Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением



Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением
Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением
Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением

Владельцы патента RU 2664618:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ") (RU)

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением содержит насос с механическим приводом, двухпозиционные основные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров зубчатых муфт, двухпозиционные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров фрикционных муфт двойного сцепления, двухпозиционные дополнительные клапаны с гидравлическим управлением посредством трехпозиционного гидрораспределителя с ручным управлением. Выходы дополнительных клапанов сообщены с гидроцилиндрами зубчатых муфт и с гидроцилиндром фрикционной муфты. Входы дополнительных клапанов при их включении сообщены с напорной гидролинией, а при выключении дополнительных клапанов их входы сообщены с выходами основных клапанов. Повышается надежность работы коробки передач. 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Техническое решение относится к трансмиссиям транспортных средств. Оно касается электрогидравлического управления коробкой передач с двойным сцеплением.

В патентах №№2439404, 2458270, выданных в РФ, показаны электрогидравлические системы управления коробкой передач с двойным сцеплением, содержащие один насос, гидроаккумулятор, трехлинейные трехпозиционные клапаны с электрическим управлением для подачи рабочей жидкости под давлением к гидроцилиндрам перемещения зубчатых муфт и поршней фрикционных муфт двойного сцепления, десятилинейные распределительные клапаны, которые имеют очень сложную конструкцию. Более близким аналогом является электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением, представленная в заявке №2016/0003347, опубликованной в США. Она содержит один насос, гидроаккумулятор, электронный блок управления трехлинейными двухпозиционными клапанами подачи рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления и к гидроцилиндрам зубчатых муфт двухстороннего действия, сообщаемым с источником давления рабочей жидкости посредством четырехлинейных трехпозиционных клапанов, управляемых электронным блоком. Однако в случае неисправности электронного блока управления коробкой передач или нарушений в работе бортовой системы электропитания исключается возможность включения и работы сцепления, что приводит к потере подвижности транспортного средства, а также невозможности его буксировки. Кроме того, в этой системе управления коробкой передач не предусмотрено управление ею при использовании ее совместно с демультипликатором.

Технической проблемой является создание электрогидравлической системы управления коробкой передач с двойным сцеплением, обеспечивающей нормальную работу этой коробки передач с помощью электронного блока и ее работу в аварийном режиме в случае прекращения поступления электрических сигналов от электронного блока к системе управления коробкой передач и двойным сцеплением.

Решение технической проблемы обеспечения работы коробки передач с двойным сцеплением в нормальном режиме и ее работы в аварийном режиме в случае прекращения поступления сигналов от электронного блока достигается тем, что электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением, имеющей два первичных вала, промежуточные валы и вторичный вал с расположенными на них зубчатыми колесами, содержит насос с механическим приводом, двухпозиционные основные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров зубчатых муфт, двухпозиционные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров фрикционных муфт двойного сцепления и двухпозиционные дополнительные клапаны с гидравлическим управлением посредством трехпозиционного гидрораспределителя с ручным управлением. Выходы дополнительных клапанов сообщены с гидроцилиндрами зубчатых муфт и с гидроцилиндром фрикционной муфты, входы дополнительных клапанов при их включении сообщены с напорной гидролинией, а при выключении дополнительных клапанов их входы сообщены с выходами основных клапанов.

При таком выполнении электрогидравлической системы управления коробкой передач с двойным сцеплением достигается такой технический результат, как обеспечение возможности продолжения движения транспортного средства в случае прекращения поступления электрических сигналов от электронного блока к системе управления коробкой передач и двойным сцеплением.

В электрогидравлической системе управления два дополнительных клапана выполнены пятилинейными, а другие дополнительные клапаны выполнены трехлинейными. Пятилинейными выполнены дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеры гидроцилиндров зубчатых муфт, соединяющих зубчатые колеса с первичными валами, и дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра, служащую для соединения зубчатой муфтой зубчатого колеса с водилом планетарного ряда, и камеру гидроцилиндра, служащую для соединения зубчатой муфтой с вторичным валом зубчатого колеса реверсивной передачи. Трехлинейными выполнены дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты, дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра зубчатой муфты, служащей для соединения первичного вала с вторичным валом, и дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра зубчатой муфты, служащей для соединения с вторичным валом зубчатого колеса, зацепленного с зубчатыми колесами промежуточных валов.

Гидрораспределитель выполнен семилинейным. В крайних позициях его органа управления основной его вход сообщен с насосом, имеющим механический привод. Выходы гидрораспределителя сообщены с управляющими входами трехлинейных дополнительных клапанов, сообщающих с напорной гидролинией гидроцилиндры зубчатых муфт, и с входами клапана «ИЛИ». Выход клапана «ИЛИ» сообщен с управляющими входами пятилинейных дополнительных клапанов и с управляющим входом трехлинейного дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты. Дополнительный вход гидрораспределителя сообщен с дополнительным насосом, имеющим электрический привод. Дополнительные выходы гидрораспределителя в средней позиции органа управления сообщены с системой смазки, а в крайних позициях сообщены с напорной гидролинией.

Управляющий вход дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты, сообщен с выходом клапана «ИЛИ» через двухлинейный клапан задержки подачи рабочей жидкости под давлением к управляющему входу дополнительного клапана, служащего для сообщения гидроцилиндра фрикционной муфты с напорной гидролинией. Управляющий вход двухлинейного клапана задержки подачи рабочей жидкости сообщен с выходом пятилинейного дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндры зубчатых муфт, соединяющих зубчатые колеса с первичными валами. Параллельно с клапаном задержки подачи рабочей жидкости расположен обратный клапан.

Электрогидравлическая система управления снабжена средствами регулирования давления рабочей жидкости, содержащими пилотный трехлинейный клапан пропорционального действия с электрическим управлением. Вход пилотного трехлинейного клапана пропорционального действия сообщен с напорной гидролинией, а выход сообщен с его гидравлическим управляющим входом и с гидравлическим управляющим входом двухлинейного клапана пропорционального действия. Вход двухлинейного клапана пропорционального действия сообщен с напорной гидролинией, а его выход сообщен с гидролинией подачи рабочей жидкости на смазку коробки передач.

Гидролиния подачи рабочей жидкости на смазку коробки передач сообщена с выходом гидрораспределителя, имеющего ручное управление, при среднем положении его органа управления и с выходом предохранительного клапана, вход которого сообщен с насосом, имеющим электрический привод.

Электрогидравлическая система управления коробкой передач снабжена четырехлинейным двухпозиционным клапаном с гидравлическим управлением, запирающим при его выключении рабочую жидкость в гидроцилиндрах фрикционных муфт двойного сцепления. Управляющий вход запирающего клапана подключен к выходу дополнительного клапана «ИЛИ», один из входов которого сообщен с выходом вспомогательного трехлинейного двухпозиционного клапана с электрическим управлением, вход которого сообщен с напорной гидролинией. Другой вход дополнительного клапана «ИЛИ» сообщен через дроссель с управляющим входом дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты. Запирание рабочей жидкости в гидроцилиндрах фрикционных муфт обеспечивает кратковременную задержку выключения этих муфт при выходе из строя электронного блока управления коробкой передач для возможности продолжения движения транспортного средства своим ходом.

На фигуре 1 показана кинематическая схема коробки передач с двойным сцеплением.

На фигуре 2 показана электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением.

Коробка передач, кинематическая схема которой показана на фигуре 1, содержит два первичных вала 1 и 2 разного диаметра, имеющих привод от многодисковых фрикционных муфт 3 и 4 двойного сцепления, промежуточные валы 5, из которых показан только один вал, и вторичный вал 6. Вал 6 соединен со звеном планетарного ряда, образующего демультипликатор 7, а именно с солнечной шестерней 8. На первичном валу 1 большего диаметра свободно установлено зубчатое колесо 9, соединяемое с ним зубчатой муфтой 10 двухстороннего действия, в другом ее положении соединяющей с валом 1 зубчатое колесо 11. Зубчатые колеса 9 и 11 зацеплены с зубчатыми колесами 12 и 13, закрепленными на промежуточном валу 5. Помимо зубчатых колес 12 и 13 на промежуточном валу 5 закреплены зубчатые колеса 14, 15 и 16. Зубчатое колесо 14 зацеплено с зубчатым колесом 17, свободно установленным на первичном валу 2 меньшего диаметра и соединяемым с ним зубчатой муфтой 18. Зубчатое колесо 15 имеет кинематическую связь через промежуточную шестерню 19 реверсивной передачи с зубчатым колесом 20, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым с ним зубчатой муфтой 21 двухстороннего действия, соединяющей в другой ее позиции первичный вал 2 с вторичным валом 6. Зубчатое колесо 16 зацеплено с зубчатым колесом 22, свободно расположенным на вторичном валу 6 и соединяемым с ним зубчатой муфтой 23, соединяющей в другой ее позиции зубчатое колесо 22 с води лом 24 планетарного ряда, образующего демультипликатор 7. Водило 24 соединено с выходным валом 25. На водиле 24 расположены сателлиты, зацепленные с солнечной шестерней 8 демультипликатора 7 и с коронным зубчатым колесом 26. Демультипликатор 7 содержит зубчатую муфту 27, соединяющую в одной ее позиции коронное зубчатое колесо 26 с водилом 24, а в другой ее позиции - с корпусом коробки передач.

Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением, показанная на фигуре 2, содержит насос 28 с механическим приводом от двигателя внутреннего сгорания и дополнительный насос 29, имеющий электрический привод. С насосом 28 сообщена основная напорная гидролиния 30. С гидролинией 30 сообщены входы трехлинейных основных двухпозиционных клапанов 31-40 с электрическим управлением, подключенных к электронному блоку (не показан). Клапаны 31-40 предназначены для сообщения с напорной гидролинией 30 рабочих камер гидроцилиндров 41-45 двухстороннего действия, предназначенных для перемещения зубчатых муфт 10, 18, 21, 23, 27 коробки передач. Включение гидроцилиндров 41-45 производится путем подачи рабочей жидкости под давлением в одну из их камер. При подаче давления в обе камеры гидроцилиндров 41-44, то есть при сообщении с напорной гидролинией 30 обеих камер каждого из этих гидроцилиндров зубчатые муфты 10, 18, 21 и 23 занимают среднее положение. Клапаны 31 и 32 при их включении по сигналу электронного блока сообщают с гидролинией 30 рабочие камеры 46 и 47 гидроцилиндра 41 перемещения зубчатой муфты 10 коробки передач, клапаны 33 и 34 сообщают с гидролинией 30 рабочие камеры 48 и 49 гидроцилиндра 42 перемещения зубчатой муфты 18, клапаны 35 и 36 сообщают с гидролинией 30 рабочие камеры 50 и 51 гидроцилиндра 43 перемещения зубчатой муфты 21, клапаны 37 и 38 сообщают с гидролинией 30 рабочие камеры 52 и 53 гидроцилиндра 44 перемещения зубчатой муфты 23, клапаны 39 и 40 сообщают с гидролинией 30 рабочие камеры 54 и 55 гидроцилиндра 45 перемещения зубчатой муфты 27 демультипликатора 7. Выходы клапанов 31 и 32 сообщаются при их включении с рабочими камерами 46 и 47 гидроцилиндра 41 через гидролинии 56 и 57, выходы клапанов 33 и 34 сообщаются при их включении с камерами 48 и 49 гидроцилиндра 42 через гидролинии 58 и 59, выходы клапанов 35 и 36 сообщаются при их включении с камерами 50 и 51 гидроцилиндра 43 через гидролинии 60 и 61, выходы клапанов 37 и 38 сообщаются при их включении с камерами 52 и 53 гидроцилиндра 44 через гидролинии 62 и 63, выходы клапанов 39 и 40 сообщаются при их включении с камерами 54 и 55 гидроцилиндра 45 через гидролинии 64 и 65.

При выключении клапанов 31-40 их выход сообщается со сливной гидролинией 66, слив из которой рабочей жидкости в поддон корпуса коробки передач производится через подпорный клапан 67, препятствующий полному опорожнению гидроцилиндров.

Кроме того, с напорной гидролинией 30 сообщены входы трехлинейных двухпозиционных клапанов 68 и 69 с электрическим управлением, предназначенных для подачи рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндры 70 и 71 включения фрикционных муфт 3 и 4 двойного сцепления. Выходы клапанов 68 и 69 сообщаются при их включении с гидроцилиндрами 70 и 71 фрикционных муфт через гидролинии 72 и 73.

Эта система управления коробкой передач с двойным сцеплением снабжена двухпозиционными дополнительными клапанами 74-78 с гидравлическим управлением посредством трехпозиционного гидрораспределителя 79, имеющего ручное управление. Входы дополнительных клапанов сообщены при их включении с напорной гидролинией, а при выключении дополнительных клапанов их входы сообщены с выходами клапанов, имеющих электрическое управление. Два дополнительных клапана выполнены пятилинейными, а другие дополнительные клапаны выполнены трехлинейными. Пятилинейным выполнен дополнительный клапан 74, сообщающий с напорной гидролинией 30 камеру 47 гидроцилиндра 41 зубчатой муфты 10, соединяющей зубчатое колесо 9 с первичным валом 1, и камеру 48 гидроцилиндра 42 зубчатой муфты 18, соединяющей зубчатое колесо 17 с первичным валом 2. Клапан 74 имеет два выхода, сообщающиеся с гидроцилиндрами 41 и 42 зубчатых муфт 10 и 18, два входа, сообщающиеся при выключении клапана 74 с выходами основных клапанов 32 и 33, и один вход, сообщающийся с напорной гидролинией 30 при включении клапана 74. Кроме того, пятилинейным выполнен дополнительный клапан 75, сообщающий с напорной гидролинией 30 камеру 51 гидроцилиндра 43, служащую для соединения первичного вала 2 с вторичным валом 6, и камеру 52 гидроцилиндра 44, служащую для соединения зубчатой муфтой 23 зубчатого колеса 22 с водилом 24 планетарного ряда. Клапан 75 имеет два выхода, сообщающиеся с гидроцилиндрами 43 и 44 зубчатых муфт 21 и 23, два входа, сообщающиеся при его выключении с выходами основных клапанов 36 и 37, и один вход, сообщающийся с напорной гидролинией 30 при его включении. Трехлинейными выполнены дополнительный клапан 76, сообщающий с напорной гидролинией 30 гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4, дополнительный клапан 77, сообщающий с напорной гидролинией 30 камеру 50 гидроцилиндра 43 зубчатой муфты 21, соединяющей зубчатое колесо 20 с вторичным валом 6, и дополнительный клапан 78, сообщающий с напорной гидролинией 30 камеру 53 гидроцилиндра 44 зубчатой муфты 23 для соединения с вторичным валом 6 зубчатого колеса 22, зацепленного с зубчатыми колесами 16 промежуточных валов 5.

Гидрораспределитель 79 выполнен семилинейным. В крайних позициях его органа управления основной его вход сообщен через обратный клапан 80 с насосом 28, имеющим механический привод. Выход гидрораспределителя 79 в крайней позиции его органа управления, обозначенной буквой D, сообщается через гидролинию 81 с управляющим входом дополнительного клапана 77 и с входом клапана 82 с функцией «ИЛИ». В другой крайней позиции, обозначенной буквой R, выход гидрораспределителя 79 сообщается через гидролинию 83 с управляющим входом дополнительного клапан 78 и с другим входом клапана 82 с функцией «ИЛИ». Выход клапана 82 сообщен с управляющими входами пятилинейных дополнительных клапанов 74 и 75 и с управляющим входом трехлинейного дополнительного клапана 76, сообщающего с напорной гидролинией 30 при его включении гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4. Дополнительный вход гидрораспределителя 79 сообщен через гидролинию 84 с дополнительным насосом 29, имеющим электрический привод. Дополнительный выход гидрораспределителя 79 в средней позиции его органа управления сообщен через гидролинию 85 с системой смазки, а в крайних позициях его другой дополнительный выход сообщен с напорной гидролинией 30.

Таким образом в крайнем положении органа управления, обозначенном буквой D, соответствующем движению транспортного средства вперед, гидрораспределитель 79 сообщает с насосом 28 управляющий вход трехлинейного двухпозиционного клапана 77 и один из входов клапана 82 с функцией «ИЛИ», с выходом которого сообщены управляющие входы пятилинейных клапанов 74 и 75 и управляющий вход дополнительного клапана 76.

В другом крайнем положении органа управления, обозначенном буквой R, соответствующем движению транспортного средства назад, гидрораспределитель 79 сообщает с насосом 28 управляющий вход трехлинейного клапана 78 и один из входов клапана 82 с функцией «ИЛИ», с выходом которого сообщены управляющие входы пятилинейных клапанов 74 и 75 и управляющий вход дополнительного клапана 76. При этом в обоих крайних положениях органа управления гидрораспределитель 79 сообщает напорную гидролинию 30 с насосом 29, имеющим электрический привод. В среднем положении органа управления гидрораспределитель 79 сообщает насос 29 с системой смазки коробки передач.

Управляющий вход дополнительного клапана 76, сообщающего с напорной гидролинией 30 гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4, сообщен с выходом клапана 82 «ИЛИ» через двухлинейный клапан 86 задержки подачи рабочей жидкости под давлением к управляющему входу дополнительного клапана 76, служащего для сообщения гидроцилиндра фрикционной муфты 4 с напорной гидролинией 30. Клапан 86 задержки подачи рабочей жидкости предназначен для обеспечения последовательного включения зубчатой муфты коробки передач и фрикционной муфты. Управляющий вход клапана 86 задержки подачи рабочей жидкости сообщен через гидролинию 87 с выходом пятилинейного дополнительного клапана 74, сообщающего с напорной гидролинией 30 гидроцилиндры 41 и 42 зубчатых муфт 10 и 18, соединяющих зубчатые колеса 9 и 17 с первичными валами 1 и 2. Параллельно с клапаном 86 задержки подачи рабочей жидкости расположен обратный клапан 88.

Система управления коробкой передач снабжена средствами регулирования давления рабочей жидкости, содержащими пилотный трехлинейный клапан 89 пропорционального действия с электрическим управлением, вход которого сообщен с напорной гидролинией 30, а выход сообщен с его гидравлическим управляющим входом и с гидравлическим управляющим входом двухлинейного клапана 90 пропорционального действия. Вход клапана 90 сообщен с напорной гидролинией 30, а выход сообщен с гидролинией 91, сообщающейся с гидролинией 85 подачи рабочей жидкости на смазку коробки передач. Кроме того, с гидролинией 85 сообщен выход предохранительного клапана 92, вход которого сообщен с насосом 29, имеющим электрический привод. Также имеются предохранительный клапан 93, вход которого сообщен с насосом 28, имеющим привод от двигателя, и предохранительный клапан 94, вход которого сообщен с гидролинией 91 подачи рабочей жидкости на смазку. В гидролинии 85 установлен теплообменник 95, параллельно с которым расположен перепускной предохранительный клапан 96.

Представленная система управления коробкой передач с двойным сцеплением снабжена четырехлинейным двухпозиционным клапаном 97 с гидравлическим управлением, запирающим при его выключении рабочую жидкость в гидроцилиндрах 70, 71 фрикционных муфт 3, 4 двойного сцепления. Управляющий вход запирающего клапана 97 подключен к выходу дополнительного клапана 98 «ИЛИ», один из входов которого сообщен с выходом вспомогательного трехлинейного двухпозиционного клапана 99 с электрическим управлением, вход которого при его включении сообщен с напорной гидролинией 30. Другой вход дополнительного клапана 98 «ИЛИ» сообщен через дроссель 100 с гидролинией 101, сообщающей с выходом клапана 82 через клапан 86 задержки подачи рабочей жидкости управляющий вход дополнительного клапана 76, сообщающего с напорной гидролинией 30 гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4.

При работе коробки передач во время движения транспортного средства от электронного блока поступают электрические сигналы к основным клапанам 31-40 электрогидравлической системы управления гидроцилиндрами 41-45 зубчатых муфт 10, 18, 21, 23 и 27 и к основным клапанам 68 и 69 управления гидроцилиндрами 70 и 71 фрикционных муфт 3 и 4. Клапаны 31-40 при их включении поочередно сообщают с напорной гидролинией 30 камеры гидроцилиндров 41-45 зубчатых муфт 10, 18, 21, 23 и 27, переключающих ступени в коробке передач и ее демультипликаторе. А клапаны 68 и 69 попеременно сообщают с напорной гидролинией 30 гидроцилиндры 70 и 71 фрикционных муфт 3 и 4 после включения соответствующих зубчатых муфт.

В случае прекращения работы электронного блока по какой-либо причине во время движения транспортного средства перестают поступать сигналы к включенным основным клапанам 31-40 коробки передач, которые, выключаясь, сообщают камеры гидроцилиндров со сливной гидролинией. Однако зубчатые муфты остаются на прежнем месте, так как их перемещение происходит только при подаче давления рабочей жидкости в камеры их гидроцилиндров. При прекращении поступления сигналов от электронного блока к основным клапанам 68 и 69 управления гидроцилиндрами 70 и 71 фрикционных муфт 3 и 4 и к вспомогательному клапану 99 происходит выключение этих клапанов. Выключаясь, вспомогательный клапан 99 сообщает со сливной гидролинией 66 вход дополнительного клапана 98 «ИЛИ» и соответственно управляющий вход четырехлинейного клапана 97, который под действием пружины занимает положение, при котором запираются выходы рабочей жидкости из гидроцилиндров 70 и 71 фрикционных муфт 3 и 4. Оставаясь в них, рабочая жидкость препятствует отходу поршней гидроцилиндров от фрикционных дисков и тем самым размыканию этих дисков. Из-за пребывания фрикционных дисков в замкнутом состоянии происходит передача ими некоторого крутящего момента от двигателя к коробке передач и далее к колесам транспортного средства. Это способствует сохранению транспортным средством своей подвижности, возможности продолжения движения транспортного средства.

