Способ оценки и развития психомоторных способностей спортсмена

Изобретение предназначено для эффективной оценки и развития психомоторных способностей человека. Способ осуществляется со спортивным снарядом или без него на поле с искусственными управляемыми препятствиями, которые перемещаются программно-аппаратным комплексом (ПАК), и отличается тем, что в зависимости от подготовленности спортсмена тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим развития психомоторных способностей, где ПАК, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, создают мобильные препятствия заданного размера; выбирается диаметр, количество и максимальная скорость шаров, мобильные шары имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает обводку шаров, имитирующих соперников; в данном способе задается режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена; при этом перемещения шаров предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы ПАК: перемещение шаров прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем перемещают шары, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; задача спортсмена - выполнить обводку шаров при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шаром в границах тренировочной площадки; при отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда с шаром или выхода на границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение; по максимальной скорости и размеру шаров, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о психомоторных способностях спортсмена. Способ обеспечивает повышение эффективности оценки и развития психомоторных способностей спортсмена игровых видов спорта путем применения доступных технических средств.

 

Изобретение относится к спорту и физической культуре и предназначено для оценки и развития психомоторных способностей спортсменов в игровых видах спорта. Вместе с тем данное изобретение может найти применение в физиологической, медицинской, психологической науке и практике, где важна корректная оценка способности индивидуума к эффективному действию в ограниченном изменяющемся пространстве.

Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов, и комплекса психомоторных упражнений. Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способностей [1].

Уровень техники

По патенту [2] известен способ тренировки игроков и спортсменов, где тренировки осуществляются на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок. Изменение положения, формы и площади разрешенных зон и режимов тренировки задают вручную или программно-аппаратным комплексом.

Близким к предлагаемому способу является способ по патенту [3], где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи светодинамической подсветки игрового поля. Световые зоны, выделенные светом, являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения световых запрещенных зон предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает световые зоны прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает зоны, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы, согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки задается диаметр, количество и максимальная скорость запрещенных зон. Задача спортсмена - выполнить обводку зон при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с запрещенной зоной в границах тренировочной площадки. При отсутствии попадания спортсмена или спортивного снаряда на запрещенную зону или границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения запрещенных зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

Недостатком вышеуказанных способов является их низкая эффективность в условиях яркого освещения поля действия человека, а также высокая стоимость средств формирования видеоконтента-светодинамических зон.

Известен дистанционно управляемый шар, который представляет собой герметичную полую сферу, внутри которой находятся электродвигатели, приводящие ее в движение, перезаряжаемая аккумуляторная батарея, питающая электродвигатели и контролер управления, снабженный модулем bluetooth для удаленного приема команд со смартфона/планшета [4]. Пользователь может дистанционно контролировать роботизированный шар, перемещать его в разные стороны.

Однако такой шар и технология его управления еще не применяются при оценке и развитии психомоторных способностей спортсменов, а потенциал данного технического ресурса еще не раскрыт для специалистов из физиологической, медицинской, психологической науки и практики.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности оценки и развития психомоторных способностей спортсмена игровых видов спорта путем применения доступных технических средств.

Технический результат достигается тем, что оценка и/или развитие психомоторных способностей спортсмена со спортивным снарядом или без него проводится на поле с искусственными управляемыми препятствиями, которые перемещаются программно-аппаратным комплексом. Причем новым является то, что тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим оценки и/или развития психомоторных способностей, где программно-аппаратным комплексом, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, создают мобильные препятствия заданного размера.

Мобильные шары имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена. Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает обводку шаров, имитирующих соперников. В данном способе задается сбалансированный режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена. При этом перемещения шаров предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади. Предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса, который перемещает шары прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем программа комплекса перемещает шары, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики. В зависимости от подготовленности спортсмена, этапа его оценки или развития выбирается диаметр, количество и максимальная скорость шаров. Задача спортсмена - выполнить обводку шаров при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шаром в границах тренировочной площадки. При отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда с шаром или выхода на границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Существенные признаки, характеризующие изобретение, проявили в заявляемой совокупности новые свойства, явным образом не вытекающие из уровня техники и не являющиеся очевидными для специалиста. Идентичной совокупности признаков не обнаружено в патентной и научной литературе.

Исходя из вышеизложенного следует считать предлагаемое изобретение соответствующим условиям патентоспособности «новизна», «изобретательский уровень», «промышленная применимость».

Предлагаемый способ оценки и развития психомоторных способностей спортсмена осуществляется следующим образом. Тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим тренировки или теста. Программно-аппаратным комплексом, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, формируют на игровом поле группу роботов-соперников.

Для эффективного развития психомоторных способностей спортсмена физическая нагрузка задается ему в сочетании с интеллектуальной нагрузкой, которая предъявляется игроку как необходимость предугадывания изменений ситуаций при выполнении целевых перемещений.

На игровом поле известными традиционными средствами, например, краской, формируется тренировочная площадь заданной формы и размера. В зависимости от подготовленности спортсмена и задач тренировки, на игровом поле устанавливается выбранное тренером число условных соперников-шаров заданного диаметра, которые перемещаются по тренировочной площади с заданной максимальной скоростью.

При этом перемещения шаров не связаны с действиями спортсмена на игровой площадке и предсказуемы для него, потому что они, перемещаясь в ограниченном пространстве, двигаются прямолинейно и изменяют свое направление движения только после «столкновения» с границей тренировочной площади или другими шарами. Причем их перемещения компьютерная программа формирует, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы по существующим законам механики.

В такой ситуации, на малых скоростях, спортсмену не трудно просчитать изменение положения шаров на игровом поле и заранее безошибочно выбрать направление своего перемещения и выполнить игровую задачу. Однако с возрастанием скорости зон, увеличением их числа и диаметра возникает лимит пространства и времени для принятия решения и выполнения технико-тактических приемов. Как показали эксперименты, в таких условиях состояние спортсмена мало чем отличается от его состояния в реальной игровой обстановке, где он вынужден одновременно контролировать свой спортивный снаряд, изменение обстановки на игровом поле и быстро просчитывать рациональные варианты развития игры.

Перед спортсменом ставится задача: провести спортивный снаряд по предложенному маршруту, например, к противоположному краю игровой площадки и обратно, выполняя обводку шаров или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шарами в границах тренировочной площадки.

Начиная свое перемещение, спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает их обход, как обводку игроков - соперников.

При отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда шаром или выходов на границу тренировочной площади, скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение. По максимальной скорости и размеру шаров, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о психомоторных способностях спортсмена, его умении видеть игровое поле, предугадывать изменение игровой ситуации и эффективно реализовывать свои навыки.

Действия спортсмена могут сниматься видеокамерой, видеоизображение может передаваться в программно-аппаратный комплекс для автоматической обработки данных и фиксирования ошибок испытуемого.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для создания упражнений может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет оценивать и развивать психомоторные способности спортсмена, индивидуализировать тренировочные и тестовые задания, моделируя различные по сложности игровые ситуации. Сравнительный анализ данных разновременных тестов испытуемого позволит оценить динамику развития психомоторных способностей спортсмена, сравнить его показатели с другими членами команды.

Таким образом, заявляемый способ оценки и развития психомоторных способностей спортсмена обладает новыми свойствами, обусловливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Психомоторные способности [Электронный ресурс]. Режим доступа http://studbooks.net/736873/turizm/struktura_soderzhanie_psihomotornyh_sposobnostey

2. Патент 2444392 РФ, МПК А63В 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е. - №2011101282; заявл. 12.01.2011; опубл. 10.03.2012, Бюл. №7.

3. Патент 2557497 РФ, А63В 71/00. Способ тренировки технико-тактических действий спортсмена в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е. - №2014138070/12; заявл. 19.09.2014; опубл. 20.07.2015, Бюл. №20.

