи на ЦДП, где информацию периодически принимают от данного и от других ТС.

Изобретение относится к области обеспечения длительного автономного автоматического контроля за перевозкой опасных грузов подвижным составом, не оборудованным бортовой системой электроснабжения с целью определения и контроля их параметров.

Предложен способ распознавания манипулирования связью между дистанционно управляемым блокировочным блоком и соответствующим ему дистанционным управлением. При осуществлении способа, обнаруживают намерение блокировки.

Использование – в области электротехники. Технический результат – увеличение безопасности при бесконтактной передаче энергии.

Изобретение относится к оборудованию транспортных средств, предотвращающему их неразрешенное использование или кражу, и может быть применено в конструкциях замков зажигания для препятствия их демонтажа.
Изобретение относится к системам оповещения о местонахождении транспортного средства. Система оповещения о местонахождении транспортного средства содержит основной GPS приемник и основной приемопередатчик GSM, подключенные в общую электронную схему с аккумулятором транспортного средства.

Изобретение относится к области предотвращения несанкционированного использования транспортных средств и предназначено для идентификации автомобиля или его частей с целью предупреждения угона автотранспорта, затруднения преступной продажи угнанного транспорта или его частей и затруднения использования поддельных документов.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. По первому варианту устройство блокировки перемещения подвижного узла транспортного средства содержит корпус, два цилиндрических элемента с кольцевыми проточками, обойму с отверстием, в котором с возможностью перемещения расположена первая блокирующая деталь.

Изобретение относится к трансмиссиям гибридных автомобилей. Устройство управления трансмиссией для гибридного транспортного средства, имеющей множество зацепляющих муфт, содержит контроллер трансмиссии, управляющий переключением передач для переключения между множеством схем переключения передач, которые устанавливаются посредством перемещения зацепляющих муфт на основе запроса на переключение передач. Контроллер трансмиссии выбирает схемы переключения передач из множества схем, в которых одна из зацепляющих муфт присутствует в тракте передачи мощности, идущем от источников мощности на ведущее колесо, и обозначает выбранные схемы переключения передач в качестве группы схем переключения передач для нормального использования, которая используется для управления переключением передач в нормальных условиях. Увеличивается скорость отклика при переключении. 6 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх