Цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к средствам перевозки вязких при охлаждении нефтепродуктов. Цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов включает установленный на транспортных тележках котел (1) с верхним (2) наливным люком, нижним сливным прибором с верхним управлением, парообогревательный кожух (4) со штуцерами для подачи пара и слива конденсата, укрепленный на нижней половине котла и покрывающий нижнюю половину. Цистерна содержит переходную трубу (7), жестко прикрепленную одним своим торцом к нижнему листу обечайки котла цистерны, а другим торцом, имеющим фланец, соединенную со сливным прибором. На штанге над седлом клапана сливного прибора жестко установлен герметично изолированный сосуд (11), заполненный теплопоглощающим материалом. Верхняя половина котла цистерны над парообогревательным кожухом покрыта теплоизолирующим материалом. Изобретение обеспечивает сохранение высокой температуры и текучести перевозимого нефтепродукта, сокращает время его выгрузки и снижает затраты тепловой энергии на выгрузку и очистку котла. 1 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 табл.

 

Изобретение относятся к железнодорожному транспорту, а более конкретно к средствам перевозки вязких нефтепродуктов: мазутов, масел, пара-финистых нефтей и др.

Известны цистерны для вязких нефтепродуктов, содержащие средства их разогрева, обеспечивающие восстановление текучести нефтепродукта перед выгрузкой (Морчиладзе И.Г. Железнодорожные цистерны: конструкции, техническое обслуживание и ремонт. М, «ИВС-Холдинг», 2006, - 512 с.).

Недостатками цистерн являются:

- большие трудозатраты и затраты тепловой энергии на разогрев нефтепродукта для восстановления его текучести при выгрузке, проводимой, как слив самотеком;

- необходимость для организации выгрузки нефтепродуктов сливных площадок, включающих сложные инженерно-строительные сооружения, оборудованные дорогостоящей техникой;

- низкий оборот вагонов-цистерн, обусловленный длительностью операций выгрузки нефтепродукта и очистки цистерн от его высоковязких остатков, проводимых с продолжительным разогревом, как цистерны, так и доставленного нефтегруза.

Также известны цистерны-термосы с тепловой изоляцией стенок котла, обеспечивающей снижение скорости охлаждения перевозимого нефтепродукта (Казубов А.И. Применение цистерн-термосов для перевозки застывающих нефтепродуктов. М; «ЦНИИТЭИМОС», вып. 11, 1987, 32 с.).

Недостатками цистерн-термосов являются сложность обеспечения всего комплекса требований, предъявляемых к цистернам нормативными документами и высокая себестоимость. Цистерны - термосы применяют лишь для небольшого перечня затвердевающих наливных грузов, имеющих малые объемы перевозок.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому изобретению является железнодорожная вагон-цистерна, известная как модель 15-1566, которую применяют для перевозки вязких нефтепродуктов (Губенко В.К., Никодимов А.П., Жилин Г.К. Цистерны (устройство, эксплуатация, ремонт). М.; Транспорт, 1990 г., 151 с.).

Цистерна включает горизонтально установленный на транспортных тележках цилиндрический котел, имеющий верхний наливной люк, нижний сливной прибор с верхним управлением, осуществляемым с помощью штанги, вороток которой помещен в верхнем наливном люке, а также парообогревательный кожух, снабженный штуцерами для подачи пара и слива конденсата, укрепленный на нижней половине котла и покрывающий всю нижнюю половину.

Недостатком цистерны является то, что сливной прибор крепится непосредственно к нижнему листу котла вагона-цистерны, с использованием резиновых уплотняющих элементов, которые нагреваются при наливе в цистерну горячего нефтепродукта и со временем теряют свои эксплуатационные характеристики. По требованиям, предъявляемым к резинотехническим изделиям, их температура не должна превышать плюс 125°С, тогда, как на выходе из перегонного аппарата на нефтеперерабатывающем заводе мазуты и масла имеют температуру, превышающую плюс 300°С (Баннов П.Г. Процессы переработки нефти т. 11, М, ЦНИИТЭнефтехим, 2001, - 415 с.). По этой причине вязкие нефтепродукты перед наливом в вагон-цистерну предварительно охлаждают до температуры ниже, чем плюс 100°С. Охлаждение производят с продолжительной выдержкой в специальных емкостях, занимающих производственные площади, на нефтеперерабатывающих заводах, и, как правило, с использованием градирен. Градирни, являются специальными сооружениями требующими, производственных мощностей, оборудования и привлечения обслуживающего персонала (Коваленко В.П., Турчанинов В.Е. Обеспечение температурного режима нефтепродуктов при их транспортировании и хранении: Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов. НТИС. М., «ВНИИОЭНГ», 1989, №6, 83 с.).