При необходимости обеспечения движения транспортного средства вперед при неисправном электронном блоке, не подающем сигналы клапанам коробки передач и двойного сцепления, имеющим электрическое управление, устанавливают орган управления гидрораспределителем 79 в положение, обозначенное буквой D. Тогда рабочая жидкость поступает через гидролинию 81 к управляющему входу дополнительного клапана 77 и к входу клапана 82 с функцией «ИЛИ», от которого она по гидролиниям 102, 103 и 104 поступает к управляющим входам пятилинейных клапанов 74 и 75 и поступает через клапан 86 задержки подачи рабочей жидкости по гидролинии 101 к управляющему входу клапана 76. При включении клапанов 74, 75 и 77 происходит поступление рабочей жидкости под давлением в камеры 47, 48, 50, 51 и 52 гидроцилиндров 41-44, устанавливающих зубчатые муфты 10, 18, 21 и 23 в рабочем положении. А при включении клапана 76 происходит поступление рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4. При включении фрикционной муфты 4 происходит передача крутящего момента от двигателя к зубчатым колесам коробки передач и ее демультипликатора, а затем к колесам транспортного средства.

При необходимости обеспечения движения транспортного средства назад при неисправном электронном блоке устанавливают орган управления гидрораспределителем 79 в положение, обозначенное буквой R. В этом случае рабочая жидкость поступает к управляющему входу дополнительного клапана 78 и к входу клапана 82 с функцией «ИЛИ», от которого она поступает к управляющим входам пятилинейных клапанов 74 и 75 и поступает через клапан 86 задержки подачи рабочей жидкости к управляющему входу клапана 76. При включении клапанов 74, 75 и 78 происходит поступление рабочей жидкости под давлением в камеры 47, 48, 51, 52 и 53 гидроцилиндров 41-44 зубчатых муфт 10, 18, 21 и 23, а при включении клапана 76 происходит поступление рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр 71 фрикционной муфты 4. При включении фрикционной муфты 4 происходит передача крутящего момента от двигателя к зубчатым колесам коробки передач и ее демультипликатора, а затем к колесам транспортного средства.

При буксировке транспортного средства орган управления гидрораспределителя 79 устанавливают в среднем положении и включают дополнительный насос 29, имеющий электрический привод. Тогда рабочая жидкость от насоса 29 через гидрораспределитель 79 и через теплообменник 95 по гидролинии 85 поступает на смазку деталей коробки передач.

Представленная электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением, содержащая основные клапаны с электрическим управлением и дополнительные клапаны с гидравлическим управлением посредством трехпозиционного гидрораспределителя с ручным управлением, обеспечивает возможность движения транспортного средства вперед либо назад и его буксировку в случае неисправности электронного блока, используемого для подачи электрических сигналов.

Таким образом, представленная электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением обеспечивает управление трансмиссией транспортного средства в следующих режимах:

- потеря управления трансмиссией в движении в случае выхода из строя электронной системы управления;

- трогание с места и движение транспортного средства на выбранной скорости вперед в случае выхода из строя электронной системы управления, отключения электропитания;

- трогание с места и движение транспортного средства на выбранной скорости задним ходом в случае выхода из строя электронной системы управления, отключения электропитания;

- возможность буксировки транспортного средства в случае выхода из строя электронной системы управления, отключения электропитания;

- пуск двигателя при достаточной скорости буксирования транспортного средства передним или задним ходом.

Обеспечение возможности управления транспортным средством в вышеперечисленных режимах существенно повышает безопасность эксплуатации транспортного средства в чрезвычайных ситуациях.

1. Электрогидравлическая система управления коробкой передач с двойным сцеплением, имеющей два первичных вала, промежуточные валы и вторичный вал с расположенными на них зубчатыми колесами, содержащая насос с механическим приводом, двухпозиционные основные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров зубчатых муфт, двухпозиционные клапаны с электрическим управлением для сообщения с напорной гидролинией гидроцилиндров фрикционных муфт двойного сцепления, двухпозиционные дополнительные клапаны с гидравлическим управлением посредством трехпозиционного гидрораспределителя с ручным управлением, выходы дополнительных клапанов сообщены с гидроцилиндрами зубчатых муфт и с гидроцилиндром фрикционной муфты, входы дополнительных клапанов при их включении сообщены с напорной гидролинией, а при выключении дополнительных клапанов их входы сообщены с выходами основных клапанов.