4. Дистанционно управляемый шар [Электронный ресурс]. Режим доступа https://mysku.ru/blog/china-stores/50631.html.

Способ оценки и развития психомоторных способностей спортсмена, осуществляемый со спортивным снарядом или без него на поле с искусственными управляемыми препятствиями, которые перемещаются программно-аппаратным комплексом, отличающийся тем, что в зависимости от подготовленности спортсмена тренер или исследователь выбирает программу, задающую режим развития психомоторных способностей, где программно-аппаратным комплексом, содержащим заданное число дистанционно управляемых шаров, создают мобильные препятствия заданного размера; выбирается диаметр, количество и максимальная скорость шаров, мобильные шары имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь, препятствуют передвижению спортсмена; спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения шаров и совершает обводку шаров, имитирующих соперников; в данном способе задается режим физической и интеллектуальной нагрузки на спортсмена; при этом перемещения шаров предсказуемы для спортсмена и не связаны с его действиями на тренировочной площади; предсказуемость изменения игровой ситуации определяется особенностью работы программно-аппаратного комплекса: перемещение шаров прямолинейными отрезками до столкновения их с границами тренировочной площади и/или между собой, причем перемещают шары, как имитацию ударных взаимодействий абсолютно упругих тел равной массы согласно существующим законам механики; задача спортсмена - выполнить обводку шаров при перемещении до заданных графиком тренировки участков тренировочной площади и/или удержаться в течение заданного времени от столкновения с шаром в границах тренировочной площадки; при отсутствии столкновения спортсмена или спортивного снаряда с шаром или выхода на границу тренировочной площади, диаметр и/или скорость перемещения шаров увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнить предъявленное упражнение; по максимальной скорости и размеру шаров, а также скорости перемещения спортсмена по тренировочной площади и времени, в течение которого он не допускает ошибок, выполняя упражнение, судят о психомоторных способностях спортсмена.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к способам тренировки футболистов и предназначено для обучения технике ведения мяча с обводкой. Эффективность тренировки достигается тем, что тренер из библиотеки программно-аппаратного комплекса выбирает программу тренировки обводки, осуществляемую на поле со светодинамической подсветкой и стационарными или динамичными зонами, которые являются запрещенными для нахождения спортсмена или его спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников и препятствуют передвижению спортсмена.
Изобретение относится к способам тренировки в игровых видах спорта. Технический результат заключается в расширении арсенала средств, используемых при тренировке спортсменов.
Изобретение относится к способам тренировки обводки в игровых видах спорта. Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают световые зоны заданной величины, изменение положения световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом.

Изобретение относится к защитным элементам одежды отдельных частей тела человека и может применяться в сфере охраны труда и/или в спорте для снижения травматизма при ударах или толчках.