Кроме того, парообогревательный кожух, укрепленный на нижней половине котла вагона-цистерны модели 15-1566, обеспечивает разогрев доставленного нефтепродукта перед его сливом, но не препятствует, а скорее способствует охлаждению всей его массы на стадии транспортирования.

Воздушный зазор между обечайкой котла цистерны и парообогревательным кожухом создает конструктивно не предусмотренную тепловую изоляцию нижней половины котла цистерны, где теплопередача от горячего нефтегруза в окружающее пространство происходит менее интенсивно, чем на верхней его половине. Горячий жидкий нефтепродукт в верхней половине котла заполненной цистерны охлаждается на холодных стенках котла, имеющих тепловой контакт с внешней средой быстрее, чем в нижней его половине. Это охлаждение сопровождается ростом плотности нефтепродукта, который переходит в гидродинамически неустойчивое состояние, возбуждающее термогравитационную конвекцию.

Конвекционные токи охлажденного жидкого нефтепродукта, возникающие на стенках котла, смешиваются с горячими его массами внутри котла цистерны и вызывают их охлаждение, Конвективный теплоперенос в горячем жидком нефтепродукте, особенно интенсивный в первые часы после его налива в цистерну, вызывает быстрое охлаждение и рост вязкости всей массы нефтепродукта в цистерне.

Задачей изобретения является сокращение времени выгрузки нефтепродукта из цистерны, затрат тепловой энергии на его разогрев перед выгрузкой, а также повышение производительности труда на организацию перевозки и слива вязких нефтепродуктов в зимнее время года, из которых первый фактор ведет к существенному увеличению оборота подвижного состава, обеспечивающего доставку вязких нефтепродуктов.

Технический результат достигается тем, что цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов, включающая горизонтально установленный на транспортных тележках цилиндрический котел, имеющий верхний наливной люк, нижний сливной прибор с верхним управлением, осуществляемым с помощью штанги, вороток которой помещен в верхнем наливном люке, а также парообогревательный кожух, снабженный штуцерами для подачи пара и слива конденсата, укрепленный на нижней половине котла и покрывающий всю нижнюю половину, дополнительно содержит переходную трубу, жестко прикрепленную одним торцом к нижнему листу обечайки котла цистерны, а другим торцом, имеющем фланец, соединенную с нижним сливным прибором, причем на штанге, над седлом клапана сливного прибора, жестко установлен герметично изолированный сосуд, заполненный теплопоглощающим материалом.

При этом верхняя половина котла, над парообогревательным кожухом, покрыта теплоизолирующим материалом.

На фиг. 1 изображено продольное сечение котла цистерны заполненной нефтепродуктом. На фиг. 2 изображено сечение средней части котла цистерны с верхним наливным люком и нижним сливным прибором.

Цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов содержит горизонтально установленный на транспортных тележках цилиндрический котел 1, имеющий верхний наливной люк 2, нижний сливной прибор 3 с верхним управлением. На нижней половине котла цистерны 1 жестко зафиксирован парообогревательный кожух 4. Верхнее управление нижнего сливного прибора 3 обеспечивается штангой 5, имеющей вороток 6, который в нерабочем положении помещается в верхнем наливном люке 2. Нижний сливной прибор 3 монтируется на переходной трубе 7, жестко прикрепленной одним своим торцом к нижнему листу обечайки котла цистерны 1 и имеющей на втором торце отверстие 8 перекрываемое седлом клапана 9 нижнего сливного прибора 3. На нижней стороне седла клапана 9 укреплена резиновая уплотняющая манжета 10, обеспечивающая герметичность сливного прибора 3 в закрытом положении.

На штанге 5 непосредственно над седлом клапана 9 жестко укреплен герметично изолированный сосуд 11, заполненный теплопоглощающим материалом.

В качестве теплопоглощающего материала могут быть использованы, например, кристаллогидраты солей, а если штанга 5 изготовлена в виде пустотелой трубы, то и вода. Все эти вещества имеют сравнительно низкую температуру и высокую удельную теплоту фазовых превращений.

Фазовым превращением у кристаллогидратов солей является плавление, а точнее обратимая реакция разложения на соль и воду, а у воды - испарение, происходящее при кипении.

Примерами кристаллогидратов являются уксуснокислый натрий трехводный CH3COONa⋅3H2O и гипосульфит натрия пятиводный Na2S2O3⋅5Н2O. Удельная теплота и температура фазовых переходов названных теплопоглощающих материалов представлены в таблице 1.

В закрытом положении сливного прибора 3 сосуд 11, заполненный теплопоглощающим материалом находится внутри переходной трубы 7. При наливе горячего нефтепродукта в котел 1 цистерны происходит и заполнение им переходной трубы 7, имеющей малый объем. Когда горячий нефтепродукт, имеет температуру выше 200°C, кристаллогидраты, заполняющие сосуд 11, плавятся, а вода закипает. В последнем случае образующийся водяной пар через пустотелую штангу 5 сбрасывается в окружающее пространство.

Парообогревательный кожух 4 представляет собой камеру, которую образуют стенка котла 1 и стальной лист, жестко фиксированный на ней с образованием воздушного зазора толщиной четыре сантиметра. Парообогревательный кожух 4 имеет входной патрубок 12, обеспечивающий подачу пара в камеру, и выходной патрубок 13 для слива образующегося конденсата.

Верхняя половина котла 1, над парообогревательным кожухом 4, покрыта слоем теплоизолирующего материала 14, например, жесткого пенополиуретана, стекловаты или ваты минеральной.

Плотность теплового потока q, Вт/м2 от горячего нефтепродукта в окружающее пространство через слой тепловой изоляции с коэффициентом теплопроводности λиз, Вт/м°С и толщиной δиз, м определяется равенством (Михеев М.А., Михеева М.М. Основы теплопередачи М., «Энергия», 1977, 344 с.):

Здесь tн.п. и tвозд. температура нефтепродукта и окружающей среды, °С соответственно. Отношение δизиз называется термическим сопротивлением слоя тепловой изоляции.

Парообогревательный кожух 4 образует воздушную прослойку между стенками котла 1 цистерны и стенкой кожуха. Максимальное термическое сопротивление прослойка создает при сухом воздухе, у которого коэффициент теплопроводности λвозд=0,043 Вт/м°С и достигает δвоздвозд=0,93(м2⋅°С)/Вт

Толщина слоя теплоизолирующего материала 14 должна быть такой, чтобы создаваемое им термическое сопротивление тепловому потоку от горячего нефтепродукта в окружающее пространство превосходило термическое сопротивление слоя воздуха под парообогревательным кожухом 4 не менее, чем в два раза. В таблице 2 указана необходимая толщина слоя 14 для трех различных теплоизолирующих материалов.

На стадии перевозки большая часть нефтепродукта 15, находящегося в центральных областях котла 1 цистерны, имеет высокую температуру и текучесть, тогда как, на внутренней поверхности стенок котла 1 и в переходной трубе 7 образуется слой застывшей фракции 16, которая имеет низкую температуру и находится в высоковязком состоянии.

Наливная площадка, как любой промышленный объект, должна быть оборудована источником технической горячей воды 17 и сбросной канализацией 18.

При установке сливного прибора 3 на переходную трубу 7 не должны превышаться утвержденные габариты подвижного состава.

Перевозку вязких нефтепродуктов в заявляемой цистерне осуществляют следующим образом.

Горячий нефтепродукт наливают в котел 1 цистерны при температуре выхода из перегонного аппарата на нефтеперерабатывающем предприятии, минуя стадию предварительного охлаждения. При этом, непосредственно перед его наливом, через парообогревательный кожух 4 котла 1 цистерны пропускают воду, получаемую из источника технической горячей воды 17 и сливаемую после прохождения через парообогревательный кожух 4 в сбросную канализацию 18. Пропускание воды через парообогревательный кожух 4 обеспечивается с использованием входного патрубка 12 и выходного патрубка 13 парообогревательного кожуха 4. Пропускание воды обеспечивает первичный прогрев котла 1 цистерны до положительных температур, что блокирует появление термических напряжений в сварных швах котла 1.

Эти напряжения могут возникнуть при наливе в котел 1 нефтепродукта с высокой начальной температурой в условиях, когда температура окружающей среды оказывается ниже минус 40°С.

Наливаемый нефтепродукт заполняет переходную трубу 7 и охлаждается в ней, расходуя содержащуюся в нем теплоту на плавление или испарение теплопоглощающего материала, заполняющего сосуд 11. При малом объеме переходной трубы 7, не превосходящем двадцати литров, нефтепродукт, заполняющий переходную трубу 7, охлаждается до температуры, не превышающей плюс 100°C, которая обеспечивает условия нормальной эксплуатации резиновой уплотняющей манжеты 10.

При малой теплопроводности всех нефтепродуктов λн.п.≈0,12 Вт/м°C нефтепродукт, заполняющий объем переходной трубы 7, сам создает тепловую изоляцию резиновой уплотняющей манжеты 10 от горячего нефтепродукта 15 в котле 1 цистерны, температура которого может превышать плюс 200°С.

Продолжающееся пропускание воды, получаемой из источника технической воды 17, под парообогревательный кожух 4 вызывает охлаждение жидкой фракции горячего нефтепродукта 15 в нижней половине котла 1 цистерны до температуры, лежащей в интервале от плюс 100°C до плюс 80°C.

Такие температуры соответствуют существующим требованиям, предъявляемым к условиям эксплуатации цистерн для вязких нефтепродуктов, имеющих резиновые уплотняющие элементы на нижних сливных приборах.

Температура жидкого нефтепродукта 15 в верхней половине котла 1 цистерны сохраняется несколько выше плюс 200°С. Для сохранения ее высокой температуры наружная поверхность котла 1 цистерны покрывается слоем теплоизолирующего материала 14, выполненного, например, из жесткого пенополиуретана, с низкой теплопроводностью λиз=0,04 Вт/м°С. Он может длительно, в течение нескольких лет, эксплуатироваться при температурах от плюс 60°С до плюс 200°C, а кратковременно - и при более высоких температурах.

Теплоизолирующий слой 14 из пенополиуретана наносится напылением на верхнюю половину котла 1 цистерны. Напыление производится в условиях депо в течение двух-трех часов, при необходимости он удаляется механически, т.е. скребком.

После налива жидкий нефтепродукт 15, заполняющий котел 1 цистерны, оказывается в устойчивом неравновесном состоянии, при котором его плотность в верхней половине котла 1 цистерны оказывается на 15-20% ниже, чем в нижней половине котла 1 цистерны.

В таком состоянии, называемом «стратифицированным состоянием», отсутствует причина возникновения термогравитационной конвекции горячих жидкостей, что резко снижает теплоперенос внутри их объема.

В стратифицированном состоянии горячего жидкого нефтепродукта 15 внутри котла 1 цистерны происходит не только уменьшение скорости его охлаждения при перевозках, но изменяется сама картина застывания с переходом в высоковязкое состояние. Этот переход происходит не во всей массе 15 жидкого нефтепродукта, заполняющей котел 1 цистерны, а лишь в тонком слое, прилегающем к стенкам котла 1.

Результаты компьютерных расчетов показали, что толщина слоя застывшей фракции 16 не превосходит шести сантиметров, а его масса будет меньше пяти тонн.

Основная часть жидкого нефтепродукта 15 в котле 1 цистерны, общей массой около шестидесяти тонн, сохраняет высокую температуру и текучесть, достаточную для слива самотеком, по истечении не менее десяти суток транспортирования при температуре окружающей среды минус двадцать градусов Цельсия.

При низкой теплопроводности нефтепродукта λн.п.≈0,12 Вт/м°C слой застывшей фракции 16 сам является дополнительной теплоизолирующей оболочкой котла 1 цистерны.

Слой застывшей фракции 16 легко размывается при подаче пара через входной патрубок 12, под парообогревательный кожух 4 и сбросе конденсата через патрубок 13 по стандартной технологии выгрузки вязких нефтепродуктов. Причем на размыв слоя застывшей фракции 16 тратится меньшее время и расходуется меньшее количество теплоты по сравнению с наиболее близким техническим решением.

При разогреве и размыве слоя застывшей фракции 16, имеющего тепловой контакт с горячим нефтепродуктом 15, существенно снижается и площадь стенок котла 1 цистерны, где остается возможным образование высоковязких остатков перевозимого нефтепродукта. Она ограничивается верхней, не обогреваемой при сливе, половиной котла 1.

Сливаемый нефтепродукт имеет высокую температуру и текучесть и может передаваться в хранилища по наземным коммуникациям в том числе, если они выполнены по временным технологическим схемам.

Решение задачи по сокращению времени выгрузки, затрат тепловой энергии на ее проведение и повышению производительности труда на организацию перевозок вязких нефтепродуктов сводится к следующему:

1. Упрощаются операции по предмаршрутной подготовке вязких нефтепродуктов перед наливом в цистерну, при которой снимается необходимость их предварительного охлаждения перед наливом в цистерну.

2. Снижаются затраты времени и тепловой энергии при выгрузке вязких нефтепродуктов и очистке цистерн от высоковязких остатков.

3. Повышается производительность труда, связанного с перевозками вязких нефтепродуктов, которая выражается снижением простоя цистерн и увеличением оборота подвижного состава.

1. Цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов, включающая горизонтально установленный на транспортных тележках цилиндрический котел, имеющий верхний наливной люк, нижний сливной прибор с верхним управлением, осуществляемым с помощью штанги, вороток которой помещен в верхнем наливном люке, а также парообогревательный кожух, снабженный штуцерами для подачи пара и слива конденсата, укрепленный на нижней половине котла и покрывающий всю нижнюю половину, отличающаяся тем, что дополнительно содержит переходную трубу, жестко прикрепленную одним торцом к нижнему листу обечайки котла цистерны, а другим торцом, имеющим фланец, соединенную с нижним сливным прибором, причем на штанге над седлом клапана сливного прибора жестко установлен герметично изолированный сосуд, заполненный теплопоглощающим материалом.

2. Цистерна для перевозки вязких нефтепродуктов по п. 1, отличающаяся тем, что верхняя половина котла над парообогревательным кожухом покрыта теплоизолирующим материалом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе уплотнения, обеспечивающей возможность технического обслуживания и замены в рабочем режиме сальниковой набивки, уплотнений и втулок вращающегося вала (14), осуществляющего привод инструмента (10), который продолжается внутрь содержащего текучую среду резервуара (12).

Изобретение относится к вагонам-цистернам с термоизоляцией и может быть использовано в стационарных емкостях, контейнерах-цистернах. Вагон-цистерна с термоизоляцией включает котел (2), с которым соединены днища, изготовленные из слоистых композитных материалов, выполненные выпуклыми с отбортовкой в плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости котла.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям вагонов-цистерн. Вагон-цистерна для затвердевающих продуктов включает котел (2) с системой нагрева (3), сливно-наливное устройство (4), камеру, состоящую из двух коаксиально расположенных труб, соединенных герметично вверху с обечайкой и внизу между собой, и коаксиально расположенную по отношению к оси установки сливной трубы.

Изобретение относится к внутренней облицовке транспортных средств, предназначенных для перевозки термозависимых грузов. Термоизолированный контейнер включает корпус, на внутренней поверхности которого по стенкам и потолку установлены панели (2) термоизоляции.