2. Система управления коробкой передач по п. 1, отличающаяся тем, что два дополнительных клапана выполнены пятилинейными, а другие дополнительные клапаны выполнены трехлинейными, пятилинейными выполнены дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеры гидроцилиндров зубчатых муфт, соединяющих зубчатые колеса с первичными валами, и дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра, служащую для соединения зубчатой муфтой зубчатого колеса с водилом планетарного ряда, и камеру гидроцилиндра, служащую для соединения зубчатой муфтой с вторичным валом зубчатого колеса реверсивной передачи, трехлинейными выполнены дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты, дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра зубчатой муфты, служащей для соединения первичного вала с вторичным валом, и дополнительный клапан, сообщающий с напорной гидролинией камеру гидроцилиндра зубчатой муфты, служащей для соединения с вторичным валом зубчатого колеса, зацепленного с зубчатыми колесами промежуточных валов.

3. Система управления коробкой передач по п. 2, отличающаяся тем, что гидрораспределитель выполнен семилинейным, в крайних позициях его органа управления основной его вход сообщен с насосом, имеющим механический привод, а выходы сообщены с управляющими входами трехлинейных дополнительных клапанов, сообщающих с напорной гидролинией гидроцилиндры зубчатых муфт, и с входами клапана «ИЛИ», выход которого сообщен с управляющими входами пятилинейных дополнительных клапанов и с управляющим входом трехлинейного дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты, дополнительный вход гидрораспределителя сообщен с дополнительным насосом, имеющим электрический привод, его дополнительные выходы в средней позиции органа управления сообщены с системой смазки, а в крайних позициях сообщены с напорной гидролинией.

4. Система управления коробкой передач по п. 3, отличающаяся тем, что управляющий вход дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты, сообщен с выходом клапана «ИЛИ» через двухлинейный клапан задержки подачи рабочей жидкости, управляющий вход упомянутого клапана задержки подачи рабочей жидкости сообщен с выходом пятилинейного дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндры зубчатых муфт, соединяющих зубчатые колеса с первичными валами, параллельно с клапаном задержки подачи рабочей жидкости расположен обратный клапан.

5. Система управления коробкой передач по п. 3, отличающаяся тем, что она снабжена средствами регулирования давления рабочей жидкости.

6. Система управления коробкой передач по п. 5, отличающаяся тем, что средства регулирования давления рабочей жидкости содержат пилотный трехлинейный клапан пропорционального действия с электрическим управлением, вход которого сообщен с напорной гидролинией, а выход сообщен с его гидравлическим управляющим входом и с гидравлическим управляющим входом двухлинейного клапана пропорционального действия, вход которого сообщен с напорной гидролинией, а выход сообщен с гидролинией подачи рабочей жидкости на смазку коробки передач.

7. Система управления коробкой передач по п. 6, отличающаяся тем, что гидролиния подачи рабочей жидкости на смазку коробки передач сообщена с выходом гидрораспределителя, имеющего ручное управление, при среднем положении его органа управления и с выходом предохранительного клапана, вход которого сообщен с насосом, имеющим электрический привод.

8. Система управления коробкой передач по п. 3, отличающаяся тем, что она снабжена четырехлинейным двухпозиционным клапаном с гидравлическим управлением, запирающим при его выключении рабочую жидкость в гидроцилиндрах фрикционных муфт двойного сцепления, управляющий вход запирающего клапана подключен к выходу дополнительного клапана «ИЛИ», один из входов которого сообщен с выходом вспомогательного трехлинейного двухпозиционного клапана с электрическим управлением, вход которого сообщен с напорной гидролинией, другой вход дополнительного клапана «ИЛИ» сообщен через дроссель с управляющим входом дополнительного клапана, сообщающего с напорной гидролинией гидроцилиндр фрикционной муфты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройству управления коробкой передач и двойным сцеплением. Устройство содержит трехпозиционный гидрораспределитель (79) с ручным управлением, сообщающий с напорной гидролинией (30) в крайних его позициях управляющие входы клапанов (74, 75, 77 и 78) с гидравлическим управлением для включения зубчатыми муфтами посредством гидроцилиндров передачи переднего или заднего хода.

Устройство рекуперативного управления скоростью транспортного средства содержит контроллер. Контроллер выполняет рекуперативное управление скоростью для понижения передаточного числа бесступенчатой трансмиссии в сторону низкого передаточного отношения и увеличения скорости вращения входного вала трансмиссии, с которым соединяется электромотор, когда существует запрос для увеличения величины рекуперации во время замедления.