Изобретение относится к области спорта и может быть использовано для оперативного контроля за биомеханическими параметрами тяжелоатлетов, в частности для оценки технической и физической их подготовленности, как в тренировочном, так и соревновательном процессе.
Изобретение относится к способам тренировки в игровых видах спорта. Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к спорту и предназначено для дистанционной игры или тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. В данном изобретении при помощи двух дистанционно взаимосвязанных систем программно-аппаратного комплекса, который содержит средства визуализации светодинамических зон и средства фиксации перемещений спортсменов, осуществляется игра или тренировка и/или тестирование одновременно двух игроков, находящихся на удаленных друг от друга одинаковых игровых полях.
Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Вместе с тем оно может быть использовано в тренировках военнослужащих, представителей МЧС и спецслужб, а также в целях увеличения двигательной активности населения и профилактики гиподинамии.
Изобретение относится к способам тренировки футболистов и предназначено для обучения технике ведения мяча с обводкой. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения технике ведения мяча с обводкой в футболе.
Изобретение относится к способам тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта и может быть использовано в тренировках футболистов, хоккеистов и баскетболистов.
Изобретение относится к спортивной медицине, педагогике, предназначено для диагностики когнитивно-моторных компонентов способностей спортсменов. Способ осуществляют на поле со светодинамической подсветкой.
Изобретение относится к способам оценки спортивных талантов в игровых видах спорта. Тренер из библиотеки программно-аппаратного комплекса (ПАК) выбирает программу оценки спортивной одаренности спортсмена, осуществляемую на игровом поле с искусственно созданными зонами заданного размера, которые являются запрещенными для нахождения спортсмена и/или спортивного снаряда, имитируют противодействие игроков-соперников, целенаправленно перемещаются и препятствуют передвижению спортсмена, реагируют на изменение направления движения спортсмена с заданной инерционностью, обусловленной задержкой перемещения из-за наличия времени сенсомоторной реакции игроков-соперников.
Изобретение относится к спорту и медицине. Исследователь выбирает программу оценки и развития координационных способностей, используя программно-аппаратный комплекс (ПАК), содержащий средства видеоконтроля действий человека и средства визуализации контента на поле его действий, на горизонтальном поле заданным количеством дистанционно управляемых шаров формируют образ координационной лестницы (КЛ).
Изобретение относится к спортивной медицине, физической культуре и спорту и предназначено для тренировки взаимодействия группы спортсменов. Световым излучателем программно-аппаратного комплекса (ПАК), в состав которого входит система контроля местоположения тренирующихся, формируют светодинамические зоны (СДЗ), которые являются обязательным местом пребывания тренирующихся.
Способ диагностики и развития координационных способностей человека, включающий использование программно-аппаратного комплекса (ПАК), содержащего средства видеоконтроля действий человека и средства визуализации контента на поле его действий, отличающийся тем, что на плоском или с заданным рельефом горизонтальном поле проекционными средствами визуализируют в заданном месте, заданной конфигурации и размера световую координационную лестницу.
Изобретение относится к способам тренировки технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта. Технический результат достигается тем, что тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим игры-тренировки на поле со светодинамической подсветкой.

Изобретение предназначено для реабилитации нарушенных функций организма и трудоспособности людей с ограниченными физическими возможностями и относится к технике различного назначения, а конкретно к лыжному, саночному, бобслейному, коньколыжному, конькобежному, велосипедному спорту.
Изобретение относится к медицине, в частности к лечебной физкультуре, физиотерапии, и может быть использовано при лечении больных с диабетической ангиопатией нижних конечностей и дистальной диабетической сенсомоторной нейропатией.

Настоящее изобретение относится к приспособлению для тренировки ходьбы, а также способу тренировки ходьбы для него. Оно содержит устройство для ходьбы, выполненное с возможностью крепления к ноге пользователя так, чтобы помогать пользователю при ходьбе; первый обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении передней стороны; второй обеспечивающий натяжение участок, выполненный с возможностью тянуть одно из устройства для ходьбы и ноги пользователя в направлении вертикально верхней стороны и в направлении задней стороны; и управляющий участок, выполненный с возможностью управлять усилием натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и усилием натяжения второго обеспечивающего натяжение участка, так что результирующее усилие направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения первого обеспечивающего натяжение участка и направленной вверх вертикальной составляющей усилия натяжения второго обеспечивающего натяжение участка поддерживает вес устройства для ходьбы.

Изобретение относится к спортивно-тренировочным устройствам, а именно к тренажерам силовой борьбы соперников, преимущественно для таких видов спорта, как хоккей, футбол.

Группа изобретений относится к области медицины, отбору персонала и предназначена для обеспечения универсального определения визуального восприятия кандидатов. Компьютеризированная тестовая система, определяющая визуальное восприятие кандидатов содержит платформу, клавиатуру для ввода данных, установленную на платформе, звуковой адаптер для преобразования данных в слуховые элементы, жесткий диск для хранения данных, дисплейный адаптер для преобразования получаемой информации в визуальные элементы, монитор, подключенный к дисплейному адаптеру.
Наверх