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и касается цистерн для транспортировки застывающих и кристаллизующихся продуктов, в частности для перевозки карбамидоформальдегидной смолы, карбамидоформальдегидного концентрата, а также для перевозки легко воспламеняющихся, токсичных и едких жидкостей.

Изобретение относится к вагонам-цистернам для перевозки затвердевающих продуктов и может быть использовано в контейнерах-цистернах и стационарных емкостях. Вагон-цистерна для затвердевающих продуктов содержит соединенный с рамой (6) котел (1), оборудованный подогревательной системой в виде рубашки (2), охватывающей минимум часть нижней поверхности котла, с устройствами налива и слива продукта.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Вагон-цистерна для затвердевающих продуктов содержит платформу (2) с соединенным с ней котлом (1), включающим обогревающее устройство в виде оболочки, охватывающей корпус котла или его часть и образующей совместно со стенками котла полость с циркулирующим теплоносителем, сливно-наливные устройства с камерой обогрева штуцеров для установки наливной и сливной арматуры, соединенной каналами с обогревающим устройством.

Изобретение относится к железнодорожному подвижному составу и касается цистерн для транспортировки застывающих и кристаллизующихся продуктов, в частности для перевозки карбамидоформальдегидной смолы, карбамидоформальдегидного концентрата, а также для перевозки легковоспламеняющихся, токсичных и едких жидкостей.

Изобретение относится к элементам системы питания дизельных двигателей транспортных средств и может быть использовано для облегчения запуска и работы двигателей на дизельном и биодизельном топливе зимой и в условиях низких температур.

Изобретение относится к транспорту вязких продуктов и может быть использовано на объектах нефтехимии, нефтепереработки и нефтехранения при разгрузке застывающих высоковязких продуктов.

Изобретение относится к вагонам-цистернам с термоизоляцией и может быть использовано в стационарных емкостях, контейнерах-цистернах. Вагон-цистерна с термоизоляцией включает котел (2), с которым соединены днища, изготовленные из слоистых композитных материалов, выполненные выпуклыми с отбортовкой в плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости котла.

Изобретение относится к средствам для транспортировки и хранения коррозионно-агрессивных химических продуктов. Вагон-цистерна для перевозки химических продуктов включает сварной металлический котел (2), содержащий обечайку (3), днища (4), люк-лаз (5) и штуцеры (6) для установки сливно-наливного устройства и предохранительной арматуры.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Железнодорожная цистерна содержит платформу (1) с котлом (2), имеющим с противоположных сторон горловины (3, 4), круглой формы - с одной стороны котла и прямоугольной – с противоположной.

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. В железнодорожной взрывобезопасной цистерне, содержащей котел с люком, предохранительно-впускным клапаном и сливным устройством, цилиндрическая обечайка котла снабжена теневой защитой.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в качестве сливного устройства в железнодорожных цистернах для перевозки жидких грузов.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть использовано в качестве сливного устройства в железнодорожных цистернах для перевозки жидких грузов.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к конструкциям вагонов-цистерн. Вагон-цистерна для затвердевающих продуктов включает котел (2) с системой нагрева (3), сливно-наливное устройство (4), камеру, состоящую из двух коаксиально расположенных труб, соединенных герметично вверху с обечайкой и внизу между собой, и коаксиально расположенную по отношению к оси установки сливной трубы.

Изобретение относится к средствам перевозки жидкостей, в частности легковоспламеняющихся, токсичных и едких жидкостей. Большегрузная взрывобезопасная автоцистерна включает автошасси (1) с рамой, цистерну (2) со сливоналивными рукавами и взрывозащитным устройством, выполненным в виде взрывозащитного клапана, содержащего корпус клапана, теплоизолирующий и разрывной элементы и футерованный грузовой затвор, подвижно соединенный с корпусом клапана.

Изобретение относится к железнодорожным цистернам. Котел вагона-цистерны содержит обечайку (1) и люк с горловиной (3), закрепленной в обечайке котла.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту для перевозок жидких грузов, в частности к конструкциям сливных устройств. Сливной прибор железнодорожной цистерны содержит цилиндрический корпус из двух соединенных частей (1, 2), между которыми установлено предохранительное кольцо (4).
Наверх