Изобретение относится к способу управления переключением передач. Энергия вращения для переключения передач отбирается от вала отбора мощности, которая через включенную магнитно-жидкостную муфту сцепления передается кривошипу.

Изобретение относится к электромобилям. Устройство управления коробкой передач электрического транспортного средства содержит средство управления для переключения коэффициента распределения крутящего момента и средство управления перегрузочной способностью зацепления для управления перегрузочной способностью зацепления фрикционного элемента зацепления в течение периода выполнения переключения передач.

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Устройство управления двойным сцеплением и коробкой передач содержит двухпозиционные клапаны (68) и (69) с электрическим управлением, при включении сообщающие гидроцилиндры фрикционных муфт двойного сцепления с напорной гидролинией (30).

Изобретение относится к гидравлической системе привода. Система гидроусиления содержит ведущее гидравлическое устройство (1) с убирающимися радиальными поршнями, ведомое гидравлическое устройство (2) с убирающимися радиальными поршнями и основной двигатель (М).

Группа изобретений относится к планетарным вариаторам. Планетарный вариатор, функционирующий как подсистема для переменных или реверсивных трансмиссий, выполнен с возможностью выдерживать сжимающее давление типично в пределах, но этим не ограничиваясь, в диапазоне от 20 до 150 бар.

Изобретение относится к приводной системе транспортного средства. Устройство управления приводной системой транспортного средства, содержащего блок дифференциала с электрическим приводом и блок механической ступенчатой трансмиссии, содержит блок оценки входного крутящего момента, который вычисляет расчетный входной крутящий момент блока механической ступенчатой трансмиссии на основе уравнения движения для блока дифференциала с электрическим приводом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей зацепляют шестерню, соответствующую одной зубчатой паре, соединенной с первой планетарной передачей в коробке передач, или соответствующую одной зубчатой паре, соединенной со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. В способе управления гибридной силовой передачей зацепляют шестерни одной зубчатой пары, соединенной с первой планетарной передачей в коробке передач; соединяют два вращающихся компонента в первой планетарной передаче посредством первого соединительного устройства и приводят в действие вторую электрическую машину так, что она формирует тяговый момент на выходном валу через одну зубчатую пару, соединенную со второй планетарной передачей и выходным валом.

Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно к вертолетным редукторам. Многопоточный главный редуктор вертолета содержит упругие муфты, муфты свободного хода, конические зубчатые передачи со спиральными зубьями первой ступени и ведущие цилиндрические шестерни второй ступени.

Изобретение относится к способу получения модифицированных коробок передач. Коробка передач содержит двойное сцепление, ведомый и два соосных входных вала, расположенных один внутри другого, с шестернями постоянного зацепления, соединяемые с валами с помощью муфт включения.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В коробке передач с шестерней одного входного вала сцеплена шестерня, свободно установленная на ведомом валу.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфты включения первой и третьей передач и четвертой передачи.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. В несоосной коробке передач с двумя сцеплениями на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфты включения третьей и пятой, второй и четвертой передач.

Изобретение относится к системе силовой трансмиссии. Система силовой трансмиссии включает первый трансмиссионный блок, второй трансмиссионный блок, первое устройство сцепления, второе устройство сцепления, третье устройство сцепления, защитный клапан и электронный блок управления.

Изобретение относится к транспортным автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями состоит из узла двойного сцепления, корпуса с параллельно размещенными в нем двумя ведомыми валами, двумя соосными входными валами.

Изобретение относится к коробкам передач с двумя сцеплениями. В коробке передач на первом ведомом валу располагаются шестерни и муфты переключения третьей-пятой и восьмой-четвертой передач.

Изобретение относится к системе коробки передач. Коробка передач (10) состоит из первой шестерни (20), имеющей наружный зубчатый венец, ряда ведущих шестерен (80), находящихся в зацеплении с наружным зубчатым венцом первой шестерни (20), второй шестерни (30), ряда третьих шестерен (40), где каждая из третьей шестерни (40) соосно соединена с четвертой шестерней (50), имеющей наружный зубчатый венец, и пятой шестерни (60).

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к автоматизированным трансмиссиям. Коробка передач с двумя сцеплениями содержит корпус с размещенными в нем соосными входными и выходным валами и параллельным им промежуточным валом.

Изобретение относится к автоматизированным трансмиссиям. В соосной коробке передач с двумя сцеплениями первая и вторая муфты обеспечивают включение передач прямого хода, а третья муфта включает передачу заднего хода.
Наверх